Магазин handmade Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook 

Квартирный вопрос Раневской: от коммуналки до «замка» в Котельниках.


19 июля 1984 года, ровно 30 лет назад ее не стало. Фаина Георгиевна Раневская покоится на Донском кладбище рядом с сестрой Изабеллой. Надгробный камень украшает малюсенькая скульптура ее собачки по кличке Мальчик. Великая советская актриса имела много влиятельных знакомых, но была одинока, не оставила потомства. Память о ней хранит ее малая родина - Таганрог, куда перевезли все, что связано с жизнью это уникальной женщины. Но по-настоящему родной для нее стала именно Москва, где в общей сложности она прожила почти 60 лет. Что же осталось от Раневской в столице? Что хранит воспоминания о ее непростой судьбе?


Биограф и историк Москвы Наталья Леонова несколько лет по крупицам собирала свидетельства о жизни замечательной актрисы в столице. «Комсомолка» прошла по памятным местам, связанным с жизнью Фаины Георгиевны в городе, который не сразу сдался под ее натиском, но, в конце концов, навсегда увековечил безусловный гений артистки.

Могла стать актрисой МХАТа

- В столицу она впервые приехала в 1913 году, чтобы посмотреть спектакли, - рассказывает Наталья Леонова. - Пошла на Станиславского по пьесе Чехова, которого боготворила, ведь он ее земляк. И когда спектакль закончился, все ушли, а она сидит. К ней подходит уборщик, мол, девушка, чего сидите? Она, очнувшись, поднимает глаза: «А куда же я сейчас пойду?». Через два года вновь поехала поступать. Как известно, папа был против - ну как так, дочка известного человека Гирши Фельдмана, владельца фабрик, магазина, своего парохода, доходного дома и вдруг какая-то актриса? Но, она была упрямая, хоть и не поступила, потому что всегда заикалась, очень сильно волновалась. Потом на сцене она переставала заикаться. Тогда она нашла в Москве друга отца, попросить денег на частные уроки. А он сказал ей так: «Фанечка, много денег у меня нет, а мало для дочери Фельдмана, я дать не могу». Видимо отец предупредил, думал, помучается дочь и обратно приедет. Отец ошибся.


- Несмотря на стеснительность, она познакомилась с актером Василием Качаловым, подобно знакомству с Ахматовой (Раневская отыскала адрес поэтессы в Петербурге, пришла к ней домой и позвонила в дверь со словами: «Здравствуйте! Вы - мой поэт!», после чего началась их дружба), выследила где-то в магазине, упала перед ним в обморок, он ее откачивал, она сказала: «Я вас обожаю!», он дал ей билеты на спектакль... - продолжает биограф. – И в итоге Качалов устроил прослушивание во МХАТе. Она пошла к Немировичу-Данченко, но выступая перед режиссером, так боялась, заикалась и сумбурно говорила, что Владимир Иванович сказал, мол, подготовьтесь и приходите в другой раз. На что Раневская ответила: «Спасибо большое, Василий Степанович!». После Качалов ее отсчитывал: «Ладно, Василий - понятно, это я - Вася. Ну, Степанович - то откуда?». Второй раз прийти во МХАТ она не решилась.


Не поступила она и в училище. Ее приютила знаменитая балерина Екатерина Гельцер, сняла комнату. Она же пристроила начинающую Раневскую в летний Малаховский театр. Потом пристроила ее в антрепризу Ладовской, которая как раз устраивала различные спектакли по городам России: Керчь, Феодосия, Севастополь, Баку. В последствии Раневская говорила: «Я переспала (пережила) со всеми театрами, но ни с одним не получила удовольствия».

Коммунальный роман с маршалом
(Старопименовский переулок, дом 5/9)
- После многочисленных мыканий по разным театрам, городам, съемным комнатушкам в 1921 году Раневская познакомилась с влиятельной актрисой Павлой Вульф, которая в дальнейшем была для нее и педагогом, и покровительницей, и матерью, и подругой. Павла Леонтьевна приютила Фаину Георгиевну во флигеле главного дома Гончаровых, где жила Наталья Николаевна Гончарова-Пушкина, что стоял в районе домов 48-50. Большой Никитской. В 1948 году дом снесли. Вульф переселили на Хорошевку, а Раневская впервые получила комнату, выделенную ей государством как уже известной актрисе.

Дом в Старопименовском - первая квартира Раневской в Москве.
- Малюсенькая и длинная комната в коммунальной квартире с окнами-эркерами, которые выходили к стене какого-то жилого дома, - рассказывает Наталья Леонова. - Когда к ней пришла в гости Мария Миронова (советская актриса, мать Андрея Миронова, - прим. ред.), почувствовала, как накурено и решила проветрить. Подошла к окну, попыталась открыть оконную раму, но та уперлась в торец другого жилого дома. Сама Фаина Георгиевна говорила про эту комнату: «Меня поставили сюда как пустое ведро в забытый колодец». Комната была плохо освещаема, даже днем Раневская зажигала электроприборы. Лампочка без абажура висела все время включенной. Она говорил про комнатку: «Живу как Диоген, днем с огнем». Это было не лучшее ее жилье, но, тем не менее, сюда к ней приходил ее знакомый, актер Александр Румнев, которого звали «Последний котелок Москвы». Он рисовал ее профили, ее изображения, до сих пор сохранившиеся. Они долго о чем-то разговаривали. Это очень не могла понять ее домработница Лиза (для тех времен иметь домработницу в комнате было нормальным для актеров такой категории), которая говорила: «Ходит, ходит, на кровать садится, а предложение не делает!». И второй серьезный момент, связанный с ее настоящим чувством, о чем писали все ее близкие и знакомые. Любовь и безумное уважение она испытывала к маршалу СССР Федору Ивановичу Толбухину, который часто приходил к ней в гости. Действительно считается, что это был очень серьезный роман, который мог бы закончиться и свадьбой, если бы не внезапная смерть военачальника в 1949 году от сахарного диабета. Фаина Георгиевна очень сильно по этому поводу переживала, плакала.

Редкая фотография: Фаина Георгиевна с маршалом Толбухиным, который мог стать ее мужем.
Трогательное фото тому свидетельство, где взгляд, наполненный теплотой и нежностью, который вы ни в одном фильме не увидите. Обычно обо всех военных она отзывалась с иронией, но про Федора Ивановича никогда не сказала ни одного плохого или неуважительного слова и их историю не хотела выносить за рамки своего близкого окружения.

Жизнь между хлебом и зрелищами
(Котельническая набережная, дом 1/15)
Фаина Георгиевна переехала в этот дом, который она называла Котельническим замком в начале 1950-х годов.
- После коммуналки она получает роскошную квартиру на втором этаже, правда жилье ей безумно не нравится, потому что высотка на тот момент находилась далеко и от дома Вульф, и от театра Моссовета, - объясняет историк. - Здесь, как говорила Раневская, в Яузе женщины стирали белье. По ее мнению район был криминогенный. Она очень просила своего друга журналиста Глеба Скороходова: «Ты не выходи на остановке «Яузские ворота», тут к тебе может кто угодно подойти». Как она говорила, живу просто среди трущоб. И действительно, если посмотреть фото тех лет, здесь стояли маленькие неказистые домишки, сплошные коммуналки, уличные колонки... Квартира на втором этаже по тем меркам, конечно, была роскошная, хоть и двухкомнатная, но с большим холлом, кухней, 3,5 метра потолки, все было отделано кафелем. Большая комната 25 квадратных метров, маленькая - 18. При этом в ванной у нее было сантехническое сооружение, которым она очень гордилась - биде, в те времена это было просто нечто.

Телевизора у нее не было и, как она говорила: «Зачем мне телевизор? Если мне очень надо, я пойду к Гале Улановой. Могу пойти к Лидочке Смирновой, но та телевизор смотреть не даст, все будет рассказывать про свои романы и любови».

После смерти мужа из турецкой иммиграции в 60-х к ней переехала сестра Изабелла. Ехала к знаменитой Раневской, потому что за границей Фаину Георгиевну знал Чаплн, Рузвельт и Драйзер, которые посмотрели фильм «Мечта» и назвали ее гениальнейшей русской актрисой. Так вот едут они с сестрой на такси, подъезжают к Котельникам, Раневская просто так говорит: «А это мой дом», на что Изабелла была уверена, что ее знаменитой сестре принадлежит хотя бы часть этого дома. И долго не могла поверить, что речь шла о двухкомнатной квартирке со смежными комнатами, по сегодняшним меркам считающейся малогабаритной. Изабелла до конца дней не верила, что заслуженная артистка, лауреат двух сталинских премий не имеет какого-нибудь загородного дома.

В тот момент, когда туда поселилась Фаина Георгиевна, тут был простой кинотеатр для жителей этого и соседних домов под названием «Знамя». А в 64-м его передали Госфильмофонду, переименовали в «Иллюзион». А рядом булочная, где по утрам разгружали грузовики с хлебом. Все это и дало происхождение всем известному выражению Раневской: «Я живу между хлебом и зрелищами». В общем, эта квартира ее изрядно напрягала и спустя почти 20 лет она с удовольствием с нее съехала.

Александр Ширвиндт, который до сих пор живет в этой высотке, вспоминает, как она, выходя во двор и, увидев Ширвиндта, говорила: «Шура, проведите меня метров 5-6 по двору, дайте мне подышать!». Или «»Шура, протащите старуху до булочной!». Здесь жил и Иван Пырьев, знаменитый режиссер и глава «Мосфильма», который каждый раз, видя Раневскую, говорил: «Привет, старуха!», что ее, безусловно, раздражало.

Была она доброй соседкой. Именно сюда к ней в гости как-то раз зашел Александр Твардовский. Так случилось, что великому писателю невозможно было попасть в квартиру, а очень хотелось по малой нужде. И он попросился к доброй соседке, поблагодарил, на что она ему: «Пожалуйста, пожалуйста, ничего страшного! Двери моего клозета всегда открыты для вас!».
Фотовыставка с иголками от шприцев

Большой Палашовский, дом 3
В трехкомнатную квартиру номер 74 на третьем этаже в 1974 году Раневская переезжает с удовольствием.
- Она радовалась переезду, потому что была уже очень пожилой женщиной, ей было далеко добираться до театра, до всех своих близких, которые жили в районе Тверской, - объясняет Наталья Леонтьева. - Тогда переулок назывался Южинский, сейчас ему возвращено его исконное название Большой Палашевский. Здесь дверь у Фаины Георгиевны никогда не закрывалась на замок. Ей нечего было бояться. Все ее богатство составляла мебель из карельской березы, которая поломалась во время доставки, и ее ремонтировал главный художник Большого театра. Остальное богатство для нее было в другом: это прикрепленные ко стене к обоям иголками от шприцев фотографии ее самых любимых людей: Павлы Вульф, Константина Станиславского, Владимира Маяковского, Василий Качалова... И снимки собак, в основном, дворняг, которых она очень любила. Как-то раз к Раневской пришла чиновница и сказала: «Эта выставка отдает саморекламой!» На что Фаина сначала не знала что сказать, а потом произнесла: «Боже мой, как же я боюсь глупых, особенно баб. Никогда не знаешь, что им ответить, чтобы не опуститься до их уровня!».


Всегда рядышком с кроватью лежала книжка стихов Пушкина. К концу жизни в квартире появилось лимонное дерево, привезенное из ялтинского сада, где скончался Чехов. У нее здесь появился телевизор, благодаря которому она увидела Марину Неелову, Елену Камбурову, очень их оценила. Они часто к ней приходили, а Неелова проигрывала перед ней все свои спектакли, так как старенькая Раневская уже не могла прийти и посмотреть их в театре.

Здесь произошла и смешная история с норковой шубой, которая актрисе была уже не нужна. Она решила ее продать. А при входе в гардеробе стоял огромный шкаф. Приходит покупательница, Раневская его открывает, а оттуда вылетает огромная моль. Женщина по каким-то причинам не купила шубу. Раневская закрывает за ней дверь, смотрит на эту летающую моль и говорит: «Ну что, нажралась, сука?». Отсюда она ходила гулять со своей собачкой дворнягой Мальчиком, которую она назвала в честь Станиславского. Но нигде не найти воспоминаний, что Станиславского кто-то так называл. Оказывается, так называла его Фаина Георгиевна. Был случай, когда она бежала за его машиной и кричала: «Мальчик, мальчик мой!».

Когда в 80-м к Олимпиаде построили объекты, она очень хотела их посмотреть, но просить для себя машину ей было стыдно. Тогда она позвонила директору театра Моссовета и говорит: «Здравствуйте, мой Мальчик очень хочет посмотреть!». Директор подумал, что приехал к ней какой-то племянник и выделил машину. Так Раневская с дворняжкой совершила автомобильную экскурсию.

Именно здесь Елена Камбурова провела с актрисой последний ее Новый год в ночь с 83-й 84-й. Последняя квартира великой актрисы, великой женщины. Здесь уже нет ни ее мебели, ни этой удивительной фотовыставки, все это теперь находится в музее в Таганроге, где она родилась. На доме повесили мемориальную доску - единственную в Москве.


10-минутные роли Раневской срывали спектакли
Театр Моссовета
Именно в служебный вход театра Моссовета Фаина Георгиевна входила больше всего раз. Ему она отдала в общей сложности около 20 лет своей творческой жизни.
- Это место для нее святое, - заканчивает нашу экскурсию Наталья Леонова. - Актер Геннадий Бортников рассказывал смешной случай, когда они вместе застряли в лифте. Долго и оттуда вытаскивали и когда они вышли, она сказала: «Гена, мы так долго были вместе, что ты, как честный человек, обязан на мне жениться!»


В Моссовета люди толпами шли на Раневскую, зная, что она играет. Очевидцы говорили, что каждый спектакль она играла по-разному. Постановка «Шторм», в роли Маньки-спекулянтки у нее был небольшой эпизод на 10 минут прямо перед антрактом. Ее сцена была не главной спектакле, но после нее все зрители уходили, потому что никому не хотелось смотреть эту революционщину. И когда Завадский это понял, решено быо снять спектакль. Когда решили возобновить, практически всю сцену с ней убрали.

Свою квартиру в Большом Палашевском актриса украшала не картинами, а фотографиями любимых людей и собак.

Для многих известен тот факт, что она со скандалом ушла из театра. На самом деле уход был связан с постановкой спектакля «Госпожа министерша» Юрия Завадского. Видимо, уже тогда, зная, что в нем будет играть не Фаина Георгиевна, а другая актриса, театр уехал на гастроли в Свердловск. Туда поехала и Раневска, уже будучи пожилой женщиной. И там без ее присутствия состоялось собрание, на котором разгромили ее поведение, мол, слишком много о себе возомнила, непозволительно себя ведет.


И она пишет письмо о переводе в театр Пушкина, где за 6 лет сыграла много серьезных ролей. Затем она вернулась вновь в свой театр, где сыграла свою Миссис Севидж, и нянюшку Фелицату... И в спектакле «Правда хорошо, а счастье лучше», где Юрский делал на нее акцент, думая, что может быть это ее последний спектакль. Так и получилось. Она очень боялась забыть роль, постоянно повторяла первую фразу. Но каждый раз, когда она выходила на сцену, ее приветствовал 10-минутный шквал аплодисментов. И Юрский вспоминает, что если бы не было этих оваций, то она точно бы забывала текст. Но в мае 1982 года она все-таки практически полностью забывает роль. Доходит до антракта, Юрский думает отменять спектакль... Ее посадили за кулисы, принесли чай, плед и вдруг какой-то актер стал играть на гитаре, петь цыганские романсы, и Раневская ожила. И второе действие она сыграла так, будто понимала, что вышла на сцену в последний раз в жизни. Через год без помпы, без заявлений, она тихо написала заявление об уходе из театра. Еще через год ее не стало...


Знаменитые афоризмы:


Сказка - это когда женился на лягушке, а она оказалась царевной. А быль - это когда наоборот.
Вы когда-нибудь слышали о женщине, которая бы потеряла голову только от того, что у мужчины красивые ноги?
Если хотите похудеть - ешьте голой и перед зеркалом.
Сняться в плохом фильме - плюнуть в вечность
Здоровье - когда у вас каждый день болит в другом месте
У меня хватило ума прожить жизнь глупо.
Когда я умру, на памятнике напишите: «Умерла от отвращения»
Печать Получить код для блога/форума/сайта
Коды для вставки:

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам Квартирный вопрос Раневской: от коммуналки до «замка» в Котельниках.
  19 июля 1984 года, ровно 30 лет назад ее не стало. Фаина Георгиевна Раневская покоится на Донском кладбище рядом с сестрой Изабеллой. Надгробный камень украшает малюсенькая скульптура ее собачки по кличке Мальчик. Великая советская актриса имела много влиятельных знакомых, но была одинока, не оставила потомства. Читать полностью
 

Комментарии

вика беляева
16 августа 2014 года
+1
Спасибо большое!!!
delechka (автор поста)
16 августа 2014 года
0
Показать картинку
Iindra
16 августа 2014 года
+1
Спасибо! Великая актриса, исключительная женщина! Я не путаю, тот фильм, где "Муля, не нервируй меня" называется Подкидыш? Хочется его посмотреть! А еще наверное Золушку!!!
delechka (автор поста)
16 августа 2014 года
+1
Да,"Подкидыш". Великая и любимая многими и многими!!!
профиль удалён удалённого пользователя
16 августа 2014 года
0
Любимая актриса моей бабушки! Великая актриса
delechka (автор поста)
16 августа 2014 года
0
До сих пор многими любима!
профиль удалён удалённого пользователя
16 августа 2014 года
0
САПЕШКА
17 августа 2014 года
+1

delechka (автор поста)
17 августа 2014 года
+1
СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ...

Оставить свой комментарий

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:


Закрыть
B i "

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам