Магазин handmade Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook 

Дети и деньги в их жизни.

Дети и деньги в их жизни. Вот и мы с сыном столкнулись с вопросом – «купи мне трамвай», и как объяснять, что не все в жизни необходимо покупать по первому требованию, и что нужны еще и денюшки? Я решила затронуть вопрос денег в жизни детей. Деньги - важная составляющая каждой отдельной семьи. Малыш проявляет интерес к этой стороне жизни? Пора впустить в жизнь вашей семьи 10 важных принципов для формирования правильного отношения к деньгам!

Принцип 1. Просто деньги
Деньги - это просто бумажки. Но, в то же время они не просто так вылезают из «волшебного банкомата». Деньги платятся за работу - труд, на который уходят силы и время человека, и поэтому очень важно уважать именно эти силы и время. Жить без этих «бумажек и монеток» сложно. Их нужно зарабатывать, так как это дает возможность вести полноценную жизнь. «Деньги - сырьевой придаток семьи, а не цель существования», - эта жизненная позиция дарит родным радость и удовольствие от общения друг с другом, вытесняя зацикленность на материальных благах.

Принцип 2. Круговорот денег в семье
Объясните ребенку, из чего состоит семейный бюджет. Например, это папина и мамина зарплата. Ее выдают раз в месяц, и всю эту сумму нужно распределить на всех до следующей зарплаты. Деньги распределяются на основные и дополнительные траты. Первая из основных трат - это обеспечение возможности работающим членам семьи выполнять работу и иметь все необходимое для этого (одежду для офиса, компьютер и телефон и т.д.) - это не каприз.
Вторая категория - это оплата всех первостепенных потребностей семьи (коммунальные услуги, еда, одежда и т.д.). Третья категория - индивидуальные потребности (образование, покупка необходимых личных, вещей). Все остальное входит в дополнительные траты (развлечение, отдых и т.д.). Разъяснение структуры бюджета - один из способов профилактики истерик «хочу» в магазине.

Принцип 3. Бесплатный труд
Не за каждую работу платят деньги. Например, домашняя работа - это труд на благо семьи. Никто не думает платить маме за стирку или готовку, почему же ребенку должны платить за посильную помощь? Мы убираемся в квартире, чтобы было чисто, мы это делаем для себя. Также и с учебой. Школа в шутку и называется работой, но оплачивать успехи ученика деньгами семейного бюджета нельзя (школьные стипендии — другое дело). Давая ребенку монетки за отметки, родители берут на себя ответственность за образование чада, лишая его возможности лично отвечать и заботиться о развитии себя и своей жизни.

Принцип 4.Обучение планированию
Придерживаясь иерархии старшинства, необходимо постепенно вводить ребенка и основы планирования семейного бюджета. «Все для ребенка» - изначально не правильный посыл организации материальной части семейной жизни. Сначала должен быть обеспечен взрослый, тогда он сможет обеспечить ребенка. Покупки, не касающиеся детей, взрослые планируют между собой. Но, если чадо говорит «купи мне», он тоже должен поучаствовать в семейном совете. Вместе с ним определите и обговорите, на каких неосновных тратах вы можете сэкономить, чтобы купить желаемую вещь. Например, не пойти в выходные в кино и не покушать после этого мороженое, но зато купить самокат. Лишение одного желаемого ради другого - важная составляющая правильного восприятия денег. Это труд для ребенка, так он принимает свое первое участие в планировании.

Принцип 5. Зеркало
Ребенок не умеет анализировать поступающую к нему информацию извне, и любые слова родителей принимает как данность. Дети - зеркало родителей. Поэтому если папа и мама зациклены на деньгах, то и чадо пойдет «по накатанной». Чтобы правильно воспринимать деньги, сам родитель не должен стыдиться своего положения в обществе. «Мы имеем столько, сколько имеем. Главное, что мы есть друг у друга и можем радоваться каждой минуте, проведенной вместе! Мы работаем только для этого!».
Важно обговаривать житейские ситуации с участием денег, чтобы ребенок мог ориентироваться в этих влиятельных цифрах. Но не переусердствуйте, не забывайте Принцип первый. Совершая покупки (особенно, выбирая одежду), акцентируйте внимание малыша на практических качествах, а не на цене или лейбле. Это поможет ребенку развить вдумчивое отношение к себе, избавит от гонки за марками и ценами.

Принцип 6. Постоянство

Собираясь в магазин, обсудите с ребенком, какие покупки необходимо совершить. Например, сегодня - это продукты. Завтра - это одна игрушка, выбирай любую, но только одну и т.д.
Установив цель похода, важно ее придерживаться. Дети, как это ни странно, очень любят правила и границы. Те дети, которые имеют постоянные неукоснительные ограничения их свободы, спокойнее своих бесконтрольных сверстников. Дети гораздо тщательнее взрослых следят за выполнением всех условий договора, так как это дает им уверенность, что если они выполнят свою часть договора, то взамен могут ожидать, что и взрослый исполнит обещания, данные ребенку.

Принцип 7. Личные деньги - это ответственность
Когда давать ребенку личные деньги? Как только ребенок начинает самостоятельно перемещаться без сопровождения родителей. В школьную столовую, на дорогу, для разового поручения что-то купить, т.е. в тех ситуациях, когда в этом возникает потребность. Деньги всегда выдаются для чего-то. Поэтому если ребенок просит на дополнительные карманные расходы, то нужно приучить его объяснять, для чего именно они нужны. Вы имеете право знать, куда тратятся заработанные вами деньги. Такой подход — профилактика вредных зависимостей в будущем. В то же время контроль должен быть разумным. Родители мешают ребенку взрослеть и развиваться, если не дают принимать ему собственные решения и совершать собственные ошибки.
Слишком много выданных денег - это проблемы одного характера (вредные привычки, транжирство и т.д.). Слишком мало - другого (депрессия, комплексы, воровство и т.д.).

Принцип 8. Деньги любят счет
Кроме счета, деньги любят контроль и планирование. Сначала - со стороны взрослых, затем - самосто-ятельное планирование ребенком своих трат. Для этого прекрасно подходит копилка. Копилка помогает личной организации малыша (например, по чуть-чуть можно скопить на дорогую интересную вещицу), учит бережливости и терпению, но, в то же время необходимо следить за тем, чтобы бережливость не переросла в страсть к деньгам, когда экономия наносит вред здоровью (например, лишение себя приемов пиши в школьной столовой).
Играйте дома с малышом в дочки-матери, магазин и другие ролевые игры, в которые можно включить игрушечные деньги. С детками постарше разберитесь, как меняются крупные купюры на более мелкие, а, покупая понарошку продукты, учитесь отсчитывать сдачу.

Жадность - еще один возможный побочный эффект копилки. Как этого избежать? Учите ребенка заботиться о близких. Скоро день рождения у бабушки или профессиональный праздник у папы? На скопленные деньги можно купить сувенир. Желание заботиться о близких важно поддерживать и в том случае, когда денег у ребенка нет. Взять у мамы денег, чтобы купить подарок бабушке, — это не желание сделать приятное бабушке, это для «галочки». Этот подарок фактически мамин. Поэтому необходимо научить малыша выходить из такой ситуации другим способом. Например, изготовить подарок своими руками. Помогите ребенку с достойным оформлением и презентабельным видом его работы. Ведь даже из простого рисунка можно сделать «конфетку», и это будет действительно подарок, а не «иди-ка нарисуй по-быстренькому, пойдем подарим ЭТО папе».

Не поощряйте ребенка дорогими подарками. Покупайте компьютер, не потому что ребенок целый год учился в школе на одни «пятерки», а для того чтобы этот агрегат помогал сыну или дочке в учении. При правильной расстановке акцентов проблем не будет.

Принцип 9. Выше денег
Любовь, внимание, дружба, уважение и некоторые другие человеческие чувства - это то, что не продается и не покупается, но «замечательно» рушится с помощью денег. Испокон веков семью с детьми поджидал соблазн подмены искренних отношений материальными благами. Как бабушки и дедушки покупали внукам сладости, чтобы побаловать кроху и подкупить его любовь, так часто и уставшим после работы родителям проще дать денег (чтобы загладить чувство вины от недостатка общения) вместо того, чтобы посидеть, приласкать малыша, поговорить о том, что беспокоит ребенка.

Такая форма отношений становится нормой для ребенка и стереотипом поведения для получения денег. Впоследствии подросток бессознательно, по привычке будет вести себя именно таким образом (взывать к совести родителей), чтобы получить наличность. Родитель становится чем-то вроде банкомата, а значит, когда в нем закончатся деньги, он станет не нужен. Личная связь будет утрачена еще в детстве.
В сказках добро всегда побеждает зло, а герои обязательно находят выход из сложившихся ситуаций. Если ребенка мучают вопросы или сомнения расскажите ему историю, которая случилась с персонажем очень похожим на него. Вместе с малышом подумайте, почему так случилось и как можно помочь герою.

Принцип 10. Противостояние давлению среды

Социальная среда - важный элемент в жизни каждого человека. Сначала это одногруппники и воспитатель в детском саду, затем одноклассники и учителя и так далее. Каждый раз, попадая в условия среды, важно уметь подстроиться под них и в то же время не прогнуться. А это возможно лишь в той ситуации, когда есть внутренний стержень. Как же его «установить»? Во-первых, с самого детства важно формировать правильные посылы, исходя из вышеперечисленных принципов.

Во-вторых, никогда не сравнивайте ребенка с кем-то еще. Нужно дать стимул? Сравните малыша с ним самим! «Сегодня ты помог убраться мне гораздо быстрее, чем вчера, — ты становишься в этом профессионалом!» или «Смотри, ты «щелкаешь» эти примеры, как орешки, а еще полгода назад очень долго думал над каждым действием. И сейчас обязательно справишься, надо только потренироваться»...

В-третьих, родителю нужно воспринимать ребенка таким, какой он есть, и замечать даже крохотные успехи. Когда в семье человека ждут любовь, поддержка и внимание, социальная среда не может по-колебать уверенности в своих силах и действиях.

Важные правила
Оптимальное время поговорить о деньгах наступает, когда малыш начинает ими интересоваться.
1. Разговор с ребенком о деньгах не должен быть супер серьезным. Рассказывайте о них, как о любом другом явлении, вызвавшем интерес. Комментируйте свои действия с деньгами, которые вызывали у малыша вопросы (покупка в магазине, количество сдачи, поход в банк).

2. Не надо акцентировать внимание ребенка на деньгах. Не стоит раньше времени пытаться приучить малыша самостоятельно расплачиваться за покупку. Деньги - это ответственность, а ответственность должна «выдаваться» по возрасту.

Часто взрослые, приходя в магазин, легко поддаются капризам малыша купить что-то еще, потому что сами этого хотят (побаловать дитятю или задобрить разбушевавшегося сорванца, чтобы прилично выглядеть в глазах окружающих). Это неправильно! «НЕТ» никогда не может превращаться в «ДА». Если границы слабы, из малыша в скорости может вырасти маленький тиран-манипулятор.
В обоих случаях родительский ресурс может внезапно закончиться, что чревато естественными последствиями (когда сотрудникам компании перестают платить зарплату, они бастуют).

Чем раньше ребенку начинают давать деньги, тем раньше маленький человек хочет большей самостоятельности и свободы, тем больше у него возникает потребностей. Это может привести к девиантному поведению в виде капризов и повышенных запросов.

бесценную консультативную помощь и редактуру материалов оказала моя коллега – перинатальный и кризисный психолог Анна Гордеева
Печать Получить код для блога/форума/сайта
Коды для вставки:

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам Дети и деньги в их жизни.
  Вот и мы с сыном столкнулись с вопросом – «купи мне трамвай», и как объяснять, что не все в жизни необходимо покупать по первому требованию, и что нужны еще и денюшки? Я решила затронуть вопрос денег в жизни детей. Деньги - важная составляющая каждой отдельной семьи. Малыш проявляет интерес к этой стороне жизни? Читать полностью
 

Статьи в этой рубрике:

Последние читатели:



Комментарии

Emmabagira
18 ноября 2012 года
+5
С мамой тут недавно спорили о том как найти мотивацию сына учиться. она предлагала платить за хорошие оценки. Я была категорически против, ибо мотивация должна быть в получении знаний, хороших отметок, похвалы со стороны родителей и т.д. Вообщем после получения результатов первой четверти сын задумался о том, что же ждет его впереди и теперь старается и бесплатно!))))))))) Не надо платить ребенку за его поступки, покупать его хорошее поведение, ибо это его так сказать обязанность.
Nyura79
18 ноября 2012 года
+1
Emmabagira
18 ноября 2012 года
+1
кубанка
18 ноября 2012 года
+1
а мы сыну с этого года за хорошие отметки платим, а за двойки, тройки и замечания он нам деньги отдает, так называемый штраф. А тут прочла что не надо платить за отметки, вот сижу и думаю. А как же еще мотивировать хорошо вести себя и стараться?
Emmabagira
18 ноября 2012 года
+1
Я долго с сыном разговаривала. Но вот с появлением оценок за четверть появились и мысли о том, что хорошо быть хорошистом, и что для этого надо что-то делать, причем бесплатно.
кубанка
18 ноября 2012 года
+1
он сообразительный, грамотный, учится хорошо, но шкодный-мама не горюй! А так, когда видит, как заработанные за пятерку деньги надо вернуть из-за замечания за поведение, начинает вести себя хорошо.
Emmabagira
18 ноября 2012 года
+1
Шкодность со временем проходит, мы все такие были. Я была отличницей, но за поведение было "уд", поэтому грамот я не получала. Учительница сына понимает, что шкодность деть некуда, надо ею управлять, поэтому замечания пишет редко, разговоры проводим. С ними надо постоянно разговаривать, ругать бесполезно. Но и с деньгами как-то не так - но это лично мое мнение, если вам помогает, то рада за вас. Я даже экспериментировать не стала.
Энда
18 ноября 2012 года
+4
В ответ на комментарий кубанка
а мы сыну с этого года за хорошие отметки платим, а за двойки, тройки и замечания он нам деньги отдает, так называемый штраф. А тут прочла что не надо платить за отметки, вот сижу и думаю. А как же еще мотивировать хорошо вести себя и стараться?

↑   Перейти к этому комментарию
Я плачу сыну за оценки, уже несколько лет. Тоже поначалу были сомнения, но теперь - не сомневаюсь. Во-первых, часто вспоминается фраза завхоза из "Педагогической поэмы" Макаренко: "Когда у человека нет денег - у него одна мысль - где бы занять? А когда у человека есть деньги - у него столько мыслей появляется!" За точность цитаты не поручусь, кому захочется - перечитайте сами.
Во-вторых, когда я только начинала платить, мой сын - тогда 6-тилетний - просто не понимал, почему он должен идти на русский, на английский - в то время, когда его товарищи тупо балду пинают на площадке. Ничего не делать всегда проще, чем что-то делать, а объяснять шестилетке преимущества владения несколькими языками... как-то слабо мотивирует, во всяком случае - моего.
В-третьих, в нашей школе оценок в первом-втором классе не ставят, так что до прошлого года я платила именно за дополнительные занятия. В третьем классе появились оценки - тут у меня система, как у Вас - за 1, 2 - 5 и 3 евро соответственно, за 3 - ничего, за 4 - 3 евро возвращаются, за 5 - 5 евро мне назад, ну, а 6 он, славатетырнет, не получал ни разу. Сразу скажу, оценки в местной школе дети получают редко, даже не каждую неделю, четвертей нет, есть полугодия, дневников тоже нет, т.е. есть, но оценки в них не выставляют... Т.е. как-то мотивировать ребёнка - хорошими результатами недели, или четверти - довольно сложно. Поэтому деньги - реальный и ощутимый способ мотивации.
В- четвёртых, деть учится распоряжаться своими деньгами. Он копит на собаку, у него есть счёт в банке, куда он вносит свои накопления. Это очень дисциплинирует в том плане, что велик соблазн набрать всякой копеечной фигни, типа одноразовых журналов, всяких лизунов и попрыгунчиков... Поначалу он так и поступал, я молчала, ибо его деньги - это его деньги. Подталкивала потихоньку в нужном направлении, учила обращаться с деньгами. Теперь он на школьные нужды, типа билетов в театр, сдаёт "из своих", может себе в школьном буфете булочку купить, если вдруг "ссобойчика" ему не хватило... В общем, деньги у сына есть всегда, тратить на ерунду желание пропало.
В-пятых, тут по закону положено давать детям определённую сумму - в каждом возрасте - свою. Так я подумала - если всё равно давать, так давать заработанные - ибо учёба - для моего ребёнка, по крайней мере - это труд, самая настоящее преодоление трудностей. А всякий труд должен быть оплачен! Например, моя начальница может меня хвалить как угодно, но я бы предпочла всем её похвалам - премию.
кубанка
18 ноября 2012 года
0
Энда пишет:
тут по закону положено давать детям определённую сумму - в каждом возрасте - свою
Энда пишет:
а где Вы живете?
Энда
18 ноября 2012 года
0
В Германии.
кубанка
18 ноября 2012 года
0
столько подруг в Германии а о таком интересном не рассказывали! А счет открыт-это наверное много даете? мелочевку-то на счет не понесешь. Мой в копилочку складывает а немного оставляет на карманные расходы. Мы ему в виде пиратского сундука копилку придарили.
Энда
18 ноября 2012 года
+1
Много не даём! Много получается обычно на день рождения - это когда родственники не заморачиваются интересами ребёнка, а дают денежку в конверте (по моим наблюдениям, деть меркантильным отнюдь не стал - подарку всегда радуется больше, чем деньгам в конверте), ещё денег подбрасывает младший брат - у него тоже "день рожденья, к сожаленью, только раз в году", а мечта о собаке у них общая. Ещё бывают большие денежные поступления на НГ - всё от тех же родственников. Остальное - действительно, мелочь. Сдача, оставшая от похода в магазин, деньги от сданных в магазин бутылок, просто мелочь, которая у меня в кошельке валяется - по центу, по два... Это всё складывается в копилку - жестяную банку из-под печенья -и примерно раз в год эта копилка отправляется с ребёнком в банк. Там ему самому разрешают высыпать богатство в специальную машинку, считающую мелочь - грохот стоит на всё банковское отделение - а потом делают запись в банковской книжке. Деть ходит довольный и гордый. Вообще-то с этого года ему уже можно сделать свою банковскую карточку, но я пока смысла не вижу. Вот будет подрабатывать, будут регулярные денежные поступления - сделает себе карточку. А пока - рано.
Насколько я знаю, пацаны тоже оставляют порядка 10% на всякие хотелки, а остальное складывают всё в ту же копилку - до похода в банк. Сейчас у кинда на счету порядка 160 евро - на собаку пока не хватает.
кубанка
18 ноября 2012 года
0
здорово как!
Энда пишет:
Там ему самому разрешают высыпать богатство в специальную машинку, считающую мелочь - грохот стоит на всё банковское отделение - а потом делают запись в банковской книжке.
в России вряд ли такое возможно
Энда
18 ноября 2012 года
0
Что невозможно? Высыпать деньги или сделать счёт ребёнку?
кубанка
18 ноября 2012 года
0
я думаю и то и другое. Хотя для ребенка это так важно!
Энда
18 ноября 2012 года
0
Открыть счёт на имя ребёнка - по-моему, вполне реально.
кубанка
18 ноября 2012 года
0
да? Думаете? Надо будет узнать.
Энда
18 ноября 2012 года
+2
А ещё найдите книгу Бодо Шефера "Пёс по имени Деньги" или в другом переводе "Пёс по имени Мани" - замечательная книжа! Исключительно умная и полезная, и написана отнюдь не занудно. Если во вкус войдёте - автор тот же, продолжение этой книги "Как, управляя характером, управлять успехом" - не только про деньги, точнее, совсем не про деньги, а про характер, про сильные и слабые стороны, как относится к людям, чего ждать от жизни, а на что не стоит обращать внимание. В общем, для подростков, вступающих в пубертат - самое то!
shvedka
21 ноября 2012 года
0
В ответ на комментарий Энда
Открыть счёт на имя ребёнка - по-моему, вполне реально.

↑   Перейти к этому комментарию
Открыть счет можно хоть с рождения ребенка. но снять денег в банке он без родителей не сможет.
Энда
21 ноября 2012 года
0
Не сможет - до определённого возраста.
Nyura79
18 ноября 2012 года
+1
Спасибо за статью! Унесла!
LILY82
18 ноября 2012 года
+1
я конечно не за то что бы мамы давали деньги за учёбу, но Энда натолкнула меня на мысль - дети ходят в д.сад, школу так же как и мы на работу и я бы уж точно за спасибо и похвалу неработала, а вдруг эта стратегия выроботает в детях бережливось и трудолюбие, начнут ценить своё время. И будут знать что мама и папа деньги берут не из воздуха а работают что бы вконце месяца им выплатили з/п и семья купила продукты, а если их потратить на всякую ерунду то кшать будет нечего и т.д. Я помню в детстве мне также платили за хорошие отметки и забирали деньги за плохие, мне это нравилось и воспринимали я это просто как игру и ничего большего не требовала. Получив деньги я уверенней себя чувствовала, я их считала, ложила в копилку, я знала что я могла расчитывать на то-то и то-то (например булочку в столовой-и куплю я её на свои деньги) это вырабатывала у меня чувство уверенности. Сейчас же могу сказать - как то негативно это на меня не повлияло.
Юлияна
19 ноября 2012 года
+1
Спасибо за статью!!! Как жаль, что мне что-то подобное не встретилось лет 7-8 назад((( пожалуй сейчас бы не было таких проблем, что есть у меня сейчас с сыном из-за денег и не только(((
Сепа
19 ноября 2012 года
+1
Спасибо за статью! Никогда не поощряла детей деньгами учитьсяи хорошо себя вести. Старший и так учится, есть копилка, иногда подбрасываю туда что-то, иногда подаренные ложит туда. У младшего была, не понимает, как деньгами распоряжаться, поканикто не видел, вскрыл , всю мелочь, а было там немало, вытащил и намылился в школу хвастаться нести, хорошо, рюкзак перед школой проверила. Купюры не все вытащил, но некоторые находила в шкафах и еще невесть где.. ребенку д о этого было объяснено, для чего служат деньги и копилки, наверное не понимает до сих пор. Изъяли все, что у него было. Если ему дать карманные, то вообще страшно, накупит жвачек, чипсов и всякого..., хотя каждый день проводим лекции на тему о вреде всего этого. Слава Богу, кушают в школе по заранее купленным талончикам, по магазинам только со взрослыми. Старший уже более сознательный, но ценить деньги и не зацикливаться на них учим постоянно ! Еще раз спасибо за статью!
Катерина-Буслик
19 ноября 2012 года
+1
"Заберу" в избранное, чтобы почитать позже. Сейчас совсем времени нет, но заинтересовала статья, спасибо!
Naigel
20 ноября 2012 года
+1
А у нас ребенок со второго класса получает мнимальную заработную плату 50 гривен в месяц. Денежку ложит на карточку и распоряжается по собственному усмотрению.
LENA sss
18 февраля 2013 года
+1
Спасибо за статью, кину в избранное и буду периодически себе напоминать. Ведь проще откупиться от ребенка, но пока одергиваю себя .
BLESSk
24 апреля 2013 года
+1
Интересно, я пока особо про деньги своей дочке ( ей4 года ) не объясняла. Но она никогда ничего не просит в магазинах. Даже в магазине игрушек - возьмет в руки, покрутит и на место кладет: " Нет, это мне не нужно". А в супермаркете ей главное - тележку катить Правда , я всего считанные разы брала ее с собой в магазин. А зачем? И если он начнет просить что-то не нужное , то я ей просто скажу, что это не нужно и объясню, почему. И деньги даже не буду упоминать. Сколько бы ни было денег, незачем покупать ненужные вещи. Истерик из-за какой-то вещи до сих пор ни разу не было.
И почему бы не сходить в кино, поесть мороженное и потом купить самокат? И снова незачем говорить о деньгах. Просто я не притягиваю темы за уши, когда возникнет конкретный вопрос, связанный с деньгами, тогда и будем обсуждать.
limurr
21 октября 2018 года
+1
Да, действительно, детей стоит приучать к ценности денег. И в первую очередь стоит самих себя научить финансовой грамотности. Я у себя в блоге-сайте Liliseeva.ru рассматриваю такие вопросы. Приходите!

Оставить свой комментарий

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:


Закрыть
B i "

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам