Магазин handmade Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook 

О браке и выборе супруга (отвечает о. Макарий Маркиш).

О браке и выборе супруга (отвечает о. Макарий Маркиш). Один муж, одна жена?

Один муж и одна жена - недопустимое закрепощение личности... Ветхозаветные патриархи, которых Церковь почитает за святых, были многоженцами, имели наложниц; царь Соломон, также святой, содержал внушительных размеров гарем. Как после этого можно настаивать на единообразии сексуального поведения?

Христианский стандарт брака – один муж, одна жена на всю жизнь – сохраняется в Православной Церкви, а вслед за нею и в других церквах и религиозных сообществах, которые не желают уступать агрессии современного Содома. Отклонения от него – повторный брак и развод – представляют собою неизбежные следствия несовершенства человеческой природы, иными словами – греха.

Подробнее:

Брачный стандарт

Один муж и одна жена - недопустимое закрепощение личности. В европейской культуре был принята моногамия, по крайней мере официально: мужчина и женщина соединяются в пожизненном брачном союзе. Но ведь в других культурах брак устроен по-другому! Существовала и продолжает существовать полигамия в разных видах – многоженство, многомужество, групповой брак, – причем для приверженцев подобных отношений их нравственная ценность ничем не уступает моногамии.

А если данная культура для вас представляет особый интерес, то обратитесь к ее религиозным корням, дошедшим до нас в книгах Ветхого Завета. Ветхозаветные патриархи, которых Церковь почитает за святых, были многоженцами, имели наложниц; царь Соломон, также святой, содержал внушительных размеров гарем. Как после этого можно настаивать на единообразии сексуального поведения?


– Очень просто: исходя из полноты тех самых религиозных корней, о которых вы упомянули, притом не довольствуясь надёрганными там и здесь отрывочными цитатами.

Прежде всего усвоим, что святость не освобождает человека от греха: безгрешен один Спаситель. О царе Соломоне читаем следующее: «…Было у него семьсот жен и триста наложниц; и развратили жены его сердце его. Во время старости Соломона жены его склонили сердце его к иным богам, и сердце его не было вполне предано Господу Богу своему, как сердце Давида, отца его. И стал Соломон служить Астарте, божеству Сидонскому, и Милхому, мерзости Аммонитской. И делал Соломон неугодное пред очами Господа и не вполне последовал Господу, как Давид, отец его» (3Цар. 11:3-6). О патриархах – Аврааме, Исааке, Иакове, Иуде и других – мы не находим подобных суждений, но особенности их брачной жизни, продиктованные обычаями и обстоятельствами времени, когда деторождение было главной задачей брака, вовсе не должны служить нам образцом.

Брак установлен Богом в раю как пожизненный союз одного мужчины и одной женщины; таким он и остался после изгнания людей из рая. Но люди, их вера и нравственность, стали портиться, искажаться, и вот, Ламех, потомок первого убийцы Каина, становится первым двоеженцем (Быт. 4:19). Начиная с того времени многоженство, а вслед за тем и развод, и другие извращения брака, властно входят в жизнь всех племен и народов, не исключая и древнееврейский.

Однако еще в ветхозаветный период мы видим начало обратной тенденции – возврата к чистоте моногамного брака. Св. Писание недаром говорит нам об этом устами самого царя Соломона, испытавшего, как сказано, много зла от своей невоздержанности: «Наслаждайся жизнью с женою, которую любишь, во все дни суетной жизни твоей, и которую дал тебе Бог под солнцем на все суетные дни твои…» (Еккл. 9:9). Согласно историческим сведениям, после возвращения из Вавилонского плена в древнееврейском обществе стала распространяться моногамия. А подлинное и полное восстановление святости первозданного брака состоялось без малого две тысячи лет назад, у первых христиан, о чем говорил Сам Спаситель: «Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так» (Мф. 19:8).

Характерна история моногамии в иудейской среде, где многоженство сохранялось весьма долго. Иустин Мученик (II век по Р. Х.), говорит о современных ему иудеях, что они «по всему свету, где бы они ни были, берут себе столько жен, сколько пожелают». Даже после того, как евреям было даровано римское гражданство, и император Феодосий Великий (конец IV века) особым указом запретил многоженство у евреев, этот обычай полностью не исчез. И лишь не ранее ХII века раввины Западной Европы впервые произнесли проклятие на многоженцев – как отмечает авторитетный еврейский источник, под влиянием христианского окружения.

Христианский стандарт брака – один муж, одна жена на всю жизнь – сохраняется в Православной Церкви, а вслед за нею и в других церквах и религиозных сообществах, которые не желают уступать агрессии современного Содома. Отклонения от него – повторный брак и развод – представляют собою неизбежные следствия несовершенства человеческой природы, иными словами – греха.

Господь Бог милостив к человеку, во всех жизненных обстоятельствах Он позволяет нам преодолеть зло и грех, но это вовсе не значит, что отклонение от нормы можно возвести в закон. Брачный стандарт, утвержденный некогда Адамом и Евой, утраченный их потомками и восстановленный Спасителем, служил и будет служить человеку опорой нравственности.


...



В поисках «второй половины»

– Часто говорят, что успешный брак – это найти свою вторую половину. Для каждого человека Бог создал недостающую половину. Люди ходят по свету, ищут свою половину. Если найдут – можно жениться, выходить замуж. А если это не твоя половина – значит, брак будет неудачный, несчастливый… Красивая идея!

– Насколько красивая – увидим ниже, а пока посмотрим: верная ли? Когда заходит речь о серьезных идеях, всегда старайтесь для начала разобраться, откуда она пошла, кто ее автор, в какой связи стоит она с Христом, с Его Евангелием.

Я убежден (а вы попробуйте проверить и поправить меня), что если вы расспросите ваших друзей, тех, кто увлекается мыслями о «второй половине», то не меньше половины с энтузиазмом подтвердят вам: да, разумеется, это глубоко христианский образ, и Сам Христос в точности так проповедовал и учил.

Ну, а на самом деле, конечно же, в Св. Писании, ни в Ветхом Завете, ни тем менее в Новом, об этом нет ни слова. Идея «второй половины» принадлежит Платону, которого хоть и весьма уважают как философа и писателя, но среди христианских авторитетов он всё же не состоит.

Теперь что касается идеи о двух половинках. Платон воплотил ее в своем знаменитом диалоге «Пир», в легенде об Андрогине, которую он вложил в уста известного комедиографа Аристофана:

«…Нужно прежде всего осведомиться вам о человеческой природе и о свойственных ей страстях. Исконная наша природа была не таковою, какою она является теперь, а иною: сначала было три пола людей, а не два, как теперь, – мужской и женский; к ним присоединялся еще третий пол, общий им обоим. От него осталось теперь только имя, сам же он исчез. Тогда существовало еще особое существо, Андрогин. Этот пол, и по виду и по имени, был общий полу мужскому и женскому; теперь этого пола не существует, имя его употребляется в бранном смысле. Далее – общий вид каждого человека был округленный: человек имел круглую спину и бока, у него было четыре руки, четыре ноги, два лица…»

Впоследствии с такими двухспинными, четверорукими и четвероногими чудищами происходят разные неприятности, и…

«…Зевс рассек людей пополам, подобно тому, как рассекают рябину, собираясь ее солить, или как разрезывают волосом яйцо. У всякого человека, которого Зевс рассекал, Аполлон должен был переворачивать лицо и половину шеи в сторону разреза, чтобы, смотря на него, человек стал смирнее… Когда человеческий организм был рассечен пополам, каждая половина его, вожделея другой половины, стала сходиться с ней. Обхватив друг друга руками и сплетясь между собою, они стремились к соитию».

Вот вам и поиски своей половины. Кстати сказать, пополам были рассечены не только андрогины, но и мужчины, и женщины, которые тоже имели по два лица, четыре руки и ноги, и которые в точности так же устремились к своим отсеченным половинам… Надеюсь, дальше можно не продолжать: иначе как языческой непотребщиной эту картинку назвать никак не удается.

Но что поделаешь! Каковы бы ни были ее истинное происхождение и смысл, идея «второй половины» глубоко укоренилась в головах и сердцах наших не слишком осведомленных и не слишком разборчивых современников. И мы с вами сейчас поступим так же, как искони поступала Церковь: преобразуем и переосмыслим языческое наследие, чтобы сообщить ему христианское содержание, чтобы включить его в орбиту христианского мировоззрения. В данном случае это оказывается совсем не сложным.

– Да! – ответим мы, – брак в самом деле можно уподобить поиску второй половины. Ведь в браке мужчина и женщина, две отдельных, независимых личности, соединяются воедино, теряют свою отдельность и независимость, и возникает принципиально новое существо – семья.

Кто же может составить такую пару? Очевидно, что люди не всегда годятся друг другу в мужья и жены. Но вспомните, что Господь, создав человека по Своему образу и подобию, наделил нас даром свободной воли. Поэтому всякая предопределенность, неизбежность, «судьба» (в примитивном понимании) чужда христианству. Каждый из нас, в соработничестве с Господом, сопрягая свою и Его волю, совершает свой подвиг в свободном выборе жизненного пути, пути в Небо.

И брак – если вы решили вступить в брак – это тоже этап вашего подвига. В браке в самом деле встречаются и соединяются две половины, но это качество – быть друг для друга мужем и женой – никто в вас изначально не вкладывает: это было бы насилием над вашей свободой. Вы сами, при помощи от Господа, при содействии Его благодати, в терпении, смирении и любви вырабатываете в себе супружество.

Ищут друг друга не две половины жуткого монстра, разрезанного некогда на части баснословным Зевсом (а потом, наскучив друг другу и сославшись на «несовместимость», расходятся для дальнейших поисков); но ищут друг друга двое бесценных Божиих созданий, способных в браке стать двумя половинами единого нераздельного целого.


...



Как выбирают супруга

Посоветуйте, пожалуйста, как надо выбирать мужа? Что надо прежде всего принимать во внимание? - Я много читала и слушала на эту тему у разных батюшек, но все говорят и пишут по-разному...

Первое, что я вздумал было ответить: "Мужа (как и жену) выбирать не надо!" Но сразу осекся: таким советом я наделал бы массу неприятностей. Ведь наши верующие обоего пола, благочестивые, но неразумные, скажут сами себе и друг другу: "Вот, батюшка не благословляет самим выбирать супруга..." - и ринутся искать, кто бы им выбрал жену или мужа!

Православный священник, разумеется, здесь будет не у дел. Конечно, он может дать вам совет о том или ином конкретном человеке, но выбирать за вас - никогда. Синодальное определение от 28.12.1998 прямо гласит: "Особо указать на недопустимость для пастырей вмешиваться в вопросы, связанные с выбором жениха или невесты кем-либо из их пасомых". Но спрос рождает предложение, и вместо священника выбор будет предоставлен проходимцам, самосвятам и оборотням в рясах. Что, к сожалению, и происходит.

Так в чем же проблема? Что так насторожило меня в заданном вопросе? Ведь бывает, и нередко, что за девушкой ухаживают несколько достойных молодых людей, и ей приходится - хотя бы из соображений приличия - отдать предпочтение кому-то одному, что неизбежно подталкивает ее к браку... Такая же ситуация сплошь и рядом возникает и у мужчины. Свобода выбора - за человеком. Можно ли прятаться от столь ответственной жизненной задачи?

Прятаться нельзя, и помочь нашей молодежи (и не только!) в выборе супруга необходимо. А проблема состоит в том, что само слово выбор в современном понимании неизбежно ассоциируется с приобретением, услугами и потреблением. "Как надо выбирать говяжий фарш? нижнее белье? косметолога? врача? автомобиль? дачу? квартиру?" - пестрят заголовки в книгах, газетах и журналах. Так вот, есть очень важная, принципиальная линия раздела: по одну сторону от нее лежат все перечисленные выше предметы и службы, а по другую - брак.

Тот, кто этого не понимает, не чувствует интуитивно, тот утратил ясное сознание природы и смысла брака. Таким людям, к сожалению, угрожают серьезные трудности - чтобы не сказать горести и беды - в их будущем браке, каким бы способом они не выбирали себе супругов (они, впрочем, предпочитают пользоваться термином "партнер", который в данном контексте недавно был импортирован с Запада).

Поэтому я корректирую свой первоначальный поспешный ответ. Теперь он будет таким: "Прежде всего ваш выбор должен иметь как можно меньше общего с выбором фарша, белья или косметолога". Потому что брак - это прежде всего не приобретение, а самоотдача. Вы прежде всего не приобретаете кого-то для себя, но отдаете себя кому-то, и вот этого кого-то вам и предстоит найти и выбрать. Потому что брак - это союз любви, а любить - это значит отдать себя.
Печать Получить код для блога/форума/сайта
Коды для вставки:

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам О браке и выборе супруга (отвечает о. Макарий Маркиш).
  Один муж, одна жена?
Один муж и одна жена - недопустимое закрепощение личности... Ветхозаветные патриархи, которых Церковь почитает за святых, были многоженцами, имели наложниц; царь Соломон, также святой, содержал внушительных размеров гарем. Как после этого можно настаивать на единообразии сексуального поведения? Читать полностью
 

Комментарии

Вольха Вредная
15 июня 2013 года
+2
Не первую статью отца Макария читаю, и в который раз приятно удивляет он своими ответами. Приятно "поговорить" со всесторонне образованным батюшкой.
Спасибо, Мария, за такие полезные и познавательные посты!
Мария Травкина (автор поста)
15 июня 2013 года
0
jakim79
17 июня 2013 года
+1
Мария Травкина (автор поста)
17 июня 2013 года
0
MarStrog
19 июня 2013 года
+1
Многие из этих вопросов и ответов вошли в новую брошюру о.Макария "Чтоб жизнь прожить" (Беседы перед венчанием и немного после) Издательство Никея.
Мария Травкина (автор поста)
19 июня 2013 года
+1
Спасибо, буду знать.

Оставить свой комментарий

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:


Закрыть
B i "

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам