Невесёлые мысли о воспитании.
Обдумываю этот пост с вечера.
Рано утром мозг работает активнее всего, и уже выстроились было чёткие формулировки, да не было возможности встать и поработать. А сейчас уже куда-то всё ушло. Поэтому напишу немного сумбурно, но постараюсь свою мысль донести.
Начну с того, что наш Мишаня - мальчик очень активный, и на детской площадке я обычно слежу за тем, чтобы он мимоходом - не специально, нет, такого за ним не водится! - а ненароком кого-нибудь не толкнул или как-то ещё не обидел. А вообще он по отношению к другим детям всегда ведёт себя по-джентльменски; конечно, этому его приходилось учить, объяснять, что и как. Никогда не отказывается играть с девочками и с теми, кто младше, даже если те вредничают или хнычут. В садике воспитатели говорили мне, что он защищает девочек от мальчиков-хулиганов; когда же я спросила раз, а не обижают ли самого Мишу, воспитатель усмехнулась - "Мишу, пожалуй, обидишь!" И правда, он - не из боязливых. Но когда речь идёт о ребятах постарше и посильнее - вопрос другой... особенно, если такие ребята собираются вместе, чтобы обижать или как-то задевать тех, кто помладше.
У нас во дворе есть пара таких ребят - девочка и мальчик. Мальчик, лет семи, по сути, безнадзорный: я никогда не видела, чтобы его мама сидела с ним во дворе, хотя их балкон - прямо над площадкой. И дело не в том, что она может присматривать за ним через окно: ребёнку хочется чувствовать мамину поддержку, любовь, интерес к себе и своим играм. А этого нет... Видимо, он бессознательно мстит тем, к кому мама проявляет больший интерес. С девочкой вообще всё интересно - расскажу чуть ниже. Суть в том, что эти ребята вроде и не отказываются играть с Мишаней и другими ребятами помоложе, но относятся к ним со снисходительным презрением и пытаются ими манипулировать.
Вот пример: мальчик М. обычно катается с Мишкой на велосипедах. Я запрещаю Мишане выезжать за пределы двора, а М. это, видимо, позволяется. Он усиленно зовёт Мишу поехать, Миша ни в какую - знает, что мама запретила. М. злится и отказывается не только играть, но и вообще общаться с Мишаней. Тот - чуть не в слёзы: почему? видимо, потому, что не признал лидерство М. и отказался подчиниться. К тому же, М. увидел во дворе Ю. и побежал играть с ней, игнорировав Мишку. Мишка плачет - "я же считал, что М. - мой друг!"...
Там, где появляется девочка Ю., обычно вспыхивают ссоры. Она тоже очень любит верховодить, но ещё больше любит в союзе с сильными третировать тех, кто послабее и в меньшинстве. Как-то играли во дворе в мяч: в одной команде - трое мальчиков постарше, в другой - Миша и Ю. Перебрасываются мячиком через железную перекладину. Мишка разок пытался сжулить - мяч у него попал в штангу, и он решил, что "это не считается" - хотел забрать мяч у Ю., которая его подхватила, и перекинуть. Прежде чем я успела вмешаться - а я всегда отслеживаю его поведение - папа и мама Ю., всегда сидящие на скамеечке рядом, дружно крикнули дочери: "Не отдавай!!!"
Ох, если бы они так же дружно реагировали на мелкие пакости своей дочки... Ю. вскоре после этого решила, что играть вдвоём против троих старших - непродуктивно и невыгодно, и переметнулась на сторону другой команды. Теперь они должны были играть вчетвером против одного Мишки... Конечно, он расплакался и убежал, твердя: "Ю. же играла со мной, почему же она перешла к ним!"
И таких примеров - достаточно... И не только по отношению к Мишане.
Мой ребёнок никак не может понять, что такое поведение для некоторых - норма. Я уже не раз говорила ему, что М. и Ю. всё равно будут так себя вести. И, если он не хочет, чтобы его обижали - пусть не играет с ними. Легко мне сказать... Мишка в силу своего возраста и неиспорченной натуры считает, что все дети - хорошие, и пока не понимает, что это не совсем так. Сегодня он задал мне вопрос - почему его друзья (он всё ещё считает их друзьями) с ним так поступают? Я объяснила, что не все люди - и дети, и их родители - знают, что такое хорошо и что такое плохо. И не все верят в Бога и пытаются жить, как Он велит. И ещё мы с ним помолились об обидчиках...
На самом деле, дети здесь - заложники взрослых. Они копируют внутрисемейные отношения. И если в семье принято использовать других и стремиться доминировать над ними - дети точно так же будут поступать по отношению к тем, кто слабее. И дело здесь даже не в физической силе или слабости - можно (и нужно) учить мальчика уметь за себя постоять. Дело - именно в таких вот моральных травмах, которые куда хуже обычной дружеской мальчишеской драки.
И - самое страшное - дело здесь ещё и в том, какие ценности исповедуют родители. Хорошо, если они просто по неведению не учат детей основам общения в детском коллективе. Часто им кажется, что дети всего лишь играют - тогда как, если приглядеться и прислушаться, можно увидеть, что идёт война, идёт травля одних другими. И это надо увидеть и вовремя пресечь. Наверное, я у нас на площадке выгляжу сумасшедшей мамочкой - я не стесняюсь играть с детьми в мячик, я не боюсь вмешиваться в их игру, если мне кажется, что что-то идёт не так...
Обычно родители или молча наблюдают, или заняты разговорами. Обычно они считают, что дети "сами разберутся" - а это далеко не всегда так. Психологи, с которыми мне довелось общаться, называют это "оставление ребёнка один на один с его проблемами". Штука нехорошая и чреватая нехорошими последствиями. А ведь бывает и так, что мамы и папы сознательно воспитывают в детях активность, смелость и силу вне нравственной составляющей - и тем самым закладывают страшную мину замедленного действия.
Потому что вне нравственных координат умение постоять за свои интересы однозначно - со знаком минус.
Закончить хочу отрывком из рассказа о. Александра Дьяченко "Интересный вопрос":
"""Ненависть как зараза поражает сегодня души людей.
Особенно это заметно у детей — они гораздо непосредственнее выражают свои эмоции. Причем нередко родители сами задают им такие психологические установки.
Несколько лет тому назад мы пытались ввести в первых классах нашей общеобразовательной школы предмет «Основы нравственности». Поскольку планировалось факультативное преподавание, обратились к родителям за согласием. Так вот, суть по меньшей мере трети ответов сводилась к одному: «Наше время — время волков, а вы хотите нашим деткам, которым придется жить в стае, притупить клыки. Не позволим! Наш девиз — „выживает сильнейший“!»
Процентов сорок ответили: «А нам все равно. Хотите — преподавайте, хотите — нет». То есть им безразлично, какими вырастут их дети. И лишь четвертая часть родителей думают не столько об остроте клыков своих чад, сколько о чистоте их душ и сердец. Только на этих детишек мы и можем рассчитывать в будущем.
Завтра им придется сражаться с волками, а, значит, уже сегодня мы должны их к этому подготовить, иначе всем нам вскоре придется или бежать в серой стае, или лежать с перерезанным горлом."""
Рано утром мозг работает активнее всего, и уже выстроились было чёткие формулировки, да не было возможности встать и поработать. А сейчас уже куда-то всё ушло. Поэтому напишу немного сумбурно, но постараюсь свою мысль донести.
Начну с того, что наш Мишаня - мальчик очень активный, и на детской площадке я обычно слежу за тем, чтобы он мимоходом - не специально, нет, такого за ним не водится! - а ненароком кого-нибудь не толкнул или как-то ещё не обидел. А вообще он по отношению к другим детям всегда ведёт себя по-джентльменски; конечно, этому его приходилось учить, объяснять, что и как. Никогда не отказывается играть с девочками и с теми, кто младше, даже если те вредничают или хнычут. В садике воспитатели говорили мне, что он защищает девочек от мальчиков-хулиганов; когда же я спросила раз, а не обижают ли самого Мишу, воспитатель усмехнулась - "Мишу, пожалуй, обидишь!" И правда, он - не из боязливых. Но когда речь идёт о ребятах постарше и посильнее - вопрос другой... особенно, если такие ребята собираются вместе, чтобы обижать или как-то задевать тех, кто помладше.
У нас во дворе есть пара таких ребят - девочка и мальчик. Мальчик, лет семи, по сути, безнадзорный: я никогда не видела, чтобы его мама сидела с ним во дворе, хотя их балкон - прямо над площадкой. И дело не в том, что она может присматривать за ним через окно: ребёнку хочется чувствовать мамину поддержку, любовь, интерес к себе и своим играм. А этого нет... Видимо, он бессознательно мстит тем, к кому мама проявляет больший интерес. С девочкой вообще всё интересно - расскажу чуть ниже. Суть в том, что эти ребята вроде и не отказываются играть с Мишаней и другими ребятами помоложе, но относятся к ним со снисходительным презрением и пытаются ими манипулировать.
Вот пример: мальчик М. обычно катается с Мишкой на велосипедах. Я запрещаю Мишане выезжать за пределы двора, а М. это, видимо, позволяется. Он усиленно зовёт Мишу поехать, Миша ни в какую - знает, что мама запретила. М. злится и отказывается не только играть, но и вообще общаться с Мишаней. Тот - чуть не в слёзы: почему? видимо, потому, что не признал лидерство М. и отказался подчиниться. К тому же, М. увидел во дворе Ю. и побежал играть с ней, игнорировав Мишку. Мишка плачет - "я же считал, что М. - мой друг!"...
Там, где появляется девочка Ю., обычно вспыхивают ссоры. Она тоже очень любит верховодить, но ещё больше любит в союзе с сильными третировать тех, кто послабее и в меньшинстве. Как-то играли во дворе в мяч: в одной команде - трое мальчиков постарше, в другой - Миша и Ю. Перебрасываются мячиком через железную перекладину. Мишка разок пытался сжулить - мяч у него попал в штангу, и он решил, что "это не считается" - хотел забрать мяч у Ю., которая его подхватила, и перекинуть. Прежде чем я успела вмешаться - а я всегда отслеживаю его поведение - папа и мама Ю., всегда сидящие на скамеечке рядом, дружно крикнули дочери: "Не отдавай!!!"
Ох, если бы они так же дружно реагировали на мелкие пакости своей дочки... Ю. вскоре после этого решила, что играть вдвоём против троих старших - непродуктивно и невыгодно, и переметнулась на сторону другой команды. Теперь они должны были играть вчетвером против одного Мишки... Конечно, он расплакался и убежал, твердя: "Ю. же играла со мной, почему же она перешла к ним!"
И таких примеров - достаточно... И не только по отношению к Мишане.
Мой ребёнок никак не может понять, что такое поведение для некоторых - норма. Я уже не раз говорила ему, что М. и Ю. всё равно будут так себя вести. И, если он не хочет, чтобы его обижали - пусть не играет с ними. Легко мне сказать... Мишка в силу своего возраста и неиспорченной натуры считает, что все дети - хорошие, и пока не понимает, что это не совсем так. Сегодня он задал мне вопрос - почему его друзья (он всё ещё считает их друзьями) с ним так поступают? Я объяснила, что не все люди - и дети, и их родители - знают, что такое хорошо и что такое плохо. И не все верят в Бога и пытаются жить, как Он велит. И ещё мы с ним помолились об обидчиках...
На самом деле, дети здесь - заложники взрослых. Они копируют внутрисемейные отношения. И если в семье принято использовать других и стремиться доминировать над ними - дети точно так же будут поступать по отношению к тем, кто слабее. И дело здесь даже не в физической силе или слабости - можно (и нужно) учить мальчика уметь за себя постоять. Дело - именно в таких вот моральных травмах, которые куда хуже обычной дружеской мальчишеской драки.
И - самое страшное - дело здесь ещё и в том, какие ценности исповедуют родители. Хорошо, если они просто по неведению не учат детей основам общения в детском коллективе. Часто им кажется, что дети всего лишь играют - тогда как, если приглядеться и прислушаться, можно увидеть, что идёт война, идёт травля одних другими. И это надо увидеть и вовремя пресечь. Наверное, я у нас на площадке выгляжу сумасшедшей мамочкой - я не стесняюсь играть с детьми в мячик, я не боюсь вмешиваться в их игру, если мне кажется, что что-то идёт не так...
Обычно родители или молча наблюдают, или заняты разговорами. Обычно они считают, что дети "сами разберутся" - а это далеко не всегда так. Психологи, с которыми мне довелось общаться, называют это "оставление ребёнка один на один с его проблемами". Штука нехорошая и чреватая нехорошими последствиями. А ведь бывает и так, что мамы и папы сознательно воспитывают в детях активность, смелость и силу вне нравственной составляющей - и тем самым закладывают страшную мину замедленного действия.
Потому что вне нравственных координат умение постоять за свои интересы однозначно - со знаком минус.
Закончить хочу отрывком из рассказа о. Александра Дьяченко "Интересный вопрос":
"""Ненависть как зараза поражает сегодня души людей.
Особенно это заметно у детей — они гораздо непосредственнее выражают свои эмоции. Причем нередко родители сами задают им такие психологические установки.
Несколько лет тому назад мы пытались ввести в первых классах нашей общеобразовательной школы предмет «Основы нравственности». Поскольку планировалось факультативное преподавание, обратились к родителям за согласием. Так вот, суть по меньшей мере трети ответов сводилась к одному: «Наше время — время волков, а вы хотите нашим деткам, которым придется жить в стае, притупить клыки. Не позволим! Наш девиз — „выживает сильнейший“!»
Процентов сорок ответили: «А нам все равно. Хотите — преподавайте, хотите — нет». То есть им безразлично, какими вырастут их дети. И лишь четвертая часть родителей думают не столько об остроте клыков своих чад, сколько о чистоте их душ и сердец. Только на этих детишек мы и можем рассчитывать в будущем.
Завтра им придется сражаться с волками, а, значит, уже сегодня мы должны их к этому подготовить, иначе всем нам вскоре придется или бежать в серой стае, или лежать с перерезанным горлом."""
Комментарии
И противопоставление тут как раз исходит не от нас с Мишаней.
Надеюсь, что "они" однажды смогут измениться.
А противопоставление "добро - зло" останется.
Вино и уксус делали раньше из винограда. Но пить уксус и хвалить его только потому, что он тоже, как и вино, делается из винограда, никто не стал бы.
Впрочем, в любом случае - спасибо за мнение.
↑ Перейти к этому комментарию
а зачем вы вообще вмешиваетесь?
можно контролировать на расстоянии - но никак не вмешиваться.......
Разумеется, что, чем старше ребёнок, чем меньше взрослые должны его учить - в том числе, и тому, как общаться со сверстниками. Да и в его возрасте нужно давать известную свободу - до определённых пределов.
у меня 2 деток - и как показывает практика - вмешиваться в игру не стоит.
Я бы тоже ответила, мне все равно но не потому что мне безразлично как считает
А потому что все, что положено, я сама могу воспитать в своем ребенке, так же как он в своем.Я сама в состоянии объяснить своему ребенку что хорошо, а что плохо Почему интересно я не сомневаюсь в его способностях, а он в моих усомнился. Что то есть в этом. явно не с любовью к ближнему связанное....
Впрочем - в любом случае, спасибо за мнение.
Вот чего я никогда не делаю, так это не обсуждаю с сыном веру и соответственно ей совесть и нравственность кого-то. Не мне судить. Но я грешная все же сужу, а вот учить этому ребенка не хочу. Мои наблюдения за миром показывают, что иногда верующие люди вытворяют такое, что просто диву даешься, как они на это пришли. А те, кто от церкви нос воротит и громко объявляет себя атеистом, в жизни совестливее, милосерднее и добрее меня верующей. Да, они называют это внутренним цензором, Богом в душе, кармой и чем-то еще, но этот цензор воспитывался бабушкой, а та своей бабушкой, которые не мудрствовали лукаво и не обсуждали степень уместности в миру той или иной заповеди. Божьи заповеди были законом, гет ЗАКОНОМ!!! и не обсуждались, этому учили детей, те своих детей, так и до наших дней дошло. Стараюсь не оценивать других людей при нем, особенно детей. Все хорошие, но поступает каждый так, как у него получается, иногда очень плохо получается.
Мария, а почему Миша никогда не отказывается играть с малышами и девочками? Ему интересно или просто так надо?
Впрочем, я стараюсь не давать оценки людям, а давать оценки их поступкам. И всё равно придётся мне ему объяснять, почему кто-то считает хорошим то, что мы считаем плохим. Рано или поздно.
Ну, ему жалко их отталкивать, как порой это делают другие ребята. С совем крохами, конечно, не возится, а вот на год-два младше - порой играет. Тут девочку одну не принимали в игру - "уходи, ты маленькая!" - а Мишка неожиданно для меня стал возражать - "Нет, не маленькая, пусть играет!" А когда с ней никто не стал играть - она не только младше, но ещё и обидчивая, и плакса - Мишка стал с ней в футбол играть. Правда, она быстро обиделась, что он ей год забил. Мишка спрашивает - чего это Лена обиделась? я отвечаю - не знаю, ты всё честно делал. Но она просто ещё мала. И вспомнила, как Мишка обижался, когда я выигрывала у него в настольные игры. Напомнила ему - он понял.
Потом мне бы нехотелось, чтобы обо мне говорили, что я плохая. А мы не поступаем с другими так, как не хотим, чтобы поступали с нами.
Может я ошибаюсь - но не многовато ли контроля и участия в играх Мишы?
пять лет - это возраст набивать шишки. И сколько соломку не стели - все равно от шишек не уберечь.
Ребенок в таком возрасте сам должен научится решать конфликты, выбирать с кем ему комфортно играть а с кем нет. И он вполне способен это самостоятельно сделать. Но, я так понимаю, в вашем случае ему просто удобно с любой проблемой бежать к вам. Общение такое тонкое и прекрасное между мамой и сыном - это трогательно и красиво, но место этому общению у детской кроватки перед сном со стаканом молока, но не в качестве арбитра всем детям двора.
Попробуйте дать ему больше свободы, и возможность понять с кем ему хорошо, а с кем не очень. И потом самостоятельно сформулировать выводы.
Все равно свободу надо научиться давать. Лучше это делать по чуть-чуть дозировано, чем через революцию и скандал в подростковом возрасте.
Нет, не забудет. Пятилетний ребенок еще достаточно долго будет "переживать" подобную ситуацию.
Мы с моим читали рассказы Чарской, сказки, чуть позже он зачитывался "Властелином колец", а я вдогонку ему "выкраивала" время, чтобы "тоже быть в курсе", и обсуждали прочитанное... Я старалась как можно чаще "подвести" его к выводу, что те или иные герои поступали плохо не потому, что ОНИ плохие, а именно оттого, что они НЕ ЗНАЛИ как поступить правильно в конкретной ситуации и к чему приведет их поступок. Это же мы и находили и в реальной, ЕГО жизни. Мы размышляли на тему: что могло бы произойти с героями "поступи они иначе" и почему...Здесь очень много тем для размышлений в любом сознательном возрасте.
Со вторым сыном было ГОРАЗДО проще - у него был СТАРШИЙ брат, который его и "шпынял таки" дома, но зато на улице он был за меньшего "горой". Правда, чуть постарше, уже случались "варианты", но мы старались ему объяснять, что именно брат может быть ему самым бескорыстным и искренним другом.
Стараюсь делать акцент не на осуждении. И, если человек что-то не знает - не значит, что он - плохой. Это тоже объясняю.
Такой вопрос у нашего не возникает, он принимает как должное все, что исходит от старших. И нельзя сказать, что того в семье так приучили. Скорее - в той среде, куда детей советуют отдать пораньше, "чтобы социализацию прошли поскорее". Вот он и прошел, как сумел
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: