Совместные покупки Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook 

Снова о Православии в школе - с сайта Правмир.

Снова о Православии в школе - с сайта Правмир. Православие в школе: нужна ли свобода выбора?

31 января, 2013 • Валерий Коновалов

Есть знания, без которых невозможно стать настоящим россиянином. Точка зрения руководителя «Православной энциклопедии» Сергея Кравца

Лишь 23,4% родителей учащихся в московских школах выбрали для изучения «Основы православной культуры». Это самый низкий показатель по Центральному федеральному округу. Невысок процент изучения ОПК и в Санкт-Петербурге, в некоторых других регионах, а, например, в школах при российских посольствах православную культуру преподают только в 6 учебных заведениях из 80. Такие данные привёл в своём докладе на Международных Рождественских чтениях Патриарх Кирилл.

Многие родители пока предпочитают выбирать для своих детей «Основы светской этики». Иногда это объясняется административным давлением на родителей. Есть сомнения в квалификации преподавателей.

Такие проблемы, конечно, существуют и ждут решения. Но есть и другой взгляд на ситуацию. А надо ли вообще выбирать между основами православной культуры и другими предметами? Допустимо ли это в стране, которая возникла и развивалась на православных основах? Так ведь можно и русский язык, русскую литературу, культуру поставить в ряд для выбора.

Свою точку зрения на эту проблему высказывает руководитель «Православной энциклопедии» Сергей Кравец.

— Что произошло в минувшем году с курсом православной культуры в школе? Шаг вперед или назад? Региональные рамки расширились, но многие родители и ученики предпочитают православию другие дисциплины.

— Проблема, мне кажется, выглядит иначе. Она — в неверных трактовках того, что происходит. С самого начала было много шума из-за того, что детей якобы будут насильно учить Закону Божию. Но ведь идея была совершенно другая. Прежде всего надо уяснить: для чего сегодня не только необходим, но и обязателен для всех школьный курс православной культуры.

— Для чего же?

— Для того, чтобы мы оставались единой страной и единым народом. Иначе не получится. Есть огромный пласт человеческой жизни, связанный с многовековым религиозным опытом. Это касается и литературы, и музыки, и истории, и живописи и так далее. Я помню случай, когда школьный учитель при изучении стихотворения Пушкина «Пророк» пытался объяснить, не прибегая к религиозным темам, что такое шестикрылый серафим. Что это — вертолёт какой-то или монстр? И почему он проводит такую садистскую операцию — вырывает язык, сердце, жжёт человека раскалённым углём? Проблема была непосильной и для учителя, и для учеников.

Если у нас ребёнок не знает, что такое Библия, как он может читать русскую литературу, насквозь проникнутую евангельскими и библейскими сюжетами? Или по истории проходят, допустим, Медный бунт, Стрелецкий бунт. Как в них разобраться, не зная, что такое старообрядчество, из-за чего раскол произошёл? А завтра читают Достоевского. Но как его можно читать, не понимая главного, о чём он говорит? Как читать «Войну и мир»? Как понять Гоголя? Это совершенно невозможно.

Но кто должен всё это детям объяснять? Учитель истории? Ему пришлось бы целый курс прочесть, чтобы стало понятно. Учитель искусств? Он возьмет только те сюжеты, которые отразились в искусствоведении. Очевидно, нужен некий общий познавательный курс, где ребёнок приобретёт эти знания — необходимые для понимания всего остального.

— Это касается и неверующих, и неправославных?

— Конечно. Для всех это обязательно. И люди должны это понять. Надо просто им объяснить, что существует огромный религиозный человеческий опыт. Более того, этот опыт доминировал в человеческом сознании многие века. Вы с этим сегодня не хотите соглашаться, считаете, что сейчас доминирует иной познавательный опыт? Пусть так. Но величайшие произведения человеческого духа созданы именно на том опыте. Вы хотите, чтобы ваш ребёнок понимал, что такое Чайковский, Бах, чему посвящены картины Леонардо да Винчи, Рафаэля? Ну так позвольте ему узнать. Как же он поймёт, например, что такое знаменитая «Пьета», если он не будет знать о Богоматери?

«Основы православной культуры» — это и есть базовый познавательный курс. И я считаю большой ошибкой, что этот предмет поставили в один ряд с другими для выбора. Потому что вместо того, чтобы инкорпорировать в единое культурное пространство всё многонациональное единство российского народа, мы ещё раз разделяем людей. Это значит, что ученик, который слушает курс по исламу, буддизму или иудаизму, всё равно не поймёт ни «Войну и мир», ни историю страны. Ведь, по сути, мы изучаем христианскую литературу, христианскую музыку, христианскую живопись, историю христианских народов. Как мы можем кого-то лишать понимания всего этого?
Печать Получить код для блога/форума/сайта
Коды для вставки:

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам Снова о Православии в школе - с сайта Правмир.
  Православие в школе: нужна ли свобода выбора?
31 января, 2013 • Валерий Коновалов
Есть знания, без которых невозможно стать настоящим россиянином. Точка зрения руководителя «Православной энциклопедии» Сергея Кравца
Лишь 23,4% родителей учащихся в московских школах выбрали для изучения «Основы православной культуры». Это самый низкий показатель по Центральному федеральному округу. Читать полностью
 

Комментарии

tawrik
31 января 2013 года
+2
А какое отношение Леонардо да Винчи с Бахом имеют к Православной культуре?

Такое предложение, а тем паче его , допустим, воплощение породит гораздо больше противников церкви, чем сторонников.
Мария Травкина (автор поста)
31 января 2013 года
0
tawrik пишет:
А какое отношение Леонардо да Винчи с Бахом имеют к Православной культуре?
к христианской - несомненно, имеют.
tawrik пишет:
Такое предложение, а тем паче его , допустим, воплощение породит гораздо больше противников церкви, чем сторонников.
Трудно прогнозировать. Но курса истории тут явно недостаточно, а с тем, что пробел имеется, никто спорить не будет.
Или курс истории пересмотреть. Или ввести предмет под другим названием, более нейтральным.
tawrik
31 января 2013 года
+2
Мария Травкина пишет:
к христианской - несомненно, имеют.
То есть к Православной - никакого, давайте так и говорить. Это один из ключевых моментов. Вот бы еще к христианству подтянуть за уши, например, египетских фараонов. Дескать, бедные, не знали ничего про Христа и пришлось им пирамиды строить. "Учите, дурни, "основы православной культуры", а не то сгниёте на строительстве пирамид"

Если бы речь шла о каком-то едином теологическом курсе я бы еще понял его смысл. Как через Православие постичь великую древнегреческую культуру, давшую нашей цивилизации и этику и математику и много-много еще чего? Всё больше китайцев везде, что бы их понимать, нужно знать азы буддизма. Поможет в этом "ОПК"?
Это только в общеобразовательном смысле, возражения.

А как этот господин предполагает внедрение этого предмета, например, в Татарстане? Я уж не говорю про Чечню. Такая инициатива провоцирует отделение Северного Кавказа от России, возможно.

Кроме прочего - неверующий учитель так и не сможет толком ничего про Православие понять, и школьник возненавидит Православие наряду с Химией и Биологией

Мария Травкина пишет:
Трудно прогнозировать.
Прогнозировать-то тут ничего и не нужно. Инициатива непроходима, это и так понятно. Но и само предложение не безвредно. Даже вполне способные к диалогу атеисты скажут, что РПЦ хочет захватить везде и всё и приведут в пример заявления этого господина.
Мария Травкина (автор поста)
31 января 2013 года
0
tawrik пишет:
То есть к Православной - никакого, давайте так и говорить. Это один из ключевых моментов.
один из ключевых моментов - в том, что Православие - это всё же христианство.
С остальным можно спорить, но нет желания...
Мы, когда в муз. школе изучаем творчество Баха, слушаем Страсти по Матфею и делаем соответствующие разъяснения. Пока никто не придрался.
tawrik
31 января 2013 года
0
Мария Травкина пишет:
Мы, когда в муз. школе изучаем творчество Баха, слушаем Страсти по Матфею и делаем соответствующие разъяснения
Возможно это и получается стилистически корректно. А вот конструкция - "Что бы быть настоящим россиянином, надо познать Баха и Рафаэля через изучение Основ Православия" - уже малость пестровата, по моему.
Мария Травкина пишет:
Православие - это всё же христианство.
А что значит "всё же"? Несмотря на что?
Мария Травкина (автор поста)
31 января 2013 года
0
tawrik пишет:
А что значит "всё же"? Несмотря на что?
Это значит, что Православие есть неискаженное христианство, а в других исповеданиях Истина неполна.
Почему я написала "всё же"? есть православные, которые почему-то забывают, что мы, в первую очередь, христиане. Впрочвем, это уже другая песня...
tawrik
31 января 2013 года
0
Мария Травкина пишет:
есть православные, которые почему-то забывают, что мы, в первую очередь, христиане.
Вот если бы Сергей Кравец предложил ввести предмет "Основы христианства", наверное это меньше бы походило на экспансию.
Мария Травкина (автор поста)
1 февраля 2013 года
0
Возможно.
наталия мороз
31 января 2013 года
+1
У нас в Украине проблемы немного другие,но очень похожие.Статья замечательная спасибо
райс
31 января 2013 года
+1
https://www.stranamam.ru/post/4873277/ может кому пригодится.У нас такой вот опыт был с православной школой.
Мария Травкина (автор поста)
31 января 2013 года
0
тут совсем о другом речь. И некачественное обучение, и недобросовестные преподаватели бывают везде. Тоже знаю случаи.
райс
31 января 2013 года
0
это точно
Ем счастье ложками
1 февраля 2013 года
+2
Мария Травкина пишет:

Многие родители пока предпочитают выбирать для своих детей «Основы светской этики». Иногда это объясняется административным давлением на родителей
Попробовали было в нашей школе некоторые родители выбрать модуль "Основы православной культуры" , так потом на педсовете классных руководителей пропесочили. Мол, раз хотят, пусть их дети посещают воскресную школу. Конечно, родители и переписали заявления.

Мария Травкина пишет:
...пытался объяснить, не прибегая к религиозным темам,
Вот и я вчера в такой же ситуации оказалась.
tawrik
1 февраля 2013 года
0
Ем счастье ложками пишет:
Попробовали было в нашей школе некоторые родители выбрать модуль "Основы православной культуры" , так потом на педсовете классных руководителей пропесочили.
А чем Вы это объясняете? Допустим - атеистическими взглядами директора, или установкой от городской администрации, или просто нет преподавателя и связываться не хочется - искать его, готовить? Или что-то еще?
Мария Травкина (автор поста)
1 февраля 2013 года
0
Установкой городских отделов образования. Немного знаю эту кухню, в Петербурге именно такая ситуация: кто-то в РОНО сидит, кому ОПК сильно не нравиться... были случаи, когда родителей вообще никто не спрашивал, а за детей "выбирали" основы этики.
В Ленинградской области совсем другая ситуация, потому как другие чиновники сидят на местах...
Ем счастье ложками
1 февраля 2013 года
0
В ответ на комментарий tawrik
Ем счастье ложками пишет:
Попробовали было в нашей школе некоторые родители выбрать модуль "Основы православной культуры" , так потом на педсовете классных руководителей пропесочили.
А чем Вы это объясняете? Допустим - атеистическими взглядами директора, или установкой от городской администрации, или просто нет преподавателя и связываться не хочется - искать его, готовить? Или что-то еще?

↑   Перейти к этому комментарию
начальство говорит, что
tawrik пишет:
просто нет преподавателя

А что на самом деле...
tawrik
1 февраля 2013 года
0
Спасибо за Ваше свидетельство. А кто в итоге "светскую этику" преподает? Историк?
Ем счастье ложками
2 февраля 2013 года
0
в 4ых классах преподает учительница начальных классов.
tawrik
2 февраля 2013 года
+1
Тут, по моему, и причина просматривается. Учителю начальных классов проще простого навязать "Этику". И очень трудно проверить, как её преподают. А с "Православием" уже морока. Что-нибудь ляпнет учитель и будет скандал.
Alsusha1976
1 февраля 2013 года
0
В ответ на комментарий Ем счастье ложками
Мария Травкина пишет:

Многие родители пока предпочитают выбирать для своих детей «Основы светской этики». Иногда это объясняется административным давлением на родителей
Попробовали было в нашей школе некоторые родители выбрать модуль "Основы православной культуры" , так потом на педсовете классных руководителей пропесочили. Мол, раз хотят, пусть их дети посещают воскресную школу. Конечно, родители и переписали заявления.

Мария Травкина пишет:
...пытался объяснить, не прибегая к религиозным темам,
Вот и я вчера в такой же ситуации оказалась.

↑   Перейти к этому комментарию
А у нас в школе наоборот навязали изучение ,,Основ православной этики,, Сказали, что для изучения других модулей всё равно преподавателя нет и можно выбирать, что угодно. Но изучать всё равно будут ОПК. Я год назад писала пост на эту тему https://www.stranamam.ru/post/2616071/
Мария Травкина (автор поста)
1 февраля 2013 года
0
Alsusha1976 пишет:
А у нас в школе наоборот навязали изучение ,,Основ православной этики
Ничего хорошего в этом нет...
Просто наши люди привыкли, как проще: зачем искать преподавателей, еслди можно не искать.
вектра
1 февраля 2013 года
+1
Мария Травкина пишет:
Многие родители пока предпочитают выбирать для своих детей «Основы светской этики». Иногда это объясняется административным давлением на родителей.
я против, значит на меня кто-то оказывает давление? у меня, что совсем не может быть мнения отличного от РПЦ, интересная логика.
Мария Травкина (автор поста)
1 февраля 2013 года
0
вектра пишет:
Иногда это объясняется административным давлением на родителей.
слово "иногда" Вы пропустили. А в Петербурге были случаи, когда именно давление оказывалось. Да и у нас в группе такие случаи упоминались.
Dodo
1 февраля 2013 года
+2
Как преподаватель русского языка и литературы (не рассматривая сейчас мои религиозные воззрения), согласна с каждым словом в статье. Достоевский, Толстой (не все у него просто и гладко, но тем не менее), Гоголь, поэты Серебряного века и многие другие (их очень много!) строили произведения свои с основной осью - вера, библейские сюжеты, христианская символика, элементарные знания человеком православных обрядов. На протяжении многих лет именно Я рассказываю детям, почему Раскольников идет каяться на перекресток. Именно Я объясняю, кто такие старцы, к которым идут паломники у Шмелева. Я говорю о символах у Ахматовой, Пастернака, Мандельштама.... Потому что мамы не удосужились дать детям элементарных знаний в данном вопросе. Но все мамы при этом претендуют на звание интеллектуально развитых мам интеллектуально развитых детей, считают себя компетентными разбираться в вопросах нужности//ненужности ОПК в школе. Если ненужно - дайте своему ребенку элементарные знания самостоятельно! Потому что на деле на педагога сейчас возложены 2 функции: образовательная (при этом все четко знают, как и что ты ДОЛЖЕН ребенку дать) и воспитательная (абсолютно не оплачивается, но опять же - все знают, КАК ты ДОЛЖЕН воспитывать вверенных тебе детей). В итоге ты должен всем и по самые брови, и все равно тобой все недовольны
Я ЗА введение ОПК, мои дети посещают данный предмет.
Мария Травкина (автор поста)
1 февраля 2013 года
0
Dodo пишет:
Потому что мамы не удосужились дать детям элементарных знаний в данном вопросе. Но все мамы при этом претендуют на звание интеллектуально развитых мам интеллектуально развитых детей, считают себя компетентными разбираться в вопросах нужности//ненужности ОПК в школе.
человек не может считать себя культурным, если не знает Библию хотя бы в общих чертах; если не имеет никакого представления о том, во что же верили его предки на протяжении столетий; если для него история России - это только многочисленные восстания крестьян и революции 20 века.
Dodo
1 февраля 2013 года
+1
Тем более что нет никакой агитации или установки - верьте, и все тут! - есть просвещение, есть подача знаний. Не хотите верить - читайте Библию как культурное наследие, как памятник культуры и средоточие мудрости. Но у нас же все себя мнят дюже грамотными, нам это не надо, и то не надо, а вот этого заверните полкило.....
Потом прибегают те же мамки с просьбами о помощи, мол, помогите справиться с ним, он меня ни во что не ставит, ему учеба даром не нужна, сидит в игрульки за компом играет. А что мы можем сделать? Да, иногда авторитет преподавателя перебивает даже родительские наставления, и там, где они потерпели фиаско, мы оказываемся на коне. Но это очень редко.
Фортуна777
1 февраля 2013 года
+2
Можно было бы тогда ввести предмет история религии, не только православия

Оставить свой комментарий

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:


Закрыть
B i "

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам