Совместные покупки Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook 

Упражнения для развития мышления у детей

Упражнения для развития мышления у детей Процесс мышления - поиск и открытие нового при разреше­нии проблемной ситуации. Без проблемной ситуации нет мышления. Вопросы «почему?», «как ты считаешь?», «зачем?», «с какой целью?», «из-за чего?», «как сделать?» - проблемные; они направлены на развитие мышления. Вопросы «где?», «что?», «когда?», «какой?», «сколько?» контролируют память.

«Найди лишнее слово».
Читаете ребенку серию слов. Каждая серия состоит из 4 слов; 3 слова в каждой серии является однородными и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено.
Предложите ребенку определить слово, которое является «лишним».
Пирамидка – матрёшка – портфель – кукла;
Сосиски – печенье – тарелка – сыр;
Чайник – кружка – колбаса – кастрюля;
Кепка – шапка – шляпа – тапочки;
Перчатки – ботинки –сапоги – туфли;
Муха – воробей – стрекоза – кузнечик;
Мандарины – бананы – помидоры –лимоны;
Машина – троллейбус – самолёт – скакалка;
Синичка – индюк –гусь –петух;
Пенал – тетрадь – карандаш – юла;
Сом – щука – жук – окунь;
Куртка – полотенце – платье – костюм.

«Назови слова…»
Предложите ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие.
Назови, слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, кедр, рябина…)
Назови, слова, обозначающие домашних животных
Назови, слова, обозначающие диких животных
Назови, слова, обозначающие наземный транспорт
Назови, слова, обозначающие воздушный транспорт
Назови, слова, обозначающие водный транспорт
Назови, слова, обозначающие овощи
Назови, слова, обозначающие фрукты
Назови, слова, относящиеся к спорту (футбол, хоккей…).

«Назови, одним словом».
Дети должны назвать каждую группу одним словом:
а) Вера, Анна, Надежда, Галина, Елена -…
б) Стол, диван, кресло, стул -…
в) Москва, Баку, Кишинев, Минск -…
г) Чашка, блюдце, стакан, кастрюля -…
д) Январь, март, май, август -…
е) Ботинки, туфли – это…
ё) Прятки, жмурки – это…
ж) Зима, осень - это…
з) Пальто, куртка – это…
и) Иванов, Петров, Сидоров – это…

«Как это можно использовать?»
Предложите ребенку игру: найти наиболее большее число вариантов использования какого-либо предмета. Например, вы называете слово «карандаш», а ребенок придумывает как можно использовать этот предмет.
Например: рисовать, писать, использовать, как палочку, указку, градусник для куклы и т. д.

"Слова наоборот"
Предложите ребенку игру «Я буду говорить слово, ты тоже говори, но только наоборот, например: БОЛЬШОЙ - МАЛЕНЬКИЙ», можно использовать следующие пары слов: веселый – грустный, быстрый – медленный, красивый – безобразный, пустой – полный, худой – толстый, умный – глупый, тяжелый – легкий, твердый – мягкий, шершавый – гладкий и т. д.

«Определи понятия»
Ребенку предлагаются следующие наборы слов: велосипед, кнопка, книжка, плащ, перья; самолет, гвоздь, газета, зонтик, мех, герой; автомобиль, шуруп, журнал, сапоги, чешуя, трус и др.
Попросите ребенка представить себе человека, который не знает значение ни одного из этих слов. Далее вы говорите: «Постарайся объяснить этому человеку, что означает каждое слово». Перед тем, как ребенок попытается дать определение слову, убедитесь в том, что он понимает его. Это можно сделать с помощью вопроса: «Знаешь ли ты это слово?» или «Понимаешь ли ты смысл этого слова?». Помогайте ребенку давать определения каждого слова, задавайте наводящие вопросы, но всегда сначала дайте ему возможность ответить самому.

«Сравнение предметов»
Для сравнения предложите ребенку следующие пары слов: муха и бабочка, дом и избушка, стол и стулья, книга и тетрадь, вода и молоко, топор и молоток, город и деревня и т. д.
Ребенок должен представлять себе то, что он будет сравнивать. Задайте ему вопросы: «Ты видел муху? А бабочку?» после таких коротких вопросов о каждом слове из пары ребенку предложите их сравнить. Снова задайте ему вопросы: «Похоже ли муха и бабочка? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?»

«Закончи слово»
Предложите ребенку поиграть в такую игру: вы будете начинать слово, произнося первый слог, а он – его заканчивать. «Отгадайте, что я хочу сказать по..." Предлагаются слоги: по… до… на… че… за… пры… ми… ку… му... зо…
Если ребенок легко и быстро справляется с заданием, предложите ему придумывать (отгадывать) не одно слово, а столько, сколько он сможет.

Упражнение «Подбери признаки»
Подобрать слова-признаки по каждому слову: Игра (какая?)- интересная; Снег (какой)- пушистый; Вода (какая?) -холодная; Луна (какая?)- круглая;
Дым (какой?) - густой); День (какой)- солнечный; Трава –...; Крик-…; Стол -...; Окно -...; Дом -…

Упражнение «Смысловые ряды»
Детям предлагается закончить смысловой ряд, догадавшись, каким будет последнее слово.
Волк – заяц, кошка - …
Быстро – быстрее, медленно - …
Лиса – лисенок, волк -…
Белка – орешки, медведь - …
Человек – дом, крот - …
Лес – деревья, поляна - …
Пальто – зима, шорты - …
Море – вода, суша - …
Вода – кран, свет - …
Учитель – школа, воспитатель - …

«Вопрос-ответ».
Можно развивать мышление задавая различные вопросы детям:
Какие слова начинаются с буквы В?
Какие вежливые слова вы знаете?
Как вы думаете чему учат в школе?
Какой день следует за вторником?
На какой свет светофора надо переходить улицу?
У коровы телёнок, а у лошади…
Назовите детёныша у овцы?
Какое слово лишнее: ручка, карандаш, мелок, ластик, фломастер?
Что бывает на улице после дождя? (лужи, радуга)
Какой день надели последний?
Что делают из муки?
Кто работает в магазине?
Мышь маленькая, а муравей…
Певец поёт, а балерина…
Где работает клоун?

Вот так, легко и просто, в игровой форме, помогая развивать различные виды мышления у своего ребенка, вы поможете ему увидеть и познать мир во всем его разнообразии.
Печать Получить код для блога/форума/сайта
Коды для вставки:

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам Упражнения для развития мышления у детей
  Процесс мышления - поиск и открытие нового при разреше­нии проблемной ситуации. Без проблемной ситуации нет мышления. Вопросы «почему?», «как ты считаешь?», «зачем?», «с какой целью?», «из-за чего?», «как сделать?» - проблемные; они направлены на развитие мышления. Вопросы «где?», «что?», «когда?», «какой?», «сколько?» контролируют память.
«Найди лишнее слово».
Читаете ребенку серию слов. Читать полностью
 

Комментарии

Ленчик951
7 июня 2015 года
0
Спасибо!
olenka panina (автор поста)
7 июня 2015 года
0
На здоровье!!!
МамаСоника
7 июня 2015 года
0
спасибо утащила
olenka panina (автор поста)
7 июня 2015 года
0
Рада помочь!!!
PtizaSyn
7 июня 2015 года
0
olenka panina (автор поста)
7 июня 2015 года
0

Оставить свой комментарий

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:


Закрыть
B i "

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам