Совместные покупки Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook 

Преждевременное обучение чтению

Ирина Карпенко

Журнал «Счастливые родители»

Как хорошо уметь читать! С этим тезисом из всем знакомого стихотворения не поспоришь. Но только это ценное умение становится важным в определенный момент. В какой именно?

Когда-то Россия считалась самой читающей страной в мире. Сегодня мы занимаем непочетное 7-е место, нас опережают даже Таиланд и Египет. Среди причин катастрофического снижения интереса к чтению – внедрение цифровых и ТВ технологий и компьютеризация. Однако помимо компьютера и телевизора на «книжный» интерес влияет и… преждевременное обучение чтению. Эксперименты с ранним интеллектуальным развитием могут серьезно отразиться на психике малыша, на долгие годы отбив у него желание полистать книгу.

Новые веяния

Сторонники раннего обучения утверждают, что наиболее важным периодом в обучении является возраст от 3 месяцев до 3 лет. «После 3 уже поздно» - так называется знаменитая книга основателя японской Ассоциации раннего развития Масару Ибуки, одного из крупнейших идеологов раннего обучения. «Способность впитывать информацию гораздо выше у детского мозга, чем у взрослого. Не надо бояться «перекормить» его: детский мозг, как губка, быстро впитывает знания, но, когда чувствует, что переполнен, отключается и перестает воспринимать новую информацию», - говорится в книге Масару Ибуки. На этом тезисе построены все известные методики раннего умственного развития: Глена Домана, Зайцева, Никитиных. Авторы считают, что наиболее эффективно стимулировать мозговую активность в период интенсивного роста мозга - до 6-7 лет: чем младше ребенок, тем проще его обучать.

У нас мода на раннее развитие и чтение с пеленок стала популярна последние 5-7 лет. Причем нередко родителями, увлекающимися ранним обучением, движет личная нереализованность, жизненная неудовлетворенность, которую они замещают мечтами сделать из малыша вундеркинда или гения. Разумеется, это происходит неосознанно – взрослые уверены, что закладывают прочный и надежный фундамент его будущего. Но у преждевременной интеллектуализации существует масса «подводных камней».

Созревание мозга длится с рождения до 15 лет. Нейропсихологи выделяют три этапа:

1) С начала беременности до 3 лет. На данном этапе формируется первый функциональный блок мозга: структуры и системы, отвечающие за телесное, эмоциональное и познавательное состояние ребенка.

2) С 3 до 7-8 лет. В этот период созревает второй функциональный блок, управляющий восприятием: зрительное, вкусовое, слуховое, кинестетическое, обоняние, осязание.

3) С 7-8 до 12-15 лет. Ступенька развития третьего блока, который организует активную сознательную психическую деятельность.

Блоки формируются последовательно, и попытки перепрыгнуть этап, стимулирование и опережение развития негативно сказываются на процессах, которые согласно «природной программе» должны закладываться в данный момент. Реакция на ранее обучение может проявиться не сразу, а спустя годы, вылившись отклонениями в эмоционально-личностных взаимоотношениях, тиках, неврозах, заикании. К тому же чтение в раннем возрасте – сильное умственное напряжение для ребенка, которое вызывает приток крови к коре головного мозга, что ведет к обеднению кровоснабжение центров дыхания и пищеварения.

Дети младше пяти лет почти не понимают смысла прочитанного самостоятельно. Так зачем учить их читать?

А что глаза?

Преждевременное обучение чтению опасно и для глаз. Офтальмологи не советуют обучать чтению ранее 5-6 лет, когда еще не закончилось формирование цилиарной мышцы, отвечающей за зрение. Зрительные нагрузки в раннем возрасте могут привести к развитию близорукости.

Насколько это обоснованно?

Американский профессор Р. Мур говорил: «Не получено никаких бесспорных доказательств того, что программы дошкольного обучения ведут к успеху; напротив, имеющиеся важные доводы убеждают, что это не так. Внушительное количество результатов исследований свидетельствует о том, что в среднем лучше занимаются дети, начавшие учиться позже».

Юность гения

Еще одной негативной стороной ранней интеллектуализации малыша является десоциализация. Период до 7 лет чрезвычайно важен для психоэмоционального развития ребенка. В первые годы закладываются базовые понятия нравственных устоев: доброта, жалость, стыд, преданность, честность, справедливость и т. п.

Самое важное для малыша на данном этапе – научиться контактировать с внешним миром, вступать в отношения, чувствовать других людей. С первых лет жизни важно обогащать свой внутренний мир положительными эмоциональными переживаниями, а лет с 3-4 – сюжетно-ролевыми играми. Раннее же обучение серьезно искажает восприятие и психическое состояние ребенка: малыш, не пройдя обязательного этапа игровой подготовки, сразу окунается в обучающую среду. Когда ребенку на ранних этапах развития вместо игр, детских песенок и стишков дают изучать цифры и буквы, формирование эмоциональной сферы затормаживается. Восполнить этот пробел в дальнейшем будет почти невозможно.

Подавляющее большинство вундеркиндов страдают неуверенностью, депрессиями, неумением строить отношения со сверстниками и с противоположным полом. Психоневролог-психотерапевт профессор Вилен Гарбузов считает, что речь идет об опасной тенденции чрезмерно раннего (до 5 с половиной лет) обучения чтению, математике, иностранному языку, шахматам, музыке по нотам, обучению на дисплее, игре со сложными электронными устройствами. «Буквы, цифры, схемы, ноты подавляют образное мышление. Детскую непосредственность, интерес к живой природе подменяют абстрактным, отвлеченным».

А это зачем?

При обучении чтению важнейший аспект – мотивация. Малыш должен учиться читать не по указке родителей, а по собственному желанию. Обучение - процесс не из легких, и, если у ребенка нет понимания, для чего ему это нужно, уроки будут ассоциироваться с нудным и бесцельным трудом и пользы от них не будет никакой.

Важно также понимать, какую цель преследует обучение, особенно ранее. Ребенок в три года может бегло читать, но ему самому это радость вряд ли принесет. В этом возрасте процесс складывания букв в слова затруднителен, и, пока кроха дочитает предложение до конца, он уже забывает, о чем читал вначале. На понимание и усвоение текста сил у него уже не хватает. Таковы возрастные особенности детей до 5-6 лет. По статистике, 70% детей до 5 лет не понимают прочитанное самостоятельно. Зато малыши отлично схватывают и впитывают информацию, когда им читаем мы, взрослые.
Какой напрашивается вывод? Больше читайте детям.
Печать Получить код для блога/форума/сайта
Коды для вставки:

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам Преждевременное обучение чтению
Ирина Карпенко
Журнал «Счастливые родители»
Как хорошо уметь читать! С этим тезисом из всем знакомого стихотворения не поспоришь. Но только это ценное умение становится важным в определенный момент. В какой именно?
Когда-то Россия считалась самой читающей страной в мире. Сегодня мы занимаем непочетное 7-е место, нас опережают даже Таиланд и Египет. Читать полностью
 

Комментарии

мосся
8 января 2014 года
0
Ох,не люблю я длинные тексты......а в целом согласна,а особенно с заголовком-преждевременное...
MarM (автор поста)
8 января 2014 года
0
мосся пишет:
Ох,не люблю я длинные тексты
Я тоже, но не смогла удержаться, чтоб не поделиться в СМ
мосся
8 января 2014 года
0
сейчас здесь модно пообсуждать раннее развитие,но я за то,чтоб у ребенка детство было
MarM (автор поста)
8 января 2014 года
0

мосся пишет:
я за то,чтоб у ребенка детство было
Вот именно, надо учить ребенка играть, причем играть в сюжетно-ролевую игру самостоятельно с другими детьми без участия взрослого. Это очень для него важно.
мосся
9 января 2014 года
0
это и есть развитие,соответствующее возрасту
liyan
8 января 2014 года
0
Полностью согласна, увы поздновато прочитала. 24 года назад надо было, думаю внучку дочь не будет так рано учить
мосся
8 января 2014 года
+1
моя сама потянулась где то года в четыре
Елена Абрашкина
8 января 2014 года
+1
никогда не понимала этой современной моды в раннем развитии. зачем раньше времени учить тому, что позже со временем само придет?
MarM (автор поста)
8 января 2014 года
0

Я понимаю, рисовать, лепить, клеить, если ребенку нравится! Но показывать буквы и цифры, окружать малыша ненужной для него абстрактной информацией, считаю лишним и преждевременным.
мосся
9 января 2014 года
+1
сейчас ещё пытаются впихнуть в маленькую головку иностранные языки
liyan
9 января 2014 года
0
Да, да- с первого класса 2 языка сразу ( английский , и немецкий факультатив) Может и сейчас бытует мнение, что в раннем детстве (с 6лет) обучаются детки ин,яз, семимильными шагами. Мы это прошли.
liyan
8 января 2014 года
0
Нет, ну я то тоже из под палки не заставляла, до 3 играючи запомнили алфавит, а в три стали учиться читать , в 3 с половиной уже читала вовсю, в 1-классе одноклассникам читала сказки. Короче начиталась в детстве. В 11 классе только выхватывала , а может и вообще не читала краткое содержани е. Ну не покупают они книги, если надо скачает, что сейчас модно, а так....
MarM (автор поста)
8 января 2014 года
+1
Мне много читали в детстве. Начали учить читать только в 5 лет и то помню как не все получалось и не все понималось и я очень переживала по этому поводу. Потом читала запоем, сейчас времени мало, а так очень люблю читать! Своего сына не хочу раньше пяти - шести лет мучить алфавитом, лучше просто будем читать ему хорошие книги и рассказывать об окружающем нас мире.
liyan
9 января 2014 года
0
Fairy-mom
9 января 2014 года
0
я тоже считаю, что ребенка надо не "насильно" учить читать, а прививать ему любовь к чтению, к книгам, чтобы у него возникла потребность в умении читать самостоятельно, тогда и процесс обучения будет ему в удовольствие. У меня в детстве было мало игрушек, и я сама научилась читать, со временем это стало любимым занятием, вот такая "мотивация"))
Boci
9 января 2014 года
+1
Внимательно прочитала пост, и согласна во всём. Ребенку надо обеспечить окружение (средУ), где бы он мог делать то, что нравится. Повесить магнитные буквы на холодильник, а рядом железную доску и простейший букварь, что бы игрался со складыванием слов. Таблицу с алфавитом в туалет, что бы смотрел на нее и болтал буквы по картинкам. Дать бумагу и фломастеры, наметить точки,что бы их обводил и получались буквы (размер - одна буква на лист А4). Сделать монтессориеву шершавую азбуку, которую можно ощупывать и так знакомиться с буквами. Все это предложить ребенку (не заставить, а именно предложить, показать, как можно играть в такое). А потом ребенок сам (безо всяких моих просьб) напишет пальчиком на морском песке МАМА, ПАПА, ВАВА - в 3,8 ребенка это мне была самая высшая награда.
И много, много читать ребенку, начиная буквально с пеленок.
MarM (автор поста)
10 января 2014 года
0
Boci пишет:
Повесить магнитные буквы на холодильник, а рядом железную доску и простейший букварь, что бы игрался со складыванием слов. Таблицу с алфавитом в туалет, что бы смотрел на нее и болтал буквы по картинкам. Дать бумагу и фломастеры, наметить точки,что бы их обводил и получались буквы (размер - одна буква на лист А4). Сделать монтессориеву шершавую азбуку, которую можно ощупывать и так знакомиться с буквами. Все это предложить ребенку (не заставить, а именно предложить, показать, как можно играть в такое)

Вот это как раз и есть обучающая среда в которую родители по незнанию или веянию моды и пытаются погрузить своих деток с помощью игр. Но эти так называемые игры - фальшивка, подмена, самое главное - это сюжетно-ролевая игра, которой малыши учатся только с 3-4 лет, к школе они должны научиться играть без помощи взрослого, это наиважнейший этап социализации ребенка.

Что такое сюжетно-ролевая игра?

Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Характеризуя ее, С.Л.Рубинштейн подчеркнул, что эта игра наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строиться на взаимодействии ребенка с взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.

Сюжетно-ролевая игра по своему характеру - деятельность отражательная. Основной источник, питающий игру ребенка, - это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Например, играя в школу, изображает учителя, ведущего урок с учениками (сверстниками) в классе (на ковре).

Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре - одна из ее характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, определяют линии ее развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернут игру, и т.п. Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа. При этом нет ничего невозможного: можно, сев в кресло - «ракету», очутиться на Луне, при помощи палочки - «скальпеля» - сделать операцию. Такая свобода в реализации замысла игры и полет фантазии позволяют дошкольнику самостоятельно включаться в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни еще долго будут ему недоступны. Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнеров, сами устанавливают игровые правила, следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения. Но самое главное - в игре ребенок воплощает свой взгляд, свое представление, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает. На эту особенность игры указывал К.Д. Ушинский: «…в игре же дитя - зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями».

Таким образом, в сюжетно-ролевой игре знания, впечатления ребенка не остаются неизменными: они пополняются и уточнятся, качественно изменяются, преобразовываются. Это делает игру формой практического познания окружающей действительности. Как всякая творческая деятельность, сюжетно-ролевая игра эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом.

Подробнее здесь http://festival.1september.ru/articles/582897/
Boci
10 января 2014 года
0
одно не исключает другого. Почему нельзя, например, играть в учителя, рассадив мишек и показывая, как надо складывать слово "кот"? Или нельзя вместо мишек "учить" подружку?
А если ребенок сам выводит буквы? Или слова собирает, или буквенный пазл?
Я за то, что бы ребенок имел возможность заниматься разными вещами, а для этого эти веще надо иметь доступными ребенку. .
MarM (автор поста)
10 января 2014 года
0
Тогда не пишите, что вы согласны со статьей. Ваше представление о развитии ребенка получается вращается вокруг учебы, а мнение автора статьи (Ирины Карпенко) как раз противоположное - дать ребенку развиваться поэтапно - всему свое время (смотрите возрастное развитие мозга). Время обучающей среды для чтения, в которую современные родители пытаются погрузить своих чад с пеленок, наступает с 6-7 лет.
Boci
10 января 2014 года
0
мое представление вращается вокруг предоставления и ненавязчивого объяснения самых разных предметов, которыми ребенок занимается дальше сам по желанию. Это никак не учеба в привычном понимании - как нечто нудное и обязательное. И да, со статьей я согласна. Не отрицайте, что в 2-3-4 года дети начинают рисовать, если имеют краски и бумагу. Резать, если имеют ножницы. Лепить, если имеют пластилин. Просить почитать книжку, если она имеется. Складывать буквы, если есть образец. Вот все это и есть окружение. Ребенок его имеет всегда под рукой и при минимальном понимании, КАК с этим всем играться, начнет выбирать сам.
MarM (автор поста)
10 января 2014 года
0
Я поняла ваше мнение и хотя с ним не совсем согласна, все равно спасибо
Boci
10 января 2014 года
0
вот и славно
Лиззи Беннет
9 января 2014 года
0
читаю с 4 лет
очень это люблю
и то что обучили читать в 4 года не считаю лишением детства (муж читает с 5 лет)
просто если для родителей не интересно читать книги-то да, они это воспринимают как наказание для детей проецирую свое отношение к книгам на них

Оставить свой комментарий

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:


Закрыть
B i "

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам