Лучше думать о худшем - тогда будет не так плохо?...
Один известный петербургский старенький священник, к которому я очень хорошо отношусь, известный и почитаемый своими духовными чадами, любит отвечать скорбящим так: а ты подумай о тех, кому хуже, чем тебе... Я очень уважаю о. Иоанна, но всё же не совсем с ним согласна (хотя и не могу, конечно, сказать, что имею хоть чуточку его духовного опыта). Ведь если я, находясь в расстройстве и огорчении, буду думать о том, что могло быть хуже, или о тех, у кого ситуация ещё хуже, чем у меня - как это может меня утешить?
Например, я поссорилась с мужем, а потом вдруг узнаю, что мою знакомую супруг вообще бросил - это меня утешит и с мужем примирит автоматически? Да, осмысление чужого горя может подтолкнуть меня к тому, чтобы понять, насколько наши семейные размолвки серьёзны; и в большинстве случаев они и вправду оказываются не такими страшными, как думалось поначалу: это - не начало конца нашей семьи, а просто усталость-недопонимание-недосказанность. Стоит сесть за стол переговоров и, попросив друг у друга прощения, выяснить все вопросы - и всё начинает налаживаться.
Но вот если всё и вправду серьёзно - может ли созерцание чужого горя как-то ликвидировать мои собственные проблемы? Могу ли я сказать, что если у соседки муж ушёл, то в моей семье (в сравнении с её ситуацией) всё распрекрасно, что лучше и не бывает? Да, я могу порой отвлечься на других, посочувствовать им, если хватит душевных сил - мои-то проблемы никуда от этого не денутся! Но потом всё равно придётся возвращаться к тому же.
Или взять даже простую бытовую ситуацию: в доме начались некие бытовые проблемы. Звонки коммунальщикам пока ничего не дают, пытаешься что-то сделать, а тебе в ответ: лучше не бегай и не волнуйся, а подумай о тех, у кого вовсе нет горячей-воды-тёплого-туалета-крыши-над-головой... почему-то такой образ мысли считается христианским и ассоциируется со смирением - но смирение ли это на самом деле?
Почему всякую ситуацию надо непременно сравнивать с худшей? Почему я не могу на своём уровне устроить свою жизнь хотя бы сносно, сделав всё, что могу, а если что-то не могу - то буду уповать на Бога? Почему такое поведение непременно должно ассоциироваться с жадностью, завистью и отсутствием смирения? Или христианин - это тот, кто только сравнивает свою жизнь с некоей совсем не идеальной ситуацией и радуется, что у него всё не так плохо?
Например, я поссорилась с мужем, а потом вдруг узнаю, что мою знакомую супруг вообще бросил - это меня утешит и с мужем примирит автоматически? Да, осмысление чужого горя может подтолкнуть меня к тому, чтобы понять, насколько наши семейные размолвки серьёзны; и в большинстве случаев они и вправду оказываются не такими страшными, как думалось поначалу: это - не начало конца нашей семьи, а просто усталость-недопонимание-недосказанность. Стоит сесть за стол переговоров и, попросив друг у друга прощения, выяснить все вопросы - и всё начинает налаживаться.
Но вот если всё и вправду серьёзно - может ли созерцание чужого горя как-то ликвидировать мои собственные проблемы? Могу ли я сказать, что если у соседки муж ушёл, то в моей семье (в сравнении с её ситуацией) всё распрекрасно, что лучше и не бывает? Да, я могу порой отвлечься на других, посочувствовать им, если хватит душевных сил - мои-то проблемы никуда от этого не денутся! Но потом всё равно придётся возвращаться к тому же.
Или взять даже простую бытовую ситуацию: в доме начались некие бытовые проблемы. Звонки коммунальщикам пока ничего не дают, пытаешься что-то сделать, а тебе в ответ: лучше не бегай и не волнуйся, а подумай о тех, у кого вовсе нет горячей-воды-тёплого-туалета-крыши-над-головой... почему-то такой образ мысли считается христианским и ассоциируется со смирением - но смирение ли это на самом деле?
Почему всякую ситуацию надо непременно сравнивать с худшей? Почему я не могу на своём уровне устроить свою жизнь хотя бы сносно, сделав всё, что могу, а если что-то не могу - то буду уповать на Бога? Почему такое поведение непременно должно ассоциироваться с жадностью, завистью и отсутствием смирения? Или христианин - это тот, кто только сравнивает свою жизнь с некоей совсем не идеальной ситуацией и радуется, что у него всё не так плохо?
Комментарии
И не все справляются... потому что люди все разные.
Но, если бы были финансовые возможности поменять квартиру - я бы это сделала не задумываясь. Где-то слышала, что нужно спокойно терпеть всё, что выпадает на нашу долю, но, если появляется возможность улучшить нашу жизнь (в материальном плане) - такая возможность тоже появляется по Божьей воле. А ещё мне очень нравится знаменитая притча о человеке, который в наводнение ждал помощи лично от Бога, игнорируя проплывающие мимо лодки.
А в большой беде... тут уж не будешь на других смотреть. Хуже у других или лучше - мы будем думать только о своей боли и пытаться справиться с ней.
Просто мне такая позиция знакома с детства, и она явно не родом из христианства. Мои родные - потомственные интеллигенты всегда так отмахивались от проблем, своих и моих. Типа - что ты жалуешься, что у тебя одежды приличной нет, вон в Африке дети вообще голодают... и я никак не могла уразуметь, каким образом недостаток одежды у меня может помочь африканцам.
Просто мне такая позиция знакома с детства, и она явно не родом из христианства. Мои родные - потомственные интеллигенты всегда так отмахивались от проблем, своих и моих. Типа - что ты жалуешься, что у тебя одежды приличной нет, вон в Африке дети вообще голодают... и я никак не могла уразуметь, каким образом недостаток одежды у меня может помочь африканцам.
↑ Перейти к этому комментарию
«Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; И тотчас отправился.
Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; Точно так же и получивший два таланта приобрел другие два. Получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего.
По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; Войди в радость господина твоего.
Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; Вот, другие два таланта я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.
Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое. Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, пришед, получил бы мое с прибылью; итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!» (От Матфея, 25 глава, 14-30 стихи).
У меня была одна история лет 14 назад - подруга моей дочки - им было по 10 - 9 лет... и младшая сестричка подружки заболела очень странной болезнью. Диагноз поставить не могли, а ребенок просто лежал и не вставал в каком-то забытьи ( ей было 6 лет) и вот батюшка маме говорит, что надо давать обет - отдавать Катю в монастырь... Мама неделю плакала молилась, но дома все же решили смиряться и обет дали. Не расскажу подробности дальнейшей строгости с девочкой, но она сразу выздоровела. - тогда я тоже не могла понять как это можно в 6 лет забирать у ребенка детство, как мне тогда казалось, и целенаправленно менять ей в корне жизнь не спросясь ее мнения и т.д. Тогда мой духовник и сказал. что это для меня только пример как может быть у других, что просто надо учиться смиряться и жить. И вы правы - Божие внутри нас! но у каждого оно свое и масштабы и глубина и скорби
https://www.stranamam.ru/post/6779384/
Особенно прошу обратить внимание на пункт 2.
↑ Перейти к этому комментарию
Потому как подобные рассказы ну очень похожи на приходские сплетни (я сама слышала, что-то типа" у нашего старца ножки гниют", без подробностей, а что у старца за болезнь. Мракобесие какое-то...)
До 14 лет девочка будет жить дома, а потом в монастыре. Но она и маленькой отличалась от деток и сейчас живет не так как ее сверстники.
Благословение - это приказ и не только для монахов, может вы еще это не осознали, но тут я с вами не соглашусь
А если девочка не захочет постриг принимать? это же как крещение - нельзя силой.
О лжестарцах говорить не хочу, об этом покойный Патриарх уже всё сказал в своё время.
Имя старца хотелось бы узнать.
Благословение - это приказ, вы вправе его не выполнить, так и дети нас не слушаются, только потом попадают в разные неприятные ситуации... Священник дает благословение опираясь на заповеди Божьи и даже если вдруг батюшка ошибается, то Господь найдет способ его остановить и исправить, а вам за послушание только награда. Но это не просто взять и смириться, так же как и просить прощение, и признаваться в содеянном и т.д.
Православие - это свобода. НЕЛЬЗЯ за другого давать обеты. Если бы мама сама дала обет - её дело. А за другого - не имеет права решать его судьбу. Одно дело - воспитание при монастыре, другое - обеты, которые определят всю дальнейшую жизнь ребёнка.
Вспомним историю Божией Матери: Её родители дали обет ВОСПИТЫВАТЬ дочь при Иерусалимском храме. Но Её согласие родить Сына, оставаясь Девой - это Её свободный выбор. Только после Её слов "Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему" Дух Святый осенил Её.
Почему же мы извращаем христианскую Истину, отказывая человеку в свободе выбора?
А если девочка захочет жить в миру, замуж? невольник - не богомольник.
Одно дело - пожить на послушании, другое - принимать постриг.
Конечно, Вы знаете ответы на все вопросы. Это хорошо.
Или как сказал проф. Осипов в шутку - дайте мне митру, я вам на все вопросы отвечу.
По поводу вопроса: тут вообще непонятно, кто и чего дал. Я могу отдать ребёнка в музыкальную школу, если он не будет сильно против. Но, когда он подрастёт и сможет выразить свою волю достаточно определённо, он может отказаться от того, что я ему предложила.
Так и тут: мать может предпринять какие-то шаги, чтобы уговорить и подготовить дочь пожить в монастыре на послушании. Но решать за неё она не вправе. Девочка может отказаться и от послушания, и, тем более, от пострига, если не видит в этом своего призвания. Даже крещальные обеты за младенца даются восприемником только до той поры, пока крестник не повзрослеет и не сможет выразить свою волю в отношении веры.
К слову, непонятно, как можно отправить ребёнка на послушание: в монастырь берут только совершеннолетних.
До 14 лет девочка будет жить дома, а потом в монастыре. Но она и маленькой отличалась от деток и сейчас живет не так как ее сверстники.
Благословение - это приказ и не только для монахов, может вы еще это не осознали, но тут я с вами не соглашусь
↑ Перейти к этому комментарию
А по послушанию родители и воспитывают так ребенка, готовят ее в монастырь.
У меня была одна история лет 14 назад - подруга моей дочки - им было по 10 - 9 лет... и младшая сестричка подружки заболела очень странной болезнью. Диагноз поставить не могли, а ребенок просто лежал и не вставал в каком-то забытьи ( ей было 6 лет) и вот батюшка маме говорит, что надо давать обет - отдавать Катю в монастырь... Мама неделю плакала молилась, но дома все же решили смиряться и обет дали. Не расскажу подробности дальнейшей строгости с девочкой, но она сразу выздоровела. - тогда я тоже не могла понять как это можно в 6 лет забирать у ребенка детство, как мне тогда казалось, и целенаправленно менять ей в корне жизнь не спросясь ее мнения и т.д. Тогда мой духовник и сказал. что это для меня только пример как может быть у других, что просто надо учиться смиряться и жить. И вы правы - Божие внутри нас! но у каждого оно свое и масштабы и глубина и скорби
↑ Перейти к этому комментарию
Отец Николай спросил: а зачем её в монастырь? Пусть подрастёт и, может быть, пойдёт в медицинское училище.
Честно говоря, мне жутковато от такого воспитания с тех пор, как познакомилась в СМ с двумя женщинами, которых родители стремились воспитать в благочестии. Одну из них тоже планировали сделать монахиней.
Честно говоря, мне жутковато от такого воспитания с тех пор, как познакомилась в СМ с двумя женщинами, которых родители стремились воспитать в благочестии. Одну из них тоже планировали сделать монахиней.
↑ Перейти к этому комментарию
Честно говоря, мне жутковато от такого воспитания с тех пор, как познакомилась в СМ с двумя женщинами, которых родители стремились воспитать в благочестии. Одну из них тоже планировали сделать монахиней.
↑ Перейти к этому комментарию
Относительно каждого из нас воля Божия одна - чтобы мы спаслись. А вот пусти спасения у каждого могут быть свои. Можно быть святым, поднимая оружие - а можно, оказывая непротивление злу силой, как святые страстотерпцы. И понять, что подходит именно мне - вот моя задача.
И - да, Господь всегда рискует, даруя нам свободу. И мы всегда можем ошибиться в призвании. Помните случай с бывшим игуменом Ростиславом, который снял сан и монашество? Ну, понял человек, что это не его призвание. Такое тоже бывает, хоть это и духовная трагедия.
И, в любом случае, человек вправе выбирать сам.
↑ Перейти к этому комментарию
Отец Николай спросил: а зачем её в монастырь? Пусть подрастёт и, может быть, пойдёт в медицинское училище.
↑ Перейти к этому комментарию
Я просто не сравниваю сору с мужем с уходом мужа соседки, к примеру. Я подхожу к вопросу глубже, посорилась с мужем, да неприятно, иногда ситуации бывают когда и больно, НО в сравненнии с смертью доченьки это мелочи жизни. Ведь как ей было больно, пускай даже считаные минуты, секунды, возможно она чувсвовала одиночество и нуждалась в моей поддержке, а меня не было рядом. Поверте все остальное уходит на второй план, и ссоры, и поблемы на роботе и т.д.
А еще я часто в таких ситуациях думаю о МАМАХ онкобольных деток, как им больно видеть как медлено умирает твой ребеночек, да каждая надеется, что дитя поправится, но и каждую посещает и не совсем позитивные мысли. А ведь надо брать себя в руки и находить силы радовать родную кровинушку, не показывать своих тревог, плюс бороться с материальными проблемами - искать средства на лекарства, процедуры, операции. Что по сравненнию с такой проблемой ссоры и бытовые проблемы.
Простите если что не так изложила. Написала о том что чувствою.
Я просто не сравниваю сору с мужем с уходом мужа соседки, к примеру. Я подхожу к вопросу глубже, посорилась с мужем, да неприятно, иногда ситуации бывают когда и больно, НО в сравненнии с смертью доченьки это мелочи жизни. Ведь как ей было больно, пускай даже считаные минуты, секунды, возможно она чувсвовала одиночество и нуждалась в моей поддержке, а меня не было рядом. Поверте все остальное уходит на второй план, и ссоры, и поблемы на роботе и т.д.
А еще я часто в таких ситуациях думаю о МАМАХ онкобольных деток, как им больно видеть как медлено умирает твой ребеночек, да каждая надеется, что дитя поправится, но и каждую посещает и не совсем позитивные мысли. А ведь надо брать себя в руки и находить силы радовать родную кровинушку, не показывать своих тревог, плюс бороться с материальными проблемами - искать средства на лекарства, процедуры, операции. Что по сравненнию с такой проблемой ссоры и бытовые проблемы.
Простите если что не так изложила. Написала о том что чувствою.
↑ Перейти к этому комментарию
как там правильно сказанно: человеку не дается больше, чем он способен вынести.
т.е не переключатся на: ах, бедные дети Африки и целый день за них переживать. а именно не "включать жертву", а решать, понимать, переживать свои жизненные уроки, трудности как часть своего пути.
Проблемо в том, что нужно уметь сострадать.
А пока это просто среднестатистическая женщина брошенная мужем, некая пустая оболочка, её конечно и пожалеть не хочется. И свои проблемы будут казаться нам гораздо более глубокими и насущными.
Ну, или, если проще - взять пример не гипотетический, а какой-нибудь настоящий. И тогда подробности не придумывать, а просто выяснить.
Непосредственно у героя событий. Вот когда закапываюсь глубоко в их проблемы, мне в какой-то момент их просто становится жалко - и жену, и мужа, и понимаю, что хоть оба напортачили, но в сущности не особо-то и виноваты, я и сам мог бы быть на месте каждого из них.
И тогда мои собственные проблемы уже не кажутся мне такими уникальными. Как-то так
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: