Совместные покупки Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook 

Может ли монах вернуться в мир?

Может ли монах вернуться в мир? Может ли монах вернуться в мир?

13 ноября, 2013 • Михаил Боков •

Настоятель Оптинского подворья в Петербурге игумен Ростислав (Якубовский) оставил монастырь и женился. Этот поступок вызвал широкое обсуждение в сети и получил различные оценки.

Могут ли монахи снимать с себя данные обеты и возвращаться к мирской жизни? Считать ли это нарушением церковных канонов? И можно ли потом вновь вернуться в монастырь? Комментируют эксперты.

Уход из монашества — личная катастрофа, но не нарушение канонов

Протоиерей Владислав Цыпин, историк Церкви, преподаватель Московской Духовной Академии:

- До середины 19 века в России законное оставление монашества было невозможно. Сбежавшие из монастыря подлежали задержанию и возвращению в монастырь, а в необходимых случаях – и помещению в монастырскую тюрьму. Легально перестать быть монахами они не могли.

Однако позже монахам было дозволено просить о снятии с них монашеских обетов – в том случае, если они оказывались не в состоянии их держать. Это дозволение действует до сих пор. Естественно, если такой монах имел священный сан, то его он лишался тоже. Сделавшись мирянином, бывший монах уже не подлежит каким-то особым прещениям и имеет право вступить в брак – само собой разумеется, если до монашества у него уже не было нескольких браков. Третий брак дозволялся в порядке исключения, а четвертый уже и вовсе не дозволялся.

Оговаривалось, что монах должен вначале подать прошение о снятии с него обетов, а не решать свои отношения с монастырем пост-фактум – уже уйдя и обзаведясь семьей. Такой процедуры требовал указ Синода. Тогда же подобным образом было дозволено просить о снятии сана и священникам молодого возраста.

Конечно, в личной духовной жизни уход из монашества — это катастрофическая ситуация. Но считать это нарушением канонов нельзя. Вот уже полтораста лет Церковь дозволяет такой выход.

При этом нужно понимать, что церковное учение не ставит в один ряд, например, крещение и монашеский обет. Крещение – таинство, одно из семи, а постриг, сопряженный с обетами, таким таинством не является. Другое дело, что в самой монашеской среде очень распространено убеждение в том, что это таинство.

Вернуться к монашеской жизни после того как снял с себя обеты – можно, и это даже хорошо. В отличие от священства, возврата к которому после его оставления уже нет, монашество не предусматривает в прошлом безукоризненной жизни. Ошибки прошлой жизни не являются препятствием для пострига, если есть покаяние. Если человек снял с себя монашеские обеты, а потом вновь вернулся к ним – это правильно. Конечно, если он связан брачными узами, то опрометчиво говорить ему – разводись и возвращайся в монастырь. Но если он овдовел, лучше вернуться, чем оставаться в миру.

В истории Русской Церкви известен случай с Федором Бухаревым. В 19 веке этот архимандрит, профессор Казанской академии, попросил снять с него обеты, женился и был лишен сана. Он не мог более преподавать в академии, но до конца жизни продолжал писать богословские сочинения, оставался церковными писателем, и цензура его труды дозволяла.


Не устоять в безбрачной жизни и честно объявить об этом — достойный поступок

Протодиакон Андрей Кураев, профессор Московской духовной академии, старший научный сотрудник кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ:

- Человек не устоял в чистой безбрачной жизни, решил жениться и честно объявил об этом. На мой взгляд, это лучше, чем если бы он продолжал притворяться монахом — обманывая и себя, и Церковь, и людей. В этом смысле уход отца Ростислава я считаю достойным поступком.

Бывают ситуации, когда человек уже сделал что-то недостойное, но затем решил не накладывать один грех на другой. Не одобряя первый поступок, второму можно поаплодировать. Например — солдат власовской армии, который согласился надеть форму, выданную нацистами, но едва оказавшись на фронте, повернул оружие против Рейха…

Если на весы ставить какие-то сексуальные приключения и чистую монашескую жизнь, то наша христианская совесть, конечно, за второе. Но если первое уже произошло (пусть даже только в уме), и человек сам себя уже не считает монахом — зачем его удерживать?

Очень важно, чтобы мы не улюлюкали вслед таким людям. Мотивы снятия с себя монашеских обетов бывают разные. У кого-то это могут быть мировоззренческие изменения. Кого-то разочаровали мы. Кто-то узнал горькую правду о себе самом – и опыт монашеской жизни ему в этом мог даже помочь. Ведь отрицательный результат – тоже результат… Бывало, что человек, уйдя в мир, сделал нечто полезное и для Церкви и для мира.

Важно помнить, что монашеский обет – это обет человека не перед Церковью, а перед Богом. Это его личный выбор. Это не то, что Церковь дает человеку. Если человек обещался поднять сто пятьдесят килограммов железа, а поднял только восемьдесят – это его личная проблема. Ему внутри в любом случае горше, чем нам, сторонним зрителям чужой беды и чужой судьбы. Так почему мы должны его за это осуждать? Радоваться, что мы сами не такие? Так именно это и называется фарисейством.

Мне кажется, что именно если ворота монастыря всегда будут демонстративно открыты, если монах будет помнить, что есть возможность уйти из монастыря, он станет обновлять свои обеты ежедневно, и его монашеский выбор станет крепче.

Записал Михаил Боков

Правмир

есть и несколько другой взгляд на проблему:
http://www.pravmir.ru/igumen-afanasij-selichev-past-i-zhenitsya-eto-malodushie/
Печать Получить код для блога/форума/сайта
Коды для вставки:

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам Может ли монах вернуться в мир?
  Может ли монах вернуться в мир?
13 ноября, 2013 • Михаил Боков •
Настоятель Оптинского подворья в Петербурге игумен Ростислав (Якубовский) оставил монастырь и женился. Этот поступок вызвал широкое обсуждение в сети и получил различные оценки.
Могут ли монахи снимать с себя данные обеты и возвращаться к мирской жизни? Считать ли это нарушением церковных канонов? Читать полностью
 

Комментарии

tawrik
20 ноября 2013 года
0
Только что писал, что не понимаю, как монаха может обсуждать не монах. Тем более осуждать. Человек добровольно уходит из мира, что бы молиться за нас. Ну не вышло у него - мы то тут причем?

Это как один солдат другому ставит в вину - "чего ж ты не взял гранату, под танк не бросился, не взорвал его вместе с собой!" Прошу прощения, за такое милитаристское сравнение.
Мария Травкина (автор поста)
20 ноября 2013 года
+1
tawrik пишет:
Тем более осуждать.
да никто как раз здесь не осуждает...
Это всё равно, как осудать тех, кто не смог пронести свой брак через всю жизнь. Всякое бывает.
tawrik
20 ноября 2013 года
+1
Я не сказал, что кто-то осуждает. Просто понял тему поста в роде "как относиться к тому, что монах вернулся в мир?" Если сжать мой ответ - "Не нам судить"
Ксюша2
20 ноября 2013 года
0
Чёрная Пантерра
20 ноября 2013 года
+1
Спасибо! А я, честно говоря, думала, что ушедших из монахов отлучают от Церкви. Но это я, кажись, ещё у атеистов вычитала.
Astrid
20 ноября 2013 года
+3
Для меня это в первую очередь - честный поступок. Честность в этом случае требует ещё и мужества обсудить это дело с окружающими. Ну а там одному Богу известно, как оно потом для души будет.
Вспомнился фильм "Грех" с Абдуловым. Там-то герой поступил ...как воришка, не устоявший перед искушением. Только украл - у себя. А мог бы всё то же получить честно, заплатив совсем иную цену.
профиль удалён удалённого пользователя
21 ноября 2013 года
0
Следующий чин – монашество. Тут уже приносятся обеты, обратной дороги нет. Измена обетам – это измена Богу. Раньше расстригу даже на кладбище не хоронили, хоронили за оградой, как самоубийцу.
- с сайта Валаамского монастыря. http://valaam.ru/ru/questions_monasticism/
Мария Травкина (автор поста)
21 ноября 2013 года
+1
видите, бывают разные взгляды. С точки зрения современной церковной практики сия точка зрения - это только чьё-то частное мнение.
Впрочем, стоит вспомнить, что развод тоже отнюдь не приветствуется. И что распад семьи - тоже трагедия и духовная, и житейская, и не для одного человека, а сразу для нескольких. Однако же бывают ситуации, когда лучше развестись, чтобы не случилось чего худшего. Или когда брак уже умер, и нет смысла реанимировать труп.
Марья Искуственница
21 ноября 2013 года
+2
Как то больно мне от этих вестей. Понимаю, что этоего жизнь, его выбор, его отношения с Богом. Но все равно больно. Наверное потому, что с моего первого духовного отца сняли сан. Хороший священник, а потом... На момент его отступничества я уже жила в другом городе, поэтому перенесла этот факт более легко, чем те, кто был с ним рядом. Как потряхивало приход! Алтарники ушли ( в основном это подростки), и не знаю, вернутся ли они в Храм. Кто то ушел к униатам. Кто то ушел на другие приходы. Но это несколько сотен человек!!! Приход развалился.
Мария Травкина (автор поста)
21 ноября 2013 года
0
Печально...
An_neta1
22 ноября 2013 года
0
Очень грустно... и грустно от того, что уж если монахи отрекаются от своих обетов, то что ждать от простых людей... В монашество ведь не записывают с рождения, и человек принимающий постриг сознательно идет на этот шаг. Я так понимаю (чисто мое, собственное мнение): чем ближе к Богу, тем сильней искушения, и бороться Святой молитвой со своими искушениями и страстями это и есть путь монашества. А так, чтобы сегодня монах, завтра ушел, после завтра опять потянуло в монахи - имхо не правильно. А правильно было: " Следующий чин – монашество. Тут уже приносятся обеты, обратной дороги нет. Измена обетам – это измена Богу. Раньше расстригу даже на кладбище не хоронили, хоронили за оградой, как самоубийцу.
- с сайта Валаамского монастыря. http://valaam.ru/ru/questions_monasticism/"
профиль удалён удалённого пользователя
23 ноября 2013 года
+2
хоть и печально но он поступил честно.так лучше чем бы он обманывал себя и других..судить все равно мы не в праве

Оставить свой комментарий

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:


Закрыть
B i "

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам