Буллинг. Ребенка травят в школе
Травля ребенка в школе – это бич современности. Это серьезный вопрос, который нужно поставить во главу угла нынешней системы образования. Мы должны честно и откровенно поговорить о буллинге, чтобы суметь уберечь наших детей.
В России случаи буллинга, то есть травли ребенка коллективом сверстников, регистрируются гораздо чаще, чем в европейских странах. Статистика утверждает, что каждый четвертый ребенок подвергается издевательствам в школе со стороны других учащихся. Что делать, если ваш сын или дочь стали изгоем в классе, как помочь ему выйти из роли «жертвы»?
Проблемы в общении со сверстниками у ребенка могут возникнуть уже в детском саду. Однако случаи эти будут единичными и, что однозначно, несистемными. Первые серьезные «звоночки» приходятся на возраст 10-11 лет. Дело в том, что именно к третьему классу в коллективе складывается определенное общественное мнение, уже видны лидеры и дети-тихони. Каждый ученик стремится занять определенное место в обществе, получить авторитет и одобрение окружающих. Таким образом, в классе устанавливается система соперничества, которая и приводит к проблемам в отношениях, преследованию одного или нескольких учащихся.
Как это происходит?
У буллинга много форм, он может быть выражен в виде агрессивного преследования, насилия, угроз, оскорблений, порчи имущества или же, наоборот, представлен в качестве абсолютного игнорирования жертвы. Новая форма буллинга современности – кибербуллинг, когда сверстники преследуют ребенка в социальных сетях, снимают на видео порочащие или унижающее его достоинство сцены, после чего выкладывают их в интернет.
Если верить статистике, мальчишки прибегают к буллингу в три раза чаще девчонок, но буллинг в исполнении последних отличается особой жестокостью, изощренностью.
Распределение ролей в буллинге
Как уже упоминалось выше, буллинг – всегда коллективное явление. Детей, которые осознанно или невольно принимают в нем участие можно разделить на четыре категории: инициаторы, преследователи, наблюдатели, жертвы.
Инициаторами выступают один-три ребенка, их цель самоутвердиться, обрести авторитет в коллективе, поэтому они используют агрессивные рычаги. В ряде случаев поводом к насилию может служить личная неприязнь или тщательно спланированная месть в отношении другого ребенка. Зачинщики демонстративно задирают, высмеивают или игнорируют одного или нескольких участников группы. Они стремятся к вниманию, желают занять роль лидера класса.
Преследователи – это дети, которые «по указке свыше» третируют жертву, подхватывая жестокую игру. Они наравне с зачинщиками преследуют ребенка, смеются над ним, распространяют свидетельства о буллинге за пределами школьного коллектива. Часть преследователей это делают, подчиняясь чувству толпы, другая – «от нечего делать», а третья – из боязни самим стать объектом буллинга. Но всех преследователей объединяет общая черта, это эгоистичные дети, легко поддающиеся манипуляциям и чужому влиянию.
Наблюдатели напрямую не принимают участия в травле, но и не препятствуют ей. Исходя из того, что у них не хватает духа прекратить преследование другого человека, они становятся его безмолвными свидетелями, поощряющие травлю своим бездействием.
Жертвой или объектом буллинга часто становятся робкие, тихие дети, нередко физически слабые. Они могут выделяться в коллективе своей нестандартной внешностью, особым прилежанием в учебе, талантом в определенной области или, напротив, плохой успеваемостью и прогулами. У таких детей может быть слишком высокое о себе мнение или, наоборот, заниженная самооценка.
Иногда в коллективе появляется защитник преследуемого ребенка. Если он обладает авторитетом или действует не в одиночку, способен прекратить буллинг. Но бывает и такое, что сам защитник затем становится жертвой. Чтобы повернуть дело вспять, защитник может в дальнейшем начать наравне с другими преследовать жертву, переведя себя из жертвы в статус преследователя.
Последствия школьной травли
Буллинг, увы, не проходит бесследно ни для одного из его участников. У бывших зачинщиков и преследователей формируются асоциальные черты, они склонны к зависимостям, подвержены чрезмерной тревожности и депрессиям. Если выяснится, что ваш сын или дочь выступали инициатором насилия, обязательно проведите с ними беседы о гуманизме, человечности, сострадании к ближнему, опасному влиянию толпы. Объясните ему, что завтра именно они могут стать жертвой травли в другом коллективе, например, в студенческом или рабочем.
Если же ваш ребенок оказался объектом издевательств, обязательно покажите его хорошему психологу. Бывшей «жертве» тяжело выстраивать отношения с другими людьми, доверять им, свободно вести себя в обществе. Иногда они в дальнейшем сами становятся зачинщиками травли, пытаясь таким образом забыть о пережитых унижениях.
Как помочь ребенку?
Уделите должное внимание проблеме. Самое страшное, что может быть во время травли ребенка, это бездействие его родителей. Недопустимо самоустранятся от решения проблемы и игнорировать само ее существование. Называйте вещи своими именами, вашего ребенка травят, он жертва, объект издевательств и вы обязаны ему помочь!
Окажите поддержку своему ребенку. Откровенно поговорите с ребенком, выясните, какой форме преследования он подвергается, насколько высока вероятность угрозы его жизни. Обязательно поддержите «Ты правильно сделал, что все мне рассказал. Ты не виноват, что оказался объектом буллинга. Я тебе помогу!».
Обратитесь к педагогическому составу, руководству школы. Сначала поговорите с классным руководителем ребенка, продемонстрируйте свою решительность разобраться в ситуации, будьте готовы пройти все возможные инстанции, чтобы прекратить буллинг в отношении ребенка. Ваша задача – не спустить дело на тормоза, ограничиваясь одним разговором, а выступить жестким контролером принимаемых мер со стороны руководства школы.
Поговорите с родителями зачинщиков. Если зачинщиков в классе много, инициируйте внеплановое мини-родительское собрание. Откровенно расскажите о своей проблеме, призовите к ее решению, выработайте план действий. Не лишним будет пригласить на встречу специалиста правоохранительных органов, инспектора по делам несовершеннолетних, педагогов, которые выступят свидетелями травли.
При необходимости обращайтесь в высшие инстанции. Если травля носит затяжной характер, ситуация острая, забудьте об ограничении «не выносить сор из избы», оно сейчас неактуально. Вы должны привлечь внимание общественности к проблеме своего ребенка, заставить бездействующих лиц ее решать. Запишитесь на прием к главному специалисту департамента образования, пишите письма в Министерство (с копиями на адрес школы и местного отдела образования). Обращайтесь в правоохранительные органы и службу по делам несовершеннолетних. Действуйте, травлю можно прекратить!
Реальная история
За время работы в сфере образования я стала свидетелем резонансного дела. Шестиклассница стала объектом насмешек, жертвой буллинга. Руководство учебного заведения приняло все возможные меры, чтобы решить проблему и помочь девочке преодолеть тяжелый период в жизни:
1. Был откровенный разговор девочки (при участии ее родителей) с психологом, социальным педагогом и завучем по ВР. Скрупулезное выяснение всех обстоятельств травли, определение зачинщиков и преследователей.
2. Неоднократные беседы классного руководителя с участниками буллинга, полный контроль за их последующими действиями, как в школьных стенах, так и за пределами.
3. Собрание в кабинете директора родителей участников травли. Выработка плана действий по решению проблемы. Повторение собраний с определенной периодичностью до полного разрешения ситуации. (Беседы велись по форме: что было сделано, каковы последствия? что еще можно сделать, чтобы прекратить буллинг?).
4. Классные часы для параллели 6-9-х классов при участии представителей правоохранительных органов, службы по делам несовершеннолетних, инспектора городского департамента образования. Это очень действенный способ прекратить буллинг. Специалисты довели до ведома учащихся, какие последствия им грозят, если буллинг будет продолжен. Озвучены сроки ограничения свободы, согласно законодательству страны. Приведены примеры из личной практики специалистов по теме разговора.
В конечном итоге девочке удалось помочь, буллинг был прекращен, а виновные понесли ответственность (к их счастью, не уголовную). Классные часы на параллели оказали глубокое воздействие на сознание учащихся, и вплоть до выпуска, травли в указанных классах не наблюдалось.
Запомните, именно на школе лежит ответственность за воспитание подрастающего поколения. Прямая обязанность руководства учебного заведения – прекратить травлю. Если администрация бездействует - это серьезное основание для обращения в вышестоящие инстанции, в том числе, в прокуратуру.
В России случаи буллинга, то есть травли ребенка коллективом сверстников, регистрируются гораздо чаще, чем в европейских странах. Статистика утверждает, что каждый четвертый ребенок подвергается издевательствам в школе со стороны других учащихся. Что делать, если ваш сын или дочь стали изгоем в классе, как помочь ему выйти из роли «жертвы»?
Проблемы в общении со сверстниками у ребенка могут возникнуть уже в детском саду. Однако случаи эти будут единичными и, что однозначно, несистемными. Первые серьезные «звоночки» приходятся на возраст 10-11 лет. Дело в том, что именно к третьему классу в коллективе складывается определенное общественное мнение, уже видны лидеры и дети-тихони. Каждый ученик стремится занять определенное место в обществе, получить авторитет и одобрение окружающих. Таким образом, в классе устанавливается система соперничества, которая и приводит к проблемам в отношениях, преследованию одного или нескольких учащихся.
Как это происходит?
У буллинга много форм, он может быть выражен в виде агрессивного преследования, насилия, угроз, оскорблений, порчи имущества или же, наоборот, представлен в качестве абсолютного игнорирования жертвы. Новая форма буллинга современности – кибербуллинг, когда сверстники преследуют ребенка в социальных сетях, снимают на видео порочащие или унижающее его достоинство сцены, после чего выкладывают их в интернет.
Если верить статистике, мальчишки прибегают к буллингу в три раза чаще девчонок, но буллинг в исполнении последних отличается особой жестокостью, изощренностью.
Распределение ролей в буллинге
Как уже упоминалось выше, буллинг – всегда коллективное явление. Детей, которые осознанно или невольно принимают в нем участие можно разделить на четыре категории: инициаторы, преследователи, наблюдатели, жертвы.
Инициаторами выступают один-три ребенка, их цель самоутвердиться, обрести авторитет в коллективе, поэтому они используют агрессивные рычаги. В ряде случаев поводом к насилию может служить личная неприязнь или тщательно спланированная месть в отношении другого ребенка. Зачинщики демонстративно задирают, высмеивают или игнорируют одного или нескольких участников группы. Они стремятся к вниманию, желают занять роль лидера класса.
Преследователи – это дети, которые «по указке свыше» третируют жертву, подхватывая жестокую игру. Они наравне с зачинщиками преследуют ребенка, смеются над ним, распространяют свидетельства о буллинге за пределами школьного коллектива. Часть преследователей это делают, подчиняясь чувству толпы, другая – «от нечего делать», а третья – из боязни самим стать объектом буллинга. Но всех преследователей объединяет общая черта, это эгоистичные дети, легко поддающиеся манипуляциям и чужому влиянию.
Наблюдатели напрямую не принимают участия в травле, но и не препятствуют ей. Исходя из того, что у них не хватает духа прекратить преследование другого человека, они становятся его безмолвными свидетелями, поощряющие травлю своим бездействием.
Жертвой или объектом буллинга часто становятся робкие, тихие дети, нередко физически слабые. Они могут выделяться в коллективе своей нестандартной внешностью, особым прилежанием в учебе, талантом в определенной области или, напротив, плохой успеваемостью и прогулами. У таких детей может быть слишком высокое о себе мнение или, наоборот, заниженная самооценка.
Иногда в коллективе появляется защитник преследуемого ребенка. Если он обладает авторитетом или действует не в одиночку, способен прекратить буллинг. Но бывает и такое, что сам защитник затем становится жертвой. Чтобы повернуть дело вспять, защитник может в дальнейшем начать наравне с другими преследовать жертву, переведя себя из жертвы в статус преследователя.
Последствия школьной травли
Буллинг, увы, не проходит бесследно ни для одного из его участников. У бывших зачинщиков и преследователей формируются асоциальные черты, они склонны к зависимостям, подвержены чрезмерной тревожности и депрессиям. Если выяснится, что ваш сын или дочь выступали инициатором насилия, обязательно проведите с ними беседы о гуманизме, человечности, сострадании к ближнему, опасному влиянию толпы. Объясните ему, что завтра именно они могут стать жертвой травли в другом коллективе, например, в студенческом или рабочем.
Если же ваш ребенок оказался объектом издевательств, обязательно покажите его хорошему психологу. Бывшей «жертве» тяжело выстраивать отношения с другими людьми, доверять им, свободно вести себя в обществе. Иногда они в дальнейшем сами становятся зачинщиками травли, пытаясь таким образом забыть о пережитых унижениях.
Как помочь ребенку?
Уделите должное внимание проблеме. Самое страшное, что может быть во время травли ребенка, это бездействие его родителей. Недопустимо самоустранятся от решения проблемы и игнорировать само ее существование. Называйте вещи своими именами, вашего ребенка травят, он жертва, объект издевательств и вы обязаны ему помочь!
Окажите поддержку своему ребенку. Откровенно поговорите с ребенком, выясните, какой форме преследования он подвергается, насколько высока вероятность угрозы его жизни. Обязательно поддержите «Ты правильно сделал, что все мне рассказал. Ты не виноват, что оказался объектом буллинга. Я тебе помогу!».
Обратитесь к педагогическому составу, руководству школы. Сначала поговорите с классным руководителем ребенка, продемонстрируйте свою решительность разобраться в ситуации, будьте готовы пройти все возможные инстанции, чтобы прекратить буллинг в отношении ребенка. Ваша задача – не спустить дело на тормоза, ограничиваясь одним разговором, а выступить жестким контролером принимаемых мер со стороны руководства школы.
Поговорите с родителями зачинщиков. Если зачинщиков в классе много, инициируйте внеплановое мини-родительское собрание. Откровенно расскажите о своей проблеме, призовите к ее решению, выработайте план действий. Не лишним будет пригласить на встречу специалиста правоохранительных органов, инспектора по делам несовершеннолетних, педагогов, которые выступят свидетелями травли.
При необходимости обращайтесь в высшие инстанции. Если травля носит затяжной характер, ситуация острая, забудьте об ограничении «не выносить сор из избы», оно сейчас неактуально. Вы должны привлечь внимание общественности к проблеме своего ребенка, заставить бездействующих лиц ее решать. Запишитесь на прием к главному специалисту департамента образования, пишите письма в Министерство (с копиями на адрес школы и местного отдела образования). Обращайтесь в правоохранительные органы и службу по делам несовершеннолетних. Действуйте, травлю можно прекратить!
Реальная история
За время работы в сфере образования я стала свидетелем резонансного дела. Шестиклассница стала объектом насмешек, жертвой буллинга. Руководство учебного заведения приняло все возможные меры, чтобы решить проблему и помочь девочке преодолеть тяжелый период в жизни:
1. Был откровенный разговор девочки (при участии ее родителей) с психологом, социальным педагогом и завучем по ВР. Скрупулезное выяснение всех обстоятельств травли, определение зачинщиков и преследователей.
2. Неоднократные беседы классного руководителя с участниками буллинга, полный контроль за их последующими действиями, как в школьных стенах, так и за пределами.
3. Собрание в кабинете директора родителей участников травли. Выработка плана действий по решению проблемы. Повторение собраний с определенной периодичностью до полного разрешения ситуации. (Беседы велись по форме: что было сделано, каковы последствия? что еще можно сделать, чтобы прекратить буллинг?).
4. Классные часы для параллели 6-9-х классов при участии представителей правоохранительных органов, службы по делам несовершеннолетних, инспектора городского департамента образования. Это очень действенный способ прекратить буллинг. Специалисты довели до ведома учащихся, какие последствия им грозят, если буллинг будет продолжен. Озвучены сроки ограничения свободы, согласно законодательству страны. Приведены примеры из личной практики специалистов по теме разговора.
В конечном итоге девочке удалось помочь, буллинг был прекращен, а виновные понесли ответственность (к их счастью, не уголовную). Классные часы на параллели оказали глубокое воздействие на сознание учащихся, и вплоть до выпуска, травли в указанных классах не наблюдалось.
Запомните, именно на школе лежит ответственность за воспитание подрастающего поколения. Прямая обязанность руководства учебного заведения – прекратить травлю. Если администрация бездействует - это серьезное основание для обращения в вышестоящие инстанции, в том числе, в прокуратуру.
Комментарии
↑ Перейти к этому комментарию
А если прессинг со стороны воспитателя в д.саду, куда идти?
А если прессинг со стороны воспитателя в д.саду, куда идти?
↑ Перейти к этому комментарию
Со старшим ребёнком все вопросы мы решали вместе с классным руководителем. Младшей с учителем не повезло, во всём виноваты родители, денег мало сдают. Нет денег везде видеокамеры поставить и следить за ситуацией. Мне было сказано, что в школу мне лучше не ходить, сумму будут в дневник записывать.
В поликлинике несколько иная ситуация. Простоишь в очереди полчаса - час с здоровыми детьми, а потом выходит врач и говорит, а остальные присоединяйтесь к другой очереди, дальше у меня приём там. А вторая очередь - это уже детишки с инфекциями ко времени приёма больных детей подошли. Вот и бежим к заведующей просить, чтобы на прививку направили или взвесили в этом кабинете, зачем инфекции цеплять.
↑ Перейти к этому комментарию
Если же это действительно наплевательское отношение со стороны учителя, то тогда после беседы с ним/ней необходимо идти выше. Убеждать не нужно. Черствого и эгоистичного человека не переубедишь.
Мне, наверное, повезло с коллективом. Есть у нас , конечно, зацикленные на себе особы, обиженные на всех и вся. Но их мало (в нашей школе). И даже если эта личность не желает видеть проблем ребенка, то тогда вмешиваются другие учителя (хотя они и не классные руководители в данном классе).
Мне, наверное, повезло с коллективом. Есть у нас , конечно, зацикленные на себе особы, обиженные на всех и вся. Но их мало (в нашей школе). И даже если эта личность не желает видеть проблем ребенка, то тогда вмешиваются другие учителя (хотя они и не классные руководители в данном классе).
↑ Перейти к этому комментарию
Как-то сидела перерывала интернет в поисках информации, как же действовать в таких случаях, и вот что мне показалось достойным внимания. Может кому-то поможет. https://www.stranamam.ru/post/8518367/
Начитавшись Дарвина
В XIX веке, в пору увлечения Дарвином, многие с упоением повторяли: «Жизнь - это борьба за существование, выживает сильнейший! Гуманизм, сочувствие не присущи живой природе, это хрупкие, чисто человеческие духовные построения, биологически всё и вся борется за выживание, думая только о себе и не щадя никого».
Сухой остаток этих убеждений проникает во все щели общественного сознания, и в наши дни совсем не считающий себя дарвинистом папа готовит сына к школе словами: «Там (в первом классе!) выживает сильный, ты должен поставить себя! Сразу покажи зубы, слабака затопчут!»
А милые молодые мамы и немолодые бабушки как абсолютную истину произносят:
«Обязательно надо в детский садик, она у нас (у вас) такая домашняя, неприспособленная - не выживет в детском сообществе, пусть потренируется в реальной жизни сдачи давать, свое место отвоевывать, ведь скоро в школу!»
«Ты с ума сошла со своим сочувствием! За мужиков бороться надо, на сочувствующих воду возят - на свою бабушку посмотри...»
«У настоящего мужчины ни соплей, ни слюней быть не должно, сочувствовать будем потом, в старости, когда все будет достигнуто».Волки, обезьяны, дельфины, мы...
XXI век принес в нашу жизнь не только необычно быстрое (в реальном времени) развитие науки, но и интуитивное понимание того, что умение сочувствовать и сопереживать, вовремя помогать, а не отталкивать - залог физического и психического здоровья человека, его успешности в обучении и карьере. Это подтвердила и современная нейропсихология, открывшая так называемые зеркальные нейроны (нервные клетки) в мозгу человека, которые считывают происходящее с другими людьми и активно включают нас в сопереживание и резонанс в ответ на эмоциональное состояние ближнего.
Более детальные исследования выявили появление сочувствия и поддержки не только у волков, обезьян и дельфинов, но и у менее развитых в смысле эволюции видов.
Наука и ее представители пришли к выводу, что человек изначально генетически готов к сочувствию и сопереживанию. Например, в Лейпцигском институте антропологии провели эксперимент: взрослый человек один не справляется с заданием на глазах у полуторагодовалых детей. И они по собственному побуждению - уж как могли - кидались ему на помощь! Взрослые участники эксперимента этим малышам были совершенно чужими, и вознаграждения за помощь детям не обещали и не давали. Самое важное в этом открытии, вынуждающем нас пересмотреть взгляды на образование и воспитание будущих поколений (т. е. наших детей и внуков), вот что. Ребенок, пришедший в мир, ждет от взрослых сочувствия и понимания как питательного бульона развитияУстановка на бездушие
Мы много говорим о племени «бездушных» детей, виним время. Но время - это мы, среда - тоже мы.
Мальчик лет трех с радостным криком несется к голубям и начинает... их топтать. В этом возрасте чувства других еще не осознаются, действие и результат связаны слабо. С его точки зрения он - воин и победитель (про роль компьютерных игр и ТВ с удовольствием, но в другой раз!). Его бабушка сидит на лавочке и спокойно наблюдает, прохожие молчат (и то хорошо, а иногда ведь поддержат: «Развелись тут!»). Если сейчас не сказать ему: «Они живые, им больно, нельзя! Ты же добрый мальчик, а крушить живое - плохо, стыдно. Мы не позволим, их жалко!» - на всю жизнь останется в нем укоренившееся право давить, топтать, если захотелось. Да, бабушка, и Вас - когда вырастет!
При этом в нем будет бороться стыд неосознанного, но гадкого поступка, сочувствие к убитым голубям, желание быть хорошим для себя и других. И он это или когда-то осознает и скажет: «Стыдно рассказывать, какой дрянью я был!» - или поднимет в ответ на то, что бродит внутри, защитную агрессию: «Это всё они - не там ходят, не так живут!»... И мы получим в худшем случае маньяка, а в лучшем - человека жестокого к близким и дальним, опасного и для себя, и для других.
Взрослые не донесли до ребенка смысл происходящего, он будет искать его сам. И что он найдетЧто в зеркале тебе моем?
Когда мы сочувствуем человеку, мы его видим, слышим и чувствуем. Наши реакции - зеркало, в котором он узнает себя. И если это зеркало доброжелательно принимает все, что происходит с нами, у нас появляется стимул что-то делать, менять, узнавать. Особенно важно это для маленького ребенка - взрослые вокруг, становясь его зеркалом (он, например, встревожен, а взрослый говорит: «Ты волнуешься, я вижу, и я с тобой»), поддерживающим, помогающим, с одной стороны, знакомят ребенка с самим собой, его чувствами и действиями, с другой стороны, создают у него ощущение уверенности в том, что он нужен и важен для других. А главное - виден и слышен, и тогда в том, что он делает, есть смысл для него самого.
Ира, лет 15, маме: «Карину так сегодня били ребята, ужас!» Мама: «А ты где была? Тебя не тронули?» Ира: «Нет, нас не за что, мы не динамим. Мы смотрели». Мать: «А где она сейчас? А что учителя?» Ира: «Не знаю, мы ушли. А то и нас впутают». Мать: «Молодцы! Потом всю школу отмываться, из-за какой-то!» Это реальный диалог из моей практики в пересказе действующих лиц. Запрос к терапевту: Ира ничего не хочет - ни учиться, ни делать что-нибудь. Нет мотивации. Почему же? Обратите внимание: девочка говорит о своем страхе («ужас!») и потрясении. А мама выясняет обстоятельства, и ни слова о чувствах дочери, Карины или других. Налицо мнимое сочувствие ребенку, но послание очень четкое: «Главное, чтобы у нас не было неприятностей».
В отличие от взрослых, у которых это менее заметно, старанию детей и успеху их начинаний в решающей мере способствует просто присутствие взрослого и проявление интереса с его стороны. Живые позитивные отношения и сотрудничество с ребенком придают смысл его деятельности. И не только в семье: если школьный учитель при самых благих намерениях не обучен сочувствовать, видеть и слышать учеников, мотивация к учебе у них от класса к классу снижается. И взрослые в этом не склонны винить себя: «Это сейчас такие дети, им ничего не нужно!» А может быть, это мы такие? И нам нужно что-то менять в себеНе выживать, а сопереживать
Как учить детей сочувствию? Это серьезный вопрос: мы часто путаем сочувствие и резонанс, а это очень разные вещи. За счет зеркальных нейронов (о них речь шла выше) мы способны ощутить почти как свои боль, горечь, усталость другого человека: кто-то уколол палец до крови, а мы ойкаем и вздрагиваем. Часто возникает модель: тебе больно, а мне от этого еще больнее, я слабею от переживаний за тебя, я весь в них, меня с моими чувствами нет, я весь в тебе. Это как раз прямой резонанс: мы как бы повторяем то, что происходит с другим. В это время мы действительно слабы и беспомощны: сделать что-то со своей болью может только другой, но и он как будто уже отвечает и за нашу боль из-за него.
Мы часто перегибаем палку, убеждая малышей чувствовать боль другого как свою: «Видишь, как у мамы ручка болит, как ее жалко! Если бы у тебя так ручка болела, каково было бы тебе?» У человека с развитым резонансом два пути: первый - жить жизнью других, забыв о себе, второй - чувствуя свою беспомощность, включить агрессию и ею отгородиться от людей, как бы ненавидя больных и слабых.
Стресс и страх резко снижают активность зеркальных нейронов и за счет этого - способность человека воспринимать и учиться. Мы ведь считываем информацию с других, с их голоса, мимики, жестов, эмоциональных образов. Авторитарные способы воспитания и обучения, да и просто общения, вызывая именно страх и стресс, блокируют коммуникацию, и тогда продуктивно общаться невозможно.
А настоящее сочувствие - это помнить о себе, о своих чувствах - и видеть, чувствовать и слышать, что происходит с другим. Видеть и себя, и его. Звучит это так: «Мне грустно, что тебе больно, чем я могу помочь?» Здесь два человека, и если одному плохо, то второй может его поддержать. Часто, когда чувства человека замечены, ему уже становится легче.
Предвижу вопрос: если я не научился эмоциональному общению в детстве, то теперь уже ничего не изменить и не поправить?
Это не совсем так - мозг человека способен к переобучению в любом возрасте, особенно когда речь идет о естественных врожденных способностях. Стараясь по-другому общаться с детьми, отвечая на обращенные к нам предложения о совместных делах и развлечениях друзей и просто знакомых, мы неожиданно обнаруживаем в себе живость, эмоциональность, стремление расти и развиваться. Стоит попробовать - во всяком случае, это привлекательнее, чем всю жизнь «бороться за выживание»!
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: