Совместные покупки Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook 
В старину вышивали преимущественно девушки, так как, не рожавшие, они не имели права ничего делать в поле. Обязанности в славянских семьях распределялись строго: девушки вышивали и обшивали всю семью, бабушки готовили еду, присматривали за внуками; мамы работали в поле и хозяйничали по дому. Наши предки обучали девочек с трёхлетнего возраста всем премудростям этого рукоделия.
С детства, благодаря такому занятию, воспитывалось старание, терпение, усидчивость и понимание родовых символов.

Девушка, готовившаяся к свадьбе, должна была вышить около пятидесяти рушников, постельное бельё, свадебные подзоры, рубашки, занавесы, платки и другую одежду. Ткань изготавливалась вручную, из неё вырезалась, вырубалась рубаха. Рубаха была самой распространённой нательной одеждой древних славян. Её название происходит от корня «руб» – кусок, отрез ткани и родственный слову «рубить». Это был просто кусок ткани, перегнутый пополам, с отверстием для головы и подвязанный поясом. Изначально рубаха была цельнокроена, без швов. Позже спинку и перёд стали сшивать, добавляя рукава.

Рубаха делалась из более грубой и толстой материи, тогда как короткая и лёгкая сорочка – из более тонкой и мягкой. Вышивкой окружали все отверстия в рубахе по кругу: рукава, подол и особенно ворот. Считалось, что при отсутствии обережной вышивки, злые духи могли проникнуть через неприкрытые рубахой части тела и навредить человеку.

Мир нашим предкам представлялся как древо с тремя ветками. Правая ветвь – это мир Яви (мир явный, в котором мы живём), левая ветвь – мир Нави (мир духов, куда попадают души после смерти). Между ними находится мир Прави, мировой закон, не допускающий проникновение из мира в мир. Правь – обиталище богов. Теперь понятно, зачем нужна вышивка. Она символизирует Правь, ту границу, которую не могут переступить силы Нави. Вышитая одежда становилась обережной и передавалась последующим поколениям: детям, внукам.

Замысловатый рисунок на ткани появляется, благодаря помощнице мастерицы – игле. Игла выполняет как бы функцию волшебной палочки. Дело в том, что маленький кусочек метала, обладает необыкновенной силой. Оказывается, она способна притягивать и пропускать через себя энергию пространства. Ушко иглы порождает вихревые потоки, которые вращаются вокруг, как торнадо и создают сильное поле. Оно, проходя через всю иглу, выливается на все предметы, коих касается остриё иглы, здесь и начинается настоящее волшебство. Ведь именно на кончике иглы сосредоточена вся мощь, целебная сила. А мысли, нежность, забота, любовь вышивальщицы по отношению к тому, кому предназначался предмет творения, многократно усиливали защитную функцию оберега.

Вышивка выполнялась, в основном, нитками красного цвета и всех его оттенков: алого, брусничного, смородинового, макового, вишнёвого. Этому цвету придавалось особое значение. Швы, которыми выполнялась вышивка – счётные. То есть для каждого стежка считаются нити ткани! Рисунок на ткань предварительно не переводился, а лишь крупными стежками намечалось его место и размер.

Вышивка – это не отдельно взятый символ, а некая комбинация символов, каждый из которых, несёт свой смысл. Наибольшее распространение получили такие счётные швы как «роспись», «набор», «счётная гладь». Можно часами говорить о способах и рисунках вышивки. Оставим это для последующего ознакомления, а сейчас коснёмся основных моментов этого волшебного творения.

Мастерица должна была обязательно ведать, что правильная обережная вышивка предполагает отсутствие узелков и путаных нитей с изнаночной стороны, так как узлы обрывают энергетическую связь вышивки с её носителем и затрудняют плавное течение энергии. Обе стороны должны были быть безупречно аккуратны. Изделия именно с такими вышитыми обереговыми символами предназначались для ведающих и витязей. При этом имеет значение и месторасположение рисунка, его цвет, сам рисунок, и, конечно же, процесс выполнения.

Многообразие символов поражает воображение. Каждый элемент узора имел своё значение. В изделиях, дошедших до наших дней, обыкновенный человек увидит народный орнамент, украшающий одежду, и мастерство; и только посвящённые разглядят в таинственных рисунках заложенные знания, определённую информацию, рассчитанную на оказание помощи в решении важных жизненных задач, понимание законов окружающего мира.

Вообще наши предки были довольно практичными людьми. Просто красивого, но бессмысленного использования символов в предметах повседневного обихода найти невозможно. Количество же обережных символов огромно. Это и различные линии, геометрические фигуры, образы животных, растений и др. Основой всей вышивки был крестик – символ жизни, солнца, защиты. Для воинов и охотников выполнялся двойной крест, это особая защитная функция алатыря, она помогала мужчинам в экстремальных ситуациях.

Для каждого элемента одежды была индивидуальная вышивка. Очень интересен следующий пример. Область лёгких и бронхов человеческого тела закрывает часть рубахи под названием «полики» и «оплечье», для украшения которых использовался узор «крючки» (лебеди). Непросто такое совпадение, ведь именно птицы (лебеди) у славян символизировали стихию воздуха, которым дышит человек при помощи тех же лёгких.

Так вот, врач – кинезиолог О. В. Деев при помощи терапевтического аппарата «ДиаДЭНС» (производство г. Екатеринбург, Россия) по методу Фолля сделал замеры изменения потенциалов в биологически активных точках (БАТ), отвечающих за состояние определённых меридианов (контрольно-измерительные точки), до и во время контакта с вышитым рисунком той области человеческого тела, которая прилегает к органу, связанному с исследуемым меридианом. И что же выяснилось? Оказывается: измерения показали способность конкретных узоров нормализовать параметры БАТ отдельных меридианов и, следовательно, благотворно воздействовать на внутренние органы человека.

Согласно диагностике врача О. В. Деева доказано благотворное влияние узоров головных лент, уборов на функционирование головного мозга, стимуляцию образного мышления, улучшение сна, нормализацию значений на точках гипоталамуса – центра вегетативной регуляции человеческого организма.

Вот такими «дикарями» и «невеждами второго сорта» были наши предки.

Откуда они черпали глубокие знания анатомии человека, законов окружающего мира? Связь микро и макрокосмоса? Мы пока точно этого не знаем, но всё это доказывает существование целого пласта культуры, знаний, заложенных не одним тысячелетием развития. Ведь за наш эмансипированный век мы только-только приблизились к разгадкам посланий наших предков. Купить и вышить полуфабрикат в магазине, и то далеко не каждому по силам, а что говорить о таинстве древней вышивки... Низкий поклон тем людям, которые способны восстановить связь времён, донести до нас всё величие и богатство культуры наших предков. Нам, потомкам славяно-ариев, есть чем гордиться, и есть к чему стремиться. Возрождение традиций имеет место быть!
И еще хочу поделиться своими находками. Может кого заинтересует.https://www.stranamam.ru/album/6363169/ А я как только натуральный лен найду (все попадается китайского производства), тоже засяду за таинство обережной вышивки
Печать Получить код для блога/форума/сайта
Коды для вставки:

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам Обережная вышивка
  В старину вышивали преимущественно девушки, так как, не рожавшие, они не имели права ничего делать в поле. Обязанности в славянских семьях распределялись строго: девушки вышивали и обшивали всю семью, бабушки готовили еду, присматривали за внуками; мамы работали в поле и хозяйничали по дому. Наши предки обучали девочек с трёхлетнего возраста всем премудростям этого рукоделия. Читать полностью
 

Комментарии

Марина мама Дарьюшки
22 сентября 2013 года
0
Очень интересная информация!!
Марианна Титова (автор поста)
23 сентября 2013 года
0
Благодарю
Вера Вер
23 сентября 2013 года
0
Марианна Титова (автор поста)
24 сентября 2013 года
0
Большой Хомяк
20 ноября 2013 года
0
Славянская вышивка очень многообразна,но на сколько мне известно-Русской вышивке более характерна гладь,шитье жемчугом и бисером,наборная гладь,Представленные Вами рисунки типчны для поднепровья и Белорусии.Русский костюм по форме не принял вышивку представленную Вами.Крой,назначение и климат в котором носилась одежда -разный и различия в орнаментах и их форме и способах исполнения.Вышивка Гладью втречаеться на Слобожанщине,хотя крест встречаеться чаще.Славянской вышивки как такой -нет.Есть характерные каждому народу словянскому свои орнаменты
Марианна Титова (автор поста)
20 ноября 2013 года
+1
Материал, представленный мной, раскрывает сакральное значение вышивки, а не её принадлежность к определенной нации. Но если заглянуть в историю русской вышивки, то
О существовании вышивки в эпоху Древней Руси говорят находки археологов, относящиеся к 9-10 веков. Это – фрагменты одежды, украшенные узорами, выполненные золотыми нитями. Золотым шитьём в далёкие времена украшали предметы быта, одежду знатных людей.

Традиции вышивального искусства постоянно развивались, в 14- 17 веках вышивка приобретает ещё более широкое распространение в украшении костюма, предметов обихода. Золотыми и серебряными нитями в сочетании с жемчугом и самоцветами вышивали церковные облачения, богатую из шёлка и бархата одежду царей и бояр. Цветным шёлком и золотыми нитями украшали также свадебные полотенца, праздничные рубахи из тонкой льняной ткани, платки. Вышивание было в основном распространено среди женщин знатных семей и монахинь.
Постепенно искусство вышивания распространяется повсеместно. С 18 века оно входит в жизнь всех слоёв населения, становится одним из основных занятий девушек – крестьянок.
По характеру узоров и приёмов их выполнения русская вышивка очень многообразна. Отдельные области, а иногда и районы, имели свои характерные приёмы, мотивы орнамента, цветовые решения. Это во многом определялось местными условиями, бытом, обычаями, природным окружением.

Русская вышивка имеет свои национальные особенности, она отличается от вышивок других народов. Большую роль в ней играют геометрический орнамент и геометризированные формы растений и животных : ромбы, мотивы женской фигуры, птицы, дерева или цветущего куста, а также барса с поднятой лапой. В форме ромба, круга, розетки изображалось солнце – символ тепла, жизни, женская фигура и цветущее дерево олицетворяли плодородие земли, птица символизировала приход весны. Расположение узора и приёмы вышивки были органически связаны с формой одежды, которую шили из прямых кусков ткани. Швы выполняли по счёту нитей ткани, их называли счётными. Такими швами легко украшать оплечья, концы рукавов, разрез на груди, подол передника, низ передника, низ одежды. Вышивку располагали вдоль соединительных швов.

В вышивках «свободных», по нарисованному контуру, преобладали узоры растительного характера.

К старинным русским швам относятся : роспись или полукрест, набор, крест, счётная гладь, козлик, белая мелкая строчка. Позже появились вырезы, цветная перевить, крестецкая строчка, гипюры, тамбурная вышивка, белая и цветная гладь.

Русские крестьянские вышивки можно разделить на две основные группы : северную и среднерусской полосы. К северной относятся вышивки Архангельской, Новгородской, Вологодской, Калининской, Ивановской, Горьковской, Ярославской, Владимирской и других областей.

Самые распространённые приёмы северной вышивки – крест, роспись, вырезы, белая строчка, сквозное шитьё, выполняемое по сетке, белая и цветная гладь. Чаще всего узоры выполнялись красными нитками по белому фону или белыми по красному. Вышивальщицы умело использовали фон как один из элементов узора. Квадратики и полоски внутри крупных фигур птицы – павы, барса или дерева вышивались синей, жёлтой и тёмно- красной шерстью.

Применялись разные техники вышивания и говорить, что что-то более характерно или нет, явно будет ошибкой. В первую очередь вышивка - это "живое" письмо, где каждая мастерица рассказывала о себе, своем роде, виде деятельности и просила защиты у вышних сил вкладывая в узоры свою энергетику.

Сказать что славянской вышивки нет как таковой, то это забыть/перечеркнуть память наших предков, выкинуть целый пласт нашей культуры.
Большой Хомяк
20 ноября 2013 года
0
Я с Вами не соглашусьв русский костюм с преимущественно с сарафаном вышивка крестом не использовалась.Это даже видно из представленного Вами текста.И золотошвейство очень далеко от крестика.Сакральная вышивка -вышивка поднепровья .Не даром говорят -вКиеве каждая вторая женщина -ведьма. т. е.ведающая о сакральном
Марианна Титова (автор поста)
20 ноября 2013 года
0
Что вы своим комментарием хотите сказать? Что на Руси не вышивали крестом? Или сакральной вышивкой исключительно пользовались в Киеве? Если так хочется акцентировать, что только на Украине применялась обережная вышивка, а на Руси нет, то разговаривать тут не о чем.
П.С. Ведьма - женщина, сведущая в науке создания и воспитания добродетельного потомства ( «ведать» — знать, «ма» — мать).
Большой Хомяк
20 ноября 2013 года
0
Мадам!Может на Руси и пременялась сокральная вышивка,но это было золотошитье ,бисер и счетные швы.Крест как вид шва в вышивке появился вообще в 19 веке,до этого наборне швы во всем многобразии,и что бы Вы не говорили крест малохарактероен Русской вышивке
Марианна Титова (автор поста)
20 ноября 2013 года
0
Тема была об обережной вышивке, где рассказывается о её значении и применении. Почему такой акцент к фотографиям, что они не соответствуют российской культуре? Где в статье говориться о какой-либо нации? Говориться о славянстве в целом. И хочется вам этого или нет, но у нас одни корни.
Большой Хомяк
20 ноября 2013 года
0
Исследования которые принимают во внимание специалисты в данной сфере никогда не рассматривают словянские народы скопом.Это очень большой массив исследованийи такого рода. Исследования подразделяються даже на области Вы же схватив сокральную вышивку одног не указанного Вами региона говорите о СЛАВЯНСКОЙ ВЫШИВКЕ..ЧЕХИ И ПОЛЯКИ ТОЖЕ СЛАВЯНЕ И ЧТО?Принцип вали кулем потом разберем,лохи все схавают. толькои всего

























Я ВСЕХ СЛОВЯНСКИХ НАРОДОВ
Марианна Титова (автор поста)
20 ноября 2013 года
0
Отделяйте мух от котлет. Они еще и не то найдут и рассмотрят эти специалисты. И как раз они то и будут втюхивать, что миру всего 5 тысяч лет, вместо 7 тысяч, что у наших предков уже натикало. И что славяне были диким народом! Да и много еще какой глупости втюхивают в головы нам же. А разделение на чехов, литовцев, украинецев, русов, белорусов и т.д. это уже политические игры, где правит разделяй и властвуй.
А Оберег имеет один корень - оберегать и хоть как его трактуй, а смысл один у него. Есть особенности каждого региона, как и у каждого человека, но зная исток тяжело заблудиться. Каждый человек через призму своего восприятия мира и своего уровня развития пытается выразить себя в творчестве. Но так же есть и фундамент без чего не возможно построить что либо значимое. И если человек не знает основ/истока, то он теряется в этом мире и "строит дом на песке". Найдите первооснову и уже смотрите как от неё развивался в данном конкретном регионе то или иное направление. Здесь же и приводится значение вышивки, её смысл, а не развитие и история вышивки на Руси или еще где-либо.
Большой Хомяк
20 ноября 2013 года
0
Талант однако у Вас-столько написать ниочем.В истоках окоторых Вы говорите вышивки крестом нет.Ни в одном источнике нет вышивки крестом раньше 19 века.Если говорить о7 тысячах лет натикавших кому?.Фундамент нужно давать из наборных швов ,шитья бисером,в крайнем случае -вологодское шитье.СМ очень большой сайт и когда вышивкой обережной в вашей интерпритации заинтересуеться какой-то дотошный иностранец попав сюда через гугл во будет смех.Я по природе дотошная зануда .Было время когда поиском литературы о вышивке занималась очень много-источников -перечитала море,нославянской вышики не встречала.Вся литература по областям и даже районам каждой области как украинская вышивка так и русская.Мухи с катлетами мне не грозят.Понимаю-политика сайта и родного правительства
Марианна Титова (автор поста)
20 ноября 2013 года
0
Да при чем тут вышивка крестом? Речь изначально не об этом
Большой Хомяк
20 ноября 2013 года
0
Мы с Вами начали разговор о том Что преже чем говорить о чем-то почитайте больше об этой теме или.Читать о сакральной вышивке с термина "словянская вышивка "- сразу ясно писал не специалист,и даже человек выдравший кусо из темы о вышивке вообще.Сакральная вышивка-вышивка вся начиналась исключительнокак сакральная,но в те часы когда вышивка вся соответствовала нашей теме она была немного не такой .Вышивка крестом на территорииславян (если Вы так хотите) пришла в 19 столетии.Коротче пост не соответствует притензиям в нем заявленным
Марианна Титова (автор поста)
20 ноября 2013 года
0
Каждый имеет право на свое мнение
Большой Хомяк
20 ноября 2013 года
0
Если Вы мне позволите,я через пару недель озвучу более исторически соответствующее описание представленных вышивок и добавлю подборку других
Марианна Титова (автор поста)
20 ноября 2013 года
0
Честно буду очень рада Я интересуюсь этой темой и конечно почитаю с удовольствием
Большой Хомяк
20 ноября 2013 года
0
Ну вот=) Двое умных людей всегда найдут общий язык =)
Monalimona
26 мая 2014 года
0
Спасибо! У нас сейчас так модно в вышиванках ходить. Даже на футболках вышивают орнамент крестиком. А не подскажете где найти выкройку на 44 размер?
Марианна Титова (автор поста)
29 мая 2014 года
0
galina interost
11 октября 2014 года
0
Много лет назад( 82 год) была в Чернобыле и очаровалась вышиванками. Всю жизнь хочу сделать для себя. Одна проблема- не с кем посоветоваться... Какую ткань брать? Какие нитки? И где взять выкройку 62-го размера. Был неудачный опыт- взяла лен,но оказался очень грубым. Так и лежит у меня это произведение,не одеваю.

Оставить свой комментарий

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:


Закрыть
B i "

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам