Об эмиграции, подвижничестве и духовном выборе христианина.
Один весьма известный (в интернет-пространстве) батюшка высказал такую мысль:была бы у меня материальная возможность - уехал бы из России незамедлительно. Туда, где больше законности, туда, где лучше медицина и образование (!), туда, где сына не заберут в армию. Правда, о предполагаемом более высоком уровне жизни не упомянул, ибо вряд ли православный священник на Западе будет жить так уж шоколадно - стоит пообщаться с теми батюшками, что там служат.
Эта дискуссия побудила меня на два действия - записать свои размышления и задать на эту тему вопрос о. Макарию. Воспроизвожу и то, и другое и выношу на суд читателя.
Об эмиграции, подвижничестве и духовном выборе христианина.
Вчера была участником интересной дискуссии. Мои оппоненты - православные христиане - утверждали, что в России жизни-таки нет, поэтому лучше жить за рубежом. Потому что хоть Россия и считается страной духовно благоприятной, но вот уровень жизни совсем невысок и средняя её продолжительность там куда как нехороша. О духовной благоприятности, наверное, можно спорить - ибо есть население с очень разными взглядами, есть наследие безбожного режима, и есть политика государства, в целом для христиан сегодня благоприятная. А вот про уровень жизни - да, соглашусь, за рубежом (в развитых странах) он в целом выше. Хотя, наверное, говорить о доходе на душу населения и о средней продолжительности жизни можно примерно в том же контексте, в каком обычно шутливо упоминается средняя температура по больнице - ибо везде есть разница между богатыми и бедными. Но я, собственно, не об этом.
Основной тезис моих оппонентов был таков: благоприятная атмосфера для физического существования и некая нравственно неблагоприятная обстановка всё же лучше, чем наоборот. Потому что верующий во Христа должен свою веру как-то отстаивать перед лицом безбожного мира (а то какая же это будет вера!) - а вот жить он должен хорошо. Вроде звучит заманчиво - но стоит посмотреть на проблему и с другой стороны.
Я знаю, что открыто в "демократических" странах за исповедание Христа сейчас не гонят. Я знаю, что нормальные люди есть везде. Но политика многих западных государств такова, что христианам там бывает непросто отстаивать свои убеждения. Я могу, к примеру, сжав зубы, не смотреть на шествия содомитов, даже если они используют богохульную символику, как это было несколько лет назад в Берлине. Я могу не носить на виду нательный крест, прикалывая его изнутри к одежде, как делали наши благочестивые бабушки в годину безбожия. Но как быть с воспитанием детей? Вот у меня есть ребёнок. Неужели я, предполагаемая эмигрантка, пусть даже имеющая приличный заработок и неплохой социальный статус, смогла бы бодаться с приютившим меня государством за право воспитывать своего сына так, как я считаю нужным? Как бы я уберегла его от уроков толерантности - кто подскажет?...
Впрочем, если кому-то нравится именно такой образ подвижничества, какой я описала - что ж, пусть. Но мне лично ближе другой путь: духовная свобода при некотором внешнем неблагополучии телесного существования. Я могу потерпеть некоторые неудобства в мой жизни. Я могу потерпеть не самые лучшие условия в больницах, мою педагогическую зарплату, отсутствие собственного жилья и много чего ещё. Но я должна быть уверена, что моего ребёнка в школе не научат ничему безнравственному. Что мне дадут открыто исповедовать свою веру и воспитывать в вере своего сына. Что мою Церковь никто не заставит венчать гомосексуальные браки. Слава Богу, Церковь сейчас свободна. И я тоже хочу быть свободной. Поэтому я не уеду из России, даже если будет такая возможность.
А что христианину всегда придётся терпеть как минимум непонимание от людей безверующих - так это факт. Даже мой Мишаня рассказывал мне, что у них в садике верующих во Христа нет, и ребята над ним подсмеиваются. Это было, это и будет.
...
Вопрос: Батюшка, благословите! Как Вы думаете, какой образ подвижничества ближе для христианина: жизненное благополучие при некоторой духовной несвободе (когда имеются затруднения в том, чтобы открыто выражать несогласие с пороком, и с тем, чтобы воспитывать детей так, как родители считают нужным), или наоборот - духовная свобода при некотором материальном стеснении? Просто есть мнение, что христианин должен находиться в духовно непростой обстановке, чтобы уметь отстаивать свою веру, но при этом ему желательно быть материально обеспеченным и жить в демократическом государстве, где и законы лучше соблюдаются, и жизнь богаче. Я же считаю наоборот - лучше потерпеть некоторую бытовую неустроенность, но быть духовно свободным и воспитывать детей по своему усмотрению и согласно своей вере. Как Вы понимаете, вопрос - о жизни в России или в эмиграции. Мне важно именно Ваше мнение.
===================
См. ""Куда уехать?" - Слабоумие в поисках счастья",
http://p-m-makarios.livejournal.com/31930.html
...
Очень советую прочитать заметочку о. Макария. Весьма поучительно.
Эта дискуссия побудила меня на два действия - записать свои размышления и задать на эту тему вопрос о. Макарию. Воспроизвожу и то, и другое и выношу на суд читателя.
Об эмиграции, подвижничестве и духовном выборе христианина.
Вчера была участником интересной дискуссии. Мои оппоненты - православные христиане - утверждали, что в России жизни-таки нет, поэтому лучше жить за рубежом. Потому что хоть Россия и считается страной духовно благоприятной, но вот уровень жизни совсем невысок и средняя её продолжительность там куда как нехороша. О духовной благоприятности, наверное, можно спорить - ибо есть население с очень разными взглядами, есть наследие безбожного режима, и есть политика государства, в целом для христиан сегодня благоприятная. А вот про уровень жизни - да, соглашусь, за рубежом (в развитых странах) он в целом выше. Хотя, наверное, говорить о доходе на душу населения и о средней продолжительности жизни можно примерно в том же контексте, в каком обычно шутливо упоминается средняя температура по больнице - ибо везде есть разница между богатыми и бедными. Но я, собственно, не об этом.
Основной тезис моих оппонентов был таков: благоприятная атмосфера для физического существования и некая нравственно неблагоприятная обстановка всё же лучше, чем наоборот. Потому что верующий во Христа должен свою веру как-то отстаивать перед лицом безбожного мира (а то какая же это будет вера!) - а вот жить он должен хорошо. Вроде звучит заманчиво - но стоит посмотреть на проблему и с другой стороны.
Я знаю, что открыто в "демократических" странах за исповедание Христа сейчас не гонят. Я знаю, что нормальные люди есть везде. Но политика многих западных государств такова, что христианам там бывает непросто отстаивать свои убеждения. Я могу, к примеру, сжав зубы, не смотреть на шествия содомитов, даже если они используют богохульную символику, как это было несколько лет назад в Берлине. Я могу не носить на виду нательный крест, прикалывая его изнутри к одежде, как делали наши благочестивые бабушки в годину безбожия. Но как быть с воспитанием детей? Вот у меня есть ребёнок. Неужели я, предполагаемая эмигрантка, пусть даже имеющая приличный заработок и неплохой социальный статус, смогла бы бодаться с приютившим меня государством за право воспитывать своего сына так, как я считаю нужным? Как бы я уберегла его от уроков толерантности - кто подскажет?...
Впрочем, если кому-то нравится именно такой образ подвижничества, какой я описала - что ж, пусть. Но мне лично ближе другой путь: духовная свобода при некотором внешнем неблагополучии телесного существования. Я могу потерпеть некоторые неудобства в мой жизни. Я могу потерпеть не самые лучшие условия в больницах, мою педагогическую зарплату, отсутствие собственного жилья и много чего ещё. Но я должна быть уверена, что моего ребёнка в школе не научат ничему безнравственному. Что мне дадут открыто исповедовать свою веру и воспитывать в вере своего сына. Что мою Церковь никто не заставит венчать гомосексуальные браки. Слава Богу, Церковь сейчас свободна. И я тоже хочу быть свободной. Поэтому я не уеду из России, даже если будет такая возможность.
А что христианину всегда придётся терпеть как минимум непонимание от людей безверующих - так это факт. Даже мой Мишаня рассказывал мне, что у них в садике верующих во Христа нет, и ребята над ним подсмеиваются. Это было, это и будет.
...
Вопрос: Батюшка, благословите! Как Вы думаете, какой образ подвижничества ближе для христианина: жизненное благополучие при некоторой духовной несвободе (когда имеются затруднения в том, чтобы открыто выражать несогласие с пороком, и с тем, чтобы воспитывать детей так, как родители считают нужным), или наоборот - духовная свобода при некотором материальном стеснении? Просто есть мнение, что христианин должен находиться в духовно непростой обстановке, чтобы уметь отстаивать свою веру, но при этом ему желательно быть материально обеспеченным и жить в демократическом государстве, где и законы лучше соблюдаются, и жизнь богаче. Я же считаю наоборот - лучше потерпеть некоторую бытовую неустроенность, но быть духовно свободным и воспитывать детей по своему усмотрению и согласно своей вере. Как Вы понимаете, вопрос - о жизни в России или в эмиграции. Мне важно именно Ваше мнение.
===================
См. ""Куда уехать?" - Слабоумие в поисках счастья",
http://p-m-makarios.livejournal.com/31930.html
...
Очень советую прочитать заметочку о. Макария. Весьма поучительно.
Комментарии
Христианин может с уважением относиться к чужому мнению, к чужой вере и т. д. - но при этом обязан сохранять понятие греха. На западе за "гомофобию" могут привлечь. Даже если просто сказать, что гомосексуализм - это не просто "чужое мнение", а грех и мерзость.
Хоть я и из другой страны приехала, но все мои корни именно отсюда - из России. И корни моего супруга.
Еще со школьных лет я мечта вернуться в Россию и по воле Божьей оказалась здесь. Никогда, ни разу об этом не пожалела! Я приехала ДОМОЙ!
Да! были и есть трудности в жизни, но у кого их нет? В какой стране всем живется хорошо?
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: