Как мы вредим душе умершего. Ритуальные страхи
Совсем недавно как-то беспокойно зазвонил телефон. Бывает так, и телефон тот же, и звонок привычный, а чувствуется, что неприятность скажут или горестное сообщат.
Так и случилось:
- Батюшка, (звонили с прихода), у меня свечи, - голос чуть не плакал, - которые после похорон отца остались, пропали.
- Ну и что?
- Как что? Еще один покойник в доме будет!
Успокоил, как мог, а на следующий день зашел в тот дом, откуда звонили. Показалось, что еще на одни похороны приехал, когда увидел перепуганные глаза звонивших.
На все мои успокоительные речи не делать трагедии из дурного поверия, пришедшего из языческого прошлого и книг Аксенова, стоящих на самом видном месте в любой книжной лавке, не было никакой благой реакции. Страх поселился в доме. Пришлось из священника преображаться в доморощенного честертоновского пастора Брауна и в результате проведенного «расследования» определить, что сверточек с оставшимися от похорон церковными свечами благополучно завалился при последней субботней домашней уборке за книжный шкаф. Виновником случившегося была ленивая хозяйская дочка, которая вместо «вытри пыль», смахнула ее тряпкой, попутно зацепив злополучный сверток.
Радости хозяев не было придела...
Мне же было грустно. И не только грустно и печально, но еще не давала покоя мысль - тщетна твоя проповедь, батя. Не радость Христова и вера утверждающая, в сознании прихожан твоих, Богом данных, а язычество махровое. Вера во всесилие того, кто давно побежден, кто одного дуновения благости Божией страшится. Ведь посудите сами, какие вопросы задают на приходе, в письмах, на интернет-форумах и на телевидении:
- Можно ли носить пасхальные куличи на кладбища?
- Могут ли участвовать в погребении покойника его родственники?
- Кто первый должен ступить на венчальный рушник?
- Можно ли покупать продукты, где на упаковке идентификационный штрих-код?
- Через какое плечо надо передавать свечу в церкви?
И не только задаются эти и подобные вопросы! Они становятся во главу угла в духовной жизни. Ими руководствуются и в нарушении «установлений» Бог весть каких канонов и «старцев», видят чуть ли не предательство веры и отречения от православия. Но это для людей верующих, тех, кто принял Бога в сердце, а по неразумению своему видит в исповедании Его лишь выполнение определенных законов и правил. Того необходимого «минимума», который якобы достаточен для спасения.
Для тех же, кто в церкви ищет своего рода таблетку анальгина, способную помочь в скорбях и излечить от болезней, кому практически все равно, как и во что верить, лишь бы отстали неприятности и не привязывались болячки, языческие предрассудки становятся незыблемыми канонами.
Я очень часто сталкиваюсь с людьми, напрочь отрицающими Христа, но свято верующими в неблагополучность дороги, если ее перебежала кошка, стучащими по столу, дабы не исполнилось или исполнилось, и начинающих рабочий день с чтения горЕскопов. Именно они, не откликнувшись в свое время на Господне: "Се, стою у двери и стучу", отказавшись от крестильного крестика и веры отцов своих, захлопнувших дверь сердца своего от присутствия Божьего, все чаще становятся православными неофитами, видящими в Церкви и богослужении лишь очередной колдовской приворот или экстрасенсорную защиту.
Это они складывают ладошки лодочкой «для получения благодати» при евхаристическом каноне. Это они, распарив соль, читают три раза «Отче наш» и посыпают ею порог у входа в дом и квартиру. Это они распределили священников на благодатных и не очень, превратили почитание святых, как молитвенников пред Богом, в многобожный пантеон, где за фигурой «любимого» святого тускнеет и Христос.
Результат подобного «православного» верования можно лицезреть на некоторых общецерковных праздниках. Например, освящаю пасхальные куличи и яйца на Христово Воскресение и, уже либерально относясь к выставленными вместе с пасхальными явствами колбасе, салу и чуть прикрытыми (неловко все же) бутылкам, все же не могу промолчать, увидев положенные «под освящение» булавки.
На немой вопрос, зачем, мол, булавки с иголками, тут же, ничтоже сумняшеся, отвечают:
- Внучка замуж собралась. Булавочку в платье вколю, чтобы жили - не тужили.
Вот такое народное «православие». Христос стучится - откройте, впустите! Не слышим.
Лукавый скребнется с булавкой, иголкой или птичьим пометом - ему и честь, и почет, и уважение.
Вера, она разная бывает. Сатана вон, тоже верит, а бесы, прислужники его, святое Писание получше наших доморощенных богослов знают и эту свою интерпретацию Библии за православие и выдают. Ведь для снискания благодати Божьей и Духа Святого, того, что преподобный Серафим Саровский назвал целью христианской жизни, труд нужен, и не малый, а здесь все элементарно. Водичкой побрызгал, через плечо три раза плюнул, к «благодатному» старцу съездил и сразу святым себя почувствовал.
Вернусь все же опять к усопшим нашим и погребениям. Здесь практически все бывают, независимо от уровня воцерковленности. Слава Богу, стали меньше устраивать похорон с разрывающей душу еврейской музыкой. Я нормально отношусь к иудеям, но у меня законный вопрос, почему в нашем ритуальном официозе мотивы лишь земли обетованной? Почему регистрируем брак с Мендельсоном, а провожаем с Шопеном? Все ведь с крестиками православными, крещены, да и венчаются некоторые, а уж отпеваются - все поголовно. Причем тут эта «ненашенская» музыка?
И еще одно, то, что смутит многих, но не сказать этого нельзя. Это явная языческая традиция - венки. Да, те самые от сослуживцев, комитетов, детей, внуков, племянников и прочих родственников. В христианстве венков сроду не было, так, лишний расход денег. На Руси всегда считалось, что лучше эти деньги отдать на милостыню в память об умершем - так действительно больше пользы будет для покойного, чем от некрасивого, безвкусного, страшного венка с шаблонными надписями на лентах. Но попробуй даже священник, заикнись об этом...
«Ритуал весь менять. Возлагать нечего будет. Как же без венков-то?», - вот стандартные ответы и возражения. Но ведь возникает законный вопрос, если мы верим в жизнь за смертью, то нужны ли там венки, музыка, расческа, деньги или вставные зубы, которые также упорно кладут в гроб? Или, все же, духовному необходимо духовное? То есть, молитва наша, милостыня и память, которую венком и барабаном никак не заменишь и не отменишь.
Введя помпезный, чуждый традициям и верованиям ритуал, мы сами пригласили язычество в свои души. Символ этого нововведения до дня сегодняшнего источает свои заразные миазмы с московского мавзолея, но его рано или поздно все же закопают, а вот последствия заражения нам еще долго придется излечивать.
Мне могут возразить, что и в Церкви обрядов много. И это будет правильное возражение, но ведь надо видеть сакральный смысл церковных установлений! Необходимо понимать смысл обрядов, но не подменять СМЫСЛА обрядами, когда говорят «делай так, а не сделаешь - попадёшь в ад!» Абсолютно недопустимо понимать обряд только как само «действо», без смысла. Если выбирать одно из двух, исполнение обряда или же исполнение сути того, что этот обряд символизирует, надо выбирать исполнение сути.
Надо, чтобы Церковь была такой, где ни один честный человек не смог бы, соприкоснувшись, не уверовать. Не в Церковь уверовать, а в то, о чём она свидетельствует. Это же может произойти лишь тогда, когда все чуждое, наносное и привнесенное будет отвергнуто. Когда икона станет окошком к Богу, когда дым кадильный будет напоминанием утерянного райского фимиама, когда красивые священнические облачения и украшения храмов будут восприниматься как отражения той красоты и благодати, которые ждут человека, открывшего двери сердца своего Христу.
Прот. Александр Авдюгин.
Так и случилось:
- Батюшка, (звонили с прихода), у меня свечи, - голос чуть не плакал, - которые после похорон отца остались, пропали.
- Ну и что?
- Как что? Еще один покойник в доме будет!
Успокоил, как мог, а на следующий день зашел в тот дом, откуда звонили. Показалось, что еще на одни похороны приехал, когда увидел перепуганные глаза звонивших.
На все мои успокоительные речи не делать трагедии из дурного поверия, пришедшего из языческого прошлого и книг Аксенова, стоящих на самом видном месте в любой книжной лавке, не было никакой благой реакции. Страх поселился в доме. Пришлось из священника преображаться в доморощенного честертоновского пастора Брауна и в результате проведенного «расследования» определить, что сверточек с оставшимися от похорон церковными свечами благополучно завалился при последней субботней домашней уборке за книжный шкаф. Виновником случившегося была ленивая хозяйская дочка, которая вместо «вытри пыль», смахнула ее тряпкой, попутно зацепив злополучный сверток.
Радости хозяев не было придела...
Мне же было грустно. И не только грустно и печально, но еще не давала покоя мысль - тщетна твоя проповедь, батя. Не радость Христова и вера утверждающая, в сознании прихожан твоих, Богом данных, а язычество махровое. Вера во всесилие того, кто давно побежден, кто одного дуновения благости Божией страшится. Ведь посудите сами, какие вопросы задают на приходе, в письмах, на интернет-форумах и на телевидении:
- Можно ли носить пасхальные куличи на кладбища?
- Могут ли участвовать в погребении покойника его родственники?
- Кто первый должен ступить на венчальный рушник?
- Можно ли покупать продукты, где на упаковке идентификационный штрих-код?
- Через какое плечо надо передавать свечу в церкви?
И не только задаются эти и подобные вопросы! Они становятся во главу угла в духовной жизни. Ими руководствуются и в нарушении «установлений» Бог весть каких канонов и «старцев», видят чуть ли не предательство веры и отречения от православия. Но это для людей верующих, тех, кто принял Бога в сердце, а по неразумению своему видит в исповедании Его лишь выполнение определенных законов и правил. Того необходимого «минимума», который якобы достаточен для спасения.
Для тех же, кто в церкви ищет своего рода таблетку анальгина, способную помочь в скорбях и излечить от болезней, кому практически все равно, как и во что верить, лишь бы отстали неприятности и не привязывались болячки, языческие предрассудки становятся незыблемыми канонами.
Я очень часто сталкиваюсь с людьми, напрочь отрицающими Христа, но свято верующими в неблагополучность дороги, если ее перебежала кошка, стучащими по столу, дабы не исполнилось или исполнилось, и начинающих рабочий день с чтения горЕскопов. Именно они, не откликнувшись в свое время на Господне: "Се, стою у двери и стучу", отказавшись от крестильного крестика и веры отцов своих, захлопнувших дверь сердца своего от присутствия Божьего, все чаще становятся православными неофитами, видящими в Церкви и богослужении лишь очередной колдовской приворот или экстрасенсорную защиту.
Это они складывают ладошки лодочкой «для получения благодати» при евхаристическом каноне. Это они, распарив соль, читают три раза «Отче наш» и посыпают ею порог у входа в дом и квартиру. Это они распределили священников на благодатных и не очень, превратили почитание святых, как молитвенников пред Богом, в многобожный пантеон, где за фигурой «любимого» святого тускнеет и Христос.
Результат подобного «православного» верования можно лицезреть на некоторых общецерковных праздниках. Например, освящаю пасхальные куличи и яйца на Христово Воскресение и, уже либерально относясь к выставленными вместе с пасхальными явствами колбасе, салу и чуть прикрытыми (неловко все же) бутылкам, все же не могу промолчать, увидев положенные «под освящение» булавки.
На немой вопрос, зачем, мол, булавки с иголками, тут же, ничтоже сумняшеся, отвечают:
- Внучка замуж собралась. Булавочку в платье вколю, чтобы жили - не тужили.
Вот такое народное «православие». Христос стучится - откройте, впустите! Не слышим.
Лукавый скребнется с булавкой, иголкой или птичьим пометом - ему и честь, и почет, и уважение.
Вера, она разная бывает. Сатана вон, тоже верит, а бесы, прислужники его, святое Писание получше наших доморощенных богослов знают и эту свою интерпретацию Библии за православие и выдают. Ведь для снискания благодати Божьей и Духа Святого, того, что преподобный Серафим Саровский назвал целью христианской жизни, труд нужен, и не малый, а здесь все элементарно. Водичкой побрызгал, через плечо три раза плюнул, к «благодатному» старцу съездил и сразу святым себя почувствовал.
Вернусь все же опять к усопшим нашим и погребениям. Здесь практически все бывают, независимо от уровня воцерковленности. Слава Богу, стали меньше устраивать похорон с разрывающей душу еврейской музыкой. Я нормально отношусь к иудеям, но у меня законный вопрос, почему в нашем ритуальном официозе мотивы лишь земли обетованной? Почему регистрируем брак с Мендельсоном, а провожаем с Шопеном? Все ведь с крестиками православными, крещены, да и венчаются некоторые, а уж отпеваются - все поголовно. Причем тут эта «ненашенская» музыка?
И еще одно, то, что смутит многих, но не сказать этого нельзя. Это явная языческая традиция - венки. Да, те самые от сослуживцев, комитетов, детей, внуков, племянников и прочих родственников. В христианстве венков сроду не было, так, лишний расход денег. На Руси всегда считалось, что лучше эти деньги отдать на милостыню в память об умершем - так действительно больше пользы будет для покойного, чем от некрасивого, безвкусного, страшного венка с шаблонными надписями на лентах. Но попробуй даже священник, заикнись об этом...
«Ритуал весь менять. Возлагать нечего будет. Как же без венков-то?», - вот стандартные ответы и возражения. Но ведь возникает законный вопрос, если мы верим в жизнь за смертью, то нужны ли там венки, музыка, расческа, деньги или вставные зубы, которые также упорно кладут в гроб? Или, все же, духовному необходимо духовное? То есть, молитва наша, милостыня и память, которую венком и барабаном никак не заменишь и не отменишь.
Введя помпезный, чуждый традициям и верованиям ритуал, мы сами пригласили язычество в свои души. Символ этого нововведения до дня сегодняшнего источает свои заразные миазмы с московского мавзолея, но его рано или поздно все же закопают, а вот последствия заражения нам еще долго придется излечивать.
Мне могут возразить, что и в Церкви обрядов много. И это будет правильное возражение, но ведь надо видеть сакральный смысл церковных установлений! Необходимо понимать смысл обрядов, но не подменять СМЫСЛА обрядами, когда говорят «делай так, а не сделаешь - попадёшь в ад!» Абсолютно недопустимо понимать обряд только как само «действо», без смысла. Если выбирать одно из двух, исполнение обряда или же исполнение сути того, что этот обряд символизирует, надо выбирать исполнение сути.
Надо, чтобы Церковь была такой, где ни один честный человек не смог бы, соприкоснувшись, не уверовать. Не в Церковь уверовать, а в то, о чём она свидетельствует. Это же может произойти лишь тогда, когда все чуждое, наносное и привнесенное будет отвергнуто. Когда икона станет окошком к Богу, когда дым кадильный будет напоминанием утерянного райского фимиама, когда красивые священнические облачения и украшения храмов будут восприниматься как отражения той красоты и благодати, которые ждут человека, открывшего двери сердца своего Христу.
Прот. Александр Авдюгин.
Комментарии
Перенесла тему в Апологетику, там она будет более уместна.
Мне самой не нравятся венки и навевают страх жуткий, и на могилах их не люблю. Куда лучше живые цветы выращенные и лампадка и молитва над могилкой. А вот как отойти от таких традиций?
Осенью хоронили свекровь. Родственники-знакомые принесли венки, еду какую-то на могиле оставили. Муж не стал спорить. Пришёл потом по-тихому и всё убрал. Через несколько дней позвонила ему тётя с возмущением - надо же, кто-то венок с могилки украл. Муж повздыхал немного
Осенью хоронили свекровь. Родственники-знакомые принесли венки, еду какую-то на могиле оставили. Муж не стал спорить. Пришёл потом по-тихому и всё убрал. Через несколько дней позвонила ему тётя с возмущением - надо же, кто-то венок с могилки украл. Муж повздыхал немного
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
Нас с мужем после венчания, помню, кто-то из присутствующих спросил: "У кого свеча больше сгорела?". И упорно перед свадьбой уговаривали меня монету положить в обувь. Отбились.
Ещё одно, что нас окружает - заговоры всякие, привороты-отвороты. Свекровь, например, когда хотела нас развести с мужем, порезала наши свадебные фотографии, которые им дарили - не знаю, что там читалось/не читалось, но остался у них на фото только их сын и кривые края (муж потом выбросил фото). И ведь не помогает (сколько вижу таких примеров), но люди всё равно верят в эти заговоры...
А про венки даже не думала, всегда по привычке заказывали... И ведь правильно всё - надо просто постараться перестроиться, вспомнить вовремя, остановиться. Спасибо за пост!
Нас с мужем после венчания, помню, кто-то из присутствующих спросил: "У кого свеча больше сгорела?". И упорно перед свадьбой уговаривали меня монету положить в обувь. Отбились.
Ещё одно, что нас окружает - заговоры всякие, привороты-отвороты. Свекровь, например, когда хотела нас развести с мужем, порезала наши свадебные фотографии, которые им дарили - не знаю, что там читалось/не читалось, но остался у них на фото только их сын и кривые края (муж потом выбросил фото). И ведь не помогает (сколько вижу таких примеров), но люди всё равно верят в эти заговоры...
А про венки даже не думала, всегда по привычке заказывали... И ведь правильно всё - надо просто постараться перестроиться, вспомнить вовремя, остановиться. Спасибо за пост!
↑ Перейти к этому комментарию
Никакими сожалениями вы не поможете никому.
Сожалений нет, только молимся, а не думать совсем не получается, слишком мало времени прошло. Духовно хорошо помог тогда нам с мужем батюшка из ближайшего прихода, в другом городе это было. Без Бога сами бы с ума сошли, наверно.
Но это может в любой момент измениться. ...не стоит об этом забывать...
Нас с мужем после венчания, помню, кто-то из присутствующих спросил: "У кого свеча больше сгорела?". И упорно перед свадьбой уговаривали меня монету положить в обувь. Отбились.
Ещё одно, что нас окружает - заговоры всякие, привороты-отвороты. Свекровь, например, когда хотела нас развести с мужем, порезала наши свадебные фотографии, которые им дарили - не знаю, что там читалось/не читалось, но остался у них на фото только их сын и кривые края (муж потом выбросил фото). И ведь не помогает (сколько вижу таких примеров), но люди всё равно верят в эти заговоры...
А про венки даже не думала, всегда по привычке заказывали... И ведь правильно всё - надо просто постараться перестроиться, вспомнить вовремя, остановиться. Спасибо за пост!
↑ Перейти к этому комментарию
верят во всё, кроме Бога.
Отсутствие и вредительство душам тех, кто слаб в Вере.
Как говорит отец Димитрий Смирнов - "православные ведьмы".
То есть эти женщины далеки от Христианства и Православия, но обязательно учат всем самым невообразимым суевериям какие только придут в голову неверующему человеку. они кричат в храме на прихожан, дают советы, предают анафеме женщин к коротких юбках, без платков с макияжем. не там встали. не так свечку держите.. и прочее..."Это чистое беснование" говорит священник.
А между тем, мы с Вами прекрасно знаем, что никакой обряд ничего не значит, если человек не раскаялся полностью в содеянных грехах.
Главное в Вере - покаяние.
А когда нет покаяния, то нет и смирения (от осознания своей греховности и мерзости перед Богом), нет смирения - нет ясности разума - нет ясного разума - добро пожаловать в Ад из суеверий и страхов.
Истинно верующий человек не боится смерти как таковой, он боится только умереть НЕраскаянным.
стараюсь и в религиозные диспуты вообще не вступать, ибо это вредно для души.
ну, гордыня - это у меня больное место...
↑ Перейти к этому комментарию
Мы должны подражать Господу. Он, прежде чем войти, стучится в дверь сердца и входит только если ее откроют.
↑ Перейти к этому комментарию
"Не дадите святая псом, ни пометайте бисер ваших пред свиниями, да не поперут их ногами своими и вращшеся расторгнут вы."
Архиеп. Феофилакт Болгарский так толкует эти слова Спасителя: "Псы - неверные, свиньи - хотя верующие, но ведущие жизнь нечистую. Итак, не должно высказывать тайн о Христе неверным, ни светлых и жемчужных слов богословия - нечистым, потому что те, как свиньи, попирают или презирают то, что им говорят..." Не стоит говорить бесценные Слова спасения тем, кто не только не расположен их слышать, но более расположен ими пренебречь (или над ними надругаться).Ответ нашла этот на сайте http://kubansobor.ru/faq/?s=%D2%EE%EB%EA%EE%E2%E0%ED%E8%E5+%D1%E2.+%CF%E8%F1%E0%ED%E8%FF
Я и такое слышала что,говорить и просвещать можно и нужно,но! если человек услышав решил что ему это не нужно,просто отойти от него и не затрагивать эту тему!
Я сама частенько даю советы,хотя ещё ничего толком не знаю!
Часто бывают очень сложные ситуации.
Я как-то услышала разговор (даже скорее ругань невестки с моим братом),он собирался ехать по просьбе одного друга,но эта затея ни мне ни невестке не понравилась.Она на него "наезжала",пыталась отговорить,я тоже хотела влезть со своими "фи",но, поняла что уговорами не поможешь!Встала перед иконами и просила Господа и Богородицу чтоб уберегли!
Слава Богу всё обошлось!
Бывают ситуации,в которых нет смысла что-то объяснять,а лучше встать на молитву,и хорошенько попросить за того или иного человека!
Конечно мне не справиться самой. Обращалась к священнику, заказывали в монастыре монастырскую полуночную и т.д. Я молилась сама, но пришлось и маму направлять на путь. Она добрый, отзывчивый человек, но заблудший. Со священниками она не общалась. Иногда Господь к разным трудам призывает, иногда молиться, иногда болезнь терпеть, физически поработать, а иногда и объяснять. Это тоже тяжелый труд. Прежде чем на него решиться, я получила благословение.
Так как духовно не стою, стараюсь обращаться к священнослужителям или более духовным людям за советом.
Сама еще духовно немощна.
Спаси нас Господи!
Дай Боже нам обрести духовных отцов,чтобы укрепиться в вере православной и не отпасть в погибель!
Все батюшки,которых я знаю-все удивительные и замечательные!
К любому подойди -уделит и время и слова найдёт,но в наше время ,духовный отец,это просто необходимость!
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: