"О подготовке ко Святому Причащению". Обсуждение документа о насущном вопросе церковной жизни.

В дискуссии подняты насущные вопросы церковной жизни.
Непротокольным "круглым столом" открыт 11 октября в Санкт-Петербургской митрополии цикл дискуссий о проектах Межсоборного присутствия. Книжный дом "Глагол" принял участников обсуждения проекта "О подготовке ко Святому Причащению".
Среди них были члены Межсоборного присутствия протоиереи Александр Степанов, Александр Сорокин, Георгий Митрофанов, а также протоиереи Александр Дягилев и Михаил Браверман, иерей Александр Гутник и протодиакон Константин Маркович. Модератором встречи стал иерей Димитрий Симонов.
Комиссия Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, председателем которой является Патриарх Кирилл, предложила для широкого обсуждения несколько проектов документов, касающихся актуальных тем церковной жизни. 11 сентября они были опубликованы в ряде церковных СМИ и разосланы по епархиям для получения отзывов. Священноначалие предлагает документы для общецерковной дискуссии, которая завершится 20 ноября.
Список проектов включает документы "О подготовке ко Святому Причащению", "О христианском погребении усопших", "Упорядочение практики совершения браков (в частности, повторных)", "О дальнейших мерах по уврачеванию последствий церковного разделения XVII века" и "Концепция Русской Православной Церкви по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма".
Содержание проекта документа "О подготовке ко Святому Причащению" сводится к следующим тезисам.
1) Требования подготовки к Причащению и частота приобщения Святых Таин определяются духовником, а зависят от духовно-нравственного состояния верующего и объективных условий его жизни.
2) Говение состоит из однодневного (для причащающихся чаще раза в месяц) или трехдневного (для причащающихся несколько раз в год) приуготовительного поста, чтения определенного молитвенного правила и посещения богослужений (важная часть подготовки - посещение Всенощного бдения накануне).
3) Соблюдавшие Великий пост христиане в период Светлой седмицы приступают ко Причащению, ограничивая пост невкушением пищи после полуночи.
4) Евхаристический пост канонически обязателен, но его требования не распространяются (ослабляются) для слабых здоровьем. Каноническое право предписывает воздерживаться в период подготовки ко Святому Причащению от супружеского общения в течение суток.
5) Исповедь перед Причащением является важной частью говения. Она свидетельствует об отсутствии канонических препятствий к участию в Евхаристии.
6) Церковь не лишает приобщения Святых Тайн супругов, состоящих в законном брачном союзе, в отличие от сожителей.
7) Продолжительность и содержание подготовки ребенка к Причащению определяются родителями в консультации с духовником и должны учитывать возраст, состояние здоровья и степень воцерковленности ребенка.
Во вступительном слове иерей Димитрий Симонов подчеркнул важность предмета дискуссии, отметив, что "в Таинстве Евхаристии выражена сама суть Церкви".
Участники встречи подчеркнули практический характер проекта, выявили задачу унификации церковной практики (она разительно отличатся в городе и провинции, в монастыре, на подворье или в приходе).
"Есть напряжение между традицией редкого Причащения, берущего начало еще из XVII века, и частого, возможность которого обоснована святителем Феофаном Затворником и святым Иоанном Кронштадтским и закрепилась в практике зарубежной Церкви. Именно для разрешения этого напряжения введены варианты длительности говения и объема молитвенного правила. Компромиссной можно назвать и ослабление связи исповеди и Причащения. Впрочем, эти меры кажутся слишком осторожными", - сказал протоиерей Александр Степанов.
Клирики отметили, что документ в определенных случаях должен давать более четкие указания духовникам, кого нельзя допускать к Причащению. В отличие от многих поместных Церквей, в Московском Патриархате нет обособленного института духовников: исповедь принимает каждый служащий священник.
Критику исторической и богословской части документа озвучил протоиерей Георгий Митрофанов. Он подчеркнул, что многие элементы подготовки ко Причащению, связанные с говением и исповедью, появились в Церкви очень поздно и напрямую связаны с национальной традицией.
"Евхаристия - это, в первую очередь, "совместное делание", единение христианской общины о Христе. И хотя до идеи соборности Церкви надо дорасти, уже сегодня нужно восстанавливать общинную жизнь на приходах и повышать уровень богословского образования мирян", - заявил протоиерей Евгений Горячев.
Достоинствами документа было названо закрепление двух богослужебных практик: совершения вечерней Божественной литургии Преждеосвященных Даров и причащения мирян во время Светлой седмицы. На вопрос о значении проекта протоиерей Александр Сорокин ответил: "Этот документ - важная веха на двухтысячелетнем пути Церкви, в течение которого имели место различные практики подготовки к Евхаристии".
Организатором встречи стал информационно-издательский отдел Санкт-Петербургской митрополии, информационными спонсорами выступили журнал "Вода живая. Санкт-Петербургский церковный вестник" и радиостанция "Град Петров".
"Вода живая",
11.10.13
С проектом документа можно ознакомиться здесь:
http://mitropolia-spb.ru/docs/detail.php?id=37142
Комментарии
↑ Перейти к этому комментарию
Если же это люди неверующие (или нецерковным является один из супругов), но они каким-то образом декларировали свои брачные отношения перед людьми, перед государством, то Церковь не осуждает таких людей. Церковь признает реальность всех браков, которые заключаются за ее пределами: Церковь признает и браки светские, и браки, которые заключены были в других религиях (даже вне христианства)".К сожалению некоторые священники, в которых их ревность превосходит их образование, говорят своим прихожанкам: “Если ты с мужем не венчана, то значит ты живешь в полном блуде! Пока не приведешь мужа к венчанию, я тебя причащать не буду”.
Но подумайте сами – что выйдет, если жена, исполняя повеление такого священника, будет постоянно давить на своего неверующего супруга: "Идем в храм, давай-давай венчаться!"? Муж-то человек искренне неверующий. И получается, что Церковь, навязывая ему венчание, понуждает его лжесвидетельствовать. Неужели же это верный путь ко Христу? И неужели люди станут ближе ко Христу, если придут на венчание и притворятся верующими? Неверие супруга - не повод для разрушения брака.
Такие «старцы» мнят себя ревнителями традиций благочестия, но именно традиций они и не знают. Не знают они слов апостола Павла: "Неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим" (1 Кор. 7, 14)Не знают они и канонических правил. На только что приведенные апостольские слова ссылались отцы Трулльского собора, признавшие действительным союз между лицами, которые, "будучи еще в неверии и не быв причтены к стаду православных, сочетались между собою законным браком", если впоследствии один из супругов обратился к вере (правило 72). Не знают они и принятой Собором 2000 года «Социальной концепции Русской Православной Церкви», в которой сказано: «Освящая супружеские союзы молитвой и благословением, Церковь тем не менее признавала действительность брака, заключенного в гражданском порядке, в тех случаях, когда церковный брак был невозможен, и не подвергала супругов каноническим прещениям. Такой же практики придерживается в настоящее время Русская Православная Церковь… Лишь с 893 года, согласно 89-й новелле императора Льва VI, свободным лицам было вменено в обязанность заключать брак по церковному обряду, а в 1095 году император Алексий Комнин распространил это правило и на рабов.В соответствии с древними каноническими предписаниями, Церковь и сегодня не освящает венчанием браки, заключенные между православными и нехристианами, одновременно признавая таковые в качестве законных и не считая пребывающих в них находящимися в блудном сожительстве.
С другой стороны, в принципе Церковь может повенчать брак, который не зарегистрирован у государства. Если священник хорошо знает своих прихожан, то он может обвенчать их прежде государственной регистрации. Более того, во многих странах государство само признает такой брак, и священнослужитель имеет юридические права освидетельствовать брачный союз. Но в России церковный брак, увы, лишен гражданской юридической силы, поэтому венчание совершается, как правило, над супругами, зарегистрировавшими предварительно свои отношения в загсе.
Впрочем, Церковь не признает то, что сегодня (а не в XIX веке) называется «гражданским браком». Сожительство же без государственной регистрации и без церковного венчания - это не взаимное служение, а взаимное использование. Отказом от регистрации и венчания люди говорят, что они не хотят ничем жертвовать, не хотят ничего всерьез друг другу обещать. " - из книги протодиакона отца Андрея Кураева "Церковь в мире людей".
↑ Перейти к этому комментарию
Такой подход к этой проблеме, имеющий вид благочестия, но порочащий христианскую веру, выдает незнание клириком основ христианской веры и апостольского учения. В своем Послании к Коринфянам Апостол Павел ясно пишет: ...если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее. И жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим (1 Кор. 7, 12-14). О каком браке пишет здесь Апостол - о христианском или нехристианском? Ясно, что о нехристианском, но он признает этот брак, называя стороны мужем и женой и запрещая развод на основании религиозной принадлежности.
Более того, если один из супругов или оба принимают Крещение, вступая в Церковь связанными узами, брак их уже признается. Каждый оставайся в том звании, в котором призван, - пишет далее Апостол Павел в том же послании (1 Кор. 7, 20; ср. 7, 22). Превзошли ли такого рода пастыри своим благочестием Первоверховного апостола?
Критерием брака у всех культурных народов всегда считалось публичное принесение обещаний взаимной верности, и таким образом, люди, "не знающие закона, естеством законная творят", исполняя богоустановленный закон брака - "да будут два в плоть едину". Роспись в гражданских органах загса является современной формой принесения этих обещаний и отвечает критериям понятия брака. Блудом же, в собственном смысле слова, называется случайная связь людей, не состоящих в браке, или сожительство, не скрепленное никакими взаимными обязательствами, поэтому можно говорить о гражданском браке как о законном, но недостаточном без церковного благословения для супругов христиан. Мы можем предостеречь верующего или верующую от вступления в такой брак, но не можем и не имеем права разрушать семью - из доклада Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на епархиальном собрании г. Москвы в 1997 году.
Не все супруги могут три дня выдержать.
Насчёт супружеского воздержания в посты уже много тут писалось.
http://azbyka.ru/parkhomenko/stati/pravoslavniy_post-all.shtml#24
↑ Перейти к этому комментарию
Изъясняя 1 Кор.7.2 Ориген (185-254) говорит, чтобы мы думали не только о себе: "[Апостол говорит:] хвалю вас за то, что вы пожелали сохранить непорочность, воздерживаясь от общения с женами, но подумайте не только о себе, но и о женах".
Изъясняя 1 Кор.7.5 Феодорит Кирский (ок.393-466) говорит о том, чтобы не было огорчения во время воздержания в интимной жизни: "Если только жена возлюбит воздержание, тогда муж огорчается тем, что жена воздерживается против его воли. То же самое терпит и жена, когда только муж избирает лучшее. Поэтому апостол справедливо сказал: Не уклоняйтесь друг от друга, и добавил: разве по согласию".
А блаженный Августин Иппонский (354-430) изъясняя тот же стих обращает внимание, что Бог принимает намерение: " Соответственно апостольским словам, если бы он[муж] захотел практиковать воздержание, а ты бы [жена] не захотела этого , то он должен был бы уступить тебе, а Бог принял его стремление к воздержанию при сохранении супружеской близости, считаясь с твоей слабостью, а не его, дабы уберечь тебя от заслуживающего осуждения блудодеяния.Насколько лучше было бы для тебя, которой более свойственна покорность, пойти навстречу его желанию, отдавая этим должное, поскольку Бог принял бы твоё желание практиковать воздержание, от которого ты отказываешься ради спасения твоего мужа от грехопадения... Ничего выдающегося и трудного нет для состоящих в браке верующих в том, чтобы в течение нескольких дней делать то, что приняли на себя до конца своих дней святые вдовы и что всю жизнь делают святые девы. Пусть же в них всех сияет набожность и смиряется гордыня!".
"Есть и проблема супружеского поста. Это деликатная сфера, и, наверное, не следует подвергать прихожан допросам на эту тему. Если же они сами хотят исполнить все правила, нужно им напоминать слова Апостола языков, что у супругов пост должен быть только по взаимному согласию. Если один из супругов - неверующий или даже если они находятся на разном духовном уровне, оба будучи православными, навязывание воздержания менее духовному супругу может иметь очень тяжелые последствия. И если верующий человек, состоящий в браке, хочет причащаться, невоздержность его мужа или жены не должна быть препятствием к причащению" (протоиерей Валентин Асмус).
Читается также канон ко причащению и, кто пожелает, — акафист Иисусу Сладчайшему. После полуночи уже не едят и не пьют, ибо принято приступать к Таинству Причащения натощак. Утром прочитываются утренние молитвы и все последование ко Святому Причащению, кроме канона, прочитанного накануне.
историческая практика и современные подходы к решению вопроса».
Марк, епископ Егорьевский,
заместитель Председателя Отдела внешних церковных связей
Московской Патриархии
http://e-vestnik.ru/analytics/slovo_episkopa_egorevskogo_marka_6911/
Боженов А.В.,
начальник отделения детских и молодежных программ
Патриаршего Центра духовного развития детей и молодежи
http://e-vestnik.ru/analytics/slovo_bozhenova_7028/
Протоиерей Николай Балашов,
секретарь Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата
по межправославным отношениям
http://e-vestnik.ru/analytics/slovo_protoiereya_nikolaya_boloshova_7030/
Протоиерей Владимир Воробьев,
ректор Свято-Тихоновского православного университета,
настоятель храма святителя Николая в Кузнецкой слободе
http://e-vestnik.ru/analytics/slovo_protoiereya_vladimira_vorobeva_7031/
Протоиерей Валентин Асмус,
настоятель храма Покрова Божией Матери, что в Красном Селе.
http://e-vestnik.ru/analytics/slovo_protoiereya_valentina_asmus_7032/
Протоиерей Всеволод Чаплин,
заместитель Председателя Отдела внешних церковных связей
Московского Патриархата
http://e-vestnik.ru/analytics/slovo_protoiereya__vsevoloda_chaplina_7033/
протоиерей Алексий Уминский,
настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохловском переулке
http://e-vestnik.ru/analytics/slovo_protoiereya__alexiya_uminskogo_7034/
Протоиерей Дмитрий Смирнов,
председатель Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами
и правоохранительными организациями Московского Патриархата,
настоятель храма Благовещения в Петровском парке
http://e-vestnik.ru/analytics/slovo_protoiereya_dm_smirnova_7035/
Протоиерей Владислав Свешников,
настоятель храма Трех Святителей на Кулишках
http://e-vestnik.ru/analytics/slovo_protoiereya_vladislava_sveshnikova_7036/
Протоиерей Александр Марченков,
настоятель храма преподобного Марона Пустынника Сирийского в Старых Панех
http://e-vestnik.ru/analytics/slovo_protoiereya_alexandr_marchenkov_7038/
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: