Магазин handmade Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook 

Задержка речевого развития (психологические причины ЗРР и ЗПР)

Задержка речевого развития (психологические причины ЗРР и ЗПР) Растя ребенка, родители порой не замечают, что он чем-то отличается от сверстников.

Например, другие дети в два года вовсю болтают и стишки наизусть читают, а ваш какой-то молчун: в три года еще ни слова не сказал. Или чьи-то малыши из пластилина лепят, конструктор собирают, рисуют, а у вашего и карандаш не держится в руке, и конструктор ему непонятен, да и вообще он какой-то вялый, малоподвижный. Или, наоборот, слишком шустрый — вертится как юла, ни минуты на месте не сидит.

Для начала надо определиться.
Если ребенок родился здоровым, без повреждения структур мозга и центральной нервной системы и к трем годам практически не говорит, то имеет смысл говорить о задержке развития. Это не значит, что ребенок болен, это говорит о том, что надо искать причину, которая привела к этому. А причина, в подавляющем большинстве случаев, — в семье, во взаимоотношениях между родителями или отношении родителей к своему чаду. Что-то не так, давайте искать.

Как правило, задержки речи являются маркером следующих проблем:

*** Патологии беременности, трудные роды
Играют роль эмоциональное и душевное состояние мамы в период вынашивания ребенка, то, желанно было его появление или нет.


*** Психические травмы (переживание в связи с разлукой с близкими людьми, длительная психотравмирующая ситуация в семье).
Сюда же отнесем развод родителей, «папу выходного дня», отъезд ребенка на попечение бабушек и дедушек «в деревню», или в другой город.


*** Госпитализм, либо длительное вынужденное пребывание в детском учреждении, где внимание уделяется, в основном, физическому уходу, где много сверстников, много «чужих» взрослых, а ребенку недостает близких, личностных контактов.


*** «Сверхзабота». Мамы и папы готовы все делать за малыша сами: даже говорить. Ведь речь появляется у ребенка как раз для того, чтобы передавать окружающим свои желания, требования. А у этих детей нет стимула, чтобы начать говорить. Их и так с полуслова понимают!


*** «Ранняя самостоятельность».
Иногда может быть прямо противоположная причина долгого молчания: родители не могут себе позволить сидеть в декрете, рано выходят на работу. Маме некогда с малышом заниматься, читать книги, разговаривать, играть, гулять, петь песни — то есть стимулировать появление речи. А, вернувшись с работы, родители предпочитают смотреть телевизор, который и становится для ребенка «главной няней».


*** Постоянный просмотр телевизора детьми также может являться причиной задержки речевого развития. Ведь речь — это не подражание чужим словам и не запоминание речевых штампов. Овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом, непосредственном общении, когда малыш не только слушает чужие слова, но и отвечает другому человеку, когда он сам включен в диалог.


*** Неврозоподобные черты психики ребенка: неуверенность, робость, капризность, эгоцентризм.


Также причиной задержки развития может стать дефицит полноценной, соответствующей возрасту деятельности: предметной, игровой, общение со взрослыми и т. д., искаженные условия воспитания ребенка в семье (алкоголизм, грубость) или же авторитарный тип воспитания. Сюда же относятся крики на ребенка, телесные наказания, неумение и нежелание взрослых объяснять почему можно, а почему нельзя делать что либо.


В любом случае не стоит винить ребенка, он всего лишь лакмусовая бумажка психического здоровья вашей семьи. Если проблема налицо — нужно решать ее комплексно, ведь даже если специалисты помогут ребенку преодолеть кризис, а обстановка в доме останется той же, задержки развития все равно проявят себя, пусть чуть позже и в других формах — когда ребенку не будет «даваться» обучение в школе, общение со сверстниками и т. д.


Нормальное речевое развитие ребенка (для исключения ЗРР)

Чтобы узнать, нет ли у вашего ребенка задержки речевого развития, нужно представлять себе, как здоровые дети учатся разговаривать. Развитие речи можно поделить на несколько этапов:

- от 0 до 6 месяцев;
- от 6 месяцев до 12;
- от года до полтора;
- полтора и два года;
- От двух до трех лет;
- речь ребенка в 4 и 5 лет.

Задержка речевого развития у ребенка может диагностироваться и в 12 первых месяцев, и в 2-3 годика. Все зависит от причины ЗРР, от внимательности родителей и квалификации врача педиатра, который наблюдает за малышом.

От нуля до шести месяцев ребенок начинает произносить первые звуки и заподозрить проблему достаточно трудно, разве что ребенок страдает полной глухотой. От полугода и до года первые звуки начинают складываться в слоги. Именно в это время малыш произносит первые простые слова «мама», «дада» «папа», «биби». С 12 до 15 последующих месяцев начинается копирование речи речи взрослых, запас слов увеличивается до нескольких десятков, хотя они остаются одно- или двухсложными. ЗРР у детей в этом возрасте уже можно заметить, если они говорят мало, с трудом повторяют слоги, слова остаются однотипными.

От 18 месяцев, если не произошла задержка речевого развития, ребенок начинает говорить достаточно много. Словарный запас составляет уже пару десятков слов, среди двухсложных могут попадаться и трехсложные. Ближе к двум годикам малыш пытается говорить целыми предложениями из двух слов, прекрасно выполняет самые простые просьбы. Именно этом возрасте задержка речевого развития у ребенка становится более-менее очевидной. В первую очередь родители замечают, что словарный запас у него скуднее, чем у других детей.

Возраст от двух до трех лет – время наиболее бурного развития речи. Количество слов, которые знает ребенок, больше сотни. Малыши без ЗРР в 2 года говорят многословными предложениями. Они активно пользуются не только существительными, но и прилагательными, умеют давать предметом характеристики. Также в их речи появляются глаголы, показывающие простые действия. Задержка речевого развития у ребенка в этом возрасте особенно заметна. На нее могут указать врачи, родственники, даже тогда, когда родители не обращают на это особого внимания.

От трех до пяти лет речь ребенка продолжает совершенствоваться. Почти каждый день он произносит новые слова, его предложения удлиняются и становятся сложными. Задержка речевого развития в этом возрасте часто имеет глубокие причины и устранять их довольно трудно. ЗРР в 3 года может быть связана и с отставанием умственного развития, и с нарушениями слуха, но обо всем этом более детально сказано ниже.




Лечение ЗРР

Перед тем, как лечить ЗРР у детей, нужно точно установить с чем она связана.
Сами родители зачастую сделать этого не могут, потому им необходима консультация врача, и не одного. Вначале проконсультируйтесь у своего педиатра. Он констатирует, что задержка речевого развития у ребенка есть и направляет к другим специалистам. Скорее всего доктор порекомендует посетить невропатолога, психоневролога, ЛОРа, дефектолога, логопеда, психолога или психиатра. Могут понадобится и дополнительные исследования – реоэнцефалография, ультрасонография. При подозрении на серьезную патологию врач может назначить компьютерную томографию или магнитно-ядерный резонанс.

После диагностики задержки речевого развития, врач определяется с курсом терапии. В большинстве случаев лечение ЗРР ограничивается визитами к логопеду, невропатологу и психологу. Родители тоже должны принимать активное участие в курсе терапии. Специалисты рекомендуют как можно больше общаться с детьми с ЗРР, разговаривать, вместе разучивать песенки. Проявляйте бурную радость, когда у ребенка получается произнести новый звук или слово.

Читать ребенку можно уже с погода, а если у него есть задержка речевого развития, то чтение должно быть ежедневным ритуалом. Обязательно четко произносите слова и показывайте соответствующие картинки в книжке. Попросите ребенка повторить их за вами, но не настаивайте, чтобы не вызвать негативных реакций. Если малыш старается сам говорить, обязательно его выслушайте и не перебивайте, особенно в тех случаях, когда задержка речевого развития у ребенка связана с психологическими факторами.

Развивайте моторику рук, она позитивно влияет на речь ребенка с ЗРР. Можно придумывать игры с мелкими предметами, рисовать, лепить из пластилина. Обязательно 1-2 раза в день делайте специальный массаж ладошек и стоп. Специалисты довели, что нервные импульсы от пальцев стимулируют речевые центры головного мозга.



Игры на развитие мелкой моторики 2, 3 лет

Волшебная шкатулка
Игра развивает мелкую моторику, навыки классификацирования.
Необходимый инвентарь: шкатулка, мелкие предметы или игрушки.
Сложите различные предметы небольшого размера в шкатулку и предложите ребенку вместе разобрать вещи и разложить их по разным коробкам.
Поскольку для игры вы используете мелкие предметы, следите, чтобы ребенок не проглотил их.


Волшебные шнурки
Игра помогает изучить форму предметов, совершенствует цветовое восприятие, развивает мелкую моторику и терпение ребенка
Необходимый инвентарь: цветные шнурки различной длины.
Покажите ребенку, как из цветных шнурков или тесемок можно выкладывать контуры различных фигур и предметов.
Создайте с ребенком целую картину на столе или диване.


«Раз фасоль, два фасоль...»
Игра развивает мелкую моторику, обучает счету
Необходимый инвентарь: сухая фасоль, пластиковая бутылка.
Берите фасолинки по одной и опускайте их в бутылку. При этом считайте: «Одна фасолина, две фасолины» ит. д.


Входит и выходит
Игра знакомит со свойствами предметов, развивает мелкую моторику
Необходимый инвентарь: банки с отвинчивающимися крышками, маленькая мягкая игрушка.
Покажите ребенку, как открывать и закрывать банку, как внутрь банки можно помещать игрушку.
Предложите ему самому закрыть игрушку в «домике».
Если есть несколько банок разного размера, то попросите малыша проверить, какой домик подойдет для игрушки, а какой нет.



Учимся пересыпать
Необходимый инвентарь: любая крупа, две емкости с широким горлышком.
Высыпав крупу в одну из емкостей, покажите ребенку, как можно руками пересыпать ее в пустую посуду.
Научите малыша пересыпать крупу полной горстью, щепоткой, пропускать сквозь пальцы.
Научите его делать движения рукой, как будто он солит.



Бусы
Необходимый инвентарь: крупные бусины или пуговицы.
Весьма увлекательное занятие даже для взрослых!
Наверняка у вас накопилась куча всевозможных бусинок. Если нет, то их можно купить. Сейчас в продаже есть бусины разных размеров из разных материалов: цветной пластмассы, дерева, металла. Есть даже специальные наборы для детей.
Иголку в таком возрасте ребенку давать, пожалуй, рановато, поэтому, хорошо, если в этих бусинах большие отверстия.
Дайте ребенку толстую нитку и позвольте вволю пофантазировать.
А может быть, вы хотите навести порядок в своих пуговицах? Проще простого. Дайте всю это пеструю кучу ребенку, и пускай он соберет из них бусы. Или отсортирует разные кучки по цвету или по количеству дырочек в пуговках.
Обязательно следите за тем, чтобы ребенок не проглотил бусины или пуговицы.



ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 1 ДО 2 ЛЕТ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК

СОБИРАЕМ ГОРОХ
Рекомендации: не оставляйте ребенка без присмотра, чтобы он не подавился горохом или фасолью, не засунул их в нос.

Ход игры: на ковре рассыпьте горох (фасоль), начните собирать его в ведерко, привлекая стуком горошин о дно ведра малыша, или попросите ребенка помочь собрать вам горох. Внимательно наблюдайте, что будет делать малыш. Довольно быстро он соберет вам весь горох. Похвалите малыша за старательность.



СОРТИРОВЩИК
Цели игры: развитие мелкой моторики рук, тактильной чувствительности, развитие усидчивости, умения доводить дело до конца, развитие чувства цвета и формы.

Рекомендации: не оставляйте ребенка без присмотра, чтобы он не подавился горохом или фасолью, не засунул их в нос.

Предварительно смешайте в широкой миске небольшое количество гороха и фасоли, попросите малыша помочь вам разобрать в разные коробки фасоль и горох. Старайтесь, чтобы основную работу выполнил малыш, хвалите его за усердие и усидчивость.

Если ребенок устал или отвлекается, сделайте перерыв, поиграйте в подвижную игру, а затем вновь приступайте к перебиранию плодов. Если же и это не помогает, прекратите игру, через несколько дней вернитесь к ней вновь.



ЧАСИКИ: ПЕРЕСТАВЛЯЕМ СТРЕЛКИ
Цели игры: развитие мелкой моторики рук, точности движений, навыков выполнения мелкой работы, знания счета, развитие артикуляции.

Ход игры: посадите ребенка перед собой, покажи те ему часы, спросите его, что говорят часы и как они ходят, при этом наклоняйте голову вправо-влево.

Вы очень удивлены и не знаете, что делать. Предложите малышу поработать часами и переводить самому стрелки (на одно деление, на два деления и т. д.), при этом он должен имитировать звуки хода часов. Похвалите малыша за его работу.



КОЛЬЦО-ТРЕНАЖЕР
Ход игры: посадите ребенка перед собой, покажите ему кольцо-тренажер, пусть малыш с ним немного поиграет. Покажите, какой вы сильный и можете сжать кольцо. Помогите малышу тоже сжать кольцо обеими руками. Постоянно подбадривайте и хвалите ребенка.

Можно проводить соревнования на количество сжатий кольца-тренажера: кто больше всех раз сожмет кольцо, тот и победитель.

Материал собран из различных источников в сети интернет.
Печать Получить код для блога/форума/сайта
Коды для вставки:

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам Задержка речевого развития (психологические причины ЗРР и ЗПР)
  Растя ребенка, родители порой не замечают, что он чем-то отличается от сверстников.
Например, другие дети в два года вовсю болтают и стишки наизусть читают, а ваш какой-то молчун: в три года еще ни слова не сказал. Читать полностью
 

Комментарии

Shaporovayv
14 мая 2015 года
0
Спасибо огромное! У нас дизартрия, и ваши советы для нас очень важны
Литвинова Ангелина (автор поста)
14 мая 2015 года
0
Светленький
14 мая 2015 года
0
А если не лечить и не заниматься с ребенком, какие последствия могут быть? Самое страшное, чем ЗРР грозит в будущем?
Shaporovayv
14 мая 2015 года
+2
Вы же понимаете, что при ЗРР, и в школу нормальную не возьмут, и детке будет сложно воспринимать и передавать свои эмоции и видения...И зачем вам это клеймо - недоразвитие?! У нас это сразу настораживает, и к ребенку относятся как к третьему сорту, хотя многие детки с такой проблемой, очень развитые и умненькие, но вот выразить свои мысли не могут.А исправляется это легко, комплекс витаминов и занятия с логопедом, + родители должны регулярно принимать участие и массаж.
Светленький
14 мая 2015 года
0
Нет, не понимаю. Я не логопед, про ЗРР знаю очень поверхостно, поэтому и спрашиваю.
Литвинова Ангелина (автор поста)
15 мая 2015 года
+1
В ответ на комментарий Светленький
А если не лечить и не заниматься с ребенком, какие последствия могут быть? Самое страшное, чем ЗРР грозит в будущем?

↑   Перейти к этому комментарию
Речь является треугольным камнем в связи мышления и письма.
Нарушение речи несет остальные процессы в отставании.
Светленький
15 мая 2015 года
0
Спасибо!
BonniBly
14 мая 2015 года
0
Спасибо за статью. Я начинаю подозревать уже ЗРР у своего мелкого. Ему уже практически 1,3 а он говорит только "пока" внятно. Даже мама и папа не говорит толком. И вот буквально на днях начал по своему что то щебетать. Мама правда иногда проскакивает, когда испугается чего-нибудь, но очень редко. А теперь вот еще почитала.... Будем исправляться...
Нежная ночь
14 мая 2015 года
0
Анна Серги
16 мая 2015 года
0
Спасибо! Сыну скоро 1,6г, а до сих пор нет даже
первые звуки начинают складываться в слоги. Именно в это время малыш произносит первые простые слова «мама», «дада» «папа», «биби». С 12 до 15 последующих месяцев начинается копирование речи речи взрослых, запас слов увеличивается до нескольких десятков, хотя они остаются одно- или двухсложными.
Хотя очень голосистый, всё время издает звуки, практически никогда не молчит. Мелкую моторику развиваем активно, но без результатов.
Асулита
19 мая 2015 года
0
Спасибо за интересную статью
У меня вот больше волнует вопрос, как мне, маме, психологически пережить этот диагноз.
Кажется, что за ерунда. Он не инвалид. Он не УО. Он и физически здоров. Он добрый и спокойный ребенок. Просто "тормоз" Просто немного "тупит"... Есть мамы (здесь в СМ их очень много) которые борются за здоровье и полноценную жизнь детишеко на порядок сложней моего. Но я вот 5 лет боролась - много мы с сыном добились. Выкарабкались...
А вот после недавнего похода к одному местному весьма уважаемому детскому психологу и подтверждения им и ЗПРР, и дефицита внимания с прямым объективным раскладом, что и как нас ждет, меня будто бы приплюснуло бетонной плитой. Два дня плакала. Теперь вот намерилась уехать жить из города в поселок. Хочу сбежать ото всех, от проблем... Понимаю, что мы с сыном остались один на один со своей проблемой.. Я осознаю дикое чувство вины перед ребенком. Я злюсь на него, злюсь на себя бездарную мать... Жалею его, жалею себя. Что делать? Как жить с этим всю жизнь? Как вытянуть себя из болота уныния и найти сил дальше двигаться?
Литвинова Ангелина (автор поста)
19 мая 2015 года
+1
Асулита пишет:
психологически пережить этот диагноз.
Я искренне вас поддерживаю - бороться, работать над собой и своими сомнениями, двигаться вперед - это важно в преодолении ЗПРР. Самое важное правило, которое я выделила сталкиваясь в работе - это ЦЕНИТЬ маленькие достижения. Ставить достижимую цель - достигать и закреплять это в сознании. Большинство родителей торопятся, ставят очень большие цели, сравнивают достижения своих детей с другими, на фоне которых и проигрывают. Это не помогает им ОЦЕНИТЬ достижения своего ребёнка. Пусть небольшие, пусть коу-то незаметные, но они ЕСТЬ.
Асулита
19 мая 2015 года
0
Да, вот, наверное в этом большая проблема моя. Я мозгом понимаю, что только маленькими шажочками мы достигаем непокорные высоты знаний и понимания окружающего мира. А эмоционально я киплю, т.к. рвусь к "подвигам". Хочется все и сразу. Еще и усугубляется тем, что мы с сыном как полные противоположности. Я с детства самостоятельна, схватывала все на лету. В 4 читала, острая любознательность, жажда нового. И мне по природе сложно встать в положение ребенка, который не может выполнить элементарную задачу для трехлетки.
Я искренне радуюсь маленьким успехам сына. Но день-два успешных занятий, а потом непостижимый для меня ступор его на уже закрепленном материале и все - я внутренне взрываюсь и ухожу, чтобы не кричать на ребенка
Литвинова Ангелина (автор поста)
19 мая 2015 года
+2
Вас сын - ваше зеркало. Он помогает вам насладиться миром. Медленно. Глубоко. Основательно. Длительно. Вы в свои 4 года - схватывали, "глотали" и летели дальше (метафорически), с сыном же важно - "переваривать", "сглатывать", "ждать послевкусия". Посмотрите на это с угла, что сын ваш учитель. И вам есть чему у него поучиться.
Асулита
19 мая 2015 года
0
Ох... это точно. Самое главное, чему он учит - терпению. Правда не очень успешно.
За последние 5 лет я все потеряла, разрушила, положила в жертву, или просто бездарно профукала. В главной цели - вытянуть ребенка я потеряла все т.к терпения на остальное уже не хватало. У меня не осталось ничего и никого кроме него. Я боюсь потерять и его, потерпеть фиаско в материнстве. Единственном, созданном лично мною и оставшемся теперь у меня.

И еще детский психолог мне как-то вскользь сказала, что зря я не задумываюсь о втором ребенке. Мне стало бы легче.. Но я так и не поняла, что именно это значит
Литвинова Ангелина (автор поста)
19 мая 2015 года
0
Асулита пишет:
Правда не очень успешно.
Дети учат очень хорошо, нас, взрослых.
Только мы сопротивляемся новым знаниям.
Асулита
19 мая 2015 года
0
Наверное, просто некому указать это нам, взрослым, уверенным в себе, имеющим собственное мнение по всем вопросам...

Кажется все-таки пора найти в себе силы и протоптать дорожку до семейного психолога
Литвинова Ангелина (автор поста)
19 мая 2015 года
0
Асулита
19 мая 2015 года
+1
Friida
3 декабря 2015 года
0
А кому -то назначали деткам Пантогам при задержке речи?
Saila
4 декабря 2015 года
0
Мы в прошлом году пили, болтаем сейчас)
Friida
4 декабря 2015 года
0
А вы еще что-то принимали вместе с Пантогамом? Или что-то делали для развития речи? Нам 3,2 ставят ЗРР((((
Нежная ночь
5 декабря 2015 года
0
Кортексин вам в помощь! А потом сразу пантогам в сиропе! У нас на нем сначала слова пошли, после 2 курса предложениями шпарит, а сейчас тоже прокололи при дефиците внимания выписали и пантогам тоже сейчас пьем.
Saila
8 декабря 2015 года
0
В ответ на комментарий Friida
А вы еще что-то принимали вместе с Пантогамом? Или что-то делали для развития речи? Нам 3,2 ставят ЗРР((((

↑   Перейти к этому комментарию
Тю, зрр не приговор. Врач назначал нам пантогам, пили его первый раз 6 месяцев. Потом перерыв на полгода, и сейчас опять полгода начинаются. Я постоянно с ребенком занимаюсь, учу ее. Повторяем много. Знаете чтобы не говорили, про телепузиков (знаю, я раньше на них смотреть не могла), но пока каждый из этих 4-рых повторит, малая за ними увязывалась) Так и начали повторять, теперь дальше развиваемся. Главное боллтать и четко вам самой повторять слова
маржур
14 февраля 2017 года
0
а у меня ... ну очень очень много вопросов. Простите , а вы психолог? какое отношение имеете к данному вопросу? из личного опыта, по работе, или так... википедия в помощь? мне нужно поговорить с человеком, имеющий определенный опыт.
P/S : зашла к вам на станичку, теперь все понятно. А можно вам в личку написать, вопросы есть, хочу услышать опытного человека с высоты образования, а не медика, у которого з.п зависит от частоты посещения клиента на приеме.

Оставить свой комментарий

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:


Закрыть
B i "

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам