Почему ребенок не хочет ходить в детский сад? (часть 2)
Если вашему ребенку не нравится ходить в детский сад, общение с другими детьми не приносит ему удовольствия, а воспитатель и вовсе наводит на ребенка тоску, самое время разобраться в причинах происходящего.
Почему ребенок тяжело адаптируется к дошкольному учреждению? Какие факторы влияют на скорость и степень тяжести адаптации? Может ли сад стать для малыша вторым домом? На все вопросы вы найдете ответ в этой статье.
Продолжаем разговор на тему, почему ребенок не хочет ходить в детский сад. (Часть 1 здесь https://www.stranamam.ru/article/10617927/)
«Мне не нравится воспитатель!»
Если в детском саду ребенок находится в добрых и заботливых руках воспитателей, адаптация ребенка к учреждению проходит относительно легко. Ребенок постепенно вливается в детский коллектив, спокойно воспринимает изменившиеся условия жизни и начинает соблюдать детсадовский режим дня.
Но если с воспитателем доброжелательные отношения не сложились, привыкание ребенка к дошкольному учреждению может растянуться на многие месяцы и даже годы. Помните, в первой части статьи я говорила, что ответственность за адаптацию ребенка к детскому саду в равной мере несут родители и воспитатели.
Если сотрудники детского сада не стремятся облегчить жизнь ребенку, не стоит удивляться тому, что ребенок будет отказываться ходить в детский сад. Любому нормальному человеку морально тяжело быть в том месте, где его плохо принимают, игнорируют либо не уважают его чувства. По каким причинам ребенок может невзлюбить воспитателей?
Многое зависит от поведения сотрудников детского сада. Если воспитатель слишком строгий и принципиальный по отношению к детям, не стремится найти индивидуальный подход к каждому ребенку и остается холодным и безучастным к детским конфликтам, ожиданиям, страхам и обидам, то закономерно, что его личность не будет вызывать в душе ребенка теплых чувств.
Но если воспитатель уважительно относится к детям, в речи использует волшебные слова «спасибо», «пожалуйста», «извините» (если это необходимо), следит за тем, чтобы каждому ребенку в саду было тепло и уютно, как дома, то и дети к такому специалисту будут относиться очень хорошо. С удовольствием будут оставаться с ним в группе и спокойно отпускать родителей на работу.
Если ребенок отказывается посещать детский сад в определенные дни, когда работает один из воспитателей, но с удовольствием посещает дошкольное учреждение во время работы другого, причина однозначно в личности сотрудника детского сада.
Чтобы разрешить проблему вам придется поговорить с воспитателем, отношения с которым у ребенка не складываются, попросить его больше внимания уделять ребенку или изменить позицию в некоторых аспектах поведения (поверьте, это реально!). Часто воспитатель идет навстречу родителям, но бывает и так, что ничего не меняется. В этом случае, единственный выход – на время или насовсем вывести ребенка из группы детского сада.
Переход в другую группу оправдан, если с воспитателем у ребенка постоянно возникают конфликты, сотрудник детского сада использует авторитарные приемы воспитания и подавляет волю ребенка. Малыш никогда не сможет чувствовать себя хорошо, если его постоянно притесняют или оттачивают на нем диктаторское поведение.
Временная изоляция ребенка хороша, когда малыш близко к сердцу или в штыки воспринимает просьбы, пожелания и приказы сотрудника детского сада, не может найти со взрослым общий язык и наладить дружеские отношения. Типичным примером в этой связи может послужить ситуация, при которой ребенок привык, что дома родители его всецело обхаживают, холят и лелеют, а в детском саду приходится одеваться, кушать и ходить в туалет самостоятельно. Как следствие, соответственные просьбы воспитателя игнорируются, или воспринимаются негативно – истериками, плачем и слезами.
В этом случае взрослым нужно совместно выработать единые требования к ребенку и научить малыша их выполнять. Например, если в саду положено ребенку одеваться при минимальном участии взрослого, то и дома должны быть такие же требования. Во время отпуска ребенка в детском саду научите его большей самостоятельности, повысьте авторитет воспитателя и доведите до сознания малыша понимание того, что в детском саду не может быть все так, как дома. Потому что у воспитателя деток много, а у родителей он один.
«Мне скучно!»
Бывает, что в детском саду ребенок сталкивается с повышенными или заниженными для его уровня развития требованиями дошкольной программы. Например, если ребенок не посещал младшую группу детского сада, а сразу пришел в среднюю, задания воспитателей для самостоятельной работы могут казаться ему слишком сложными, практически неподъемными.
В то время, когда другие дети уже умеют хорошо лепить из пластилина и делать аппликации, новоприбывший ребенок может отставать от программы. Последнее может вызвать у ребенка отрицательное отношение, как к воспитателям, так и к дошкольному учреждению в целом. Если это сопровождается критикой ребенка из уст сотрудников детского сада и сверстников, нежелание ребенка ходить в детский сад практически гарантировано.
Диаметрально противоположная проблема, когда ребенок уже усвоил программу детского сада и ему просто скучно на занятиях. Видя успехи ребенка, воспитатель меньше уделяет ему внимания, как следствие – малышу скучно, он чувствует себя обделенным вниманием и стремится вернуть его любой ценой – нередко плохим поведением.
Разрешить первую и вторую ситуацию может грамотное поведение взрослых – родителей и воспитателей. Отстающему ребенку нужно уделять больше внимания, индивидуально с ним заниматься. А ребенку, который усвоил программу, нужно предложить новые интересные задания.
«Мне страшно!»
Возможными причинами, по которым ребенок может напрочь отказаться посещать детский сад, могут быть испуг и стресс. Однажды испугавшись в детском саду кого-то или чего-то, малыш может перенести свою тревогу и иррациональный страх на дошкольное учреждение в целом. Чего же чаще всего боятся наши дети?
Первое, это сотрудников детского сада, напоминающих им персонажей детских сказок или мультфильмов. Если родители в своей речи часто используют выражения «будешь вести себя плохо, то вон та тетя тебя заберет» стоит ли удивляться тому, что ребенок настороженно относится к сотрудникам детского сада? Каждого из них он может воспринимать как потенциальную угрозу. Например, тихая и спокойная тетя Маша, убирающая территорию дошкольного учреждения, может казать маленьким детям Бабой-Ягой с метлой из сказки.
Второе, медицинских работников и врачебных манипуляций. Иногда ребенок боится ходить в детский сад, потому как там ежедневно проводят осмотры и иногда делают болезненные уколы и ставят прививки. Страх перед врачами плотно закрывает ребенку дверь в дошкольное учреждение. Уже на пороге он может пребывать в панике или испытывать сильнейший стресс.
Третье, ребенок может бояться, что он останется один в группе, родители забудут забрать его домой. Так бывает, когда родители пугают маленького ребенка: «будешь плохо себя вести, не приду за тобой!».
Как бороться с детскими страхами? Самое главное – с вниманием и пониманием отнестись к тревогам, волнениям и страхам ребенка. Обсудить их в доброжелательной обстановке и найти «таблетку» от недуга. Например, если ребенок боится медицинских процедур, вы всегда можете сказать ему, что все они проводятся не для того, чтобы малышу было плохо, а чтобы он не болел и всегда хорошо себя чувствовал.
Во многих случаях, именно родителям предстоит поменять линию своего поведения, перестать ребенка запугивать и относиться более доброжелательно к малышу.
Помните, маленькие дети очень наивны. Все, что говорят взрослые, они воспринимают «за чистую монету». Так что говорите только приятные вещи. Каждый ребенок должен быть счастливым!
Почему ребенок тяжело адаптируется к дошкольному учреждению? Какие факторы влияют на скорость и степень тяжести адаптации? Может ли сад стать для малыша вторым домом? На все вопросы вы найдете ответ в этой статье.
Продолжаем разговор на тему, почему ребенок не хочет ходить в детский сад. (Часть 1 здесь https://www.stranamam.ru/article/10617927/)
«Мне не нравится воспитатель!»
Если в детском саду ребенок находится в добрых и заботливых руках воспитателей, адаптация ребенка к учреждению проходит относительно легко. Ребенок постепенно вливается в детский коллектив, спокойно воспринимает изменившиеся условия жизни и начинает соблюдать детсадовский режим дня.
Но если с воспитателем доброжелательные отношения не сложились, привыкание ребенка к дошкольному учреждению может растянуться на многие месяцы и даже годы. Помните, в первой части статьи я говорила, что ответственность за адаптацию ребенка к детскому саду в равной мере несут родители и воспитатели.
Если сотрудники детского сада не стремятся облегчить жизнь ребенку, не стоит удивляться тому, что ребенок будет отказываться ходить в детский сад. Любому нормальному человеку морально тяжело быть в том месте, где его плохо принимают, игнорируют либо не уважают его чувства. По каким причинам ребенок может невзлюбить воспитателей?
Многое зависит от поведения сотрудников детского сада. Если воспитатель слишком строгий и принципиальный по отношению к детям, не стремится найти индивидуальный подход к каждому ребенку и остается холодным и безучастным к детским конфликтам, ожиданиям, страхам и обидам, то закономерно, что его личность не будет вызывать в душе ребенка теплых чувств.
Но если воспитатель уважительно относится к детям, в речи использует волшебные слова «спасибо», «пожалуйста», «извините» (если это необходимо), следит за тем, чтобы каждому ребенку в саду было тепло и уютно, как дома, то и дети к такому специалисту будут относиться очень хорошо. С удовольствием будут оставаться с ним в группе и спокойно отпускать родителей на работу.
Если ребенок отказывается посещать детский сад в определенные дни, когда работает один из воспитателей, но с удовольствием посещает дошкольное учреждение во время работы другого, причина однозначно в личности сотрудника детского сада.
Чтобы разрешить проблему вам придется поговорить с воспитателем, отношения с которым у ребенка не складываются, попросить его больше внимания уделять ребенку или изменить позицию в некоторых аспектах поведения (поверьте, это реально!). Часто воспитатель идет навстречу родителям, но бывает и так, что ничего не меняется. В этом случае, единственный выход – на время или насовсем вывести ребенка из группы детского сада.
Переход в другую группу оправдан, если с воспитателем у ребенка постоянно возникают конфликты, сотрудник детского сада использует авторитарные приемы воспитания и подавляет волю ребенка. Малыш никогда не сможет чувствовать себя хорошо, если его постоянно притесняют или оттачивают на нем диктаторское поведение.
Временная изоляция ребенка хороша, когда малыш близко к сердцу или в штыки воспринимает просьбы, пожелания и приказы сотрудника детского сада, не может найти со взрослым общий язык и наладить дружеские отношения. Типичным примером в этой связи может послужить ситуация, при которой ребенок привык, что дома родители его всецело обхаживают, холят и лелеют, а в детском саду приходится одеваться, кушать и ходить в туалет самостоятельно. Как следствие, соответственные просьбы воспитателя игнорируются, или воспринимаются негативно – истериками, плачем и слезами.
В этом случае взрослым нужно совместно выработать единые требования к ребенку и научить малыша их выполнять. Например, если в саду положено ребенку одеваться при минимальном участии взрослого, то и дома должны быть такие же требования. Во время отпуска ребенка в детском саду научите его большей самостоятельности, повысьте авторитет воспитателя и доведите до сознания малыша понимание того, что в детском саду не может быть все так, как дома. Потому что у воспитателя деток много, а у родителей он один.
«Мне скучно!»
Бывает, что в детском саду ребенок сталкивается с повышенными или заниженными для его уровня развития требованиями дошкольной программы. Например, если ребенок не посещал младшую группу детского сада, а сразу пришел в среднюю, задания воспитателей для самостоятельной работы могут казаться ему слишком сложными, практически неподъемными.
В то время, когда другие дети уже умеют хорошо лепить из пластилина и делать аппликации, новоприбывший ребенок может отставать от программы. Последнее может вызвать у ребенка отрицательное отношение, как к воспитателям, так и к дошкольному учреждению в целом. Если это сопровождается критикой ребенка из уст сотрудников детского сада и сверстников, нежелание ребенка ходить в детский сад практически гарантировано.
Диаметрально противоположная проблема, когда ребенок уже усвоил программу детского сада и ему просто скучно на занятиях. Видя успехи ребенка, воспитатель меньше уделяет ему внимания, как следствие – малышу скучно, он чувствует себя обделенным вниманием и стремится вернуть его любой ценой – нередко плохим поведением.
Разрешить первую и вторую ситуацию может грамотное поведение взрослых – родителей и воспитателей. Отстающему ребенку нужно уделять больше внимания, индивидуально с ним заниматься. А ребенку, который усвоил программу, нужно предложить новые интересные задания.
«Мне страшно!»
Возможными причинами, по которым ребенок может напрочь отказаться посещать детский сад, могут быть испуг и стресс. Однажды испугавшись в детском саду кого-то или чего-то, малыш может перенести свою тревогу и иррациональный страх на дошкольное учреждение в целом. Чего же чаще всего боятся наши дети?
Первое, это сотрудников детского сада, напоминающих им персонажей детских сказок или мультфильмов. Если родители в своей речи часто используют выражения «будешь вести себя плохо, то вон та тетя тебя заберет» стоит ли удивляться тому, что ребенок настороженно относится к сотрудникам детского сада? Каждого из них он может воспринимать как потенциальную угрозу. Например, тихая и спокойная тетя Маша, убирающая территорию дошкольного учреждения, может казать маленьким детям Бабой-Ягой с метлой из сказки.
Второе, медицинских работников и врачебных манипуляций. Иногда ребенок боится ходить в детский сад, потому как там ежедневно проводят осмотры и иногда делают болезненные уколы и ставят прививки. Страх перед врачами плотно закрывает ребенку дверь в дошкольное учреждение. Уже на пороге он может пребывать в панике или испытывать сильнейший стресс.
Третье, ребенок может бояться, что он останется один в группе, родители забудут забрать его домой. Так бывает, когда родители пугают маленького ребенка: «будешь плохо себя вести, не приду за тобой!».
Как бороться с детскими страхами? Самое главное – с вниманием и пониманием отнестись к тревогам, волнениям и страхам ребенка. Обсудить их в доброжелательной обстановке и найти «таблетку» от недуга. Например, если ребенок боится медицинских процедур, вы всегда можете сказать ему, что все они проводятся не для того, чтобы малышу было плохо, а чтобы он не болел и всегда хорошо себя чувствовал.
Во многих случаях, именно родителям предстоит поменять линию своего поведения, перестать ребенка запугивать и относиться более доброжелательно к малышу.
Помните, маленькие дети очень наивны. Все, что говорят взрослые, они воспринимают «за чистую монету». Так что говорите только приятные вещи. Каждый ребенок должен быть счастливым!
Комментарии
http://annabykova.ru/malishi-detskiy-sad/xorosho-li-rebenku-v-detskom-kollektive.html
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: