Магазин handmade Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook 

Ребенок во власти экранной зависимости

Что нужно знать родителям, чтобы противодействовать возникновению «экранной болезни» у детей?
Рассказывает психолог и многодетная мама Екатерина Бурмистрова.

Сложность ситуации с экранными зависимостями в том, что детям нравится проводить время у компьютера,
причем нравится в превосходной степени — конструированные реальности вызывают очень сильный интерес.
В ряде случаев невозможно избежать возникновения экранной зависимости, потому что надо хорошо понимать,
что все экранные зависимости очень сильно социально наведены: так принято в обществе, кругу общения, в той среде,
в которой ребенок взрослеет. Это то, что принято в социуме, что считается крутым, востребованным, важным.

Если бы ситуация в социуме была бы не такая, то и у многих детей не было бы зависимости.
Хотя, конечно, есть стерильные среды, типа православных школ, спецшкол, там это не так ярко выражено, потому что не так престижно.

Семейная обусловленность

Так или иначе, но многие семьи, родители, сами демонстрируют легкий или даже тяжелый вариант экранной зависимости.
Это становится незаметным, частью стиля жизни. Нажимание кнопочек и выход в Интернет стало настолько насущной потребностью,
таким привычным состоянием комфорта, что многие и не замечают, что это все есть. Зато очень замечают, когда нет, например,
Сети или телефонной связи.

Дети всему научаются в семье: и как наводить порядок в квартире, и как готовить еду, и многое другое.
Взрослые учат детей с раннего возраста и тому, какое место занимают экраны в их жизни.
Как взрослые живут, тому и обучают детей. Какой стиль жизни сформировался в семье, такой и передается детям.
Если родители имеют привычку расслабляться у экрана, возможно, незаметно для себя, не специально, но они показывают
образец жизни для детей, идет семейное научение.

Формирование позиции

Все, связанное с зависимостями, — это очень много разговоров.
Причем эти разговоры начинаются сильно раньше, чем формируется зависимость.
Например, ребенок, попадая в школу, наверняка столкнется с детьми, у которых эта зависимость уже сформировалась.
Потому что есть семьи, где родителям гораздо проще включить что-то типа телевизора, компьютера, айпада, игровой приставки,
чем самим заняться чем-то полезным с детьми. «Включай, что хочешь, только оставь нас в покое!»



Дети из таких семей непременно будут в классе, даже если это очень хорошая школа.
Это могут быть дети много работающих родителей, из семей с высоким статусом.
Это дети, в семьях которых формально все в порядке. Ребенок, придя в первый класс, столкнется с такими детьми,
и у него к этому моменту уже должна быть позиция. А позиция сама по себе не может сформироваться.
Детская позиция формируется только в соотношении, столкновении, взаимодействии с позициями взрослых в семье.
Это не происходит без слов, это происходит со словами. Без слов формируются бессознательные установки.
А позиция — это то, что оформлено в слова.

И тут важно, какого состава семья. Если это только родители, то это достаточно легко объяснить, а если есть бабушки и дедушки с телевизионными зависимостями, братья-сестры с компьютерной зависимостью, ребенок имеет многостороннюю, многоуровневую семейную систему,
и про каждую часть этой системы должно быть что-то сказано.
Причем сказано неоднократно, не так, что однажды что-то сказали и потом про это забыли.

Например, если папа работает за компьютером, то ребенок понимает, что это нормальное состояние взрослого человека
— сидеть перед экраном и нажимать на кнопки. Ребенок начинает просить, чтобы ему тоже купили детский компьютер.
И если сказать ребенку, что папа устал от компьютера, что папа не любит сидеть за компьютером, он так работает,
то возможно так сформировать позицию.

Законы реальности и виртуальности

Нынешнее поколение родителей успело вырасти в докомпьютерную эру, сформироваться как личности, как люди до того, как присутствие экрана,
Сети и наличие кнопок стало тотальным, всеохватывающим и, в общем то, нормальным.
Поколение родителей успело сформироваться в другой период.
И когда это поколение взрослело, проходило подростковый возраст, его больше интересовало живое общение, отношения, увлечения, походы, кружки.

Если у человека, когда он взрослеет, основной интерес не в реальности, а в виртуальном мире, тогда это глобальная опасность.
Это то, с чем мир только начинает сталкиваться.
А законы реальности и виртуальности разные.
У детей развивается виртуальное ощущение реальности.
Это касается не только игроманов, которые проводят часы у экранов.

На западе сейчас сильнейшая волна подростковой преступности. А в нашей стране только начало этой тенденции.
Например, ребенок играет в игру, и у него там девять жизней. Ребенок проводит долгие-долгие часы за этой игрой.
Законы виртуальной игры постепенно усваиваются, и ребенок потом выходит в мир и делает что то, что находится в логике виртуальности,
например, взять ружье и всех замочить, там это нормально, там это ничем не заканчивается.

Если почитать отчеты психологов о беседах с малолетними преступниками, то очевидно, что понимание необратимости содеянного отсутствует.
Волну детских самоубийств тоже сюда можно отнести.

Законы виртуальности, используемые в реальности, на мой взгляд, — мощнейшая опасность.
Именно потому что человек еще не сформировался, не повзрослел, и находясь долгие часы перед экраном,
ребенок воспитывается не родителями, а виртуальными играми.

Если родители задаются вопросом, опасна или неопасна виртуальная игра, которой увлечен ребенок, то лучше всего — погрузиться самим в эту игру и экспериментальным опытом понять состояние ребенка.
Погрузиться не на день, а на неделю и посмотреть, что будет с сознанием. Это нельзя понять теоретически.
Конечно, у взрослых другие степени психологической защиты, но все же что-то понять можно.

Нужно очень хорошо оценивать, что все виртуальные игры делают специально обученные специалисты, это очень интересно, очень зрелищно, очень захватывающе.
В этих играх много такого, что цепляет именно подростков, там у них есть что-то похожее на всемогущество, есть активность,
права, статус, возможности, — все, чего нет в реальности и быть не должно. И в этом гигантская заманка,
с которой не всякий незрелый человек может справиться.
Все зависит от личностных качеств.

Слово «зависимость» должно появиться в лексиконе ребенка до того, как появилась сама зависимость.
Начинать надо с четырех-пяти лет, объясняя, что такое реклама.
Если родители не хотят вырастить профессионального потребителя, надо очень рано объяснять, что такое реклама и как она работает.

Вот то, что я хотела бы посоветовать:

1. Насколько можно долго не давать ребенку возможности экранных зависимостей, кроме, может, разрешения просмотра фильмов, но и то строго дозированно.

То, что сформировалось у ребенка до семи лет, очень трудно извести. Это касается и экранных зависимостей.
У ребенка до семи лет вообще нет психологических защит. Он впитывает все как губка, совершенно не умея фильтровать.
Мама дала ребенку айпад, чтобы спокойно поговорить по телефону, — она сделала шаг к формированию зависимости.
«Уйди от меня, иди в виртуальность», — такое послание звучит. Хотя редко, кто так не делает.

2. Если ребенок уже имеет свой опыт экранного времяпрепровождения, то насколько можно долго дозировать это экранное время.

Родители должны жить яркой, насыщенной жизнью, и должно хватать сил и времени на полноценное общение с детьми.
Реальность для детей должна быть привлекательной, хотя схватка эта неравная, это надо хорошо понимать.
Там все красиво и круто, и чтобы с виртуальностью конкурировать, надо очень постараться.

В жизни семьи должен быть спорт, общий досуг и в будние дни, и в выходные. Если этого нет, то ребенок непременно вытиснется в виртуальность.
Как в известной русской поговорке: «Свято место пусто не бывает». Любая пустота в семейном общении займется экранным временем.
Из своего профессионального опыта могу сказать: там, где семья работает на общение — это именно работа —
там все-таки степень риска возникновения зависимостей сильно ниже.

Стандартный тест для родителей: что ребенку интересней — поболтать с мамой и папой или пойти включить компьютер?

Личность человека определяется предпочтениями в музыке, чтении, фильмах, общении.
А у детей все это может быть в виртуальности, может сформироваться поколение, у которого все предпочтения не в реальности.
Мы подошли близко к антиутопии. И мне кажется, что с детьми обязательно надо читать и смотреть разные утопические,
антиутопические, научно-фантастические вещи. Конечно, большинство детей предпочитают фэнтези, научную фантастику им читать сложно.

Еще важный момент — специфически подростковый. Подросткам в какой-то период развития крайне важно отделиться от родителей,
почувствовать свою самостоятельность. К сожалению, эта возможность отделиться может быть предоставлена экранами.
Лучше, конечно, ребенку предоставить самостоятельность, отправив в лагерь или определить в кружок, куда он будет ходить сам.
Т. е. надо создать зону, где ребенок будет без родителей, самостоятельный.
Если такую зону не создать, то такой зоной станут социальные сети, сетевые игры или что-то еще.

Рекомендации родителям

Смотреть с детьми хорошие фильмы — старую советскую классику, современные западные фильмы, чтобы привить им хороший вкус.
Научившись здраво анализировать фильмы, ребенок сможет проанализировать и компьютерную игру, не сразу вовлечется в нее,
а будет иметь инструментарий для анализа — какая графика, сюжет, герои.

Задача родителей — попытаться вмонтировать в детскую психику так называемые фильтры,
потому что примерно до семи лет ребенка можно еще удержать от потока информации,
а во второе семилетие информацию можно только дозировать.
А дальше ребенок сам должен дозировать, если родители сумели сформировать у него систему взглядов, ценностей,
фильтров и свое понимание опасностей.

Если он почувствует, что сетевая игра, например, его так захватила, что он перестал быть хозяином себя, он сможет прекратить игру.
Но это не происходит само собой, это такое же формирование навыков, как, например, приучение к горшку маленького ребенка или приучение детей класть вещи на свои места.
Это тоже непросто, но родители же понимают, что это делать необходимо.
А в ситуациях с экранами, почему-то считается, что все произойдет само собой — ребенок сам разберется во всем.

Это огромный труд — формирование у ребенка навыка преодоления зависимости.
Но у семьи гигантские возможности смягчать влияния времени. Позиция родителей должна быть человеческая и четкая.
Нужно, чтобы у ребенка было как можно больше «реальных» событий: забота о домашних животных, общение с друзьями, приключения.
Нужен ребенку адреналин — ведите его на батут, на горки.
А если все это подменяется компьютерной игрой, то это гигантская опасность для формирования личности.

Если ребенок уже большой, и запретить ему сидеть за компьютером невозможно, хорошо бы научить его полезному труду —
научить программировать, создавать сайты, например.
Преодолеть детскую зависимость от экранов можно, только надо приложить очень много усилий.
Подготовила Тамара Амелина http://www.pravmir.ru/vzroslenie-v-mire-knopok-i-ekranov/
Печать Получить код для блога/форума/сайта
Коды для вставки:

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам Ребенок во власти экранной зависимости
Что нужно знать родителям, чтобы противодействовать возникновению «экранной болезни» у детей?
Рассказывает психолог и многодетная мама Екатерина Бурмистрова.
Сложность ситуации с экранными зависимостями в том, что детям нравится проводить время у компьютера,
причем нравится в превосходной степени — конструированные реальности вызывают очень сильный интерес. Читать полностью
 

Комментарии

Zelenochka
5 июня 2013 года
+4
zabiyak пишет:
Нынешнее поколение родителей успело вырасти в докомпьютерную эру, сформироваться как личности, как люди до того, как присутствие экрана,
Сети и наличие кнопок стало тотальным, всеохватывающим и, в общем то, нормальным.
Поколение родителей успело сформироваться в другой период.
И когда это поколение взрослело, проходило подростковый возраст, его больше интересовало живое общение, отношения, увлечения, походы, кружки.
И огромное количество взрослых людей это никак не спасло от игровой/компьютерной зависимости.
zabiyak пишет:
Насколько можно долго не давать ребенку возможности экранных зависимостей, кроме, может, разрешения просмотра фильмов, но и то строго дозированно.
Считаю абсолютно не правильным такой подход.
Искусственное сдерживание интереса не ведёт ни к чему хорошему. В результате ребёнок получает вариант "дорвался до запретного плода".
Компьютер - инструмент. И именно отношение к нему как к инструменту стоит формировать у ребёнка.
zabiyak (автор поста)
5 июня 2013 года
0
Zelenochka пишет:
И огромное количество взрослых людей это никак не спасло от игровой/компьютерной зависимости.
Да, даже взять в пример танки! Скольких людей поглотила эта игра!

Мы ребенку не даем компьютер и она с легкостью переносит это, а если и дадим поиграть в развивашку, то она легко идет на уговор, что это не долго.
Знаю, многие детки, бьются в истерике, если мама выключает компьютер или забрала планшет.
Zelenochka
5 июня 2013 года
0
zabiyak пишет:
Мы ребенку не даем компьютер и она с легкостью переносит это
А у меня старшая с 3-х лет имеет доступ к компьютеру. Но абсолютно им не злоупотребляет. Хотя уже в 3 года рисовала в пэйнте и играла в обучающие игры. Также и игровая приставка, ей подаренная и у неё хранящаяся, используется только в поездах-электричках-очередях и т.п. и то далеко не всегда.
Мелкой комп вообще пока не особо интересен, хотя никто ей его не запрещает. Она и мышкой-то не хочет пока учиться пользоваться.
У них слишком много других занятий, чтобы зацикливаться на одном.
zabiyak (автор поста)
5 июня 2013 года
0
Это хорошо, когда есть чем еще заняться!
Zelenochka
5 июня 2013 года
0
А это как раз забота родителей
zabiyak (автор поста)
5 июня 2013 года
0
vogis
6 июня 2013 года
0
В ответ на комментарий Zelenochka
zabiyak пишет:
Мы ребенку не даем компьютер и она с легкостью переносит это
А у меня старшая с 3-х лет имеет доступ к компьютеру. Но абсолютно им не злоупотребляет. Хотя уже в 3 года рисовала в пэйнте и играла в обучающие игры. Также и игровая приставка, ей подаренная и у неё хранящаяся, используется только в поездах-электричках-очередях и т.п. и то далеко не всегда.
Мелкой комп вообще пока не особо интересен, хотя никто ей его не запрещает. Она и мышкой-то не хочет пока учиться пользоваться.
У них слишком много других занятий, чтобы зацикливаться на одном.

↑   Перейти к этому комментарию
Вот в том и вся соль: вы можете отвлечь ребенка, вы предлагаете ему другое поле деятельности. Большинство знакомых мне детей(достоверной статистикой я не владею) если их оставить наедине с компьютером или телевизором будут смотреть до "посинения". Лишь бы кнопочки нажимать и смотреть, смотреть...
Zelenochka
6 июня 2013 года
0
Что значит отвлечь? Я предоставляю выбор. Просто дети уже в курсе, что кроме компьютера и телевизора существуют и другие варианты, не менее интересные. А уж показать детям эти варианты вовремя - действительно задача родителей.
профиль удалён удалённого пользователя
5 июня 2013 года
0
можно я сделаю перепост этой информации в группе "православные родители" или ссылку на статью?Очень актуальная проблема и адекватные способы воздействия
zabiyak (автор поста)
5 июня 2013 года
0
Да, конечно!
Мыша_О
5 июня 2013 года
0
Моего сына комп. начал интересовать лет с 2,5-3 где-то... Я как-то никогда не запрещала, не ограничивала время... Он правда и сам за компом долго сидеть не будет, уж очень он у меня не непоседливый, даже мультики смотрит прыгая по дивану и наворачивая круги по комнате Может конечно он еще просто маленький, но пока что сам, без каких-либо искусственно создаваемых условий, предпочитает реальную игру виртуальной, а летом так вообще гуляем чуть ли ни круглыми сутками, просто нет времени на комп.
zabiyak (автор поста)
5 июня 2013 года
0
Хорошо, если подобный "интерес" сохранится.
Мыша_О
5 июня 2013 года
0
Тоже не это надеюсь
Я впринципе и сама редко дома за компом сижу, как-то не до того. Да и папа наш тоже в основном киношки или музыку включает
m_shumaker
5 июня 2013 года
+2
Хорошая статья, много полезных советов. Мне повезло с ребенком, года в 3 он только начал проявлять интерес к компьютеру, сейчас, когда ему 10 лет и у него есть собственный ноутбук, он очень мало времени проводит за компьютером, в основном просматривает сюжеты и фильмы на спортивную тематику, т.к. занимается двумя видами спорта и у него 6 дней в неделю тренировки, даже когда их нет, он с мячом бегает по двору. Так что мое мнение, что ребенок просиживает у компьютера исключительно из-за того, что родители не смогли увлечь его чем-то другим и уделить достаточно времени для общения!
mamadlamamontenka
5 июня 2013 года
0
супер! полностью поддерживаю
zabiyak (автор поста)
5 июня 2013 года
0
В ответ на комментарий m_shumaker
Хорошая статья, много полезных советов. Мне повезло с ребенком, года в 3 он только начал проявлять интерес к компьютеру, сейчас, когда ему 10 лет и у него есть собственный ноутбук, он очень мало времени проводит за компьютером, в основном просматривает сюжеты и фильмы на спортивную тематику, т.к. занимается двумя видами спорта и у него 6 дней в неделю тренировки, даже когда их нет, он с мячом бегает по двору. Так что мое мнение, что ребенок просиживает у компьютера исключительно из-за того, что родители не смогли увлечь его чем-то другим и уделить достаточно времени для общения!

↑   Перейти к этому комментарию
Согласна +100000!!!
m_shumaker пишет:
что ребенок просиживает у компьютера исключительно из-за того, что родители не смогли увлечь его чем-то другим и уделить достаточно времени для общения!
vogis
6 июня 2013 года
0
Спасибо за статью.
zabiyak (автор поста)
6 июня 2013 года
0
Ta-Jel-Mil
7 июня 2013 года
0
Мой начал сидеть за компом где-то с 3 лет. Сначала со мной - смотрел, как я играю в "Птичек на проводе" (моя любимая игра ), потом сам начал "птичек гонять", выучил так все цвета, не только основные красный-синий-зелёный-желтый, но и другие, птички-то разноцветные. Потом и другие игры пошли, уже в интернете. Я слежу, во что он играет, в основном - логика, даже те же "бродилки", всё равно надо же сообразить - как двери открыть, как где перепрыгнуть. На занятиях в садике тоже предпочитает выполнять логические задания, а вот рисовать не любит В начале я сделала ошибку, фильтруя только сами игры, но не особо ограничивая время. Заметила, что стал нервным, все мысли только об этих играх - ввела ограничение, теперь комп - час в день, вечером, но не прямо перед сном. В выходные - по часу утром и вечером. Знаю, что некоторые детки, просыпаясь, сразу включают мультики. У нас в будни телевизор с утра не включается, это не обсуждается, это - закон.
Пока что мне удаётся держать ситуацию под контролем. Тем более, что пол-года назад начала водить его на танцы, вечерами мы долго гуляем, проходя по нескольким детским площадкам, перед сном уже в постели долго болтаем о том- о сём. Не так давно был период - ежевечерне рассказывала ему про какую-нибудь часть человеческого тела, сам просил - расскажи про ручки, про ножки, про животик, про... попу Рассказывала, на нём же показывала, даже самой было интересно и забавно.
Беспокоюсь, конечно, как дальше это всё будет развиваться. С другой стороны, сама вечерами часто сижу за компом, т. к. есть вторая работа - в интернете. В принципе, сын видит, и я сама ему внушаю, что комп прежде всего для работы, а уж потом - для игр, мультиков и прочей развлекухи. Надеюсь всё-таки извлечь максимум пользы для своего ребёнка, причинив минимум вреда. Пока проблем с реальным общением у него не возникает, очень контактный и обаятельный человек.
zabiyak (автор поста)
7 июня 2013 года
0
я все таки считаю, что все эти логические игры не могут ничего дать ребенку, они только поглощают его и втягивают. По поводу детских развивающих игр подобного сказать не могу, но все же вреда для зрения и психики от них больше чем от обычного рисования или занятия аппликацией

Оставить свой комментарий

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:


Закрыть
B i "

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам