Магазин handmade Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook 

Работа с привычками в процессуальной терапии

Эта статья посвящена работе с привычками в рамках процессуального подхода. Статья основана на знаниях, которые я почерпнул в институте процессуальной интегративной терапии, обучаясь у Елены Романченко и Дмитрия Валуева и которые с тех пор активно применяю на практике.
Итак, для начала несколько слов о теории процессуальной терапии (да простят меня те, кто с ней знаком).
Основной постулат процессуальной терапии звучит приблизительно так: «Все что происходит с нами и вокруг нас есть процессы. Не бывает плохих и хороших (добрых и злых процессов), - любой процесс сам по себе нейтрален». Несмотря на изначальную нейтральность любого процесса, он может разворачиваться в нашей жизни разными способами, как легкими и радостными, так и тяжелыми и неприятными.
Согласно процессуально ориентированной психологии, любой человеческий опыт можно разделить на два вида: так называемый первичный процесс и вторичный процесс. Переживания, с которыми человек себя идентифицирует, называются «Первичным процессом» (ПП). По сути, первичный процесс это то, что человек про себя знает, понимает, осознает, или не знает, но если узнает, вполне готов согласиться: «Да это точно я!».
Процессуалка
Приведу пример. Меня зовут Александр Арчагов, я работаю психологом-консультантом, люблю плавать и кататься на велосипеде, - это мой первичный процесс. «Вторичный процесс» (ВП) человек, как правило определяет как чуждый ему опыт. Это может быть какое-то переживание, состояние, поведения или реакция, про которую человек всегда скажет: «Нет, это точно не про меня, точно не мое, это точно не я!» Таким образом, вторичный процесс находиться вне фокуса осознавания.
В жизни человека вторичный процесс редко проявляется напрямую, чаще всего он «приходит» так сказать в некой «упаковке», «конверте». «Конверты» вторичного процесса очень разнообразны и чаще всего мешают человеку жить. Это могут быть телесные симптомы, повторяющееся модели поведения, зависимости, повторяющиеся паттерны в отношениях, появляющиеся в жизни неприятные люди или состояния и. т. д. С точки зрения процессуального подхода у человека есть потребность в привнесении вторичного процесса (состояния, навыка или определенной психической энергии) в первичный процесс. Вторичный процесс чем-то напоминает неосознаваемую зону ближайшего развития, что-то, в чем у человека есть неосознаваемая потребность. К сожалению, чаще всего «конверт» вторичного процесса для человека очень не приятен. Более того, если человек по какой-либо причине не раскрывает конверт и не привносит хотя бы часть вторичного процесса в первичный «конверт» становиться еще более заметным, а зачастую даже опасным. Как правило, именно с таким «конвертом» вторичного процесса в качестве проблемы клиент и приходит к психологу. Задача же процессуального терапевта – раскрыть конверт и помочь клиенту интегрировать хотя бы часть вторичного процесса. Например за болью в голове во время разговоров с неприятными людьми у клиента может стоять потребность в проявлении силы или агрессии в их адрес. Здесь головная боль является «конвертом», а умение проявлять свою силу или агрессию на раздражитель – вторичным процессом.


Очень часто при попытке интеграции опыта вторичного процесса (или обучения соответствующему навыку) человек сталкивается с невозможностью это сделать. На практике это выглядит как внутренний запрет, ощущение «неправильности», «невозможности» получения того или иного опыта. Зачастую у человека всплывают какие-то останавливающие и запрещающие фразы например: «так нельзя!», «люди так не делают», «в нашей семье так не поступают!», «это может быть опасно и. т. д.». При этом клиент может начать сопротивляться новому опыту, у него может начать кружиться голова, появляться желание убежать, обесценить происходящее и. т. д. В процессуальной терапии подобный опыт называется «Краевым переживанием» или просто «Краем», а некая внутренняя фигура, которая произносит запрещающие фразы – «Краевой» или «Критической фигурой». Мнения процессуальных терапевтов о том, что такое критическая фигура расходятся. Я придерживаюсь мнения, что это некий защитный механизм психики, который поддерживает внутренний гомеостаз (постоянство) и не позволяет появляться ничему новому, то есть потенциально опасному. Критическая фигура это некий внутренний пограничник, который во-первых не пускает человека на опасную территорию, а во-вторых не пускает что-либо с этой территории к человеку. С этой точки зрения от краевой фигуры человеку очень много пользы, так как она поддерживает первичный процесс, то есть постоянство и устойчивость психики. Именно краевые фигуры в конечном счете и удерживают нас от сумасшествия, так как с точки зрения процессуального подхода безумие это охваченность вторичным процессом при отсутствии первичного. Однако, поскольку краевая фигура является механизмом, она запрещает также все новое, что может оказаться полезным для человека.


Есть множество механизмов формирования критических фигур: личные, социальные, семейные, общечеловеческие и другие. В этой статье я не буду подробно их рассматривать, так как для практической работы с критиком механизм его образования не так важен.


Итак, рассмотрим методы работы с привычками в процессуальной терапии. Для работы с привычками прежде всего необходимо понять на что и как воздействует привычка в процессах клиента и для чего она ему нужна. С точки зрения процессуальной терапии привычка (какое-либо действие или принимаемое вещество) может оказывать воздействие на первичный, вторичный процессы или на критическую фигуру человека. Соответственно привычка может, как усиливать, так и ослаблять тот или иной процесс. Основная стратегия работы с привычкой заключается в том, чтобы помочь клиенту получить доступ в состояние, связанное с привычкой без необходимости привычного действия или приема вещества.


Приведу пример. Допустим, привычка усиливает первичный процесс (ПП) клиента. В подобном случае человек говорит приблизительно такую фразу: «Без этого (называет привычку) я не человек!». Очень часто подобного рода привычки связаны например с употреблением кофе по утрам. В таком случае человек говорит примерно следующее: «Вот пока кофе не выпью, не могу работать» и. т. д. Итак первичная идентичность клиента в данном случае завязана на ту или иную деятельность или прием какого-либо вещества. В таком случае работа будет заключаться в укреплении первичного процесса. Мы просим клиента представить, что он вот только что выпил кофе и спрашиваем его: как он чувствует себя человеком? На что похоже это ощущение? Что оно ему дает? Какой жест, движение или фраза могут помочь ему больше прочувствовать это состояние? Что кроме привычки в его жизни может помочь ему попадать в это состояние? В процессе работы мы повторяем за клиентом его жесты, движения и фразы, помогая ему глубже прочувствовать состояние. Таким образом, мы максимально насыщаем опыт первичного процесса клиента – укрепляем его первичный процесс без привычки. Если клиенту удается научиться поддерживать свой первичный процесс в привычке отпадает надобность. В качестве домашнего задания клиенту предлагается каждый раз, когда у него возникает потребность в привычке ждать несколько минут и в это время погружаться в состояние, освоенное в процессе работы. Таким образом, постепенно вместо привычки клиент получает непосредственный доступ к состоянию, в котором у него была актуальная потребность.
Если привычка ослабляет первичный процесс клиента, то скорее всего она усиливает вторичный процесс. И наоборот, привычка усиливающая первичный процесс клиента, как правило, ослабляет вторичный.

Работа с привычкой усиливающей вторичный процесс клиента проводится приблизительно таким же образом – путем получения непосредственного доступа в состояние. Основная разница здесь не в работе, а в том, с чем клиент приходит в качестве проблемы. Если привычка усиливает вторичный процесс клиента, то она будет погружать его в особое состояние, в котором так или иначе есть потребность. Например, человек может говорить следующее: «Обычно я очень напряжен, и только когда я достаю сигаретку и прикуриваю ее, я чувствую расслабления, легкость и спокойствие». Как уже было сказано выше, работа проводится аналогичным образом: клиенту предлагается представить, что он курит прямо сейчас и этот опыт максимально наполняется переживаниями. Домашнее задание аналогично.


Очень часто у клиента есть потребность во всех состояниях и в первичном процессе и во вторичном, тогда клиент учиться получать доступ и в то и в другое состояние.

Бывает, однако, что привычка помогает клиенту позволить себе что-то, что он не позволяет себе в обычной жизни. Если при более подробном расспросе выясняется что привычка позволяет клиенту как бы выключить (или включить) в себе что-то запрещающее или останавливающее, то, скорее всего мы имеем дело с воздействием на критическую. Например, клиент может говорить следующее: «Вообще-то я человек скромный и необщительный, но вот как выпью, так сразу начинаю веселиться и со всеми болтать. Не то чтобы я совсем не могу быть разговорчивым без алкоголя, но каждый раз как я пробую это на трезвую голову, - не выходит. Буд-то что-то останавливает меня, как будто мой внутренний голос говорит – «Порядочные люди так себя не ведут!»» В данном примере алкоголь помогает клиенту ослабить (выключить) критическую фигуру и попасть во вторичный процесс (легкость, радость веселость). Бывает и обратная ситуация, когда клиент говорит: «Я все время смотрю телевизор, а там мне такие правильные вещи говорят. Вот делай, мол: так и так…. А без него так совсем в отрыв ухожу….» Это более редкий случай, который свидетельствует о том, что привычка активизирует критическую фигуру клиента. Во всех подобных случаях мы работаем с критической фигурой.

Работа с критической фигурой в процессуальной терапии проводится несколькими способами. Первый способ условно можно назвать: «Спор с критиком». В этом случае терапевт вводит критическую фигуру как некоего персонажа. Клиент пытается представить себе эту фигуру и описывает что это за человек, образ или существо, которое ему что-либо запрещает. Как оно выглядит? На что похоже? Какие у него умения и свойства? Как оно себя ведет и так далее. Дальше если у клиента достаточно сил он начинает пытаться договориться с критиком или спорить с ним, выдвигая различные аргументы. Клиент может попросить критика пропустить его во вторичный процесс «хоть одним глазком взглянуть», аргументировать: почему ему туда надо и. т. д. Терапевт и клиент попеременно играют роль критика. Задача, так или иначе (ловкостью ли, хитростью ли, или договорившись) заставить критика пропустить клиента во вторичный процесс.

Если с критической фигурой не удается договориться, - можно использовать другой прием работы, который заключается в том, чтобы «присвоить силу» критика. Напомню, что критическая фигура ни что иное как некий механизм психики не находящийся под сознательным контролем человека. Соответственно интегрировав психическую энергию (силу) этой фигуры, человек присваивает себе собственную же автономную часть психики. Технически это выглядит следующим образом: после того как клиент подробно описал критическую фигуру, ему предлагается сыграть ее роль. Таким образом, став критической фигурой клиент чувствует всю ее силу, может обучиться всем умениям и навыкам этого психического механизма и даже познать его «мудрость». По сути своей работа похожа на разворачивание процесса в процессуальной терапии, когда мы помогаем клиенту интегрировать новый для него опыт максимально наполняя его переживаниями. Далее клиенту предлагается веруться в свою роль, сохранив при этом контакте со всем тем, чему он научился играя роль критической фигуры. Если упражнение пройдет успешно, критическая фигура как бы «сдуется», а клиент наполнится новой силой. Терапевт может легко проверить это, заняв роль критической фигуры, если работа проведена успешно, клиенту не составит особого труда «пройти критика», а терапевт в роли критика может начать чувствовать себя ослабевшим.

Если клиенту не только не удается договориться с критической фигурой, но и сыграв ее, ему не удается почувствовать ее силу и энергию, - существует еще один метод работы с критической фигурой, который называется «Магическая битва». Несмотря на столь эксцентричное название к эзотерике этот процесс не имеет особого отношения. Суть в том, что клиент как бы вызывает критическую фигуру на бой. Происходить это в том случае, если при появлении критической фигуры у клиента появляются силы и психическая энергия на борьбу. В таком случае работа ведется следующим образом. Клиент подробно описывает критическую фигуру, описывает ее внешний вид, умения и навыки. За тем, роль критической фигуры берет на себя терапевт. Далее клиент и терапевт совершают символическую «битву», в которой терапевт в роли критика оказывает сопротивление клиенту. В конце концов, терапевт в роли критика проигрывает, а клиент соответственно побеждает. Таким образом, у клиента активизируются дополнительные силы и умения для решения своих проблем и интеграции вторичного процесса.

В завершении хочу сказать, что хоть и описанные методы работы непосвященному читателю могут показаться витиеватыми, в действительности при достаточном навыке и опыте подобные процессы можно производить и самостоятельно без необходимости присутствия терапевта. В процессуальной терапии даже есть отдельное направление работы, которое называется: «Внутренняя работа». Так что при большом желании и определенном опыте, подобные «упражнения» можно проделывать и самостоятельно. Практика показывает, что при желании клиента разобраться с зависимостью, как правило, ему это удается с помощью терапевта или без нее.
Арчагов Александр
Печать Получить код для блога/форума/сайта
Коды для вставки:

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам Работа с привычками в процессуальной терапии
Эта статья посвящена работе с привычками в рамках процессуального подхода. Статья основана на знаниях, которые я почерпнул в институте процессуальной интегративной терапии, обучаясь у Елены Романченко и Дмитрия Валуева и которые с тех пор активно применяю на практике.
Итак, для начала несколько слов о теории процессуальной терапии (да простят меня те, кто с ней знаком). Читать полностью
 

Комментарии

профиль удалён удалённого пользователя
1 сентября 2013 года
+1
Я рассматриваю привычку как зависимость. В статье упор на борьбу с привычкой, а не поиск причины зависимости.
наседка (автор поста)
1 сентября 2013 года
0
И что? В начале статьи об этом и было сказано
наседка пишет:
Эта статья посвящена работе с привычками
Найдите статью, где ищут причины привычек и читайте на здоровье!
профиль удалён удалённого пользователя
1 сентября 2013 года
+1
Хорошо
Аполинария2012
3 сентября 2013 года
+1
супер!! большую часть уразумела... критический чел -не совсем поняла.найти бы в себе привычку... и попробовать... не пью не курю... какие еще есть привычки
наседка (автор поста)
3 сентября 2013 года
0
Критик стоит на верху пирамидки и не пускает во вторичный процесс.

Оставить свой комментарий

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:


Закрыть
B i "

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам