Совместные покупки Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook 

Развитие мелкой моторики

Необходимость развития моторики рук, обусловлена тесным взаимодействием ручной и речевой моторики. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого - развитию речевой функции. Рекомендуются различные виды упражнений, направленные на развитие ловкости, точности, координации, синхронности движений пальцев рук.

ПРЕДМЕТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Хорошо зарекомендовала себя разнообразная предметная деятельность, которая способствует развитию мелкой моторики:

•1. застегивание и расстегивание пуговиц;

•2. шнурование ботинок;

•3. шнуровка на специальных рамках;

•4. нанизывание колец на тесьму;

•5. игры с мозаикой;

•6. сортировка мозаики по ячейкам;

•7. игры с конструкторами;

•8. перебирание круп, зерен (к примеру, фасоль отделить от гороха).

ЛАДОНЬ-КУЛАК
- Хочешь? Тоже делай так:

То - ладонь, а то - кулак.

Руки положить на стол:

•1. ладони прижать к столу;

•2. одновременно сжать два кулачка (позиция «кулак» - «кулак»)

•3. разжать пальцы одной руки и прижать ее к столу (позиция «рука» - «кулак»).

Для усложнения - увеличить темп движения.




КРЮЧОЧКИ
Крепко держатся дружочки,

Не разжать нам их крючочки.

Сцепить мизинцы обеих рук друг с другом, как два крючка, чтобы их трудно было расцепить. По аналогии делать фигуры и другими парами пальцев: безымянными, средними, указательными и большими.

ЧЕРЕПАШКА
- Ножка, ножка, поскорей

Двигай домик мой сильней

Подушечками пальцев и нижней частью ладошки прикасаться к столу, образуя «полушарие». Вытянуть указательный палец с упором на стол и подтянуть им вперед весь «домик» черепашки. Аналогичным способом передвигать «домик» черепашки средним, безымянным пальцами и мизинцем.




БРАТЦЫ
•1. Пошли два братца

•2. Вместе прогуляться,

•3. А за ними еще два братца.

•4. Ну а старший - не гулял,

•5. Очень громко их позвал.

•6. Он за стол их посадил,

•7. Вкусной кашей накормил.

Ладонь положить на стол. Прямые пальцы соединить. Раздвинуть в стороны поочередно две пары пальцев: сначала мизинец и безымянный, затем - средний и указательный. Большим пальцем «звать» братьев и «кормить» их кашей.




ГУСЬ
Гусь сердитый зло гогочет:

Может быть, он кушать хочет?

Поставить руку локтем на стол. Вес пальцы прямые. Четыре пальца (кроме большого) выдвинуть вперед и плотно прижать друг к другу («голова гуся»). Большой палец опустить немного вниз. Получается «гусь» с открытым «клювом».




ВЕСЕЛЫЙ ОРКЕСТР
Кот играет на баяне,

Зайка наш - на барабане.

Ну а мишка - на трубе

Поиграть спешит тебе.

Если станешь помогать,

Будем вместе мы играть.

Имитировать игру на разных музыкальных инструментах.

СЧИТАЛКА
Гусь гнездо свое чинил,

Гусь считалку сочинил,

И гогочет, и гогочет:

Заучить считалку хочет!

(Г. Лагздынь)

Большой и указательный пальцы соединить в «клюв», остальные - в кулачок.

КАЧАЕМ ЛОДОЧКУ
Долго лодочку качало.

Ветер стих, и лодка встала.

Ладонь руки - вверх, сложить пальцы «лодочкой». Плавно двигать кисть руки влево-вправо.



КУРОЧКА ПЬЕТ ВОДУ
•1. Наша курочка гуляла,

•2. Травку свежую щипала.

•3. И пила водицу

•4. Прямо из корытца.

Поставить руку локтем на стол. Пальцы сложить в виде клюва. Ритмично наклонять кисть руки вниз, поднимать вверх, имитируя водопой курочки.


ВЕСЕЛЫЕ МАЛЯРЫ
•1. Красят домик маляры

•2. Для любимой детворы.

•3. Если только я смогу,

•4. То им тоже помогу.

Синхронно двигать кисти обеих рук из положения висящих кулачков до поднятых вверх кистей с раздвинутыми в стороны пальцами.


ПТИЧКИ В ГНЕЗДЕ
•1. Улетела птица-мать

•2. Малышам жучков искать.

•3. Ждут малютки-птицы

•4. Мамины гостинцы.

Все пальцы правой руки обхватить левой ладонью. Получается «гнездо». Шевеление пальцами правой руки создает впечатление живых птенцов в гнезде.


ПТИЧКИ
•1. Птички прилетали,

•2. Крыльями махали.

•3. Сели. Посидели.

•4. И дальше полетели.

Пальцами обеих рук производить движения вверх-вниз.



БАБОЧКА
•1. Бабочка-коробочка,

•2. Улетай под облачко.

•3. Там твои детки

•4. На березовой ветке. (Скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы прямые. «Бабочка сидит».)

Ладони прямые и напряжены. Пальцы не сгибать. Легким, но резким движением рук в запястьях имитировать полет бабочки.
ЦВЕТОК
Набухай скорей, бутон,

Распусти цветок - пион!

Подушечки пальцев обеих рук сомкнуть. Ладошки немного округлые. Получается «бутон».

Нижние части ладоней прижать друг к другу, а пальцы широко раздвинуть по кругу и немного прогнуть. Получается большой, раскрытый «цветок».



ДЕРЕВЬЯ
Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

(С. Погореловский)

Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы.


ПАЛЬЧИК-МАЛЬЧИК
•1. - Пальчик-мальчик, Где ты был?

•2. - С этим братцем - В лес ходил.

•3. С этим братцем -

•4. Щи варил.

•5. С этим братцем -

•6. Кашу ел.

•7. С этим братцем -

•8. Песни пел! (Поочередно сгибать и разгибать все пальцы, начиная с мизинца.)

МИЗИНЧИК
•1. Маленький Мизинчик

•2. Плачет, плачет, плачет.

•3. Безымянный не поймет:

•4. Что все это значит?

•5. Средний пальчик очень важный,

•6. Не желает слушать.

•7. Указательный спросил: -

•8. Может, хочешь кушать?

•9. А Большой бежит за рисом,

•10. Тащит рису ложку,

•11. Говорит: -Не надо плакать,

•12. На, поешь немножко!( Кисть руки сжать в кулачок. Поочередно разгибать пальцы, начиная с мизинца. С последней фразой большим пальцем и мизинцем касаться друг друга.)



ШАРИК

•1. Надувайся, шарик, больше!

•2. Лучше щечки раздувай!

•3. Поиграй ты с нами дольше:

•4. Катись, прыгай и летай! (Кончики пальцев обеих рук прижать друг к другу, ладошками образовать маленький, а затем - большой «шарик». Когда воздух «выходит», принять ладонями исходное положение.)



ДОМИК
•1. Дом мы строим

•2. Выше, выше!

•3. Есть окошки в нем

•4. И крыша.




Создать угол-«крышу» пальцами обеих рук, соединив их подушечками под углом. Большие пальцы соединить по прямой линии. Получится треугольная «крыша» с «окном». Раздвинуть шире запястья, а локти прижать к туловищу. Получится «высокий дом».


ФЛАЖОК
Горит на солнышке

Флажок,

Как будто я Огонь зажег.

Четыре прямых пальца правой руки (кроме большого) плотно прижать друг к другу. Отвести правую руку в сторону. Развернуть ее так, чтобы большой палец, оттянутый до отказа, оказался внизу.

СТУЛЬЧИК
«Стульчик» ты из рук сложи

И детишкам покажи.

Левую руку поднять вертикально вверх. Прямые пальцы плотно прижать друг к другу. Правую руку в положении кулачка прижать к левой ладошке большим пальцем к себе.

ЗАЙЧИК-КОЛЬЦО
•1. Прыгнул заинька с крылечка

•2. И в траве нашел колечко.

•3. А колечко непростое -

•4. Блестит, словно золотое.

Упражнение основано на переходе из одной позиции в другую:

•a) пальцы - в кулачок, выдвинуть указательный и средний пальцы и развести их в стороны;

•b) большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные пальцы развести в стороны.

КОЛЬЦО
•1. Выйду на крылечко,

•2. Вынесу колечко.

•3. Я его вместо игрушки

•4. Подарить хочу Валюшке.





Большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные развести в стороны.

УЛИТКА
У улитки-крошки

Подрастают рожки.

Научу ее ходить,

Если будут ножки.




Пальцы сжать в кулачок. Выдвинуть указательный палец и мизинец. Продвигаясь медленно вперед, «улитка» шевелит «усиками».
ЗАЙЧИК
Зайка серый скачет ловко.

В лапке у него морковка.

Локтем опереться на стол, указательный и средний пальцы развести в стороны, остальные сжать в кулачок.

КОЗА РОГАТАЯ
•1. Идет коза рогатая

•2. За малыми ребятами. -

•3. Кто кашку не ест,

•4. Молоко не пьет,

•5. Забодаю, забодаю!..

Пальцы рук поджать, только указательный и мизинец держать выпрямленными. Это - «коза». Со словами «Забодаю, забодаю!..» «козу» «напускать» на ребенка.

ДОЖДИК
Дождик-дождик,

Полно лить,

Малых детушек

Мочить!

Подушечки правой (левой) руки прижать к столу. Попеременно постукивать ими по поверхности стола (как игра на пианино).

ВЕРТОЛЕТ
Быстро лопасти крути!

Вертолет, лети, лети!

Пальцы обеих рук (кроме указательных и больших) - в положении плетеной корзинки. Указательные пальцы выдвинуть вперед и соединить их подушечками (это - «хвост вертолета»). Большими пальцами выполнять совместные, быстрые круговые движения, как лопасти вертолета.



БОЛЬШОЙ БРАТЕЦ
Покажи уменье другу,

Покружись-ка ты по кругу!

Четыре пальца правой руки (кроме большого) сжать в кулак. Большой палец поднять вверх и выполнять круговые движения.

ОСА
Оса села на цветок.

Пьет она душистый сок.

Вытянуть указательный палец правой руки и вращать им, затем то же самое - пальцем левой руки.

КОМАРИК
Не кусай, комарик злой!

Я уже бегу домой.

Сжать кулачок. Указательный палец выдвинуть вперед (это - «хоботок», которым «комарик» пытается «укусить» ребенка). Мизинец и большой пальцы, расслабив, опустить вниз (это - «лапки»).



ЖУК
•1. Я веселый Майский жук.

•2. Знаю все

•3. Сады вокруг,

•4. Над лужайками

•5. Кружу,

•6. А зовут меня

•7. Жу-жу...

Сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны («усы»). Шевелить «усами».

КОГОТКИ
•1. У кошкиной дочки

•2. На лапках коготочки.

•3. Ты их прятать не спеши,

•4. Пусть посмотрят малыши!




Поджать подушечки пальцев правой руки к верхней части ладошки. Большой палец прижать к указательному. Произносить громко «мяу!» несколько раз. Можно продолжать игру со второй рукой. В заключение провести занятие двумя руками.
ВОЗДУШНЫЕ ЩЕЛЧКИ
Во дворе у брата

Бегали котята.

Испугавшись щелчка,

Разбежались кто куда.

МЫ СЧИТАЕМ
•1. Можно пальчики считать:

•2. Раз-два-три-четыре-пять.

•3. На другой руке - опять:

•4. Раз-два-три-четыре-пять.

Поочередно разгибать пальцы правой (затем левой) руки, начиная с большого.

РАЗМИНКА
Ты, утенок, не пищи!

Лучше маму поищи.

Сжимать в кулачки и разжимать пальцы сразу двух рук.

Можно использовать резиновые игрушки.

ПОГЛАДИМ КОТЕНКА
- Киса, кисонька, кисуля!

- Позвала котенка Юля.

- Не спеши домой, постой!

- И погладила рукой.

Одной, затем другой рукой сделать расслабляющие упражнения для пальцев.

МОЯ СЕМЬЯ
•1. Вот дедушка,

•2. Вот бабушка,

•3. Вот папочка,

•4. Вот мамочка,

•5. Вот деточка моя,

•6. А вот и вся семья.

Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, а со слов «А вот и вся семья» второй рукой охватывать весь кулачок.

НАШ МАЛЫШ
•1. Этот пальчик - дедушка,

•2. Этот пальчик - бабушка,

•3. Этот пальчик - папочка,

•4. Этот пальчик - мамочка,

•5. Этот пальчик - наш малыш.

Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.

КАЧЕЛИ
Задрожали ветви елей.

Мы в восторге от качелей.

Мы летаем вверх и вниз,

Вместе с нами веселись.

Упражнение выполнять вначале правой, затем левой рукой, а далее - двумя руками.

От запястья кисти рук с прямыми сомкнутыми пальцами поднимать вверх, а затем, слегка согнув пальцы, мягко опускать вниз.

КИСТОЧКА
Мягкой кисточкой покрашу

Стульчик, стол и кошку Машу.




Соединить все подушечки пальцев руки и движениями пальцев и запястья раскачивать кисть справа налево и наоборот. Вправо - пальцы раздвигать. Влево - мягко соединять подушечки пальцев.

ВЕЕР
Солнце светит очень ярко,

И ребятам стало жарко.

Достаем красивый веер -

Пусть прохладою повеет.

Соединить прямые пальцы рук. Расслабить руки от локтя, превратив их в большой веер, который обмахивает лицо ветерком.

БЕЛКА
Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому...

Поочередно разгибать все пальцы, начиная с большого.

ВСТАЛИ ПАЛЬЧИКИ
•1. Этот пальчик хочет спать,

•2. Этот пальчик - прыг в кровать,

•3. Этот пальчик прикорнул,

•4. Этот пальчик уж заснул.

•5. Встали пальчики - «Ура!»

•6. В детский сад идти пора!

Поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касаться всех остальных - «будить». Одновременно с восклицанием «Ура!» кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны.

НА РАБОТУ
•1. Большой палец встал один.

•2. Указательный - за ним.

•3. Средний будит безымянный.

•4. Тот поднял мизинчик малый.

•5. Встали братцы все - «Ура!»

•6. На работу им пора.

Cжать пальцы в кулачок. Поочередно разгибать их, начиная с большого. А со слов «Встали братцы все...» - широко расставить пальцы в стороны.
ЗА РАБОТУ
•1. Ну-ка, братцы, за работу.

•2. Покажи свою охоту.

•3. Большаку дрова рубить,

•4. Печи все тебе топить,

•5. А тебе воду носить,

•6. А тебе обед варить,

•7. А тебе посуду мыть.

•8. А потом всем песни петь,

•9. Песни петь да плясать,

•10. Наших деток забавлять.



Поочередно разгибать пальцы, начиная с большого, а на слова «Песни петь да плясать» - энергично шевелить ими.
ПАЛЬЧИКИ
Раз-два-три-четыре-пять -

Вышли пальчики гулять.

Раз-два-три-четыре-пять -

В домик спрятались опять.

Поочередно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке.
Печать Получить код для блога/форума/сайта
Коды для вставки:

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам Развитие мелкой моторики
Необходимость развития моторики рук, обусловлена тесным взаимодействием ручной и речевой моторики. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого - развитию речевой функции. Рекомендуются различные виды упражнений, направленные на развитие ловкости, точности, координации, синхронности движений пальцев рук. Читать полностью
 

Комментарии


Пока нет комментариев.

Оставить свой комментарий

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:


Закрыть
B i "

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам