Магазин handmade Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook 

Тайна старинной ложки, или Из песков Камышина — в пески Александрии

Как восстановить историю дома, которому более ста лет? Тем более что во времена Николая II в Камышине не было учреждений, вроде современных БТИ, которые вели бы «летопись» домов. Приходится опираться на такие неточные данные, как воспоминания. Согласно им, в двухэтажном здании с полуколоннами на фасаде на углу улиц Октябрьской и Пролетарской, проживал с семье купец Александр Ильич Альтухов. Как было заведено в то время, семейство жило на втором этаже, а на первом располагались магазины. Рассказывают, что торговал купец посудой и галантерей. Но было ли такое?..

В 2012 году я получил сообщение из Волгограда. В городе-герое на Волге в антикварный магазин вошел юноша и показал владельцу ложку. Антиквар взглянул, вздохнул... Особого интереса эта ложка не представляла — таких в семьях (особенно у бабушек в частных домах) сохранилось достаточно много... Юноша вышел из магазина, возвратился домой, сел за компьютер и в интернете ввел фамилию, которая была выбита на ложке: «Альтухов». Так мы и познакомились.

Ложка со штампом "А. И. Альтухов. Камышин" на обратной стороне

Камышин. Галантерейный магазин А. И. Альтухова
В Камышине до сих на перекрестке улиц Пролетарской и Октябрьской возвышается двухэтажный красавец-особняк купца II гильдии Александра Ильича Альтухова. Спасаясь от преследования большевиков, Альтухов вместе с семьей бежал в Египет, где вместе с 4, 5 тысяч русских эмигрантов начал новую жизнь в английском лагере для военнопленных. Потом была Болгария…


Двухэтажный дом купца Александра Альтухова (на старинной открытке и в наши дни)
Правнучка Александра Альтухова - редактор периодических изданий при Факультете славянских филологий Софийского университета написала мне:

«Господин Смелов! Моя мать является внучкой Александра Альтухова. История нашей фамилии очень грустная. Моей бабушке, Лидии Альтуховой, было 17 лет в 1917 году. Она была младшей из четырех сестер — Анны, Марии и Екатерины. На их глазах ночью большевики расстреляли их четырех братьев без суда и закопали в яму перед их домом. От ужаса пережитого они в ночных рубашках добежали до лодки и вместе со своими родителями по Волге доплыли до Одессы, где пересели на корабль Красного креста и вместе с остальными беженцами доплыли до Египта.

В Александрии поселились в палаточном лагере для беженцев, но там стояла невыносимая жара и они все заболели брюшным тифом. Сначала скончалась их мать Александра Альтухова, а затем, дней через десять, и отец- Александр Альтухов. А бабушка Лида вместе со своими сестрами были молоды и чудом выжили. Получили нансеновские паспорта и через Константинополь прибыли в Болгарию. Здесь и родилась моя мама Наталия Федосеевна Беляковская».


Николаевская слобода, камышинские пески
Александр — один из сыновей николаевского купца Ильи Альтухова, который сколотил свое состояние, торгуя дегтем. Символ Николаевской слободы (сегодня город Николаевск, напротив Камышина) — настоящий, исторический — кусок соли озера Эльтон. Подобный хранится в местном музее, где всякому желающему расскажут, что благодаря соли, этому «золотому товару», и возникла Николаевская слобода!


Купец Александр Альтухов (в центре) на фото "Камышинские купцы и мещане". 1909 год
Купечество в слободе жило зажиточное. Например, Илья Альтухов, который сколотил свое состояние, торгуя дегтем. К началу ХХ века его семейство имело уже несколько магазинов: оружейный, тканей, по продаже сельхозинвентаря и другие. На стенде в музее можно увидеть «Счет Торгового Дома «Ильи Альтухова сыновья. В сл. Николаевской Астраханской губернии и г. Камышин, Саратовской губернии». Даже по прошествии века во многих исторических справках о Камышине сохранилась запись: «Имена купцов братьев Альтуховых по сей день помнятся как символы богатства и благополучия».


Счет "Торгового дома "Ильи Альтухова сыновья"
Родились у Ильи сыновья — Михаил, Александр, Иван и Павел, — которые вошли в торговый дом, как и обозначено на торговом чеке. Сыновья росли, и большому купеческому семейству стало тесно в слободе. Трое — Михаил, Александр и Иван — переехали в Камышин. В нашем городе братья разделили бизнес так: Михаил торговал железно-скобяными товарами и охотничьими ружьями, Иван — тканями, а Александр — посудой и галантерей.

Зато в Николаевской слободе Павел развернулся во всю ширь купеческой души: он торговал буквально всем. Мало того, открыл аптеку и электро-театр (так писалось!) «Зеркало жизни». Торговля шла бойко. Известно, что в 1889 году Павел Ильич выписывал из Америки плуги и продавал их по цене 65 рублей за штуку. Позже он организовал собственное производство плугов и продавал их уже по 35 рублей. В Камышине его плуги реализовывал в своем магазине Михаил Ильич.
Словом, дело спорилось, и богатство прибывало. Два брата — Михаил и Александр — были гласными (депутатами) городской Думы, Александр к тому же депутатствовал и в земском собрании, а товарищество Альтуховых спонсировало издание открыток с видом города.

Бег
В июне—августе 1918 года в Камышине было национализировано 420 домовладений, ценность которых превышала 3 млн. рублей. Альтуховы в одночасье остались ни с чем. Для истории города они пропали… Куда они делись? Я перерыл все, что мог. И нашлось…

В серии «Российский некрополь» (редакция А. А. Шумкова) читаю: «Умершие в лагере Телль-Аль-Кебир». Среди множества фамилий нахожу: «Альтухова Александра Ивановна, жена камышинского 2-й гильдии купца Саратовской губернии, сконч. 20.5.1920 в возрасте 50 лет».

Что же это за лагерь? Согласно отчетам Лиги Наций, общее количество беженцев из России в результате октябрьского переворота и последующей гражданской войны составило 1 160 000 человек. В начале 1919 года в Египет прибыли около четырех с половиной тысяч русских беженцев. Жизнь на чужбине для них начиналась в английском лагере в местечке Телль-аль-Кебир (на полпути между Каиром и Исмаилией).

Стало быть, в Египет бежала семья старшего брата Александра Ильича. Валентина Чирикова (в лагере она была дружна с Альтуховыми) — дочь русского писателя Е. Чирикова, — писала о Телль-Аль-Кебире: «Вокруг — голая песчаная бесконечная равнина: над головой — африканское палящее солнце. Городок палаток окружен колючей проволокой, кругом индусские часовые… По ночам шакалы… В лагере мы застали несколько сот человек совершенно нищего и в большинстве случаев нравственно деморализованного русского офицерства. Половину составляли раненые и сыпнотифозные».

В конце 1920 года лагерь закрыли, а его обитателей перевели в Сиди-Бишр, что в предместье Александрии. Как следует из скорбного списка «Некрополя», Александра Ивановна Альтухова старый лагерь уже не покинула… В 1922 году англичане ликвидировали «русский лагерь» в Сиди-Бишр. Всех его обитателей, не сумевших адаптироваться в Египте, вывезли в славянские страны — Болгарию и Сербию. Таков скорбный путь Альтуховых.

Что же дальше?.. Вновь помог случай. Путешествуя по городу в «прогулках» вместе с камышанами, от одного из них узнаю: в этот дом (А. И. Альтухова) приезжал его внук. Интересно, отдадут наследнику имущество деда, или нет? – Нет, – отвечаю, – закона о реституции не приняли. Выясняется, что Николай Николаевич Гринкевич (внук А. И. Альтухова, родился в Софии) с женой приезжал в Камышин, где вместе с руководством города посетил особняк своего деда. Но самое главное, внук встречался с краеведом Е. В. Хорошуновым. Я достаю книгу Хорошунова «Журавлиный зов» и готов ему аплодировать: он даже отыскал фотографию камышан в лагере Телль-Аль-Кебир. Браво, это высший полет для краеведа!

Евгений Васильевич пишет: «В лагере находилась партия камышан: волжский купец А. И. Альтухов со своей супругой, сестрой, четырьмя дочерьми и внуком, два инженера Горских и две родственницы городского главы В. Н. Ткаченко». От себя уточню: на фото, предоставленном краеведом, указана Павла Германовна Ткаченко – внучка городского головы В. Н. Ткаченко.

К сожалению, Евгений Васильевич очень мало сообщил об Альтуховых. Отметил, что внук Н. Н. Гринкевич побывал в Камышине. Добавим, он жил и работал в Алма-Ате, публиковался в журнале «Простор». Хорошунов пишет: «В Россию возвратились Павла Никитична и Павла Германовна Ткаченко, М. А. Альтухова (Гринкевич) с сыном. Из друзей – И. Билибин». Добавим, выдающийся русский художник Иван Билибин (1876-1942) после Телль-Аль-Кебира перебрался в Каир, где снял маленькую виллу. В 1936 году он вернулся на родину, в Ленинград.

Самое главное (вновь браво Хорошунову!) со слов внука рассказывается эпизод, который запомнила мать, – Мария Александровна.

Вы только послушайте: «Однажды, после нестерпимого дня, ночью, когда только и можно было дышать полной грудью, отправилась из лагеря на прогулку небольшая компания – художник Иван Билибин, две дочери писателя Евгения Чирикова – Людмила и Валентина, молодой писатель Иосиф Калинников, четыре сестры Альтуховых. Ушли далеко. О чем-то оживленно беседовали. И вдруг... все остановились и подняли головы к полыхающему ослепительными созвездиями небу. Оттуда, из сияющей выси, донеслось курлыканье журавлей. Их голоса услышала затерявшаяся среди песков горстка людей.

– Боже мой! Да ведь это же наши, русские журавли, родные.

В объявшей все вокруг космической тишине еще долго звучал журавлиный хорал. Когда он смолк, все повернули к лагерю. Шли молча, не стесняясь слез, одинокие, бездомные, заброшенные чуть ли не на край света...»

Горькая судьба… Александр Ильич и Александра Ивановна Альтуховы жили в камышинских песках, где стали богатыми и именитыми, а в старости, гонимые революционерами, нашли убежище в песках Египта, где и обрели вечный покой. Однако какая великая жизнь и какой великий человеческий род!

Купеческое пианино
На рубеже XIX — XX веков купец Павел Ильич Альтухов, который проживал в Николаевской слободе приобрел пианино фирмы C.RORDORF & Co (Zurich) за номером 994. На обратной стороне антикварного инструмента сохранилась реклама, из которой явствует, что пианино было приобретено в Москве, в магазине «Рояли и пiанино Д. И. Пангратцъ», который располагался на Большой Лубянке. Любопытно, что магазин давал гарантию на инструмент «на 5 лет». Из Москвы швейцарский инструмент прибыл на берега Волги.


Пианино купца Павла Альтухова
Сведения о судьбе Павла Ильича сохранились в справке Николаевского поселкового совета (от 30 декабря 1936 года), в которой под грифом «Секретно» сообщалось, что П. И. Альтухов «имел крупную торговлю мануфактурой и другими товарами, имел крупный магазин; кроме этого, имел крупное сельское хозяйство, имел арендованные участки земли и имел большое количество наемных рабочих и служащих». В справке уточняется: «В начале революции вся семья Альтуховых из Николаевска сбежала. Всё имущество Альтуховых национализировано».

Однако возвратимся к пианино... 16 июля 1917 года у купца купила инструмент жительница слободы Валентина Упрямова. Очевидно, что покупательница была достаточно богата. В расписке Упрямова обязалась: «причитающиеся за пианино деньги в размере 1 200 рублей обязуюсь уплачивать помесячно с 20 июля сего 1917 г. по (100) сто руб». Упрямова платила деньги, о чем свидетельствует еще один документ... Но тут грянул большевистский переворот...

В марте 1918 года покупкой заинтересовались в Комитете рабочих, солдатских и крестьянских депутатов слободы Николаевской.

И на руки покупательницы было дано удостоверение: «Дано сие гражданке Валентине Упрямовой в том, что пианино, которое, по слухам, комитет считал принадлежащим Альтухову, а по заявлению Упрямой, ей принадлежащим, как приобретенное покупкой, согласно постановлению исполнительного Комитета от 5-го марта сего года, оставлена у нея» (стиль сохранен!).

... Этим документам — без малого сто лет. А швейцарскому пианино — даже более. (На рекламе инстурмента написано: «Гарантия 5 лет») Сегодня антикварный инструмент находится в собственности жителя Камышина. Его отреставрировали, настроили, и вновь над Волгой слышны прекрасные звуки старинного пианино.

Постскриптум

О камышанах Иване Ильиче и Михаиле Ильиче Альтуховых рассказывают разное. По одной версии, они были расстреляны в 1919–20 годах. Данных я не нашел. Изустно передается страшная версия о некоей барже, которую большевики вместе с контрреволюционными элементами (купцами и прочими) затопили на Волге.

Об этом повествует писатель Василий Гроссман в книге «Жизнь и судьба»: «Когда Александра Владимировна рассказала, как в 1918 году в Камышине на барже вывезли и утопили в Волге купцов и домовладельцев с детьми, — среди них были подруги и товарищи Маруси по гимназии — Минаевы, Горбуновы, Касаткины, Сапожниковы, — Николай Григорьевич раздраженно сказал: «А что прикажете делать с ненавистниками нашей революции, пирожками их кормить?»

Однако это беллетристика — одно, описанное писателем воспоминание. Исторические данные, подтверждающие этот факт, также отсутствуют. Косвенные подтверждения есть. С одной стороны, Сапожниковы, Горбуновы и другие — это все известные камышинские фамилии. Этого не придумаешь.

С другой стороны, известно, например, что в 1918 году в Саратове после объявления красного террора из-за возросшего количества заключенных революционные власти пошли на следующий шаг: решили разместить политических узников (дворян, купцов, священнослужителей и многих других) на плавучей тюрьме – барже, где они пробыли около двух месяцев (до 23 октября).

Можно ли предположить, что камышинские революционеры, следуя примеру своего руководства (Камышин в то время был уездным городом Саратовской губернии) поступили точно так же. Пожалуй, можно. Только осенью саратовцы из-за холодов перевели заключенных из баржи-тюрьмы на берег, а что сделали наши, камышинские революционеры... Как они поступили в угаре террора? А он был, дикий и всепоглощающий! Так, к примеру, Аткарский уездный совет 2 сентября 1918 года поклялся, что «... за каждую голову нашего товарища будут уничтожены сотни тысяч паразитов». «За каждую твою каплю крови будут сметены десятки тысяч социалистов-прихлебателей и наймитов буржуазии», – писали в телеграмме на имя вождя члены Покровского совета... Так или иначе, вопрос пока остается открытым.

Вполне возможно, что братьев расстреляли, ведь Ульянов (Ленин) прямым текстом телеграфировал в Саратовский уезд 22 августа 1818 года: «Расстреливать, никого не спрашивая и не допуская идиотской волокиты». Жестокие, кровавые годы…
Печать Получить код для блога/форума/сайта
Коды для вставки:

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам Тайна старинной ложки, или Из песков Камышина — в пески Александрии
Как восстановить историю дома, которому более ста лет? Тем более что во времена Николая II в Камышине не было учреждений, вроде современных БТИ, которые вели бы «летопись» домов. Приходится опираться на такие неточные данные, как воспоминания. Согласно им, в двухэтажном здании с полуколоннами на фасаде на углу улиц Октябрьской и Пролетарской, проживал с семье купец Александр Ильич Альтухов. Читать полностью
 

Комментарии

oksana7799
20 августа 2015 года
0
интересно.
Babushkavkube
20 августа 2015 года
0
А я сразу узнала здание по первой картинке , спасибо вам большое , всегда с удовольствием читаю ваши посты !
игрунчик (автор поста)
20 августа 2015 года
0
очень мало мы знаем об истории города, о людях, здесь живших. Спасибо неравнодушным людям,которые по крупицам собирают факты истории города и сохраняют для наших детей!
snv-sn
26 августа 2015 года
0
очень интересно. Непередаваемое ощущение возникает от осознания того, что люди жили, стремились к чему-то, а теперь их нет. Дом в котором проходила их жизнь как будто осиротел, а окна первого этажа заложены кирпичом и дом как ослеп.

Оставить свой комментарий

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:


Закрыть
B i "

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам