Совместные покупки Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook 

Травля в детском коллективе: что делать? Л. Петрановская.

Что-то никак не могу найти пост про приёмную девочку, которую травили одноклассники, а на собрании педагоги её выставили крайней. Скопировала себе в дневник, чтобы дать ссылку, если что.

В 1983 году на советские экраны вышел фильм Ролана Быкова «Чучело», снятый по одноименному роману Владимира Железникова. Картина поставила проблему, которая существовала всегда, но о которой в Советском Союзе не принято было говорить. Фильм рассказывал о травле, о самоутверждении группы одноклассников за счет систематического унижения отдельного человека и о запоздалом раскаянии. Но если тридцать лет назад это явление многим показалось страшным, вопиющим и исключительным, редкой подростковой болезнью, то сегодня «буллинг» (как называют его психологии) становится насущной проблемой детских коллективов вплоть до младшей школы.
Согласно исследованиям, многие в детстве хотя бы раз становились жертвами травли и были психологически травмированы ситуацией. При этом одни предпочитали отмалчиваться и замыкаться, другие — обращались за помощью, но в большинстве случаев слышали от взрослых: «сам разбирайся, учись налаживать отношения». Ни первый, ни второй вариант нельзя назвать приемлемыми, поэтому рискнем разобраться в проблеме и поищем пути решения.

Как возникает травля?

Прежде всего, травля — явление возрастное. В определенном возрасте (11—12 лет) у ребенка возникает необходимость осознать себя через противопоставление другим. Появляется желание принадлежать к чему-то большему и жизненно необходимо чувство групповой сплоченности. И если одних сплачивает общее дело и интерес — кружок экологов, археологов, журналистов (и потому в таких коллективах травля крайне редкое явление), то в школе или летнем лагере, где дети просто собраны вместе, травля возникает довольно часто. Здесь нет ни общей цели, ни идеи, потому рано или поздно случается открытие: оказывается, можно сплотиться против кого-то.

Помимо ощущения особого упоения, удали и веселья, которое описывают теперь уже взрослые люди, некогда бывшие участниками травли, они рассказывают о чувстве комфорта. Дело в том, что уверенность в себе — удел более зрелого возраста. Маленькие дети, как правило, не имеют сформированной самооценки. Потому чем больше ребенок не уверен в себе, чем больше зависит от мнения окружающих, тем вероятнее, что он будет активно участвовать в травле.

Такие дети панически боятся, что кто-то «наведет резкость» на их недостатки. Они из кожи вон лезут, чтобы перенаправить внимание, в том числе агрессию, на кого-то другого.
Конечно же, не последнее место в ситуации травли занимает позиция взрослого, руководителя детского коллектива. До подросткового возраста дети ориентируются в первую очередь на авторитет взрослого. Если он не приемлет травли, ее не будет. К сожалению, сегодня учителя все чаще считают атмосферу в классе не своим делом. И даже если хотят как-то влиять на ситуацию, не могут сделать это грамотно. В педагогических вузах такому не учат.

Еще страшнее, когда педагог сам провоцирует травлю, например, невзлюбив какого-то ученика, или, что нередко бывает, считая эмоциональное насилие способом удержания детей в подчинении. Порой взрослые задают ситуацию травли невольно. Например, любимый учителями физкультуры способ скоротать урок — эстафета. Всем — весело, учителю — легко. А вот плохо оказывается неспортивным детям. Им достается за то, что они «подвели команду». Если учитель никак не отслеживает и не работает с ситуацией, а напротив, подогревает соревновательный азарт, то травля неизбежна.

Как только группа назначила «козла отпущения» и сложилась патологическая динамика, она становится устойчивой. Распробовав вкус насилия, детский коллектив не в силах остановиться. И если дети предоставлены сами себе, дело может зайти очень далеко. Высокий уровень разлитой в социуме агрессии лишь тому способствует.

Увы, но реакция на травлю, как правило, также бывает агрессивной. Сами взрослые советуют ребенку «дать сдачи», или пытаются напугать, а то и физически воздействовать на обидчиков. Это помогает, но только «здесь и сейчас». По сути, проблема остается нерешенной и порождает новые. Ведь часто ребенок, давший сдачи, сам оказывается виноват, а то и покалечен. Не говоря уже о том, что человек, начавший ожесточенно драться, неминуемо меняется внутренне.

Семь «не», или Чего не следует делать

В большинстве случаев травлю можно прекратить. Главное, не усугублять ситуацию. Итак, чего не следует делать?

Во-первых, никогда нельзя ждать, что травля прекратится сама. Дело в том, что мозг ребенка — орган незрелый. У детей вообще плохо сформирована способность противостоять групповому давлению. Именно поэтому задавать моральные ориентиры детям обязаны взрослые.

Во-вторых, не надо оправдывать травлю, говоря, например, «он и правда не такой, как все», или « сейчас дети пошли очень жестокие». Травля, от которой страдает сегодня конкретный ребенок, должна быть прекращена. И всё. Это не предмет для научных рассуждений. Это вопрос морали и прав человека. Будь он хоть трижды «не такой» — травить нельзя.

Если у взрослого нет в этом твердого убеждения, если он вместо конкретных действий в упоении от собственной проницательности станет «анализировать истоки», травля продолжится.

В-третьих, нельзя путать травлю и непопулярность. Травля — это групповое, эмоциональное и/или физическое насилие. Именно с этим насилием с большой буквы следует бороться взрослым. Стоит иметь в виду и то, что, обращая внимание группы на достоинства «жертвы», пытаясь повысить ее рейтинг особыми поручениями, рассказами об успехах, такие педагоги скорее дают пищу для новых выходок и усугубляют ситуацию. Теперь любые достоинства жертвы в глазах группы, захваченной азартом травли, будут мгновенно превращены в недостатки. Выиграл олимпиаду — «ботан». Помог кому-то — «подлиза». Сделал прекрасный рисунок — «художник-мазила-мочи-Левитана». В такой атмосфере не пробьются ростки ни интереса, ни уважения. Сначала надо прекратить насилие. Только тогда можно начинать воспитывать уважительное отношение к однокласснику.

В-четвертых, нельзя считать, что травля — это проблема лишь того, кого травят. Преодолеть травлю «разговорами по душам» и «индивидуальной работой психолога» с жертвой ли, с агрессорами ли, невозможно. Ведь травля — болезнь группы, от которой страдают, в конечном счете, все члены этой группы. И жертва, получившая опыт унижения, отвержения и незащищенности. И свидетели, которые стояли в стороне, делая вид, что ничего особенного не происходит. В это самое время они получали опыт бессилия перед властью толпы и стыда за собственное малодушие.

Наконец, страдают и преследователи. Чувство безнаказанности и иллюзия правоты приводят не только к огрублению чувств — они лишают возможности в будущем иметь тонкие и душевные отношения с кем-либо.

Травля — это проблема всей группы вместе взятой. Она — пожиратель энергии, лишающий коллектив сил на всё остальное, в том числе на учебу.

В-пятых, нельзя считать травлю проблемой личности. Увы, бытует мнение, что во всем виновата сама жертва, ведь она «такая» (в негативном ключе: глупая, некрасивая, конфликтная или в позитивном: одаренная, нестандартная, «индиго»). Это миф, что для роли жертвы нужно быть ненормальным.

«Козлом отпущения» может стать каждый. Не важно, что именно: очки, веснушки, вес, успеваемость, национальная или религиозная принадлежность, или финансовое положение семьи — все может быть поводом для травли. При этом один и тот же ребенок в одной группе будет своим, в другой — изгоем.

Но не следует сводить причину травли к качествам тех, кто травит. Безусловно, инициаторами часто являются дети внутренне, духовно не самые благополучные. Однако практика показывает: даже отъявленные травители, случайно оказавшись с жертвой, например, в очереди в детской поликлинике, будут мирно общаться. Смена позиции взрослого способна прекратить травлю в один день, хотя понятно, что личные проблемы детей так быстро никуда не денутся.

Бесполезно давить на жалость. Это шестое «не», которое стоит усвоить взрослым. Попытки объяснить агрессорам, что жертве плохо, призыв проявить сочувствие лишь укрепляют последних в позиции сильного, который хочет — «казнит», а хочет — «милует». К тому же это еще более унижает жертву, демонстрируя ее беспомощность.

Наконец, последнее. Большая ошибка — принимать правила игры травителей, пытаться выбирать между виктимностью и агрессией: либо «меня бьют и будут бить всегда, потому что я слабый», либо «меня бить ни за что не будут, я сильный и бить буду сам». При, казалось бы, очевидной разнице обе позиции сходны. Они обе базируются на убеждении: «сильный бьет слабого». Когда взрослый предлагает ребенку: «подумай, в чем сам виноват» — это равно призыву к капитуляции. Когда предлагает «дать сдачи, чтобы неповадно было», то, как минимум, предлагает наплевать на собственную безопасность и озвереть. Бывает, что старшие призывают вообще отречься от собственных чувств (не обращай внимания!), научиться скрывать за маской равнодушия свои внутренние переживания. Но и в первом, и во втором, и в третьем случае, взрослый, по сути, солидаризируется с травлей как с явлением и оставляет ребенка с ней один на один.

С травлей надо бороться. Но бороться не с конкретными глупыми детьми, а с травлей как насилием, болезнью группы. Нужно бороться с правилами игры, по которым «сильный имеет право бить слабого». Итак, что же можно сделать?

Назвать вещи своими именами

Дело в том, что дети зачастую не осознают, что именно делают. Для самих себя собственные действия они невинно обозначают так: «мы его дразним», «мы так играем» или «мы его не любим». От взрослого, который взял на себя ответственность за разрешение ситуации (будь то учитель, школьный психолог, вожатый в лагере, тренер или завуч), дети должны узнать истинное название вещей.
А именно: когда человека намеренно доводят до слез, согласованно и систематически дразнят, когда отбирают, прячут и портят его вещи, когда толкают, щипают и бьют, когда обзывают и подчеркнуто игнорируют, — это называется «травля». И это недопустимо. Бывает, что называния явления в категоричной форме достаточно, чтобы оно тут же сошло на нет.

Очень важно, чтобы взрослый при этом был однозначен в оценке. Разговор о том, что люди могут быть разными, могут нравиться друг другу больше или меньше, но это не повод грызть друг друга, как пауки в банке. Но разговор этот не должен быть нотацией, ведь дети чувствуют искренность и плохо воспринимают нравоучения.

Травля как общая беда

Когда людей обвиняют в чем-либо, они инстинктивно защищаются. В этот момент их не интересует, правы они или нет, главное — оправдаться. Дети не исключение. В особенности это касается зачинщиков, ведь ими становятся те, кто сам абсолютно неспособен переносить стыд и вину (потому и травит).

Первое, что слышат взрослые в ответ на упрек в травле — «А чего он? А мы ничего... А это не я». Спорить о фактах, искать виноватого, разбираться, кто кому что и зачем сказал — бессмысленно. Нужно обозначить травлю как болезнь группы. Так и заявить: «Есть болезни, которые поражают не людей, а классы, компании. Это как если человек не моет руки, то рискует подхватить инфекцию и заболеть. Если группа не следит за чистотой отношений, то заболевает насилием. Это плохо, грустно и вредно нам всем. А раз мы в одной лодке, то и проблема у нас общая. Давайте-ка вместе лечиться, чтобы у нас был здоровый, дружный класс». Подобное заявление от взрослого не только позволит зачинщикам сохранить лицо, оно поможет снять напряжение и противопоставление между жертвами-насильниками-свидетелями.

Гадкий утенок против птичьего двора

Главная задача, которая стоит перед взрослым, — суметь вывести детей из «стайного» азарта, помочь им оценить происходящее с моральной точки зрения. Для этого существует простой психологический прием: предложите детям оценить их личный вклад в болезнь класса под названием «травля». Пусть один балл будет означать «я никогда в этом не участвую», два балла —«иногда присоединяюсь, но потом жалею», три балла— «травил, травлю и буду травить; это же здорово». Попросите всех одновременно показать на пальцах, сколько баллов они поставили бы сами себе. Скорее всего, «троек» не будет даже у самых отпетых агрессоров.

Не пытайтесь в ответ уличать детей, напротив, подыграйте им словами: «Как я рад, у меня от сердца отлегло. Никто из вас не считает, что травить — это хорошо и правильно. Даже те, кто это делал, потом жалели. Это замечательно, значит, нам будет нетрудно вылечить свой класс». Такая моральная оценка травли становится не внешней, навязанной взрослым, напротив, ее дают дети, и вскоре ситуация сама собой выправляется.

И даже если группа погрязла в удовольствии от насилия, а конфронтация еще более жестка, просто напомните детям сказку о «Гадком утенке». «Читая эту сказку, как правило, мы думаем о главном герое, об утенке, — с такими словами обратитесь к детям. — Нам жаль его. Мы с неподдельным интересом и напряжением следим за его судьбой, сочувствуем и переживаем. Но сейчас я хочу, чтобы мы подумали о курах и утках с птичьего двора. С утенком-то всё в будущем будет хорошо. Он улетит с лебедями. А они? Они так и останутся тупыми и злобными, неспособными ни сочувствовать, ни, увы, летать. Когда в классе возникает ситуация, как та, что случилась на птичьем дворе, каждому приходится определять свое место: кто он в этой истории? Среди вас есть желающие быть тупыми злобными курами? Каков ваш выбор?»

Как только выбор сделан, положение вещей следует закрепить. Полезно не просто объявить новые правила жизни группы, но и зафиксировать их на бумаге: «У нас не выясняют отношения с кулаками. Не оскорбляют друг друга. Не смотрят равнодушно, когда двое дерутся. Их разнимают...» — вот примерный список. Идеально, если каждый поставит под правилами свою подпись, как свидетельство и согласие их соблюдать. Нарушителю всегда можно будет указать на его фамилию в списке.

Но не надо думать, что проблема тут же решится. Если за ситуацией не следить, она будет продолжать тлеть, и, как торфяное болото, способна в любой момент вызвать пожар.
Ответственный за прекращение травли взрослый должен регулярно интересоваться ситуацией, предлагать свою помощь и давать ценные указания. Нелишним будет ввести «счетчик травли» — какой-нибудь сосуд или доска, куда каждый, кому сегодня досталось, кто видел что-то похожее на насилие, может положить камешек или воткнуть кнопку. По числу кнопок легко определить, насколько нынешний день был лучше предыдущего. Ставьте спектакли, делайте коллажи о «хронике выздоровления», ведите с детьми «график температуры». Группе важно чувствовать интерес авторитетного взрослого. Именно это помогает коллективу продолжать считать победу над травлей общим делом.

И только тогда, когда ситуацию удалось вывести в здоровое русло, педагогу стоит задуматься над вопросом популярности каждого отдельно взятого ученика. Чем дольше группе предстоит прожить в данном составе, тем важнее помочь каждому члену коллектива получить признание, обнаружить и предъявить свою способность и полезность для группы, например, лучше всех хохмить или забивать голы, рисовать или считать в уме... И чем разнообразнее и осмысленнее будет деятельность, тем здоровее будет группа. Впрочем, это уже тема другого разговора.

Отсюда http://www.foma.ru/article/index.php?news=5241
Это - выжимки. А вот из блога Людмилы Петрановской "Детки в клетке", разбор этой проблемы по шагам непосредственно по ситуации в классе, где учится её дочь
http://ludmilapsyholog.livejournal.com/79076.html - о ситуации
http://ludmilapsyholog.livejournal.com/79336.html - о ситуации
http://ludmilapsyholog.livejournal.com/79388.html - причины
http://ludmilapsyholog.livejournal.com/80996.html - чего не делать
http://ludmilapsyholog.livejournal.com/81492.html - что делать
подробно, с примерами, аргументами, комментариями.
Получить код для блога/форума/сайта
Коды для вставки:

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам Травля в детском коллективе: что делать? Л. Петрановская.
Что-то никак не могу найти пост про приёмную девочку, которую травили одноклассники, а на собрании педагоги её выставили крайней. Скопировала себе в дневник, чтобы дать ссылку, если что.
В 1983 году на советские экраны вышел фильм Ролана Быкова «Чучело», снятый по одноименному роману Владимира Железникова. Читать полностью
 

Комментарии

Olica
18 марта 2013 года
+1
Замечательная статья - с интересом прочитала и сохраню на будущее.

Zelenochka пишет:
Конечно же, не последнее место в ситуации травли занимает позиция взрослого, руководителя детского коллектива.
Только к сожалению им гораздо проще делать вид, что это их вообще не касается.
Zelenochka (автор поста)
18 марта 2013 года
0
Я вообще считаю, что в этом случае не то что "не последнее место" занимает взрослый, а он несёт прямую ответственность за формирование этого самого коллектива. Кстати, в пед.институтах эти самые стадии формирования, методы оценки и т.п. на психологии проходят. Вот со способами и методиками решения каких бы то ни было конфликтов туговато.
Olica
18 марта 2013 года
0
Zelenochka пишет:
Я вообще считаю, что в этом случае не то что "не последнее место" занимает взрослый, а он несёт прямую ответственность за формирование этого самого коллектива.

То, что творилось в нашем классе, это просто сбор штампов от
Zelenochka пишет:
сам разбирайся
до
Zelenochka пишет:
он и правда не такой, как все
и основы всех разборок старательно заложила учитель начальных классов, которая быстро объяснила что "мальчикам и девочками дружить не прилично", остальные ее идеи тоже были хороши.
В средней школе была целая череда смены классных руководителей и им как-то гораздо удобнее было считать, что им просто достался трудный класс, нежели решать проблемы.

Прелести травли мне довелось испытать на себе, потому как я попала в этот класс в третьем классе и на правах новенькой да еще и самой младшей (вкупе со своими лидерскими замашками) удачно подвернулась на роль "козла отпущения". При этом, надо сказать, что родители тоже не спешили с помощью, ибо "воспитывали во мне самостоятельность"

В результате я всю среднюю школу лавировала между
дать сдачи, чтобы неповадно было
и
не обращай внимания
В принципе, не плохо лавировала, попутно поделив весь класс на две половины "за меня" и "против меня".
А вот парнишка, пришедший к нам в 7-м классе с ролью следующего "козла отпущения" не справился - его реально затравили.

Zelenochka пишет:
человек, начавший ожесточенно драться, неминуемо меняется внутренне
Меняется. Я оттуда вынесла "умение" игнорировать чужую точку зрения и психологическую замкнутость.

Zelenochka пишет:
Бесполезно давить на жалость.
Но почему-то именно этот вариант "решения проблемы" выбирают те, кто вроде как должен пытаться ее порешать
Zelenochka (автор поста)
18 марта 2013 года
0
Olica пишет:
почему-то именно этот вариант "решения проблемы" выбирают те, кто вроде как должен пытаться ее порешать
Потому что реально не учит никто решать подобные ситуации, а по собственному желанию копаться в литературе и искать выход будут далеко не все. Да и не во всякой литературе этот выход описан.
Olica
18 марта 2013 года
0
В статье очень хорошие практические примеры разрешения ситуации, но они требуют активности именно от "ответственного взрослого". А есть ли примеры того, что может сделать родитель?
Zelenochka (автор поста)
18 марта 2013 года
+2
Olica пишет:
есть ли примеры того, что может сделать родитель?
Не пускать на самотёк проблему при первых её признаках и с учителя, грубо говоря, не слазить.
Поддерживать собственного ребёнка, слышать его. Если ребёнку совсем невмоготу, убрать его из этого кошмара.
Olica
18 марта 2013 года
0
Вот вроде все понятно, но как бы еще это сделать. Ой, надеюсь, что не пригодится
Zelenochka (автор поста)
18 марта 2013 года
0
А нет страховки
Вот автор, психолог хороший и умная женщина. Однако пришлось разгребать. С собственной дочерью и в приличной гимназии. В начальной, причём, школе.
Поэтому я за выбор учителя началки как человека в первую очередь, а не как заслуженного урокодателя.
Olica
19 марта 2013 года
0
Zelenochka пишет:
А нет страховки
Никакой
Zelenochka пишет:
В начальной, причём, школе.
Так и у нас еще в начальной школе развлечения начались.
Zelenochka пишет:
Поэтому я за выбор учителя началки как человека в первую очередь, а не как заслуженного урокодателя.
Хорошо бы, но этот выбор не всегда есть. Да и как можно что-то сказать о человеческих качествах, пока сам еще не столкнулся вплотную? Я скептически отношусь к отзывам посторонних людей, потому как не очень понятно, по какому критерию они делят на "хорошо-плохо", а реальные мотивированные отзывы еще найти нужно где-то.
Zelenochka (автор поста)
19 марта 2013 года
0
Olica пишет:
Я скептически отношусь к отзывам посторонних людей, потому как не очень понятно, по какому критерию они делят на "хорошо-плохо"
Это да.
Ну вот у старшей учитель - после подготовки к школе я уже чётко могла выделить, кому могу доверить ребёнка. И общение с другой мамой, которая старшего ребёнка у этого учителя выпускала, а младшую в первый класс к ней отдавала, при этом обоих детей не назвать спокойными или удобными, а маму сторонницей "строгой руки", моё мнение укрепило.
Olica
19 марта 2013 года
0
Zelenochka пишет:
после подготовки к школе я уже чётко могла выделить, кому могу доверить ребёнка
Мы пока со школой не сталкивались, поэтому понятия не имею, как пойдет вопрос. Я вообще, честно говоря, плохо понимаю по каким критериям выбирать школу, есть ли, все же, возможность выбирать учителя или кого назначат, того и назначат, как разобраться в многообразии школьных программ и прочее.
Наталья 0712
18 марта 2013 года
+1
Взяла в избранное, обязательно прочитаю
lenthcik
18 марта 2013 года
+2
Большая умница! Надеюсь - не пригодится, но советы отличные!
3имени
19 марта 2013 года
+3
Было дело, сама попадала под раздачу. И ведь до сих пор верила, что "сама виновата"
jajanik
19 марта 2013 года
+1
Спасибо, интересная статья!
Darklight
19 марта 2013 года
+1
Спасибо, интересная статья.
Nella_IL
20 марта 2013 года
+1
Какие умные и хорошие слова.
Только часто взрослые о них забывают.
Израильские детки увлекаются бойкотами.
Объявляют бойкот кому то и не разговаривают всем классом с человеком.
Доводит еще хуже, чем издевательтсва или физические действия.
Кстати, недавно смотрела исследования, что чаще всего те, кто являлись организаторами травли в школах, в дальнейшем не особо преуспевали в жизни.
Но это очень сочетается с тем, что является причинами организации травли.
Я не так давно разговорилась с одной девочкой на работе, она рассказала, что ей в школе делали бойкот.
Но меня удивило, что она очень долго не говорила родителям об этом. хотя, у нее очень теплые и близкие отношения с родителями.
Alienta
27 ноября 2013 года
+1
Здесь рекомендации для руководителя коллектива, а что делать родителю такого ребенка? Или ребенку самому?
Zelenochka (автор поста)
27 ноября 2013 года
+2
Alienta пишет:
Здесь рекомендации для руководителя коллектива, а что делать родителю такого ребенка?
Родителю говорить с тем самым руководителем коллектива, поддерживать и слышать ребёнка. Не пускать на самотёк проблему при первых её признаках и с учителя, грубо говоря, не слазить. Ни в коем случае не внушать мысль "если травят только тебя, то это с тобой что-то не так". Если есть, скажем так, особенности поведения у ребёнка, то корректировать их, но без рефрена "если ты изменишься, то от тебя отстанут", поскольку это совсем не факт и опять же шаг в сторону оправдания травли. Если есть хороший психолог, то работать с психологом над проблемой и над самооценкой. Если до "руководителя" не достучаться, то ребёнка из коллектива переводить.
Ребёнку самому...Находясь внутри ситуации в позиции жертвы он мало что может сделать. Как раз потому, что дело, по большому счёту, не в нём. И тут будет по сценарию "молчишь? значит тебе нечего нам сказать? зазнался? - открыл рот? ваще оборзел!". Друзья нужны ребёнку в этой ситуации. Пусть извне, не из коллектива. Чтобы он мог от этой травли отойти.
А вообще, в 90% случаев травля в искусственно сформированных детских коллективах (школах, лагерях) провоцируется, а то и управляется взрослыми. В противном случае, зачатки уничтожаются на корню.
Alienta
27 ноября 2013 года
0
Меня травили в школе по инициативе учителя, но на счастье у меня стойкий характер и было ещё 2-3 таких человека в классе. Хоть эти дети мне самой не очень нравились, но пришлось с ними объединиться против всего класса и действовать по принципу "мы разные, но всё-таки вместе", а потом разными уловками переманивать по 1 человеку в наш коллектив. Травля началась в первом классе, пик пришелся на 7-ой класс, тогда я решила стать лидером класса и прекратить эти жестокие игры. В 9-ом классе у меня это получилось и 10-11 класс были самыми лучшими в моей школьной жизни. Первая учительница разжигала конфликты всячески и разобщала класс как могла, все остальные учителя просто закрывали глаза, потому что при попытке влезть в эту клоаку они сами получали от "деток".
А у сестры был дружный класс, потому что у них каждые 6 месяцев менялись классные. Но травля тоже была, только в качестве козла отпущения был учитель.
В любом коллективе(любого возраста, любой образованности, любой обеспеченности и т.д.), собранном не по интересам будет травля, только масштабы и объекты травли будут разными...
Zelenochka (автор поста)
27 ноября 2013 года
+1
Alienta пишет:
В любом коллективе(любого возраста, любой образованности, любой обеспеченности и т.д.), собранном не по интересом будет травля, только масштабы и объекты травли будут разными...
Может быть в любом, это да, но встречается не во всех.
Любой коллектив проходит определённые стадии развития. Детский коллектив можно и нужно воспитывать, именно в целом, как коллектив. И воспитать его можно по-разному.
Alienta
27 ноября 2013 года
0
Zelenochka пишет:
но встречается не во всех
я не психолог, но "популярность-не популярность" тоже на мой взгляд являются формой травли. Возможно я ошибаюсь.
Если вам не трудно, объясните разницу, пожалуйста.
Zelenochka (автор поста)
27 ноября 2013 года
+1
Alienta пишет:
я не психолог
Я тоже

Непопулярный ребёнок - не значит ребёнок обижаемый или демонстративно игнорируемый, на мой взгляд. Это может быть просто не слишком общительный ребёнок, например. Ему самому может быть достаточно комфортно без привлечения внимания к собственной персоне. Не все по натуре лидеры.
Да и само по себе "непопадание в топ" не делает никого автоматически изгоем. У "непопулярного" вполне может быть какое-то количество друзей, какое-то количество врагов, а остальные нейтральны. При травле же чётко видно "против кого дружим".
К тому же, популярность если её-таки хочется очень, можно заработать какими-то способностями, тогда как при травле твои личные качества всегда играют против тебя.
Как то так.
Alienta
27 ноября 2013 года
0
понятно.
В общем разница в желании ребенка/человека.
Olica
28 ноября 2013 года
0
В ответ на комментарий Alienta
Меня травили в школе по инициативе учителя, но на счастье у меня стойкий характер и было ещё 2-3 таких человека в классе. Хоть эти дети мне самой не очень нравились, но пришлось с ними объединиться против всего класса и действовать по принципу "мы разные, но всё-таки вместе", а потом разными уловками переманивать по 1 человеку в наш коллектив. Травля началась в первом классе, пик пришелся на 7-ой класс, тогда я решила стать лидером класса и прекратить эти жестокие игры. В 9-ом классе у меня это получилось и 10-11 класс были самыми лучшими в моей школьной жизни. Первая учительница разжигала конфликты всячески и разобщала класс как могла, все остальные учителя просто закрывали глаза, потому что при попытке влезть в эту клоаку они сами получали от "деток".
А у сестры был дружный класс, потому что у них каждые 6 месяцев менялись классные. Но травля тоже была, только в качестве козла отпущения был учитель.
В любом коллективе(любого возраста, любой образованности, любой обеспеченности и т.д.), собранном не по интересам будет травля, только масштабы и объекты травли будут разными...

↑   Перейти к этому комментарию
Alienta пишет:
Первая учительница разжигала конфликты всячески и разобщала класс как могла, все остальные учителя просто закрывали глаза, потому что при попытке влезть в эту клоаку
Как про наш класс.
Только я пришла в это чудо в 3-м после переезда. А дальше во многом объяснялось частой сменой классных руководителей. Одна была действительно хорошим педагогом и даже, наверное, справилась бы с проблемой, но сильно заболела и ей стало совсем не до нас - мы остались до конца средней школы, по сути, без классной, под присмотром то одного, то другого, то завуча. А потом, в 10-м к нам поставили девочку-выпускницу, только после декрета. И, о чудо, она замечательно справилась с проблемой, которую все остальные просто предпочли не замечать.
Alienta
29 ноября 2013 года
0
Olica пишет:
девочку-выпускницу, только после декрета
значит у неё талант.
Olica
29 ноября 2013 года
0
Безусловно. А вообще самый главный секрет был в том, что она проявила к нам уважение, а не моралистику. Это во многих моментах проявлялось, но оно именно ощущалось.
Alienta
29 ноября 2013 года
0
да, согласна, обычно учителя относятся формально к социальным проблемам в классе.
Мама Мышь
27 ноября 2013 года
+1
Мне всегда говорили "учись давать сдачи". Только не учитывали, что я вообще не умею давать сдачи. Поэтому я воспитала в себе позицию: "мне все равно". А потом после 9 класса сбежала в другую школу, теряя тапки. Я была так счастлива, попав в коллектив, где меня, о нет, не приняли за свою и не стали со мной дружить - просто не трогали, не обзывали, не травили, относились ко мне спокойно, ровно.
А классная по-моему, даже не замечала проблемы. Только один-единственный раз, когда я решила дать сдачи, и пришла мама моей обидчицы на меня жаловаться, классная решила со мной поговорить, почему я так поступила, и за что я так сильно толкнула ту девочку. Правда, разговора не получилось, я рыдала и не могла сказать ни слова.
Блин, сколько лет прошло, а до сих пор помню.
Zelenochka (автор поста)
27 ноября 2013 года
+2
Мама Мышь пишет:
Мне всегда говорили "учись давать сдачи". Только не учитывали, что я вообще не умею давать сдачи.
Мама Мышь пишет:
классная по-моему, даже не замечала проблемы.
Вот что ни говори, а ответственность на взрослых.
Kollibri07
18 февраля 2014 года
+1
Я не злопамятна но память моя хороша! Я простила все и всем, но впредь дела иметь с ними никакого не хочу! Здороваться буду, но разговаривать даже про погоду не хочу, не хочу тратить на это время свое!.
Было -обижали...садик, школа- я все простила и отпустила = ведь так лучше для меня.
Теперь это мне такая себе напоминалка - с кем не стоит вести дела, общение ...
Что поделаешь...очень мало хороших воспоминаний ! Теперь когда я встречаю тех воспитательниц и некоторых учителей - я вижу их иными глазами , я помню их ошибки...
Как хорошо что я спокойно это написала , спасибо за пост , я поставила свою крапку над "І".
arinali
15 декабря 2014 года
+1
спасибо
PtizaSyn
15 декабря 2014 года
+1

Оставить свой комментарий

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:


Закрыть
B i "

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам