Гелиоцентрическая система в допетровской Руси (читать тем, кто считает, что Церковь всегда противостояла науке).

Всем известно, что католическая Церковь реабилитировала Галилея только в конце XX века (1992). Противоречивы были отношения римо-католической Церкви с зарождающейся наукой, хотя она сама сыграла в её становлении не последнюю роль. Справедливости ради отметим, что противостояние было больше связано не с учением католиков, а с приверженности людей того времени, в т. ч. служителей Церкви к идеям Аристотеля.
Но как обстояли дела на Руси, которая, как многие думают узнала о фундаментальной науке только со времени Петра, а первое высшее образовательное заведение было открыто в 1687 (Славяно-греко-латинская академия)? Что можно сказать про отношения Православной Церкви и зарождающейся науки? Рассмотрим их на примере идей гелиоцентризма.
Примерно в 1655 году насельник Чудова монастыря иеромонах Епифаний (Славинецкий) в месте с двумя другими, неизвестными монахами осуществил перевод «Космографии» Иоганна Блеу (Joan Willemsz. Blaeu), изданной в 1645 году (т. е. всего-то десятком лет ранее!) в Амстердаме. Озаглавлен перевод был как «Зерцало всея вселенныя или Атлас новый».
В этом труде «(излагаются обе системы, сначала птолемеева, потом коперникова, в таких выражениях: «Иже суть втораго разумения, еже древле Пифагорий, Аристарх Самийский и прочие много прежде лет Аристотелевых Гиппарха и Птоломей держаху, и юже прежде лет близ ста в мир паки произведе Николай Коперник, и ныне изящнейшие вси математики подражают: Солнце (аки душу мира и управителя вселенные, от него же земля и вси планеты светлость свою приемлют) полагают посреде мира недвижиму. Меркурия же на первом крузе...», и далее идет перечень планет, с указанием времени их обращения, и прилагается чертеж-план коперниковой системы.» (Святский Д. О. «Очерки истории астрономии в Древней Руси»)
Следует сказать, что иеромонах Епифаний был не каким-то «подпольщиком», а достаточно значимым церковным деятелем своего временем (на картине художника Алексея Кившенко, изображен стоящим справа, в черной мантии), сподвижником патриарха Никона. Более того, автор изданного АН СССР труда «Очерки по истории гелиоцентрического мировоззрения в России» Б. Е. Райков полагал, что упомянутый перевод был осуществлен по инициативе самого Патриарха!
Конечно, с появлением «Зерцала всея вселенныя» гелиоцентризм ещё не стал «парадигмой» в России. Труд Епифания не получил слишком широкого распространения.
Тем не менее, в сухом остатке мы имеем:
— гелиоцентризм был известен в России уже в XVII веке, ещё в допетровское время;
— теория Коперника не почиталась у нас за ересь;
— первыми гелиоцентризм в Россию принесли монахи.
Комментарии
Надо где-нить красиво завернуть про "гелиоцентрическую систему в допетровской Руси". Если не забуду.
(Шучу-шучу)
Беру на заметку, ибо в школьных учебниках встречаются ещё высказывания о церковниках, на корню душивших науку.
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: