НОВАЯ МОДЕЛЬ ПСИХИАТРИИ В СВЕТЕ ХРИСТИАНСКОГО УЧЕНИЯ

… Рост депрессивных расстройств принимает характер эпидемии, что дало основание некоторым специалистам назвать депрессию - чумой ХХI века. Как и всегда психиатров беспокоит неуклонный рост алкоголизма, наркоманий и токсикоманий (Журнал неврологии и психиатрии; Т-100; №1; 2000). Вышеизложенное дает основание духовно проницательным людям заключить - "мир превратился в самый настоящий сумасшедший дом" (старец Паисий Афонский †1998).
Вчем же дело? Почему "выдающийся" прогресс мировой психиатрической науки не привел к столь же "выдающемуся" регрессу нервно-психических расстройств в мире? Не является ли упорный рост нервно-психических расстройств свидетельством кризиса современной психиатрии? Не находится ли научная психиатрия на ложном пути? Может быть, выявление и учет биологических (телесных), психологических (душевных) и общественных (социальных) причин возникновения нервно-психических расстройств в рамках ныне действующей "биосоциальной модели" психиатрии и медицины недостаточны? Может быть, научная психиатрия упустила из сферы своего внимания что-то очень важное? Может быть общепризнанная двухсоставная психо-соматическая (душа - тело) модель медицины устарела?
Ученым, кстати, так и не удалось разработать единую теорию психосоматической медицины. Существующие же ныне основные теоретические концепции психосоматических расстройств: психоаналитическая, эмоционального конфликта (Александера), профиля личности Ф. Данбар, десоматизации - ресоматизации, алекситимии, нервизма (И. М. Сеченова, И. П. Павлова, К. М. Быкова), стресса Г. Селье и др., отражают лишь отдельные аспекты психосоматического взаимодействия. Сложный процесс взаимного влияния души и тела до сих пор таит в себе немало загадок.
Психиатрия: область медицины или новая религия?
В 1995 году в США вышла книга Брюса Уайзмана под названием "Область медицины или новая религия?" ("Psychiatry - the Ultimate Betrayal", by Bruce Wiseman, Freedom Publishing, Los Angeles, California, USА 1995). 430 страниц книги насыщены тщательно собранными данными об истории психиатрии и психологии в США и об их разрушительном влиянии на жизнь страны. Ниже кратко изложены основные факты и выводы, сделанные Брюсом Уайзманом по статье П. Н. Будзиловича, который является и автором перевода вышеупомянутой книги (Из дневника православного психиатра, изд. Макариев - Решемской обители, вып. 36, 1998 г., стр. 50 - 58).
Согласно мнению, высказанному в 1993 г. маститым специалистом - психиатром доктором Томасом Цасом, профессором психиатрии университета штата Нью-Йорк и пожизненным членом Американской ассоциации психиатров: "Психиатрия, по-видимому, является той главной разрушительной силой, которая влияла на американское общество в течение последних 50 лет". Критика доктора Цаса не ограничивалась психиатрическими больницами и кушеткой психиатра. Он говорил о разложении всего общества: "Психиатрия является частью общего либерального направления, утверждающего, что каждый (из нас) является жертвой, и что все имеют специальные привилегии, но не несут никакой ответственности. Эта точка зрения психиатров настолько утвердилась в американском мышлении, что люди даже не думают о ней, как о "психиатрической"". Базирующаяся на атеистическом материализме, психиатрия постепенно заменила основы американского общества: индивидуальную (личную) ответственность, а также христианскую добродетель на привлекательные, но дешевые суррогаты: идеи понижения моральных стандартов во имя избежания "стресса" и оправдание упадка личной ответственности от "психологических травм" (здесь и далее выделено мною Н. Л.). Автор книги замечает, что истоки психиатрии - материализм (или атеизм) и незаметная для населения Запада замена культуры, в центре которой находился Бог (христианский), на культуру, в центре внимания которой становится человек. Человек, предположительно отличающийся от животных только лишь своей способностью соображать, существо без души, продукт генетики и окружающей среды.
Уильям Джеймс, "отец американской психологии", предложил считать религию неким терапевтическим средством, т. к. она имеет успокоительный эффект на верующих (см. его книгу "Разные религии", изданную в 1902 г.). Христианское понятие спасения подменяется материалистическим выживанием, грех - болезнью, а такое христианское таинство, как исповедь, стало заменяться индивидуальной или групповой психотерапией.
В начале XX века на арену выходит основоположник психоанализа Зигмунд Фрейд, открыто назвавший религию "врагом". Фрейд, как известно, был кокаинистом, и есть мнение, что его сексуальные теории явились результатом его приверженности к этому наркотику. Фрейд утверждал, что человек является продуктом своего личного опыта. Эта точка зрения положила начало понятию о "психологическом оскорблении" (или плохом обращении) в детстве, широко используемом в наше время в судах для оправдания преступлений или аморального поведения.
Хотя "столпы" психологии и психиатрии зачастую спорили и не соглашались друг с другом, все они стояли дружным фронтом против христианства. Так, опрос членов Американской ассоциации психологов, проведенный в 1976 году показал, что 95% из них считают себя атеистами или агностиками. Такие же результаты были получены и в результате опроса членов Американской ассоциации психиатров. Создается парадоксальная ситуация. Атеистические убеждения большинства психиатров идут вразрез с убеждениями подавляющего большинства населения страны и, таким образом, подрывают основы американского общества. (Надо полагать, что в странах бывшего Союза дело обстоит подобным же образом, ибо преподавание --наук в наших ВУЗ (ах) до сих пор строится на атеистическом фундаменте - Н. Л.).
Как оказалось, атеистическое мышление психиатров в первую очередь бьет по ним же самим. Согласно недавнему исследованию, из 32 тыс. психиатров США (составляющих одну треть всех психиатров мира), каждый шестой кончает жизнь самоубийством. Кроме этого, 68% из опрошенных психиатров признали, что страдают от той или иной формы душевного расстройства. А ведь психиатры, после того, как они узурпировали роль священников в области решения духовных проблем, взяли на себя ответственность за психическое здоровье человечества. Чего же ожидать от их пациентов?
Наблюдаемый сегодня развал морали общества не произошел в одночасье. Интенсивное наступление атеизма в психиатрических одеждах ведется уже более 100 лет. Так, известный психиатр Г. Брок Чисхольм, влиятельный президент ведущей психиатрической организации, Мировой федерации по вопросам психического здоровья, в 1945 г. заявил следующее: "Целью всей эффективной психотерапии должна быть новая интерпретация и, в конечном счете, искоренение понятия добра и зла, использовавшегося как основа воспитания детей, а также замена веры в правоту старого поколения разумным и рациональным мышлением". В пояснение своей мысли, он добавил: "Несомненно, большинство психологов, психиатров и других пользующихся уважением людей освободилось от этих моральных кандалов и теперь может свободно наблюдать и мыслить". (Это весьма откровенное высказывание одного из высокопоставленных психиатрических чиновников наводит на мысль о том, что изгнание нравственных категорий из психиатрии не является результатом недомыслия, а осознанно спланированной акцией - Н. Л.).
Заметные негативные перемены в поведении американской молодежи произошли в течение всего лишь 50 лет, во время усиленного развития в стране материализма - секуляризма. Это еще раз подтверждает, что общество, базирующееся на материалистических идеях, не только не способно к поддержанию высоких моральных принципов, но, наоборот, только способно ускорять их распад. Обращает на себя внимание тот факт, что разрушение моральных устоев совершается параллельно с ростом количества психологов в школах США. Рост количества психологов идет по геометрической прогрессии каждые 10 лет в течение тех же 50 лет. Так если в 1920 г. в школах США было 200 психологов, то в 1990 г. уже 22 тысячи.
Не лучше дело обстоит и с судопроизводством. Психологами прививается мысль о том, что некоторые преступления могут быть совершаемы безнаказанно и жертвы психических насилий получают алиби на случай любых преступлений. Это положение уже принято западным обществом. Как следствие этого понятие личной ответственности за совершаемые поступки отступает на задний план. Огромную разрушительную роль психиатрия сыграла в эпидемическом росте злоупотребления наркотиками. Поиски идеальной пилюли, влияющей на психику, велись психиатрами с самого начала их деятельности. Это вполне понятно ввиду их материалистического, "биохимического" представления о сущности человека. В XIX в. это были бромиды, подавляющие центральную нервную систему и использовавшиеся в качестве снотворного. Затем появились барбитураты, используемые в качестве более сильных успокаивающих лекарств. А в первой половине XX в. был разработан целый ряд еще более сильных как успокаивающих, так и возбуждающих средств.
Появление торазина произвело революционную перемену в социальном мышлении XXв.: психиатры решили отказаться от закона, который человечество соблюдало с начала времен и гласящего, что нельзя решать жизненные проблемы при помощи лекарств, меняющих мышление человека. В качестве отговорки была дана "научная" причина: такие лекарства даются душевнобольным потому, что они больны! Ясно, что такой подход открывает широкую дорогу любым наркотикам, помогающим человеку "забыться" и, таким образом, хотя бы временно, "решить" свои жизненные вопросы. (Известный в США и во всём мире психотерапевт Станислав Гроф рекомендует для облегчения страданий неоперабельных онкологических больных применять ЛСД - сильнодействующий наркотик из арсенала психотропного оружия. Более того, он и сам на протяжении пятнадцати лет употреблял этот наркотик - Н. Л.). Употребление всевозможных наркотиков распространилось в таких масштабах, что общество не справляется с этим явлением, несмотря на то, что каждый новый президент США торжественно обещает во время своей предвыборной кампании "усилить войну с наркоманией". Но, так как каждый раз война эта ведется с материалистических позиций и выражается в усилении полицейских мер, то наркомания продолжает расти. С православной точки зрения, понятно, проблема наркотиков не материальная, а духовная: наркотики помогают заполнить духовный вакуум, образующийся после отказа от христианства и принятия атеистического мировоззрения.
Такие вот неутешительные выводы, к которым пришёл Брюс Уайзман. Во всем этом, заключается не только вина, но и беда этих наук и, как видим, трагедия -специалистов. Как известно, Америка уже давно отреклась от Христа и горделиво называет себя постхристианским обществом. Хорошо бы нам, пытающимся возродить нашу Родину, обрести веру предков, восстановить христианское мировоззрение после многолетнего атеистического плена, учесть этот печальный опыт американского народа. Учтем ли? Судя по тому, как с началом перестройки мы ринулись всевозможные западные психотехнологии, у нас произошло обострение старой болезни под названием "западнизация". Академик А. А. Ухтомский писал в 30-х годах прошлого столетия: "Да, наши "западники" поистине имели мало своего, зато страстно хватались за все книжоночки, приходившие с Запада! Невежество относительно своего русского помогало им не заниматься своим; непрестанная увлеченность чем-нибудь западным подкрепляла убеждение, что только с Запада и узнаем мы толковые и нужные вещи!" (Доминанта души: Из гуманитарного наследия.- Рыбинск: Рыбинское подворье, 2000. с. 251).
Болезнь - следствие греха?!
Чем дальше уходит человечество от Бога, от Истины, тем больше им ощущается необходимость осмысления истоков своего бытия. Именно утратив связь с Богом, и пытаясь найти Ему "достойную" замену, человек стал "философом" и "психологом". Именно поэтому он построил целую систему философских и психологических измышлений, наименовав их "научными гипотезами". Академик и епископ А. А. Ухтомский, - 130-летию со дня рождения которого посвящены настоящие чтения, физиолог с мировым именем, автор учения о доминанте, подчеркивал: "Мировоззрение, всегда стоит своего носителя, точно так же, как картина запечатлевает лишь то и так, что и как умел видеть художник".
В глубинах философии еще во времена Аристотеля зародились "две сестры": этика и психология. Первая исследовала истоки нравственного и безнравственного поведения человека, а вторая пыталась объяснить природу психического, то есть душевного. Однако вскоре этика и психология удалились друг от друга. "Научную" психологию ныне уже совершенно не интересует борьба сил добра и зла в душе человека. А ведь это не просто какой - то пустяк, которым можно пренебречь в интересах "чисто психологического" исследования, его "объективности" и "научности". Ведь практически всякий поступок человека, всякое его переживание, каждая его мысль облечена или в одеяния добра или в одеяния зла. А как же "научная" этика? Она стала наукой сухой, скучной, бездушной. Могут ли "безнравственная" психология и "бездушная" этика решить проблему человека?
Человечество тысячелетиями стремится искоренить пьянство и наркоманию, проституцию и гомосексуализм, алчность и зависть, агрессию и насилие, убийства и самоубийства, грабежи и воровство, блуд и сексуальные извращения, азартные игры и жажду легкой наживы, стремление к власти и жажду славы и т. д. и т. п. Однако, как мы видим, эта нравственная и психическая патология рода человеческого не только не уменьшается, но заметно растет. В чем же дело? Почему так? Почему бессильны -науки?
Епископ Варнава (Беляев), наш современник (†1963 г.), в своем замечательном многотомном труде "Основы искусства святости": опыт изложения православной аскетики (Н. Новгород, 1998), написанном в трудные 20-е годы, дает глубокий анализ академической (светской) и православной (святоотеческой) психологии. Владыка Варнава свидетельствует: "Ученые психологи в миру, сами, будучи душевно-плотскими людьми, изучают всегда душевно-плотских людей и только под душевно-плотским углом зрения. Они настолько погрузились в плотяность, что изучение психических явлений с помощью психометрических методов и разных машин стали считать высшим достижением науки. Эта поразительная узость миросозерцания и рабское подчинение материалистическому направлению, которые делают их подобными каторжнику, прикованному по рукам и ногам цепями к своей тачке, в данном случае - разными "авторитетами" и "духом времени", не дают им возможности увидеть и поверить, что существует еще и другая жизнь, где царит свобода духовной мысли, - жизнь, наполненная сиянием вечного дня и благоуханием небесных откровений. Поэтому учение их о душе и ее способностях односторонне и лживо".
В Священном Писании - книгах Ветхого и Нового Завета имеется много свидетельств о том, что болезнь посылается человеку Богом в основном как наказание за грех. В одной из книг Ветхого Завета, например, Бог говорит к своему народу через пророка: "Если не будешь стараться исполнять все слова закона сего, написанного в книге сей, и не будешь бояться сего славного и страшного имени Господа Бога Твоего, то Господь поразит тебя и потомство твое необычайными язвами, язвами великими и постоянными, и болезнями злыми и постоянными... И всякую болезнь и всякую язву, не написанную в книге закона сего, Господь наведет на тебя, доколе не будешь истреблен" (Втор. 28 : 58 - 61). "Но кто согрешает пред Сотворившим его, да впадет в руки врача!" (Сирах. 38:15). В Новом Завете Иисус Христос говорит исцеленному Им человеку, находившемуся в болезни тридцать восемь лет: "…вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобой чего хуже" (Ин. 5 : 14).
Болезнь, однако, не столько "кара Божия" за грехи, сколько средство исправления грешного человека: "страдающий плотию перестает грешить, чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией" (1 - е Пет. 4 : 1-2). Это же удостоверяют и отцы Церкви. Преподобный Серафим Саровский учил: "Болезнь имеет силу очищать нас от духовной скверны, заглаждать грехи, смирять и смягчать нашу душу, заставлять одуматься, сознавать свою немощь и вспоминать о Боге".
Медицина и психология, к сожалению, проходят мимо этой очевидной истины о несомненной пользе телесного страдания для духовного оздоровления человека. Эти науки стараются не замечать, что страдание имеет смысл, причем высший, духовный смысл. Медицина и сама ориентирована на избавление человека от болезней "любой ценой" и своих пациентов настраивает на то же.
Причинно - следственная связь безнравственных форм поведения человека (греха) и большинства заболеваний даже для неспециалиста, не лишенного предубеждений, очевидна. Как известно, причинными факторами возникновения и живучести венерических заболеваний и СПИДа являются не только микроорганизмы, но и такие греховные деяния как супружеская неверность, половая распущенность, сексуальные извращения. К возникновению большинства нервно-психических и психосоматических заболеваний приводят такие чувства и эмоции как зависть, ревность, упрямство, гнев, печаль, уныние и многие другие, которые принято называть отрицательными. Но все эти чувства-эмоции согласно христианскому учению являются греховными. Причинами алкогольной, наркотической и других зависимостей являются эгоистическое стремление человека к получению удовольствия, угождение чреву, малодушие, побег от житейских трудностей в мир грез и дурмана, гордость… ("вино испытывает сердца гордых - пьянством" (Сирах. 31:30)). Одной из главных причин ожирения и болезней желудочно-кишечного тракта является злоупотребление пищей, особенно жирной, т. е. чревоугодие. Возникновению аллергических заболеваний способствует злоупотребление шоколадом, конфетами, сладкими напитками, т. е. сластолюбие. Перечень болезней, порожденных грехом, можно было бы продолжать и далее. Грех ныне мягко именуется "неправильный образ жизни", "особенности характера", "влияние среды", "последствие стрессов" и т. п. Однако, о том, чего не знают и не хотят знать люди неверующие и на что не обращает внимания официальная медицина, именующая себя научной, уже не одну тысячу лет вещает Священное Писание (Библия). То, о чем не знают люди неверующие для людей верующих ясно как Божий день - болезнь является следствием греха. Взаимосвязь греха и болезни очевидна, и чтобы ее выявить не требуется больших интеллектуальных усилий. Препятствием на пути принятия этой азбучной истины и пациентами, и врачами, является сопротивление духа, стремящегося жить по "принципу удовольствия", по "закону греха".
Очень жаль, что духовно-нравственная составляющая поведения человека до сих пор не интересует современную психологическую и медицинскую науку. А ведь в учениях святых отцов православия имеются весьма убедительные доказательства, а в православной духовной практике убедительные свидетельства взаимосвязи греха и болезни, добродетели и здоровья. Об этом же свидетельствуют и труды современных православных ученых, врачей, психологов (Д. А. Авдеев, В. К. Невярович, иеромонах Анатолий Берестов и др.).
Усматривая причину болезни в грехе, Священное Писание и Церковь, тем не менее, не препятствуют своим чадам прибегать в болезни к помощи врачей. Это относится, однако, к врачам, которые лечат болезни тела, но отнюдь не болезни души, т. е. к врачам-психотерапевтам. В книге Иисуса сына Сирахова сказано следующее: "Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его, и от Вышнего - врачевание, и от царя получает он дар. Знание врача возвысит его голову, и между вельможами он будет в почете… Сын мой! в болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу, и Он исцелит тебя. Оставь греховную жизнь и исправь руки твои, и от всякого греха очисти сердце. Вознеси благоухание и из семидала памятную жертву и сделай приношение тучное, как бы уже умирающий; и дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен. В иное время и в их руках бывает успех; ибо и они молятся Господу, чтобы Он помог им подать больному облегчение и исцеление к продолжению жизни. Но кто согрешает пред Сотворившим его, да впадет в руки врача!" (Сирах. 38:1-15).
Страсть:
основной мотив поведения человека и главная причина нервно-психических расстройств
С точки зрения христианского учения и православной духовной практики основным мотивом подавляющего большинства наших поступков является склоняющая нас к греху страсть. Категория страсти в психологии не очень популярна, а медицине она и вовсе неведома. Поэтому вполне благоразумным будет обратиться к святоотеческому духовному наследию, накопленному за двадцать веков в Православной (Восточной) Церкви. Главное достоинство этого наследия заключается в том, что оно не является измышлением ума человеческого, очередной научной теорией или следствием экспериментальных исследований, причем в искусственно созданных условиях. Это наследие - сокровищница личного практического опыта святых отцов православия, опыт преодоления себя, опыт избавления от порочных страстей и стяжания добродетелей, опыт духовного преображения личности.
Что такое страсть? Страсть - это особая наклонность души, имеющая тягу к непомерному росту и подавлению собой всех прочих сторон души и личности (святитель Григорий Палама - XIV в.). Развитие страсти в душе человека есть процесс деформации душевной сферы, несущий за собой дисгармонию и неуравновешенность, разлад и хаос душевной жизни. Страсти это своего рода "одержимости" различной степени напряжения и силы. Человек, одержимый какой-либо страстью, находится в сильной зависимости от нее, является ее рабом, рабом греха. Апостол Павел выразил это так: "Ибо не понимаю, что делаю; потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю… Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю" (Римл. 7:15-19). Преподобный Варсонофий говорил прямо, что страсти - суть демоны. Академик А. Ухтомский писал о страстях: "Страсти - это мотивы идущие сами собою. И при всем том они "неестественны", поскольку слепо противостоят владычественному уму и завладевают им" (Доминанта души, с. 243). И еще: "Если захватившая волю сила не тормозится какою-либо иною доминантою, она берет в свои узы всего человека" (там же, с. 252). К большому сожалению, категория страсти не изучается как фактор, побуждающий поведение человека, ни психологией, ни психиатрией. Трагедия человека страсти заключается в том, что он считает свою страсть вполне благопристойной, но никак не греховной. Психология страстей человеческих хорошо описана в русской художественной литературе (Достоевский, Толстой, Гоголь и др.). В научной литературе по психологии и психотерапии категорию "страсть" искать бесполезно.
Анализируя поведение человека, психологи и психотерапевты, обычно, довольствуются поверхностными его обоснованиями - мотивировками. Истинные же, глубинные мотивы поведения человека, как правило, скрыты от их взоров. Они то, обычно и являются проявлениями той или иной страсти. Трудно представить какой - либо поступок, совершаемый человеком, даже, казалось бы, вполне благовидный, в котором исходным мотивом не явилось бы страстное побуждение. Даже добро мы делаем недoбро с расчетом на то, что нам ответят тем же или хотя бы похвалят нас. Известный философ И. Кант, в свое время, сделал очень важное открытие для этики и психологии: "Людьми движут чаще всего аморальные мотивы". В чем же секрет того, что страсть имеет такую большую власть над человеком? Преподобный Силуан Афонский, великий духовный подвижник начала XX века, учил, что влекущая сила страсти над человеком состоит в обещании услаждения. Таким образом, стремление к получению удовольствия, угождение страсти является основным побудительным мотивом поведения человека. Мы поступаем, так как нам хочется и так как нам нравится, независимо от того, насколько это поведение соответствует нормам морали и нравится ли оно окружающим. В этом заключается эгоистическая, греховная сущность человека. Главные разрушительные страсти присущие душе человеческой, согласно христианскому учению - чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость. Каждая из названных страстей включает в себя многие десятки разновидностей, отличающихся лишь количественно и имеющих свои наименования в богатой гамме человеческих чувств. В структуре характера каждого человека, конечно, присутствуют и положительные черты - добродетели. Эти добродетели, противоположные восьми главным страстям, следующие: воздержание, целомудрие, бескорыстие, кротость, радость, надежда, скромность, смирение. Страсти и добродетели, переплетаясь между собою в характере человека, обуславливают уникальность и неповторимость этого характера. Задачей духовного делания подвижника в православной духовной практике является изживание страстей и стяжание добродетелей.
Как известно, определенному образу чувств и поступков присущ вполне определенный образ мыслей. Чувство (переживание) всегда следует вслед за мыслью, оценивающей ситуацию. Чаще всего эти мысли не осознаются нами. Их именуют иногда "автоматическими мыслями". Образ мышления, приводящий к возникновению отрицательных чувств, профессор Ю. М. Орлов называет патогенным, то есть вызывающим болезни. Например, чувству гнева обычно предшествует осуждение ближнего, превозношение себя и стремление унизить его. Чувство печали порождают мысли о том, что мы достойны лучшей участи, что нам не следует считаться со сложившимися обстоятельствами или с утратой. Кроме того, основанием печали являются сильное желание чего-либо и неутолимая жалость к себе. Обида возникает как следствие гордого образа мыслей, высокого мнения о себе, что обычно сами пациенты оценивают как ранимость. Обида состоит из сдерживаемого гнева и тихой печали. Как видим, патогенный образ мышления - образ мышления греховный, потакающий страстям.
Противоположным патогенному мышлению является образ мыслей, который порождает положительные чувства и эмоции. Ю. М. Орлов называет его саногенным или оздоравливающим и подчеркивает, что он полностью соответствует христианским заповедям. Для того чтобы изменить патогенный образ чувств (переживаний) на оздоравливающий, нужно, прежде всего, изменить образ мыслей (мышления) иначе все наши попытки измениться к лучшему окажутся тщетными. В свою очередь, наш образ мыслей подчинен нашим чувствам, пристрастиям, страстям, которые "заказывают слова на любимую музыку". В изменении же образа мыслей неоценимо значение молитвы, которую в психотерапии заменило самовнушение ("молитва самому себе" ).
Почему современная философия, психология и педагогика замалчивают учение святых отцов о душе и страстях? Епископ Варнава (Беляев) полагал следующее: "Ничем иным нельзя объяснить замалчивания современной философской наукой учения святых отцов о душе и страстях, - ведь нельзя предположить, что ученые проглядели в море книжной литературы такой громадный материк перед глазами! - как личной завистью ученых, сознающих свое убожество пред глубиной познания души человеческой святыми отцами, аскетами и кознями сатаны, боящегося, что если будут изучать писания отцов даже с целью их критики, то и тогда это будет дело опасное, и найдутся люди, которые будут читать эту критику не ради нее самой, а ради тех цитат святоотеческих, на которые она нападает... Ведь ученые не потому не признают бесов, что это допущение произвело бы путаницу в их науке - конечно, ее надо бы было переделать всю, но она от этого бы только выиграла и сделалась стройнее и более глубокой, - а потому, что если принять существование демонов, надо будет тогда признать и ангелов, и Бога, и искупление, и Страшный Суд, и рай, и геенну... А все это ко многому обязывает..." (Основы искусства святости).
Новая модель психиатрии
Современная научная психиатрия рассматривает человека как устойчивую биопсихосоциальную систему, как "общественное животное". Этот взгляд на человека и положен в основу научных исследований психических заболеваний, причины возникновения которых ученые традиционно ищут в повреждениях мозга, психологических стрессах либо в социальном неустройстве.
Священное Писание свидетельствует о том, что человек трехсоставен: состоит из духа, души и тела (1 Кор. 2:15; Гал. 6:1; 1 Кор. 2:14; 1 Кор. 3:2-3). Так учат святые отцы Церкви. Так мыслят многие православные ученые, врачи, психологи. Апостол Павел в одном из своих посланий писал: "Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа" (1-Фес.5:23). Никодим Святогорец (IХ век) пишет: "Дух твой, ищущий Бога Небесного, да властвует над душою и телом, назначение которых - устроить временную жизнь".
Что такое дух? Почему включение категории духа в психосоматическую медицину может оказаться плодотворным? Дух - это внутренний центр, собирающий воедино силы души и направляющий их к единой высшей цели (духовная сторона души). Дух выходит за пределы не только пространства, но и времени и обращен к вечности. Дух связывает человека с высшим миром, временное с вечным в самом человеке. Он поднимает его над ограниченностью внешних условий земного, временно-пространственного существования и направляет это земное существование к высшей цели
---------------
ИСТОЧНИК: http://borisov-spas.com/news/novaja_model_psikhiatrii_v_svete_khristianskogo_uchenija/2010-10-12-135
Комментарии
прочла, наконец, много букафф))..И вспомнила, что как раз накануне читала аналогичную статью другого автора на правмире. мысли сходные. Но, увы, для определенной категории людей, совершенно неприемлемые. Вот Синельников катит.
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
В общем, автор статьи несколько упрощает проблему.
Так же очень важный момент - Американский психиатр Г. Брок Чисхольм заявил, что необходимо искореннить в детском сознании понятие добра и зла. А так же полностью избавиться от религиозных кандалов.
Всё это полным ходом и происходит заграницей. Легализация наркотиков, как необходимых медикаментозных средств для так называемых душевных больных приводит к тому, что на сегодняшний день эти самые наркотики употребляет огромное количество населения.
В итоге - уже давно произошла подмена Христианской веры. Научные изыскания в области психиатрии и психологии - это продукт материалистического понимания проблемы. Человек как животное - вот главный принцип современных вышеупомянутых наук.
На исповеди люди говорят: "Господи, ПРОСТИ мне гнев, осуждение. прелюбодеяние, памятнозлобие и проч-проч. я грешен, но хочу исправить свои грехи , а Ты, Господи, помоги мне."
На исповеди люди говорят: "Господи, ПРОСТИ мне гнев, осуждение. прелюбодеяние, памятнозлобие и проч-проч. я грешен, но хочу исправить свои грехи , а Ты, Господи, помоги мне."
↑ Перейти к этому комментарию
А после исповеди - с облегченным сердцем, реальным приливом сил, чувством умиротворения...А уникальность каждого никто и не отменял)))Только она состоит не в привычке писать в постель.
и почему от психотерапевта уходят с иллюзией,а от служителя Божьего -без?
как вы отличаете иллюзию силы от реальной силы?
и почему от психотерапевта уходят с иллюзией,а от служителя Божьего -без?
как вы отличаете иллюзию силы от реальной силы?
↑ Перейти к этому комментарию
Как я могу объяснить человеку вкус "хумуса"? Я могу предложить только попробовать.
а вера в Бога чем не иллюзия...?
Как я могу объяснить человеку вкус "хумуса"? Я могу предложить только попробовать.
↑ Перейти к этому комментарию
и почему от психотерапевта уходят с иллюзией,а от служителя Божьего -без?
как вы отличаете иллюзию силы от реальной силы?
↑ Перейти к этому комментарию
А второй вопрос для нас просто не стоит - если регулярно и искренне исповедовать грехи, можно привести душу в максимально правильное состояние приближенности к Богу. Для христиан - это и есть смысл их веры: в земной жизни стремиться к Богу))) А Он, в свою очередь, врачует наши душевные раны. Для нас это и есть реальность.
И - я же написала, что правильный, грамотный психотерапевт бывает очень нужен. Но заменить или подменить священника он не может. А речь о том, что психотерапевты считают. что они и без Бога в состоянии решить проблемы человека.
заменить священника может другой священник,а вот душу одного человека заменить другая душа не сможет
↑ Перейти к этому комментарию
А вот как раз ДО того как человек придёт к покаянию его греховное состояние постоянно гнетёт. Неверующий психотерапевт проведёт с ним курс психотерапии и как будто к человеку придёт чувство облегчения. Но самое страшное впереди - тяжесть грехов новой волной обрушится на человека. Так что без антидепрессантов уже никак - скажет ему добрый дядя психотерапевт.
Кстати, в статье указана статистика:
служители тоже люди...читала и об их непрофессионализме....
но душу исцеляет не профессия,а душа, если хотите дух
Какой бы великий ни был профессионал, если он материалист, то все попытки помочь людям заканчиваются ничем.
А о священстве говорить вообще не дерзну. Только скажу лишь одно - Вы на исповедь приходите к Богу, а не к священнику. И Бог вам отпускает грехи, а не священник. И Бог исцеляет Вам душу.
Подменить Бога психотерапией никому и никогда не удастся.
И всё-таки, советую ПРОЧИТАЙТЕ ЭТУ СТАТЬЮ ЦЕЛИКОМ!
служители тоже люди...читала и об их непрофессионализме....
но душу исцеляет не профессия,а душа, если хотите дух
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
Да, в идеале и без исповеди не стоит рассуждать о том, качественный священник или не очень. В конце концов - это выбор вольный, к какому батюшке обращаться)))
чтобы поговорить и быть понятой не обязательно идти к батюшке...но каждому своё согласна
А с хорошими людьми поговорить - это правильно. Сама люблю)
служители тоже люди...читала и об их непрофессионализме....
но душу исцеляет не профессия,а душа, если хотите дух
↑ Перейти к этому комментарию
А вот как раз ДО того как человек придёт к покаянию его греховное состояние постоянно гнетёт. Неверующий психотерапевт проведёт с ним курс психотерапии и как будто к человеку придёт чувство облегчения. Но самое страшное впереди - тяжесть грехов новой волной обрушится на человека. Так что без антидепрессантов уже никак - скажет ему добрый дядя психотерапевт.
Кстати, в статье указана статистика:
↑ Перейти к этому комментарию
и вообще мне это идея с "грехами" не нравится
Но это как с уколами - больно, но на пользу. болячку лечит.
То же самое с душевными болячками - их тоже лечить надо)))
↑ Перейти к этому комментарию
А вообще, как часто вы бываете на исповеди и в храме вообще?
раньше ходила часто...поняла ,что мне это не нужно...
сейчас счастлива без храма
↑ Перейти к этому комментарию
раньше ходила часто...поняла ,что мне это не нужно...
сейчас счастлива без храма
↑ Перейти к этому комментарию
хотите к батюшке ходить -ходите... никто вам не запрещает,но и других не нужно уговаривать,каждому -своё
Ни батюшка ни церковь не помогают...но иллюзия помощи есть...в группе верующих жить легче...да вообще в любой группе легче....поэтому чаще люди и стремятся объединяться,чтобы не чувствовать своё одиночество...
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
название темы привлекло....но тексты предпочитаю не столь объемные....в двух словах так никто и не смог выразить содержимое,всю СУТЬ....
я вне религии...но против верующих ничего не имею....не нравятся отдельные личности, призывающие ходить в храм Божий...многие верующие сами несчастны и больны...помочь им Бог не может...
пишу здесь не для того ,чтобы нравится или не нравится...Никого не колю
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
Просто сейчас, когда вижу подобные выпады, и поднимается желание ответить резко, вспоминаю мужа. Я как-то задала ему вопрос - а что ты будешь делать, если я буду проверять, действительно ли ты меня любишь и пр.? Он ответил: "Ругаться не буду. Скандалить не буду. Обижаться не буду. Просто уйду. А ты сама решай, нужны тебе такие проверки, или нет".
Манипулирование словами - мол, "вы, верующие, ОБЯЗАНЫ быть такими-то и такими-то и обязательно оправдать МОИ ожидания", вызывают у меня ассоциацию с этим эпизодом из прошлого. От любой обиды можно закрываться по-разному.
а я просто общаюсь...без желания кого-то обидеть....но тот кто хочет обидеться -он обидется...найдет провокацию и негатив...
единственно хотела ,чтобы кто-то выразил кратко суть выложенной статьи...сверить так сказать с собственным ее пониманием
люблю лаконичность
Это мне напоминает школьный урок. Ну-ка детки, прочитайте рассказик, а потом каждый из вас расскажет мне ЧТО там написано. Только сама "учительница" по всей видимости либо читать не умеет, либо боится увидеть что-то в прочитанном такое, что может больно ударить по живому.
а я просто общаюсь...без желания кого-то обидеть....но тот кто хочет обидеться -он обидется...найдет провокацию и негатив...
единственно хотела ,чтобы кто-то выразил кратко суть выложенной статьи...сверить так сказать с собственным ее пониманием
люблю лаконичность
↑ Перейти к этому комментарию
Вывод? Если у нас с тобой мысли сошлись, то это не просто так...
А я уже не просто смеюсь...Я уже просто валяюсь под столом от смеха.
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
а я просто общаюсь...без желания кого-то обидеть....но тот кто хочет обидеться -он обидется...найдет провокацию и негатив...
единственно хотела ,чтобы кто-то выразил кратко суть выложенной статьи...сверить так сказать с собственным ее пониманием
люблю лаконичность
↑ Перейти к этому комментарию
У меня были более серьезные поводы для обид, и даже ненависти, чем попытки взять "на слабО".
Я теперь думаю. Практически всегда задаю этот вопрос - а стоит ли ерничанье и язвительность, поддевки того? У меня не так много друзей, чтобы ими разбрасываться, наша жизнь слишком короткая, чтобы ее тратить на подобные перепалки. Даже в интернете, даже с теми людьми, мнение которых несколько отличается от моего.
По комментариям я поняла, что в какой-то момент вы отошли от веры в Бога, но есть еще такая реальность, как последний миг. и с чем я к нему подойду? С тем, например, что кого-то в интернете ради собственного удовольствия развела на раздражительный ответ? А где же будет моя семья, которая должна быть важнее интернета?
Каюсь, такое тоже было, но это был целенаправленный шаг. А так, чтобы делать это чисто из любви к искусству - времени жалко.
я ради собственного удовольствия просто общаюсь,просто живу....
всё меняется....не циклюсь на чем-то одном ...всё проходит...я ни о чем не жалею...а если когда-то жалела ,то никто в этом не виноват кроме меня самой
о времени у меня есть свое мнение...но к этой теме не относится
неужели это еще не каждый человек знает?
невозможно заставить обижаться кого-то,если этот кто-то сам этого не хочет
вы можете и дальше жалеть,если вам нравится это чувство....
кто-то злится,кто-то завидует....каждому своё....
Жалость - это не возвышение, это обычное человеческое чувство. Это всего лишь нормальная составляющая любви.
Когда нет этих составляющих, то слова о любви с точки зрения становятся для меня пустым бессмысленным звуком.
кто ищет провокацию,тот ее находит
Но вопрос мой заключался в другом - а что для вас - любовь в делах? (Если исключить детские дома, визиты в хосписы - я имею в виду обычные каждодневные бытовые мелочи)?
↑ Перейти к этому комментарию
А на вопрос вы все-таки не ответили
Конкретика, а не театрализованно-философские фразы, в которые можно впихнуть все что угодно.
Мне кажется, вы не очень хотите отвечать на этот вопрос, потому что не нашли для себя четкий ответ на этот вопрос. Вот и пытаетесь выкрутиться, как студент на экзамене с помощью общих фраз.
вы ждете от меня какой-то определенный ответ?у вас есть представление каким он должен быть?то есть то что я вам отвечаю вас не устраивает?
в том то и дело,что здесь не экзамен,а диалог...неправильных ответов нет
что делаю всё, что я люблю..
а если делать не хочу,
то делаю,что я хочу
Все слишком обтекаемо, расплывчато.
Вы любите есть тараканов? Отрывать лапки и хвосты мышам? Это также проявление любви?
ответила по -своему,не по-вашему
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
То, что Вам кажется шуткой, может в скором времени обернутся для Вас же трагедией.
Для справки. Когда Господь воскресил Лазаря, то как известно в последствии Лазарь был епископом и прожил ещё 30 лет после своего воскрешения. Так вот известен тот факт, что после воскрешения Лазарь никогда не улыбался. Он с ужасом и трепетом помнил те дни, которые провёл в аду.
То, что Вам кажется шуткой, может в скором времени обернутся для Вас же трагедией.
Для справки. Когда Господь воскресил Лазаря, то как известно в последствии Лазарь был епископом и прожил ещё 30 лет после своего воскрешения. Так вот известен тот факт, что после воскрешения Лазарь никогда не улыбался. Он с ужасом и трепетом помнил те дни, которые провёл в аду.
↑ Перейти к этому комментарию
Плачут на заказ только актёры.
А иногда можно и просто помолчать.
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
С молитвой - не беспомощен)))))
так что дело в человеке,а не в религии...
На исповеди люди говорят: "Господи, ПРОСТИ мне гнев, осуждение. прелюбодеяние, памятнозлобие и проч-проч. я грешен, но хочу исправить свои грехи , а Ты, Господи, помоги мне."
↑ Перейти к этому комментарию
Но не знаю, не буду ничего утверждать. Может это и имело место в его практике:
про кого тут написано?
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: