Раннее обучение чтению
Так как нам скоро уже 3 года, в моей голове прочно засела идея учиться читать... я сама в 4 года уже читала свободно и смитрю что ребенок мой проявляет огромный интерес к чтению. много букв выучила сама, и вот тут я задумалась - а как научить?
ну как обычно полезла в сеть...
и вот что мне сразу попалось
Раннее обучение чтению наносит ребенку непоправимый вред.
Дорогие мамочки! Я хорошо понимаю, что, берясь за раннее обучение чтению, вы руководствуетесь самыми лучшими побуждениями. Вы стараетесь по возможности полнее и успешнее развить вашего малыша.
chtenie-masha
Однако прежде чем начать обучение, попробуйте протестировать вашего ребенка вот на этой игре: СЛОГОФОН-ГОВОРЯШКА (http://www.rebus-metod.net/obuchenie-chteniyu/slogofon-govoryashka). Эта игра бесплатная, доступная без всякой регистрации. Понажимайте кнопочки и дайте ребенку послушать звуки. Если малыш не узнаёт в этих звукосочетаниях настоящих слов — значит он еще категорически не готов к обучению чтению.
То есть вполне возможно, что, начав обучение в младенчестве, вы таки научите ребенка к трем годам узнавать некоторые письменные слова. Но письменная речь настолько отличается от речи устной, что, взяв в руки книжку, ваш малыш не поймет, прО Что и прО кОГо в этОй книЖке раССказываеТСЯ. Редуцированные безударные гласные, оглушенные звонкие согласные, правильные и неправильные варианты ударения — маленькому ребенку невозможно в уме легко жонглировать столь многими элементами одновременно, и понимать при этом смысл прочитанного. Если обучаться чтению ребенок начал лет в шесть, или хотя бы в пять, то при особой ловкости учителя ребенок достаточно быстро достигнет чтения беглого, автоматичного. Но двухлетний ребенок, даже зная все буквы, даже умея соединять их в слоги и даже прочитывая подряд слово за словом — он все-равно обречен ковыряться в буковках через пень колоду в течение нескольких лет. Такое чтение вряд ли принесет вашему ребенку удовольствие, и потому приведет лишь к одному печальному результату: ребенок успеет разлюбить чтение еще до того, как овладеет им в полной мере. А оно вам это надо?
Умение читать никак не является показателем развития. Развитие — это когда у человека что-то развито, например слух, зрение, память, внимание, координация, дыхание, мускулатура. Чтение же на самом деле не помогает развивать эти качества, но скорее даже разрушает их. У читающего ребенка портится зрение и осанка. У читающего ребенка падает слуховая память, ему становится незачем запоминать на слух сказки и стишки. В отличие от устной речи, которая состоит из тысяч разнообразных звуков, речь письменная складывается из всего лишь 30-40 букв. Каждая буква — это условная, приблизительная величина, иногда очень далекая от реального звука. Научившись читать, ребенок начинает воспринимать и анализировать речь очень неточными, схематическими единицами. Поэтому у читающего ребенка резко падает врожденная способность к звукоподражанию, к имитации чужой речи, к овладению любым иностранным языком. Если ребенок научился читать в шесть лет — ну что ж, далее воспринимать на слух иностранные языки ему станет намного труднее, но он хотя бы успел к своим шести годам в полной мере овладеть родным языком. Однако если вы начинаете учить чтению еще не говорящего, или плохо говорящего младенца — вы наносите речевому слуху этого ребенка сокрушительный удар.
Кроме речевого слуха пострадает также и мышление ребенка. Ведь письменная речь — это всего лишь схематический след, серая тень от речи устной. Не умея самостоятельно наполнить и раскрасить читаемый текст интонационными нюансами, полутонами, многоцветными образами, ваш ребенок и мыслить станет плоско, схематично, без полутонов. Вспомните глухих детей, которые по несчастию своему вынуждены общаться жестовыми знаками. Мышление этих детей прямолинейно, обедненно. Зачем же вы ставите своего здорового ребенка в ситуацию ребенка-инвалида, и вместо живой устной речи подсовываете ребенку бесцветные письменные знаки?
Письменный текст — это способ передать информацию через большое время или через большое расстояние, когда полностью теряется вся невербальная составляющая речи, но сохраняется лишь вербальная. По сравнению с устной речью это как механические протезы вместо живых ног. Разве правильно будет ребенка со здоровыми ножками обучать ходьбе на протезах, прежде чем он научится ходить на своих двоих?
Я понимаю, что вас, любящих и старательных мамочек, соблазняют призывы таких авторов как Глен Доман: "Продемонстрируйте всему миру, что ваш ребенок гений!". И вправду, красивый лозунг. Мы, авторы различных методик, вполне обладаем ярким словом и умеем убедительно говорить. И мы говорим, и убеждаем вас — искренне, ярко, заразительно — так, чтобы вы нам поверили.
Однако вспомните о том, что сам Глен Доман по специальности был военным нейрохирургом, и его основной научной темой было восстановление утерянных способностей человека после получения черепной травмы, после хирургического удаления каких-либо участков головного мозга. Глен Доман доказывал миру, что есть способы компенсировать инвалидность - пусть не совсем природосообразными, но вполне реальными путями, с помощью длительной тренировки, воздействуя на сохраненные участки мозга. Но разве это про вашего ребенка?
Например, все слова на карточках Домана написаны непременно красным шрифтом. Не черным, не синим, а именно красным. Причина тому: ребенок до двух месяцев от рождения просто не различает никаких иных цветов, кроме красного. Причем красный цвет сообщает младенцу об опасности, о пролитой крови - у ребенка просходит стресс, его пульс и кровоображение замедляются, но ускоряется дыхание. Именно эту стрессовую реакцию предлагает использовать Глен Доман как стимул для запоминания написанных слов: такое ужасное кроваво-красное зрелище действительно отпечатается в мозгу младенца на всю жизнь, пусть даже он и не ведает о смысле написанного слова. Что ж, Домана вовсе не заботят психические последствия такой учебы, но зато он достигает своей методологической цели: малыш таки на самом деле за пару недель запомнил очертания нескольких сотен письменных слов. Поставленная задача выполнена, а дальнейшее Домана как методиста уже не волнует.
Вспомните также, что сам Глен Доман говорил: да, младенца можно научить узнавать отдельные письменные слова, но до четырех-пяти лет он всё-равно не сможет читать настоящих текстов. Мария Монтессори и Сесиль Лупан тоже называли возраст 4-5 лет. И Николай Зайцев двадцать лет назад, говоря о раннем чтении, имел ввиду среднюю и старшую группы детского сада, то есть те же самые 4-5 лет.
До этого возраста чтение не может принести ребенку пользы. Занимая чтением младенцев, вы, дорогие мамочки, самым бездарным образом тратите то драгоценное, что у ребенка есть — его самый способный к развитию возраст.
Вместо бессмысленного запоминания буковок, лучше бы вы сами почитали ребенку сказку, увлекательно и эмоционально. Лучше бы вы спели ему песенку или заучили бы вместе с ним стишок наизусть. Лучше бы взяли ребенка в охапку, и побегали бы с ним на свежем воздухе, и покричали бы, развивая его дыхание, ловкость, уверенность в себе. Физическое здоровье ребенка — это и есть его развитие, то самое, которое «после трех уже поздно». Это и есть та база, на которой завтра станет успешно развиваться интеллект ребенка. В свой срок.
Лев Штернберг,
автор обучающих методик
«Ребус-метод», «Слогофон-говоряшка», «Логоритмика по звуко-артикуляционной таблице».
http://www.rebus-metod.net
Я приуныла и теперь жду скорейшей возможности проверить дочку на том тесте, что указан в статье- буду занята завтра, умру пока дождусь вечера)))))))
а ваше мнение?
ну как обычно полезла в сеть...
и вот что мне сразу попалось
Раннее обучение чтению наносит ребенку непоправимый вред.
Дорогие мамочки! Я хорошо понимаю, что, берясь за раннее обучение чтению, вы руководствуетесь самыми лучшими побуждениями. Вы стараетесь по возможности полнее и успешнее развить вашего малыша.
chtenie-masha
Однако прежде чем начать обучение, попробуйте протестировать вашего ребенка вот на этой игре: СЛОГОФОН-ГОВОРЯШКА (http://www.rebus-metod.net/obuchenie-chteniyu/slogofon-govoryashka). Эта игра бесплатная, доступная без всякой регистрации. Понажимайте кнопочки и дайте ребенку послушать звуки. Если малыш не узнаёт в этих звукосочетаниях настоящих слов — значит он еще категорически не готов к обучению чтению.
То есть вполне возможно, что, начав обучение в младенчестве, вы таки научите ребенка к трем годам узнавать некоторые письменные слова. Но письменная речь настолько отличается от речи устной, что, взяв в руки книжку, ваш малыш не поймет, прО Что и прО кОГо в этОй книЖке раССказываеТСЯ. Редуцированные безударные гласные, оглушенные звонкие согласные, правильные и неправильные варианты ударения — маленькому ребенку невозможно в уме легко жонглировать столь многими элементами одновременно, и понимать при этом смысл прочитанного. Если обучаться чтению ребенок начал лет в шесть, или хотя бы в пять, то при особой ловкости учителя ребенок достаточно быстро достигнет чтения беглого, автоматичного. Но двухлетний ребенок, даже зная все буквы, даже умея соединять их в слоги и даже прочитывая подряд слово за словом — он все-равно обречен ковыряться в буковках через пень колоду в течение нескольких лет. Такое чтение вряд ли принесет вашему ребенку удовольствие, и потому приведет лишь к одному печальному результату: ребенок успеет разлюбить чтение еще до того, как овладеет им в полной мере. А оно вам это надо?
Умение читать никак не является показателем развития. Развитие — это когда у человека что-то развито, например слух, зрение, память, внимание, координация, дыхание, мускулатура. Чтение же на самом деле не помогает развивать эти качества, но скорее даже разрушает их. У читающего ребенка портится зрение и осанка. У читающего ребенка падает слуховая память, ему становится незачем запоминать на слух сказки и стишки. В отличие от устной речи, которая состоит из тысяч разнообразных звуков, речь письменная складывается из всего лишь 30-40 букв. Каждая буква — это условная, приблизительная величина, иногда очень далекая от реального звука. Научившись читать, ребенок начинает воспринимать и анализировать речь очень неточными, схематическими единицами. Поэтому у читающего ребенка резко падает врожденная способность к звукоподражанию, к имитации чужой речи, к овладению любым иностранным языком. Если ребенок научился читать в шесть лет — ну что ж, далее воспринимать на слух иностранные языки ему станет намного труднее, но он хотя бы успел к своим шести годам в полной мере овладеть родным языком. Однако если вы начинаете учить чтению еще не говорящего, или плохо говорящего младенца — вы наносите речевому слуху этого ребенка сокрушительный удар.
Кроме речевого слуха пострадает также и мышление ребенка. Ведь письменная речь — это всего лишь схематический след, серая тень от речи устной. Не умея самостоятельно наполнить и раскрасить читаемый текст интонационными нюансами, полутонами, многоцветными образами, ваш ребенок и мыслить станет плоско, схематично, без полутонов. Вспомните глухих детей, которые по несчастию своему вынуждены общаться жестовыми знаками. Мышление этих детей прямолинейно, обедненно. Зачем же вы ставите своего здорового ребенка в ситуацию ребенка-инвалида, и вместо живой устной речи подсовываете ребенку бесцветные письменные знаки?
Письменный текст — это способ передать информацию через большое время или через большое расстояние, когда полностью теряется вся невербальная составляющая речи, но сохраняется лишь вербальная. По сравнению с устной речью это как механические протезы вместо живых ног. Разве правильно будет ребенка со здоровыми ножками обучать ходьбе на протезах, прежде чем он научится ходить на своих двоих?
Я понимаю, что вас, любящих и старательных мамочек, соблазняют призывы таких авторов как Глен Доман: "Продемонстрируйте всему миру, что ваш ребенок гений!". И вправду, красивый лозунг. Мы, авторы различных методик, вполне обладаем ярким словом и умеем убедительно говорить. И мы говорим, и убеждаем вас — искренне, ярко, заразительно — так, чтобы вы нам поверили.
Однако вспомните о том, что сам Глен Доман по специальности был военным нейрохирургом, и его основной научной темой было восстановление утерянных способностей человека после получения черепной травмы, после хирургического удаления каких-либо участков головного мозга. Глен Доман доказывал миру, что есть способы компенсировать инвалидность - пусть не совсем природосообразными, но вполне реальными путями, с помощью длительной тренировки, воздействуя на сохраненные участки мозга. Но разве это про вашего ребенка?
Например, все слова на карточках Домана написаны непременно красным шрифтом. Не черным, не синим, а именно красным. Причина тому: ребенок до двух месяцев от рождения просто не различает никаких иных цветов, кроме красного. Причем красный цвет сообщает младенцу об опасности, о пролитой крови - у ребенка просходит стресс, его пульс и кровоображение замедляются, но ускоряется дыхание. Именно эту стрессовую реакцию предлагает использовать Глен Доман как стимул для запоминания написанных слов: такое ужасное кроваво-красное зрелище действительно отпечатается в мозгу младенца на всю жизнь, пусть даже он и не ведает о смысле написанного слова. Что ж, Домана вовсе не заботят психические последствия такой учебы, но зато он достигает своей методологической цели: малыш таки на самом деле за пару недель запомнил очертания нескольких сотен письменных слов. Поставленная задача выполнена, а дальнейшее Домана как методиста уже не волнует.
Вспомните также, что сам Глен Доман говорил: да, младенца можно научить узнавать отдельные письменные слова, но до четырех-пяти лет он всё-равно не сможет читать настоящих текстов. Мария Монтессори и Сесиль Лупан тоже называли возраст 4-5 лет. И Николай Зайцев двадцать лет назад, говоря о раннем чтении, имел ввиду среднюю и старшую группы детского сада, то есть те же самые 4-5 лет.
До этого возраста чтение не может принести ребенку пользы. Занимая чтением младенцев, вы, дорогие мамочки, самым бездарным образом тратите то драгоценное, что у ребенка есть — его самый способный к развитию возраст.
Вместо бессмысленного запоминания буковок, лучше бы вы сами почитали ребенку сказку, увлекательно и эмоционально. Лучше бы вы спели ему песенку или заучили бы вместе с ним стишок наизусть. Лучше бы взяли ребенка в охапку, и побегали бы с ним на свежем воздухе, и покричали бы, развивая его дыхание, ловкость, уверенность в себе. Физическое здоровье ребенка — это и есть его развитие, то самое, которое «после трех уже поздно». Это и есть та база, на которой завтра станет успешно развиваться интеллект ребенка. В свой срок.
Лев Штернберг,
автор обучающих методик
«Ребус-метод», «Слогофон-говоряшка», «Логоритмика по звуко-артикуляционной таблице».
http://www.rebus-metod.net
Я приуныла и теперь жду скорейшей возможности проверить дочку на том тесте, что указан в статье- буду занята завтра, умру пока дождусь вечера)))))))
а ваше мнение?
Комментарии
, все это мы делаем))))))))))
↑ Перейти к этому комментарию
Основываюсь на собственном примере - в 2 года знала все буквы, алфавит наизусть, в 3 достаточно бегло читала, с интересом, и не "ковыряясь в буковках через пень-колоду")
В 5 лет, когда автор статьи рекомендует только начинать обучение, чтение уже было моим любимым занятием, причем читала я уже не по буквам и слогам, а схватывая целые слова и предложения. И наверняка понимала, что читаю - ведь никто же не заставлял!
Это вообще полная чушь! Тоже на моем примере - закончила иняз, в школе всегда хорошо успевала, а к слову, поменяла я 4 школы и успела поучиться и английскому, и немецкому, и французскому, причем, начав с нуля по сравнению с уже более "продвинутыми" одноклассниками всегда через короткое время по ин.язу становилась одной из первых)
Такое впечатление, что автора в детстве намучили, заставляя читать насильно, и он прямо-таки возненавидел это занятие
Так что поменьше читайте подобные статейки, и если ребенок действительно хочет научиться читать - значит пришло его время, не упустите момента, пока это ему действительно интересно)
как то все это тоже не вяжется
просто я искала более интересные методики, более современные и - вот что нашла))))))))))))))
Основываюсь на собственном примере - в 2 года знала все буквы, алфавит наизусть, в 3 достаточно бегло читала, с интересом, и не "ковыряясь в буковках через пень-колоду")
В 5 лет, когда автор статьи рекомендует только начинать обучение, чтение уже было моим любимым занятием, причем читала я уже не по буквам и слогам, а схватывая целые слова и предложения. И наверняка понимала, что читаю - ведь никто же не заставлял!
Это вообще полная чушь! Тоже на моем примере - закончила иняз, в школе всегда хорошо успевала, а к слову, поменяла я 4 школы и успела поучиться и английскому, и немецкому, и французскому, причем, начав с нуля по сравнению с уже более "продвинутыми" одноклассниками всегда через короткое время по ин.язу становилась одной из первых)
Такое впечатление, что автора в детстве намучили, заставляя читать насильно, и он прямо-таки возненавидел это занятие
Так что поменьше читайте подобные статейки, и если ребенок действительно хочет научиться читать - значит пришло его время, не упустите момента, пока это ему действительно интересно)
↑ Перейти к этому комментарию
я тоже начала читать рана, мама говорит что я сама научилась, так что никто не заставлял. И описанных проблем ни разу не возникало. В универе так то что на лекциях услышу, то потом и расскажу, мне не надо было читать 9читала только для расширения знаний, а не для запоминания пройденного материала). С языками тоже все отлично (казахский, английский, немецкий, немного украинский и японский - сейчас правда многое забыла, но вспоминается при случае быстро)
Основываюсь на собственном примере - в 2 года знала все буквы, алфавит наизусть, в 3 достаточно бегло читала, с интересом, и не "ковыряясь в буковках через пень-колоду")
В 5 лет, когда автор статьи рекомендует только начинать обучение, чтение уже было моим любимым занятием, причем читала я уже не по буквам и слогам, а схватывая целые слова и предложения. И наверняка понимала, что читаю - ведь никто же не заставлял!
Это вообще полная чушь! Тоже на моем примере - закончила иняз, в школе всегда хорошо успевала, а к слову, поменяла я 4 школы и успела поучиться и английскому, и немецкому, и французскому, причем, начав с нуля по сравнению с уже более "продвинутыми" одноклассниками всегда через короткое время по ин.язу становилась одной из первых)
Такое впечатление, что автора в детстве намучили, заставляя читать насильно, и он прямо-таки возненавидел это занятие
Так что поменьше читайте подобные статейки, и если ребенок действительно хочет научиться читать - значит пришло его время, не упустите момента, пока это ему действительно интересно)
↑ Перейти к этому комментарию
Основываюсь на собственном примере - в 2 года знала все буквы, алфавит наизусть, в 3 достаточно бегло читала, с интересом, и не "ковыряясь в буковках через пень-колоду")
В 5 лет, когда автор статьи рекомендует только начинать обучение, чтение уже было моим любимым занятием, причем читала я уже не по буквам и слогам, а схватывая целые слова и предложения. И наверняка понимала, что читаю - ведь никто же не заставлял!
Это вообще полная чушь! Тоже на моем примере - закончила иняз, в школе всегда хорошо успевала, а к слову, поменяла я 4 школы и успела поучиться и английскому, и немецкому, и французскому, причем, начав с нуля по сравнению с уже более "продвинутыми" одноклассниками всегда через короткое время по ин.язу становилась одной из первых)
Такое впечатление, что автора в детстве намучили, заставляя читать насильно, и он прямо-таки возненавидел это занятие
Так что поменьше читайте подобные статейки, и если ребенок действительно хочет научиться читать - значит пришло его время, не упустите момента, пока это ему действительно интересно)
↑ Перейти к этому комментарию
Я сама в 3 года читать научилась, ходила и приставала к взрослым, чтобы научили. И для меня это наоборот плюсом стало, всегда без правил знала как писать какое слово, интуитивно
↑ Перейти к этому комментарию
Я согласна с таким определением, что если у ребенка развита речь и он проявляет интерес к буквам и самостоятельному чтению, то не важно сколько ему в этот период лет. Если ребенок плохо говорит и у него выраженные логопедические проблемы, то лучше заняться развитием речи, а не чтением.
Мой Елипуз недавно начал говорить. Говорит плохо. Но с помощью написанных на карточках слогов или магнитной азбуки я успешно справляюсь со сложными словами. Мы с Елисеем из азбуки пишем слоги, произносим и объединяем их в слова. И не потому что так правильно, а потому что Елисею так интересно. Просто так он за мной не повторяет. Он любит именно "читать". Но вот логику построения слогов и слов он пока не понимает. Посему конкретно мой ребенок еще не готов учиться читать.
Моему сыну через месяц будет 4 года,к буквам нет у него никакого интереса,он читает книги по-своему,смотрит на картинки и придумывает истории..Я не дергаю его,успеет ещё,когда сам захочет.До недавнего времени его и цифры не интересовали,а теперь он до 10-и все цифры знает..Научился,когда сам захотел..
Дочь вообще не "мучила" до подготовки. Там она и научилась читать - в 6 лет. Сейчас с удовольствием читает. И английский тоже ей очень нравится. )) Это так - промеждупрочим)))))
Всему свое время!!!
Но чужих амбиций Вы ей не уменьшите, так что пустое это дело. Задача такой мамы: к трем месяцам на горшок самому проситься, к году - бегло читать, к 2 - оксфордское произношение. И пустяки, что сама эта мама часто только " май нэйм из Маша" знает и частенько пишет с грубыми грамматическими ошибками...
Работодатели правы: при таком раскладе можно всё успеть
Можно показывать буквы, цифры, а ребенок все равно запомнит. А если ребенок проявил к этому интерес, то можно начать обучать и дальше. Я так считаю.
↑ Перейти к этому комментарию
у меня цифры коряво правда дочка в 2, 5, но пишет. песни по английски поет.
я пока целеноправлено не учу алфавиту....она и так развивается нормально.
главное мне кажется чтобы был у ребенка интерес познавать мир.
Средний у меня во всех отношениях норм, в том же году с сестрой пошел на занятия (ему было 3), сейчас ему 5, читает уже уверенно, но пока карточки с отдельными словами (на предложения и тем более книги не спешим переходить, чтобы страха и усталости не возникло). И еще, во всем главное - позитив! Поэтому вопрос именно в том как учить, а не когда!
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: