Кое-что о простоте.
Перепостила я на своей страничке "в контакте" высказывание о. Андрея Кураева из его знаменитой книги "Оккультизм в Православии". Вот оно:
""""Где просто - там ересей со сто
Преподобный Амвросий Оптинский некогда сказал золотые слова: «Где просто, там Ангелов со сто»...
Но эти слова не про нас. Тогда, полтора века назад, вокруг был православный мир, православная школа, государство, семья. У каждого под рукой был добротный хлеб - жизнь своего прихода. Захотел большего - поезжай в ближайший монастырь. А богословие было этаким интеллектуальным пирожным, излишним и не связанным с реальной жизнью и ее проблемами.
Сегодняшний мир ежедневно обращает к христианам тысячи вызовов. И человек, который не воспитан в традиции религиозной мысли, оказывается беззащитен. Он не сможет отличить подлинное от подделки и, даже имея подлинное, не сможет передать его своим детям. Так что сегодня где просто - там ересей со сто. Так и в самой церковной среде, а уж тем более в светской.""""
Казалось бы - всё ясно. Автор говорит тут о недопустимости суеверий, которые некоторые православные впускают в свою жизнь, прикрывая своё невежество якобы простотой. Но о какой простоте идёт речь? Разве о той, о которой говорил преп. Амвросий Оптинский: "Где просто - там Ангелов со сто"? Или под простотой тут понимается бездумное следование всему, что написано в разных непонятных брошюрках и газетках, или тому, что сказала приходская бабушка? Разве такая простота спасительна? Не о такой ли "простоте" верно сказал о. Андрей Ткачёв: "Мы как-то все склонны «спасаться в простоте». И дела нам нет, что иная простота – хуже воровства, и что от глупой простоты до адовой бездны – один сантиметр. "?
Мне казалось - сие очевидно. Но вот один из моих "контактских" друзей пишет, что мнение Кураева противоречит словам св. Амвросия.
Кто мне укажет - тут и в самом деле есть противоречие, которого я не вижу?
Когда я слышу разговоры о "простоте веры", мне всё время вспоминаются апостольские слова: "Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни." (1Кор 14, 20)
""""Где просто - там ересей со сто
Преподобный Амвросий Оптинский некогда сказал золотые слова: «Где просто, там Ангелов со сто»...
Но эти слова не про нас. Тогда, полтора века назад, вокруг был православный мир, православная школа, государство, семья. У каждого под рукой был добротный хлеб - жизнь своего прихода. Захотел большего - поезжай в ближайший монастырь. А богословие было этаким интеллектуальным пирожным, излишним и не связанным с реальной жизнью и ее проблемами.
Сегодняшний мир ежедневно обращает к христианам тысячи вызовов. И человек, который не воспитан в традиции религиозной мысли, оказывается беззащитен. Он не сможет отличить подлинное от подделки и, даже имея подлинное, не сможет передать его своим детям. Так что сегодня где просто - там ересей со сто. Так и в самой церковной среде, а уж тем более в светской.""""
Казалось бы - всё ясно. Автор говорит тут о недопустимости суеверий, которые некоторые православные впускают в свою жизнь, прикрывая своё невежество якобы простотой. Но о какой простоте идёт речь? Разве о той, о которой говорил преп. Амвросий Оптинский: "Где просто - там Ангелов со сто"? Или под простотой тут понимается бездумное следование всему, что написано в разных непонятных брошюрках и газетках, или тому, что сказала приходская бабушка? Разве такая простота спасительна? Не о такой ли "простоте" верно сказал о. Андрей Ткачёв: "Мы как-то все склонны «спасаться в простоте». И дела нам нет, что иная простота – хуже воровства, и что от глупой простоты до адовой бездны – один сантиметр. "?
Мне казалось - сие очевидно. Но вот один из моих "контактских" друзей пишет, что мнение Кураева противоречит словам св. Амвросия.
Кто мне укажет - тут и в самом деле есть противоречие, которого я не вижу?
Когда я слышу разговоры о "простоте веры", мне всё время вспоминаются апостольские слова: "Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни." (1Кор 14, 20)
Комментарии
↑ Перейти к этому комментарию
Я не знаю, что именно имел в виду процитированный архиерей. Здесь это почему-то привязали к получению именно духовного образования. Но из самой фразы это совсем не следует. Образованные люди в 19 веке, как правило, были весьма либеральны по своим убеждениям и очень часто вообще отрицали бытие Божие. Более того, именно образованный класс являлся движущей силой всех революций в России. Так что, может, владыка совсем иное имел в виду, чем довольно безграмотные авторы Информ-религии (ну, совсем у людей с логикой плохо: с какой бухты-барахты они Кураеву приписали ересь, которая совсем не вытекает из его цитаты - непонятно).
Вообще, противопоставление, которое имеет место в данной статье, очень надуманное. Незнание каких-то тонкостей богословия - это одно. А вот проповедание невесть чего в качестве нормы православной жизни - это совсем другое. И это другое весьма часто встречается даже в нашей повседневной приходской жизни. Я тут уже писала о нашей свечнице, которая ладошку на икону блаж. Матроны клала и ощущения ловила. А ведь она не одинока в своей "простоте". Да, к тому же, и других такому учит. Не "простецы" ли в кавычках кушают земельку с могилок святых подвижников, лечатся чугунком преп. Серафима и катаются кубарем с горки в обителе, где подвизался известный святой? А потом - и это самое неприятное - выдают это за истинное Православие в противовес "неистинному", "учёному"? Вот именно против этой "простоты" и выступает Кураев.
Хорошо бы ещё узнать, что имел в виду преп. Амвросий, потому что его так часто цитируют вне контекста, что понять, что означает его высказывание, становится порой проблематично.
Впрочем, в Патерике есть же история, когда святой старец, служивший Литургию в окружении Ангелов, употреблял еретический символ веры. И был поправлен одним диаконом. Когда старец спросил у Ангелов, прав ли диакон, те подтвердили его правоту. На вопрос старца - почему же Ангелы сами не поправили его ошибку, сказали - Бог так устроил, чтобы люди научались от людей же.
↑ Перейти к этому комментарию
Я не знаю, что именно имел в виду процитированный архиерей. Здесь это почему-то привязали к получению именно духовного образования. Но из самой фразы это совсем не следует. Образованные люди в 19 веке, как правило, были весьма либеральны по своим убеждениям и очень часто вообще отрицали бытие Божие. Более того, именно образованный класс являлся движущей силой всех революций в России. Так что, может, владыка совсем иное имел в виду, чем довольно безграмотные авторы Информ-религии (ну, совсем у людей с логикой плохо: с какой бухты-барахты они Кураеву приписали ересь, которая совсем не вытекает из его цитаты - непонятно).
Вообще, противопоставление, которое имеет место в данной статье, очень надуманное. Незнание каких-то тонкостей богословия - это одно. А вот проповедание невесть чего в качестве нормы православной жизни - это совсем другое. И это другое весьма часто встречается даже в нашей повседневной приходской жизни. Я тут уже писала о нашей свечнице, которая ладошку на икону блаж. Матроны клала и ощущения ловила. А ведь она не одинока в своей "простоте". Да, к тому же, и других такому учит. Не "простецы" ли в кавычках кушают земельку с могилок святых подвижников, лечатся чугунком преп. Серафима и катаются кубарем с горки в обителе, где подвизался известный святой? А потом - и это самое неприятное - выдают это за истинное Православие в противовес "неистинному", "учёному"? Вот именно против этой "простоты" и выступает Кураев.
Хорошо бы ещё узнать, что имел в виду преп. Амвросий, потому что его так часто цитируют вне контекста, что понять, что означает его высказывание, становится порой проблематично.
↑ Перейти к этому комментарию
"""Для спасения очень полезно Священное Писание и Священное Предание. Суемудренные, наглые, гордые, бесстыдные люди всегда отрицают Предание, пытаются найти противоречия у святых отцов, хотя их творения Боговдохновенны. Кто отрицает духовное наследие Святителя Игнатия Брянчанинова, кто пытается хотя бы чуть-чуть напакостить на светлый лик преподобного Батюшки Серафима или преподобного Амвросия Оптинского, такой человек мне не интересен. А кто такого человека почитает, не может быть в моих друзьях"""
Ну вот скажите, девочки - не детский сад разве?
Можно придти гостем в чужой дом, помочь хозяйке со столом,так,в быту.
А можно так же прихватить чужие недорогие вещи,полежать на диване,тоже,по простоте душевной.
Нормально фсё, никаких противоречий.
Есть простота и ясность мелодики Моцарта
Есть простота "а я хоцю быть птицькой"
Но вот некоторые почему-то не различают...
Святитель Иоанн Златоуст (ок.344/354-407): "Потому Павел говорит: не дети бывайте, т.е. не будьте неразумными там, где следует быть разумными, но будьте простыми детьми там, где неправда, где тщеславие, где гордость. Кто младенец на злое, тому должно быть и мудрым; как мудрость со злобой не была бы мудростью, так и простота с неразумием не была бы простотой; в простоте надобно избегать неразумия, и в мудрости — злобы. Как лекарства более надлежащего горькие или сладкие не приносят пользы, так и простота и мудрость сами по себе. Потому и Христос, повелевая соединять то и другое, сказал: будьте мудры, как змии, и просты, как голуби (Мф.10:16). Что же значит — младенствоватъ злобою? Даже и не знать, что такое зло; такими быть он желал им, когда говорил:есть верный слух, что у вас появилось блудодеяние (1Кор.5:1). Не сказал: допускается, но: слышится. Вы верно, говорит, знаете это, потому что слышали о том некогда. Он хотел, чтобы они были и мужами и детьми, детьми на злое, а мужами по мудрости, и муж тогда будет мужем, когда вместе с тем будет младенцем; а пока он не будет младенцем на злое, то не будет и мужем, потому что злой не может быть совершенным, а бывает неразумным".
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: