Совместные покупки Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook 

Адаптация ребенка в общеобразовательной среде

Адаптация ребенка в общеобразовательной среде Адаптация ребенка к своему слуховому дефекту для успешной интеграции в общеобразовательную среду

Чернова Ольга Романовна

Преподаватель кафедры логопедии и детской речи



Сегодня условия, которые предъявляет нам система интеграции, предлагая обучение детей с нарушениями слуха в массовых школах, ставит перед дефектологами и родителями новые задачи.

Когда ребенок с нарушением слуха учится в школе для глухих или слабослышащих детей, он имеет равные с детьми права и условия развития. Не испытывает дискомфорта из-за своей особенности. Так как каждый ребенок в школе носит слуховой аппарат, как правило, сегодня дети слухопротезированы бинаурально. Он не испытывает дискомфорта по поводу несовершенства своей речи. Дети с кохлеарным имплантом чувствуют себя свободно и уверенно среди детей с нарушением слуха.

В то время, когда ребенок с нарушенным слухом попадает в массовую школу, он обнаруживает, что он другой, что не может не сказаться и не отразиться на его личностных качествах и на учебной деятельности в целом.

Каждого ребенка с нарушением слуха, родители которого планируют обучение в массовой школе, необходимо психологически готовить к новой обстановке в его будущей жизни.

Задача психологически готовить ребенка к принятию своего дефекта ложится на родителей, при этом необходимо учитывать состояние родителей и их готовность обсуждать с ребенком его дефект. Следовательно, родителям, прежде чем говорить об этом с ребенком, необходимо проконсультироваться со специалистами, психологами, воспитателями, дефектологами, врачами и возможно с другими родителями, которые прошли через это ранее. Необходимо быть уверенными в том, что стадии принятия себя родителями ребенка инвалида у родителей пройдены, и они способны сами адекватно оценивать как своего ребенка, так и ситуацию, в которой находится ребенок сегодня. Более того, они должны попытаться предвидеть то, что может ожидать ребенка в школе.

Существуют некоторые способы и правила, применяя и следуя которым, родители могли бы помочь своему ребенку подготовиться к обучению в массовой школе и принять себя таким, каков он есть.

Первый вопрос, который возникает у родителей по поводу адаптации ребенка к своему слуховому дефекту, это то, когда нужно и можно начинать разговаривать со своим ребенком на данную тему. Во-первых, никто лучше родителей не может знать и чувствовать своего ребенка. Следовательно, каждый родитель может интуитивно почувствовать, когда наступит подходящее время. При этом необходимо, чтобы у ребенка была налажена система связи с окружающими, и тем более между родителем и ребенком должен быть установлен контакт, прежде всего они должны уметь изъясняться друг с другом выбранным в семье способом.

Объяснение глухоты ребенку является длительным процессом. Чем моложе ребенок, тем меньше он полностью поймет и оценит ситуацию. Поскольку ребенок становится старше, ему становится интересно, что такое глухота, ее причины, возможные варианты лечения, современные технологии и виды слуховых аппаратов, возможности обучения и т. д. Все это естественно для ребенка, и ему необходимо помогать и удовлетворять его интересы, сначала он будет просить рассказать об этом взрослых, дальше, с возрастом он будет сам искать и находить интересующую его информацию. Рассказывать ему об истории и культуре таких же, как он, необходимо, это поможет ему в дальнейшем сформировать самооценку.

Более того, ребенка необходимо познакомить с людьми, у которых есть такие же нарушения слуха, ребенку можно представить разных исторических личностей с такими же проблемами, как и у самого ребенка. Так, можно вместе смотреть фильмы о людях, победивших глухоту, например, о Элен Келлер, победившей глухоту и слепоту и ставшую известным писателем и научным сотрудником. Можно, используя интернет и книги, рассказать ребенку о Рее Чарлзе, победившем слепоту известном джазовом музыканте, или например, о Людвиге Бетховене и т. д. Все это позволит ребенку положительно настроиться на прогнозирование своего будущего и даст еще одно очень важное знание, что он на этой земле не один с такой проблемой, что люди с нарушением слуха существовали, и будут существовать всегда, и в этом нет ничего особенного и печального.

Важно сформировать у ребенка положительное отношение и настроение к происходящей вокруг ситуации. Для этого необходимо самим позитивно принимать ситуацию. Родители - самые важные люди в жизни ребенка, если родители будут очень остро реагировать и давать отрицательную оценку нарушению слуха их ребенка, то дети примут такую же позицию. Сохранение позитивного настроя поможет преодолеть множество трудностей. А также поможет ребенку внутренне сосредоточиться не на борьбе с собственным диагнозом, а на том, что вокруг него есть удивительный мир, и ничто не может ему помешать жить полноценной жизнью.

Ребенку, особенно с нарушением слуха, необходимо понимание того, что его слушают и слышат близкие ему люди. Так как речь ребенка часто невнятна, медлительна (в том случае если ребенок не общается с родителями с помощью жестов), если ребенок дактилирует сложные слова - это отнимает время. Следовательно, родителям нужно запостись терпением и внимательно слушать своего ребенка. Это позволит им наладить контакт друг с другом, а в последующем ребенок будет делиться своими переживаниями со своими близкими.

Необходимо отвечать на вопросы ребенка откровенно, прямо и честно. Родители часто пытаются смягчить свои ответы или предпочитают не проговаривать острые вопросы. Вопросы у ребенка могут быть на самые разные темы. Например: почему у него возникли нарушения, сможет ли он избавиться от них (вылечиться), почему другие показывают на него пальцем, кем я могу стать, когда вырасту и т. д. Рано или поздно дети обо всем узнают, и если им станет понятно, что родители их обманывают, это может пошатнуть доверительные отношения в семье. Поскольку ребенок задает вопросы, он ищет информацию, которая приведет его к большему пониманию и осмыслению, которое является положительным шагом.

Дети с потерей слуха неизбежно поймут, что они отличаются от других детей. Слуховые аппараты или кохлеарные импланты, которые они носят, заставят их выделиться. Родители должны укрепить эти различия. Дать понять, что быть другим - это нормально. Некоторые дети высокие, в то время как другие низкие. Некоторые дети способны к спортивным состязаниям, а другие предпочитают читать книги. Кто-то носит очки, чтобы видеть, кто-то носит слуховые аппараты, чтобы слышать. Кто-то передвигается самостоятельно, кто-то с помощью палки, а у кого-то и вовсе инвалидные коляски. Родители могут помочь своему ребенку с потерей слуха принять свой диагноз, указывая, что, если бы мы все были одинаковыми, жизнь была бы другой, скучной. Если ребенок поймет, что он действительно другой, это поможет ему сформировать правильную позицию по отношению к ношению слуховых аппаратов в школе. Ребенку необходимо объяснять, что как человеку со слабым зрением необходимо носить очки для того, чтобы сохранить себе жизнь, так и ему нужно носить слуховые аппараты, чтобы слышать и чувствовать приближающуюся опасность. Более того, слуховой аппарат может быть разным, и ты можешь выбирать тот, который подходит именно тебе. За слуховым аппаратом нужно ухаживать и бережно с ним обращаться.

Необходимо формировать у ребенка самостоятельность в решении разных проблем. Предоставьте ребенку возможность самому находить ответы на поставленные им вопросы. Отказаться от гиперопеки ребенка с нарушениями в развитии очень сложно, но именно за реальной оценкой возможностей ребенка стоит формирование в нем полноценной и независимой личности. В школе придется сталкиваться с разного рода трудностями, и не всегда с ним рядом будет опекающий его взрослый, а это значит, что ребенку придется самому решать свои собственные проблемы (в силу его возраста).

У ребенка с нарушением слуха обязательно нужно формировать понимание того, что нет ничего стыдного в том, что бы попросить учителя или одноклассника повторить сказанную информацию снова. Очень важно понимать, что происходит вокруг тебя, даже если для этого тебе необходимо повторение и не 1 раз. Ребенок должен понимать, что если у него сели батарейки в слуховом аппарате, он может попросить времени для замены батарейки. Правильное отношение к самому себе и своему дефекту поможет сформировать положительное отношение окружающих к ребенку. Идя в школу, ребенок должен в силу своего возраста понимать свои права и требовать терпимого и корректного отношения к себе.

Дети с нарушением слуха, идущие в массовую школу, всегда находятся в риске социальной изоляции. Ребенок с нарушением слуха может быть единственным ребенком с данным диагнозом не только в классе, но и во всей параллели. Вряд ли стоит ожидать, что дети в массовой школе, какими бы они не были, сразу захотят устанавливать контакт с ребенком с нарушением слуха, это может происходить по разным причинам, в том числе они просто могут не знать, как и о чем заговорить. Важно, чтобы родители детей со слуховым дефектом не только предупредили их о возможной подобной ситуации, но и предложили разные способы ее решения. Ребенок может сам первым начать устанавливать контакт, для этого его нужно научить нескольким формам словесных конструкций, которые помогут ему грамотно заявить о себе и своем желании. На протяжении учебного периода родители должны поддерживать стремление ребенка общаться с другими, возможно, приглашать всех ребят класса на праздники, сделать так, чтобы у ребенка с нарушением слуха и у детей в классе были одни увлечения (в кружковой деятельности и/или спортивные увлечения и т. д.). Очень важно, чтобы у ребенка с нарушением слуха была возможность общения с другими детьми со слуховой недостаточностью, это поможет ему сформировать интерес к сверстникам, и удовлетворять свою потребность в общении, поможет не чувствовать себя социально изолированным и одиноким. К тому же у некоторых детей с нарушением слуха могут быть родители с такой же слуховой депривацией, а это еще один социальный опыт в общении со взрослым.

Таким образом, мы видим, что работа, направленная на адаптацию ребенка к своему слуховому дефекту достаточно продолжительна. Но для успешной адаптации и интеграции в общеобразовательную среду данная работа необходима. Ребенок с нарушением слуха, воспитывающийся в коррекционной школе, так же как и другой со слуховой недостаточностью, воспитывающийся в массовой школе, рано или поздно столкнется с трудностями, описанными ранее, и как показывает практика, ребенок с нарушением слуха в массовой школе столкнется с данными трудностями намного раньше. А значит, они могут отразиться на становлении личности ребенка. Специально проводимая адаптация к своему слуховому дефекту, необходима любому ребенку, и чем раньше ребенок примет себя таким, каков он есть, тем быстрее он начнет жить полноценной жизнью.

_______________


P.S. Статья неплохая, но пришлось исправлять кучу синтаксических и грамматических ошибок... и даже стилистические. предполагаю, что это все-таки перевод.
Печать Получить код для блога/форума/сайта
Коды для вставки:

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам Адаптация ребенка в общеобразовательной среде
  Адаптация ребенка к своему слуховому дефекту для успешной интеграции в общеобразовательную среду
Чернова Ольга Романовна
Преподаватель кафедры логопедии и детской речи
Сегодня условия, которые предъявляет нам система интеграции, предлагая обучение детей с нарушениями слуха в массовых школах, ставит перед дефектологами и родителями новые задачи. Читать полностью
 

Комментарии


Пока нет комментариев.

Оставить свой комментарий

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:


Закрыть
B i "

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам