Детские истерики
До 2 лет Тесса была крайне разумным и покладистым ребенком. В день появления Данилыча в ней проснулась маленькая фурия, и потребовала от родителей собственно, того единственного, что требуют дети бесконечно - любви и терпения.
Общепринято истерики считать злом, требующим искоренения. Наиболее распространены методы наказания, игнора, лишения внимания, переключения внимания так далее. Я против.
Я против наказаний и ингора, потому что они дают установку: "ты плачащий, кричащий, потерявшийся и страдающий в собственных чувствах и желаниях мне неприятен и не нужен". Они расшепляют ребенка и создают невротиков.
Я против переключения, потому что они неуважительны к чувствам ребенка, они отодвигают проблему, но не решают ее, и ничему не учат, кроме как не знать себя.
Я считаю, что истерики – НЕ ЗЛО сами по себе, и у меня не стоит задача их искоренения.
Истерики – это как падения при учебе ходить, и как пюре на полу при учебе есть, только тут ребенок учится владеть собой, управлять эмоциями.
Отступлением, задачу родителя глобально я вижу как
1) помочь понять
2) подарить веру в себя
3) научить
4) отпустить,
то как и со всеми другими этапами, здесь я стараюсь:
1)научить дочку понимать себя, понимать, что и как с нею происходит, откуда берутся и как происходят чувства в ней, как порождаются, от чего зависят и так далее.
2) Избавить ее от страха, что чувства ее заполоняют и она теряет контроль над собой, подарить веру, что и она сможет с ними управляться, что станет хозяйкой положения.
2) Собственно, научить управлять собой, дать методы и способы справляться с чувствами и эмоциями.
3) Дать ей свободу и выбор обращаться с новыми навыками так, как удобно ЕЙ.
Возьмем истерику. Что-то пошло не так, и без особых (или с особыми причинами) ребенок орет, успокаиваться не хочет, швыряет вещи и себя.
Прежде всего, рвется там, где тонко. 85% истерик случаются потому, что ребенок невыспался, устал, голоден, режутся зубы, болен. Что делаем? - любим, ласкаем, соглашаемся, делаем все, лишь бы прежде всего привести ребенка в нормальное состояние (накормить, дать отдохнуть, дать лекарство и прочая). Я как-то стоя на коленях кормила лежащего под столом плачущего ребенка супом. Ну и что. Она поела, успокоилась, и мы поговорили. А так бы имела 30 минутную истерику с битьем посуды. Никакого прока от втирания чего-либо голодному ребенку нет все равно, так что тут все средства хороши и бояться нечего.
Решив эту проблему (а лучше - предотвратив ее), можно собственно заняться родительством:
1) ДАЕМ ЕМУ ПОЧУВСТВОВАТЬ, ЧТО ЕГО ПОНИМАЮТ.
Пытаясь поймать ее эмоциональный настрой, повторяем то, что она говорит. Например:
Р: не хочууууууу мыть руууууки, хочууууу есть гряаааааазными рукаааааами. Нееееет! Отдааааай, это мояяяяя лооожка!!!
Я: (достаточно напряженно, эмоционально, глядя ей в глаза) - Тесса очень, очень, не хочет мыть руки. Не хочет, совсем не хочет! Тесса хочет есть грязными руками. Тесса не хочет, чтобы мама забирала ложку. Это Тессина ложка! Тесса хочет забрать у мамы свою ложку.
Делаем так до того момента, пока не увидим, что ребенок вдруг затих и смотрит на нас очень внимательно. Если продолжает - продолжайте и вы. Тут очень важно не столько слова, сколько поймать ее эмоциональный накал и отзеркалить его.
2) УЧИМ ЕЕ ПОНИМАТЬ СЕБЯ
Ровным, спокойным, любяшим (!) голосом говорю ей, что с ней происходит. «Тесса очень разозлилась и кричит и плачет. Тесса сама не знает, что с ней такое. Тесса хочет остановиться, но не может. Тесса злится на маму и боится этого». И так далее. Если понимаю причину - называю причину.
Если к этому моменту всхлипывающий ребенок уже сидит на коленях (или хотя бы рядом), рассказываю спокойно, обыденно, что "все люди бывает расстраиваются, и это нормально, и плачут, просто Тесса еще маленькая и пока не очень умеет успокаиваться, и не может остановиться, даже если хочет, но постепенно Тесса научится успокаиваться, и будет спокойной". Вспоминаю, как она чего-то не умела, а научилась, как все получилось и так далее.
3) ДАЕМ НАВЫКИ САМОУПРАВЛЕНИЯ
"Если в другой раз ты заплачешь и захочешь успокоиться, ты могла бы (подставить метод успокоения), скажем пойти посидеть на диванчике с зайчиком. Тесса знает, что нужно пойти тихонько обнять зайчика и успокоиться, или посидеть у мамы на ручках, просто просто Тесса забыла, а мама напомнила. А в следующий раз Тесса сама вспомнит, что можно пойти посидеть и успокоиться. Пойдем посидим? Иду посидеть с ней, обнимаю, если позволяет, глажу. Сижу пока она сама не готова двигаться дальш, даже если это полчаса и обед давно остыл. "Тесса когда успокоится, скажет маме, и мы пойдем". Она конечно вряд ли скажет, поэтому минут через 5 переспрашиваю "Если Тесса успокоилась, мы можем пойти поиграть" - тут уже на успокоенного ребенка можно включать механизмы переключения на интересные вещи.
Сейчас Тессе 2.7. Период бурных истерик длился около 3 месяцев, и сейчас почти утих. Сначала я сидела с ней. Теперь она если расстрона и расплакалась в истеричной манере, уходит посидеть сама, я просто напоминаю мягко. Она часто говорит "я не хочу плакать, я хочу успокоиться, где мой зайчик?".
Когда она пошла в сад и был первый или второй день, вечером она рассказывала: "Мальчик другой плакал. Он хотел к маме. И Тесса плакала. Тесса взяла зайчика и успокоилась. И потом мама пришла за Тессой". То есть - она не боится себя. Не боится эмоций. Знает, как с ними справляться, не подавляя себя.
Я по-прежнему считаю ее право на истерику и скандал - ее правом. Когда я вижу, что ситуация грозит истерикой, я обычно просто говорю: "Малышка, я вижу ты очень расстроена. Если ты хочешь поплакать, поплачь, я посижу рядом. Но я не могу купить тебе эту игрушку сейчас. Поплачем или пойдем в другой магазин?". Или даже вперед: "Тесса, ты сейчас расстроишься и будешь ругаться, если хочешь поплакать - поплачь, но нам нужно идти домой, потому что уже поздно".
Ребенок чаще всего сознательно выбирает не плакать, а если и заплачет, то очень быстро успокаивается, просится на руки, говорит "я хочу успокоиться, пойдем". Тогда я беру ее на руки (а право ездить на руках хоть до института считаю ее таким же полным правом), и говорю ей на ушко: «Теська, какая же ты молодчина, вот посмотри, научилась сама успокаиваться». Именно что не хвалю, типа погладить надменно по головке «вот хорошая девочка», а искренне ей горжусь и восхищаюсь. Она это перенимает, и я заметила, когда вот так сдержится, потом через 30 секунд убегает играть счастливая. Наверное, тоже собой гордится, мне думается.
Ну и профилактика всегда лучше: не соблазнять тем, что нельзя. Не доводить до голода и усталости - режим, перекусы. Отменить все "нет", кроме самых жизненно необходимых (они у меня и так в принципе отменены, но это уже другая история).
Общепринято истерики считать злом, требующим искоренения. Наиболее распространены методы наказания, игнора, лишения внимания, переключения внимания так далее. Я против.
Я против наказаний и ингора, потому что они дают установку: "ты плачащий, кричащий, потерявшийся и страдающий в собственных чувствах и желаниях мне неприятен и не нужен". Они расшепляют ребенка и создают невротиков.
Я против переключения, потому что они неуважительны к чувствам ребенка, они отодвигают проблему, но не решают ее, и ничему не учат, кроме как не знать себя.
Я считаю, что истерики – НЕ ЗЛО сами по себе, и у меня не стоит задача их искоренения.
Истерики – это как падения при учебе ходить, и как пюре на полу при учебе есть, только тут ребенок учится владеть собой, управлять эмоциями.
Отступлением, задачу родителя глобально я вижу как
1) помочь понять
2) подарить веру в себя
3) научить
4) отпустить,
то как и со всеми другими этапами, здесь я стараюсь:
1)научить дочку понимать себя, понимать, что и как с нею происходит, откуда берутся и как происходят чувства в ней, как порождаются, от чего зависят и так далее.
2) Избавить ее от страха, что чувства ее заполоняют и она теряет контроль над собой, подарить веру, что и она сможет с ними управляться, что станет хозяйкой положения.
2) Собственно, научить управлять собой, дать методы и способы справляться с чувствами и эмоциями.
3) Дать ей свободу и выбор обращаться с новыми навыками так, как удобно ЕЙ.
Возьмем истерику. Что-то пошло не так, и без особых (или с особыми причинами) ребенок орет, успокаиваться не хочет, швыряет вещи и себя.
Прежде всего, рвется там, где тонко. 85% истерик случаются потому, что ребенок невыспался, устал, голоден, режутся зубы, болен. Что делаем? - любим, ласкаем, соглашаемся, делаем все, лишь бы прежде всего привести ребенка в нормальное состояние (накормить, дать отдохнуть, дать лекарство и прочая). Я как-то стоя на коленях кормила лежащего под столом плачущего ребенка супом. Ну и что. Она поела, успокоилась, и мы поговорили. А так бы имела 30 минутную истерику с битьем посуды. Никакого прока от втирания чего-либо голодному ребенку нет все равно, так что тут все средства хороши и бояться нечего.
Решив эту проблему (а лучше - предотвратив ее), можно собственно заняться родительством:
1) ДАЕМ ЕМУ ПОЧУВСТВОВАТЬ, ЧТО ЕГО ПОНИМАЮТ.
Пытаясь поймать ее эмоциональный настрой, повторяем то, что она говорит. Например:
Р: не хочууууууу мыть руууууки, хочууууу есть гряаааааазными рукаааааами. Нееееет! Отдааааай, это мояяяяя лооожка!!!
Я: (достаточно напряженно, эмоционально, глядя ей в глаза) - Тесса очень, очень, не хочет мыть руки. Не хочет, совсем не хочет! Тесса хочет есть грязными руками. Тесса не хочет, чтобы мама забирала ложку. Это Тессина ложка! Тесса хочет забрать у мамы свою ложку.
Делаем так до того момента, пока не увидим, что ребенок вдруг затих и смотрит на нас очень внимательно. Если продолжает - продолжайте и вы. Тут очень важно не столько слова, сколько поймать ее эмоциональный накал и отзеркалить его.
2) УЧИМ ЕЕ ПОНИМАТЬ СЕБЯ
Ровным, спокойным, любяшим (!) голосом говорю ей, что с ней происходит. «Тесса очень разозлилась и кричит и плачет. Тесса сама не знает, что с ней такое. Тесса хочет остановиться, но не может. Тесса злится на маму и боится этого». И так далее. Если понимаю причину - называю причину.
Если к этому моменту всхлипывающий ребенок уже сидит на коленях (или хотя бы рядом), рассказываю спокойно, обыденно, что "все люди бывает расстраиваются, и это нормально, и плачут, просто Тесса еще маленькая и пока не очень умеет успокаиваться, и не может остановиться, даже если хочет, но постепенно Тесса научится успокаиваться, и будет спокойной". Вспоминаю, как она чего-то не умела, а научилась, как все получилось и так далее.
3) ДАЕМ НАВЫКИ САМОУПРАВЛЕНИЯ
"Если в другой раз ты заплачешь и захочешь успокоиться, ты могла бы (подставить метод успокоения), скажем пойти посидеть на диванчике с зайчиком. Тесса знает, что нужно пойти тихонько обнять зайчика и успокоиться, или посидеть у мамы на ручках, просто просто Тесса забыла, а мама напомнила. А в следующий раз Тесса сама вспомнит, что можно пойти посидеть и успокоиться. Пойдем посидим? Иду посидеть с ней, обнимаю, если позволяет, глажу. Сижу пока она сама не готова двигаться дальш, даже если это полчаса и обед давно остыл. "Тесса когда успокоится, скажет маме, и мы пойдем". Она конечно вряд ли скажет, поэтому минут через 5 переспрашиваю "Если Тесса успокоилась, мы можем пойти поиграть" - тут уже на успокоенного ребенка можно включать механизмы переключения на интересные вещи.
Сейчас Тессе 2.7. Период бурных истерик длился около 3 месяцев, и сейчас почти утих. Сначала я сидела с ней. Теперь она если расстрона и расплакалась в истеричной манере, уходит посидеть сама, я просто напоминаю мягко. Она часто говорит "я не хочу плакать, я хочу успокоиться, где мой зайчик?".
Когда она пошла в сад и был первый или второй день, вечером она рассказывала: "Мальчик другой плакал. Он хотел к маме. И Тесса плакала. Тесса взяла зайчика и успокоилась. И потом мама пришла за Тессой". То есть - она не боится себя. Не боится эмоций. Знает, как с ними справляться, не подавляя себя.
Я по-прежнему считаю ее право на истерику и скандал - ее правом. Когда я вижу, что ситуация грозит истерикой, я обычно просто говорю: "Малышка, я вижу ты очень расстроена. Если ты хочешь поплакать, поплачь, я посижу рядом. Но я не могу купить тебе эту игрушку сейчас. Поплачем или пойдем в другой магазин?". Или даже вперед: "Тесса, ты сейчас расстроишься и будешь ругаться, если хочешь поплакать - поплачь, но нам нужно идти домой, потому что уже поздно".
Ребенок чаще всего сознательно выбирает не плакать, а если и заплачет, то очень быстро успокаивается, просится на руки, говорит "я хочу успокоиться, пойдем". Тогда я беру ее на руки (а право ездить на руках хоть до института считаю ее таким же полным правом), и говорю ей на ушко: «Теська, какая же ты молодчина, вот посмотри, научилась сама успокаиваться». Именно что не хвалю, типа погладить надменно по головке «вот хорошая девочка», а искренне ей горжусь и восхищаюсь. Она это перенимает, и я заметила, когда вот так сдержится, потом через 30 секунд убегает играть счастливая. Наверное, тоже собой гордится, мне думается.
Ну и профилактика всегда лучше: не соблазнять тем, что нельзя. Не доводить до голода и усталости - режим, перекусы. Отменить все "нет", кроме самых жизненно необходимых (они у меня и так в принципе отменены, но это уже другая история).
Комментарии
Мне тоже всегда помогает САМОЙ относится по иному.
Не "ведет себя плохо" - а "сильно переживает".
Не "капризничает" - а "не справляется с эмоциями"
Не "нытик" - а "остро чувствует".
Не "виснет на маме" - а "нуждается в поддержке"
Не "глупый" - а "учится".
Сразу меняется решаемая проблема: мы не подавляем нежелательное поведение, а успокаиваем, помогаем повзрослеть, поддерживаем.
Когда ребенок попадает на улицу (если вы живете в городе), он дышит всякой гадостью, выхлопными газами. Значит ли это, что и дома не нужно стараться, чтобы было не накурено, проветрено?
↑ Перейти к этому комментарию
Очень доступно и по шагам всё написано.
Очень доступно и по шагам всё написано.
↑ Перейти к этому комментарию
Или если это, как Вы говорите "эмоциональное сопереживание", и если ребенок в истерике бросает игрушки или лупит рукой по поверхностям - тоже надо зеркалить его?
Тут главное удержаться от назидальности или карикатурности, а просто сопережить - ведь мне самой очень важно поЧУВСТВОВАТЬ, а не только холодно понять, КАК ЕЙ НА САМОМ ДЕЛЕ ХРЕНОВО. А ведь ей хреново, что бы я ни думала по глупости повода.
Представьте, что к вам придет лучшая подруга, и начнет горько рыдать, что ее бросил любимый. Вы конечно не зарыдаете вместе с ней, но обнимете, и скорее всего эмоциональность вашего голоса изменится, когда вы будете говорить ей "моя хорошая, как же тебе тяжело", вряд ли это будет назидательный, ровный голос. Так и с детьми. Просто дети более невыдержанны эмоционально, более образны, ну и нам приходится быть такими.
Очень доступно и по шагам всё написано.
↑ Перейти к этому комментарию
Кстати, успокоила его переключением внимания. По-другому он и слушать ничего не хотел.
Приведу пример: У меня растятся достаточно неудобные дети. Они всегда знают, чего хотят, всегда громко выражают свое мнение, не слушают окриков, не боятся угроз, настойчиво добиваются своего, не слушаются, когда им не хочется, говорят "нет", когда им не хочется, требуют и еще раз требуют. Я намеренно ращу их такими, потому что хочу вырастить таких взрослых. Я хочу, чтобы они критично оценивали то, что слышат от взрослых, учителей, знаменитостей - поэтому учу их критично оценивать свои собственные слова. И не соглашаться со мной. И поступать по-своему. Я хочу, чтобы они умели сказать нет, даже когда на них давят, и давят сильно. Когда подростки будут "на слабо" им предлагать что-нибудь попробовать, я хочу, чтобы они не побоялись сказать нет. А как они этому научаться, кроме как говоря "нет" мне? Осложняю ли я себе задачу как мама - в десятки раз да. Мне каждый раз нужно убедить, пробиться, потому как задавить авторитетом я не могу,и не позволяю себе. Мне каждый раз нужно найти терпение принять "нет", каким бы идиотским оно не казалось, принять его уважительно, как от взрослого. Но лично я это считаю "продвижением".
А идеальных никого не бывает все равно. Но мы всегда можем быть чуть лучше, чем есть, и если есть это желание, то мы на правильном пути
Приведу пример: У меня растятся достаточно неудобные дети. Они всегда знают, чего хотят, всегда громко выражают свое мнение, не слушают окриков, не боятся угроз, настойчиво добиваются своего, не слушаются, когда им не хочется, говорят "нет", когда им не хочется, требуют и еще раз требуют. Я намеренно ращу их такими, потому что хочу вырастить таких взрослых. Я хочу, чтобы они критично оценивали то, что слышат от взрослых, учителей, знаменитостей - поэтому учу их критично оценивать свои собственные слова. И не соглашаться со мной. И поступать по-своему. Я хочу, чтобы они умели сказать нет, даже когда на них давят, и давят сильно. Когда подростки будут "на слабо" им предлагать что-нибудь попробовать, я хочу, чтобы они не побоялись сказать нет. А как они этому научаться, кроме как говоря "нет" мне? Осложняю ли я себе задачу как мама - в десятки раз да. Мне каждый раз нужно убедить, пробиться, потому как задавить авторитетом я не могу,и не позволяю себе. Мне каждый раз нужно найти терпение принять "нет", каким бы идиотским оно не казалось, принять его уважительно, как от взрослого. Но лично я это считаю "продвижением".
↑ Перейти к этому комментарию
А так ведь дети учатся у нас. Они у меня учатся принимать "Нет", когда я принимаю его у них.
Приведу пример: У меня растятся достаточно неудобные дети. Они всегда знают, чего хотят, всегда громко выражают свое мнение, не слушают окриков, не боятся угроз, настойчиво добиваются своего, не слушаются, когда им не хочется, говорят "нет", когда им не хочется, требуют и еще раз требуют. Я намеренно ращу их такими, потому что хочу вырастить таких взрослых. Я хочу, чтобы они критично оценивали то, что слышат от взрослых, учителей, знаменитостей - поэтому учу их критично оценивать свои собственные слова. И не соглашаться со мной. И поступать по-своему. Я хочу, чтобы они умели сказать нет, даже когда на них давят, и давят сильно. Когда подростки будут "на слабо" им предлагать что-нибудь попробовать, я хочу, чтобы они не побоялись сказать нет. А как они этому научаться, кроме как говоря "нет" мне? Осложняю ли я себе задачу как мама - в десятки раз да. Мне каждый раз нужно убедить, пробиться, потому как задавить авторитетом я не могу,и не позволяю себе. Мне каждый раз нужно найти терпение принять "нет", каким бы идиотским оно не казалось, принять его уважительно, как от взрослого. Но лично я это считаю "продвижением".
↑ Перейти к этому комментарию
ростить самостоятельных детей замечательно, но если со всеми спорить, можно неуслышать и хороших и мудрых советов.
спасибо!
↑ Перейти к этому комментарию
все понятно написано, совершенно новая для меня точка зрения, спасибо
С мужем все время обсуждаем. Пытаемся найти ответы на наши вопросы.
Вот после прочтения нескольких ваших статей, мы с мужем обсуждали (почитайте, может что подскажете что и как, в чем мы не правы и тп):
Безумно хочется воспитать по истине ДОСТОЙНОГО человечка, умеющего решать свои проблемы, контролировать эмоции, знать чего она сама хочет и чтоб могла добиться этого! Я очень люблю свою дочь. Многие считают, кст, что я совсем ее избаловала, что многое позволяю. даже муж периодами мне это выговаривает. А я все время в поиске как НАУЧИТЬСЯ самой и учить малышку правильно себя вести (может не так выразилась, но надеюсь что вы меня поняли)
Мне кажется, самое главное - это быть честной. С собой, и с ребенком. Мне кажется, именно так вырастают достойные люди. И именно это вы и делали в вашей ситуации: вы чесно сказали ребенку "сейчас не могу быть доброй и ласковой, я слишком разозлилась". У меня бывало такое. Сорвусь, рявкну, они пугаются, начинают лезть на руки, я беру на руки, и если по-прежнему зла - так и говорю "я разозлилась. МНЕ (!) нужно справиться со своей злостью. Дай мне минутку - я остыну". А если чувствую, что злость прошла - тогда поспокойнее объясню "я сорвалась, вот видишь, как бывает, не сдержалась. Мне стыдно, я мама и должна бы сдерживаться, Но я же не железная, мы все человеки. У тебя бывает, что ты злишься? (кивает). Да, вот и у меня тоже. Давай пообнимаемся".
Я бы не стала загоняться намеренной последовательностью. Я вообще не верю в то, что можно "искусственно", то есть поперек себя вести себя с детьми, и они не почувствуют фальши. Они может и не смогут разпознать, но мне кажется какой-то подвох чувствуют. Конечено, каждый день менять правила не стоит, но если в какой-то день лениво отстаивать правило, можно это же просто "заиграть", сказать с горящими глазами "Слууушай! Что я придумала!! У нас сегодня будет супер день. Обычно можно есть на полу? Воот. А сегодня у нас обед на полу!! Круто?" Ну и что-то подобное.
И еще. Я так сужу - дети у меня маленькие всего несколько лет. А идеальная уборка и готовка будет всегда. Поэтому несколько лет это все может пожить в легком режиме. Ну не хочет она одеваться гулять - вы раз попробовали уговорить, два, три - а потом забейте и не ходите. Я очень расслабленно вела дом, вот сейчас им 2 и 4 стала снова готовить изыски, а до этого - только детям, муж сам себе готовил, уборка тоже постольку поскольку, по необходимому минимуму. Поэтому часто, если вы вдруг замечаете, что жизнь превращается в сплошной конфликт, остановитесь и подумайте, а стоит ли оно все отношений с ребенком? Ведь эти минуты не повторяться, а угостить мужа можно и через пару годиков. И привлекайте ребенка максимум с собой - мои со мной готовят, убирают (ну как сказать - под ногами больше мешаются) но при деле, и не ноют "поиграй". Пройдет какой-то годик и ваша малышка научится подолгу играть сама, а пока, насколько можете - пересмотрите, насколько ваши требования - необходимые требования.
Вы прекрасная мама и у вас все получится
И еще - половина нашего расстройства - от неосуществленных ожиданий. Не ждите от себя постоянного самоконтроля и идеального материнства. Я знаю, сложнее сделать, чем сказать. Но вашей дочке ОЧЕНЬ ВАЖНО знать и видеть, что ВЫ ЧЕЛОВЕК, и можете совершать ошибки, и терять контроль иногда. Так что простите себя, улыбнитесь и идите дальше. Удачи вам!
Задумываюсь над этим все потому как хочется второго малыша, но не хочется родить чтоб было двое. а хочется научиться быть мамой и не просто мамой а СЧАСТЛИВОЙ мамой
Спасибо за опыт
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: