Преждевременное обучение чтению
Ирина Карпенко
Журнал «Счастливые родители»
Как хорошо уметь читать! С этим тезисом из всем знакомого стихотворения не поспоришь. Но только это ценное умение становится важным в определенный момент. В какой именно?
Когда-то Россия считалась самой читающей страной в мире. Сегодня мы занимаем непочетное 7-е место, нас опережают даже Таиланд и Египет. Среди причин катастрофического снижения интереса к чтению – внедрение цифровых и ТВ технологий и компьютеризация. Однако помимо компьютера и телевизора на «книжный» интерес влияет и… преждевременное обучение чтению. Эксперименты с ранним интеллектуальным развитием могут серьезно отразиться на психике малыша, на долгие годы отбив у него желание полистать книгу.
Новые веяния
Сторонники раннего обучения утверждают, что наиболее важным периодом в обучении является возраст от 3 месяцев до 3 лет. «После 3 уже поздно» - так называется знаменитая книга основателя японской Ассоциации раннего развития Масару Ибуки, одного из крупнейших идеологов раннего обучения. «Способность впитывать информацию гораздо выше у детского мозга, чем у взрослого. Не надо бояться «перекормить» его: детский мозг, как губка, быстро впитывает знания, но, когда чувствует, что переполнен, отключается и перестает воспринимать новую информацию», - говорится в книге Масару Ибуки. На этом тезисе построены все известные методики раннего умственного развития: Глена Домана, Зайцева, Никитиных. Авторы считают, что наиболее эффективно стимулировать мозговую активность в период интенсивного роста мозга - до 6-7 лет: чем младше ребенок, тем проще его обучать.
У нас мода на раннее развитие и чтение с пеленок стала популярна последние 5-7 лет. Причем нередко родителями, увлекающимися ранним обучением, движет личная нереализованность, жизненная неудовлетворенность, которую они замещают мечтами сделать из малыша вундеркинда или гения. Разумеется, это происходит неосознанно – взрослые уверены, что закладывают прочный и надежный фундамент его будущего. Но у преждевременной интеллектуализации существует масса «подводных камней».
Созревание мозга длится с рождения до 15 лет. Нейропсихологи выделяют три этапа:
1) С начала беременности до 3 лет. На данном этапе формируется первый функциональный блок мозга: структуры и системы, отвечающие за телесное, эмоциональное и познавательное состояние ребенка.
2) С 3 до 7-8 лет. В этот период созревает второй функциональный блок, управляющий восприятием: зрительное, вкусовое, слуховое, кинестетическое, обоняние, осязание.
3) С 7-8 до 12-15 лет. Ступенька развития третьего блока, который организует активную сознательную психическую деятельность.
Блоки формируются последовательно, и попытки перепрыгнуть этап, стимулирование и опережение развития негативно сказываются на процессах, которые согласно «природной программе» должны закладываться в данный момент. Реакция на ранее обучение может проявиться не сразу, а спустя годы, вылившись отклонениями в эмоционально-личностных взаимоотношениях, тиках, неврозах, заикании. К тому же чтение в раннем возрасте – сильное умственное напряжение для ребенка, которое вызывает приток крови к коре головного мозга, что ведет к обеднению кровоснабжение центров дыхания и пищеварения.
Дети младше пяти лет почти не понимают смысла прочитанного самостоятельно. Так зачем учить их читать?
А что глаза?
Преждевременное обучение чтению опасно и для глаз. Офтальмологи не советуют обучать чтению ранее 5-6 лет, когда еще не закончилось формирование цилиарной мышцы, отвечающей за зрение. Зрительные нагрузки в раннем возрасте могут привести к развитию близорукости.
Насколько это обоснованно?
Американский профессор Р. Мур говорил: «Не получено никаких бесспорных доказательств того, что программы дошкольного обучения ведут к успеху; напротив, имеющиеся важные доводы убеждают, что это не так. Внушительное количество результатов исследований свидетельствует о том, что в среднем лучше занимаются дети, начавшие учиться позже».
Юность гения
Еще одной негативной стороной ранней интеллектуализации малыша является десоциализация. Период до 7 лет чрезвычайно важен для психоэмоционального развития ребенка. В первые годы закладываются базовые понятия нравственных устоев: доброта, жалость, стыд, преданность, честность, справедливость и т. п.
Самое важное для малыша на данном этапе – научиться контактировать с внешним миром, вступать в отношения, чувствовать других людей. С первых лет жизни важно обогащать свой внутренний мир положительными эмоциональными переживаниями, а лет с 3-4 – сюжетно-ролевыми играми. Раннее же обучение серьезно искажает восприятие и психическое состояние ребенка: малыш, не пройдя обязательного этапа игровой подготовки, сразу окунается в обучающую среду. Когда ребенку на ранних этапах развития вместо игр, детских песенок и стишков дают изучать цифры и буквы, формирование эмоциональной сферы затормаживается. Восполнить этот пробел в дальнейшем будет почти невозможно.
Подавляющее большинство вундеркиндов страдают неуверенностью, депрессиями, неумением строить отношения со сверстниками и с противоположным полом. Психоневролог-психотерапевт профессор Вилен Гарбузов считает, что речь идет об опасной тенденции чрезмерно раннего (до 5 с половиной лет) обучения чтению, математике, иностранному языку, шахматам, музыке по нотам, обучению на дисплее, игре со сложными электронными устройствами. «Буквы, цифры, схемы, ноты подавляют образное мышление. Детскую непосредственность, интерес к живой природе подменяют абстрактным, отвлеченным».
А это зачем?
При обучении чтению важнейший аспект – мотивация. Малыш должен учиться читать не по указке родителей, а по собственному желанию. Обучение - процесс не из легких, и, если у ребенка нет понимания, для чего ему это нужно, уроки будут ассоциироваться с нудным и бесцельным трудом и пользы от них не будет никакой.
Важно также понимать, какую цель преследует обучение, особенно ранее. Ребенок в три года может бегло читать, но ему самому это радость вряд ли принесет. В этом возрасте процесс складывания букв в слова затруднителен, и, пока кроха дочитает предложение до конца, он уже забывает, о чем читал вначале. На понимание и усвоение текста сил у него уже не хватает. Таковы возрастные особенности детей до 5-6 лет. По статистике, 70% детей до 5 лет не понимают прочитанное самостоятельно. Зато малыши отлично схватывают и впитывают информацию, когда им читаем мы, взрослые.
Какой напрашивается вывод? Больше читайте детям.
Журнал «Счастливые родители»
Как хорошо уметь читать! С этим тезисом из всем знакомого стихотворения не поспоришь. Но только это ценное умение становится важным в определенный момент. В какой именно?
Когда-то Россия считалась самой читающей страной в мире. Сегодня мы занимаем непочетное 7-е место, нас опережают даже Таиланд и Египет. Среди причин катастрофического снижения интереса к чтению – внедрение цифровых и ТВ технологий и компьютеризация. Однако помимо компьютера и телевизора на «книжный» интерес влияет и… преждевременное обучение чтению. Эксперименты с ранним интеллектуальным развитием могут серьезно отразиться на психике малыша, на долгие годы отбив у него желание полистать книгу.
Новые веяния
Сторонники раннего обучения утверждают, что наиболее важным периодом в обучении является возраст от 3 месяцев до 3 лет. «После 3 уже поздно» - так называется знаменитая книга основателя японской Ассоциации раннего развития Масару Ибуки, одного из крупнейших идеологов раннего обучения. «Способность впитывать информацию гораздо выше у детского мозга, чем у взрослого. Не надо бояться «перекормить» его: детский мозг, как губка, быстро впитывает знания, но, когда чувствует, что переполнен, отключается и перестает воспринимать новую информацию», - говорится в книге Масару Ибуки. На этом тезисе построены все известные методики раннего умственного развития: Глена Домана, Зайцева, Никитиных. Авторы считают, что наиболее эффективно стимулировать мозговую активность в период интенсивного роста мозга - до 6-7 лет: чем младше ребенок, тем проще его обучать.
У нас мода на раннее развитие и чтение с пеленок стала популярна последние 5-7 лет. Причем нередко родителями, увлекающимися ранним обучением, движет личная нереализованность, жизненная неудовлетворенность, которую они замещают мечтами сделать из малыша вундеркинда или гения. Разумеется, это происходит неосознанно – взрослые уверены, что закладывают прочный и надежный фундамент его будущего. Но у преждевременной интеллектуализации существует масса «подводных камней».
Созревание мозга длится с рождения до 15 лет. Нейропсихологи выделяют три этапа:
1) С начала беременности до 3 лет. На данном этапе формируется первый функциональный блок мозга: структуры и системы, отвечающие за телесное, эмоциональное и познавательное состояние ребенка.
2) С 3 до 7-8 лет. В этот период созревает второй функциональный блок, управляющий восприятием: зрительное, вкусовое, слуховое, кинестетическое, обоняние, осязание.
3) С 7-8 до 12-15 лет. Ступенька развития третьего блока, который организует активную сознательную психическую деятельность.
Блоки формируются последовательно, и попытки перепрыгнуть этап, стимулирование и опережение развития негативно сказываются на процессах, которые согласно «природной программе» должны закладываться в данный момент. Реакция на ранее обучение может проявиться не сразу, а спустя годы, вылившись отклонениями в эмоционально-личностных взаимоотношениях, тиках, неврозах, заикании. К тому же чтение в раннем возрасте – сильное умственное напряжение для ребенка, которое вызывает приток крови к коре головного мозга, что ведет к обеднению кровоснабжение центров дыхания и пищеварения.
Дети младше пяти лет почти не понимают смысла прочитанного самостоятельно. Так зачем учить их читать?
А что глаза?
Преждевременное обучение чтению опасно и для глаз. Офтальмологи не советуют обучать чтению ранее 5-6 лет, когда еще не закончилось формирование цилиарной мышцы, отвечающей за зрение. Зрительные нагрузки в раннем возрасте могут привести к развитию близорукости.
Насколько это обоснованно?
Американский профессор Р. Мур говорил: «Не получено никаких бесспорных доказательств того, что программы дошкольного обучения ведут к успеху; напротив, имеющиеся важные доводы убеждают, что это не так. Внушительное количество результатов исследований свидетельствует о том, что в среднем лучше занимаются дети, начавшие учиться позже».
Юность гения
Еще одной негативной стороной ранней интеллектуализации малыша является десоциализация. Период до 7 лет чрезвычайно важен для психоэмоционального развития ребенка. В первые годы закладываются базовые понятия нравственных устоев: доброта, жалость, стыд, преданность, честность, справедливость и т. п.
Самое важное для малыша на данном этапе – научиться контактировать с внешним миром, вступать в отношения, чувствовать других людей. С первых лет жизни важно обогащать свой внутренний мир положительными эмоциональными переживаниями, а лет с 3-4 – сюжетно-ролевыми играми. Раннее же обучение серьезно искажает восприятие и психическое состояние ребенка: малыш, не пройдя обязательного этапа игровой подготовки, сразу окунается в обучающую среду. Когда ребенку на ранних этапах развития вместо игр, детских песенок и стишков дают изучать цифры и буквы, формирование эмоциональной сферы затормаживается. Восполнить этот пробел в дальнейшем будет почти невозможно.
Подавляющее большинство вундеркиндов страдают неуверенностью, депрессиями, неумением строить отношения со сверстниками и с противоположным полом. Психоневролог-психотерапевт профессор Вилен Гарбузов считает, что речь идет об опасной тенденции чрезмерно раннего (до 5 с половиной лет) обучения чтению, математике, иностранному языку, шахматам, музыке по нотам, обучению на дисплее, игре со сложными электронными устройствами. «Буквы, цифры, схемы, ноты подавляют образное мышление. Детскую непосредственность, интерес к живой природе подменяют абстрактным, отвлеченным».
А это зачем?
При обучении чтению важнейший аспект – мотивация. Малыш должен учиться читать не по указке родителей, а по собственному желанию. Обучение - процесс не из легких, и, если у ребенка нет понимания, для чего ему это нужно, уроки будут ассоциироваться с нудным и бесцельным трудом и пользы от них не будет никакой.
Важно также понимать, какую цель преследует обучение, особенно ранее. Ребенок в три года может бегло читать, но ему самому это радость вряд ли принесет. В этом возрасте процесс складывания букв в слова затруднителен, и, пока кроха дочитает предложение до конца, он уже забывает, о чем читал вначале. На понимание и усвоение текста сил у него уже не хватает. Таковы возрастные особенности детей до 5-6 лет. По статистике, 70% детей до 5 лет не понимают прочитанное самостоятельно. Зато малыши отлично схватывают и впитывают информацию, когда им читаем мы, взрослые.
Какой напрашивается вывод? Больше читайте детям.
+20 |
![]() |
23 комментария |
Комментарии
Вот именно, надо учить ребенка играть, причем играть в сюжетно-ролевую игру самостоятельно с другими детьми без участия взрослого. Это очень для него важно.
Я понимаю, рисовать, лепить, клеить, если ребенку нравится! Но показывать буквы и цифры, окружать малыша ненужной для него абстрактной информацией, считаю лишним и преждевременным.
И много, много читать ребенку, начиная буквально с пеленок.
Вот это как раз и есть обучающая среда в которую родители по незнанию или веянию моды и пытаются погрузить своих деток с помощью игр. Но эти так называемые игры - фальшивка, подмена, самое главное - это сюжетно-ролевая игра, которой малыши учатся только с 3-4 лет, к школе они должны научиться играть без помощи взрослого, это наиважнейший этап социализации ребенка.
Что такое сюжетно-ролевая игра?
Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Характеризуя ее, С.Л.Рубинштейн подчеркнул, что эта игра наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строиться на взаимодействии ребенка с взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.
Сюжетно-ролевая игра по своему характеру - деятельность отражательная. Основной источник, питающий игру ребенка, - это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.
Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Например, играя в школу, изображает учителя, ведущего урок с учениками (сверстниками) в классе (на ковре).
Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре - одна из ее характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, определяют линии ее развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернут игру, и т.п. Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа. При этом нет ничего невозможного: можно, сев в кресло - «ракету», очутиться на Луне, при помощи палочки - «скальпеля» - сделать операцию. Такая свобода в реализации замысла игры и полет фантазии позволяют дошкольнику самостоятельно включаться в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни еще долго будут ему недоступны. Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнеров, сами устанавливают игровые правила, следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения. Но самое главное - в игре ребенок воплощает свой взгляд, свое представление, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает. На эту особенность игры указывал К.Д. Ушинский: «…в игре же дитя - зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями».
Таким образом, в сюжетно-ролевой игре знания, впечатления ребенка не остаются неизменными: они пополняются и уточнятся, качественно изменяются, преобразовываются. Это делает игру формой практического познания окружающей действительности. Как всякая творческая деятельность, сюжетно-ролевая игра эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом.
Подробнее здесь http://festival.1september.ru/articles/582897/
А если ребенок сам выводит буквы? Или слова собирает, или буквенный пазл?
Я за то, что бы ребенок имел возможность заниматься разными вещами, а для этого эти веще надо иметь доступными ребенку. .
очень это люблю
и то что обучили читать в 4 года не считаю лишением детства (муж читает с 5 лет)
просто если для родителей не интересно читать книги-то да, они это воспринимают как наказание для детей проецирую свое отношение к книгам на них
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: