Поведение в храме
Недавно я был в кафедральном соборе Афин и сильно расстроился.
Во время запричастного стиха, когда архиереи и священники в алтаре причащались, вокруг меня собрался целый кружок любителей поболтать.
И это были не какие-то невежды, но люди образованные.
Все это в десятке шагов от Святой Чаши, представляющей пришествие Самого Христа.
Эта печальная картина напомнила мне разговор с отцом Порфирием, состоявшийся много лет назад и навсегда запечатлевшийся в моей памяти.
Постараюсь передать основные положения нашей беседы.
Старец был опечален тем, что верующие, справедливо требуя от священника, чтобы он молился в алтаре, сами очень часто в храме не принимают участия в общей молитве.
– Я, – говорил он, – совершаю каждение, а они даже не наклонят головы. Возглашаю: «Станем добре», а они сидят. Преподаю им благословение, а они болтают между собой.
Но трагичнее всего то, что я возглашаю: «Пийте от нея вси», а ко Святой Чаше подходят совсем немногие. Для священника это великая скорбь.
– Нужно, Геронда, чтобы все причащались?
– Это не я говорю.
Это говорит Господь:
Все!
Или, может быть, это слово имеет еще и другое значение, которое мне неизвестно?
В иерейской молитве есть следующие слова: «И сподоби державною Твоею рукою преподати нам Пречистое Тело Твое и Честную Кровь, и нам и всем людем».
Конечно, здесь имеются в виду те христиане, которые не состоят под епитимией.
Эти последние должны предварительно получить благословение на причастие у своего духовника.
Без Божественного Причащения, без Христа как ты оторвешься от обыденности? Ты пришел в храм и упустил важнейшее, Святые Дары, а это – все. Тебе остался лишь антидор.
Ты знаешь, что такое святой алтарь?
Это самое драгоценное из того, что есть на земле. Царские престолы, президентские кресла, академические кафедры имеют меньшую ценность.
Святой престол – это Неопалимая купина. Сюда нисходит Христос, здесь присутствует Святой Дух. Престол окружают святые ангелы.
Вызывающее священный трепет зрелище. Много раз я боялся даже прикоснуться к святому престолу.
И, стоя перед этим чудом, ты слышишь, как прихожане, вместо того чтобы переживать исключительное Таинство, перешептываются о пустых вещах.
Кто совершает богослужение – один только священник или же иерей вместе с народом?
Почему мы говорим «служение»?
Как стоит в алтаре священник, так же должен стоять в храме и народ – собранно, полностью предав себя Богу. В эти минуты мы находимся уже не на земле.
«Иже херувимы тайно образующей.
Мы находимся на Небесах, пред Святой Троицей. «Отложим попечение».
Мы все являемся священнослужителями…О, что Бог удостаивает нас переживать!
Если мы верим, что перед нами совершается Великая Жертва, то должны стоять «со страхом Божиим».
Мы должны плакать от счастья, что Сам Бог спускается и приносит Себя в жертву из любви к нам.
Если мы в это не верим, тогда зачем приходим в храм? Кого мы обманываем?
Те, кто не ходит в храм, более искренни.
Ты бываешь в филармонии?
– Да, Геронда, я люблю послушать хороший симфонический оркестр.
Там я отдыхаю.
– А ты слышал, чтобы там кто-нибудь разговаривал? Все молчат, боятся, чтобы ничего не пропустить.
Что имеет большую ценность?
Музыкальные звуки, которые приносят лишь отдохновение, или же веяние Святого Духа, Который спасает?
Если король или президент государства позовет тебя по имени, чтобы ты подошел и получил от него подарок, ты сможешь повернуться к нему спиной и сказать:
«Не хочу»? Почему же ко Христу, Который по премножеству Своей любви приносит Себя в жертву за тебя, ты не подходишь, но поворачиваешься к Нему спиной и вступаешь в мелочную болтовню?
А ведь какой дар Он нам дает? Самого Себя!
В церкви мы молчим, пребываем собранными и беседуем с Богом…
Ты понимаешь, что я тебе говорю?
Если да, то ты обязан привести в чувство и наших ближних, которые пренебрегают совершаемыми страшными Таинствами!
Да подаст нам Бог силу выдержать это Чудо.
Ведь на самом деле и священник, и прихожане должны бы были умереть, находясь так близко к происходящему на их глазах Таинству, так близко к солнцу.
Но милосердный Бог являет нам Свою благость, и, послушай и ужаснись, – Он даже упокоивается в нашей ничтожности…
При этих словах из глаз Старца, этого истинного служителя таинств, полились слезы…– После Божественной литургии ты уходишь из храма исполненный мира, который лучится из тебя, проливая свет на все, что тебя окружает.
Ты несешь в себе Христа.
Ты стал Богоносцем.
Все это охватывают слова одной иерейской молитвы: «Даждь нам в преподобии служити Тебе».
Старец Порфирий Кавсокаливит
Во время запричастного стиха, когда архиереи и священники в алтаре причащались, вокруг меня собрался целый кружок любителей поболтать.
И это были не какие-то невежды, но люди образованные.
Все это в десятке шагов от Святой Чаши, представляющей пришествие Самого Христа.
Эта печальная картина напомнила мне разговор с отцом Порфирием, состоявшийся много лет назад и навсегда запечатлевшийся в моей памяти.
Постараюсь передать основные положения нашей беседы.
Старец был опечален тем, что верующие, справедливо требуя от священника, чтобы он молился в алтаре, сами очень часто в храме не принимают участия в общей молитве.
– Я, – говорил он, – совершаю каждение, а они даже не наклонят головы. Возглашаю: «Станем добре», а они сидят. Преподаю им благословение, а они болтают между собой.
Но трагичнее всего то, что я возглашаю: «Пийте от нея вси», а ко Святой Чаше подходят совсем немногие. Для священника это великая скорбь.
– Нужно, Геронда, чтобы все причащались?
– Это не я говорю.
Это говорит Господь:
Все!
Или, может быть, это слово имеет еще и другое значение, которое мне неизвестно?
В иерейской молитве есть следующие слова: «И сподоби державною Твоею рукою преподати нам Пречистое Тело Твое и Честную Кровь, и нам и всем людем».
Конечно, здесь имеются в виду те христиане, которые не состоят под епитимией.
Эти последние должны предварительно получить благословение на причастие у своего духовника.
Без Божественного Причащения, без Христа как ты оторвешься от обыденности? Ты пришел в храм и упустил важнейшее, Святые Дары, а это – все. Тебе остался лишь антидор.
Ты знаешь, что такое святой алтарь?
Это самое драгоценное из того, что есть на земле. Царские престолы, президентские кресла, академические кафедры имеют меньшую ценность.
Святой престол – это Неопалимая купина. Сюда нисходит Христос, здесь присутствует Святой Дух. Престол окружают святые ангелы.
Вызывающее священный трепет зрелище. Много раз я боялся даже прикоснуться к святому престолу.
И, стоя перед этим чудом, ты слышишь, как прихожане, вместо того чтобы переживать исключительное Таинство, перешептываются о пустых вещах.
Кто совершает богослужение – один только священник или же иерей вместе с народом?
Почему мы говорим «служение»?
Как стоит в алтаре священник, так же должен стоять в храме и народ – собранно, полностью предав себя Богу. В эти минуты мы находимся уже не на земле.
«Иже херувимы тайно образующей.
Мы находимся на Небесах, пред Святой Троицей. «Отложим попечение».
Мы все являемся священнослужителями…О, что Бог удостаивает нас переживать!
Если мы верим, что перед нами совершается Великая Жертва, то должны стоять «со страхом Божиим».
Мы должны плакать от счастья, что Сам Бог спускается и приносит Себя в жертву из любви к нам.
Если мы в это не верим, тогда зачем приходим в храм? Кого мы обманываем?
Те, кто не ходит в храм, более искренни.
Ты бываешь в филармонии?
– Да, Геронда, я люблю послушать хороший симфонический оркестр.
Там я отдыхаю.
– А ты слышал, чтобы там кто-нибудь разговаривал? Все молчат, боятся, чтобы ничего не пропустить.
Что имеет большую ценность?
Музыкальные звуки, которые приносят лишь отдохновение, или же веяние Святого Духа, Который спасает?
Если король или президент государства позовет тебя по имени, чтобы ты подошел и получил от него подарок, ты сможешь повернуться к нему спиной и сказать:
«Не хочу»? Почему же ко Христу, Который по премножеству Своей любви приносит Себя в жертву за тебя, ты не подходишь, но поворачиваешься к Нему спиной и вступаешь в мелочную болтовню?
А ведь какой дар Он нам дает? Самого Себя!
В церкви мы молчим, пребываем собранными и беседуем с Богом…
Ты понимаешь, что я тебе говорю?
Если да, то ты обязан привести в чувство и наших ближних, которые пренебрегают совершаемыми страшными Таинствами!
Да подаст нам Бог силу выдержать это Чудо.
Ведь на самом деле и священник, и прихожане должны бы были умереть, находясь так близко к происходящему на их глазах Таинству, так близко к солнцу.
Но милосердный Бог являет нам Свою благость, и, послушай и ужаснись, – Он даже упокоивается в нашей ничтожности…
При этих словах из глаз Старца, этого истинного служителя таинств, полились слезы…– После Божественной литургии ты уходишь из храма исполненный мира, который лучится из тебя, проливая свет на все, что тебя окружает.
Ты несешь в себе Христа.
Ты стал Богоносцем.
Все это охватывают слова одной иерейской молитвы: «Даждь нам в преподобии служити Тебе».
Старец Порфирий Кавсокаливит
Комментарии
а ведь и правда поражают частые и громкие разговоры в храме во время службы(
и стою то я у входа ..если моя красавишна начинает спрашивать вывожу в коридор и каждый раз объясняю о поведении на службе...хотя не всегда понимает
мои так вообще
спасибо тебе за пост!
во славу Божию!
Спаси Господи!
эх, это дти
мужу передайте, что не по-мужски так поступать!!!!
Лучше поговорить с настоятелем храма, спросить, где с детками лучше встать, сесть, дать им расскраску порисовать. С такими малютками можно приходить не на всю службу, а за 15 минут до причащения. За это время можно подойти к иконам, приложиться к мощам, поставить пару свечек, задуть несколько огарочков.
а насчёт просфор,так они сами берут в лавке и на подносе с запивкой,сердобольные тетеньки угощают.
вобщем,с папой нашим сейчас лучше не спорить,он во взвинченном состоянии, успокоится,к бате отправлю,пусть с ним советуется,меня он слушать сейчас не станет
а это очень-очень радостно!!!!!!!
я все воюю за платки на маленьких девочках, ну не понимают наши бабушки, что это одежда замужней жены
Мы служили на одном приходе, там храм полуразрушенный в маленькой деревне, и народу 5 бабушек, а через месяц уже 30 человек стало! Такая радость была, что люди потянулись в храм!
а потом нас перевели
Здорово,когда есть для детей место.У нас я писала,места не то,что-бы присесть с ними,стоят все вприты друг к другу,наклон делаешь,кому-то в спину упираешься.Скорей бы новый храм достроили,но с таким наплывом паствы и он не особо спасет.
А статья написана для взрослых, детей к ней не равняй!
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: