Отстаньте от детей! Нейропсихолог о вреде раннего развития.

А. В. Семенович - нейропсихолог, кандидат психологических наук, профессор кафедры клинической психологии ф-та психологического консультирования МГППУ. Автор более 200 книг, в том числе учебников «Введение в нейропсихологию детского возраста», «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте» и практических пособий, адресованных практическим психологам, педагогам и родителям.
Анна Владимировна, как, с точки зрения нейропсихолога, вы относитесь к раннему развитию детей, когда уже с 2,5–3 лет начинают учить читать, писать, считать?
Категорически отрицательно. Для примера можно привести такую аналогию: хорошо или нет, когда люди вступают в половой контакт в 10 лет? Ведь ясно, что ни физиологически, ни психологически ребенок к такому «эксцессу» не готов и ничего кроме травмы из этого не последует. И это всем однозначно понятно и доказательств никаких не требуется.
Есть нейрофизиологические законы развития мозга. Его энергетический потенциал ограничен в каждый момент времени, поэтому если мы тратим энергию на несвоевременное развитие какой-то психической функции, то возникает дефицит там, куда эта энергия должна была быть актуально направлена. Раз внешняя среда требует выполнения определенной задачи, мозг ее будет выполнять, но за счет каких-то других структур психики.
Два—три года — это период очень бурного развития сенсомоторной и эмоциональной сферы ребенка. А если вы начинаете его учить писать, читать, считать — нагружать его познавательные процессы — то вы отбираете энергию, в частности, у эмоций. И у маленького ребенка «полетят» все эмоциональные процессы и, скорее всего, сорвутся какие-то программы соматического (телесного) развития. Вполне вероятно проявление каких-то дисфункций, что-то может заболеть, и ребенка даже начнут лечить.
Последствия этого отбора энергии, кстати говоря, могут сказаться и не сразу, и тогда в 7 лет начинают удивляться, откуда «вдруг» берется энурез, откуда «вдруг» берутся страхи. Почему «вдруг» возникают эмоциональные срывы в пубертате, никто не понимает, почему ребенок стал агрессивным или гиперактивным.
A все-таки надо готовить ребенка к школе? Если да, то когда это надо начинать?
Здесь вопрос такой: что значит готовить ребенка к школе?
Приучение ребенка к элементарному распорядку дня является подготовкой к школе? Тогда это, безусловно, можно начинать с 2–3 лет. Ребенок приучается к тому, что завтрак у него тогда-то, обед тогда-то. В футбол он играет в этих штанишках, а в театр идет вот в этом костюмчике.
Готовить же к школе в смысле обучения чтению и счету, конечно же, надо, но позже. Испокон века это начиналось года в четыре, лучше в пять.
Почему-то все считают, что познавательные процессы развиваются только тогда, когда ребенок сел за стол и начал писать буквы. А ведь развитие познавательных процессов происходит и тогда, когда мама с ребенком идут в лес, и она спрашивает: «Смотри, вот ромашка. Она какая? Какие у нее лепесточки?» И вместе с ребенком это проговаривает. А потом говорит: «А вот фиалка. Она какая?» А потом спрашивает: «Как тебе кажется, что похожего у них и что разного? Ведь это оба цветочки». Вот это и есть развитие познавательных процессов. Как ригидный нейропсихолог уверяю вас, что это самая лучшая «подготовка к школе» в 3-4 года.
То же самое можно сделать, когда ребенок сидит за столом, и мама спрашивает его: «Как тебе кажется, сейчас мы обедаем или завтракаем? А что на столе такого, чего не было за завтраком?» А еще лучше, если она его спрашивает до того, как накрывает на стол. Она может поинтересоваться: «А что мы с тобой поставим на стол, когда будем обедать? Мы будем ставить чашки или стаканы?» Это ведь тоже развитие познавательных процессов.
А когда бабушка читает ребенку вслух, разве это не развитие его познавательных способностей?
А что мы видим в нашей практике? Как правило, ребенка просто натаскивают. При этом он остается абсолютно дезадаптивен с точки зрения нормальных, бытовых знаний. Опять же есть закон: любое развитие идет от наглядно-образного к абстрактно-логическому. Если мы в три года учим ребенка писать буквы и цифры, то мы этот закон переворачиваем наоборот. А законы психологии и эволюции должны так же неуклонно выполняться, они так же универсальны, как законы Ньютона. И нарушать их можно только на свой страх и риск.
Я здесь не говорю о детях, которые сами прекрасно в четыре года учатся читать. Но делать это универсальной программой развития, на мой взгляд, некорректно.
Сейчас очень много групп раннего творческого развития и родители предпочитают отдавать туда детей перед школой. Что вы скажете по этому поводу?
Пусть это будет творческое развитие типа «драмкружок, кружок по фото». Если родители с трех лет отдадут ребенка в гончарную мастерскую, или «в живопись», или пусть вышивает крестиком, лепит — ради бога. Но пусть оставят в покое эти буквы и цифры.
Ни один человек не может ответить мне на вопрос: «Почему ребенок к концу второй четверти должен читать со скоростью 152 знака в минуту, а не 148?» И почему он должен делать это к 15 ноября, а не к 15 марта? Что за необходимость читать со скоростью 152 знака в минуту? Ведь это ничего не дает для развития интеллекта ребенка, не прибавляет ему знаний. К этому нельзя относиться иначе как к глупости. Есть индивидуальные психофизиологические особенности. Поэтому один ребенок с этим справится, а другой ребенок, возможно, никогда не научится этому.
К сожалению, сейчас в некоторые классы детей отбирают, в том числе, и по скорости чтения…
Эти люди не в курсе, что информация усваивается разными путями. Вполне возможно, что у части детей усвоение информации никоим образом не связано со скоростью чтения, а связано совершенно с другими факторами, которые у них могут быть развиты очень хорошо. А вот скорость чтения, как любые другие скоростные процессы, у них развита хуже. Есть же разные типы людей, и это напрямую касается скоростных процессов.
Более того, человек может читать с колоссальной скоростью, но при этом быть дебилом. Кстати говоря, у гидроцефалов вообще может быть великолепная память, и мы знаем массу гидроцефалов, которые преуспевают в своей политической и профессиональной карьере просто потому, что они с дикой скоростью говорят и цитируют. Только это не имеет абсолютно никакого отношения к интеллекту.
На что следует обратить внимание родителям, психологам, учителям для определения готовности ребенка к началу обучения в школе? Отдавать ребенка в шесть лет или подождать?
Я бы отдавала в семь лет, раз так природа захотела. Потому что нейрофизиологически именно в семь лет формируется произвольное внимание и многие другие мозговые механизмы, которые позволяют ребенку быть успешным в обучении. Иначе говоря, мозг готов к тому, чтобы ребенок просто высидел эти 45 минут.
Мне, как человеку, знакомому с законами эволюции, очевидно, что опережение так же пагубно, как задержка. «Всему свое время», говорил «товарищ» Экклезиаст. А он старался глупости не говорить. Так что те, кто говорит об опережении, пусть его перечитают, тогда все будет нормально. Природа ничего нового за две тысячи лет не придумала.
Какие признаки должны настораживать родителей перед тем, как отдавать ребенка в школу?
Я бы пожелала родителям не прятать голову в песок и иногда относиться к своему ребенку, как к чужому, то есть смотреть на него со стороны. И если родитель хоть на минуту «выйдет» из роли и представит, что его ребенок не самый гениальный, то он может увидеть какие-то вещи, о которых у другого ребенка он бы сказал: «Боже мой, какой ужас!»
Я не пугаю родителей, а наоборот, хочу поставить их в позицию нормального взрослого, наблюдающего за своим ребенком. Не закрывать на все глаза, а потом спохватываться: «Все плохие, учителя плохие!» Я призываю беспристрастно оценить: «Вот ваш ребенок, посмотрите, почему он не контактирует с другими ребятами, почему он агрессивен?»
Нужно уметь относиться к своему ребенку отстраненно, не объяснять его особенности только необыкновенностью, а советоваться с профессионалами.
Перед поступлением в школу родители начинают думать, куда ребенка определить, в гимназический или в простой класс. Программа «один—три», «один—четыре»…
Родители бывают самые разные. И я тех родителей, которые приходят по поводу каких-то своих сомнений относительно ребенка, всегда спрашиваю: «Вам нужно что, чтобы ребенок ваш был здоров или чтобы он через 10 лет закончил школу?»
Умные родители говорят, что хотелось бы ребенка иметь здорового. Я говорю, так вы отдайте в 1–4, если сейчас есть какие-то проблемы, пусть у него будет лишний год на «раскачку». Он потом обгонит многих сверстников. Зачем же его ставить в ситуацию безвыходности. А так у него есть возможность просто «встать на ноги», автоматизировать какие-то учебные операции и т. д.
Точку зрения нейропсихолога мы узнали. А есть ли у вас личное, житейское мнение по поводу раннего развития?
Я сама в три года спокойно научилась читать, одновременно занимаясь английским и музыкой. Но у меня были бабушки, тетушки, которые с трех лет мне четко сформулировали один тезис, который я запомнила одновременно с азбукой: «Твоя свобода кончается там, где начинается свобода другого человека». Двадцать лет назад, когда еще был институт бабушек, институт нормального воспитания, происходило сглаживание многих острых углов. Сейчас же этого нет и нет ничего адекватного взамен. Поэтому в совокупности с ориентацией на раннее интеллектуальное развитие можно уже сегодня вызвать эмоциональное выхолащивание детской популяции. Меня больше всего пугает именно это.
Обратите внимание, что вы имеете дело с человеком, которому с детства объясняли, что он вундеркинд из вундеркиндов, только лентяй. Так что прошу учесть, что это говорит не двоечник, это говорит лидер всегда и во всем. И этот лидер говорит: «Отстаньте от детей!»
http://www.ivan4.ru/news/semeynye_tsennosti/otstante_ot_detey_neyropsikholog_o_vrede_rannego_razvitiya/
Комментарии
↑ Перейти к этому комментарию
Например, что я не зубрила, что было любимым предметом - это я всё помню. Что заставляли делать, что зубрила, то я не умею и не помню.
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
Только мне все чаще кажется, что у ребенка нет детства...
Мне все равно какие успехи у моей дочери по математике и чтению. Хотя, каюсь, сама попадала под влияния общественности и требовала от ребенка больше меры. Но когда все знакомые мамы ходили на развивашки, мы спали дома. ))))
Так вот вопрос: не вредит ли воспитатель детям? детям 4,5-5 лет?
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
Мне все равно какие успехи у моей дочери по математике и чтению. Хотя, каюсь, сама попадала под влияния общественности и требовала от ребенка больше меры. Но когда все знакомые мамы ходили на развивашки, мы спали дома. ))))
Так вот вопрос: не вредит ли воспитатель детям? детям 4,5-5 лет?
↑ Перейти к этому комментарию
помните задачу Мальвины? "представьте, что у Вас в кармане 3 яблока и т.д." так вот, правильный ответ для такого возраста - это не решение задачи, а ответ Буратино. в моей практике был случай -очень развитый ребенок вежливо поинтересовался, что за карман такой, в который столько яблок помещается, почему карман не рвется и вообще зачем яблоки в кармане хранить.. немая сцена
Мне все равно какие успехи у моей дочери по математике и чтению. Хотя, каюсь, сама попадала под влияния общественности и требовала от ребенка больше меры. Но когда все знакомые мамы ходили на развивашки, мы спали дома. ))))
Так вот вопрос: не вредит ли воспитатель детям? детям 4,5-5 лет?
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
"Как правило, ребенка просто натаскивают. При этом он остается абсолютно дезадаптивен с точки зрения нормальных, бытовых знаний. Опять же есть закон: любое развитие идет от наглядно-образного к абстрактно-логическому. Если мы в три года учим ребенка писать буквы и цифры, то мы этот закон переворачиваем наоборот"
То есть, если ребенок не готов (а, как правило в 2 и 3 года он не готов), не стоит его натаскивать. А одновременно с чтением это делать или нет, не имеет значения.
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
А у меня наоборот)))) с циферками ваще любит, а к буквам так: это моя буква. это сестренки буква, мамина, папина, это дедушкина, это бабушкина, остальные не нужны))) а я и не настаиваю, понимание того, что слова из буковок и их можно читать, есть и ладно. Недавно фломастерами расписала холодильник, ее буквы А)) только почему-то кверх ногами)))
Истории выше привела - реальные фразы мамочек со двора, без утририрования
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
говорить можно много, а про любимых детей- тем более
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
Я написала "ЕСЛИ заниматьсям с ребенком, то в 1,5-2 года ребенок будет знать все буквы" в ответ на вопрос Раньше я бы тоже не поверила в это.
↑ Перейти к этому комментарию
Очень интересно было бы посмотреть что потом вырастает, неужели все академики
↑ Перейти к этому комментарию
Плохого ничего нет, как и положительного. Поэтому сие знание теряет всякий смысл.
https://www.youtube.com/watch?v=DoPI3w4gyLE
не случится такое
https://www.youtube.com/watch?v=T50O5dEAwDs
↑ Перейти к этому комментарию
То же самое и то только потому, что ребенок начал интересоваться буквами и спрашивать
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
по поводу д/з - в целом Ваш труд, увы, малоэффективен. потому что если ребенок успешно учится, то с д/з справляется сам. а если способности ниже среднего, то хоть вся семья решала д/з, хоть группа нанятых профессоров - ребенок все равно в классе сам с аналогичным заданием не справится, да и контрольную слабо напишет.выше головы не прыгнешь. в начальной школе помощь семьи еще играет роль и влияет на отметку (один учитель на все предметы), а в старшей школе мама не сможет за ребенка учиться на 5, особенно если сама троечница.. это я про отметки, а не про знания (увы, человеческий фактор, не всегда отметки объективны). а на знания мамино и папино д/з вообще не влияет. только мешает стать самостоятельным и думать своей головой
А по поводу д/з - в целом Ваш труд, увы, малоэффективен. потому что упущено слишком много времени. И может показаться, что у ребенка
каких трудов стоит сравнить результаты?! - Ваш вопрос.
не СРОВНЯТЬ Вы спросили, а СРАВНИТЬ. я ответила, мне сравнить и сделать статистику несложно.
кстати, про корни равн/ровн подробно объясняется в учебнике 5 класса, в теме "Исторические чередования в корне". Вы и сами изучили, и за ребенка задание сделали в свое время, а знаний все равно нет. вот и ответ на все вопросы..
иногда кажется, что у какого-то ребенка слабые способности. но в 90% таких случаев не кажется, а так и есть. и что, это конец света? низкие по русскому - зато, возможно, по математике и физкультуре гениальные..
поэтому если у ученика способности по моему предмету ниже среднего - мой труд все равно эффективен, так как моя задача - по максимуму реализовать ЕГО ЛИЧНЫЕ способности (даже если они ниже среднего), а не заставить прыгнуть выше головы. и пусть ребенок с неважными лингвистическими способностями не запомнит разницу между "сровнять" и "сравнить", зато он на моем уроке по этой теме будет учиться строить аналогии, сопоставлять, анализировать, делать выводы. и, возможно, очень успешно применит эти общеучебные умения на алгебре или химии, истории или биологии
А со своим ребенком я занималась с самого рождения до школы. Поэтому в 7 лет ребенок был готов самостоятельно с легкостью усвоить учебный материал.
за ребенка задание делают те родители, которые сидели и ждали, когда ребенок достигнет 7 лет, пойдет в школу и там его всему научат.
Им оооочень сложно будет моим.
↑ Перейти к этому комментарию
И только дети учителей и психологов (в большинстве случаев) еще пытаются жить нормальной детской жизнью...
Всегда в "приличных" семьях было это "ранее развитие" - и я читала в 3 года и уравнения решала в 5, и муж мой то же самое. Никто при этом ничуть не пострадал. Дело не в возможностях ребенка - они велики - а в организации его времени. Оптимальная организация времени - это передача ребенка от одного близкого взрослого к другому, каждый из которых терпеливо и любовно показывает дитяте что-то свое. И буквы в том числе. Вот этого лишены современные дети, отсюда и перегрузка, а не от плаката с азбукой на стене.
Опасность "раннего развития" в однообразии. Если ребенок чередует буквы с цветочками, все в порядке. Проблема в том, что для разнообразных занятий нужны разные люди. Постоянно, каждый день. Именно их дети сегодня и лишены. А одна мама просто не в силах обеспечить разносторонность. Вот некоторые и педалируют то, что считают самым важным - буквы-цифры. И получается не очень хорошо.
Вот только, почему дебилы стали гидроцефалами или наоборот, непонятно...
Как говорится "просто о сложном"...
Целью выучит рано буквы не было ..просто дочке интересно..В группы раннего развития ходим ,первый раз пошли ,я еще хотела для сравнения в другой центр пойти ,но дочке так понравилось ,она у меня спрашивала ,когда пойдем на занятия ,решили ходить ....когда устает делаю перерыв ..
↑ Перейти к этому комментарию
Ладно. Я соглашусь, что я - скорее исключение (не единственное, конечно, и, возможно, даже не редкое, но и не являющееся нормой), и что обычно учителя маленьких детей дают им нагрузку, не соответствующую возможностям этих детей. Может быть, дело в целях. Помочь ребёнку открывать интересный новый мир - это одно. Похвастать подружкам на лавочке, что сын умеет то-то и то-то - это совсем другое. Я не в курсе, какие осложнения могут появиться от раннего развития, и каким образом специалисты устанавливают связь проявлений в юности и во взрослой жизни с тем, что было на десять-двадцать лет раньше, но я подозреваю, что методы установления этой связи давно доказаны. А по моим неспециализированным наблюдениям, дети, у родителей которых была цель обеспечить им раннее развитие, сравниваются с остальными детьми к средней школе. Отличаются дети, у родителей которых была цель не уставать отвечать на вопросы, помогать прояснять интересующие вещи, узнавать, к чему стремится и поворачивается сам ребёнок. Но в нынешних условиях и эти отличия не гарантируют блестящего будущего
Мне кажется, ребенок сам по себе учится, дай ему материалы (например, как выучишь буквы, если нет под рукой детской азбуки и книжек) и немного направляй процесс.
а мне очень не хватает вот этого раннего развития, я сейчас с большим трудом добираю все то чего мне недодали
И только после удовлетворения этих важных потребностей можно укладывать знания.
Вы пишите. что сестре досталось бОльше внимания, так может это и о том, что в сестру бОльше вкладывали (и не только знаний)? Уверенные успешные, гармоничные личности бывают, в первую очередь, не от раннего развития.
Так надо любить и хвалить? Или ранне развивать? Часто родители дают или одно или другое. Или не то и другое...
а если любить, одобрять - человек будет готов сам развиваться при любых жизненных условиях
Так надо любить и хвалить? Или ранне развивать? Часто родители дают или одно или другое. Или не то и другое...
↑ Перейти к этому комментарию
сейчас у меня СТОЛЬКО хороших примеров, это очень радует.
а мне очень не хватает вот этого раннего развития, я сейчас с большим трудом добираю все то чего мне недодали
↑ Перейти к этому комментарию
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: