Совместные покупки Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook 

Певец чрезвычайного века. Васильев Борис Львович


Родился 21 мая 1924 года в Смоленске. Отец — Васильев Лев Александрович (1892 г. рожд.), кадровый офицер царской, впоследствии — Красной и Советской армии, "чудом пережил три армейские чистки, бивших больше всего по бывшим офицерам царской армии..." ("Век необычайный", "Кольцо А", 2002, № 20—23). Мать — Алексеева Елена Николаевна (1892 г. рожд.), из известного старинного дворянского рода, связанного с именами Пушкина и Толстого, с общественным движением XIX века; ее отец и дядя были организаторами народнического кружка "чайковцев", проходили по "процессу 1930-х", участвовали в создании в Америке коммун фурьеристского типа.
Супруга — Поляк Зоря Альбертовна.


Поколение Васильева — первое поколение, родившееся после кровопролитий Гражданской войны, — выросло в условиях продолжающейся тайной гражданской войны. "Конечно, мы не ощущали всего ужаса перманентного террора, — напишет он позже, — но наши родители, родственники, старшие братья и сестры испытали его в полной мере. Нам в наследство досталось полностью разрушенное правовое пространство, а нашим внукам — разрушенное идейное... Ни отец, ни мама никогда мне ничего не рассказывали о себе. Ни о своем детстве, ни о своей молодости. Они исходили из главного принципа того времени, когда я был ребенком: чем меньше я буду знать о прошлом, тем спокойнее будет моя жизнь" (там же).
"Глубокомысленный вопрос: "с чего начинается Родина?" — подразумевает простейший ответ: с уважения к истории своего народа вообще и к своим родителям в частности". Именно поэтому влияние семейных нравственно-философских традиций на формирование своего мировоззрения Борис Васильев считает решающим: "Меня воспитывали еще по старинке, как это было принято в провинциальных семьях русской интеллигенции, почему я безусловно человек конца XIX столетия. И по любви к литературе, и по уважению к истории, и по вере в человека, и по абсолютному неуменью врать..." (там же).

Это было созидательное воспитание. В отличие от разрушительного воспитания советского времени с его лозунгами, идеологией, его враждебностью к любому инакомыслию, показательными судами над "врагами народа" и массовыми репрессиями и расстрелами. "Советская власть весьма основательно разрушала семьи — как в городе, так и на селе, не уставая при этом утверждать, что воспитание подрастающего поколения в прочных руках государства. Боже, кого только нам не предлагали в роли воспитателей! Школу и пионерскую организацию, комсомол и великие стройки коммунизма, армию и рабочий коллектив... Мы вырастали в атмосфере команд... Мы маршировали, выкрикивая лозунги, к обозначенной вождями цели. Вождям восторженно кричали “Ура!”. Врагам кричали “Смерть!” еще задолго не только до суда, но и до следствия, поскольку газеты натравливали нас сразу же после арестов очередных врагов... Мы были детьми Гражданской войны, а она продолжалась вплоть до Великой Отечественной... И в этой гражданской войне — негромкой, ползучей — наше поколение принимало самое активное участие. Но и расплата этого поколения за вынужденную слепоту была непомерно жестокой — это на его телах забуксовали танки Клейста и Гудериана" (там же).
Рано проявившиеся у Бориса Васильева увлечение историей и любовь к литературе "с детства переплелись в его сознании" ("Летят мои кони". М., 1984). Учась в воронежской школе, он играл в любительских спектаклях, выпускал вместе со своим другом рукописный журнал. Когда окончил 9-й класс, началась война.

Борис Васильев ушел на фронт добровольцем в составе истребительного комсомольского батальона и 3 июля 1941 года был направлен под Смоленск. Попал в окружение, вышел из него в октябре 1941 года; потом был лагерь для перемещенных лиц, откуда по личной просьбе он был направлен сперва в кавалерийскую полковую школу, а затем в пулеметную полковую школу, которую и окончил. Служил в 8-м гвардейском воздушно-десантном полку 3-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. Во время боевого сброса 16 марта 1943 года попал на минную растяжку и с тяжелой контузией был доставлен в госпиталь.
Мальчишкам, родившимся в год смерти Ленина, суждено было почти всем сложить свои головы в Великой Отечественной войне. В живых их осталось только 3 процента, и Борис Васильев чудом оказался среди них. "... Мне и вправду выпал счастливый билет. Я не умер от тифа в 34-м, не погиб в окружении в 41-м, парашют мой раскрылся на всех моих семи десантных прыжках, а в последнем — боевом, под Вязьмой, в марте 43-го — я нарвался на минную растяжку, но на теле не оказалось даже царапины" ("Век необычайный", "Кольцо А", 2002, № 20—23).
Осенью 1943 года он поступил в Военную академию бронетанковых и механизированных войск имени И. В. Сталина (впоследствии имени Р. Я. Малиновского), где встретил свою будущую жену Зорю Альбертовну Поляк, которая училась в той же академии, ставшую его постоянной спутницей.

(пережил любимую жену на 2 месяца)

Драматичный эпизод в начале их совместного пути стал, по словам Бориса Васильева, эпиграфом ко всей последующей жизни: "... Я уже набрал букетик, когда вдруг увидел минную растяжку. Проследил глазами и заметил мину, к которой она вела. И понял, что меня занесло на неразминированный участок обороны. Осторожно развернулся к юной жене, а она оказалась передо мною. Лицом к лицу.
— Мины.
— Я знаю. Боялась кричать, чтобы ты не бросился ко мне. Сейчас мы осторожно поменяемся местами, и ты пойдешь за мной. Шаг в шаг.
— Первым пойду я. Я знаю, как и куда смотреть.
— Нет, ты пойдешь за мной. Я вижу лучше тебя.
Говорили мы почему-то очень тихо, но лейтенант Васильева говорила так, что спорить было бессмысленно. И мы пошли. Шаг в шаг. И — вышли. С той поры я часто попадал на минные поля... Вот уже более шести десятков лет я иду по минному полю нашей жизни за Зориной спиной. И я — счастлив. Я безмерно счастлив, потому что иду за своей любовью. Шаг в шаг" (там же).
После окончания в 1946 году инженерного факультета он работал испытателем колесных и гусеничных машин на Урале. Уволился из армии в 1954 году в звании инженер-капитана. В рапорте назвал причиной своего решения желание заниматься литературой.
Начало литературной деятельности оказалось для писателя полным непредвиденных осложнений.

Первым произведением, вышедшим из-под его пера, стала пьеса "Танкисты" (1954) — о том, как непросто в человеческом и профессиональном планах проходила в послевоенной армии смена поколений. Эта пьеса под названием "Офицер" была принята к постановке в Центральном театре Советской Армии, но после двух общественных просмотров в декабре 1955 года незадолго до премьеры спектакль был запрещен Главным политическим управлением армии. Позднее Борис Васильев так напишет об этом эпизоде: "А может быть, это-то и хорошо, что запретили без всякого объяснения? Если бы надавали замечаний, я бы растратил уйму времени, пьесу все равно бы угробили (в этом ведомстве своих мнений не меняют), а я бы привык доделывать да переделывать по указаниям, слухам, мнениям... Я слушаю только редакторов, устраняю их замечания или принимаю к сведению, но никогда ничего не переделываю во имя, так сказать, сиюминутного момента" (там же). Вслед за запретом спектакля был рассыпан по распоряжению "сверху" набор "Офицера" в журнале "Театр", руководимом известным драматургом Н. Ф. Погодиным.
Несмотря на неудачи, Борис Васильев не бросает драматургию: его пьеса "Стучите и откроется" в 1955 году поставлена театрами Черноморского флота и Группы войск в Германии. Одновременно по приглашению Н. Ф. Погодина он посещает сценарную студию при Главкино, в результате чего по сценариям Васильева были поставлены кинофильмы "Очередной рейс" (1958), "Длинный день" (1960) и др. И все же кинематографическая судьба его складывалась далеко не безоблачно. Ему приходилось писать ради заработка сценарии для телепередачи КВН ("Клуб веселых и находчивых" ), сочинять подтекстовки к киножурналам "Новости дня" и "Иностранная хроника"...
Первая книга писателя — сборник сценариев "Клуб веселых и находчивых" (М., 1968), в котором он выступил составителем и автором вступительной статьи.

Непросто складывалась судьба и первого прозаического произведения Васильева "Иванов катер" (1967): А. Т. Твардовский принял повесть для публикации в "Новом мире". Но после его смерти она почти 3 года пролежала в редакционном портфеле и увидела свет лишь в 1970 году (№ 8—9). К этому времени в журнале "Юность" (1969, № 8) уже была напечатана другая повесть автора — "А зори здесь тихие...". Именно с нее, получившей огромный читательский резонанс, писательская судьба Бориса Васильева начала неуклонно набирать высоту. "Зори..." многократно переиздавались и переиздаются вплоть до нынешнего дня, претерпели множественные музыкальные и сценические интерпретации, по ним был снят в 1972 году одноименный фильм, удостоенный многих премий, в том числе Государственной премии СССР.

Замысел повести возник у Васильева в результате внутреннего несогласия с тем, как освещаются в литературе те или иные военные события и проблемы. Серьезная увлеченность "лейтенантской прозой" сменилась с годами убежденностью, что он видит войну совсем другими глазами. Васильев вдруг осознал, что это не "его" война. Его притягивают судьбы тех, кто оказался на войне оторванным от своих, лишенным связи, поддержки, медицинской помощи, кто, защищая Родину до последней капли крови, до последнего дыхания, должен был рассчитывать только на собственные силы. Тут не мог не сказаться военный опыт писателя. Мотив патриотизма звучит в повести высоко и трагично, и вместе с тем проза эта устремлена навстречу вечно продолжающейся жизни.


Тихие зори на 171-м разъезде, на крошечном, насчитывающем всего-то 12 дворов клочке земли, со всех сторон окруженном войной, становятся молчаливыми свидетельницами поразительного противостояния девочек-зенитчиц матерым вражеским десантникам. А в действительности — женского противостояния войне, насилию, убийствам, всему тому, с чем несовместима сама суть женщины. Одна за другой обрываются 5 судеб, и с каждой почти осязаемо становятся тише и тише зори над землей. И так же поразят они, тихие зори, тех, кто придет сюда через годы после окончания войны и прочитает ее страницы заново.

Повесть вобрала в себя характерные особенности васильевской прозы. Ее философско-нравственная, с мелодраматическим оттенком, составляющая несет на себе печать авторской личности — романтически увлекающейся, чуткой и слегка сентиментальной, склонной к иронии и прозорливой. Это проза мужественного и честного писателя, органически не принимающего компромисса между истиной и ложью.

Борис Васильев не щадит читателя: концовки его произведений в основном трагичны, ибо он убежден, что искусство не должно выступать в роли утешителя, его функции — обнажать перед людьми жизненные опасности в любых их проявлениях, будить совесть и учить сочувствию и добру.


«А зори здесь тихие…»
Повесть, написанная Борисом Васильевым в 1969 году и в том же году опубликованная в в журнале «Юность», стала одним из самых трогательных, драматичных и искренних произведений о Великой Отечественной войне. Потом у Васильева были «В списках не значился», «Завтра была война», но именно повесть о девушках-зенитчицах принесла писателю мировую известность и любовь читателей.
Уже через год повесть «А зори здесь тихие…» была перенесена на сцену театра на Таганке и стала одной из самых известных постановок 1970-х годов. В 1972 году книга была экранизирована Станиславом Ростоцким - эта адаптация до сих пор считается канонической, а сам фильм снискал славу культового.


Борис Васильев рассказывал, что повесть основана на реальном эпизоде, когда во время войны семеро солдат, после ранения служившие на одной из узловых станций железной дороги Петрозаводск-Мурманск, не дали немецкой диверсионной группе взорвать железную дорогу на этом участке. После боя в живых остался только сержант, командир группы советских бойцов, которому после войны вручили медаль «За боевые заслуги». «И я подумал: вот оно! Ситуация, когда человек сам, без всякого приказа, решает: не пущу! Им здесь нечего делать! Я начал работать с этим сюжетом, уже написал страниц семь. И вдруг понял, что ничего не выйдет. Это просто будет частный случай на войне. Ничего принципиально нового в этом сюжете не было. Работа встала. А потом вдруг придумалось — пусть у моего героя в подчинении будут не мужики, а молоденькие девчонки. И всё — повесть сразу выстроилась. Женщинам ведь труднее всего на войне. Их на фронте было 300 тысяч! А тогда никто о них не писал».
Через трагичные судьбы пяти девушек Васильев естественно и просто рассказывает о судьбе целого народа, советской женщины, ее драме и подвиге. К слову, одну из героинь, Соню Гурвич, Васильев списал с горячо любмой супруги Зори. Повесть перевели на десятки языков, десятки раз инсценировали и трижды экранизировали, удостоили Государственной премии.

Тему войны и судьбы поколения, для которого война стала главным событием в жизни, Васильев продолжил в повестях "В списках не значился" ("Юность", 1974, № 2—4); "Завтра была война" ("Юность", 1984, № 6), в рассказах "Ветеран" ("Юность", 1976, № 4), "Великолепная шестерка" ("Юность", 1980, № 6), "Вы чье, старичье?" ("Новый мир", 1982, № 5), "Неопалимая купина" ("Знамя", 1986, № 2) и др.



«Завтра была война»
Одна из самых известных повестей о Великой Отечественной впервые была опубликована в 1984 году, и снова в журнале «Юность». Васильев, сделав большой круг, возвращается к началу - своей писательской деятельности и событию, навсегда перевернувшему жизни миллионов. Точнее, к тому, что было до него.
Вряд ли нужно перессказывать сюжет этой повести, по которой по сей день ставят спектакли. В центре сюжета - история «9Б» класса, которая начинается в 1940 году и обрывается летом 1941 года. За этот год события в компании подростков, стоящих на пороге взрослой жизни, казалось бы, идут своим чередом - они впервые влюбляются, гуляют, учатся. Но их ждут серьезные испытания и трагедия - впервые они столкнутся с предательством и смертью. Все проходит, и на реплику одного из героев «Какой тяжелый год» ребята отвечают, что следющий точно будет счастливым.
«Следующим был тысяча девятьсот сорок первый», - словно обрубает надежду автор.
«От нашего класса у меня остались воспоминания и одна фотография. Групповой портрет с классным руководителем в центре, девочками вокруг и мальчиками по краям. Фотография поблекла, а поскольку фотограф старательно наводил на преподавателя, то края, смазанные еще при съемке, сейчас окончательно расплылись; иногда мне кажется, что расплылись они потому, что мальчики нашего класса давно отошли в небытие, так и не успев повзрослеть, и черты их растворило время», - писал Васильев.


Основанная на документальном материале повесть "В списках не значился" может быть отнесена к жанру романтической притчи. Сложный фронтовой путь главного героя лейтенанта Плужникова, которому автор дал имя своего погибшего школьного товарища, путь преодоления лишений, страха смерти, голода и усталости приводит к укреплению в молодом человеке чувства достоинства, обращает его к тем ценностям, которые были заложены в нем семейными преданиями, приобщенностью к отечественной истории и культуре: долгу, чести, наконец, патриотизму — чувству, по Васильеву, интимному и сокровенному.


В начале 1980-х годов Васильев публикует два произведения, очень близких по внутренней проблематике. Это автобиографическая повесть "Летят мои кони" ("Юность", 1982, № 6), глубоко искренняя и полная тепла по отношению ко всему, что составляло его юность, и повесть "Завтра была война" — наверное, одно из наиболее жестких произведений писателя. На его страницах зловеще царит предвоенная эпоха, в столкновении с напором которой ломаются, подлеют, опустошаются или, наоборот, закаляются души и характеры и подростков, и взрослых. Идет процесс ломки старой культуры и создания новой, а значит, и изменения системы нравственных координат: "... Так было во всех семьях, инерционно стремившихся передать нам нравственность вчерашнего дня, тогда как улица — в самом широком смысле — уже победно несла нравственность дня завтрашнего. Но это не рвало нас на части, не сеяло дисгармонию, не порождало конфликты: это двойное воздействие в конечном итоге и создало тот сплав, который так и не смогла пробить крупповская сталь" ("Летят мои кони". М., 1984). “Правда, — замечает писатель, — сейчас мне представляется, будто тогда мы наивно и хмельно играли в жмурки, ловя нечто очень нужное с завязанными глазами" (там же).

«Крепость не пала: она просто истекла кровью. Я — последняя ее капля», - эти слова героя повести «В списках не значился», опубликованной в 1974 году все в том же журнале «Юность», буквально врезались в память читателям - так писали рецензенты и критики.
Для своего нового произведения Васильев обратился к роковой ночи, отделившей мир от войны - ночи нападения немецкой армии на Брестскую крепость. Герой повести, 19-летний Николай Плужников прибывает в крепость 21 июня 1941 года - за несколько часов до начала войны. На рассвете начинается бой, который продлится девять месяцев.
Коля Плужников мог уйти в любой момент, его бы не посчитали дезертиром, за бегство с поля боя не последовало бы военного трибунала - он не значился ни в одном из списков. Прототипом героя стали неизвестные бойцы РККА, которые сражались в Брестской крепости.
«Крепость не пала. Крепость истекла кровью. Историки не любят легенд, но вам непременно расскажут о неизвестном защитнике, которого немцам удалось взять только на десятом месяце войны. На десятом, в апреле 1942 года. Почти год сражался этот человек. Год боев в неизвестности, без соседей слева и справа, без приказов и тылов, без смены и писем из дома. Время не донесло ни его имени, ни звания, но мы знаем, что это был русский солдат», - написал Борис Васильев в эпилоге повести. И добавил: «... не так уж важно, где лежат наши сыновья. Важно только то, за что они погибли».
«Я - русский солдат», - говорит герой, когда, наконец, выходит из своего подземелья и его спрашивают, кто он и к какой части приписан.
В 1975 году Марк Захаров поставил одноименный спектакль в инсценировке Юрия Визбора, который пользовался огромным успехом. А вот кинофильм «Я - русский солдат», вышедший в 1995 году, не понравился самому Васильеву.

«Вы чьё, старичьё?»
Небольшой трогательный рассказ о двоих стариках, в одиночестве доживающих свои дни в богом забытой деревеньке, увидел свет в 1982 году и сразу же полюбился читателям. В 1988 году Иосиф Хейфиц снял по нему одноименный кинофильм, таким образом поставив скромное по объему произведение в один ряд с другими шедеврами Васильева. Кстати, фильм снят в родном для писателя Смоленске - на кадрах можно увидеть автовокзал, улицу Беляева, Большую Советскую и другие известные в городе места.
Видео
В этом рассказе Васильев обращается к теме, которая остается актуальной и по сей день. Рассказывая историю старых людей - Касьяна Нефедовича Глушкова и его жены Евдокии Кондратьевны, которые на старости лет оказались никому не нужны, писатель, будучи уже немолодым человеком, ненавязчиво поднимает вопросы нравственности и человечности, по ходу повествования не однажды заставляя читателя как минимум прослезиться.
«Я думаю о сказках детства. О царевнах-лягушках и Иванах-царевичах, о счастливых чудовищах и несчастных красавицах, о добрых голодных мальчиках и объевшихся пряниками злых купеческих дочках. В них всегда торжествовала справедливость, порок был наказан и все в конце вздыхали с облегчением. Пусть дети всегда вздыхают с облегчением, но жизнь страшнее любой сказки», - так завершает Васильев свой рассказ.

Год выпуска: 1988
Жанр: Драма, экранизация
Выпущено: СССР, Ленфильм
Режиссер: Иосиф Хейфиц
В ролях: Михаил Пахоменко, Лев Борисов, Елена Мельникова, Евгений Крыжановский, Татьяна Шаркова, Евгения Ковалева, Ирина Ракшина, Анатолий Котенёв, Александрс Петуховс, Андрей Филиппов

Трогательный рассказ о двух неприкаянных одиноких стариках, в одиночестве доживающих свои дни в богом забытой деревеньке.

Рассказы Васильева о послевоенных судьбах фронтовиков неизменно проникнуты горечью — слишком многие из недавних солдат оказались потерянными в мирной жизни — и чувством вины перед ними за равнодушие и бессердечие общества. Писатель видит в этом закономерные последствия войны, ни миллионные жертвы которой, ни громкие победы не в силах предотвратить чудовищное падение нравов воюющих сторон. Война узаконивает убийства и развращает души вседозволенностью, она возвращает в мирную жизнь людей опустошенных. А это опасно сказывается и на последующих поколениях, и на ходе всей истории.

Роман "Не стреляйте в белых лебедей" (авторское название "Не стреляйте белых лебедей" — "Юность", 1973, № 6—7), перекликающийся по нравственной направленности со многими васильевскими произведениями, занимает в творчестве писателя особое место.
Роман «Не стреляйте белых лебедей», изданный в 1973 году, многие знают благодаря его экранизации 1980 года, снятой на «Мосфильме». Сценарий, к слову, Кириллу Рапопорту, помогал писать сам Васильев. Это - первое крупное и известное произведение автора, посвященное мирной, казалось бы, жизни. Почему «казалось бы»? Потому что герою романа, несмотря на мирное время, приходится воевать - за жизнь прирученных лебедей, за себя и свое место в обществе.


Егора Полушкина (в кино его сыграл Станислав Любшин) односельчане зовут не иначе, как Егор Бедоносец. Это прозвище к нему применяет даже законная супруга. Егор не может приспособиться ни к одной работе - все, за что он ни берется, заканчивается или неприятностями, или недоразумением. После долгих поисков Полушкин, наконец, находит своё призвание — он устраивается работать егерем. Единственными друзьями Егора становятся белые лебеди, о которых он заботится с особой нежностью. Но однажды его счастье кончается: в лес приходят браконьеры, которые без труда убивают ручных птиц.


В поединке с циничными и жестокими браконьерами гибнет забитый ими до смерти главный герой, воспринимаемый в деревне как "божий бедоносец", Егор Полушкин, вступившийся за доверенную его охране природу. Веривший в свою правоту и человеческую справедливость, он становится жертвой зла, вызывая у читателя гневную реакцию по отношению к убийцам.


Стреляющие в лебедей и забивающие ногами их защитника, они, прежде всего, убивают в себе все человеческое. Острую жалость и безмерное сострадание вызывает нелепо оборвавшаяся судьба лесника. Добро уязвимо, как всякое нравственное начало, и требует от нас защиты не в одиночку, а всем миром. Вокруг романа развернулась бурная полемика, ряд критиков упрекал писателя в излишнем сентиментализме и, отчасти, в самоповторении ("Литературное обозрение", 1973, № 11—12).


История русской интеллигенции, переплетенная с историей России, нашла свое художественное воплощение в романе "Были и небыли" ("Новый мир", 1977, № 8—9; 1978, № 3—4; 1980, № 9—10), повествующем об истории рода Алексеевых (в романе и в других книгах — Олексиных), а именно об участии двух прадедов автора в русско-турецкой войне. Избрав жанр семейного романа, наиболее полно отвечающего его замыслам, Васильев отслеживает на примере семьи зарождение русской интеллигенции, пытается определить ее сущность. Хроника событий в романе многопланова.


Со временем он объединил 6 произведений, действие в которых происходит с пушкинских времен до середины XX века: "Картежник и бретер, игрок и дуэлянт: Записки прапрадеда" (М., 1998), "Были и небыли", "Утоли моя печали" (М., 1997); "И был вечер, и было утро" ("Октябрь", 1987, № 3), "Дом, который построил Дед" ("Октябрь", 1991, № 7—8; 1993, № 1—2), "Вам привет от бабы Леры" ("Нева", 1988, № 12). В них Васильев представляет читателям героическую, возвышенную и трагическую судьбу интеллигенции, ее деяния и заблуждения, пытаясь, с одной стороны, определить ту глубинную духовно-нравственную константу, что давала ей силы и способность в любых ситуациях оставаться самой собой, с другой — осознать меру ее исторической и моральной ответственности. Она в конце концов встала на сторону насилия, разрушила многовековую монархию и привела к власти левоэкстремистские силы. Она и сама подверглась жесточайшим репрессиям, но благодаря тому, что ее традиции не были полностью уничтожены, сумела неформально возглавить народ во время Отечественной войны, что и привело к победе.


"Я прожил достаточно длинную жизнь, — пишет Борис Васильев, — чтобы внутренне ощутить, а не просто логически осмыслить все три этапа, три поколения русской интеллигенции от ее зарождения до гибели через ступени конфронтации, унижения, физического уничтожения, мучительного конформизма уцелевших до возрождения веры в гражданские права и горького понимания, что интеллигенция так и осталась невостребованной... Ведь необходимость и сила русской интеллигенции была в ее понимании своего гражданского долга перед родиной, а не просто в исполнении тех служебных функций, которые столь характерны для западных интеллектуалов и которые силой насаждала советская власть.


Русская интеллигенция была востребована историей для святой цели: выявить личность в каждом человеке, восславить ее, укрепить нравственно, вооружить не раболепием православия, а мужеством индивидуальности... Русский народ не может существовать без собственной интеллигенции в исторически сложившемся ее понимании не в силу некой богоизбранности, а потому лишь, что без нее он утрачивает смысл собственного существования, вследствие чего никак не в силах повзрослеть" ("Век необычайный", "Кольцо А", 2002, № 20).
Исторические романы Васильева содержат многие аналогии, повествуя о яростной борьбе за власть ("Вещий Олег". М., 1996), о предпосылках Смутного времени и его последствиях ("Князь Ярослав и его сыновья". М., 1997), о коварстве и жестокости княжеской власти, о первых обращениях русов к христианству ("Ольга — королева русов". М., 2002).



К сложным реалиям дня сегодняшнего, замешанного на острых конфликтах предпринимательства и криминалитета, на пугающем падении культуры, а вместе с нею и уровня жизни, на скрытой и явной угрозе разрастания нравственной глухомани в душах людей, обращена повесть "Глухомань" (М., 2001).
Борису Васильеву принадлежит множество публицистических произведений, тематически охватывающих самые разные стороны нашей жизни. Это обеспокоенность утратой обществом исторической памяти и размыванием нравственно культурного пласта, накопленного Россией за многовековой период ее существования, и как следствие — исчезновением мыслящего слоя общества и менталитета народа. Обращаясь к истории, он утверждает: "Да, историю — не в записи, разумеется, — исправить невозможно, но можно — и нужно! — попытаться сгладить последствия деяний прошлого, если эти деяния сказываются в дне сегодняшнем" ("Кольцо А", 2002, № 20).
Писатель постоянно напоминает о необходимости установления и поддержания приоритета культуры, которую определяет как традиционную, выработанную тысячелетиями систему выживания русского народа, с горечью признавая, что "революция и воспоследовавшая за нею Гражданская война, а в особенности сталинские репрессии практически уничтожили культурную мощь России. Цивилизованные страны перестали воспринимать нас как свою составную культурную часть: такова, увы, данность сегодняшнего дня..." (там же).
Размышляя о природе патриотизма, Васильев с болью говорит: "Ныне это великое понятие затрепано, замусолено и затаскано бесстрастными, не обладающими хотя бы крупицами харизмы коммунистическими вождями в Государственной думе... Неужели не ясно, что любовь доказывается только делами, только поступками и решительно не чем иным?" (там же).
Так же бескомпромиссно он размышляет о сложившемся, часто уничижительном отношении власти к народу, взаимосвязи территории и уровня жизни в России, с тревогой говорит об отсутствии гражданского общества в нашем государстве.


Васильев настойчиво, шаг за шагом, по крупицам изучает историю, чтобы понять причины, приведшие к бесправному государству, в котором мы живем и которое терпим ради иллюзорных идей, подбрасываемых нашими вождями, и приходит к следующему важному выводу: "Западная Европа получила в наследство от Католической церкви Римское право, в котором приоритетом являлись права личности. Древняя Русь, приняв христианство византийского толка, приняла и византийское право, в котором приоритетом оказались не права личности, а безусловное право деспота, государя, царя — то есть приоритет власти. На этом представлении о преимуществе государственных прав над правами личности и существовала Россия вплоть до Судебной реформы Александра II. Однако реформы эти, обеспечившие самый демократический суд в России, в дикие глубины страны, а тем паче в глубины населяющих ее темных душ проникнуть не успели. Объявились большевики, решительно повернувшие к византийскому пониманию приоритетного права государства". В итоге общество формировалось "в пренебрежении к презумпции невиновности, о которой и не подозревает большинство населения вообще. Именно на разности исходных принципов и основываются наши разногласия с Европой, как только заходит разговор об ущемлении прав человека" ("Кольцо А", 2002, № 20—23)".
О чем бы ни писал Борис Васильев, масштаб личности писателя, уровень его мышления и таланта придают каждой строке широкое общечеловеческое звучание, вызывая у читателей благодарный отклик и чувство гордости за возможность причислить себя к его современникам.


В конце 1980-х годов Борис Васильев активно участвует в общественно-политической жизни: он депутат I Съезда народных депутатов СССР, член Комиссии съезда по расследованию событий 1989 года в Тбилиси. В том же году он выходит из КПСС, в которой состоял с 1952 года. Однако довольно скоро оставляет политику, считая, что писатель должен заниматься своим прямым делом. Но в 2002 году вновь оказывается общественно востребованным — становится членом Комиссии при Президенте Российской Федерации по правам человека.
Книги Б. Васильева: "А зори здесь тихие (1969), "Иванов катер", "Самый последний день" (1970), "Не стреляйте белых лебедей" (1973), "В списках не значился" (1974), "Были и небыли" (1977—1980), "Встречный бой" (1979), "Кажется, со мной пойдут в разведку" (1980), "Летят мои кони" (1982), "Завтра была война" (1984), "Суд да дело" (1987), "Вам привет от бабы Леры" (1988),



"Капля за каплей", "Вещий Олег" (1996), "Князь Ярослав и его сыновья", "Утоли моя печали", "Дом, который построил дед" (1997), "Скобелев", "Глухомань" (2001), "Картежник и бретер, игрок и дуэлянт", "Ольга — королева русов" (2002).
Он также автор многочисленных публицистических статей.
По сценариям и книгам Б. Л. Васильева снято 15 кинофильмов:
"Очередной рейс" (1958),
"Длинный день" (1961),
"След в океане" (1964),
"Королевская регата" (1966),
"На пути в Берлин" (1969),


"Офицеры" (1971),


"А зори здесь тихие" (1972),
"Иванов катер" (1972),

"Аты-баты, шли солдаты..." (1976),
"Подсудимый" (1985),
"По зову сердца" (1986),
"Наездники" (1987),
"Завтра была война" (1987),
"Вы чье, старичье?" (1988),
"Я — русский солдат" (1995).


Мемориальная доска писателю в городе Смоленске. Скульптор П. А. Фишман




Награды и премии
• Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (14 июля 2004) — за выдающиеся заслуги в развитии отечественной литературы и многолетнюю творческую деятельность[8]
• Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (21 мая 1999) — за выдающийся вклад в развитие отечественной литературы
• Орден Отечественной войны 2-й степени (11.03.1985)
• Орден Трудового Красного Знамени (7 августа 1981)
• 2 ордена Дружбы народов (16 ноября 1984, 27 мая 1994)
• Премия Президента Российской Федерации в области литературы и искусства 1999 года (17 февраля 2000)
• Государственная премия СССР (1975) — за фильм «А зори здесь тихие…»
• Премия Ленинского комсомола (1974) — за фильм «А зори здесь тихие…»
• Памятный приз Венецианского кинофестиваля (1972) — за фильм «А зори здесь тихие…»
• Главный приз Всесоюзного кинофестиваля (1973) — за фильм «А зори здесь тихие…»
• Премия имени А. Д. Сахарова «За гражданское мужество» (1997)
• Премия Ника (2002)
• Специальный приз «За честь и достоинство» литературной премии «Большая книга» (2009)

Скончался 11 марта 2013 года в Москве на 89-м году жизни.

14 марта похоронен с воинскими почестями на Ваганьковском кладбище, (42 уч.) рядом с супругой.
Печать Получить код для блога/форума/сайта
Коды для вставки:

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам Певец чрезвычайного века. Васильев Борис Львович
  Родился 21 мая 1924 года в Смоленске. Отец — Васильев Лев Александрович (1892 г. рожд.), кадровый офицер царской, впоследствии — Красной и Советской армии, "чудом пережил три армейские чистки, бивших больше всего по бывшим офицерам царской армии..." ("Век необычайный", "Кольцо А", 2002, № 20—23). Мать — Алексеева Елена Николаевна (1892 г. Читать полностью
 

Комментарии

профиль удалён удалённого пользователя
22 мая 2015 года
+1
Один из моих любимых авторов.
delechka (автор поста)
22 мая 2015 года
0
И мой!
профиль удалён удалённого пользователя
22 мая 2015 года
+1
Его произведения все очень пронзительны и правдивы,как и у Проскурина и у многих других.
delechka (автор поста)
22 мая 2015 года
0
Этим они и любимы нами!
профиль удалён удалённого пользователя
22 мая 2015 года
+1
Согласна.
Pten
22 мая 2015 года
+1
Спасибо за статью
delechka (автор поста)
22 мая 2015 года
0
Показать картинку

Оставить свой комментарий

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:


Закрыть
B i "

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам