Как приучить ребенка к аккуратности или как бороться с рассеянностью
Совсем недавно я спрашивала здесь ответа на этот вопрос. Тогда я действительно серьезно задумалась об этом и начала шерстить просторы интернета в надежде найти не только ответ, но и способы решения проблемы. Читала - выписывала, снова читала - и снова выписывала. Многое мне стало понятно. А так как многие жаловались на то, что в их семье такие же проблемы, я решила поделиться с вами тем, что нашла и поняла.
Итак, Как приучить ребенка к аккуратности или как бороться с рассеянностью
Начну с того, что я узнала о наличии у моего старшего сына СДВГ - синдрома дефицита внимания и гиперактивности. О гиперактивности я знала и раньше, об этом все специалисты мне говорили практически с рождения ребенка. Но вот о синдроме дефицита внимания узнала впервые.
Я не обращалась к специалистам, я просто убедилась, что все признаки СДВГ у нас присутствуют, а именно:
О таких детях написано много статей и способов помочь им самоорганизоваться тоже великое множество. Я выбрала для себя наиболее, как мне кажется, подходящие для нашей ситуации.
1.
2.
3.
Поэтому мы выбрали для себя второй пункт.
4.
Теперь, когда я говорю Саше, что пора что-то делать, а он отвечает мне "Щаас", которое может тянуться часами, я напоминаю про план и про наш договор. Пока работает, но это только второй день.
5.
6.
7.
8.
9.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
В принципе, сделать все это возможно, но нужен постоянный контроль не только за ребенком, но и за собой. Порой, занимаясь своими делами, у меня из головы вылетает, что по времени уже пора заниматься с сыном, или ему пора что-то делать по режиму, надо напомнить. Хотя, наверное, это все вопрос времени, и мне тоже нужно просто привыкнуть к этому.
Итак, Как приучить ребенка к аккуратности или как бороться с рассеянностью
Начну с того, что я узнала о наличии у моего старшего сына СДВГ - синдрома дефицита внимания и гиперактивности. О гиперактивности я знала и раньше, об этом все специалисты мне говорили практически с рождения ребенка. Но вот о синдроме дефицита внимания узнала впервые.
Я не обращалась к специалистам, я просто убедилась, что все признаки СДВГ у нас присутствуют, а именно:
- С трудом заканчивает начатое дело, хотя начинает работу с энтузиазмом.
- Не может сконцентрироваться на школьных заданиях. Не под силу задания, требующие большой сосредоточенности и длительных размышлений.
- Встретившись с препятствием, бросает работу или просит взрослых сделать за него. Не хватает упорства в достижении цели.
- Даже в игре постоянно отвлекается на посторонние раздражители.
- Не может фильтровать поступающую информацию, чтобы сосредоточиться на главном. Его внимание привлекает всё в одинаковой степени;
- Действие часто опережает мысль. Если учитель задал вопрос, он, не продумав как следует ответ, выскакивает с неправильным ответом;
- Очень нетерпелив, часто прерывает других, в том числе и взрослых, вмешивается в разговоры.
- Играя с другими детьми, не может спокойно дождаться своей очереди.
- Проявляет чрезмерную разговорчивость.
- Не может спокойно сидеть, у него постоянно двигаются руки и ноги, на лице разные гримасы, на рабочем месте беспорядок.
О таких детях написано много статей и способов помочь им самоорганизоваться тоже великое множество. Я выбрала для себя наиболее, как мне кажется, подходящие для нашей ситуации.
1.
Организовать двигательную активность.Последнее предложение убедило меня в том, что мы правильно сделали, что отказались от футбола. Планирую водить сына на плавание, тем более, что он давно этого хочет.
Рекомендуются следующие виды спортивных занятий: длительный бег, лыжи, плавание, езда на велосипеде, туризм. Следует избегать соревнований и показательных выступлений, потому что они дают сильную эмоциональную нагрузку.
2.
Корректировать внутрисемейные отношения.С этим у нас действительно проблема, мы с мужем оба очень несдержанны и вспыльчивы. Но мы начали работать над этим еще до того, как я озадачилась этой конкретной проблемой. И у нас уже что-то получается. По крайней мере, криков в доме стало гораздо меньше.
Практика показывает, что в большинстве случаев ребёнок со сложностями управления вниманием растёт в семье, где есть внутренние проблемы. И эти проблемы обязательно отражаются на поведении ребёнка. Прежде всего родители должны определить, кто и что должен изменить в своих отношениях, чтобы ребёнку стало комфортно дома.
3.
Корректировать поведение ребенка.Материальные стимулы мы уже применяли, но отказались от них, так как пришли к тому, что без этого самого ситмула ребенок просто отказывался что-то делать.
Следует учесть, что в отношении этой категории детей негативные стимулы неэффективны. Они просто забывают все наказания и выговоры, а на похвалу, наоборот, очень отзывчивы. В общении с таким ребёнком должны преобладать методы вознаграждения и поддержки. Дети реагируют на разные виды стимулов: некоторых вдохновляет денежное вознаграждение, другие готовы на всё за вкусную еду, а третьи - за обычное " спасибо". Стимулируя ребёнка любым способом, вы делаете для него процесс изменения поведения приятным.
При выборе подкрепляющих стимулов надо начинать с простого:
- Похвала (хвалите детей, пока они хороши). Чем больше мы будем замечать хорошее в ребёнке, тем больше он будет стараться это хорошее делать. Старайтесь с каждым днём увеличивать количество похвал.
- Похвала в сочетании с позволением заниматься любимым делом. В результате ребёнок постепенно привыкает сначала делать что-нибудь такое, что нравится взрослым, а затем получает возможность делать то, что нравится ему самому.
- Похвала в сочетании с материальными стимулами. Подумайте заранее, какие маленькие награды ваш ребёнок был бы действительно рад получить. Не злоупотребляйте количеством и ценностью вознаграждений.
Поэтому мы выбрали для себя второй пункт.
4.
Составить предельно структурированный день.Составила я в воскресенье режим дня, расписанный практически по минутам. Договорились с сыном выполнять его. Целью я озвучила улучшения в учебе - ему очень хочется учиться на пятерки, поэтому именно этим я и стимулирую.
Структура для ребёнка должна быть чётко определена во всём: чёткая структура обязанностей, чёткая структура дня (все режимные моменты расписать по времени и не нарушать установленный распорядок), чёткая структура требований к учебной деятельности. Для детей с неустойчивым вниманием очень удобен порядок во всём. Тогда им не приходится отвлекаться и думать о посторонних вещах.
Дома ребёнок каждый день должен чувствовать ваше внимание, а вы, родители, постоянно и последовательно настаиваете на выполнении принятых в семье правил. Только такая работа может принести успех, контроль "наскоками" результата не даст, а только создаст новые конфликты между ребёнком и родителями.
Теперь, когда я говорю Саше, что пора что-то делать, а он отвечает мне "Щаас", которое может тянуться часами, я напоминаю про план и про наш договор. Пока работает, но это только второй день.
5.
Создать спокойную обстановку дома.работаем над этим
6.
Строить отношения на доверии
7.
Больше времени проводить с ребенком: гулять, игратьС началом учебного года мы доверили сыну самому заниматься уроками. Сейчас я пришла к выводу, что это не есть хорошо. Теперь практически все время провожу с ним, делая уроки - задают много, к тому же у нас большой пробел в английском, много им занимаемся. На совместные игры и прогулки пока время не выделили, но обязательно введем в дальнейшем.
8.
Хвалить не ребенка, а поступки: "хорошо получилось", "аккуратно написал", "удачно выбрал", "правильно сделал", "спасибо, что помог".Мы, конечно же, делали наоборот: "молодец", "умница" и т. д. Пока не избавилась окончательно от этой привычки, получается так: "Как красиво ты нарисовал! МОЛОДЕЦ!"
9.
Ограничить количество запретов, разъяснить их. Требовать их выполнения и хвалить за соблюдение. Проявлять гибкость в зависимости от ситуации.Об этом я знаю давно - запрещать нужно только то, что может быть опасно для жизни. Однако применять на практике это правило получается далеко не всегда
11.
Давать возможность высказаться и оправдатьсяС этим у меня нормально: я стараюсь всегда выслушивать сына, узнавать его точку зрения.
12.
Не ставить цель "Победить в споре" или "Поставить на место". Цель - мир и сотрудничество.Здесь на нас оказывает влияние наше с мужем детство, когда нас часто пытались поставить на место, указывая на то, что яйца курицу не учат. Но все же мы стараемся уйти от этого, хотя с большим трудом.
13.
Не оставлять безнаказанным намеренное непослушание. Уровень наказания должен соответствовать проступкуС этим очень тяжело. Мы пока не нашли способ действенного наказания - у нас не работает ни один. Запрет чего-нибудь заканчивается словами сына "Ну и не надо!" Поставим в угол, постоит и забудет, в следующий раз делает то же самое. И так со всем
14.
Признаваться, чем именно огорчил вас поступок ребенка. Что чувствуете, когда ребенок упрямится, переговаривается, не слушается.Тяжело мне пока это дается, вернее даже, не дается совсем. Но буду стараться изо всех сил.
15.
Разбивать длинные задания на короткие.давно стала так делать, но что-то не очень помогает. Когда я говорю не "Уберите игрушки", а хожу и даю короткие задания типа "Собери конструктор", "Убери карандаши", "Наведи порядок в школьных принадлежностях", ему кажется, что я постоянно нагружаю его разными заданиями.
16.
Следить за успехами и отмечать их.
17.
Задавать ребенку вопросы, чтобы он понимал свои действия. То есть, спрашивать, почему он именно так поступил, так сказал. Можно ли было поступить иначе и какими бы были последствия.Пока не пробовала, но обязательно попробую.
В принципе, сделать все это возможно, но нужен постоянный контроль не только за ребенком, но и за собой. Порой, занимаясь своими делами, у меня из головы вылетает, что по времени уже пора заниматься с сыном, или ему пора что-то делать по режиму, надо напомнить. Хотя, наверное, это все вопрос времени, и мне тоже нужно просто привыкнуть к этому.
Комментарии
Пока об успехах говорить рано, но сдвиги есть
Пока об успехах говорить рано, но сдвиги есть
↑ Перейти к этому комментарию
Пока об успехах говорить рано, но сдвиги есть
↑ Перейти к этому комментарию
Послушаю, что посоветуют.
Послушаю, что посоветуют.
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
Свет, спасибо, что так всё обобщила, все эти советы отдельно, конечно, я встречала, но ты просто руководство к действию написала!
ну, секретами-то поделишься?
ну, секретами-то поделишься?
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
8-00 подъем
8-05 почистить зубы
8-10 убрать постель
8-15 завтрак
8-25 собраться на кружок
8-30 выйти на кружок
10-45 прийти с кружка
10-50 разобрать пакет для кружка
11-00 второй завтрак
11-10 занятия (уроки)
11-40 свободное время
12-00 занятия
12-30 свободное время
13-00 обед
13-30 собраться в школу
13-40 выйти в школу
18-30 прийти со школы
18-40 повесить одежду
18-50 протереть обувь
19-00 прогулка
20-00 занятия
20-30 уборка в комнате
21-00 занятия
21-30 купание
22-00 отбой
Когда нет кружка, утренне время распределяется так:
8-30 уборка в зоне (мы распределили по дням: вт. в тумбочке, ср. в комоде с игрушками, в пт. в шкафу с книгами)
9-00 занятия
9-30 свободное время
10-00 занятия
10-30 свободное время
и далее по списку
8-00 подъем
8-05 почистить зубы
8-10 убрать постель
8-15 завтрак
8-25 собраться на кружок
8-30 выйти на кружок
10-45 прийти с кружка
10-50 разобрать пакет для кружка
11-00 второй завтрак
11-10 занятия (уроки)
11-40 свободное время
12-00 занятия
12-30 свободное время
13-00 обед
13-30 собраться в школу
13-40 выйти в школу
18-30 прийти со школы
18-40 повесить одежду
18-50 протереть обувь
19-00 прогулка
20-00 занятия
20-30 уборка в комнате
21-00 занятия
21-30 купание
22-00 отбой
Когда нет кружка, утренне время распределяется так:
8-30 уборка в зоне (мы распределили по дням: вт. в тумбочке, ср. в комоде с игрушками, в пт. в шкафу с книгами)
9-00 занятия
9-30 свободное время
10-00 занятия
10-30 свободное время
и далее по списку
↑ Перейти к этому комментарию
И приучить себя придерживаться этого расписания
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: