Магазин handmade Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook 

Неврозы у детей: признаки и путь решения

Неврозы у детей: признаки и путь решения Невроз – это обратимое расстройство психического состояния человека, без искажения картины мира.

Что это значит? То, что если невроз появился, от него надо избавляться и избавлять своего ребёнка. Совершенно необязательно с ним жить и мучиться! Опасность этого заболевания кроется не в его тяжести, а в отношении к нему. Большинство родителей просто не обращают внимание на первые признаки неврозов или нервных расстройств у своих детей, вторая часть если и обращает внимание, то относится достаточно поверхностно (само пройдет), и лишь незначительная часть предпринимает реальные действия для исправления положения.


Какие бывают неврозы:

1. Невроз страха.

Характерно приступообразное возникновение страхов, особенно при засыпании. Приступы страха продолжаются 10-30 мин., сопровождаются выраженной тревогой, нередко аффективными галлюцинациями и иллюзиями, вазовегетативными нарушениями. Содержание страхов зависит от возраста. У детей предшкольного и дошкольного возраста преобладают страхи темноты, одиночества, животных, которые напугали ребенка, персонажей из сказок, кинофильмов или придуманных родителями с «воспитательной» целью («черный дядька» и др.)

У детей младшего школьного возраста, особенно у первоклассников, иногда наблюдается вариант невроза страха, называемый «школьным неврозом», возникает сверхценный страх школы с ее непривычными для него дисциплиной, режимом, строгими учителями и т. п.; сопровождается отказом от посещения, уходами из школы и из дома, нарушениями навыков опрятности (дневной энурез и энкопрез), сниженным фоном настроения. К возникновению «школьного невроза» склонны дети, которые до школы воспитывались в домашних условиях.


2. Невроз навязчивых состояний.

Отличается преобладанием ранообразных навязчивых явлений, т. е. движений, действий, страхов, опасений, представлений и мыслей, возникающих неотступно вопреки желанию. Основными видами навязчивостей у детей являются навязчивые движения и действия (обсессии) и навязчивые страхи (фобии). В зависимости от преобладания тех или других условно выделяют невроз навязчивых действий (обессивный невроз) и невроз навязчивых страхов (фобический невроз). Часто встречаются смешанные навязчивости.

Обессивный невроз у детей дошкольного и младшего школьного возраста выражается преимущественно навязчивыми движениями – навязчивыми тиками, а также относительно простыми навязчивыми действиями. Навязчивые тики представляют собой разнообразные непроизвольные движения – мигания, наморщивание кожи лба, переносья, повороты головы, подергивания плечами, «шмыгание» носом, «хмыкание», покашливания (респираторные тики), похлопывания кистями рук, притоптывания ногами. Тикозные навязчивые движения связаны с эмоциональным напряжением, которое снимается двигательным разрядом и усиливается при задержке навязчивого движения.

При фобическом неврозе у детей более младшего возраста преобладают навязчивые страхи загрязнения, острых предметов (иголок), закрытых помещений. Детям старшего возраста и подросткам более свойственны навязчивые страхи болезни (кардиофобия, канцерофобия и др.) и смерти, страх подавиться при еде, страх покраснеть в присутствии посторонних, страх устного ответа в школе. Изредка у подростков встречаются контрастные навязчивые переживания. К ним относятся хульные и кощунственные мысли, т. е. представления и мысли, противоречащие желаниям и нравственным установкам подростка. Еще более редкой формой контрастных навязчивостей являются навязчивые влечения. Все эти переживания не реализуются и сопровождаются тревогой и страхом.


3. Депрессивный невроз.

Типичные проявления депрессивного невроза наблюдаются в подростковом и предподростковом возрасте. На первый план выступает подавленное настроение, сопровождающееся грустным выражением лица, бедной мимикой, тихой речью, замедленными движениями, плаксивостью, общим снижением активности, стремлением к одиночеству. В высказываниях преобладают психотравмирующие переживания, а также мысли о собственной малоценности, низком уровне способностей. Характерны снижение аппетита, уменьшение массы тела, запоры, бессоница.


4. Истерический невроз.

В младшем детском возрасте часто встречаются рудиментарные моторные припадки: падения с криком, плачем, разбрасыванием конечностей, ударами об пол и аффект-респираторные приступы, которые возникают в связи с обидой, недовольством при отказе выполнить требование ребенка, наказании и т. д. Наиболее редко у детей и подростков встречаются истерические сенсорные расстройства: гипер- и гипестезия кожи и слизистых, истерическая слепота (амавроз).


5. Неврастения (астенический невроз).

Возникновению неврастении у детей и подростков способствуют соматическая ослабленность и перегрузка различными дополнительными занятиями. Неврастения в выраженной форме встречается только у детей школьного возраста и подростков. Основные проявления невроза – повышенная раздражительность, несдержанность, гневливость и в то же время – истощаемость аффекта, легкий переход к плачу, утомляемость, плохая переносимость любого психического напряжения. Наблюдается вегетососудистая дистония, сниженный аппетит, расстройства сна. У детей более младшего возраста отмечаются двигательная расторможенность, неусидчивость, склонность к лишним движениям.


6. Ипохондрический невроз

Невротические расстройства, в структуре которых преобладают чрезмерная озабоченность своим здоровьем и склонность к необоснованным опасениям по поводу возможности возникновения того или иного заболевания. Встречается в основном у подростков.


Системные невротические проявления.

7. Невротическое заикание.

У мальчиков заикание возникает значительно чаще, чем у девочек. Расстройство в основном развивается в период становления речи (2-3 года) или в возрасте 4-5 лет, когда происходит значительное усложнение фразовой речи и формирование внутренней речи. Причинами невротического заикания могут быть острые, подострые и хронические психические травмы. У детей младшего возраста наряду с испугом частой причиной невротического заикания является внезапная разлука с родителями. Вместе с тем возникновению невротического заикания способствует ряд условий: информационные перегрузки, попытки родителей форсировать речевое и интеллектуальное развитие ребенка и др.


8. Невротические тики.

Объединяют разнообразные автоматизированные привычные движения (мигание, наморщивание кожи лба, крыльев носа, облизывание губ, подергивание головой, плечами, различные движения конечностями, туловищем), а также «покашливание», «хмыкание», «хрюкающие» звуки (респираторные тики), которые возникают в результате фиксации того или иного защитного движения, первоначально целесообразно. В части случаев тики относят к проявлениям невроза навязчивости.
Вместе с тем нередко, особенно у детей дошкольного младшего школьного возраста, невротические тики не сопровождаются чувством внутренней несвободы, напряжения, стремлением к навязчивому повторению движения, т. е. не носят навязчивого характера. Невротические тики (включая навязчивые) – распространенное расстройство в детском возрасте, они обнаруживаются у мальчиков в 4,5% и у девочек в 2,6% случаев. Наиболее часты невротические тики в возрасте от 5 до 12 лет. Наряду с острыми и хроническими психическими травмами в происхождении невротических тиков играет роль местное раздражение (конъюнктивит, инородное тело глаза, воспаление слизистой верхних дыхательных путей и т. п.). Проявления невротических тиков довольно однотипны: преобладают тикозные движения в мышцах лица, шеи, плечевого пояса, респираторные тики. Часты сочетания с невротическим заиканием и энурезом.


9. Невротические расстройства сна.

У детей и подростков встречаются весьма часто, однако изучены недостаточно. Выражаются нарушениями засыпания, беспокойным сном с частыми движениями, расстройством глубины сна с ночными пробуждениями, ночными страхами, яркими устрашающими сновидениями, а также снохождениями и сноговорениями. Ночные страхи, встречающиеся в основном у детей дошкольного младшего школьного возраста. Невротические снохождения и сноговорения тесно связаны с содержанием сновидений.


10. Невротические расстройства аппетита (анорексия).

Характеризуются различными нарушениями пищевого поведения в связи с первичным снижением аппетита. Чаще всего наблюдается в раннем и дошкольном возрасте. Непосредственным поводом к возникновению невротической анорексии часто является попытка матери насильно накормить ребенка при его отказе от еды, перекармливание, случайное совпадение кормления с каким-либо неприятным впечатлением (испуг, связанный с тем, что ребенок случайно подавился, резкий окрик, ссора взрослых и т. п.). Проявления включают отсутствие у ребенка желания есть любую пищу или выраженную избирательность к еде с отказом от многих обычных продуктов, очень медленный процесс еды с долгим пережевыванием пищи, частые срыгивания и рвота во время еды. Наряду с этим наблюдаются пониженное настроение, капризность, плаксивость во время приема пищи.


11. Невротический энурез.

Неосознанное упускание мочи, преимущественно во время ночного сна. В этиологии энуреза, помимо психотравмирующих факторов, играют роль невропатические состояния, черты тормозимости и тревожности в характере, а такженаследственность. Ночное недержание мочи учащается при обострении психотравмирующей ситуации, после физических наказаний и т. п. Уже в конце дошкольного и начале школьного возраста появляются переживание недостатка, пониженная самооценка, тревожное ожидание нового упускания мочи. Это нередко ведет к нарушениям сна. Как правило, наблюдаются другие невротические расстройства: неустойчивость настроения, раздражительность, капризность, страхи, плаксивость, тики.

Психологическая работа с энурезом вот тут:
https://www.stranamam.ru/post/9007402/


12. Невротический энкопрез.

Проявляется в непроизвольном выделении незначительного количества испражнений при отсутствии поражений спинного мозга, а также аномалий и других заболеваний нижнего отдела кишечника или сфинктера анального отверстия. Встречается примерно в 10 раз реже энуреза, в основном у мальчиков в возрасте от 7 до 9 лет. Причины в очновном в длительной эмоциональной депривации, чрезмерно строгим требованиям к ребенку, внутрисемейному конфликту. Патогенез энкопреза не изучен. Клиника характеризуется нарушением навыка опрятности в виде появления небольшого количества испражнений при отсутствии позыва к дефекации. Часто ему сопутствует пониженное настроение, раздражительность, плаксивость, невротический энурез.
Про энкопрез можно почитать ещё тут:
https://www.stranamam.ru/post/9702387/


13. Патологические привычные действия.

Наиболее распространенными являются сосание пальцев, кусание ногтей (онихофагия), генитальные манипуляции (раздражение половых органов. Реже встречаются болезненное стремление выдергивать или выщипывать волосы на волосистой части головы и бровях (трихотилломания) и ритмическое раскачивание головой и туловищем (яктация) перед засыпанием у детей первых 2 лет жизни.

Про ногти и их сгрызание, читайте вот тут:
https://www.stranamam.ru/post/8949397/



Причины невроза:

Основной причиной неврозов является психическая травма, но такая прямая связь наблюдается сравнительно редко. Возникновение невроза обусловлено часто не прямой и непосредственной реакцией личности на неблагоприятную ситуацию, а более или менее длительной переработкой личностью сложившейся ситуации и неспособностью адаптироваться к новым условиям.


Для возникновения невроза имеют значение:

1. факторы биологической природы: наследственность и конституция, перенесенные заболевания, беременность и роды, пол и возраст, особенности телосложения и т. д.

2. факторы психологической природы: преморбидные особенности личности, психические травмы детского возраста, психотравмирующие ситуации.

3. факторы социальной природы: родительская семья, сексуальное воспитание, образование, профессия и трудовая деятельность.


НО! Самое главное, причины нервных заболеваний детей кроются не в несовершенстве детской природы, а в ошибках воспитания.

Некоторые родители, водя своих детей по врачам, допытываясь, отчего у ребенка тик, энурез, заикание, страхи, говорят о посторонних причинах заболевания. Но поступая так, валят "с больной головы на здоровую" - если здесь уместен такой каламбур. Первопричина в них самих. Несостоятельность как родителей. Конечно, спровоцировать выход невроза "на поверхность" может какой угодно напряженный момент - облаяла собака, резко просигналила машина, несправедливость учителя, но надо помнить, что основа закладывается в раннем детстве.

Сложности семейных отношений не должны служить поводом для оправдания собственной невнимательности к своим же детям.



Какие дети больше подвержены невротическим заболеваниям?

Возраст.

При анализе возникновения неврозов по каждому году жизни (вне пола детей) наиболее уязвимы возрасты 2,3,5 и 7 лет . В 2 и 3 года невротизация - следствие, с одной стороны, травмирующего опыта разлук с родителями при помещении в ясли и детский сад и проблем адаптации к ним; с другой стороны - противоборства родителей с упрямством детей, фактически же - с их природным темпераментом, волей и формирующимся чувством "я". Средний же возраст начала невроза составляет 6 лет: у мальчиков - 5; у девочек - 6,5 лет. В этом возрасте они топко понимают и глубоко переживают травмирующие жизненные обстоятельства, будучи еще неспособными разрешить их наиболее доступным для себя способом.


Дети с ярко выраженным «Я».

Их эмоциональная чувствительность проявляется повышенной потребностью в эмоциональном контакте, признании, любви и привязанности со стороны близких и значимых лиц, а также заметной чувствительностью к оттенкам их отношения. В свою очередь, неудовлетворение этих потребностей порождает столь присущий детям с неврозами страх одиночества или страх неразделенности чувств, эмоционального неприятия и изоляции.
Выраженность "я" - это рано проявляемое чувство собственного достоинства, стремление к своему мнению, самостоятельности в занятиях и действиях. Эти цельные и непосредственные в своем чувстве дети стремятся быть собой, не переносят заискивания, притворной вежливости и фальши, двойственности в чувствах и отношениях. Уже в первые годы жизни они ранимо воспринимают ущемление их чувства "я", подавление, диктат, ограничения активности, чрезмерный контроль и избыточную заботу, проявляя несовместимость с подобным отношением в виде упрямства (с точки зрения родителей).


С нервно-соматической ослабленностью.
Наиболее часто речь идет об общей соматической ослабленности, подверженности частым простудным заболеваниям, спазмам в области дыхательных путей, желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы. При ослабленности организма возрастает количество проблем в воспитании, так как нелегко найти подход к часто болеющему ребенку. У матери и бабушки в этом случае часто проявляются гиперопека и предохранения в общении со сверстниками.


Дети, находящиеся в сложных жизненных ситуациях, особенно длительное время.




Что такое психическая травма как причина невроза?

Психическая травма - это аффективное отражение в сознании индивидуально значимых событий в жизни, оказывающих гнетущее, беспокоящее и отрицательное в целом действие. То есть для разных людей разные ситуации и события могут быть травматичными. В этом значении психическая травма личностно неповторима у каждого человека. Доминирующая роль при неврозах принадлежит хронической психической травматизации, нередко дополненной острыми психическими травмами.

Однако последние могут играть и относительно самостоятельное значение, как это видно из наблюдений. Мальчик 5 лет с неврозом страха и заиканием отдан в начале второго года в ясли, где за нерасторопность на горшке наказывался няней. Или девочка 14 лет, испытывающая непонятный для окружающих страх, когда она выходила из дома. Заметим, что дети с неврозами не бегут из дома, как это нередко бывает при психопатических развитиях, а, наоборот, "бегут в дом", т. е. остаются в нем. И девочка, о которой идет речь, пользовалась любым поводом, чтобы не идти в школу. Все началось в 1,5 года, когда мать отдала ее в ясли и не смогла однажды вовремя забрать из них.



КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ НЕВРОЗА?

Лечением неврозов занимаются невропатологи, психотерапевты, психологи. Методик избавления от невроза довольно много, среди них и медикаментозное лечение. Широко применяются игровая терапия, сказкотерапия и т. д. Каждая ситуация индивидуальна.

Источник: интернет.
Печать Получить код для блога/форума/сайта
Коды для вставки:

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам Неврозы у детей: признаки и путь решения
  Невроз – это обратимое расстройство психического состояния человека, без искажения картины мира.
Что это значит? То, что если невроз появился, от него надо избавляться и избавлять своего ребёнка. Совершенно необязательно с ним жить и мучиться! Опасность этого заболевания кроется не в его тяжести, а в отношении к нему. Читать полностью
 

Комментарии

Tatalechka
12 мая 2015 года
0
у нас у младшей истерический невроз. как бороться?
Литвинова Ангелина (автор поста)
12 мая 2015 года
0
Обратиться к семейному психологу-психотерапевту.
Так же можно почитать книги и статьи в группе на тему истерик.
Tatalechka
12 мая 2015 года
0
Mama Violetta
12 мая 2015 года
0
ЛитГалла пишет:
воспаление слизистой верхних дыхательных путей и т. п.).
Получаеися, ОРВИ может быть не из-за вируса, а из-за невроза? Потрясающе!!!
Литвинова Ангелина (автор поста)
12 мая 2015 года
0
Да, снижение иммунитета и проявление постоянных соплей (течь из носа), хлюпанье, красное горло бесконечное - может являться психосоматикой.
Mama Violetta
12 мая 2015 года
0
У меня ребенку еще только год и 10 мес. И с января у него постоянно и сопли и горло красное и орз быстро подхватывал, быстрее, чем обычно. Видать, на нервной почве. Папа у нас все больше на работе был, выходдные стал брать очень редко. Я мужу говорю, что ребенок в болезнь ударился, лишь бы папа почаще доа бывал, а муж все не верит. Говорит, что они еще маленький для такого
Наталья1904
12 мая 2015 года
0
Моей дочке год и пять месяцев и она стала бояться чужих людей. Кто чужой к ней подходит иначинает разговаривать она сразу плакать и постоянно повторяет "мама!"! Это нормально для такого возраста?! Может это быть из-за того, что она все время практически только со мной?! Она даже не может с бабушкой надолго остаться, все время маму зовет.
Литвинова Ангелина (автор поста)
12 мая 2015 года
0
Совершенно нормально.
Ребенок нуждается в вашей защите и опоре.
Наталья1904
12 мая 2015 года
0
Спасибо, а то я стала переживать, что что-то не так!
mashanyaZ
12 мая 2015 года
0
Ребенок когда нервничает и волнуется, то закусывает и жуёт одежду. Успокаивается так,видимо. Но все футболки уже прогрыз.
Литвинова Ангелина (автор поста)
12 мая 2015 года
0
Superprincessa
12 мая 2015 года
0
Скажите,а вы взрослый психолог или с детьми тоже работаете?
Литвинова Ангелина (автор поста)
12 мая 2015 года
0
Я работаю со всей семьей, в случае, где есть дети до 14 лет.
Или только со взрослыми, если детей нет или запрос в другом.
Мама Пулек
12 мая 2015 года
0
А можно ли причислить к невротическим проявлениям "заглаживание" мамы, особенно перед сном и во время чтения? У меня Полина месяцев с семи стала наглаживать сначала простынку в кроватке перед засыпанием, потом переключилась на меня. За последний год, правда, это постепенно сошло на нет, но я так и не поняла, что это было... Ульяна, похоже, просто скопировала меня Имею вагон проблем из детства, из-за чего постоянно обламываю ногти. В итоге вижу уже больше полугода у неё идентичные движения...
Литвинова Ангелина (автор поста)
12 мая 2015 года
0
Мама Пулек пишет:
можно ли причислить к невротическим проявлениям "заглаживание" мамы, особенно перед сном и во время чтения
Это однотипные, повторяющиеся действия?
Мама Пулек
12 мая 2015 года
0
Поглаживания по кругу, если площадь была велика или вверх-вниз, если гладила по руке. Получается что однотипные и повторяющиеся. Но прошло всё как-то само с возрастом. Или может проявиться потом в чём-то другом?
Литвинова Ангелина (автор поста)
12 мая 2015 года
0
Поглаживания прошли?
Мама Пулек
13 мая 2015 года
0
Да, поглаживания прошли, заменителей вроде не появилось. Осталось разобраться с Ульяниными ногтями. Но это больше уже работа над собой, похоже...
Литвинова Ангелина (автор поста)
13 мая 2015 года
0
Мама Пулек пишет:
Осталось разобраться с Ульяниными ногтями. Но это больше уже работа над собой, похоже.
Нежная ночь
12 мая 2015 года
0
Скажите, сыну 5 лет, а он сосёт соску, это тоже относится к неврозам?
Литвинова Ангелина (автор поста)
12 мая 2015 года
0
Галина, сосание соски в 5 лет больше относится к психологическому инфантилизму.
Возможно, в вашем воспитании сына есть какие-то причины для того, чтобы он сосал соску.
byaka-1980
13 мая 2015 года
0
Ангелин,может вы подскажете как справиться с дитём, если хотим спасть насасываем большой палец,но у нас проблемки по части неврологии,большие проблемы по речи( почти не говорим) обращенную речь понимаем, но аутистический спектр,может есть хитрости справиться?
Литвинова Ангелина (автор поста)
13 мая 2015 года
0
Надежда, а чем ВАС тревожит сосание пальца?
byaka-1980
13 мая 2015 года
0
Ну, как бы считаю уже не по возрасту, нам уже 6, или я могу ошибаться?
Литвинова Ангелина (автор поста)
13 мая 2015 года
0
Надежда, безусловно вашей дочери по возрасту (годам) - 6-ть, а по психологической зрелости? Обычно у детей с неврологией (небольшой) и чертами аутизма возраст немного отстает от фактического. И иногда сосание пальца именно об этом и "говорит".
byaka-1980
14 мая 2015 года
0
всё это безусловно, я про хитрости может что-то поможет
Литвинова Ангелина (автор поста)
14 мая 2015 года
0
Хитрость одна, дать девочке дорасти до "своего" внутреннего возраста и просто любить и принимать.
Для детей с особыми потребностями сосание бывает необходимым.
byaka-1980
14 мая 2015 года
0
понятно,значит опять я бегу вперед паровоза спасибо
Литвинова Ангелина (автор поста)
14 мая 2015 года
+1
Valexy
12 мая 2015 года
0
спасибо, очень интересно. С большим вниманием читаю Ваши посты
Нежная ночь
13 мая 2015 года
0
Он очень избалован, наверное в этом причина
Литвинова Ангелина (автор поста)
13 мая 2015 года
0
Хорошо, что вы это понимаете.
МадамАмамА
13 мая 2015 года
0
старшая (6 лет) обламывает ногти, но не постоянно, а например если увлечена мультиком
средняя (3 года) постоянно меня щипает перед засыпанием, она этого сама даже не замечает, делает как бы неосознанно...
у обеих проявления невроза?
Литвинова Ангелина (автор поста)
13 мая 2015 года
0
Не думаю, что это невроз.
МадамАмамА
13 мая 2015 года
0
спасибо, а то я уже волноваться начала...
ИринаКраснодар
13 мая 2015 года
0
Интересно, а у взрослых такие же признаки? Нашла у себя симптомы астенического невроза
Литвинова Ангелина (автор поста)
13 мая 2015 года
0
У Вас беременность, которая может вызывать все эти признаки.
НАТАШАоченьредкоеимя
13 мая 2015 года
0
Мама дорогая из 13 описанных вами неврозов я насчитала 7 у своего ребенка
кого то из нас надо срочно лечить, меня, или его
Elena33
15 мая 2015 года
0
А когда периодической реакцией на стресс у дочери бывает очередное появление зубной боли - это можно отнести к неврозу? Ситуация такова, что зубы формируются очень болезненно, мы обе даже знаем те периоды, когда идет формирование костной ткани (это обычно одно и то же время, вечером), но вот периодически вижу, что эта боль идет как психосоматическая реакция: не разобралась с заданием по литературе, не знает, с чего начать сочинение, просто устала и огорчилась, что фильм в кинотеатре будет не завтра, а через неделю. Сейчас, когда начинается переходный возраст, эти моменты проявляются чаще (было подобное в пять лет, потом как-то прошло - именно появление боли на стресс). И есть ли способы помочь дочери преодолеть эти неврозы (если это к ним относится)?
Литвинова Ангелина (автор поста)
15 мая 2015 года
+1
Елена, я правильно слышу, что зубная боль появляется тогда, когда дочка не может с чем то справиться?
Elena33
16 мая 2015 года
0
Да, в основном. Или когда меняется что-то привычное. Например, сегодня - просто потому, что двое одноклассников переехали в наш район, а она пока еще не может понять, хочет ли с ними попробовать пообщаться, с другой стороны - не против ходить с ними в школу вместе. И для нее это реально сложная проблема - подойти, чтобы познакомиться поближе (нужно продумывать алгоритм поведения), зато ездить вместе. Или ездить порознь, но не подходить.
Литвинова Ангелина (автор поста)
16 мая 2015 года
+1
Похоже не невроз.
Elena33
16 мая 2015 года
0
Эх, пока с этими аутятами разберешься, что к чему)))

Оставить свой комментарий

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:


Закрыть
B i "

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам