Магазин handmade Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook 

Обучение и творчество. Давайте разберёмся.

Сначала комментарий на статью «Виды деятельности ребёнка».

«Странное деление. Вот если ребёнок сидит рядом с мамой и нажимает на буквы говорящей азбуки - это творчество или обучение? А если без мамы? А если ребёнок раскрашивает рисунок - сам берёт раскраску и раскрашивает - это творчество или обучение? а если он аккуратно раскрашивает? А если неаккуратно? А когда залезает по шведской стенке - это обучение? Ведь ребёнок целенаправленно залезает вверх. А если он не долез или если никто не смотрит, то это уже творчество? Мне кажется, в жизни маленького ребёнка обучение всегда совмещено с творчеством.»

Вопросы правильные и если они не появились в голове у каждого, кто прочитал статью до появления этого комментария, то станут появляться после прочтения этого комментария.

Давайте разбираться.

Вообще, если исходить из здравого смысла, то, если мы чем-то занимаемся с ребёночком, то мы должны ПОНИМАТЬ - «что?» и «зачем?» мы это делаем. И если дитё само что-то там делает или не делает, то тоже желательно иметь ответы на эти вопросы.

В любом деле, если мы хотим о чём-то договориться, то должны сначала договориться о понятиях, чтобы разговаривать на одном языке и понимать друг друга.
Итак - о понятиях «творчество» и «обучение», а потом разберёмся - как они друг с другом взаимодействуют.


ОБУЧЕНИЕ

Это, прежде всего, ДЕЙСТВИЕ или процесс. Задача или цель любого действия или процесса - получить РЕЗУЛЬТАТ. Результат, как правило, запланированный или желаемый. Или Вы захотели (запланировали) чему-то научить ребёнка, или он сам этого захотел. Или Вы целенаправленно занимаетесь с ребёнком, или он САМ пытается что- то (да хоть то же самое!) делать.
Будете правильно и грамотно учить - получите то, что хотели. Будете неправильно учить и, даже хоть с энтузиазмом и творчески - получится «как всегда».

РЕЗУЛЬТАТОМ любого ОБУЧЕНИЯ ВСЕГДА будет создание в ПАМЯТИ нового ОБРАЗА, новых связей, новых ощущений. И всё это в комбинации приводит к появлению у ребёнка (и у нас тоже) новых знаний, умений, навыков и опыта. Всего того, чем потом человек может пользоваться в жизни.
Грамотно учили, - ребёнок получит то, что нужно. Неграмотно, но - творчески! - придётся потом переучивать.
Если ребёнок хоть сам, хоть с Вами много раз делает или повторяет ОДНО и ТО ЖЕ, а сдвигов нет, то есть он не делает ЭТО всё лучше и лучше с каждым днём, то это уже не обучение, а в лучшем случае закрепление знания, умения и навыка. При этом хорошо бы, чтобы образованный ранее навык был правильным. ПЕРЕДЕЛАТЬ навык невозможно, а значит переучить тоже невозможно. Это уже другая тема, а если коротко, - то учить придётся просто заново и по-другому. И новый навык должен намного превзойти старый и неправильный по эффективности. Только тогда ребёнок начнёт применять новый навык.

Объяснять про переучивание я в этой статье не буду. Все знают, насколько это сложно и никто этого не любит, а дети особенно. Опять же, про переучивание - это другая тема.

И ещё важный момент, может самый важный.
Когда я выше раз десять написал слова «учить» или «обучение», то я вовсе не имел ввиду СПЕЦИАЛЬНО организованные занятия. Всё должно происходить в игре, на прогулке, или хоть когда ребёнок купается и УЧИТСЯ такому вначале непонятному для него фокусу - водичка из одной кружки не помещается почему-то в другую. Учится, пока не поймёт, что одна кружка просто больше другой и воды в ней больше. Творческое обучение? Ещё какое творческое - там же наблюдать надо, думать надо и новый опыт приобретается.


ТВОРЧЕСТВО.

Психологи дают много толкований этому понятию. Но все сходятся во мнении, что это не столько процесс, сколько КАЧЕСТВЕННАЯ характеристика процесса обучения.
И ещё одна ВАЖНЕЙШАЯ деталь - в результате ТВОРЧЕСКОГО процесса неважно чего - обучения, или просто действий ребёнка и неважно - самостоятельных действий или вместе с мамой, так вот, в результате должно появиться что-то НОВОЕ.
Ребёнок должен сделать то, чего раньше не делал. Он старался, что-то придумывал, фантазировал и СДЕЛАЛ! Неважно - устраивает Вас это или нет, а может он не доделал до конца, но Вы видите, что он пытался сделать новое или по- другому так, как раньше не делал.

Итак - если ребёнок сделал что-то по-другому, по-своему, что-то новое для себя, чего он раньше не делал, то неважно - он САМ это делал или с Вами, ребёнок делал это творчески. У него работало воображение, он фантазировал, думал, переделывал и так далее. Всё это очень хорошо РАЗВИВАЕТ ребёнка.

Если не работало воображение, не включалась фантазия, не было попыток сделать по-своему (пусть даже то, что УЖЕ до этого делал), то творчеством там и не пахнет.

Теперь ответы на вопросы, приведённые в начале статьи. Ни я и никто другой Вам на них точно не ответит. Просто потому, что мы не знаем Вашего ребёнка, не знаем - как и чему Вы его учили, что он умеет, а что не умеет. И если Вы согласитесь с теми определениями понятий «творчество» и «обучение», о которых я написал, то Вы сами лучше всех ответите на эти вопросы. Это же относится ко всем родителям и ко всем деткам.

И чтобы вся эта писанина не выглядела как простая болтология, надо бы сделать какие-то ПРАКТИЧЕСКИЕ выводы - а для чего каждому из родителей нужно во всём этом разбираться или иметь об этом представление?
Я считаю, что вовсе не для того, чтобы как-то ПЛАНИРОВАТЬ свои занятия с малышом - сегодня мы будем учиться новому, а завтра займёмся творчеством. Это полная чепуха.

Но в этом надо разбираться, чтобы хоть как-то АНАЛИЗИРОВАТЬ то, что Вы с ребёнком делали или он сам делал. Тогда это поможет Вам исправлять или не допускать ошибки в обучении. Если не делать такого КАЧЕСТВЕННОГО анализа, то чаще всего получается «как всегда», а родители ходят по кругу и не понимают – «Ну почему не получается? Мы же старались, мы всё делали с интересом и творчески!».

Наглядный пример из жизни, который, кстати, касается всех или Вы с этим столкнётесь в будущем, «если вы ещё маленькие».

Я не буду брать для примера такие действительно творческие виды деятельности, как музыку, рисование, вышивание и тому подобные занятия, потому что я не спец в этих делах. Я возьму для примера то, чем занимаюсь давно и в чём понимаю - обучение математике, письму и чтению. Посмотрим, КАК можно «просто обучать» и КАК можно «обучать творчески». Посмотрим на разницу в результатах, а потом Вы сами для себя решите «ЧТО?» и «КАК?» Вам делать, и «ЗАЧЕМ?» Вам это надо знать.

Когда я начинаю разговаривать на эту тему с родителями, воспитателями и учителями, то самый частый ответ - оправдание, что все детки разные, всё индивидуально, все имеют разный характер, разный темперамент, разные стили восприятия и обучения и т.д., и т.п. Всё это, конечно есть, но … . Природа рациональна и не будет придумывать 7 000 000 000 способов развития и обучения человека. Это столько, а может и больше, сейчас живет на Земле. Природа заложила в человека ОДИНАКОВЫЕ способы обучения и развития. Почему все обучаются и развиваются неодинаково? Если не брать во внимание отклонения в здоровье или что-то подобное или, что сейчас актуально, - разные финансовые и бытовые возможности, то неодинаковое развитие и образование зависит от того КАК учили и больше не от чего.

Ваш ТВОРЧЕСКИЙ подход к ОБУЧЕНИЮ должен проявиться НЕ в придумывании огромного количества «интересных игр и упражнений», которые по Вашему убеждению должны вызвать и поддерживать у ребёнка интерес к занятиям. Да и такого рода методического материала в книгах и в интернете видимо – невидимо. В плане РАЗВИТИЯ малыша все эти предложения могут оказаться очень даже полезными - ребёнок много чего нового узнает, но к поставленной Вами цели - «научиться считать в уме», например, ребёнок может не только не приблизиться, а ещё дальше от неё удалиться. Вот так могут «сочетаться» обучение и творческий подход к этому обучению. Происходят такие нестыковки только в одном случае - учили не тому или не так, хотя и творчески старались.

Я постоянно сталкиваюсь с такой ситуацией - спрашиваю мамочку: «Как у вашего дела с математикой?». «О, мы уже до ста считаем и обратный счёт от 20 выучили!». А «им» только 4 года. Спрашиваю разрешения проверить малыша. Показываю пять растопыренных пальцев на одной руке: «Сколько?», «Пять!» - уверенно отвечает ребёнок. В глазах мамы вопрос ко мне - чего это я такую ерунду спрашиваю? Показываю три пальца на одной, а затем - два на другой руке: «А сейчас сколько?». Ребёнок непонимающе смотрит, то на меня, то на маму - чего это от него дядя хочет? У мамы замешательство, - она никак не ожидала от ребёнка такого непонимания. Это ещё не беда, если только 4 года малышу. По моему опыту 7 – 8 детей из десятка, которым вот-вот в школу, тоже не понимают такого вопроса, хотя считают бойко и до ста.

Когда ребёнку исполняется лет пять, большинство родителей понимают, что «надо готовить руку к письму». Придумывают сами или покупают готовые пособия, на которых ребёнок «готовит руку». Как правило, там нужно что-то обводить, закрашивать, рисовать линии и крючочки. И делать это надо аккуратно, а не сикись- накись. За этим мама следит и большинство заставляет переделывать, а как же - пустишь на самотёк, что потом делать? Какое там творчество? Что там придумывать? Делай по образцу и аккуратно. Потом это же продолжается в 1 классе, когда начинаются прописи. А с ними начинаются и проблемы.

А, в самом деле, - где здесь проявить творчество? Проявить и Вам, и ребёнку?
В самом начале статьи было сказано, что творчество подразумевает сделать что-то привычное по-другому или получить другой, более лучший результат! Что означает, что произошло ещё и обучение новому.
Что в этом примере с письмом можно сделать по-другому?

Ответ - только по-другому организовать процесс.
Ну, например, сказать ребёнку: «Я разрешаю тебе не рисовать пол-страницы этих палочек или крючков, напиши мне всего15 штук, но только так, чтобы 10 из них (как минимум) были очень красивыми. Но, если не получится 10 из 15, задание придётся повторить.
Поверьте, к ТАКОМУ заданию ребёнок отнесётся очень даже творчески. Потом можно усложнить - пиши так, чтобы у тебя палочки (или кружочки) 10 штук ПОДРЯД были очень красивыми. Потом ещё усложнить, потом ещё. Каждое усложнение должно не убивать желание, а как бы «заводить» ребёнка.
А САМОЕ ГЛАВНОЕ, на что вообще мало кто обращает внимание - ТОЛЬКО при ТАКОЙ организации процесса обучения (в принципе чему угодно) выполняются биологические Законы обучения.
ПАМЯТЬ ребёнка, это не свалка знаний, - с самого начала туда нужно всё заносить в правильном виде. Да хотя бы для того, чтобы потом не переучивать.

И вот ТАКОЙ подход можно применять в практически любой ситуации обучения. И если ко всему подходить творчески, ребёнок каждый раз будет подниматься ещё на одну ступеньку. Не стоит бояться, что ступеньки закончатся. Скорее возникнет ситуация непонимания, - а что дальше делать? Ответ один - учиться.
Если кто знает другой ответ - поделитесь своим знанием.

Конечно, надо учитывать и возраст, и подготовку ребёнка, и вид деятельности. Чем меньше возраст, тем более простое и легко выполнимое задание. Понял, что может и получается, - усложняем. Опять же усложнять можно, как выполнение каких-то задач, связанных с двигательными навыками, или повышать трудность задач, связанных с восприятием или мышлением. И то, и то обучает и развивает ребёнка. Чего собственно все и хотят.

Только таким образом можно совместить обучение и творчество.

Если кто-то знает ещё способы, поделитесь опытом.
Печать Получить код для блога/форума/сайта
Коды для вставки:

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам Обучение и творчество. Давайте разберёмся.
Сначала комментарий на статью «Виды деятельности ребёнка».
«Странное деление. Вот если ребёнок сидит рядом с мамой и нажимает на буквы говорящей азбуки - это творчество или обучение? А если без мамы? А если ребёнок раскрашивает рисунок - сам берёт раскраску и раскрашивает - это творчество или обучение? а если он аккуратно раскрашивает? А если неаккуратно? Читать полностью
 

Статьи в этой рубрике:

Комментарии

deme-ilona
7 января 2012 года
+1
обычно новый материал я прочитываю по диагонали(по быстренькому),эту статью прочла второй раз внимательно,внесла в избранное.Статья важная,прямо таки руководство к действию.Обязательно воспользуюсь Вашими советами.Буду ждать новых публикаций.Спасибо.
maschatrio
7 января 2012 года
0
Прекрасно прописанные педагогические истины. Обучение и воспитание это параллели, а творчество сопутствующий процесс.
профиль удалён удалённого пользователя
8 января 2012 года
0
Хорошая статья!Спасибо!
zatworka
8 января 2012 года
0
Евгений Чаплыгин пишет:
Ваш ТВОРЧЕСКИЙ подход к ОБУЧЕНИЮ должен проявиться НЕ в придумывании огромного количества «интересных игр и упражнений», которые по Вашему убеждению должны вызвать и поддерживать у ребёнка интерес к занятиям.
Какой важный акцент однако

У меня после прочтения статей возникли вопросы..
Почему Вы рекомендуете обучать детей чтению посл 3лет? С чем это связано?

Как мне понять, правильно ли я обучаю чему-то ребенка?
Евгений Чаплыгин пишет:
Будете правильно и грамотно учить - получите то, что хотели. Будете неправильно учить и, даже хоть с энтузиазмом и творчески - получится «как всегда».
У Вас есть какая-то методика правильного обучения? Поделитесь
zatworka
10 января 2012 года
0
Нашла наконец Ваш сайт. Там есть все ответы
Евгений Чаплыгин
10 января 2012 года
+1
В ответ на комментарий zatworka
Евгений Чаплыгин пишет:
Ваш ТВОРЧЕСКИЙ подход к ОБУЧЕНИЮ должен проявиться НЕ в придумывании огромного количества «интересных игр и упражнений», которые по Вашему убеждению должны вызвать и поддерживать у ребёнка интерес к занятиям.
Какой важный акцент однако

У меня после прочтения статей возникли вопросы..
Почему Вы рекомендуете обучать детей чтению посл 3лет? С чем это связано?

Как мне понять, правильно ли я обучаю чему-то ребенка?
Евгений Чаплыгин пишет:
Будете правильно и грамотно учить - получите то, что хотели. Будете неправильно учить и, даже хоть с энтузиазмом и творчески - получится «как всегда».
У Вас есть какая-то методика правильного обучения? Поделитесь

↑   Перейти к этому комментарию
Я думаю, что надо продолжить цитату.

Действительно, дело не в количестве каких-то заумных или творчески составленных игр или занятий, дело в их соответствии теми природными Законами, по которым ребёнок обучается. Именно здесь, как говорится, собака зарыта. Законы эти в общем-то просты и однозначны. То есть новая информация проходит в ПАМЯТЬ и прикрепляется там «где нужно» через, скажем так, фильтры ВОСПРИЯТИЯ и МЫШЛЕНИЯ.
Под ПРАВИЛЬНЫМ обучением, как я понимаю этот процесс, необходимо определиться с этими самыми «фильтрами».

Один из Законов обучения - «КАК будет ВОСПРИНЯТО, ТОЧНО ТАК ЖЕ будет и ПОНЯТО, и ТОЧНО в ТАКОМ же виде занесено в ПАМЯТЬ».

ЧТО это означает практически?
ЭТО означает, что если Вы дали ребёнку информацию для запоминания, где БУКВЫ привязаны к КАРТИНКЕ (ОБРАЗ чего-то или кого-то) - процесс ВОСПРИЯТИЯ, а затем ещё и объяснили и поговорили на эту тему - процессы МЫШЛЕНИЯ и РЕЧИ, то вот точно в таком же виде всё это попадёт в ПАМЯТЬ малышу.
А спрашивать Вы потом будете другое и получить захотите другое. Вы же захотите, чтобы он, если уж не читал сразу слово, то хотя бы соединял буквы с картинок и получал СЛОВА! БУКВЫ знаешь - складывай! А КАК он это будет делать?
А кто учит с дитём не буквы, а ЗВУКИ, - тоже не в лучшем положении.
СЛОВО - это СУММА звуков или букв, произнесённых по очереди.

ЛЮБАЯ ВОСПРИНЯТАЯ и ОСМЫСЛЕННАЯ информация, прежде чем попасть в ПАМЯТЬ, перекодируется всего одним способом - через звуковой образ СЛОВА, а при вспоминании всё происходит в точности наоборот. У детей ЭТОТ процесс работает так же, как и у нас, но дети, в силу отсутствия базовых знаний и опыта фильтрации информации (как ЭТО делаем мы - это мне надо, а это нет) запоминают почти всё подряд без критического анализа.
И любые попытки влезть в этот в общем-то простой процесс обучения чему-то КОНКРЕТНОМУ ( у нас - прочтению СЛОВА!) с кучей ненужной (и неважно, что она ну очень интересная и творчески оформлена) информации о буквах, звуках, привязки их к картинкам и т.д. и т.п., так вот всё это создаёт у ребёнка в памяти свалку этих «знаний», среди которых он просто не найдёт нужное и не применит.

И вот таких нестыковок в методиках обучения чтению очень и очень много. Преодолеть их самостоятельно ребёнок не может. Ваша задача - просто не создавать этих ненужных препятствий, чтобы потом с ними бороться.

Вообще научить читать действительно просто, если всё правильно сделать.

Такая методика у меня есть. Более того, метод обучения чтению запатентован и тысячи родителей уже оценили простоту и эффективность обучения. Всё это есть в интернете.
А с личными вопросами обращайтесь на мою почту newkubik2009@rambler.ru
Евгений Чаплыгин
14 января 2012 года
+1
Нашёл у себя в тексте ОШИБКУ.
В предложении "СЛОВО - это СУММА звуков или букв ....." пропущена частица НЕ и правильно будет:

СЛОВО - это НЕ СУММА звуков или букв, произнесённых по очереди.
olyck
8 января 2012 года
+2
Хочу написать не по статье, а так, к слову, про правильно и неправильно.
Проводится у нас такой конкурс для дошкольников "Солнечный круг". Дети выполнили задания, отвезли бланки, ожидаем результатов.
На семинаре рассказывается, как проходило оценивание.
Такое задание: из приведённых на картинках овести зелёным овощи, а красным цветов - фрукты. Представлены: клубника, яблоко, помидор, тыква и арбуз. Вот этот арбуз и вызвал моё недоумение.
Задание оценивалось максимально 3 балла, т.е. 3 правильно обведённых плода. Если какой-то не обведён или лишний обведён - снимается балл.
Я бы обвела зелёным помидор и тыкву, а красным яблоко и арбуз. Вообще-то я и детям такую информацию выдаю. Участники, с которыми я работала, так и выполнили задание.
На семинаре же сказали: арбуз - ягода, его не нужно было обводить.
Вообще-то, исходя из знаний ботаники, могу утверждать, что все перечисленные - это ягоды. Ну, это такой тип плода - много семечек внутри мякоти. Мне ответили, что незачем так углубляться, ведь даже в рекламе говорится, что арбуз - это ягода.
И что, вот от того, что кто-то в рекламе решил удивить своим кругозором и памятью знаний ботаники, назвав арбуз ягодой, я должна формировать у детей неправильные представления для того, чтобы они в конкурсе могли набрать больше баллов? А со своими знаниями я что должна знать? По какому такому признаку арбуз отнесли к ягодам? Разделение на овощи, фрукты и ягоды - бытовое, гастрономическое, историческое, но не научное. Плоды, которые можно использовать для приготовления ослновных блюд (первое и второе) - это овощи, другие же, которые можно подать как самостоятельное блюдо - десерт - фрукты (плюс - заморские. неизвестные, которые явно для приготовления основных блюд не подходят), если эти плоды к тому же можно целиком положить в рот, а не откусывать, разрезать (что, между прочим, требует этикет и существует соответствующие приборы - фруктовые вилка и нож) - то это и будут ягоды. Как можно арбуз целиком в рот положить?!
Не знаю, может это и глупо, но я никогда не выдавала детям недостоверных данных. Если нельзя сказать научным языком в связи с возрастом, значит попытаюсь сказать разговорным, достаточно доступным детям. Я считаю, что если ребёнок неоднократно задаёт вопрос о чем-то, что, казалось бы, недоступно ему для восприятия по возрасту, значит он готов к получению ответа на данный вопрос.
И, возвращаясь к злосчастному арбузу. Говорить ребёнку, что арбуз - единственная ягода такого большого размера, значит вводить его в заблуждение. Это неверно с научной точки зрения. Значит нужно говорить тогда, что и огурец, и кабачок, и дыня - это ягоды, а вишня - не ягода, а костянка, а морковь, свёкла, редиска, в сущности, не плоды, т.к. в них нет семян (у них есть плоды с семечками, как ни удивительно, но плод у крестоцветных называется стручок, а то, что мы подразумеваем под стручком у бобовых, вовсе не стручок, а боб называется).
торопыжка
7 февраля 2012 года
+1
мне в детстве арбуз представляли как ягоду , в этом никакой фишки не было, просто факт, а свекла, морковь и прочее - не плоды, а корнеплоды. ботанику я совсем забыла, и спорить не стану, но дошкольникам можно так и не углубляться .
ALENUSHCKA
8 января 2012 года
0
спасибо,очень полезная информация
Ванечкина
9 января 2012 года
0
Спасибо! Главное,не забывать применять полученные теоретические знания на практике!
Релли
12 января 2012 года
+4
Евгений Чаплыгин пишет:
Показываю три пальца на одной, а затем - два на другой руке: «А сейчас сколько?»
Было ужасно любопытно, что мелкий скажет. Быстренько спросила.
Первый ответ был: "Три и два". Потом спрашиваю: "А сколько вместе" - вижу в глазах непонимание.
Пошла подсказывать: " Ну, а может пять?". Получила твёрдый ответ: " Нет, пять это так" - и показывает все пальцы на одной руке.
И только, когда попросила его пальчиком посчитать все мои пальцы, то у нас получилось.

Оставить свой комментарий

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:


Закрыть
B i "

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам