Магазин handmade Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook 

Кое-что об освящении куличей, или Как некоторые наши братья во Христе "борются с язычеством".

Христос воскресе!

Я уже давно знаю о противостоянии православных и неправославных христиан (увы!). Ладно бы, дело доходило лишь до дискуссий... Но порой приходится видеть и слышать прямые оскорбления.

Вот взять такой обычай, как освящение куличей и яиц. Спрашивается - какой в нём смысл? о. Игорь Прекуп в своей весьма хорошей статье так говорит об этом:

"""Достойно внимания, что в Цветной Триоди, непосредственно после молитв на освящение пасхальных яств, дается пояснение, что это всё не какая-нибудь святыня, «несть пасха, ниже агнец, якоже нецыи глаголют и приемлют, и ему со всяким говением, якоже некоей святыни причащаются, но простое приношение» (курсив мой – И. П.), а освящение – это благословение, по прошествии поста, вкушать их. То есть освящение яств – это не выделение конкретных куличей и пасок, яиц да колбас*** и прочих «брашен» в какую-то сакральную снедь, а благословение на всю вообще скоромную пищу, которая через эти «начатки» освящается, т. е. на разговение. Христианин призывается к ее вкушению, дабы вместе с обильно подаваемыми Богом дарами наполняться Его благостью (см. молитву на освящение сыра и яиц): вместе с принятием тленной пищи мы, проникаясь благодарностью к ее Подателю, приобщаемся Его благости нетленной.""""

Говоря проще, еду (снедь) освящают потому, что Церковь благословляет вкушать скоромную пищу по окончании поста, в праздник Пасхи.

Ещё автор напоминает и так очевидную для церковных людей истину, что освящение еды не должно заслонять от нас главного смысла праздника и не должно ставиться выше, чем участие в Трапезе Господней.

http://www.pravmir.ru/osvyatit-i-skushat/

Понятно, что многие - увы! - приходят в храм лишь раз в год, чтобы "посвятить куличи", и о смысле происходящего в храме вообще никак не задумываются... и это весьма печально. Но - кто знает? - может, для кого-то из "захожан" этот визит в храм станет первым шагом ко Христу?..

Почему я всё это пишу? Вчера наткнулась на флешмоб одной христианской (или - "христианской?" ) группы "вконтакте", которую до сего момента считала вполне нейтральной. Флешмоб, вроде, направлен на благую цель, а именно - напомнить людям, что Пасха - это Христос, закланный за нас. Впрочем, тут всё зависит от того, как подан материал. А материал подан так (заранее прошу прощения у тех, кого данная картинка может оскорбить):





Вроде бы цель -вполне невинная и благая. Но при ближайшем рассмотрении и беседе с админом и активом группы оказалось, что не всё так радужно. Вот если бы они написали что-то вроде "освящая кулич, не забудь о Христе Воскресшем" - я бы только поддержала такое начинание. Но здесь всё чудесатее.

По логике мысли наших братьев во Христе, символ мыслится вполне по-язычески - а именно, символ сам в себе несёт смысловую нагрузку. Но ведь очевидно, что это не так! Символ всегда несёт лишь ту нагрузку, которой его нагружают сами люди. Поясню примером.

Рождественская ёлка далеко не всегда была рождественской. Когда-то она тоже была языческим символом. Но сегодня, наряжая лесную красавицу, мы вспоминаем родившегося Богомладенца, а не тех духов, которых нужно было умилостивить древним скандинавам и славянам. Впрочем, советский период внёс свои коррективы в значение рождественского символа...

Масленица сегодня для людей церковных - всего лишь преддверие Великого поста. И никто, угощая блинами зятя или тёщу, уже не вспоминает, что блины пеклись славянами в честь солнечного божества. Сегодня это - просто угощение, и не более того.

В Библии тоже есть такая неоднозначная символика. Вспомним змея в Эдемском саду - и медного змея, которого вознёс Моисей в пустыне:

И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив. (Числа, 21, 9)

Но почему-то наши неправославные братья, игнорируя относительность символа, увидели в куличе и Пасхе не просто языческие, а... фаллические символы. Причём, безотносительно к тому, как именно эти символы мыслятся сегодня. А сегодня они мыслятся нами так:


Объяснение обычая красить пасхальные яйца в красный цвет восходит к преданию, в котором говорится об обращении в христианскую веру Римского императора Тиверия. Желая остановить проповедь Марии Магдалины, Тиверий заявил, что он скорее готов поверить в превращение белого яйца в красное, чем в возможность оживления умершего. Яйцо покраснело, и это стало последним аргументом в полемике, которая завершилась крещением Римского кесаря.

Обычай обмениваться крашеными яйцами прочно вошел в быт Церкви, а появился еще в I веке от Рождества Христова. Символическое значение яйца как начала новой жизни было известно и ранее. Церковное предание гласит, что в те времена было принято, посещая императора, приносить ему дар. И когда бедная ученица Христа, святая Мария Магдалина пришла в Рим к императору Тиверию с проповедью веры, то подарила Тиверию простое куриное яйцо.
Тиверий не поверил в рассказ Марии о Воскресении Христа и воскликнул: "Как может кто-то воскреснуть из мертвых? Это так же невозможно, как если бы это яйцо вдруг стало красным". Тут же на глазах императора свершилось чудо - яйцо стало красным, свидетельствуя истинность христианской веры.

Пасхальный кулич по своей форме напоминает артос — хлеб, который освящается на пасхальном богослужении и раздается верующим в субботу Светлой седмицы. Пасхальный артос — символ Самого Господа Иисуса Христа. Обращаясь к ученикам, Он говорил: "Я есмь хлеб жизни... Хлеб, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить во век; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдал за жизнь мира" (Ин. 6, 48-51). Артос всегда приготовляется из дрожжевого теста. Это не иудейский опреснок, в котором нет ничего живого. Это хлеб, в котором дышит закваска, жизнь, которая может длиться вечно. Онтологический статус артоса не позволяет добавлять в него ничего лишнего. В нем нет никакой сдобы, никаких ароматических веществ. Артос — это символ самого насущного хлеба — Христа Спасителя, Который есть Жизнь!

Однако в пасхальном куличе, этом артосе, перенесенном на праздничный стол, напротив, присутствует и сдоба, и сладость, и изюм, и орехи. Правильно приготовленный русский кулич не черствеет неделями; он ароматен, красив, тяжел и может простоять, не испортившись, все сорок дней Пасхи. Такое видоизменение артоса тоже имеет символическую основу. Пасхальный кулич на праздничном столе символизирует присутствие Божие в мире и в человеческой жизни. Сладость, сдоба, красота пасхального кулича, таким образом, выражают заботу Господа о всяком человеческом существе, Его сострадание, милосердие, снисхождение к немощам человеческого естества, готовность услышать любую молитву, придти на помощь последнему грешнику.

Наименование Господа Иисусом Сладчайшим в одном из древнейших акафистов помогает понять символику пасхального кулича.

Столь же ароматной и преукрашенной является еще одна непременная принадлежность пасхального стола — творожная пасха, которая также имеет свою глубокую, укорененную в Священном Писании символику. Земля, где в кисельных берегах текут молочные реки, является одним из наиболее распространенных архетипов, характерных для самых разных культур. Молочные реки в кисельных берегах были вековечной мечтой русского крестьянина, которая воплотилась в сказках и народных песнях.

Господь, обращаясь к Моисею, обещает Своему избранному народу "землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед" (Исх. 2, 7). Эта характеристика земли обетованной сохраняется на протяжении всего повествования о Пасхе — переходе евреев из Египта в Палестину. Она является прообразом Царства Небесного, путь в которое для верующего человека еще более труден, чем сорокалетнее путешествие иудеев. Ее "молоко и мед" — образ нескончаемой радости, блаженства святых, удостоенных спасения и вечного пребывания перед престолом Божиим.

Таким образом, творожная пасха — это символ пасхального веселья, сладости райской жизни, блаженной Вечности, которая не является бесконечным длящимся временем, бессмысленным повторением одного и того же, но, по пророчеству Апокалипсиса, "новым небом и новой землей". А "горка", форма, в которую укладывается пасха — это символ Небесного Сиона, незыблемого основания Нового Иерусалима — города, в котором нет храма, но "Сам Господь Бог Вседержитель — храм его и Агнец" (Апок. 21, 22).


https://www.stranamam.ru/post/1215499/

Добавлю, что говорит о символике яйца о. Иов (Гумеров):

Вопрос:

Уважаемый Батюшка, скажите, пожалуйста, почему яйцо является символом Пасхи? Какое значение несет яйцо или оно является просто традицией не несущей смыслового содержания? Спаси Господи!
Фотиния


Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):


Есть предание, что св. равноапостольная Мария Магдалина, дойдя с проповедью до Рима, преподнесла римскому императору Тиберию куриное яйцо со словами Христос Воскресе! Император, проявил сомнение в том, что кто-то может воскреснуть, так же как белое яйцо не может стать красным. В это время произошло чудо: белое яйцо стало окрашиваться в красный цвет. После этого христиане усвоили этот символ и стали красить на праздник Пасхи яйца. Из яйца рождается новая жизнь. Скорлупа изображает гроб, а красный цвет указывает одновременно на пролитую кровь Иисусом Христом за людей и на царское достоинство Спасителя (на востоке в древности красный цвет был царским).

http://www.pravoslavie.ru/answers/6636.htm

Зачем всё это пишу? Для того, чтобы все прочитавшие знали о символике кулича, Пасхи и яиц. А также для того, чтобы могли достойно ответить всем совопросникам века сего. Ну, и чтобы помнили, что символ сам по себе не существует - всё зависит от того, каким содержанием его наполняют люди...

Справедливости ради надо сказать, что не все протестанты мыслят так, как хозяева данной группы (я не знаю точно их конфессиональной принадлежности, но подозреваю, что это харизматы). Есть неправославные братья и сестры, которые как раз их не поддерживают в этом начинании. Впрочем, нам всем стоит помнить, что проповедь с ревностью не по разуму в любом случае способна не только внести раскол, но и произвести много вреда...
Печать Получить код для блога/форума/сайта
Коды для вставки:

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам Кое-что об освящении куличей, или Как некоторые наши братья во Христе "борются с язычеством".
Христос воскресе!
Я уже давно знаю о противостоянии православных и неправославных христиан (увы!). Ладно бы, дело доходило лишь до дискуссий... Но порой приходится видеть и слышать прямые оскорбления.
Вот взять такой обычай, как освящение куличей и яиц. Спрашивается - какой в нём смысл? о. Игорь Прекуп в своей весьма хорошей статье так говорит об этом: Читать полностью
 

Комментарии

Misl
6 мая 2013 года
+1
Вера Чайковская
6 мая 2013 года
+1
Воистину воскресе)))
Лялич
6 мая 2013 года
+1
Спасибо большое.ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !
Мария Травкина (автор поста)
6 мая 2013 года
0
?
Лялич
6 мая 2013 года
+1
Был сбой в инете ,поэтому ушла сначало только 1 буква.ИЗВИНИТЕ.
МоРоЗоЧкА
6 мая 2013 года
+1
спасибо очень познавательно !
вилина
6 мая 2013 года
0
Воистину воскресе!
Выходит,если я не говела с семьей,то и освящать их смысла нам не было?

Девочки,дайте мне,безрукой,рецепт куличей,которые неделями не сохнет.
Мария Травкина (автор поста)
6 мая 2013 года
+1
вилина пишет:
Выходит,если я не говела с семьей,то и освящать их смысла нам не было?
Вы не говели по уважительной причине.
вилина пишет:
Девочки,дайте мне,безрукой,рецепт куличей,которые неделями не сохнет.
Я сама призадумалась... но слов из песни не выкинешь. Может, раньше и знали какие секреты.
Тат Григ
6 мая 2013 года
+1
Ко мне, как-то, приехала в гости сестра из деревни и была поражена тем, что увидела вербочки в святом углу. Я не могла понять, чему она так удивилась. Она ответила, что по законам природы такого не может быть. Я думаю тоже самое происходит с куличами.
Жульбарс
6 мая 2013 года
0
Тат Григ пишет:
Она ответила, что по законам природы такого не может быть
что именно? чего-то не поняла
Тат Григ
6 мая 2013 года
0
о том что кулич под действием Благодати может храниться 40 дней и не портиться, так же как и вербочки не осыпаясь годами стоят
Жульбарс
6 мая 2013 года
0
ну так-то и про воду святую сказать можно, т.к. не зеленеет она а я думала, что вербы и не должны осыпаться - типа гербарий
VKV
6 мая 2013 года
+1
В ответ на комментарий вилина
Воистину воскресе!
Выходит,если я не говела с семьей,то и освящать их смысла нам не было?

Девочки,дайте мне,безрукой,рецепт куличей,которые неделями не сохнет.

↑   Перейти к этому комментарию
Неделями не сохнут очень сдобные куличи. Чем больше, разумеется до определенного предела масла,яиц и сметаны в тесте, тем тесто тяжелее, сдобнее, но и не сохнет. о.долго. Такие куличи пекла всегда моя бабуля.
вилина
6 мая 2013 года
0
Вот раньше бабуля пекла так,и прабабушка.А сейчас не совсем так,как раньше.
icidora
7 мая 2013 года
0
надо добавлять козий жир. тогда не черствеют
вилина
7 мая 2013 года
0
Серьезно?
icidora
7 мая 2013 года
0
вполне. добавлять немного, конечно. на булочках потренироваться предварительно
вилина
7 мая 2013 года
0
на кошках ,на кошках тренироваться)))))))
icidora
7 мая 2013 года
0
tawrik
6 мая 2013 года
0
Мария Травкина пишет:
В нем нет никакой сдобы, никаких ароматических веществ. Артос — это символ самого насущного хлеба — Христа Спасителя, Который есть Жизнь!
Мария Травкина пишет:
Однако в пасхальном куличе, этом артосе, перенесенном на праздничный стол, напротив, присутствует и сдоба, и сладость, и изюм, и орехи
Мария Травкина пишет:
Такое видоизменение артоса тоже имеет символическую основу

Интересный момент. Пресность Христова хлеба имеет глубокий символический смысл. И сдобность его, сладость, начиненность изюмом и орехами тоже имеет глубокий символический смысл
Мария Травкина (автор поста)
6 мая 2013 года
0
и что Вас удивляет?
Впрочем, можно и не обращать внимание на символику в данной ситуации, тем паче, что этот текст не размещён ни на одном известном православном ресурсе. Поэтому можно воспринимать его лишь как одну из точек зрения.
tawrik
6 мая 2013 года
+2
А это не удивление, а скорее именно интерес. Наверное, если кто-то попутав вместо корицы добавит в кулич перцу, то тоже скажет, что горький хлеб имеет большое символическое значение. Так человек устроен, ему все хочется оправдать.

Поэтому, наверное, не приходится удивляться, что символы иногда живут своей не зависящей от нашего желания жизнью. Как с елкой, о которой Вы пишите. То она была частью языческого ритуала, то стала рождественской елкой, при Сталине вдруг сделалась настолько опасной, что её просто напросто запретили, потом была частично восстановлена и названа "новогодней!", каковой(с моей точки зрения) для большинства наших сограждан является и сегодня.
Мария Травкина (автор поста)
8 мая 2013 года
0
tawrik пишет:
ему все хочется оправдать
точнее, объяснить.
Альгунчик
6 мая 2013 года
+1
Воистину Воскресе! Благодарю, очень полезная и нужная информация!
Dodo
6 мая 2013 года
+1
Действительно, можно увидеть в яйце половую принадлежность, а можно - вечное рождение, вечную вселенную, бесконечную. Можно в куличе фаллос увидеть, а можно - суть земли, плоти, того, без чего не обойтись в сотворении мира и жизни. По вере и дано будет. Каждому свое. Кому - вечность, кому - ....
Мария Травкина (автор поста)
6 мая 2013 года
+1
Я бы сказала ещё, что те, кому везде мерещится фаллос, явно не очень здоровы...
VKV
6 мая 2013 года
+1
Точно.
icidora
7 мая 2013 года
0
В ответ на комментарий Мария Травкина
Я бы сказала ещё, что те, кому везде мерещится фаллос, явно не очень здоровы...

↑   Перейти к этому комментарию
или очень наблюдательны
профиль удалён удалённого пользователя
7 мая 2013 года
+1
главное же,конечно,не сам символ а тот смысл что мы наделяем...
Пасха пекется не просто для кушанья) а чтоб помнить жертву Христа...
спасибо Мария за пост! взяла в избранное...много полезной информации
Vyacheslav
11 мая 2013 года
+1
"Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении" (Рим.8.25).
Метафора яйца
Беда Достопочтенный (ок.672-735): "Несомненность нашей надежды может быть представлена в образе яйца. Ибо как в яйце пока ещё неразличим, но уже ожидается зародыш будущей птицы, так и все верующие ещё не видят в настоящем славы той небесной отчизны, в которую веруют, но ожидают её в грядущем".
Метафора яйца служила для Беды Достопочтенного (7-8 века) (как и для всех православных) несомненностью нашей христианской надежды той небесной Отчизны.
Vyacheslav
11 мая 2013 года
0
"Люди, которые серьезно относятся к своей вере, долго готовятся к этому празднику. Почти два месяца до Пасхи православные христиане постятся (не едят мяса, яиц, молока). Чаще стараются ходить в храмы для молитвы. Зато на Пасху - пир горой! Главный подарок –пасхальное яйцо. Из яйца вылупляется новая жизнь –поэтому оно стало символом воскресного праздника. Христиане разрисовывают яйца, красят их в разные цвета, а затем дарят друзьям. Когда люди встречаются на Пасху,независимо от того, есть у них подарки с собой или нет, они приветствуют друг друга словами «Христос воскресе!». В ответ же говорят– «Воистину воскресе!». И трижды целуются в щечки.

Друзей у нас много, подарков тоже нужно приготовить достаточно. Многих надо успеть поздравить. И поэтому православные христиане в день Пасхи не ездят на кладбища. Праздник жизни надо проводить среди живых.

Поскольку к Пасхе готовились сорок дней, то и празднуют ее тоже сорок дней подряд!

Самая торжественная часть – пасхальная полночь. Люди с иконами обходят вокруг храма и поют пасхальные гимны. Главный из них звучит так:

«Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот (жизнь) даровав!».

В последующие шесть дней вся эта служба повторяется по утрам, причем и дети могут участвовать в шествии «крестного хода». Более того, именно в эти пасхальные дни у ребят есть возможность произвести самый громкий звук в их жизни. Они могут ударить в настоящий огромный колокол. Во многих храмах в первые семь дней пасхи в течение всего дня открыт доступ на колокольню, и любой человек (в том числе ребенок) может подняться и позвонить в колокола.

После ночной пасхальной службы христиане приступают к пиру. На стол подаются крашеные вареные яйца, а также куличи (сладкий хлеб, похожий на кекс) и творожная пасха. Если человек перед этим постился, то лучше ему и на первой пасхальной трапезе не есть мяса – на обилие непривычной еды желудок может ответить болью" - из книги протодиакона отца Андрея Кураева "Основы Православной Культуры".

Оставить свой комментарий

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:


Закрыть
B i "

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам