В помощь родителям. Начало подросткового возраста (10-12 лет)
Особенности предпубертатного возраста 10-12 лет.
В психологической периодизации (по Эльконину) этот возрастной период выделяется как отдельный этап развития ребенка, этакая подготовка к подростничеству.
Начинают формироваться предпосылки так называемой рефлексии, т. е. в этот период для ребенка начинают открываться более глубокие мотивы его поступков, поведения, отношения к чему-либо, т. е. для него все больше открывается его внутренний мир. Он начинает многое ставить под сомнение. Однако при этом реакции остаются пока еще детские, поэтому подрастающему ребенку, зачастую, не совсем понятно его настроение и чувства, ведь он только начинает учиться управлять ими. Так же в этот период у детей постепенно начинает меняться тело и гормональный фон, это не происходит мгновенно, хотя есть такое понятие как «гормональный взрыв», но для того, что бы произошел взрыв к нему должно быть все готово. У всех детей этот период начинается индивидуально, у кого-то в 9 лет, у кого-то в 11, это связанно с физиологическими, социальными и личностными факторами. С детьми этого возраста общение должно строиться несколько иначе, чем раньше, так, например, не стоит им указывать и требовать исполнения Вашей воли просто потому, что Вы учитель, взрослый человек и Вы лучше знаете с высоты своего опыта. С ними необходимо договариваться, проявляя уважение и терпение, объяснять причины Вашего отказа, наказания или просьбы. Ведь это довольный чувствительный период для формирования у ребенка доверительного отношения к взрослым, как к другу, наставнику.
Рекомендации:
- Избегайте высказываний вроде: «Я точно знаю, что тебе нужно». Подростки уверены в своей уникальности и «взрослости».
- Относитесь терпимее к некоторым поступкам детей (к новой прическе, стилю в одежде, увлечениям), которые не несут за собой причинения вреда самому ребенку и его окружению.
- Избегайте неоднозначных высказываний и намеков. Обращение к подростку должно содержать четкую информацию: понятный запрет, полное разрешение или возможность сделать выбор.
- Разговаривайте и действуйте с подростком на равных, т. е. с личностью, которая уважаема и ценна. Не соперничайте с подростком, ведя себя также как он, не начинайте с ним спорить и доказывать свою правоту. Чтобы привести подростка к правильному решению, задавайте больше вопросов, привлекайте к диалогу. Хочешь убедить – задавай вопросы!
- Старайтесь разговаривать, а не читать лекции. Избегайте заявлений типа: «Вот когда я был таким как ты…» или «Тебе этого не понять, ты еще недостаточно взрослый…».
- Одобряйте подростка, акцентируйте внимание на сильных сторонах его характера. Ограничьте комментарии, относящиеся к слабым сторонам характера подростка. Он и так о них знает и это причиняет ему беспокойство.
- Не навешивайте ярлыки: «Ты злой, ленивый, глупый и т. д.». Дети склонны соответствовать и поступать так, как о них думают.
В психологической периодизации (по Эльконину) этот возрастной период выделяется как отдельный этап развития ребенка, этакая подготовка к подростничеству.
Начинают формироваться предпосылки так называемой рефлексии, т. е. в этот период для ребенка начинают открываться более глубокие мотивы его поступков, поведения, отношения к чему-либо, т. е. для него все больше открывается его внутренний мир. Он начинает многое ставить под сомнение. Однако при этом реакции остаются пока еще детские, поэтому подрастающему ребенку, зачастую, не совсем понятно его настроение и чувства, ведь он только начинает учиться управлять ими. Так же в этот период у детей постепенно начинает меняться тело и гормональный фон, это не происходит мгновенно, хотя есть такое понятие как «гормональный взрыв», но для того, что бы произошел взрыв к нему должно быть все готово. У всех детей этот период начинается индивидуально, у кого-то в 9 лет, у кого-то в 11, это связанно с физиологическими, социальными и личностными факторами. С детьми этого возраста общение должно строиться несколько иначе, чем раньше, так, например, не стоит им указывать и требовать исполнения Вашей воли просто потому, что Вы учитель, взрослый человек и Вы лучше знаете с высоты своего опыта. С ними необходимо договариваться, проявляя уважение и терпение, объяснять причины Вашего отказа, наказания или просьбы. Ведь это довольный чувствительный период для формирования у ребенка доверительного отношения к взрослым, как к другу, наставнику.
Рекомендации:
- Избегайте высказываний вроде: «Я точно знаю, что тебе нужно». Подростки уверены в своей уникальности и «взрослости».
- Относитесь терпимее к некоторым поступкам детей (к новой прическе, стилю в одежде, увлечениям), которые не несут за собой причинения вреда самому ребенку и его окружению.
- Избегайте неоднозначных высказываний и намеков. Обращение к подростку должно содержать четкую информацию: понятный запрет, полное разрешение или возможность сделать выбор.
- Разговаривайте и действуйте с подростком на равных, т. е. с личностью, которая уважаема и ценна. Не соперничайте с подростком, ведя себя также как он, не начинайте с ним спорить и доказывать свою правоту. Чтобы привести подростка к правильному решению, задавайте больше вопросов, привлекайте к диалогу. Хочешь убедить – задавай вопросы!
- Старайтесь разговаривать, а не читать лекции. Избегайте заявлений типа: «Вот когда я был таким как ты…» или «Тебе этого не понять, ты еще недостаточно взрослый…».
- Одобряйте подростка, акцентируйте внимание на сильных сторонах его характера. Ограничьте комментарии, относящиеся к слабым сторонам характера подростка. Он и так о них знает и это причиняет ему беспокойство.
- Не навешивайте ярлыки: «Ты злой, ленивый, глупый и т. д.». Дети склонны соответствовать и поступать так, как о них думают.
Комментарии
Мне увиделось в ваших словах так: "мне трудно принять дочь такой, какая она есть", "мне сложно смириться с бардаком и её поведением" - похоже?
моя проблема, что я, наверно, перфекционист. мне надо, чтобы вме было идеально. бардак вообще вводит меня в депрессивное состояние и мне кажется, что и у дочки настроение такое от бардака. плюс, я переживаю о том, что в обществе будут над ней насмехаться, ведь она и вне дома такая.
Ребёнок виноват в том, что проблема перфекционизма у МАМЫ.
Как думаете, кому тут следует работать над собой?
Путь работы над собой Вы можете начать только сами.
И думаю, что его нет ни у кого, кроме Вас самой.
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: