Готовность к школе
Большой тест для школы
Тест Керна-Йирасека. Состоит из трёх тестов: рисунок человека, срисовывание фразы и срисовывание точек. Этот тест позволяет достаточно быстро определить, насколько у ребенка сформированы функции, необходимые для школы: речь, умственное развитие, умение выполнять учебную задачу, навыки изобразительной деятельности
Особенности выполнения заданий теста позволяют выявить уровень волевой организации ребенка, так как ему придется выполнять малопривлекательную работу в течение необходимого времени.
Когда ребенок воспроизводит письменные буквы и геометрические фигуры (для детей дошкольного возраста это исключительно абстрактные формы), выявляется, достиг ли он такого уровня психического развития, чтобы понять принцип задания «подражать образцу» и «усвоить образец». Задания теста также дают представления о развитии мелких мышц кисти и выраженности тонкой двигательной координации, столь необходимых для становления навыков письма и совершенствования рисунка.
Тест состоит из трех заданий: рисование фигуры по представлению, графическое копирование точек в определенном пространственном положении. Ребенку дают лист нелинованной бумаги. Карандаш кладут так, чтобы ребенку было одинаково удобно взять его и правой, и левой рукой. Время на выполнение каждого задания не ограничено, не торопите ребенка, пусть он покажет все, на что способен.
1. Рисунок человека
«Нарисуй какого-нибудь дядю так, как ты умеешь».
Никаких дополнительных уточнений делать не надо. Помощь или исправление ошибок недопустимы. На любой вопрос ребенка нужно отвечать: «Рисуй так, как ты умеешь». Ребенка можно подбадривать.
Результат. При оценке рисунка человека учитывается наличие основных частей: головы, глаз, рта, носа, рук, ног; наличие второстепенных деталей: пальцев, шеи, волос, обуви; способ изображения рук и ног.
1 балл - у нарисованной фигуры есть голова, туловище, конечности. Голову с туловищем соединяет шея (она должна быть не больше, чем туловище). На голове должны быть волосы (возможны шляпа или шапка), уши. На лице - глаза, нос, рот. Верхние конечности должны заканчиваться кистью с пятью пальцами. Должны присутствовать детали мужской одежды. Рисунок сделан непрерывной линией, руки и ноги как бы «вытекают» из туловища.
2 балла - возможно отсутствие трех деталей - шея, волосы, один палец руки, но не должна отсутствовать какая-либо часть лица. Нарисованы могут быть отдельно голова и туловище и к ним «прилеплены» руки и ноги.
3 балла - у фигуры на рисунке есть голова, туловище, руки, ноги, которые нарисованы двумя линиями. Отсутствуют шея, уши, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни ног.
4 балла - примитивный рисунок головы с конечностями. Каждая конечность (достаточно лишь одной пары) изображена одной линией.
5 баллов - отсутствует ясное изображение туловища, головы, рук и ног. Каракули.
2. «Срисовывание фразы»
Когда рисунок закончен, попросите, чтобы ребенок перевернул лист, на обратной стороне которого написан образец рукописной фразы (высота прописной буквы 1,5 см, строчных - 1 см) и конфигурация из десяти точек.
«Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще писать не умеешь. Представь, что это рисунок, и попробуй это нарисовать как можно точнее. Хорошенько посмотри, как это написано, и напиши так же».
Я ем суп.
Рекомендуем. Если ребенок умеет писать буквы, то для выполнения данного задания напишите предложение латинскими буквами:
Уа ет вир.
Результат
1 балл - срисованную ребенком фразу можно прочитать. Буквы больше образца не более чем в два раза и образуют три слова. Строка отклонена от прямой линии не более чем на 30 градусов.
2 балла - предложение можно прочитать. Буквы по величине близки к образцу, стройность букв необязательна.
3 балла - буквы должны быть разделены не менее чем на две группы. Можно прочитать хотя бы четыре буквы.
4 балла - с образцом схожи хотя бы две буквы. Вся группа букв хотя бы отдаленно напоминает письмо.
5 баллов - каракули.
3. «Срисовывание точек»
Расстояние между точками по вертикали и горизонтали - 1 см, диаметр точек - 2 мм.
«Здесь нарисованы точки. Попробуй сам также нарисовать их на листочке».
• • •
• • •
• • •
•
Результат
1 балл - точное воспроизведение образца. Нарисованы точки, а не кружки. Соблюдена симметрия фигуры по горизонтали и вертикали. Может быть любое уменьшение фигур, увеличение возможно не более чем вдвое.
2 балла - возможно незначительное нарушение симметрии: одна точка может выходить за рамки столбца или строки. Допустимо изображение кружков вместо точек.
3 балла - группа точек отдаленно напоминает образец. Возможно нарушение симметрии всей фигуры. Сохраняется подобие пятиугольника, перевернутого вверх или вниз вершиной. Возможно меньшее или большее количество точек (их должно быть не менее 7 и не более 20).
4 балла - точки расположены кучно, их группа может напоминать любую геометрическую фигуру. Величина и количество точек несущественны. Другие изображения, например линии, недопустимы.
5 баллов - каракули.
Сумма результатов выполнения отдельных заданий является общим результатом исследования по этому тесту.
Ребенок, получивший за выполнение всех заданий от 3 до 5 баллов, оценивается по уровню психомоторного развития как «зрелый», то есть готовый к школе.
6-7 баллов - средний уровень готовности к школе, так называемый зреющий. В этом случае можно говорить о благоприятном прогнозе.
8-9 баллов - уровень готовности к школе ниже среднего. Этот ребенок нуждается в дополнительных занятиях.
Ребенок, получивший 10 и более баллов, оценивается как «незрелый» по психомоторному развитию.
Тест Керна-Йирасека. Состоит из трёх тестов: рисунок человека, срисовывание фразы и срисовывание точек. Этот тест позволяет достаточно быстро определить, насколько у ребенка сформированы функции, необходимые для школы: речь, умственное развитие, умение выполнять учебную задачу, навыки изобразительной деятельности
Особенности выполнения заданий теста позволяют выявить уровень волевой организации ребенка, так как ему придется выполнять малопривлекательную работу в течение необходимого времени.
Когда ребенок воспроизводит письменные буквы и геометрические фигуры (для детей дошкольного возраста это исключительно абстрактные формы), выявляется, достиг ли он такого уровня психического развития, чтобы понять принцип задания «подражать образцу» и «усвоить образец». Задания теста также дают представления о развитии мелких мышц кисти и выраженности тонкой двигательной координации, столь необходимых для становления навыков письма и совершенствования рисунка.
Тест состоит из трех заданий: рисование фигуры по представлению, графическое копирование точек в определенном пространственном положении. Ребенку дают лист нелинованной бумаги. Карандаш кладут так, чтобы ребенку было одинаково удобно взять его и правой, и левой рукой. Время на выполнение каждого задания не ограничено, не торопите ребенка, пусть он покажет все, на что способен.
1. Рисунок человека
«Нарисуй какого-нибудь дядю так, как ты умеешь».
Никаких дополнительных уточнений делать не надо. Помощь или исправление ошибок недопустимы. На любой вопрос ребенка нужно отвечать: «Рисуй так, как ты умеешь». Ребенка можно подбадривать.
Результат. При оценке рисунка человека учитывается наличие основных частей: головы, глаз, рта, носа, рук, ног; наличие второстепенных деталей: пальцев, шеи, волос, обуви; способ изображения рук и ног.
1 балл - у нарисованной фигуры есть голова, туловище, конечности. Голову с туловищем соединяет шея (она должна быть не больше, чем туловище). На голове должны быть волосы (возможны шляпа или шапка), уши. На лице - глаза, нос, рот. Верхние конечности должны заканчиваться кистью с пятью пальцами. Должны присутствовать детали мужской одежды. Рисунок сделан непрерывной линией, руки и ноги как бы «вытекают» из туловища.
2 балла - возможно отсутствие трех деталей - шея, волосы, один палец руки, но не должна отсутствовать какая-либо часть лица. Нарисованы могут быть отдельно голова и туловище и к ним «прилеплены» руки и ноги.
3 балла - у фигуры на рисунке есть голова, туловище, руки, ноги, которые нарисованы двумя линиями. Отсутствуют шея, уши, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни ног.
4 балла - примитивный рисунок головы с конечностями. Каждая конечность (достаточно лишь одной пары) изображена одной линией.
5 баллов - отсутствует ясное изображение туловища, головы, рук и ног. Каракули.
2. «Срисовывание фразы»
Когда рисунок закончен, попросите, чтобы ребенок перевернул лист, на обратной стороне которого написан образец рукописной фразы (высота прописной буквы 1,5 см, строчных - 1 см) и конфигурация из десяти точек.
«Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще писать не умеешь. Представь, что это рисунок, и попробуй это нарисовать как можно точнее. Хорошенько посмотри, как это написано, и напиши так же».
Я ем суп.
Рекомендуем. Если ребенок умеет писать буквы, то для выполнения данного задания напишите предложение латинскими буквами:
Уа ет вир.
Результат
1 балл - срисованную ребенком фразу можно прочитать. Буквы больше образца не более чем в два раза и образуют три слова. Строка отклонена от прямой линии не более чем на 30 градусов.
2 балла - предложение можно прочитать. Буквы по величине близки к образцу, стройность букв необязательна.
3 балла - буквы должны быть разделены не менее чем на две группы. Можно прочитать хотя бы четыре буквы.
4 балла - с образцом схожи хотя бы две буквы. Вся группа букв хотя бы отдаленно напоминает письмо.
5 баллов - каракули.
3. «Срисовывание точек»
Расстояние между точками по вертикали и горизонтали - 1 см, диаметр точек - 2 мм.
«Здесь нарисованы точки. Попробуй сам также нарисовать их на листочке».
• • •
• • •
• • •
•
Результат
1 балл - точное воспроизведение образца. Нарисованы точки, а не кружки. Соблюдена симметрия фигуры по горизонтали и вертикали. Может быть любое уменьшение фигур, увеличение возможно не более чем вдвое.
2 балла - возможно незначительное нарушение симметрии: одна точка может выходить за рамки столбца или строки. Допустимо изображение кружков вместо точек.
3 балла - группа точек отдаленно напоминает образец. Возможно нарушение симметрии всей фигуры. Сохраняется подобие пятиугольника, перевернутого вверх или вниз вершиной. Возможно меньшее или большее количество точек (их должно быть не менее 7 и не более 20).
4 балла - точки расположены кучно, их группа может напоминать любую геометрическую фигуру. Величина и количество точек несущественны. Другие изображения, например линии, недопустимы.
5 баллов - каракули.
Сумма результатов выполнения отдельных заданий является общим результатом исследования по этому тесту.
Ребенок, получивший за выполнение всех заданий от 3 до 5 баллов, оценивается по уровню психомоторного развития как «зрелый», то есть готовый к школе.
6-7 баллов - средний уровень готовности к школе, так называемый зреющий. В этом случае можно говорить о благоприятном прогнозе.
8-9 баллов - уровень готовности к школе ниже среднего. Этот ребенок нуждается в дополнительных занятиях.
Ребенок, получивший 10 и более баллов, оценивается как «незрелый» по психомоторному развитию.
Комментарии
↑ Перейти к этому комментарию
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: