Дополнительное образование: стоит ли "проблемным" детям обучаться музыке?
Многие в СМ знают меня как админа группы "Православные родители". Но здесь я выступлю в нексколько иной роли - как педагог-музыкант с 20-летним стажем, преподаватель школы искусств. Имею диплом дирижёра-хоровика, преподаю теоретические дициплины, общий курс фортепиано и хоровой класс.
Ни для кого из педагогов, где бы они не работали, не является секретом, что проблема обучения детей с каждым годом стоит всё острее. Причин тому много, но ясно одно: почему-то учиться каждому новому поколению всё сложнее и сложнее. И, тем не менее, школы в системе так называемого "дополнительного образования" не пустуют, и мы отнюдь не сидим без учеников, хотя и наблюдается некоторый отток учащихся с классических отделений и приток - на эстрадные.
К сожалению, те программы для музыкальных школ, которые писались 25 лет назад, безнадёжно устарели, и причиной как раз является то, что дети банально не справляются с тем, с чем их родители в своё время в целом справлялись. Надо также учесть, что в те далёкие времена в такие специализированные школы обычно набирали по конкурсному отбору - по крайней мере, в городах; в сельской местности дела обстояли не так хорошо, и приходилось принимать всех, кто приходит. Но всё равно, в целом успеваемость была куда выше, что там говорить... Поэтому программы приходится адаптировать каждое десятилетие - в сторону упрощения, разумеется.
В этом посте я назову лишь некоторые причины неуспеваемости или плохой успеваемости детей при обучении в музыкальной школе.
Одна из остро стоящих проблем - дети с ММД и ПШОП (минимально-мозговой дисфункцией и патологией шейного отдела позвоночника). Думаю, эта пролема сегодня затрагивает многих (едва ли не треть все детей имеет ММД разной степени выраженности - от еле заметной до весьма заметной). Мамочкам, которые бы хотели поближе ознакомиться с этой проблемой, очень советую прочитать книгу Е Шарапановской "Воспитание и обучение детей с ММД и ПШОП" (Москва, изд-во "Сфера", 2005 г.) Еслди удастся её достать, найдёте там много интересного. Вкратце - эта дисфункция встречается у детей с сохранным интеллектом; вследствие неё ребёнок не может в полной мере использовать свой интеллект, у него наблюдаются проблемы в обучении, поведении; остро стоит проблема концентрации внимания, памяти, гиперактивности (хотя бывают дети и гипоактивного типа с ММД). В обучении музыке, вдобавок, проявляется очень плохое чувство ритма и метра вплоть до полного его отсутствия: порой ребёнок не может просто ровно прохлопать в ладошки или промаршировать. Также на первый план выходит проблема координации движений, особенно страдает мелкая моторика, что создаёт порой непреодолимые препятстявия для обучения на инструменте.
Откуда берётся ММД? Чаще всего - из-за проблем во время беременности и в родах. Если Вашему ребёнку во время родов хотя бы немного повредили шею, то все описанные проблемы у него рано или поздно проявятся. Но тут надо отметить, что не все дети с ММД стоят на учёте невролога, а только те, у которых родовая травма была ярко выражена. Многие дети считаются неврологически здоровыми, и всё равно я бы советовала мамочкам обратить на них особое внимание, если, например, было обвитие пуповиной, или внутриутробная гипоксия или тяжёлый токсикоз. Что делать? Не уклоняться от наблюдения у невролога и приёма препаратов, найти хорошего детского психолога (если это возможно) и, главное - таких детей, когда они начинают обучаться, нельзя переутомлять! Если Вы хотите отдать их на дополнителное обучение, например, в музыкальную школу, следует помнить некоторые вещи, а именно:
1. Обязательно стоит прислушаться к тому, что говорят воспитатели в детском саду: готов ребёнок к обучению, или не готов, насколько он усидчив, насколько он хорошо воспринимает преподаваемый материал. Не надо себе льстить, надо быть готовым посмотреть правде в глаза. Стоит также поинтересоваться его успехами на музыкальных занятиях в садике. Если руководитель не говорит ничего определённого, то стоит повременить с поступлением в муз. школу.
2. Лучше не отдавать таких детей в 2 школы сразу - в общеобразовательную и музыкальную. Даже беспроблемные дети не всегда выдерживают свалившуюся на них нагрузку, а тем более - дети с ММД. Не надо также торопиться с началом музыкального обучения. У меня бывали случаи, когда детей с родовой травмой приводили к нам на обучение в 5-летнем возрасте! Это, конечно, недопустимо. Не стоит в данном случае прислушиваться к адептам так наз. "разностороннего развития": помните, что в Вашем случае девизом должно быть - "не навреди". И разумная осторожность и осмотрительность вкупе с неторопливостью пусть будут Вашими помощниками.
3. Если ребёнок ещё в дошкольном возрасте прявляет интерес к музыке - можно отдать его на обучение в 6 лет. Тут надо смотреть индивидуально, конечно, но надо помнить, что и музыкально одарённые дети могут иметь вышеописанную проблему. Поэтому для таких детей возможно обучение на инструменте по индивидуальной схеме (занятие - не больше 15 - 20 минут), если ему этот процесс нравится. Бывает наоборот - такие детишки ещё не готовы к обучению на инструменте, но им нравится коллективное музицирование. В таком случае, лучше отдать их в какую-нибудь хоровую студию ( при условии, что он может себя прилично вести на групповых занятиях).
4. Если ребёнок не имеет ярко выраженных музыкальных данных, то его всё же можно обучать музыке - помня, что больших достижений у него всё равно не будет. В таком случае, детей с ММД не надо отдавать в муз. школу раньше 8 - 9, а то и 10 лет. Знаю весьма удачные примеры, когда родители не торопились - в итоге дети обучались весьма успешно и без чрезмерного напряжения.
5. Если у ребёнка имеются с самого начала обучения двигательные проблемы - стоит подобрать ему инструмент попроще - например, блок-флейту или ударные (кроме ксилофона). Не стоит такого ребёнка отдавать на фортепиано, скрипку или виолончель или на классическую гитару. Можно попробовать электрогитару или синтезатор (последний вариант неплох для подростков).
Если будут вопросы - с радостью отвечу. В дальнейшем планирую продолжить эту тему.
Ни для кого из педагогов, где бы они не работали, не является секретом, что проблема обучения детей с каждым годом стоит всё острее. Причин тому много, но ясно одно: почему-то учиться каждому новому поколению всё сложнее и сложнее. И, тем не менее, школы в системе так называемого "дополнительного образования" не пустуют, и мы отнюдь не сидим без учеников, хотя и наблюдается некоторый отток учащихся с классических отделений и приток - на эстрадные.
К сожалению, те программы для музыкальных школ, которые писались 25 лет назад, безнадёжно устарели, и причиной как раз является то, что дети банально не справляются с тем, с чем их родители в своё время в целом справлялись. Надо также учесть, что в те далёкие времена в такие специализированные школы обычно набирали по конкурсному отбору - по крайней мере, в городах; в сельской местности дела обстояли не так хорошо, и приходилось принимать всех, кто приходит. Но всё равно, в целом успеваемость была куда выше, что там говорить... Поэтому программы приходится адаптировать каждое десятилетие - в сторону упрощения, разумеется.
В этом посте я назову лишь некоторые причины неуспеваемости или плохой успеваемости детей при обучении в музыкальной школе.
Одна из остро стоящих проблем - дети с ММД и ПШОП (минимально-мозговой дисфункцией и патологией шейного отдела позвоночника). Думаю, эта пролема сегодня затрагивает многих (едва ли не треть все детей имеет ММД разной степени выраженности - от еле заметной до весьма заметной). Мамочкам, которые бы хотели поближе ознакомиться с этой проблемой, очень советую прочитать книгу Е Шарапановской "Воспитание и обучение детей с ММД и ПШОП" (Москва, изд-во "Сфера", 2005 г.) Еслди удастся её достать, найдёте там много интересного. Вкратце - эта дисфункция встречается у детей с сохранным интеллектом; вследствие неё ребёнок не может в полной мере использовать свой интеллект, у него наблюдаются проблемы в обучении, поведении; остро стоит проблема концентрации внимания, памяти, гиперактивности (хотя бывают дети и гипоактивного типа с ММД). В обучении музыке, вдобавок, проявляется очень плохое чувство ритма и метра вплоть до полного его отсутствия: порой ребёнок не может просто ровно прохлопать в ладошки или промаршировать. Также на первый план выходит проблема координации движений, особенно страдает мелкая моторика, что создаёт порой непреодолимые препятстявия для обучения на инструменте.
Откуда берётся ММД? Чаще всего - из-за проблем во время беременности и в родах. Если Вашему ребёнку во время родов хотя бы немного повредили шею, то все описанные проблемы у него рано или поздно проявятся. Но тут надо отметить, что не все дети с ММД стоят на учёте невролога, а только те, у которых родовая травма была ярко выражена. Многие дети считаются неврологически здоровыми, и всё равно я бы советовала мамочкам обратить на них особое внимание, если, например, было обвитие пуповиной, или внутриутробная гипоксия или тяжёлый токсикоз. Что делать? Не уклоняться от наблюдения у невролога и приёма препаратов, найти хорошего детского психолога (если это возможно) и, главное - таких детей, когда они начинают обучаться, нельзя переутомлять! Если Вы хотите отдать их на дополнителное обучение, например, в музыкальную школу, следует помнить некоторые вещи, а именно:
1. Обязательно стоит прислушаться к тому, что говорят воспитатели в детском саду: готов ребёнок к обучению, или не готов, насколько он усидчив, насколько он хорошо воспринимает преподаваемый материал. Не надо себе льстить, надо быть готовым посмотреть правде в глаза. Стоит также поинтересоваться его успехами на музыкальных занятиях в садике. Если руководитель не говорит ничего определённого, то стоит повременить с поступлением в муз. школу.
2. Лучше не отдавать таких детей в 2 школы сразу - в общеобразовательную и музыкальную. Даже беспроблемные дети не всегда выдерживают свалившуюся на них нагрузку, а тем более - дети с ММД. Не надо также торопиться с началом музыкального обучения. У меня бывали случаи, когда детей с родовой травмой приводили к нам на обучение в 5-летнем возрасте! Это, конечно, недопустимо. Не стоит в данном случае прислушиваться к адептам так наз. "разностороннего развития": помните, что в Вашем случае девизом должно быть - "не навреди". И разумная осторожность и осмотрительность вкупе с неторопливостью пусть будут Вашими помощниками.
3. Если ребёнок ещё в дошкольном возрасте прявляет интерес к музыке - можно отдать его на обучение в 6 лет. Тут надо смотреть индивидуально, конечно, но надо помнить, что и музыкально одарённые дети могут иметь вышеописанную проблему. Поэтому для таких детей возможно обучение на инструменте по индивидуальной схеме (занятие - не больше 15 - 20 минут), если ему этот процесс нравится. Бывает наоборот - такие детишки ещё не готовы к обучению на инструменте, но им нравится коллективное музицирование. В таком случае, лучше отдать их в какую-нибудь хоровую студию ( при условии, что он может себя прилично вести на групповых занятиях).
4. Если ребёнок не имеет ярко выраженных музыкальных данных, то его всё же можно обучать музыке - помня, что больших достижений у него всё равно не будет. В таком случае, детей с ММД не надо отдавать в муз. школу раньше 8 - 9, а то и 10 лет. Знаю весьма удачные примеры, когда родители не торопились - в итоге дети обучались весьма успешно и без чрезмерного напряжения.
5. Если у ребёнка имеются с самого начала обучения двигательные проблемы - стоит подобрать ему инструмент попроще - например, блок-флейту или ударные (кроме ксилофона). Не стоит такого ребёнка отдавать на фортепиано, скрипку или виолончель или на классическую гитару. Можно попробовать электрогитару или синтезатор (последний вариант неплох для подростков).
Если будут вопросы - с радостью отвечу. В дальнейшем планирую продолжить эту тему.
Комментарии
Это она к тому, что моя 6ти-летка, зачисленная сразу в 1 класс по классу ф-но, по сути справляется сейчас с программой 2го класса (типа хваст))
если не возражаете, я дам прочесть ей Вашу запись?
Так что учитесь.
↑ Перейти к этому комментарию
https://www.stranamam.ru/article/1725907/
https://www.stranamam.ru/article/1725907/
↑ Перейти к этому комментарию
Человек или музыкант.
Не духовное сначала, а душевное, как сказано у апостола.
Искусства полезны лишь в том случае, если они развивают ум, а не отвлекают его. Луций Анней Сенека
Не духовное сначала, а душевное, как сказано у апостола.
Искусства полезны лишь в том случае, если они развивают ум, а не отвлекают его. Луций Анней Сенека
↑ Перейти к этому комментарию
Занимается 3 года хореографией, там больше нравится музыка, особенно Чайковского любит....
Допишу: с мелкой моторикой - беда. Развиваем, но рисование, лепка - не наше. Очень проблемно с этим.
По новым Федеральным требованиям, на которые сейчас переходят во всех школах, детей на 8-летнее обучение берут в возрасте от 6 с половиной лет до 10 лет. Так что отказать не могут. Это на Ваше усмотрение и по желанию ребёнка. Но могут во 2й класс потом и не взять, только в 1й всё равно...
Спасибо!
Дочке сейчас 7,8 лет (пошли в 1 класс в 6,7, в нашей школе это минимальный возраст для первого класса).И в 1 классе и сейчас она поет неправильно. Не правильно владеет постановкой языка и горла,не опускает корень языка при пении высоких звуков а как бы просто выдавливает их из себя,получатся надрыв какой то. Педагог говорит это возрастные особенности младших детей. Но в то же время не дает никаких пояснений как надо производить звуки речевым аппаратом. Подруга которая училась в музыкальной школе говорила мне что им такую информацию давали,она помнит что педагоги давали такое сравнение "прдставьте что у вас во рту горячая картошка"..Ну то есть хоть что-то да объясняли..А у нас нет. Я считаю что это не правильно,но не могу например взять дополнительные занятия у другого педагога,или платно дополнительные,такое у нас не принято..
Я хочу спросить надо ли учить ребенка правильной постановке голосового аппарата этому или действительно оно придет само?
К сожалению педагога к нашем маленьком городе кроме как в музыкальной я найти не смогу, а в музыкалке занимаются только с назначенным педагогом..И только определенное время. Нет платных дополнительных занятий
Но я только что узнала что наша учительница уходит в декрет..Так что может другая попробует объяснить словами........
А может и еще хуже будет..Поживем -увидим.
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: