Проблемы аппетита детей.
Итак, вчера мы поговорили о том, как развивается и формируется аппетит у детей в раннем возрасте, как он развивается у детей постарше и от чего может зависеть. Хотелось бы поговорить еще о некоторых моментах, связанных с аппетитом и его нарушениями, так как это очень изменчивая вещь, сильно поддающаяся внешним влияниям, в том числе и действиям родителей в отношении питания малышей.
Мозг и желудок.
Между пищеварением и мозгом существует тесная связь, формирующаяся в результате становления мыслительного процесса и развития подсознания. В головном мозге есть подкорковый пищевой центр, который формирует чувство голода и аппетита под влиянием мыслящей коры – он может как повышать аппетит, так и тормозить его в связи с созданием определенных условий. То есть, говоря другими словами, мозг запоминает сами приемы пищи и все внешние и внутренние ситуации в организме, с ними связанные. В связи с питанием, как и другими формирующимися навыками, происходит запоминание и осознание собственного опыта по употреблению еды. Если с едой у малыша будут связаны неприятные моменты, а процесс приема пищи сопровождался стрессом – ребенок подавился едой, его тошнило от перекорма или рвало от каких-либо факторов, это могло негативно отразиться на его аппетите.
Не менее важным будет и формирование самими родителями неприятных для ребенка событий, связанных с питанием. Например, когда мама торопит малыша в еде, запихивает ему ложку за ложной каши, а малыш еще не успел прожевать предыдущее, если мама ругала его за столом, стыдила или процесс приема пищи связан был со слезами, ребенок чего-то сильно испугался, на уровне его мозга записалась информация о том, что данные продукты (или вообще всю еду) мозгу есть не хочется – для него пища ассоциируется с неприятными моментами. Это банальный условный рефлекс, но вот перебороть его потом крайне сложно.
Ребенку важно научиться правильно есть, сформировать правильные пищевые цепи, создать в мозге правильную цепочку «пища- мозг – аппетит». Если эта цепочка нарушается на одном из звеньев, в нее вмешиваются какие-либо иные факторы, возникают проблемы аппетита – избыточный аппетит или понижение аппетита вплоть до отказа от еды.
Нарушения аппетита.
Если говорить о нарушениях, связанных с процессом формирования аппетита, можно выделить несколько форм проблем аппетита:
- снижение аппетита, его еще называют гипорексией, а в крайнем его проявлении – анорексией,
- повышение аппетита вплоть до булимии (или по-простому – обжорства),
- извращению аппетита (в научных книгах это называют парарексией).
Все эти формы изменения аппетита могут возникать и у детей, отражаясь как на пищеварении, так и на самом процессе развития – физического в большей степени, но косвенно – и психо-эмоционального.
Понижение аппетита.
Итак, понижение аппетита или гипорексия, в крайней своей форме с развитием анорексии, является состоянием отсутствия аппетита при том факте, что объективно питание малышу просто необходимо для роста и развития. Явления понижения аппетита и даже его полного отсутствия нередки в детской гастроэнтерологии, такое может возникать как при заболеваниях самого пищеварения – например, при гастритах, отравлениях, энтеритах, панкреатите или гепатите), но кроме этого – могут возникать и при многих других заболеваниях внутренних органов, соматической патологии.
Чаще всего снижение аппетита возникает как физиологическое явление в период тяжелых заболеваний – инфекционных (грипп, ОРВИ, кишечные инфекции) или неинфекционных (пневмонии, отиты, пиелонефриты) в стадии острого и активного воспаления. Также снижается аппетит в период обострения заболеваний. Прежде всего – это связано с появлением лихорадки и воспалительных реакций, при которых выделяются особые вещества. Блокирующие аппетит замедляющие пищеварение. Это необходимо для того, чтобы организм смог бросить все свои силы на борьбу с инфекцией, а пищеварение отключает на время как не самую главную и важную в данный момент функцию.
Другим вариантом снижения аппетита является стрессовое торможение процессов пищеварения пищевым центром. Это возникает при сильных страхах ребенка, например, перед экзаменами или при угрозе наказания, после стрессов – переезды, смена обстановки, отъезд родителей. Анорексия может иметь психогенный характер, возникая как один из симптомов депрессии, психоза, невроза у мнительных, внушаемых и тревожных детей, особенно чьи родители имеют привычку стыдить или ругать ребенка за плохой аппетит или за поведение ребенка за столом во время еды.
Может быть особая форма снижения аппетита – из-за нарушения в работе гормонов организма, при которой происходит повышение чувствительности организма к запахам еды, ее виду или вкусу. При таком состоянии возникает рвота от определенной еды, брезгливость и от этого страдает аппетит. Иногда аппетит страдает при проблемах с гипофизом, при онкологических заболеваниях, токсикозах и отравлениях тяжелыми металлами. Может быть отказ от еды при патологиях пищеварения из-за болезненности ее приема, когда еда дает чувство боли, тошноту или поносы. Так что, не стоит игнорировать столь важный симптом, проблема аппетита требует консультации педиатра со сдачей анализов крови, мочи копрограммы, чтобы прежде сего исключить болезненные факторы. При длительном состоянии гипорексии необходим эндокринолог и невролог.
Повышение аппетита.
Гиперрексия в крайней своей степени, булимии, это резкое повышение аппетита вплоть до «волчьего» голода. При этом возникает состояние полифагии, прием чрезмерных количеств пищи, что приводит к болезненности в области живота, сильной слабостью, но при этом организм не ощущает самого насыщения. Ребенок постоянно ест, не может никак наесться, что приводит к болезненности и проблемам пищеварения в желудке и кишечнике. Повышение аппетита может быть как физиологическим, в периоды активной физической нагрузки, после ночного сна, после выздоровления от инфекций, но может быть и патологическим – когда ребенку реально не нужно столько пищи для покрытия его потребностей, сколько он ее потребляет.
Такое явление у детей встречается нечасто – обычно это один из симптомов психических стрессов, заедание своих переживаний, или психиатрических заболеваний (олигофрении, психозов), опухолевых процессов мозга, его ранений или травм, при сахарном диабете и инсулино-производящих опухолях, при избыточной работе щитовидной железы. Также повышенный аппетит бывает у детей в тех семьях, где имеется семейное пищевое ожирение из-за формирования патологической привычки с самого рождения очень много кушать.
Изменения в аппетите.
Иногда можно отметить такое явление, как изменение аппетита ребенка или парарексия. Иногда отмечается еще и явление к поеданию и патологической тяге к совершенно несъедобным или невкусным продуктам – возникает желание кушать мел, глину, землю, сырые овощи, уголь и т.д. Механизмы подобных нарушений пока толком не выяснены, но считается, что такое возникает при формировании дефектов метаболизма и нехватки определенных ферментов или пищевых веществ, например железа которые организм пытается восполнить за счет определенных продуктов, хотя и не всегда правильно выбранных. Чаще всего такие явления возникают у малышей при железодефицитной и других видах анемии, при дефиците магния, меди, кальция или других веществ. Иногда дети едят несъедобные продукты из банального интереса, пробуя все «на зубок» и приобретая опыт.
Также парарексия может проявиться и полным отвращением к ранее любимым блюдам вплоть до тошноты и рвоты при их приеме. Это можно объяснить биологической нецелесообразностью в приеме данного продукта в изменившихся условиях, формированием пищевой непереносимости или аллергии, неготовностью пищеварения принимать такую пищу (так, при болезнях печени возникает стойкое отвращение к маслу, жиру и салу). Такие проявления в аппетите малыша должны быть обследованы врачом.
Действия родителей.
Прежде всего, к аппетиту ребенка нужно относиться объективно, не сравнивая его с своим аппетитом или соседскими детьми. Временное снижение или изменение аппетита вполне допустимо, это могут вызвать обычные причины, не являющиеся болезнью. Стоит помнить – ребенок тоже человек и он имеет право на свои вкусовые предпочтения и интересы. Если малыш ест мало, но при этом нормально развивается, то не стоит переживать – его вес и рост вполне соответствуют нормам, значит, ему этого хватает. Но, если ребенок теряет вес, худеет, болезненный и аппетит его отвратительный – это повод обеспокоиться и обратиться за помощью к врачу. Тогда необходимо обследование и исключение причин, влияющих на аппетит.
Категорически запрещено ругать ребенка из-за его аппетита, заставлять его кушать через силу, грозить наказаниями, и уговаривать «за папу» и «за маму», это не решит, а только усугубит проблему. Нужно решать проблему деликатно и со смекалкой.
Аппетит ребенка - как он формируется?
Мозг и желудок.
Между пищеварением и мозгом существует тесная связь, формирующаяся в результате становления мыслительного процесса и развития подсознания. В головном мозге есть подкорковый пищевой центр, который формирует чувство голода и аппетита под влиянием мыслящей коры – он может как повышать аппетит, так и тормозить его в связи с созданием определенных условий. То есть, говоря другими словами, мозг запоминает сами приемы пищи и все внешние и внутренние ситуации в организме, с ними связанные. В связи с питанием, как и другими формирующимися навыками, происходит запоминание и осознание собственного опыта по употреблению еды. Если с едой у малыша будут связаны неприятные моменты, а процесс приема пищи сопровождался стрессом – ребенок подавился едой, его тошнило от перекорма или рвало от каких-либо факторов, это могло негативно отразиться на его аппетите.
Не менее важным будет и формирование самими родителями неприятных для ребенка событий, связанных с питанием. Например, когда мама торопит малыша в еде, запихивает ему ложку за ложной каши, а малыш еще не успел прожевать предыдущее, если мама ругала его за столом, стыдила или процесс приема пищи связан был со слезами, ребенок чего-то сильно испугался, на уровне его мозга записалась информация о том, что данные продукты (или вообще всю еду) мозгу есть не хочется – для него пища ассоциируется с неприятными моментами. Это банальный условный рефлекс, но вот перебороть его потом крайне сложно.
Ребенку важно научиться правильно есть, сформировать правильные пищевые цепи, создать в мозге правильную цепочку «пища- мозг – аппетит». Если эта цепочка нарушается на одном из звеньев, в нее вмешиваются какие-либо иные факторы, возникают проблемы аппетита – избыточный аппетит или понижение аппетита вплоть до отказа от еды.
Нарушения аппетита.
Если говорить о нарушениях, связанных с процессом формирования аппетита, можно выделить несколько форм проблем аппетита:
- снижение аппетита, его еще называют гипорексией, а в крайнем его проявлении – анорексией,
- повышение аппетита вплоть до булимии (или по-простому – обжорства),
- извращению аппетита (в научных книгах это называют парарексией).
Все эти формы изменения аппетита могут возникать и у детей, отражаясь как на пищеварении, так и на самом процессе развития – физического в большей степени, но косвенно – и психо-эмоционального.
Понижение аппетита.
Итак, понижение аппетита или гипорексия, в крайней своей форме с развитием анорексии, является состоянием отсутствия аппетита при том факте, что объективно питание малышу просто необходимо для роста и развития. Явления понижения аппетита и даже его полного отсутствия нередки в детской гастроэнтерологии, такое может возникать как при заболеваниях самого пищеварения – например, при гастритах, отравлениях, энтеритах, панкреатите или гепатите), но кроме этого – могут возникать и при многих других заболеваниях внутренних органов, соматической патологии.
Чаще всего снижение аппетита возникает как физиологическое явление в период тяжелых заболеваний – инфекционных (грипп, ОРВИ, кишечные инфекции) или неинфекционных (пневмонии, отиты, пиелонефриты) в стадии острого и активного воспаления. Также снижается аппетит в период обострения заболеваний. Прежде всего – это связано с появлением лихорадки и воспалительных реакций, при которых выделяются особые вещества. Блокирующие аппетит замедляющие пищеварение. Это необходимо для того, чтобы организм смог бросить все свои силы на борьбу с инфекцией, а пищеварение отключает на время как не самую главную и важную в данный момент функцию.
Другим вариантом снижения аппетита является стрессовое торможение процессов пищеварения пищевым центром. Это возникает при сильных страхах ребенка, например, перед экзаменами или при угрозе наказания, после стрессов – переезды, смена обстановки, отъезд родителей. Анорексия может иметь психогенный характер, возникая как один из симптомов депрессии, психоза, невроза у мнительных, внушаемых и тревожных детей, особенно чьи родители имеют привычку стыдить или ругать ребенка за плохой аппетит или за поведение ребенка за столом во время еды.
Может быть особая форма снижения аппетита – из-за нарушения в работе гормонов организма, при которой происходит повышение чувствительности организма к запахам еды, ее виду или вкусу. При таком состоянии возникает рвота от определенной еды, брезгливость и от этого страдает аппетит. Иногда аппетит страдает при проблемах с гипофизом, при онкологических заболеваниях, токсикозах и отравлениях тяжелыми металлами. Может быть отказ от еды при патологиях пищеварения из-за болезненности ее приема, когда еда дает чувство боли, тошноту или поносы. Так что, не стоит игнорировать столь важный симптом, проблема аппетита требует консультации педиатра со сдачей анализов крови, мочи копрограммы, чтобы прежде сего исключить болезненные факторы. При длительном состоянии гипорексии необходим эндокринолог и невролог.
Повышение аппетита.
Гиперрексия в крайней своей степени, булимии, это резкое повышение аппетита вплоть до «волчьего» голода. При этом возникает состояние полифагии, прием чрезмерных количеств пищи, что приводит к болезненности в области живота, сильной слабостью, но при этом организм не ощущает самого насыщения. Ребенок постоянно ест, не может никак наесться, что приводит к болезненности и проблемам пищеварения в желудке и кишечнике. Повышение аппетита может быть как физиологическим, в периоды активной физической нагрузки, после ночного сна, после выздоровления от инфекций, но может быть и патологическим – когда ребенку реально не нужно столько пищи для покрытия его потребностей, сколько он ее потребляет.
Такое явление у детей встречается нечасто – обычно это один из симптомов психических стрессов, заедание своих переживаний, или психиатрических заболеваний (олигофрении, психозов), опухолевых процессов мозга, его ранений или травм, при сахарном диабете и инсулино-производящих опухолях, при избыточной работе щитовидной железы. Также повышенный аппетит бывает у детей в тех семьях, где имеется семейное пищевое ожирение из-за формирования патологической привычки с самого рождения очень много кушать.
Изменения в аппетите.
Иногда можно отметить такое явление, как изменение аппетита ребенка или парарексия. Иногда отмечается еще и явление к поеданию и патологической тяге к совершенно несъедобным или невкусным продуктам – возникает желание кушать мел, глину, землю, сырые овощи, уголь и т.д. Механизмы подобных нарушений пока толком не выяснены, но считается, что такое возникает при формировании дефектов метаболизма и нехватки определенных ферментов или пищевых веществ, например железа которые организм пытается восполнить за счет определенных продуктов, хотя и не всегда правильно выбранных. Чаще всего такие явления возникают у малышей при железодефицитной и других видах анемии, при дефиците магния, меди, кальция или других веществ. Иногда дети едят несъедобные продукты из банального интереса, пробуя все «на зубок» и приобретая опыт.
Также парарексия может проявиться и полным отвращением к ранее любимым блюдам вплоть до тошноты и рвоты при их приеме. Это можно объяснить биологической нецелесообразностью в приеме данного продукта в изменившихся условиях, формированием пищевой непереносимости или аллергии, неготовностью пищеварения принимать такую пищу (так, при болезнях печени возникает стойкое отвращение к маслу, жиру и салу). Такие проявления в аппетите малыша должны быть обследованы врачом.
Действия родителей.
Прежде всего, к аппетиту ребенка нужно относиться объективно, не сравнивая его с своим аппетитом или соседскими детьми. Временное снижение или изменение аппетита вполне допустимо, это могут вызвать обычные причины, не являющиеся болезнью. Стоит помнить – ребенок тоже человек и он имеет право на свои вкусовые предпочтения и интересы. Если малыш ест мало, но при этом нормально развивается, то не стоит переживать – его вес и рост вполне соответствуют нормам, значит, ему этого хватает. Но, если ребенок теряет вес, худеет, болезненный и аппетит его отвратительный – это повод обеспокоиться и обратиться за помощью к врачу. Тогда необходимо обследование и исключение причин, влияющих на аппетит.
Категорически запрещено ругать ребенка из-за его аппетита, заставлять его кушать через силу, грозить наказаниями, и уговаривать «за папу» и «за маму», это не решит, а только усугубит проблему. Нужно решать проблему деликатно и со смекалкой.
Аппетит ребенка - как он формируется?
Комментарии
↑ Перейти к этому комментарию
Однако бабушка проела весь мозг - что у ребенка должно быть правильное питание, иначе испортит желудок. Стали ходить по врачам - диагноз у всех один - ребенок здоров, вес в норме, рост в норме, физическая форма хорошая, так как с папой занимается спортом. Энергии море, не болеет. Простуда редкое явление и то не протекает дольше 3-4 дней. Сдавали анализы на гельминтов (думали может лямблии в печени которые могут извращать вкус еды, и как следствие портить аппетит) - все результаты отрицательные. Кровь моча тоже в норме.
После всех врачей, которые сказали что мой сын здоров и хоть завтра в космос, пошли к психологу, он сказал, что скорее всего напугали едой.
Подскажите, стоит ли дальше таскать его по психологам и искать причину, или все в норме, и стоит ребенка оставить в покое и не таскать по врачам, а ждать когда сам захочет есть другие продукты?
То есть организму хватает для роста и развития? А желудок не испортится?
Единственное НО, когда я прошу покинуть стол,ни в коем случае не повышать голос
Я стараюсь придумать ,как ее завлечь.Но не всегда выходит.
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: