Магазин handmade Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook 

Дополнительное образование: стоит ли "проблемным" детям обучаться музыке?

Многие в СМ знают меня как админа группы "Православные родители". Но здесь я выступлю в нексколько иной роли - как педагог-музыкант с 20-летним стажем, преподаватель школы искусств. Имею диплом дирижёра-хоровика, преподаю теоретические дициплины, общий курс фортепиано и хоровой класс.

Ни для кого из педагогов, где бы они не работали, не является секретом, что проблема обучения детей с каждым годом стоит всё острее. Причин тому много, но ясно одно: почему-то учиться каждому новому поколению всё сложнее и сложнее. И, тем не менее, школы в системе так называемого "дополнительного образования" не пустуют, и мы отнюдь не сидим без учеников, хотя и наблюдается некоторый отток учащихся с классических отделений и приток - на эстрадные.

К сожалению, те программы для музыкальных школ, которые писались 25 лет назад, безнадёжно устарели, и причиной как раз является то, что дети банально не справляются с тем, с чем их родители в своё время в целом справлялись. Надо также учесть, что в те далёкие времена в такие специализированные школы обычно набирали по конкурсному отбору - по крайней мере, в городах; в сельской местности дела обстояли не так хорошо, и приходилось принимать всех, кто приходит. Но всё равно, в целом успеваемость была куда выше, что там говорить... Поэтому программы приходится адаптировать каждое десятилетие - в сторону упрощения, разумеется.

В этом посте я назову лишь некоторые причины неуспеваемости или плохой успеваемости детей при обучении в музыкальной школе.

Одна из остро стоящих проблем - дети с ММД и ПШОП (минимально-мозговой дисфункцией и патологией шейного отдела позвоночника). Думаю, эта пролема сегодня затрагивает многих (едва ли не треть все детей имеет ММД разной степени выраженности - от еле заметной до весьма заметной). Мамочкам, которые бы хотели поближе ознакомиться с этой проблемой, очень советую прочитать книгу Е Шарапановской "Воспитание и обучение детей с ММД и ПШОП" (Москва, изд-во "Сфера", 2005 г.) Еслди удастся её достать, найдёте там много интересного. Вкратце - эта дисфункция встречается у детей с сохранным интеллектом; вследствие неё ребёнок не может в полной мере использовать свой интеллект, у него наблюдаются проблемы в обучении, поведении; остро стоит проблема концентрации внимания, памяти, гиперактивности (хотя бывают дети и гипоактивного типа с ММД). В обучении музыке, вдобавок, проявляется очень плохое чувство ритма и метра вплоть до полного его отсутствия: порой ребёнок не может просто ровно прохлопать в ладошки или промаршировать. Также на первый план выходит проблема координации движений, особенно страдает мелкая моторика, что создаёт порой непреодолимые препятстявия для обучения на инструменте.

Откуда берётся ММД? Чаще всего - из-за проблем во время беременности и в родах. Если Вашему ребёнку во время родов хотя бы немного повредили шею, то все описанные проблемы у него рано или поздно проявятся. Но тут надо отметить, что не все дети с ММД стоят на учёте невролога, а только те, у которых родовая травма была ярко выражена. Многие дети считаются неврологически здоровыми, и всё равно я бы советовала мамочкам обратить на них особое внимание, если, например, было обвитие пуповиной, или внутриутробная гипоксия или тяжёлый токсикоз. Что делать? Не уклоняться от наблюдения у невролога и приёма препаратов, найти хорошего детского психолога (если это возможно) и, главное - таких детей, когда они начинают обучаться, нельзя переутомлять! Если Вы хотите отдать их на дополнителное обучение, например, в музыкальную школу, следует помнить некоторые вещи, а именно:

1. Обязательно стоит прислушаться к тому, что говорят воспитатели в детском саду: готов ребёнок к обучению, или не готов, насколько он усидчив, насколько он хорошо воспринимает преподаваемый материал. Не надо себе льстить, надо быть готовым посмотреть правде в глаза. Стоит также поинтересоваться его успехами на музыкальных занятиях в садике. Если руководитель не говорит ничего определённого, то стоит повременить с поступлением в муз. школу.

2. Лучше не отдавать таких детей в 2 школы сразу - в общеобразовательную и музыкальную. Даже беспроблемные дети не всегда выдерживают свалившуюся на них нагрузку, а тем более - дети с ММД. Не надо также торопиться с началом музыкального обучения. У меня бывали случаи, когда детей с родовой травмой приводили к нам на обучение в 5-летнем возрасте! Это, конечно, недопустимо. Не стоит в данном случае прислушиваться к адептам так наз. "разностороннего развития": помните, что в Вашем случае девизом должно быть - "не навреди". И разумная осторожность и осмотрительность вкупе с неторопливостью пусть будут Вашими помощниками.

3. Если ребёнок ещё в дошкольном возрасте прявляет интерес к музыке - можно отдать его на обучение в 6 лет. Тут надо смотреть индивидуально, конечно, но надо помнить, что и музыкально одарённые дети могут иметь вышеописанную проблему. Поэтому для таких детей возможно обучение на инструменте по индивидуальной схеме (занятие - не больше 15 - 20 минут), если ему этот процесс нравится. Бывает наоборот - такие детишки ещё не готовы к обучению на инструменте, но им нравится коллективное музицирование. В таком случае, лучше отдать их в какую-нибудь хоровую студию ( при условии, что он может себя прилично вести на групповых занятиях).

4. Если ребёнок не имеет ярко выраженных музыкальных данных, то его всё же можно обучать музыке - помня, что больших достижений у него всё равно не будет. В таком случае, детей с ММД не надо отдавать в муз. школу раньше 8 - 9, а то и 10 лет. Знаю весьма удачные примеры, когда родители не торопились - в итоге дети обучались весьма успешно и без чрезмерного напряжения.

5. Если у ребёнка имеются с самого начала обучения двигательные проблемы - стоит подобрать ему инструмент попроще - например, блок-флейту или ударные (кроме ксилофона). Не стоит такого ребёнка отдавать на фортепиано, скрипку или виолончель или на классическую гитару. Можно попробовать электрогитару или синтезатор (последний вариант неплох для подростков).

Если будут вопросы - с радостью отвечу. В дальнейшем планирую продолжить эту тему.
Получить код для блога/форума/сайта
Коды для вставки:

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам Дополнительное образование: стоит ли "проблемным" детям обучаться музыке?
Многие в СМ знают меня как админа группы "Православные родители". Но здесь я выступлю в нексколько иной роли - как педагог-музыкант с 20-летним стажем, преподаватель школы искусств. Имею диплом дирижёра-хоровика, преподаю теоретические дициплины, общий курс фортепиано и хоровой класс. Читать полностью
 

Комментарии

Elena33
30 января 2013 года
+1
Лисс_Liss
30 января 2013 года
+1
Буквально вчера об этом же говорила мне педагог по ф-но моей младшей. Говорит при всей своей продвинутости и эрудированности современных малышей, сейчас третьеклашки у меня играют программу 2го, а то и 1го класса поколения, обучавшегося лет 8-10 назад(, большая редкость, если ребенок успевает в прежних "нормах"
Это она к тому, что моя 6ти-летка, зачисленная сразу в 1 класс по классу ф-но, по сути справляется сейчас с программой 2го класса (типа хваст))
если не возражаете, я дам прочесть ей Вашу запись?
Мария Травкина (автор поста)
30 января 2013 года
+1
Конечно.
Королева мира
30 января 2013 года
+1
мои одногруппницы преподают в музыкалках, так говорят, что сейчас ребенку нереально давать ДЗ-они его делать не будут. Сейчас музыкальная школа приравнивается к еще одному..цатому кружку-походил, бросил. Мы же в детстве относились к музшколе как и к общеобразовательной.
Мария Травкина (автор поста)
30 января 2013 года
0
Да, такой подход имеется... но это уже другая проблема.
Мнемо
30 января 2013 года
0
Мария, у меня другой вопрос: можно ли ребенку, которому медведь на ухо наступил заниматься музыкой? Дочь хочет заниматься, но я слышу, как она поет, это ужас.
Мария Травкина (автор поста)
30 января 2013 года
+1
Пение ещё ни о чём не говорит. Если ребёнок нечисто поёт, это может означать всё, что угодно: и отсутствие слуха, и простая раскоординированность между слухом и голосом. Если тут - второй случай, то обычно в результате грамотной работы удаётся выправить интонацию: кому-то уже к концу первого года обучения, кому-то после 2- 3 лет. Бывает, что интонация вё равно неустойчива, то есть, ребёнок не может "держать" мелодию без сопровождения фортепиано, или у него очень маленький диапазон. Но тут заранее ничего не скажешь, пока не позанимаешься. Главное - чтобы была голова светлая.
Мнемо
30 января 2013 года
0
Да, если она поет со мной, то подстраивается, а если одна, то абсолютно свое поет
Мария Травкина (автор поста)
30 января 2013 года
0
тогда ничего страшного. Главное, что не "гудит". Впрочем, мне и "гудков" случалось выправлять.
Так что учитесь.
Мнемо
30 января 2013 года
0
Спасибо, вдохнули в меня надежду
Zelenochka
30 января 2013 года
+1
В ответ на комментарий Мнемо
Мария, у меня другой вопрос: можно ли ребенку, которому медведь на ухо наступил заниматься музыкой? Дочь хочет заниматься, но я слышу, как она поет, это ужас.

↑   Перейти к этому комментарию
Про музыкальные способности
https://www.stranamam.ru/article/1725907/
Мнемо
30 января 2013 года
0
Пошла читать
Мария Травкина (автор поста)
31 января 2013 года
0
В ответ на комментарий Zelenochka
Всё верно, только описываемая мной проблема там не затрагивается.
Zelenochka
31 января 2013 года
0
Я в качестве ответа на вопрос
Мнемо пишет:
можно ли ребенку, которому медведь на ухо наступил заниматься музыкой?
Михаил К
30 января 2013 года
0
Зависит от того, что на выходе.
Человек или музыкант.
Мария Травкина (автор поста)
31 января 2013 года
0
одно другому не мешает. Порой даже помогает.
Не духовное сначала, а душевное, как сказано у апостола.

Искусства полезны лишь в том случае, если они развивают ум, а не отвлекают его. Луций Анней Сенека
Михаил К
1 февраля 2013 года
+1
Ну, если на выходе человек, тогда стоит.
Alenika77
20 февраля 2013 года
0
В ответ на комментарий Мария Травкина
одно другому не мешает. Порой даже помогает.
Не духовное сначала, а душевное, как сказано у апостола.

Искусства полезны лишь в том случае, если они развивают ум, а не отвлекают его. Луций Анней Сенека

↑   Перейти к этому комментарию
ОльчикСОМ
20 февраля 2013 года
+1
Отличная у вас получилась статья, очень понятная, а главное на актуальную тему. Спасибо за рекомендацию книги, я с ней раньше не сталкивалась (хоть я и логопед, литературу на данную тему отслеживаю). И согласна с вами, родители часто перегружают своих детей различного рода занятиями, хотят как лучше, а получается, не очень. Дети с ММД, особенно в дни с неблогоприятными метеоусловиями - это вообще отдельная песня...
Мария Травкина (автор поста)
21 февраля 2013 года
0
ОльчикСОМ пишет:
особенно в дни с неблогоприятными метеоусловиями - это вообще отдельная песня...
о да! замечено.
Alenika77
20 февраля 2013 года
+1
очень актуальная статья, старшая у меня скрипачка и всегда ворчит, что ее перегружают. Это я похвасталась , и у младшей я слышу слух , вот только не знаю, может ли усидеть
Красная смородина
30 октября 2013 года
0
У меня вопрос. Дочка(5 с половиной лет) с трех лет бредит пианино, купили. Теперь увлеклась пением: отдали на хор , в восторге. Есть проблемы с речью, занимаемся с логопедом. Со скольки лет можно отдавать на учебу (инструмент) - в школу берут с 6-7. Есть ли смысл сейчас пригласить частного преподавателя?
Занимается 3 года хореографией, там больше нравится музыка, особенно Чайковского любит....
Допишу: с мелкой моторикой - беда. Развиваем, но рисование, лепка - не наше. Очень проблемно с этим.
Мария Травкина (автор поста)
30 октября 2013 года
0
Елена_Беспрозванцева пишет:
Есть проблемы с речью, занимаемся с логопедом. Со скольки лет можно отдавать на учебу (инструмент) - в школу берут с 6-7.
Если проблемы только с речью, и они не связаны с ММД, то можно и с 7 лет. Если есть сомнения, то можно на год позже. Особенно если есть такие нарушения, как дисграфия и дислексия.
По новым Федеральным требованиям, на которые сейчас переходят во всех школах, детей на 8-летнее обучение берут в возрасте от 6 с половиной лет до 10 лет. Так что отказать не могут.
Елена_Беспрозванцева пишет:
Есть ли смысл сейчас пригласить частного преподавателя?
Это на Ваше усмотрение и по желанию ребёнка. Но могут во 2й класс потом и не взять, только в 1й всё равно...
Красная смородина
30 октября 2013 года
0
Спасибо Вам. Дочка пойдет в 7.5 или 8.5 в Вальдорфскую школу, там с 1 класса обучение игре на блок-флейте. Но хотелось бы дать нотную грамоту и не стыковать 2 школы сразу.
Спасибо!
Milenca
30 октября 2013 года
+2
Отличная статья! У меня ребенок с ММД, отдали в музыкальную школу с 7 лет. Сначала были проблемы с постановкой рук ( гипертонус - не мог расслабить кисти), и двигательной расторможенностью, сейчас все хорошо. Уже пятый год с удовольствием учится играть на инструменте и индивидуально занимается вокалом.
malinteso
4 октября 2015 года
0
Здравствуйте. Случайно нашла Вашу тему и решила обратиться за совтом. У меня дочь ходит в музыкальнную школу на хороовое отделение. В данное время пошла во 2 класс. Я сама в музыкальную школу не ходила,очень хотела но родители были против. Поэтому я не могу формулировать своим мысли музыкальными терминами ,заранее прошу прощения.
Дочке сейчас 7,8 лет (пошли в 1 класс в 6,7, в нашей школе это минимальный возраст для первого класса).И в 1 классе и сейчас она поет неправильно. Не правильно владеет постановкой языка и горла,не опускает корень языка при пении высоких звуков а как бы просто выдавливает их из себя,получатся надрыв какой то. Педагог говорит это возрастные особенности младших детей. Но в то же время не дает никаких пояснений как надо производить звуки речевым аппаратом. Подруга которая училась в музыкальной школе говорила мне что им такую информацию давали,она помнит что педагоги давали такое сравнение "прдставьте что у вас во рту горячая картошка"..Ну то есть хоть что-то да объясняли..А у нас нет. Я считаю что это не правильно,но не могу например взять дополнительные занятия у другого педагога,или платно дополнительные,такое у нас не принято..
Я хочу спросить надо ли учить ребенка правильной постановке голосового аппарата этому или действительно оно придет само?
Мария Травкина (автор поста)
4 октября 2015 года
0
Если у девочки нет проблем со связками и голос при пении не устаёт и не садится, то пусть пока поёт, как может. Учить правильному положению голосового аппарата, конечно, нужно, но не у всех оно получается... и связано это бывает не только с возрастом, но и с общей зажатостью ребёнка, в том числе, психологической. В общем, будет постарше - посмотрите, может, стоит ей найти толкового педагога по классическому вокалу (только не нарвитесь на проходимца!)
malinteso
4 октября 2015 года
0
Большое спасибо за ответ. Вы правы, есть психологическая зажатость.
К сожалению педагога к нашем маленьком городе кроме как в музыкальной я найти не смогу, а в музыкалке занимаются только с назначенным педагогом..И только определенное время. Нет платных дополнительных занятий
Но я только что узнала что наша учительница уходит в декрет..Так что может другая попробует объяснить словами........
А может и еще хуже будет..Поживем -увидим.
Мария Травкина (автор поста)
5 октября 2015 года
0
На самом деле, у моих учеников тоже встречается такая проблема, и не всегда удаётся её устранить...
malinteso
5 октября 2015 года
0
Это очень огорчительно......

Оставить свой комментарий

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:


Закрыть
B i "

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам