Магазин handmade Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook 

Петербургские трущобы В. Крестовский

Наверное, фильм смотрели многие. Роман намного интереснее сериала. Книга состоит из двух томов. я прочла первый в бумажном варианте и второй в электронном.


Аннотация.
"Петербург. Блестящая жизнь светского общества и городское дно. Но они не так уж и далеки друг от друга. Княжна, еще вчера блиставшая на балах, сегодня вынуждена идти на панель, чтобы выжить...

Авантюрный роман Всеволода Крестовского с детективной интригой — наиболее известное произведение автора. «Петербургские трущобы» — одно из самых популярных литературных произведений в России второй половины XIX века. Авантюрный сюжет, психологически и реалистически точные образы персонажей, зарисовки жизни разных слоев общества — все это вызывает неизменный живой интерес. Поставленные Всеволодом Крестовским социальные проблемы акутальны и сегодня."

"Роман "Петербургские трущобы" был написан и издан Всеволодом Крестовским в 1864-67 годах и сразу же приобрел громкую известность. По свидетельству одного из современников Крестовского (Ф. Берга), "Несмотря на все, что писалось против этого произведения, роман "Петербургские трущобы" должен быть признан выдающимся по его общественному и художественному значению..." Очерковые по своей природе главы романа - описание ночлежек, притонов, тюремных камер и публичных домов с одной стороны и роскошных домов аристократов и оргий богатых "прожигателей жизни" - с другой, сцеплены причудливо пересекающимися фабульными линиями. Когда произведение еще только начало издаваться, его читатели, по словам того же Ф. Берга, "... составляли группы и посещали описанные Всеволодом Владимировичем места."
"Петербургские трущобы" - это сильный роман, который с полным на то основанием можно назвать "Бандитским Петербургом XIX века", с "туго закрученным" и неожиданно современным сюжетом. Ни одно из последовавших за "Трущобами" произведений Крестовского не смогло повторить его успеха."

На мой взгляд, "Петербургские трущобы" необходимо изучать в рамках школьной программы в 10 или 11 классе. Несмотря на большой объем, книга будет читаться школьниками с гораздо большим интересом, чем, например, "Война и мир" Л. Толстого. В "Трущобах" Крестовский акцентирует внимание на тех сторонах жизни, которые так или иначе проявляются в любое время (будь то XIX век или наши дни)- подлость, обман, нравственное падение, ужас нищеты и лицемерие высшего общества. Молодому поколению надо обязательно прочитать эту книгу, чтобы вовремя снять розовые очки, сделать нужные выводы, усвоить уроки: упасть, опуститься на дно легко, пусть даже мотивы и помыслы были чистыми и искренними, но пути назад уже не будет и грязь с тела и души уже не получится отмыть, как бы ты ни старался. А итог – далеко не как в сказке: смерть в расцвете сил, когда нужно жить и творить, радоваться и любить…

В центре внимания два знаменитых семейства — князей Чечевинских и князей Шадурских. В романе множество различных сюжетных линий и героев, а начинается он с грустной истории — смерти барина, не успевшего дать вольную своей крепостной дочери Наташе и признать её официально. В права наследства вступает сестра барина, княгиня Чечевинская — жестокая своенравная крепостница. Наташа, воспитывавшаяся в доме как любимая дочь и молодая барышня, получив прекрасное образование с обязательным знанием литературы, музыки и французского языка, насильно становится крепостной девкой у своей двоюродный сестры, дочери княгини Чечевинской Анны, до того жившей в деревенском имении с отцом, презиравшим пустой и чванливый петербургский высший свет.

Наташа поклялась отомстить всем Чечевинским, а пока её привозят в деревню к Анне, где идет своя тихая жизнь: один из главных персонажей князь Шадурский от скуки, пока живет летом в своем имении, соблазняет юную соседку из находящегося рядом имения — княжну Анну Чечевинскую. Однако лето кончается, герои возвращаются в светскую жизнь Петербурга. Но Анна беременна…
В романе Крестовского почти нет положительных персонажей, но все они — жертвы общества и жертвы друг друга. В ситуациях, показанных в романе, нет места благородству и чести, нет места даже элементарной человеческой доброте и порядочности, происходящее уничтожает всё хорошее и доброе в человеке. Жестокость и бесправие порождает лишь еще большие жестокость и бесправие, к которому общество глухо и равнодушно. Автор обвиняет, ведя рассказ сурово и вместе с тем просто, без прикрас и эпитетов, недаром роман «Петербургские трущобы» Н. С. Лесков считал «самым социалистическим романом на русском языке».

Пересказ содержания романа Т. Сотниковой

"5 мая 1838 г. молодая женщина подкидывает в дом князя Дмитрия Шадурского новорождённую девочку. Тридцативосьмилетний князь мало удивлён появлением подкидыша; зная образ жизни князя, не видит в этом ничего странного и его супруга Татьяна Львовна. Шадурский решает отделаться от девочки и едет за советом к генеральше фон Шпильце — знаменитой петербургской даме сомнительного происхождения, знающей всех и вся и умеющей самыми разными путями устраивать любые дела.

Мать новорождённой девочки, двадцатипятилетняя княжна Анна Чечевинская, с нетерпением ждёт в тайном приюте возвращения своей горничной Наташи, которой поручила отвезти к князю его внебрачного ребёнка. Княжна Анна воспитывалась в деревне, у пьющего отца. Там познакомилась она и с приехавшим на три месяца соседом, князем Шадурским, который от нечего делать соблазнил красивую девушку. Отец Анны неожиданно умер, и, будучи беременной, она вынуждена была переехать в Петербург, к не любящей её матери. Боясь гнева старой княгини, Анна уехала к тайной акушерке в сопровождении крепостной горничной, оставив матери записку с сообщением о предстоящих родах.

Возмущённая безнравственностью дочери, старая княгиня лишает её наследства в пользу любимого сына Николая, повесы и картёжника. Позор княжны Чечевинской делается достоянием петербургского света; старая княгиня заболевает от нервного потрясения.

Тем временем Наташа вынашивает собственные планы дальнейших действий. Эта восемнадцатилетняя крепостная девушка выросла в доме брата старой княгини Чечевинской, который баловал хорошенькую девочку и воспитывал её, как барышню. После неожиданной смерти барина Наташа перешла по наследству его сестре и мгновенно утратила ставшие привычными блага. Она была разлучена с матерью и приставлена горничной к княжне Анне. Наташа, натура хладнокровная, безжалостная и последовательная, затаила желание отомстить ненавистной княгине.

После скандала в семействе Чечевинских Наташа отправляется на Вознесенский проспект к своему любовнику, граверу Казимиру Бодлевскому, который в момент её прихода занят изготовлением фальшивых денег. Наташа требует, чтобы он достал для неё фальшивый паспорт, и диктует ему записку, которую следует написать почерком княжны Анны Чечевинской. С помощью афериста Сергея Коврова Бодлевский добывает паспорт в одном из петербургских притонов под названием «Ерши». Напоив больную княгиню Чечевинскую опиумом, Наташа крадёт у неё из шкатулки большую часть денег, оставив вместо них записку якобы от княжны Анны, в которой говорится, что та забирает положенные ей деньги. Не выдержав этого потрясения, старая княгиня умирает, успев, однако, уничтожить компрометирующую род Чечевинских записку. Николай Чечевинский крайне удивлён, обнаружив после смерти матери не такую крупную сумму, на которую он рассчитывал. Наташа с Бодлевским бегут в Финляндию с поддельными паспортами.

Князь Дмитрий Платонович Шадурский договаривается с генеральшей фон Шпильце об устройстве ребёнка и тут же забывает о существовании своей внебрачной дочери — как, впрочем, не желает помнить и о судьбе её матери. Шадурского больше интересует, от кого беременна его двадцатипятилетняя жена, с которой он после рождения сына Владимира поддерживает лишь видимость семейных отношений. Шесть лет назад Шадурский женился на Татьяне Львовне, чтобы насолить влюблённому в неё приятелю; жена вскоре наскучила ему. Оскорблённая равнодушием и неверностью мужа, княгиня нашла утешение в обществе человека «низкого» происхождения. Не зная об этом, князь подозревает, что отец будущего ребёнка Татьяны Львовны — подобный ему светский повеса. Каково же оказывается его потрясение, когда он застаёт княгиню в объятиях своего управляющего Морденко! Взбешённый князь даёт ему пощёчину и выгоняет из дому; в ответ на упрёки княгини Шадурский даёт пощёчину и ей. Ночью у Татьяны Львовны начинаются преждевременные роды и испуганный Шадурский везёт её в тот же тайный приют, где находится всеми покинутая Анна Чечевинская. Пока княгиня рожает, происходит объяснение Анны и князя Шадурского; боясь стать героем светского скандала, тот отказывается от княжны. Анна безуспешно просит вернуть ей ребёнка.

Новорождённого сына княгини Шадурской оставляют у акушерки. Вскоре княгиня тайно пересылает Морденко деньги для того, чтобы тот поместил ребёнка в хорошие руки, — и тоже забывает о существовании сына. Пришедшую к ней за своим ребёнком Анну Че-чевинскую Шадурская надменно выгоняет, обвиняя в безнравственности. Без ребёнка, без друзей, без средств к существованию Анна исчезает в трущобах Петербурга. Шадурские вместе с пятилетним сыном Владимиром отбывают за границу.

Дочь Шадурского и Чечевинской названа Машей и отдана генеральшей фон Шпильце на воспитание к добрым и богобоязненным старикам Поветиным, живущим на Петербургской стороне. Сын Морденко и Шадурской крещён Иваном Вересовым и помещён в семейство отставного майора Спицы, который зарабатывает на жизнь тем, что даёт приёмных детей нищенкам для лучшего сбора милостыни.

Двадцать лет спустя в Петербург возвращаются князья Шадурские. В одном вагоне с ними едут от русской границы баронесса фон Деринг и её брат, австрийский подданный Ян Карозич. За красавицей баронессой в дороге ухаживают оба Шадурских, старый и молодой. Ухаживания продолжаются и в Петербурге, что раздражает княгиню Татьяну Львовну, так как она рассчитывает на выгодный брак своего сына с дочерью богатого золотопромышленника Шиншеева.

В гостях у Шиншеевых Владимир Шадурский знакомится с Юлией Николаевной Бероевой, женой Шиншеевского служащего. Красота молодой женщины пробуждает у себялюбивого Шадурского желание добиться её благосклонности. Его самолюбие раззадорено и тем, что, будучи любящей женой и матерью двоих детей, Бероева отвергает всех ухажёров, в том числе и самого господина Шиншеева. Не привыкнув ни в чем себе отказывать, Владимир заключает на Бероеву пари с приятелями. По его просьбе, пользуясь длительным отсутствием мужа Бероевой, генеральша фон Шпильце заманивает её к себе, опаивает особым напитком, заставляющим Юлию отдаться Владимиру Шадурскому.

Под именами баронессы фон Деринг и Яна Карозича вернулись в Петербург Наташа и Бодлевский. За двадцать лет пребывания за границей они сделались ловкими международными аферистами и вынуждены были бежать от французского суда. В Петербурге они образуют «ассоциацию» мошенников со старым знакомым, Сергеем Ковровым, и новым — называющим себя венгерским графом Николаем Каллашем. С помощью ловких авантюр они выманивают деньги у представителя ордена иезуитов, у доверчивых светских особ. Карозич становится последним любовником стареющей Татьяны Львовны Шадурской, которая охотно снабжает его деньгами.

Вскоре после происшествия у генеральши фон Шпильце Юлия Бероева чувствует себя беременной. Она в отчаянии думает, каким тяжёлым ударом станет её невольная измена для мужа. Скрыв свою беременность, Юлия рожает у тайной акушерки, предполагая оставить у неё ребёнка. Но ей становится жаль новорождённого мальчика, и она решает просить князя Владимира Шадурского позаботиться о нем. Бероева пишет ему записку, приглашая в маскарад, а потом, во время обеда в ресторане, просит принять участие в судьбе ребёнка. Князь соглашается это сделать в обмен на близость с нею. Отбиваясь от Шадурского, Юлия вонзает ему в горло серебряную вилку. Князь ранен, Бероева арестована, младенец продан нищим, у которых умирает в страшных мучениях.

Незадолго до этого происшествия Владимир Шадурский бросил свою содержанку Машу Поветину. По наущению княгини Шадурской, желавшей отвлечь сына от баронессы фон Деринг, девушку доставила молодому князю генеральша фон Шпильце, взяв её от воспитателей. Не выдержав разлуки с любимой своей Машей, старушка Поветина умерла, старик лишился рассудка. Маша влюбилась в молодого князя, не подозревая о его истинном к ней отношении: эгоисту Шадурскому давно хотелось иметь красивую содержанку, чтобы хвастаться ею перед приятелями. Ещё менее она могла себе представить, что стала любовницей собственного единокровного брата. Поняв, что искренняя, чистая душой Маша не годится на роль «камелии», Шадурский бросает её без средств к существованию.

Маша устраивается прислугой в педантичное немецкое семейство, но оттуда её выгоняют во время болезни. Не найдя другой работы, не имея жилья, Маша ночует в брошенной речной барке. Здесь она встречает Ивана Вересова, к которому судьба оказалась так же неблагосклонна.

Иван Вересов с рождения воспитывался у майора Спицы, не зная родительской ласки, хотя живший по соседству отец навещал его. Морденко устроил его в театральную школу, из которой Иван был выпущен как неспособный на бессловесные амплуа. Свой хлеб он зарабатывал также лепкой гипсовых фигурок для уличных продавцов. Жил Иван отдельно от Морденко, который ничем не помогал сыну. Со времени изгнания из дома Шадурских Морденко владела единственная тайная страсть: отомстить князю за пощёчину, а княгине — за презрение. Чтобы сколотить капитал, он начал давать деньги в рост; его первой закладчицей была княжна Анна Чечевинская, снявшая с себя нательный крест. Постепенно Морденко стал скупать просроченные векселя расточительных Шадурских, ожидая дня, когда сможет окончательно разорить своих врагов. Поглощённый этой идеей, Морденко сделался настолько подозрителен, что обвинил собственного сына в пособничестве грабителям,- пришедшим убить ростовщика. Иван был арестован, попал в общество убийц и бандитов и выжил в тюрьме только благодаря заступничеству одного из них, Рамзи. Выпущенный на волю, Иван не имел ни жилья, ни средств, из-за чего и был вынужден ночевать в барке. Пути его с Машей По-ветиной вскоре разошлись, но им суждено было встретиться снова.

Сознавая безысходность своего положения, Маша решает утопиться в проруби. Но в последнюю минуту её спасает старая нищенка и проститутка Чуха. Маша замечает, что опустившаяся на дно жизни Чуха когда-то наверняка получила хорошее воспитание. Женщины проникаются доверием друг к другу, и Чуха рассказывает Маше историю своей жизни — жизни бывшей княжны Чечевинской — не подозревая, что перед нею её потерянная дочь. Чуха приводит Машу ночевать в притон, где та снова встречает Ивана Вересова и спасает его от издевательств бандитов. Но молодые люди вновь расстаются. Убежав из притона, после тяжёлых жизненных перипетий, Маша оказывается в публичном доме.

Господин Бероев пытается выручить арестованную жену, но этому препятствуют Шадурские, которые боятся справедливого наказания для сына. Подкупленные ими люди подбрасывают Бероеву комплект запрещённого журнала «Колокол», обрекая его таким образом на арест. Не выдержав тюремной жизни, публичного позора, ареста мужа, Юлия Бероева от сильного нервного потрясения впадает в тюрьме в летаргический сон, который окружающие принимают за смерть. Ее хоронят в дальнем углу Митрофаниевского кладбища. Вскоре беглый уголовник Гречка раскапывает могилу, надеясь снять с Бероевой ладанку с «неразменным рублём», который та хранила как память о детях. К ужасу Гречки, мёртвая встаёт из гроба. Бероеву находят и выхаживают «ассоциаторы», у которых неподалёку от кладбища налажено производство фальшивых денег.

Морденко наконец удаётся осуществить свой план мщения: он предъявляет к оплате векселя на огромную сумму, которые должны разорить Шадурских. Но Морденко не выдерживает потрясения и тяжело заболевает. Перед смертью он находит сына, Ивана Вересова, и завещает ему своё состояние, взяв с него клятву в том, что он отомстит до конца Шадурским. Чтобы добиться от Ивана нарушения клятвы, княгиня Шадурская открывает ему секрет его рождения и разыгрывает перед юношей роль любящей матери, наконец обретшей сына. Иван рвёт на части векселя, после чего княгиня прекращает встречи с ним. Последний человек, оставивший в жизни Ивана светлый след, — Маша Поветина; он пытается её разыскать.

На набережной Фонтанки толпа издевается над Чухой. Под общий смех совершенно пьяная Чуха называет себя княжной Чечевинской. Это слышит проходящий мимо граф Николай Каллаш и, поражённый, увозит её в свой роскошный дом. В разговоре с протрезвевшей Чухой открывается настоящее имя Каллаша: это её родной брат, князь Николай Чечевинский. В сердце мошенника и картёжника просыпается жалость и любовь к сестре. Он обещает, что она будет женой когда-то обесчестившего её князя. Николай нанимает врача, который медленно отравляет Татьяну Львовну Шадурскую. С помощью ловкой авантюры, осуществлённой баронессой фон Де-ринг, Николай вынуждает овдовевшего Шадурского жениться на сестре. Анна заставляет князя рассказать, кому он отдал её дочь. Николай Чечевинский помогает сестре добиться ответа от генеральши фон Шпильце, на которую указывает Шадурский. Анна в ужасе узнает, что девушка Маша, которую она спасла от самоубийства, была её дочерью. Она бросается на поиски дочери, но находит её умирающей от чахотки, до которой довела Машу ужасная жизнь в публичном доме. На похоронах Маши присутствует и Иван Вересов. Вскоре он завещает Анне Чечевинской оставшиеся у него деньги и стреляется. Его хоронят на кладбище для самоубийц и животных, рядом с могилой любимой собачки его матери, княгини Шадурской.

Случайно увидев фотографию компаньонки Николая, баронессы фон Деринг, Анна узнает в ней свою бывшую горничную Наташу. Николай шантажирует баронессу, чтобы вернуть сестрины деньги, но в ответ на шантаж «ассоциаторы» заманивают его кататься по подземным каналам Петербурга и там убивают. Баронесса с Бодлевским уезжают в Варшаву, чтобы там «ловить рыбу в мутной воде» польского восстания.

Владимир Шадурский женится на богачке Шишнеевой, в их семье соблюдается тот же «декорум светских приличий», который соблюдался в семье старших Шадурских. Князь имеет на содержании «шесть пар отличнейших лошадей и пару таких же танцовщиц». Почтенная генеральша фон Шпильце закрывает свой промысел по устройству разнообразных дел и делается высоконравственной особой.

Выйдя из тюрьмы, оправданный муж Бероевой навещает могилу жены. Но на кладбище он встречает живую Юлию. Не желая больше оставаться на родине, где Юлия не имеет права даже на жизнь, супруги забирают детей и уезжают в Соединённые Штаты. "
Печать Получить код для блога/форума/сайта
Коды для вставки:

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам Петербургские трущобы В. Крестовский
  Наверное, фильм смотрели многие. Роман намного интереснее сериала. Книга состоит из двух томов. я прочла первый в бумажном варианте и второй в электронном.
Аннотация.
"Петербург. Блестящая жизнь светского общества и городское дно. Но они не так уж и далеки друг от друга. Княжна, еще вчера блиставшая на балах, сегодня вынуждена идти на панель, чтобы выжить... Читать полностью
 

Комментарии

Светик21
16 ноября 2013 года
+1
Очень хочу прочитать. Сериал по книге смотрела и очень понравилось!
Vika81
16 ноября 2013 года
0
надо прочитать если найду у нас.
OLGA MASH
16 ноября 2013 года
+1
Даже не знаю какой назвать эту книгу.Все-таки наверное,тяжелая,хотя и жизненная,и правдивая она.Но уж слишком много негативных моментов жизни она показывает.Мне после ее прочтения было тяжко, хотя и читается хорошо,и захватывает.
elena0609
17 ноября 2013 года
+1
Хорошо что напомнили, давно уже не читала, надо достать и обязательно перечитать.
teachikik пишет:
"Петербургские трущобы" необходимо изучать в рамках школьной программы в 10 или 11 классе
Согласна на 100%!
профиль удалён удалённого пользователя
17 ноября 2013 года
+1
Единственный наш сериал , который я смотрела. В сериале концовка куда лучше.
tuttifrutti1980
17 ноября 2013 года
0
Читала в детстве...он у меня рядом с Гюго на полочке
Мама взрослых дочек
17 ноября 2013 года
+1
Смотрела какие-то серии из сериала, но сильно не задумывалась. А вот когда книгу прочитала, была просто поражена тем, что оказывается современный преступный мир корнями уходит в глубь веков, что многое негативное, что расцвело пышным цветом после перестройки в нашем обществе вовсе не "ноу-хау", а пришло из тех времён, даже уголовный жаргон мало изменений претерпел! ... В общем, мафия бессмертна, как говорится! ... Противно сознавать, что от чего ушли в советское время, к тому и вернулись в перестройку и после! ... Что как тогда люди не были защищены от мафии, так и теперь, через 1,5 веков, ничего не изменилось ...
Любовь2010
17 ноября 2013 года
+1
Не соглашусь с тем, что книга лучше . очень тяжело читать, в основном идет описание "дна", жизни бандитов, "отбросов" общества, очень депрессивная книга. Если бы сначала прочла книгу, то уж смотреть фильм точно не стала бы, а получилось наоборот, чему рада - сериал хорош, актерский состав , да и сюжет изменен в лучшую сторону.
Fiola78
18 ноября 2013 года
0
А я сначала книгу прочитала, а потом уже фильм смотрела. И все ждала во время просмотра, что концовка будет, как в книге...
lena leonova
20 ноября 2013 года
+1
К своему стыду не читала эту книгу.Но прочитав Вашу аннотацию заинтересовалась.
Я Борисовна
20 ноября 2013 года
0
А ссылочки на электронный вариант у вас не сохранилось?
teachikik (автор поста)
20 ноября 2013 года
0
нЕту....
Я Борисовна
20 ноября 2013 года
0
А точно такого же с перламутровыми пуговицами нету? Будем искать!
Удивленная
21 ноября 2013 года
+1
очень хочу прочитать
Птичка7
4 декабря 2013 года
+1
Шикарная книга!!! У меня в 2 томах . Иногда перечитываю Фильм не смотрела ...
elena1222
12 декабря 2013 года
+1
Читала книгу и смотрела фильм. Книга очень тяжелая, с плохой концовкой, особенно я была поражена, что Маша умирает и т. д. Поэтому, фильм мне больше нравится, более мелодраматичней.
Vika81
3 мая 2014 года
+1
вот прочитала . нашла на куллиб. там в 2 томах. понравилась очень. рекомендую. что тяжелая так это есть немного.

Оставить свой комментарий

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:


Закрыть
B i "

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам