Синдром седьмого сентября - что это?
Лето уже подходит к концу, а значит, скоро нестройной вереницей потянутся ваши полусонные школяры к порогам школы, пытаться грызть гранит науки, вспоминая о летних деньках и веселье. Сейчас началась самая жаркая пора по подготовке к школе – закупаются одежда, обувь, канцелярские принадлежности и прочие необходимые вещи, чтоб ребенку было удобно и комфортно учиться. Но мы с вами сегодня будем говорить не о проблемах современной дороговизны сборов в школу, а о проблемах здоровья и общего состояния наших школьников.
Что может возникать?
Летом дети свободны, они могут спать подольше, отдыхают на даче или в деревне, ездят на курорты с родителями и могут заниматься любимым делом. В летнее время им достаточно вольно, они не помнят про уроки, играя и развлекаясь, беззаботно проводя свободное время. И тут наступает первое сентября – не многие школьники ждут его с воодушевлением, ведь резкий переход от беззаботности и расслабления к интенсивной учебе и нагрузкам – это достаточно сильный стрессовый фактор для любых детей, а для тех, кто впервые перешагнул порог школы, для первоклашек – и подавно. Не легче приходится и ученикам в начальной школе – современная школьная программа настолько насыщена и интенсивна, что порой удивляешься, как столько всего влезает в юные головы наших детей?
В первые день-два дети еще находятся на позитивном настрое, делятся впечатлениями и обмениваются с друзьями эмоциями и подарками, фотографиями и прочими вещами, пока еще свежи впечатления от лета, пока еще не надоели лица учителей и одноклассников, да и уроков в первые дни задают не так много. Но, спустя неделю школьной жизни, у многих из детишек, особенно младших школьников, формируется совсем нерадостный вид – он отвык от напряженных занятий и учебы, ранних подъемов поутру, из-за чего организм активно сопротивляется смене уже ставшего привычным для него ритма расслабленной жизни. В результате формируется особо выделяемое школьными психологами явление - «синдром седьмого сентября”. Но что это за состояние такое и насколько оно опасно, серьезно и чем может угрожать ребенку?
Летом дети отдыхают от школьных нагрузок, значительно подрастают и становятся крепче. Они могут кататься на "велике", купаться целыми днями, гонять в футбол и проводить весь день на свежем воздухе, могут поздно ложиться спать и вставать, и даже иногда не слушаться маму с папой. А тут резко, в один день, на смену вольной жизни приходит словно «надо», ранние подъемы с походами в школу и просиживанием в классах. Кроме того, нужно концентрироваться на той информации, что дают учителя в школе, а затем еще и дома учить уроки и прилежно выполнять все задания, нужно контролировать свое поведение и быть ответственными за свои отметки. Такие резкие переходы от расслабленности и неги к эмоциональным и умственным нагрузкам (а порой и перегрузкам), негативно влияют на организм, и он всячески пытается им сопротивляться. Через неделю школьной жизни ребенка возникает такое состояние, будто лета не было вовсе и отдыха также и не было.
Любому ребенку нужна адаптация к школе, которая будет тем длиннее, чем меньше возраст ребенка. Кроме того, адаптация не у всех детей проходит гладко и спокойно, у первоклассников она может занять до полутора месяцев, у учеников пятого класса до месяца, у старшеклассников – до двух-трех недель. Однако, не всем родителям известно о явлении «синдрома 7 сентября» и они не уделяют достаточного внимания адаптации, ведут себя дома со школяром неправильно, только усугубляя проблему. В результате, на второй неделе учебы ребенок может даже заболеть, так как организм просто-напросто не готов к такой резкой смене деятельности и просто отказывается работать. А мама сетует малышу – «вот не успели выйти в школу, и опять на больничный!», а ведь в большей части она сама в этом виновата – потому, что не начала готовить ребенка к школе заранее.
Как проявит себя синдром?
Обычно он возникает спустя неделю от момента начала учебы – и если в этом году первое сентября выпадает на воскресенье, ожидать первых ласточек можно уже к восьмому числу. К концу первой недели в школе ребенок выглядит вялым, капризничает, у него могут возникать головные боли или проблемы с животом и пищеварением, возникают слезы, обиды, истерики и глупые капризы, нарушается аппетит, дети раздражены и к вечеру сильно устают. У части детей возникает снижение зрения, могут быть неожиданные подъемы температуры, практически на пустом месте и на фоне полного здоровья возникает рвота, могут обостриться хронические патологии.
Родители жалуются врачу на то, что ребенок стал очень беспокойно спать, он может вздрагивать и дергаться во сне, начинает во сне разговаривать, кричать, просыпаться. Настроение ребенка подвержено сильным колебаниям – от поросячьего восторга до приступов апатии и полного расстройства, он постоянно ходит с мокрыми глазами, любое незначительное действие родителей или членов семьи вызывает обиды и слезы, хотя до этого ребенок плаксой никогда не был. Могут быть проблемы с послушанием, истерики, отказы и протесты по утрам перед школой. Основа такого поведения ребенка – это резкое изменение его привычной жизни, возникновение в связи резкими переменами эмоционального, а также физического напряжений.
После первой недели в школе, в понедельник новой недели вы с удивлением можете отметить у ребенка все признаки заболевания, хотя еще вчера вечером он был здоров, бодр и весел. Это своего рода защитная реакция организма на стресс, взятие паузы для отдыха. Ребенок наотрез отказывается идти в школу, говоря о своей болезни. При этом никакой симуляции со стороны школьника нет, дети действительно плохо себя чувствуют. Врачи отмечают резкий подъем заболеваемости именно на второй неделе школьной жизни и давно уже говорят о том, что нагрузки в школьной программе на первый месяц обучения должны быть пересмотрены. Дети могут страдать как от банальных простуд и насморков, так и от обострения хронических заболеваний, особенно тех, что провоцируются стрессами – гастритов, дискинезий желчевыводящих путей или неврозов, сердечных заболеваний.
Зачастую ситуация развивается следующим образом: родители не воспринимают жалоб ребенка на здоровье серьезно, что еще и усугубляет ситуацию с синдромом. Навешивая на ребенка ярлыки симулянта, говоря о том, что «как идти в школу, так у нас что-нибудь да болит!», родители не осознают, что проблема реально есть. И ведь на самом деле у ребенка в школе может болеть живот из-за нервного и психического напряжения, из-за страхов и тревоги, из-за того, что у него не получается с уроками или есть другие проблемы. Так и с другими болезнями! Не стоит игнорировать жалобы ребенка, вспомните себя в периоды стрессов – у вас ничего не болит?
Что же делать?
Родителям, во-первых, нужно серьезно и внимательно отнестись к проблеме и наличию этого тяжелого психологического этапа адаптации. Во-вторых, нужно помочь детям преодолеть этот трудный период в начале школьной жизни без потерь здоровья и самочувствия. К сожалению, из-за современных школьных программ и нагрузок, данный синдром стал встречаться в последние годы все чаще и чаще. Если вы и ваш ребенок сталкиваетесь с примерно описанными выше сложностями, когда он пошел в школу, не стоит переживать и пугаться, нужно помочь ребенку пережить этот период без потерь, проявить внимание, терпение, и начать мягкое и терпеливое приучение ребенка к учебе и школьному режиму дня.
С чего начать?
Прежде всего, нужно проявлять терпение и участие по отношению к ребенку. На протяжении всего сентября не стоит применять в воспитании строгости и при практике «кнута и пряника», работать именно «пряником». Не стоит ругать ребенка за его не очень хорошие оценки, не стоит выдвигать обвинений в его безответственности, не допускать придирок по пустяковым поводам, ему и так сейчас нелегко, будьте снисходительны. Стоит подбодрить приунывшего школяра, высказать веру в его возможности способности, при появлении жалоб на здоровье – отнестись к ним с вниманием и дать ребенку отдохнуть. А вот напоминать ему об ошибках не стоит, лучше вместе ним провести анализ их – «почему это не получается и что мы можем с этим сделать вместе». Тогда у ребенка появится вера в свои силы, стимул к новым достижениям и свершениям, не будет чувства вины и дискомфорта от неудач и промахов.
Откажитесь от изменений.
На время первого месяца учебы стоит отказаться от сильных эмоциональных и физических нагрузок вне школы, чтобы в самом начале учебного года ничего не выходило у ребенка за рамки привычной школьной жизни и домашнего быта. Приезд любимой бабушки из другого города, переезд на новую квартиру, затеянный дома ремонт, развод или ссоры родителей, другие глобальные, по меркам ребенка, события по возможности должны быть исключены из его привычной жизни. Эти новые и яркие эмоции могут нарушить процесс привыкания организма к новым, после каникул, условиям работы и режима ребенка. В начале учебного года не стоит навешивать на ребенка массу домашних обязанностей и давать сложных поручений, пусть после школы он больше отдыхает. Также не стоит практиковать посещение в сентябре новых дополнительных секций и тренировок, занятий, это может стать слишком большой нагрузкой на психику и здоровье ребенка.
Борьба с синдромом седьмого сентября
Что может возникать?
Летом дети свободны, они могут спать подольше, отдыхают на даче или в деревне, ездят на курорты с родителями и могут заниматься любимым делом. В летнее время им достаточно вольно, они не помнят про уроки, играя и развлекаясь, беззаботно проводя свободное время. И тут наступает первое сентября – не многие школьники ждут его с воодушевлением, ведь резкий переход от беззаботности и расслабления к интенсивной учебе и нагрузкам – это достаточно сильный стрессовый фактор для любых детей, а для тех, кто впервые перешагнул порог школы, для первоклашек – и подавно. Не легче приходится и ученикам в начальной школе – современная школьная программа настолько насыщена и интенсивна, что порой удивляешься, как столько всего влезает в юные головы наших детей?
В первые день-два дети еще находятся на позитивном настрое, делятся впечатлениями и обмениваются с друзьями эмоциями и подарками, фотографиями и прочими вещами, пока еще свежи впечатления от лета, пока еще не надоели лица учителей и одноклассников, да и уроков в первые дни задают не так много. Но, спустя неделю школьной жизни, у многих из детишек, особенно младших школьников, формируется совсем нерадостный вид – он отвык от напряженных занятий и учебы, ранних подъемов поутру, из-за чего организм активно сопротивляется смене уже ставшего привычным для него ритма расслабленной жизни. В результате формируется особо выделяемое школьными психологами явление - «синдром седьмого сентября”. Но что это за состояние такое и насколько оно опасно, серьезно и чем может угрожать ребенку?
Летом дети отдыхают от школьных нагрузок, значительно подрастают и становятся крепче. Они могут кататься на "велике", купаться целыми днями, гонять в футбол и проводить весь день на свежем воздухе, могут поздно ложиться спать и вставать, и даже иногда не слушаться маму с папой. А тут резко, в один день, на смену вольной жизни приходит словно «надо», ранние подъемы с походами в школу и просиживанием в классах. Кроме того, нужно концентрироваться на той информации, что дают учителя в школе, а затем еще и дома учить уроки и прилежно выполнять все задания, нужно контролировать свое поведение и быть ответственными за свои отметки. Такие резкие переходы от расслабленности и неги к эмоциональным и умственным нагрузкам (а порой и перегрузкам), негативно влияют на организм, и он всячески пытается им сопротивляться. Через неделю школьной жизни ребенка возникает такое состояние, будто лета не было вовсе и отдыха также и не было.
Любому ребенку нужна адаптация к школе, которая будет тем длиннее, чем меньше возраст ребенка. Кроме того, адаптация не у всех детей проходит гладко и спокойно, у первоклассников она может занять до полутора месяцев, у учеников пятого класса до месяца, у старшеклассников – до двух-трех недель. Однако, не всем родителям известно о явлении «синдрома 7 сентября» и они не уделяют достаточного внимания адаптации, ведут себя дома со школяром неправильно, только усугубляя проблему. В результате, на второй неделе учебы ребенок может даже заболеть, так как организм просто-напросто не готов к такой резкой смене деятельности и просто отказывается работать. А мама сетует малышу – «вот не успели выйти в школу, и опять на больничный!», а ведь в большей части она сама в этом виновата – потому, что не начала готовить ребенка к школе заранее.
Как проявит себя синдром?
Обычно он возникает спустя неделю от момента начала учебы – и если в этом году первое сентября выпадает на воскресенье, ожидать первых ласточек можно уже к восьмому числу. К концу первой недели в школе ребенок выглядит вялым, капризничает, у него могут возникать головные боли или проблемы с животом и пищеварением, возникают слезы, обиды, истерики и глупые капризы, нарушается аппетит, дети раздражены и к вечеру сильно устают. У части детей возникает снижение зрения, могут быть неожиданные подъемы температуры, практически на пустом месте и на фоне полного здоровья возникает рвота, могут обостриться хронические патологии.
Родители жалуются врачу на то, что ребенок стал очень беспокойно спать, он может вздрагивать и дергаться во сне, начинает во сне разговаривать, кричать, просыпаться. Настроение ребенка подвержено сильным колебаниям – от поросячьего восторга до приступов апатии и полного расстройства, он постоянно ходит с мокрыми глазами, любое незначительное действие родителей или членов семьи вызывает обиды и слезы, хотя до этого ребенок плаксой никогда не был. Могут быть проблемы с послушанием, истерики, отказы и протесты по утрам перед школой. Основа такого поведения ребенка – это резкое изменение его привычной жизни, возникновение в связи резкими переменами эмоционального, а также физического напряжений.
После первой недели в школе, в понедельник новой недели вы с удивлением можете отметить у ребенка все признаки заболевания, хотя еще вчера вечером он был здоров, бодр и весел. Это своего рода защитная реакция организма на стресс, взятие паузы для отдыха. Ребенок наотрез отказывается идти в школу, говоря о своей болезни. При этом никакой симуляции со стороны школьника нет, дети действительно плохо себя чувствуют. Врачи отмечают резкий подъем заболеваемости именно на второй неделе школьной жизни и давно уже говорят о том, что нагрузки в школьной программе на первый месяц обучения должны быть пересмотрены. Дети могут страдать как от банальных простуд и насморков, так и от обострения хронических заболеваний, особенно тех, что провоцируются стрессами – гастритов, дискинезий желчевыводящих путей или неврозов, сердечных заболеваний.
Зачастую ситуация развивается следующим образом: родители не воспринимают жалоб ребенка на здоровье серьезно, что еще и усугубляет ситуацию с синдромом. Навешивая на ребенка ярлыки симулянта, говоря о том, что «как идти в школу, так у нас что-нибудь да болит!», родители не осознают, что проблема реально есть. И ведь на самом деле у ребенка в школе может болеть живот из-за нервного и психического напряжения, из-за страхов и тревоги, из-за того, что у него не получается с уроками или есть другие проблемы. Так и с другими болезнями! Не стоит игнорировать жалобы ребенка, вспомните себя в периоды стрессов – у вас ничего не болит?
Что же делать?
Родителям, во-первых, нужно серьезно и внимательно отнестись к проблеме и наличию этого тяжелого психологического этапа адаптации. Во-вторых, нужно помочь детям преодолеть этот трудный период в начале школьной жизни без потерь здоровья и самочувствия. К сожалению, из-за современных школьных программ и нагрузок, данный синдром стал встречаться в последние годы все чаще и чаще. Если вы и ваш ребенок сталкиваетесь с примерно описанными выше сложностями, когда он пошел в школу, не стоит переживать и пугаться, нужно помочь ребенку пережить этот период без потерь, проявить внимание, терпение, и начать мягкое и терпеливое приучение ребенка к учебе и школьному режиму дня.
С чего начать?
Прежде всего, нужно проявлять терпение и участие по отношению к ребенку. На протяжении всего сентября не стоит применять в воспитании строгости и при практике «кнута и пряника», работать именно «пряником». Не стоит ругать ребенка за его не очень хорошие оценки, не стоит выдвигать обвинений в его безответственности, не допускать придирок по пустяковым поводам, ему и так сейчас нелегко, будьте снисходительны. Стоит подбодрить приунывшего школяра, высказать веру в его возможности способности, при появлении жалоб на здоровье – отнестись к ним с вниманием и дать ребенку отдохнуть. А вот напоминать ему об ошибках не стоит, лучше вместе ним провести анализ их – «почему это не получается и что мы можем с этим сделать вместе». Тогда у ребенка появится вера в свои силы, стимул к новым достижениям и свершениям, не будет чувства вины и дискомфорта от неудач и промахов.
Откажитесь от изменений.
На время первого месяца учебы стоит отказаться от сильных эмоциональных и физических нагрузок вне школы, чтобы в самом начале учебного года ничего не выходило у ребенка за рамки привычной школьной жизни и домашнего быта. Приезд любимой бабушки из другого города, переезд на новую квартиру, затеянный дома ремонт, развод или ссоры родителей, другие глобальные, по меркам ребенка, события по возможности должны быть исключены из его привычной жизни. Эти новые и яркие эмоции могут нарушить процесс привыкания организма к новым, после каникул, условиям работы и режима ребенка. В начале учебного года не стоит навешивать на ребенка массу домашних обязанностей и давать сложных поручений, пусть после школы он больше отдыхает. Также не стоит практиковать посещение в сентябре новых дополнительных секций и тренировок, занятий, это может стать слишком большой нагрузкой на психику и здоровье ребенка.
Борьба с синдромом седьмого сентября
Комментарии
2 недели до школы), чтобы предотвратить проявление этого синдрома в сентябре. Напрмер, режим, или еще что то. Мы в этом году идем в первый класс, да еще и в садик не ходили. Заранее спасибо ))
Минус еще один выходной каждый месяц. Семидневка, одним словом...
а тема хорошая, полезная, спасибо!)
за неделю до школы пытаюсь выровнять сон - ложимся по раньше
но все равно устает
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: