Магазин handmade Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook 

Учебник Николая Зайцева

Данный учебник написан в помощь родителям, которые решили заниматься с ребенком по кубикам Зайцева самостоятельно. Здесь Вы найдете игры, занятия которые можно использовать для обучения чтению по кубикам. Описание таблиц и их назначение, как работать по таблицам и что для этого требуется. Весь материал изложен в доступной форме и предназначен для ежедневных занятий с малышом.
Содержание учебника:

• Кубики Зайцева
• Почему кубики разного объёма и цвета? Так ли уж нужен наполнитель?
• Правописание слов - Жюри, Брошюра, Шяуляй, Шымкент...
• Таблицы Зайцева
• Чем определяется порядок расположения складов на кубиках и в таблицах?
• Аудиозапись
• Буквы. Слоги. Склады.
• Нужны ли звуковые анализы?
• Когда же терминологию давать, определения?
• Борьба Звуковиков со Складовиками.
• Путь к чтению лежит через письмо.
• Виды работы пп. 1 - 8
• Виды работы пп. 24 - 29
• Виды работы пп. 30 - 40.
• Виды работы пп. 43 - 46.
• Виды работы пп. 53 - 58.
• Виды работы пп. 60 - 69.
• Виды работы пп. 70 - 77.
Учебник Николая Зайцева взят с сайта http://www.metodikinz.ru - Методики Н. Зайцева - Обучение чтению, математике, русскому и английскому языкам.

Кубики Зайцева
Кубики различаются по цвету, размеру, весу (заполняются железками или деревяшками, имеющимися в наборе), звенят или глухо стучат при встряхивании, создавая различные по качеству вибрационные колебания, ощущаемые рукой. Даже с завязаннми глазами и заткнутыми ушами кубики легко разобрать на двенадцать групп:

1. Большие "золотые".
2. Маленькие "золотые".
3. Большие "железные".
4. Большой "двойной железный".
5. Маленькие "железные".
6. Маленький "двойной железный".
7. Большие "деревянные".
8. Большие "двойные деревянные".
9. "Железно-деревянный".
10. Маленькие "деревянные".
11. Маленькие "двойные деревянные".
12. Бело-зелёные со знаками препинания.

Почему кубики разного объёма и цвета? Так ли уж нужен наполнитель?
Всё нужно. Для воздействия на все органы чувств, образования ассоциаций, облегчения запоминания.
Информацию несут и передают цвет, звук, пиктограммы (сигналы светофора, звонки, гудки, дорожные знаки), вес, тактильные ощущения, вибрационные, запах и проч. Для быстрого распознавания и надёжного запоминания кубиков используются такие приёмы:

* деление на группы по цвету (5 различий),
* по объёмам (4),
* по звучанию и вибрации наполнителя (5),
* по весу (как минимум 4).

Одна двухлетняя девочка, только что познакомившаяся с кубиками, вдруг начала их раскладывать. Закончив работу, подвела итог: "Эти звенят, а эти стучат". На столе лежали отдельными группами "золотые", "железные" и "деревянные". Задайте группе трёхлеток вопрос: "Что звонче, железо или дерево?" Услышите дружный ответ: "Железо!" Если дать детям кубики потрясти, а потом спросить, что в них лежит, уверенно скажут: "В этих железки, в этих деревяшки". Хоть и не видели, а знают. Уверенности ещё и цвет кубиков придаёт. Он, разумеется, не случаен: специально под "золото", "железо" и "дерево" подобран ("золотые" более нежные звуки издают). Кубики можно и по-другому разделить: попросить ребят на один стол большие снести, а на другой маленькие. В так называемых "твёрдых" и "мягких" ничего твёрдого и мягкого нет, а вот большое и маленькое ощутимо присутствует.

МУ-МО-МА-МЭ-МЫ-М произносятся с большим объёмом резонатора (челюсть опущена, язык отведён назад и вниз), а МЮ-МЁ-МЯ-МЕ-МИ-МЬ с маленьким (челюсти почти сомкнуты, язык продвинут вперёд и вверх). Два тона в русской речи: низкий и высокий. Чем твёрже (с большим объёмом резонатора) произносим твёрдые и чем мягче (с меньшим объёмом) мягкие, тем отчётливее, различимее наша речь.

Гласные, согласные, звонкие, глухие, твёрдые, мягкие — категории для детей абстрактные и совершенно непонятные. Не нужны им пока ни термины, ни, тем более, далёкие от науки определения и пояснения (из современных школьных учебников). Конечно, нужно уметь отличать гласные от согласных, звонкие от глухих, твёрдые от мягких, но почему обязательно только через термины и определения? Войдите в положение ребёнка: буквочки маленькие, чёрненькие, друг на друга похожи, да ещё вон скольких пород да видов с "научными" названиями: не просто бэ, как раньше думал, а с чем-то согласная, звонкая, да при этом ещё и твёрдая. Но может и мягкой быть (белка). И глухой (юбка, гриб). И ещё фонемой (б или бь). Кого такое не отпугнёт?

Кубики Зайцева
А что у нас?
"Золотые" кубики — для гласных.
"Железные" и "деревянные" (большие и маленькие) — для согласных и их сочетаний с гласными, твёрдым и мягким знаком.
"Железные" — для звонких, "деревянные" — для глухих.
Большие — для твёрдых, маленькие — для мягких.

Увидеть можно, потрогать, потрясти. Если дети собирают, день ото дня быстрее, из кубиков слова вроде КА-ТЯ, ВА-СЯ, МА-МА, ПА-ПА, БА-БУ-ЛЯ, ДЕ-ДУ-Ш-КА, ДЯ-ДЯ, ТЁ-ТЯ, СУ-П, КА-ША, ЧА-Й, СО-К, КО-Ш-КА, СО-БА-КА, П-ТИ-Ч-КА, МА-ШИ-НА, КУ-К-ЛА, МЯ-ЧИ-К, БА-НА-Н, Г-РУ-ША и т. п., естественно предположить, что они действуют осознанно, разыскивают кубики по "приметам". Четырёхлетки начинают это делать на третьем-пятом занятии, первоклассники уже на первом-втором. Термины потом "прицепим".

Среди пятисот-восьмисот книг на своих полках нужные вы тоже быстро по "приметам" разыскиваете: цвет, высота, толщина, оформление корешка.

У нас же не 800, а всего 61 кубик. Из "бело-зелёных" нужен пока будет только один (со значком ударения), кубик с твёрдыми знаками тоже может в сторонке полежать. Из остающихся пятидесяти шести 16 являются "дубликатами": по два одинаковых кубика нужны для составления слов вроде ВО-ВА, И-ЛЬ-Я, МА-МА, ПА-ПА, БА-БУ-Ш-КА, ДЯ-ДЯ, ТЁ-ТЯ, КУ-К-ЛА, БА-НА-Н, Т-РА-К-ТО-Р, А-Э-РО-Д-РО-М, СО-СУ-ЛЬ-КА, НЯ-НЯ, ЛИ-ЛИ-Я, СЕ-МЬ-ДЕ-СЯ-Т и т. п. Так что фактически ребёнку необходимо научиться опознавать всего лишь 40 кубиков.
"Двойных" кубиков — шесть.

Некоторые склады на них, ребятам скажем, пишутся по-разному, а произносятся одинаково:

1. ЙА и ЙЯ (Майами, папайя, секвойя).
2. ЖЁ и ЖО (жёлудь, жокей), Ж и ЖЬ (нож, рожь, режь). ЖЪ на кубике нет, но есть в таблице (межъевропейский, межъязыковой).
3. ШЁ и ШО (шёлк, мешок), Ш и ШЬ (мышка, мышь).
4. ЦИ и ЦЫ (цирк, огурцы).
5. ЧЁ и ЧО (пчёлка, стручок), Ч и ЧЬ (мяч, печь).
6. ЩЁ и ЩО (щётка, трещотка), Щ и ЩЬ (плащ, вещь).

Жюри, брошюра, Шяуляй, Шымкент...
Правописание подобных слов изучается традиционно в 4-5 классе, вопрос решается списочным их предъявлением. Но вдруг какому мальчику парашют захочется из кубиков сложить? А если дети в Шымкенте живут, Шяуляе или на реке Ащысу (бассейн Иртыша)? В группе (классе) может оказаться девочка с фамилией Гущян или мальчик Коцюбинский.

Склады, нужные для таких написаний, можно собирать из двух кубиков.
Тут-то ребята и обратят на такие слова внимание, поймут, что имеют дело с отклонениями от основных принципов русской графики.

Таблицы Зайцева
Таблицы 1, 2, 3 размещаются на стене. Нижний край на высоте 165-170 см от пола, — во избежание нарушений осанки дети должны почаще работать с поднятой головой. Забудьте навсегда рекомендации, сблизоручившие страну, о низеньком-близеньком (на уровне глаз, не дальше вытянутой руки ребёнка) расположении учебных материалов. Хочешь поближе рассмотреть, потрогать — вот тебе кубики; увидеть всё сразу, что на кубиках есть, да не в беспорядке, как на столе, выложенное, а в системе — вот тебе таблицы. Буквы на них, кстати, и с десяти метров видны.
Указки должны быть не менее полутора метров длиной, чтобы дети отстранялись от таблиц, привыкали окидывать взглядом всё табличное поле. Под таблицами полка в три доски. Для кубиков, разумеется.
Таблица 1 в системе "звонкие-глухие", а таблица 3 в системе "твёрдые-мягкие" представляют 246 складов русского языка, называемых в научно-методической литературе также единицами письма и чтения. От себя добавим, что они являются еще и акустическими, и произносительными единицами. Обучение чтению по складам оказалось эффективным не только для русского, но и ряда других языков (английского, украинского, белорусского, казахского, татарского), по которым нами сделаны разработки. Американцы, кстати, перевели "склады" как "zai-units" ("заи", "зай-единицы"); украинцы для "Рiдной мовы за методикою Зайцева М. О." как "слог Зайцева". В правом верхнем углу таблицы 1 — цифры и знаки математических действий, в левом нижнем — знаки препинания. Кубики и таблицы у нас поются. Отслеживание "песенок" глазами (поначалу за учительской указкой) тоже способствует запоминанию складов. Но это ещё и упражнение на удержание внимания, а также подготовка глазных мышц к движениям совершенно необходимым для будущего чтения: равномерное скольжение взгляда по строчке слева направо, быстрое и безошибочное его перебрасывание справа налево с фиксацией на следующей нижней строчке и т. п. Человек, грамотно печатающий на компьютере, и в тетради пишет без ошибок. Скажем детям, что таблица 1 — "компьютер", печатающий складами. Неплохо бы и в самом деле такой иметь, с большим-большим дисплеем. Таблица 1, пока что, его модель, тренажёр для приобретения, закрепления и автоматизации навыков грамотного письма.
Таблица 2 представляет собой пять алфавитных блоков, выполненных разными типами шрифтов. Каждый из пяти блоков из двух частей состоит: сверху "просто" буквы, снизу их названия. Результатами школьного обучения по теме "Названия букв" можно каждодневно "наслаждаться" в СМИ: один диктор эс-эн-гэ говорит, другой сэ-эн-гэ (СНГ); то эф-эс-бэ, то фэ-эс-бэ скажут (ФСБ); то кэ-эн-эр, то ка-нэ-эр (КНР); фэ-эр-гэ (ФРГ), кэ-пэ-эс-эс (КПСС) и даже эн-лэ-о (НЛО). Многие люди даже с высшим образованием алфавит совершенно фантастическим образом озвучивают, что-то вроде ё-кэ-лэ-мэ-нэ, о-пэ-рэ-сэ-тэ получается. Да и не просто такими премудростями овладевать. Показала мама будущему диктору букву и сказала: эс, другому её представили как сэ, третьему как с. То рэ, то эр, то р назовут; мэ, эм, м; лэ, эл, л и даже эль. Знание правильных названий букв родного языка — принадлежность элементарной языковой культуры. Не может быть в русском языке букв с названиями "жэ" и "цэ" (как в школьных алфавитах): объясняй потом, что же и це только через е пишутся, а с э встречаются лишь в заимствованиях вроде "Жэньминь Жибао" (китайская газета) и Цэцэрлэг (населенный пункт в Монголии), и что даже иностранная муха цеце только с е бывает. Хорошо бы избавиться и от мелькающего ещё кое-где "эль": никто же не говорит вэ-эль-ка-эс-эм (ВЛКСМ), эн-эль-о (НЛО) или эль-дэ-пэ-эр (ЛДПР). Родительских представлений о названиях букв не изменишь, учителя тоже небезгрешны, частенько названия букв с обозначаемыми ими звуками путают. Что же делать? Так вечно и будем в названиях букв нетверды? Выход есть. Записанные складами и заученные песенкой, они запоминаются легко, быстро и на всю жизнь. Распевая алфавитные "песенки", присмотримся заодно к заглавным и строчным буквам в разных шрифтах и прописи.

Чем определяется порядок расположения складов на кубиках и в таблицах?
Проговаривать и пропевать склады в порядке МУ-МО-МА-МЭ-МЫ-М, МЮ-МЁ-МЯ-МЕ-МИ-МЬ гораздо легче, чем в любом другом, — так многие фонетисты, фонопеды, фониатры, преподаватели вокала считают. В верхней части таблицы 1 за блоком гласных следуют блоки сонорных Й, Л, М, Н, Р; к ним примыкают «тянущиеся» В и З (в украинском и белорусском В принадлежит сонорным, является губно-губным, не парно с Ф; в русском — губно-зубным, парным); за ними блоки Б, Д, Г, Ж.
Порядок расположения складов в нижней части таблицы определяется неизбежностью соотнесения блоков В-Ф, З-С, Б-П, Д-Т, Г-К (и примыкающего к ним Х), Ж-Ш. Склады с Й, Л, М, Н, Р и «особыми» буквами Г, К, Х, Ж, Ш, Ц, Ч, Щ оказываются, таким образом, собранными по краям, что создает определённые удобства для преподавателя и учащихся. Порядок складов в таблице 3 тот же, что и в таблице 1.

Аудиозапись - Попевки Зайцева
Ритмическое проговаривание, пропевание, музыкальное сопровождение являются мощными средствами воздействия на память. Кубики и таблицы распеваются на 35 популярных, в основном, народных мелодий под аккомпанемент баяна и балалайки. Уже на первом-втором занятии пропеваем от начала до конца всю таблицу 1. Основное правило: что пропеваем, то и в таблице показываем.

Следя глазами за указкой преподавателя, дети должны находиться на расстоянии не менее 2-3 метров от таблицы. Можно стоять, можно сидеть. Тех, кто начинает подпевать, обязательно поддержим: "Молодцы!", остальных упрекнём: "А вы что не помогаете?" Блок ЛУ ЛО ЛА ЛЭ ЛЫ Л, ЛЮ ЛЁ ЛЯ ЛЕ ЛИ ЛЬ похож (и видом и на слух) на блок МУ МО МА МЭ МЫ М, МЮ МЁ МЯ МЕ МИ МЬ и на любой другой. Матрица: в ожидаемое время в ожидаемом месте получаем ожидаемый результат. Если знаешь хотя бы один склад из блока, сможешь восстановить остальные. Если знаешь блок, в котором расположен нужный склад, то, пропевая "песенку" до какого-то места, можно этот склад опознать. Через некоторое время ребята так и начинают делать.

Ценность попевок не только в том, что они помогают быстрому и стойкому запечатлению складов. Это ещё и замечательные речевые упражнения: блоки гласных, согласных; цепочки складов на У-Ю, О-Ё, А-Я, Э-Е, Ы-И; пропевание только твёрдых складов и только мягких; только звонких и только глухих; с ударением на первом, на втором и т. п. Периодически преподаватели-практики сообщают о таких случаях: ребёнок до четырёх, пяти, а то и десяти лет молчал, потом запел, и только после этого заговорил. Следя за учительской указкой и пропевая "песенки" хором, дети становятся внимательнее. Воспитываются навыки, необходимые для будущего чтения: равномерное скольжение взгляда по строчке, перевод его на следующую, интонационное выделение знаков препинания.

В таблице 2 пять блоковалфавитных "песенок". Первый исполняется на две мелодии, второй на три, третий на пять мелодий, четвёртый на две, пятый на одну. В "Учебнике" представлен шестой блок, который может исполняться бесконечно, вроде сказочки "У попа была собака". Во второй его части алфавит пропевается в обратном порядке. Вот что интересно: многим и за всю жизнь не удается алфавит выучить без пропусков букв или с правильными их названиями, а мы и в обратном порядке легко освоим. Для чего? — Для облегчения поиска слов при пролистывании словаря от Я к А, например. Левшам удобней. Или чтобы доказать некоторым, что с мелодией и ритмом многие вещи выучиваются в сотни раз быстрее и надёжнее.

Буквы. Слоги. Склады.
Кому не известна проблема «Буквы знает, а читать не может»? Многим родителям почему-то кажется, что если ребёнок названия букв выучит, то непременно и читать начнёт. Не сразу, конечно, а эдак через недельку, ну две. Начинают сердиться, когда из «тэ-ё-тэ-я» получается «тойота», а не тётя, как бы им хотелось. Особенно из себя выводит, когда ребёнок даже слово под картинкой прочитать не может: «Ше-у-бэ-а». — «Что получилось?» — «Тулуп». «Эм-а-эм-а» или «пэ-а-пэ-а» чуть-чуть похожи на маму с папой, но попробуй догадайся, что «дэ-я-дэ-я эс-тэ-ё-пэ-а» это дядя Стёпа. Чтение ребёнок начинает тихо ненавидеть. Да ни в одном языке не читают по буквам! Английское HOW (хау) читается по буквам как «эйч-оу-даблью», а WHO (ху) как «даблью-эйч-оу». Похоже?

Азбуки с картинками, которые так обожают родители и методисты, не помогают, а мешают научиться читать. Изображения букв увязываются в сознании ребёнка с картинками, от которых потом приходится освобождаться. Из зебры, аиста, ящерицы и цапли почему-то должен выйти заяц. При виде слова бабушка представляются бегемоты, аисты, улитка, шмель, кенгуру. По слогам тоже читать непросто — от одной до десяти букв в них бывает: 1) я, и, а; 2) ты, он; 3) кто, кот, ёрш; 4) Орск, Ейск, горб, гриб, сплю, мгла, жгли; 5) Эрнст, жесть, Курск, столб, взрыв, Псков, встре-ча; 6) чувств, Бердск, власть, Брянск, вдрызг, сплюнь, встреч, взгляд, Гжатск, Мкртчя-ну; 7) сходств, свойств, Гданьск, всплеск, Пльзень, встрянь, Мкртчян, льстясь, всласть; 8) вскользь, у-стройств, про-странств, Пфельдрт (советский учёный); 9) взльстясь, ра-сстройств; 10) дже-нтльменств. Принципы слогоделения предположительны. Даже учёные не знают, как лучше слова на слоги делить: кош-ка или ко-шка? се-стра, сес-тра, сест-ра? ра-сстройств, рас-стройств, расс-тройств, расст-ройств? Точно известно только одно: сколько в слове гласных, столько и слогов. Есть слова и вовсе без гласных: б (=бы), в, ж (=же), к, ль (=ли), с, междометия гм, мм, хм, шш, ррр, трр, тсс и т. п. Бывают стыки из шести-восьми, а то и десяти согласных (Монстр вздрогнул: появились Э-рнст с Мкртч-яном. Вариант: Пфе-льдрт с Мкртч-яном). На кубиках и в таблицах не слоги, а склады. Ма-ма, па-па, тё-тя, шу-ба, ку-к-ла, дя-дя С-тё-па, произнесённые по складам, сразу узнаются ребёнком.

Многие авторы, рассуждая о слоге, имеют в виду, конечно, склад. Всем с детства известная разрезная «Касса букв и слогов» должна бы, по справедливости, называться «Кассой складов». Русские же слоги столь многообразны по количеству комбинаций звуков и обозначающих их букв, что их ни в какую «кассу», хоть с тысячью кармашков, не рассуёшь. Определения слога во многих учебниках только под склады и слоги типа СГ (согласный-гласный) подходят: «Слог — это сочетание согласного и гласного звуков»1. А куда девать такое: он, у меня, Аня, Оля, уазик, обои, воины, шоу и т. п. Уж лучше бы по-старинному объясняли: «Слог — слово или его часть с гласной, дающей силу произнести его» (почти по Далю). Конечно же, склад подразумевают учителя, внушая учащимся: «В ударном слоге как слышится, так и пишется». Судите сами, что слышится, а что пишется в некоторых односложных словах: дуб, луг, код, горб, гриб, вход, грязь, скарб, груздь, чувств, сельдь, Бердск, вдрызг, Гжатск, сходств, вскользь, сглаз (с слышится как з, а з как с). Вот в выделенных ударных складах — да, как слышится, так и пишется (при сравнительно небольшом количестве слов вроде своего, счастье, мужчина и т. п., рассматриваемых нами в правилах чтения2). Вероятно, склад, а не слог, имеют в виду учёные: «Слог реализуется не как последовательность составляющих его звуков, а как цельный артикуляционный комплекс, т. е. задается единым блоком нейрофизиологических команд к мышцам».

Насколько всё неясно, неопределенно со слогами, настолько всё просто и понятно со складами: вот они все в таблицах и на кубиках — буквенные эквиваленты «цельных артикуляционных комплексов», задаваемых «единым блоком нейрофизиологических команд к мышцам», единицы чтения, письма, акустические и произносительные единицы. МА-МА, ПА-ПА, ВА-НЯ, Ю-РА, А-НЯ, ЗО-Я, ША-Р, КО-Т, И-РА, ДО-М, МЫ-ШЬ, МЯ-Ч произносятся двумя явственно ощущаемыми (и ребёнком тоже) напряжениями речевых органов. И кубиков, из которых составляется каждое слово, тоже два. Или два «нажатия» клеточек в таблице. С-ТО-Л, П-ЛА-Щ, ПА-ЛЬ-ТО, РЕ-Ч-КА, У-ЛЕ-Й, КА-РЕ-ТА, КУ-К-ЛА, МИ-Ш-КА, ЛИ-ЛИ-Я произносятся в три напряжения речевых органов (состоят их трёх складов, выкладываются из трёх кубиков, печатаются тремя «нажатиями» «клавиш» в таблице). Через некоторое время ребятам начинают нравиться слова подлиннее: МО-РО-ЖЕ-НО-Е, К-ЛУ-Б-НИ-КА, ШО-КО-ЛА-Д-КИ, ПО-Д-СО-Л-НУ-Х. Состязаться даже начинают: один предложил Т-РА-Н-С-ФО-Р-МЕ-Р из кубиков составить, а другой ещё лучше — ФО-ТО-КО-Р-РЕ-С-ПО-Н-ДЕ-Н-Т. Зачем-то это им нужно... Ощущения свои проверяют? Правильно ли «блоки нейрофизиологических команд к мышцам» прошли? Анализируют? — Конечно! Соотносят слышимое и произносимое с видимым. И невероятно этот процесс им нравится!

А что такое самостоятельное составление (поначалу с почти незаметной помощью взрослых) слова из кубиков? — Чудо настоящее, превращение невидимого (слова из звуков) в видимое (слово из букв)! Когда определены и чётко обозначены единицы (в нашем случае склады), то и оперировать ими много легче. Говорить все дети начинают складами: ма (мама), па (папа), бу (бабуля), де (дедушка), дя (дядя), ба (собака), ко (кошка). Не умея ещё произнести слово целиком, ребёнок выделяет самую отчётливую его часть. Потом начинает присоединять безударные склады, здесь ошибок больше бывает, пропуски: бауска — бабушка, кука — кукла, Юня — Юля, бупа — буква. Дети постарше переставляют в слове опять же склады, а не фонемы: кашалатка — шоколадка, альписин — апельсин, сакараношка — сороконожка.

Склады, а не слоги или названия букв, наборматывает ребёнок при письме: де-ду-ш-ка, в-с-ко-ль-зь, за-ме-ти-л. Наша роль при этом — почаще предупреждать: говорится (слышится) так-то, а пишется вот так-то, да потому-то (если проверкой или правилом можно объяснить). А поскольку составлять из кубиков и прописывать указкой по таблице будем сотни и даже тысячи слов, умение проверять «сомнительные» гласные-согласные и использовать правила придёт намного быстрее и как бы само собой. Делить слова на склады, как видим, занятие для детей совершенно естественное: это же кусочки родной речи, которые миллион раз слышали и сами произносили. Возможность склады увидеть вызывает неподдельный интерес. Показали детям Я, МА, МЯ и назвали их — всё понятно. А вот когда начнут объяснять, что Я это не я, а два звука («Неужели не слышите, ребята? А я вот слышу: й-а, й-а, й-а»), и что МЯ не мя, а мьа и т. п. — сразу глупеют. Хоть в спецшколу отводи. Новые «Программы четырёхлетней начальной школы», как и предыдущие, определяют слог, как «минимальную произносительную единицу»3.

1. М. М. Разумовская и др. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Издательский дом «Дрофа», 1999. - С. 18.
2. Н. А. Зайцев. Русский для всех. - СПб., 2000.
3. Программы четырёхлетней начальной школы: Проект «Начальная школа XXI века» / Руководитель проекта проф. Н. Ф. Виноградова. - М.: «Вентана-Граф», 2002.

Нужны ли звуковые анализы?
Туз — ТЮЗ, мот — мёд, мать — мять, мало — мяла, мэтр — метр, мышка — мишка первоклассники должны уметь ещё и в таком "научном" виде представлять: тус — тьус, мот — мьот, мать — мьать, мала — мьала, мэтр — мьэтр, мышка — мьишка. Хоть никто и не верит, что тю — это тьу, мё — мьо, мя — мьа, ме — мьэ, ми — мьи. И правильно делают. На графиках амплитудно-частотных характеристик речи различаются склады, границы между согласными и гласными внутри складов не просматриваются и выявляются с трудом. Участки ту-тю, мо-мё, ма-мя, мэ-ме, мы-ми настолько отличаются друг от друга, что даже заподозрить в них какие-то общие гласные очень трудно. Если постараться, вырезать и поменять местами м из мэтраи мь из метра, слов без явственных дефектов, как ни старайся, при воспроизведении не получишь. То же и в других парах.

Экспериментальные исследования показывают: "Носители языка различают не 6 гласных фонем, а 18 гласных „эталонов", связанных с мягкостью-твёрдостью соседних звуков". Дети слышат лучше и тоньше нас. Они прекрасные звукоподражатели. Побывайте на переменке в начальной школе: автоматы строчат, полицейские машины воют, ракеты взлетают, рекламные "слоганы" словно из "телека" звучат. Ну не могут дети поверить, что в "конфете" есть "э", поскольку не было его никогда ни в их акустических, ни в мускульно-произносительных ощущениях. Да и приборы, как оказалось, его в "конфете" не обнаруживают. Зачем же, не жалея времени и сил, убеждать их в реальности того, что не существует? Может, школьные звуковые анализы к какой-нибудь науке детей приближают? Фонетике, например. Какую-то научную транскрипцию отражают? — Тоже нет. Не сговорились ещё фонетисты о единообразной транскрипции, а если уж и используют обозначения вроде ма — мьа и проч., то с ясным пониманием того, что качество гласных после твёрдых и после мягких в них очень и очень разное. Обучение чтению из-за звуковых (фонетических, фонематических) анализов невероятно затягивается. Анализы и на детском письме отрицательно сказываются: йахта, йолка, самольот и т. п.

4 Вербицкая Л. А. Русская орфоэпия. - Л., 1976. - С. 46.

-продолжение следует-
Печать Получить код для блога/форума/сайта
Коды для вставки:

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам Учебник Николая Зайцева
Данный учебник написан в помощь родителям, которые решили заниматься с ребенком по кубикам Зайцева самостоятельно. Здесь Вы найдете игры, занятия которые можно использовать для обучения чтению по кубикам. Описание таблиц и их назначение, как работать по таблицам и что для этого требуется. Весь материал изложен в доступной форме и предназначен для ежедневных занятий с малышом. Читать полностью
 

Комментарии

наседка
28 ноября 2010 года
+1
Давно хотела почитать, спасибо! А то мне подруга про его систему обучения междометиями рассказывала, думая, что я тоже в курсе...а я не в курсе...и только лупоглазила. Теперь хоть буду знать, о чем речь.
Niza0210 (автор поста)
28 ноября 2010 года
+1
Ещё дальше продолжение будет.
наседка
29 ноября 2010 года
0
Спасибо!
Alenka-alena
29 ноября 2010 года
0
Я в 2002 году кажись заказала сыну эти кубики, тогда еще надо было самим наполнители искать, вот и дедушка наш возле кафешек КРЫШКИ собирал железные . Научились, но в школе у нас были проблемы с написанием, репетитор сказала что у всех детей почти такие проблемы кто учился по зайцеву.
наседка
29 ноября 2010 года
0
С написанием каким? Ошибки делал или трудно было писать?
Niza0210 (автор поста)
29 ноября 2010 года
0
В ответ на комментарий Alenka-alena
Я в 2002 году кажись заказала сыну эти кубики, тогда еще надо было самим наполнители искать, вот и дедушка наш возле кафешек КРЫШКИ собирал железные . Научились, но в школе у нас были проблемы с написанием, репетитор сказала что у всех детей почти такие проблемы кто учился по зайцеву.

↑   Перейти к этому комментарию
А что конкретно с написанием?
Леонора
30 ноября 2010 года
0
Что-то мне самой кажутся эти кубики сложными, правда, каюсь, не читала как ими пользоваться. Такая уж ленивая стала. Вот вкратце изложил бы кто-нибудь...
Niza0210 (автор поста)
30 ноября 2010 года
0
Мне нет. Просто надо вчитываться и всё понятно Я прошла сыном через логопедическую группу и поэтому всё что тут написано не мне понятно.
Леонора
30 ноября 2010 года
0
Понятно, вы прошли через логопедическую группу. Я не видела их в действии, да и так не видела. Вот узнала, что такие есть. Заинтересовалась. Вроде посмотрела в инете. Нам пока еще 1,7. Думаю приобрести, вот бы запастись терпением, чтобы прочитать инструкцию.
Niza0210 (автор поста)
30 ноября 2010 года
0
Да вам конечно ещё рановато...но в логопедии мы не по Кубикам занимались.

Оставить свой комментарий

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:


Закрыть
B i "

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам