Магазин handmade Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook 

Индия (часть 2)

Лесное хозяйство. Леса, преимущественно в горных и холмистых районах, занимают площадь ок. 650 тыс. кв. км, или ок. 19% территории страны, причем лишь на 55% этих земель сохранились густые древостои. 3/4 лесных массивов доступны для эксплуатации и служат источником доходов. Половина всех лесов сосредоточена в центральных штатах, еще треть на севере и пятая часть на юге Индии. 95% лесов находится в собственности государства.
Леса обеспечивают внутренние потребности в смоле и канифоли, бамбуке и тростнике, кормах для скота, дровах и строевой древесине. Некоторые древесные породы заготавливают в расчете на зарубежный спрос. Экспортируются также фанера и шеллак.
Энергетика. Для Индии важны как промышленные, так и традиционные источники энергии. За счет последних – дров, кизяка, отходов растениеводства удовлетворяется спрос на топливо в сельских районах, хотя зависимость от этих энергоносителей ослабла в связи с электрификацией и развитием транспорта. Современный сектор индийской экономики опирается на национальные ресурсы угля и на нефть, которая в значительной мере импортируется, хотя добыча нефти и природного газа в самой стране возросла в 1980-е годы. Уголь все еще удерживает ведущие позиции, особенно в электроэнергетике, где высок также удельный вес гидростанций и АЭС. На ТЭС вырабатывается ок. 75% электроэнергии. В 1996 производство электроэнергии составило почти 40 млрд. кВт·ч.
Горнодобывающая промышленность имеет жизненно важное значение для государства, в этой отрасли занято ок. 1,05 млн. человек. Основная продукция – каменный уголь из Бихара, Мадхья-Прадеша и Западной Бенгалии, нефть из Ассама и Гуджарата (где разрабатываются также шельфовые месторождения), железная руда из Бихара, Ориссы и западной Махараштры, а также известняк. В 1997 было добыто 296 млн. т каменного угля, 34 млн. т нефти и 69,4 млн. т железной руды.
Индия имеет значительные запасы полезных ископаемых. Доступные для эксплуатации запасы угля оценивают в 51 млрд. т, однако, поскольку главные залежи находятся в Бихаре и на западе Западной Бенгалии, солидные средства уходят на транспортировку угля в другие районы страны. Запасы коксующегося угля оцениваются приблизительно в 4 млрд. т. Индия располагает богатыми месторождениями железных и марганцевых, а также свинцовых руд. Имеется и прочее минеральное сырье, необходимое для черной металлургии, в частности известняк.
Обрабатывающая промышленность. Почти 75% промышленной продукции страны дают два региона: Мумбаи – Ахмадабад – Пуна и Калькутта – Джамшедпур – Асансол. Каждый обладает собственным крупным портом. В первом случае это Мумбаи на побережье Аравийского моря, во втором – Калькутта в Бенгальском заливе. Сложился еще один важный индустриальный ареал Бангалор – Майсур – Коямпуттур в возвышенной части Южной Индии.
Одним из первых было налажено хлопчатобумажное производство в Бомбее (Мумбаи), затем в Ахмадабаде. Местное энергоснабжение обеспечивается преимущественно за счет ГЭС, сооруженных вдоль подножий Западных Гат. Нефть, добываемая в Камбейском заливе, поступает на нефтеперерабатывающие заводы близ города Вадодара, к югу от Ахмадабада. Другие важные отрасли – химическая промышленность и машиностроение.
Калькутта первоначально развивалась как торговый город, имеющий дорожное и водное сообщение с густонаселенной Гангской равниной. Возделывание джута дало импульс строительству многочисленных текстильных фабрик на берегах р. Хугли. Добыча угля началась в 1814 в Ранигандже, к западу от Калькутты, а видный центр черной металлургии в Джамшедпуре начал функционировать с 1913. Калькутте принадлежит ведущее место в индийском общем машиностроении и металлообработке; в рамках городской агломерации выделяются также химическая и целлюлозно-бумажная промышленность.
На юге страны р. Кавери обладает многими удобными створами для строительства ГЭС. Это обстоятельство в сочетании с наличием разнообразных местных ресурсов минерального сырья способствовало становлению ряда отраслей обрабатывающей индустрии: черной металлургии в Бхадравати, станкостроения и других видов машиностроения, химической и пищевой промышленности в Бангалоре и Майсуре, хлопчатобумажных производств в Коямпуттуре.
В целом в обрабатывающих отраслях создается ок. 20% ВНП страны и занято примерно 17 млн. человек. Лидирует штат Махараштра, доля которого в промышленной продукции Индии достигает примерно 20%; на Западную Бенгалию и Тамилнад приходится по 10% и на Мадхья-Прадеш и Гуджарат – по 7%.
Индустриализация Индии пришлась в основном на период после завоевания независимости. От колониального прошлого были унаследованы джутовая, хлопчатобумажная и шерстяная промышленность, частично выплавка черных металлов. За первые 30 лет республика добилась несомненных успехов в развитии ряда базовых отраслей тяжелой индустрии и выпуске потребительских товаров. С 1950–1951 по 1997 выплавка стали выросла с 1,5 млн. до 21,4 млн. т, алюминия – с 4 тыс. до 540 тыс. т, меди – с 7,1 тыс. до более 50 тыс. т. Было организовано производство станков, дизельных двигателей, подвижного железнодорожного состава, легковых автомашин, грузовиков и автобусов, велосипедов, электромоторов, вентиляторов, осветительных приборов, радиоприемников и таких химических товаров, как минеральные удобрения, серная кислота, кальцинированная и каустическая сода, а также бумага и цемент. По многим видам этой продукции зависимость страны от импорта существенно ослабла (например, автомобилестроение почти полностью удовлетворяет внутренние потребности в легковых и грузовых автомобилях), но по некоторым видам осталась непреодоленной (например, по бумаге; заметно возрос также ввоз серы и удобрений). Развитие промышленности и ее диверсификация сказались на структуре экспорта. В конце 1980-х годов в экспорте возросла доля таких товаров, как транспортное оборудование, лекарства, обувь.
За годы независимости происходил рост мелкого производства, включая ремесла. В середине 1980-х годов менее 40% из примерно 17 млн. всех промышленных рабочих были сосредоточены в фабрично-заводском секторе. Выделяется хлопкоткачество, в котором было занято ок. 9 млн. человек, хотя не все трудились полный рабочий день. На дому и в мастерских установлено 3,8 млн. ручных и 300 тыс. механических ткацких станков, на которых в конце 1980-х годов изготавливалось 77% всех индийских тканей (против 20% в 1950–1951). Кустарные промыслы (включая ювелирное дело), в которых на начало 1990-х годов было занято 1,2 млн. рабочих, тоже поставляют продукцию на экспорт. В производстве изделий из волокна кокосовых орехов, сосредоточенном преимущественно в Керале, и изготовлении шелковых тканей, которое представлено прежде всего в Карнатаке, участвуют соответственно 500 тыс. и 350 тыс. человек. Другие деревенские промыслы охватывают помол зерна, выработку нерафинированного сахара и растительного масла, мыловарение, выпуск гончарной посуды, ковроделие и кузнечные работы.
Строительство. В этом секторе экономики создается ок. 5% ВНП и занято (согласно переписи 1991) до 2,6 млн. человек. В большой степени неучтенной остается строительная деятельность на селе. Примерно 27% жилых объектов в сельской местности и 18% в городах официально числятся «запущенными и ветхими». Для улучшения положения принимаются разные государственные программы, но таким способом удается удовлетворить запросы лишь малой доли нуждающихся. Правительства страны и штатов принимают участие в реализации планов строительства, направленных на продажу и сдачу в наем жилья малоимущим семьям.
Транспорт. В 1997 сеть железных дорог в Индии имела протяженность 62 460 км, однако ок. 70% из них – одноколейные дороги. Примерно 25% железнодорожных путей электрифицировано. Дизельные локомотивы и электровозы работают уже повсюду, кроме некоторых второстепенных дорог. Хотя значение железнодорожных перевозок уменьшается, на них все еще приходится ок. 2/3 всего грузооборота и половина пассажирских перевозок. На железнодорожном транспорте в 1995 работало почти 1,5 млн. человек.
Протяженность гужевых и шоссейных дорог превысила 3 млн. км в 1997, из них 56 автострад – 34,6 тыс. км. Дороги в малых городах и деревнях обычно не асфальтированы.
В стране вырос парк моторизованных средств транспорта – с 2,6 млн. единиц в 1976 до 16,7 млн. в 1991 (включая 2,5 млн. автомобилей и 294 тыс. автобусов).
Индия располагает 16 180 км внутренних водных путей, но только примерно половина из них функционирует круглый год. Речной и каботажный флот маломощные, морской флот упрочил свои позиции и обслуживает 35% внешнеторговых перевозок. В его составе в 1997 насчитывалось 389 судов, из которых 151 принадлежит двум государственным компаниям. В ведении государства находятся также судостроительные верфи в Калькутте, Мумбаи, Вишакхапатнаме и Кочине. К числу других важных портов относятся Кандла, Мармаган, Мангалуру, Парадип и Мадрас.
Гражданское воздушное сообщение до либерализации 1990-х годов традиционно находилось в монопольном ведении государства. Международные линии по-прежнему обслуживает государственная компания «Эйр Индиа», но на внутренних линиях государственное агентство «Индиан эйрлайнз» конкурирует с частными фирмами, осуществляющими перевозки грузов и пассажиров. Крупнейшие международные аэропорты – Мумбаи, Калькутта, Дели, Мадрас и Ахмедабад.
Внутренняя торговля. В конце 1980-х годов ок. 350 тыс. магазинов т. н. «справедливых цен» и кооперативных лавок обслуживали до 90% всех жителей. Кооперативная торговая сеть в Индии функционирует как сложное образование, которое охватывает центральную организацию, 29 объединений общего назначения и 16 специализированных рыночных объединений, сотни оптовых складов и тысячи городских и сельских лавок. Федеральное правительство ежегодно закупает ок. 10% урожая зерна и реализует его преимущественно через магазины «справедливых цен» и кооперативные структуры. Кроме того, в стране имеются многочисленные мелкие торговые точки.
Внешняя торговля. Импорт (38,5 млрд. долл. в 1997) включает прежде всего нефть, машины и транспортное оборудование, пищевые растительные масла, минеральные удобрения, некоторые виды ювелирных товаров и черные металлы. Экспорт (33 млрд. долл. в 1997) состоит в первую очередь из сельскохозяйственных товаров, продукции машиностроения, драгоценных камней, хлопчатобумажных тканей и одежды, поделок кустарей и чая. Стремительными темпами наращивается объем экспорта программного обеспечения. Главными торговыми партнерами Индии выступают США, страны ЕС, Россия, Япония, Ирак, Иран и государства Центральной и Восточной Европы.
Денежное обращение и банковская система. Индийская денежная единица – рупия. Хотя рупия имеет свободное обращение в каналах международной валютной системы, ее курс до начала 1990-х годов строго контролировался Резервным банком Индии (РБИ). Сами обменные операции были ограничены размерами лицензируемой покупки товаров первой необходимости и малыми суммами для поездок за границу. В условиях новой экономической политики рупия в 1991 была девальвирована, кроме того, были приняты меры, направленные на либерализацию импорта капитала и потребительских товаров и на пересчет экспортных поступлений по рыночному курсу. В 1993 все текущие счета, включая связанные с государственным импортом насущных потребительских товаров, были освобождены от валютного контроля.
Денежно-кредитные операции внутри страны осуществляют прежде всего РБИ и 130 коммерческих банков. Не остаются в стороне кооперативные банки и кредитные общества, а также другие частные и государственные финансовые организации. РБИ предоставляет займы правительству, прочим банкам и государственным инвестиционным организациям, задача которых состоит в первую очередь в стимулировании развития сельского хозяйства и промышленности. Коммерческие банки занимаются также прямым кредитованием через свою сеть из примерно 40 тыс. отделений. Примерно четверть всех депозитов в коммерческих банках размещена на счетах в Государственном банке Индии, основанном в 1955 с целью усиления роли финансового сектора в экономическом развитии. После 1969, когда 14 ведущих коммерческих банков были национализированы, банковские структуры стали активнее обслуживать сельскую местность и расширили кредитование таких приоритетных сфер хозяйства, как агропроизводство, мелкая промышленность и автотранспорт. В начале 1990-х годов на государственные банки приходилось ок. 80% всех депозитов, размещенных в коммерческих банках.
Государственный бюджет. Правительства страны и штатов имеют общую тенденцию расходовать больше средств, чем имеют, однако бюджетный дефицит центра явно уменьшился – до 6,1% ВВП в 1997–1998. В отдельных штатах власти часто сталкиваются с проблемой внутренней задолженности. Согласно принятой в Индии системе разделения доходов, в 1997 намечалось увеличить долю, выделяемую периферии. В 1997 на долю субсидий приходилось 14,4% ВВП.
Около 78% доходов составляют налоги, 22% – начисления на оказываемые услуги, проценты по займам и доходы предприятий государственного сектора. На 84% налоги собираются косвенным путем – через налоговое обложение товаров и услуг; остальную часть формируют прямые налоги, распределяющиеся примерно поровну между частными лицами и акционерными обществами. Основную сумму косвенных налогов дает акцизный сбор, 25% средств от которого центральное правительство передает в распоряжение властей штатов. Важную роль играют таможенные пошлины и налоги с продаж. Хотя налоговые поступления, составлявшие 9% ВВП в 1960, возросли до 17% в 1990, доля прямых налогов осталась неизменной – ок. 2,6% ВВП.
Существенной статьей дохода является иностранный туризм. В 1997 страну посетили 1,5 млн. туристов, а общий доход от туризма составил 2,4 млрд. долл.
Погашение процентов по государственному долгу обходится в 38% текущих бюджетных затрат, еще 21% приходится на расходы на оборону и 13% – на субсидии деревенской бедноте, 28% идут на содержание полиции, налоговой и других административных служб. Поскольку правительство имеет долговые обязательства преимущественно перед Резервным банком Индии и национализованными банками, проценты по государственному долгу направляются прежде всего на счета предприятий государственного сектора. В 1990–1991 общий долг федерального правительства составлял примерно 82 млрд. долл. Суммарный показатель для правительств штатов – ок. 18 млрд. долл., из которых примерно 2/3 составляла задолженность центру.
ОБЩЕСТВО
Индийская культура отличается внутренней целостностью при всем многообразии кастовых, национальных, лингвистических и религиозных особенностей различных групп населения. Основную границу между культурными регионами образуют горы Виндхья-Каймур, которые простираются через центральную Индию и отделяют Индо-Гангскую равнину на севере от п-ова Индостан на юге. На севере страны говорят на индоевропейских языках, на юге – на дравидских (кроме маратхов). На юге предпочитают браки между родственниками, в том числе двоюродными сестерами и братьями, а в общинах на севере (кроме мусульманских) подобное супружество считается инцестом. Различия прослеживаются также в характере питания, одежде, типах жилищ и других элементах материальной культуры. Основу рациона питания северян составляет пшеница, а южан – рис. Заметные расхождения обнаруживаются также в кастовой системе, сложившейся в Северной и Южной Индии.
В Центральной Индии уцелел выполнявший роль барьера пояс расселения племен, из которых бхилы обитают на ее западе, а санталы и связанные с ними малые народы на востоке. Все они в культурном плане отличаются друг от друга, но в еще большей мере – от остальной части населения страны. Малые этносы сосредоточены почти исключительно в горных районах, что позволяет предполагать, что они были вытеснены туда более сильными соседями.
Кастовый строй Индии сказался на индусах, сикхах, джайнах, христианах и мусульманах. Иерархически организованная пирамида каст обеспечила сосуществование глубоко дифференцированных социальных групп с разным образом жизни и способствовала выработке давних традиций терпимости, характерных для Индии. См. также касты.
Образ жизни. В Индии насчитывается приблизительно 0,5 млн. деревень с населением более 600 млн. человек. В Индии прослеживаются заметные территориальные различия в материальной культуре. В областях на северо-западе Гималаев возводят солидные дома из камня и дерева, тогда как во многих северо-восточных районах страны их строят из бамбука и ставят на сваи. На западном побережье дома имеют покатую черепичную кровлю, чтобы быстро стекала вода при муссонных ливнях, а в засушливых местностях плоскогорья Декан крыши сложенных из кирпича жилищ плоские и на них сушат зерно, а летом спят.
В штате Керала зажиточные землевладельцы из касты наяр предпочитают добротные дома, сооруженные с использованием камня, черепицы и местных пород деревьев. Такие дома с черепичными крышами и обеспечивающими прохладу крытыми верандами на верхнем этаже имеют уютные дворики. На западе Уттар-Прадеша, в Пенджабе и Харьяне богатые раджпуты и джаты ставят по два строения. В одном из них живут женщины и размещается кухня. В другом, называемом чаупал, выделено помещение для содержания домашнего скота, но главное заключается в том, что в нем собираются для общения мужчины. С этой целью в чаупале, наличие которого свидетельствует о высоком социальном положении его владельца, имеется специальный кирпичный помост, где мужчины покуривают, расположившись на плетеных лежаках-чарпоях.
Искони семьям из низких каст не дозволялось возводить дома, подобные тем, которыми владеют члены высоких каст. После обретения Индией независимости земледельцы начали сооружать усадьбы, применяя для этого кирпич, цемент, стекло и сталь.
Диетические предпочтения тоже несут отпечаток кастовой иерархии. Среди индусов особенно почитаются вегетарианские касты, полностью исключившие из рациона продукты животного происхождения. Ниже стоят члены каст, не придерживающихся вегетарианства, которые подразделяются, в свою очередь, на потребителей мяса чистого (баранина и козлятина) и нечистого (свинина и птица). Низшую ступень занимают те, кто не отказывается от говядины (корова – священное животное индусов).
В Гималаях и других горных местностях жители бывают укутаны в теплые одежды, тогда как в южных штатах Керала и Тамилнад тело прикрывают лишь два куска хлопчатобумажной материи: одним опоясываются вокруг талии, другой либо перекидывают через плечи, либо обматывают вокруг головы для защиты от солнца. В Керале по традиции даже женщины обходились двумя полосами ткани.
На Индо-Гангской равнине, где зимы относительно суровые, а лето жаркое, требуются два комплекта верхней одежды. Самые бедные, не располагая такой возможностью, в холодное время года заворачиваются в шерстяные одеяла. Головные уборы и обувь необходимы на севере Индии, тогда как многие южане их вообще не носят.
В городах Индии сосредоточена треть всех жителей страны. Обычно четко выражены различия между старыми центральными кварталами и районами новой застройки. В исторических центрах городов здания примыкают друг к другу, улицы узкие и извилистые. Напротив, в новых кварталах дома располагаются на отдельных участках, улицы прямые и широкие, а население более смешанное по составу, поскольку подбирается чаще на основе социальных показателей, без учета кастовой или конфессиональной принадлежности.
Семейные узы сильны повсюду, за исключением городских трущоб, где браки весьма непрочные. Традиционно в зажиточных и высоких кастах предпочтение отдается большой неразделенной семье, а у малоимущих – нуклеарной. Однако в любом случае сохраняется стремление поддерживать связи с близкими на всех уровнях родства, что служит формой социальной защиты в условиях бедной страны.
У средних слоев городского населения формируется ориентация на малодетную семью. В трущобах городов и у деревенской бедноты плодовитость женщин по-прежнему высоко ценится, и появление сына – будущего кормильца считается важным событием, обеспечивающим продолжение рода. На селе до недавнего времени бытовал обычай отдавать сыновей в услужение в дом богатого патрона. Такая практика до сих пор не изжита у очень бедных семей, несмотря на то, что дети до 14 лет обязаны посещать школу в соответствии с законом об обязательном обучении, а принудительная отработка задолженности «постоянными слугами хозяйства» запрещена в 1976.
Речь идет о системе, в рамках которой мальчик или взрослый мужчина поступает в домохозяйство местного землевладельца-заимодавца на роль закабаленного батрака или лакея – в порядке отработки ссуды, взятой им самим или опекающим его лицом. Теоретически отношения зависимости прекращаются, когда удается выплатить долг и проценты. На деле заемщик обычно обращается за новой ссудой, что продлевает прежнее соглашение. Многие постоянные слуги привязаны к своему патрону на всю жизнь. Нередко их детям ничего не остается, как следовать по стопам отцов.
Обычные поденщики и сезонные рабочие заняты 8–10 часов в сутки. В большинстве штатов установлен официальный минимум заработной платы. В областях с крепким сельским хозяйством, например в Пенджабе и Харьяне, ставки оказываются достаточно высокими, особенно в уборочную страду, чтобы привлечь временных мигрантов из бедных районов.
Средний уровень грамотности в стране 52%, причем для мужчин этот показатель составляет 64%, а для женщин – 39%.
Общественные движения. После обретения страной независимости, когда складывалась новая политическая и экономическая ситуация, расцветали различные общественные организации, выражавшие унитарные и сепаратистские устремления. Обостренное чувство религиозного единства получило мощную поддержку после появления на политической карте Южной Азии суверенных Индии и Пакистана и сопутствовавших их разделу кровавых событий.
Одним из прямых последствий возникновения Пакистана стало укрепление индийской организации Раштрия сваям севак сангх (РСС), которая ставила своей задачей создание индуистского государства. Эта организация отличается внутренней сплоченностью, издает газету «Органайзер» в Дели. РСС пользуется поддержкой высших каст в хиндиязычных штатах и в штате Махараштра.
Продолжает свою деятельность Мусульманская лига.
Акали Дал выражает позиции сикхов в Северо-Западной Индии и выступает в качестве политической партии в Пенджабе. Акали Дал тесно связана с Широмани гурдвара прабхандек самити, контролирующей сикхские храмы. Сикхи образуют преуспевающую и сплоченную общину, широко представленную в вооруженных силах, промышленных кругах, оптовой и розничной торговле и пользующуюся немалым влиянием. Среди них в 1980-x годах появилось движение за создание независимого сикхского государства Халистан.
Реорганизация штатов, проведенная в 1956 по лингвистическому принципу, дала толчок обострению национальных чувств в регионах. Тех, кто говорит на местном языке, считали «своими», или «сынами земли», остальных – чужаками. Подобного рода настроения впервые проявились в Бомбее в 1960-x годах, когда жители, говорящие на маратхи, обнаружили, что «аутсайдеры» из Тамилнада, Кералы и Карнатаки постепенно вытесняют их из административных учреждений и торговли. Возникшее общественное движение Шив сена, которое возглавил местный журналист Бал Такре, предприняло насильственные действия против различных групп южноиндийцев, их лавки подвергались разграблению. В 1980-х годах Шив сена, настаивавшее на том, чтобы большинство должностей в Бомбее было оставлено за уроженцами Махараштры, оформилось в политическую партию.
В Ассаме подобное движение – Лечит сена зародилось в 1960-е годы. На протяжении нескольких десятилетий местной интеллигенции было нелегко соперничать с более образованными бенгальцами; в бизнесе господствующее положение заняли марвари. В 1970-е годы происходила мощная миграция непальцев в Ассам, что ужесточило конкуренцию за рабочие места в торговле и в занятиях, не требующих высокой квалификации. Ситуация обострилась с притоком беженцев из Бангладеш, где в 1971 вспыхнула война. Ассамцы из опасения, что они на своей родине в итоге окажутся в меньшинстве по сравнению с населением, говорящим на бенгали, начали требовать выдворения из штата всех «иностранцев».
Движение «сынов земли» получило распространение также в Карнатаке, административный центр которого Бангалор превратился в один из наиболее быстро развивающихся городов Индии, привлекающих опытных работников из разных частей страны, особенно из соседних штатов Керала и Тамилнад.
В 1970–1980-х годах политические партии стремились установить отношения с этими движениями. Правительству пришлось согласиться с требованием, чтобы коренные жители имели преимущественное право на получение малоквалифицированной работы. В середине 1980-х годов на северо-востоке были образованы два новых штата. Однако населению районов Сантал-Парганас и Чхота-Джхаркханд в Центральной Индии было отказано в реализации аналогичных устремлений, которые набрали силу в 1950-х годах. В Кашмире мусульмане открыто выражают намерение отделиться от Индии, выдвигая религиозные и социальные требования.
На юге страны еще в 1916 зародилось «движение угнетенных классов», требовавшее более широкого доступа к образованию, квот на рабочие места в государственных учреждениях и на депутатские мандаты в законодательных органах. В Тамилнаде это движение переросло в фундаменталистское тамильское, на базе которого возникла политическая партия Дравида мунетра кажагам (ДМК), который удалось прийти к власти в штате в 1960-х годах. Отделившаяся от нее общеиндийская Анна ДМК во главе с известным киноактером М. Г. Рамачандраном возглавляла правительство Тамилнада с 1977 по 1987.
Движение пантер-далитов, объединившее в Бомбее интеллигенцию из бывших неприкасаемых каст, организовано по образцу «черных пантер» в США, отрицает кастовое деление, любые формы неравенства и систему парламентаризма. Пантеры считают своей задачей борьбу с высшими кастами и крупными предпринимателями. Это движение впоследствии раздробилось на фракции, но его идеи и в 1990-е годы не утратили привлекательности для молодежи из бывших неприкасаемых.
Истоки движения наксалитов, распространившегося в тхане Наксалбари в Западной Бенгалии, восходят к середине 1960-х годов. Лидеры движения, разуверившись в официальном аграрном законодательстве, решили, что для изменения эксплуататорской и иерархической сущности социального строя Индии необходима революция. Группировка была разгромлена в 1970 силами центрального правительства при поддержке леворадикальных властей штата Западная Бенгалия. Лозунги наксалитов в 1990-х годах были подхвачены в населенных малыми народами районах Андхра-Прадеша, прежде всего в талуке Шрикакулам, и в ряде округов Мадхья-Прадеша и Махараштры.
Профсоюзы. В 1986 численность экономически активного населения Индии составляла примерно 225,5 млн. человек, из них лишь ок. 20 млн., занятые преимущественно в промышленности и в государственном аппарате, входили в профсоюзные объединения. Крупнейшее объединение Индийский национальный конгресс профсоюзов, в котором в начале 1990-х годов числилось 5,5 млн. человек, действует под руководством Индийского национального конгресса. Всеиндийский конгресс профсоюзов (ВИКП) включает 3,4 млн. членов и связан с Коммунистической партией Индии. Центр индийских профсоюзов, охватывающий 2,5 млн. человек, откололся от ВИКП. Хинд маздур сабха (Собрание индийских рабочих), насчитывающее ок. 4,5 млн. членов, было основано бывшим Индийским национальным конгрессом (социалистическим). Бхаратия маздур сангх (Союз индийских рабочих), образованный в 1955, к середине 1980-х годов довел свой численный состав до 4,2 млн. человек. Имеются две достаточно крупных тред-юнионистских организации, не имеющие четких партийных пристрастий: Конгресс объединенных профсоюзов и Национальная федерация индийских железнодорожников. Руководителями профсоюзов обычно являются выходцы из средних городских слоев.
Трудовые отношения регулируются законодательством, обеспечивающим правовую основу для урегулирования конфликтов, согласительных процедур и проведения консультаций. Забастовки рабочих и локауты предпринимателей признаются крайним средством решения споров. Для отстаивания интересов организованной части трудящихся приняты программы социальной защиты и социального обеспечения, тесно увязанные с законами о деятельности предприятий и оплате труда, а также с постановлениями о создании целевых фондов, обязательном медицинском страховании, пенсионных гарантиях семьям, страховании жизни.
Организации предпринимателей. В индийской промышленности, торговле и других сферах деловой жизни сложились собственные организационные структуры. Наибольший вес имеет Федерация индийских торгово-промышленных палат, объединяющая свыше 450 компаний. К числу прочих важных объединений относятся Ассоциированные торговые палаты, которые представляют прежде всего компании, основанные британским капиталом, и Всеиндийская организация промышленников, к которой тяготеют молодые бизнесмены. Действуют также союзы женщин-предпринимателей, владельцев мелких промышленных предприятий и др.
Для помощи неформальному сектору, охватывающему мелкое промышленное производство, правительство основало две организации. Среди них выделяется Комиссия по производству кхади и деревенской промышленности – автономная структура, созданная центральной властью после обретения независимости. В задачу комиссии входит сбор информации, финансирование, выдача рекомендаций и содействие сбыту продукции малых предприятий и ремесленников. Среди поощряемых на селе отраслей были прядение и ткачество, включая производство кхади (ткани, вырабатываемой из пряжи ручной выделки), пчеловодство, изготовление бумаги, дубление кож и шкур, получение неочищенного пальмового сахара джаггери. Деятельность Управления ремесел была направлена на содействие росту производства, повышение качества и расширение продаж продукции кустарей. В Дели и главных городах штатов были открыты специальные лавки для реализации кустарных изделий. Примеру центра последовали власти на местах, основавшие в своих штатах организации аналогичного типа.
Положение женщин. Статус и положение женщин Индии зависят от того, к какому слою общества они принадлежат. Например, в сельской местности женщина, вынужденная работать по найму, распоряжается собой в большей степени, чем женщина, находящаяся на обеспечении мужа. Занятость вне дома неизбежно порождает дополнительную свободу и обеспечивает новые внешние контакты, заработок женщин пополняет семейный бюджет, и все это позволяет им отстаивать свои права. В основном контингент работниц пополняется из представителей низких каст, в которых разрешаются разводы и повторные браки.
В высших кастах женщина не должна трудиться за плату и лишний раз появляться на людях. Согласно представлениям брахманов, ей следует быть послушной супругой, исполнительной невесткой и заботливой матерью. Женщина, происходящая из высокой касты, не имеет права требовать развода, а овдовев, вступать в повторный брак.
Женщины в Южной Индии занимают в обществе примерно такое же положение, как и во всей Юго-Восточной Азии, тогда как северные области Индии сходны в этом плане скорее с Западной Азией. Например, на севере страны принято закрывать лицо, а на юге такого обычая придерживаются только в мусульманских общинах.
С принятием в 1956 закона о наследовании индийским женщинам предоставлено право наследовать недвижимость, которым в равной степени обладают вдова, дочь и мать покойного. Моногамия стала обязательной для всех индусов с 1955, когда был принят соответствующий законодательный акт о браке.
Согласно мусульманским канонам, дочери и вдовы тоже располагают правом наследования собственности покойного отца и мужа, которого не утрачивают даже в случае развода, повторного брака и бесплодия. Для дочери, однако, при этом выделяется вдвое меньшая доля, чем для сына. Мужчина, следуя правилам ислама, может иметь четыре жены при условии равного попечения о них. Обращаясь за разводом, супруг не обязан выдвигать причин, тогда как жена может его добиться только при согласии мужа.
Браки по традиции устраивает старшее поколение. В высоких кастах родителям дочерей на выданье приходится заботиться о подыскании женихов в своей среде. Предпочтение оказывают тем, кто хорошо образован и получает твердый оклад. Поскольку часто таких молодых людей в данной касте бывает немного, им подносят подарки в денежной и натуральной форме. Существуют даже таксы, соответствующие деловой квалификации жениха. Так, в некоторых кастах молодой человек с дипломом врача или на должности в Индийской административной службе вправе рассчитывать на приданое в несколько тысяч долларов, легковой автомобиль и т. п.
После свадьбы молодая жена оставляет родительский кров и переселяется в дом мужа. Здесь ей предстоит выполнять разнообразную домашнюю работу под критическим надзором свекрови. Когда она станет матерью, ее статус повысится. По мере того как дети взрослеют и вступают в брак, она сама становится свекровью и главой домохозяйства, занимая место своей предшественницы.
Система социального обеспечения. В независимой Индии первоочередная цель социальных программ заключается в предоставлении разных видов помощи инвалидам, женщинам и детям, преимущественно из бедных слоев общества. За эту сферу деятельности несут ответственность правительства страны и штатов. Непосредственное руководство возложено на Центральное управление социального обеспечения, основанное в 1953.
Согласно конституции, в Индии запрещено деление на высшие и низшие касты и предоставлены гарантии равного доступа в храмы, места общественного питания и т. п. Конституцией предусмотрено также выделение депутатских мандатов для членов каст и зарегистрированных племен в законодательных органах страны и штатов. Закон 1955 осудил любые формы проявления кастовой сегрегации. После принятия в 1976 закона о защите гражданских прав были введены еще более суровые наказания в случае его нарушения.
Чтобы способствовать подъему сельских районов, в 1952 была предложена правительственная программа развития общин. Для ее реализации в стране была создана система деревенских панчаятов, или советов.
Материальную базу здравоохранения удалось укрепить после 1947. Однако оно по-прежнему более эффективно функционирует в городах, хотя были предприняты усилия по его улучшению и в сельской местности, в частности на территориях проживания зарегистрированных племен. В стране осуществлялись мероприятия по повышению уровня медицинского обслуживания слабо защищенных социальных слоев. За годы независимости были открыты многочисленные центры неотложной медицинской помощи с отделениями в деревнях.
КУЛЬТУРА
Индийская цивилизация развивается уже более 4500 лет. Эти тысячелетия были наполнены борьбой, подъемами и спадами, что проявлялось в возвышении и гибели династий, в распространении, процветании и угасании религиозных учений; складывались все новые и новые школы в философии, архитектуре, ваянии, музыке и танцевальном искусстве.
Образование. На начало 1990-х годов в стране насчитывалось 154 млн. учащихся. Число преподавателей начальной, средней и высшей школы составляет ок. 3,5 млн. человек.
Обучение в школе бесплатное и обязательное для детей моложе 15 лет. С 1983 система образования приобрела следующую структуру: начальная и неполная средняя школа (программа обучения рассчитана на 10 лет). Для поступления в высшее учебное заведение необходимо окончить 12-летнюю полную среднюю школу. Три года требуются для получения первой университетской степени. Начальное обучение в каждом штате ведется на принятом там официальном языке, а университетское и высшее техническое образование – преимущественно на английском языке. Для средней школы характерно лингвистическое разнообразие, хотя принята трехъязычная формула: родной язык – основной, хинди или английский – второй и еще один из языков Индии – третий.
В конце 1990-х годов в Индии действовали 226 университетов, состоящих из 4,7 тыс. колледжей с преподаванием естественных и гуманитарных наук, 1,9 тыс. педагогических, 185 инженерно-технических и 359 медицинских колледжей. Среди университетов с ярко выраженной спецификой Висва Бхарати; Индира Кала Сангитх в Хайрагархе, где знакомят исключительно с индийской музыкой; Рабиндра Бхарати в Калькутте, который ориентирован на обучение языку бенгали и тагороведению; женский университет в Бомбее. Крупнейшие университеты Индии: Калькуттский (150 тыс. студентов), Бомбейский (Мумбайский, 150 тыс.), Раджастханский (150 тыс.), Делийский (130 тыс.), Университет имени М. К. Ганди (150 тыс.). Всего в университетах страны обучается более 6,5 млн. студентов, что составляет 5–6% молодежи в возрасте 17–23 лет.
Наука. В стране сложилась разветвленная система государственных научно-исследовательских учреждений, сеть которых дополняют многочисленные частные исследовательские институты и лаборатории. Направления их деятельности весьма разнообразны и включают как традиционные науки – медицину, агрономию, ветеринарию, метеорологию и другие, так и современные – атомную энергетику, изучение космоса, электронику.
Литература и искусство. Индийские литературные традиции восходят к великим священным текстам индусов. Среди них Ригведа (ок. 1300–1100 до н. э.); Махабхарата, созданная спустя несколько столетий; Упанишады (ок. 500 до н. э.) и Рамаяна, появившаяся позже остальных. Другие классические произведения отражают многообразную тематику, включая искусство дипломатии, обязанности правителей и грамматические навыки. В целом художественная литература не была ограничена заранее предписанными сюжетами или формами и охватывала все стороны жизни.
Первым общепризнанным индийским литератором стал драматург Бхаса (ок. 2–3 в. н. э.). Среди других драматургов далекого прошлого – полулегендарный царь Шудрака (ок. 3 в.) и Калидаса (ок. 4 в.), который был также крупнейшим поэтом, писавшим на санскрите.
Более 1500 лет отделяют золотой период индийской литературы от наших дней. За это время произошло распространение буддизма и джайнизма, затем индуизма, было установлено британское правление. В конце 19 в. началось культурное возрождение, охватившее прежде всего Бенгалию. Новую художественную литературу стали создавать на английском языке. Среди писателей этого периода – Майкл Модхушудон Дотто (1824–1873), Говин Чандра Датт (1828–1884), его дочь Тору Датт (1856–1877) и Манмохан Гхош (1867–1924). Из авторов, писавших на бенгали, особую известность приобрели Банкима Чандра Чаттерджи (1838–1894), Гириш Чандра Гхош (1844–1912) и Амритсал Басу (1853–1929). Видные авторы, творившие за пределами Бенгалии, – писатель Харишчандра Бхаратенду (1850–1885), писавший на хинди, поэт Дагх Дехлеви (1831–1905), творивший на урду, писатель Хари Нараян Апте (1864–1919), создававший свои произведения на маратхи, прозаик Чанду Менон (1847–1899), писавший на языке малаялам, и поэт из Кералы Кодунгаллур Кунджикуттан Тхампуран (1864–1913).
Классические традиции и новые художественные веяния нашли выражение в творчестве лауреата Нобелевской премии 1913 Рабиндраната Тагора (1861–1941) – романиста, драматурга, художника, музыканта.
В 1930-е годы литература страны испытала воздействие идей Махатмы (Мохандаса Карамчанда) Ганди (1869–1948) – политического и духовного лидера, взгляды которого отразились на строе мышления индийцев во всех сферах жизни. Среди тех писателей, в произведениях которых особенно ощутимо его влияние, были хиндиязычные поэты Майтхилишаран Гупта (1886–1964) и Сумитранандан Пант (1900–1977) и прозаики Прем Чанд и Джайнендра Кумар (р. 1905), маратхский писатель Бхаргаврам Виттхал Вареркар (псевдоним Мама, 1883–1964) и малаяльский поэт Нараяна Менон Валлатхол (1878–1958).
С 1965 в Индии ежегодно присуждается литературная премия Джнан Питх. В числе ее лауреатов, в частности, П. В. Акиландам, Ашапурна Деви, Кота Шиварама Карант, Агьея (настоящее имя Саччидананд Хирананд Ватсьяян) и Бирендра Кумар Бхаттачария.
Из поэтов второй половины 20 в. известен С. Х. Ватсьяян, порывающий с традиционной эпической стилистикой своих предшественников. Среди прозаиков наиболее известен Джайнендра Кумар, знаменитый роман которого Отставка переведен на английский язык. Один из самых широко читаемых современных индийских литераторов – Тхакази Шивасанкара Пиллаи, пишущий на языке малаялам; его роман Кеммин был издан на большем числе языков, чем любое другое из индийских художественных произведений.
Театральное искусство современной Индии ушло от концепции «синкретического театра» кудияттам и классической санскритской драмы. Пьесы Тагора увели театр от банальных шаблонов коммерческих постановок 19 в. Другие писатели, работавшие в этом литературном жанре в начале 20 в., ориентировались на запросы народностей, на языке которых писались пьесы, и жителей конкретных областей. К видным мастерам драматургии первой половины 20 в. относятся П. Самбанда Мудалияр и Е. В. Кришна Пиллаи из Южной Индии, Бхаргаврам Виттхал Вареркар (Мама) и Прахлад Кешав Атре (псевдоним Кешавкумар) из Махараштры, хиндиязычный Джайшанкар Прасад и Адия Рангачария из Карнатаки.
Лидером авангарда в Бенгалии стал Бадал Саркар – драматург, продюсер, режиссер и актер. Постановщик пьес на открытых площадках и организатор импровизированных спектаклей, Саркар выступает, возможно, главным катализатором изменений, происходящих на индийской сцене. Другие известные театральные деятели Бенгалии – Сомбху Митра и Утпал Датт, который использовал джатру (форму представления, которое давалось странствующей театральной труппой) для постановки спектаклей, на которые собиралось до 15 тыс. зрителей.
В маратхском театре выделились такие фигуры, как П. Л. Дешпанде и Виджья Тендулкар. Первый из них обнаружил одновременно дар писателя, продюсера, режиссера-постановщика и актера. Второй, чьи искусно построенные пьесы затрагивают глубокие социальные проблемы Индии, является лучшим драматургом страны. Помимо них, завоевали популярность писавший на маратхи Ч. Т. Кханолкар, хиндиязычный Мохан Ракеш и Гириш Карнад, талант которого в равной мере принадлежит театру и кинематографу.
В колониальный период многие индийские музыканты служили при дворах магараджей и набобов. Ныне музыка звучит в кинофильмах, на танцевальных площадках, на марше, при общинных религиозных песнопениях.
В переходный период появились выдающиеся исполнители, например, Рави Шанкар – блистательный мастер игры на ситаре, пропагандирующий индийскую музыку за рубежом. Как композитор и поборник бережного отношения к славным традициям прошлого Шанкар написал множество произведений для индийских и западных кинофильмов. Еще один известный музыкант, завоевавший международное признание, – Мадураи Шанмукхавадиву Субулакшми. Али Акбар-хан, лучший мастер игры на сароде, открыл школу индийской музыки в Сан-Франциско.
Широкую популярность приобрели современные артисты: Устад Вилаят-хан и Никхил Банерджи (ситара), Пандит Рам Нараям (смычковый инструмент саранг), Устад Бисмаллах-хан (шенаи) и Алла Ракха и Кришен Махарадж (барабан табла). Среди наиболее известных певцов – Бхимсен Джоши, Кумар Гандхарва и Кишори Амонкар, а среди южноиндийских музыкантов – флейтист Т. Р. Махалингам, барабанщик Палгхат Мани Айр и старейшина певцов Семмангуди Сриниваса Айр.
Интерес к западной музыкальной культуре проявляется в основном в крупных городах, прежде всего в Мумбаи (Бомбее), Калькутте, Дели и Ченнаи (Мадрасе). Однако серьезное отношение к ней постепенно формируется в среде профессиональных музыкантов, придерживающихся классических индийских традиций. В стране появился ряд композиторов, пищущих в западном стиле, – Зубин Мехта, Ванрадж Бхатиа и Нареш Сохал.
Подобно музыке, танец в современной Индии представляет собой часть того культурного наследия, истоки которого уходят на 2000 лет в глубь прошлого. В сравнительно недавнее время такие артисты-новаторы, как Удай Шанкар (1900–1977), начали использовать традиционную технику в современных танцах. Весомый вклад в возрождение индийского танцевального искусства внес Рукмини Деви Арундале, основавший с этой целью училище в Калакшетре. Из другого подобного учебного заведения, действующего в Керале, вышли такие известные актеры, как Каламандалам Кришна Наир и Каламандалам Раманкутти Наир. Международную известность получили также Санджукта Паниграхи, превосходный исполнитель танцев в стиле «одисси»; Ведантам Сатьянараяна, выдающийся представитель школы «кучипуди»; Бирджу Махарадж, заслуженно пришедший на место Шамбхо Махараджа, великого танцовщика в стиле «катхак». Направление в индийском танце «бхаратнатьям» нашло замечательного исполнителя в лице Баласарасвати.
Еще одна заметная танцевальная школа, «манипури», сформировавшаяся на северо-востоке страны, демонстрирует групповой танец, в котором артисты выступают в ярких костюмах под звуки ударных инструментов. Достойные представители этой школы – Сингхаджит Сингх и Гуру Бипин Сингх.
См. также индийская литература.
Музеи и библиотеки. К наиболее крупным музеям страны относятся Национальный музей в Дели, музей Салар-Джунг в Хайдарабаде, музей принца Уэльского в Бомбее, Национальная художественная галерея в Мадрасе, музей Асутош в Калькутте, Мемориальный музей и библиотека Дж. Неру в Дели. Интересные археологические экспозиции имеются в музеях, основанных в местах раскопок в Конараке, Нагарджунаконде, Наланде, Санчи и Сананатхе.
Из более чем 57 тыс. библиотек, насчитывающихся в Индии, 10 имеют общенациональное значение. Самые известные из них – Национальная библиотека в Калькутте, Публичная библиотека в Дели, Центральная публичная библиотека в Мадрасе, Библиотека восточной литературы в Патне. Специальные научные библиотеки открыты при Индийском совете международных отношений в Дели, Индийском статистическом институте в Калькутте, Институте им. Гокхале в Пуне, Национальном институте прикладных экономических исследований в Дели и Индийском институте государственного управления в Дели. Библиотеки, в которых хранятся ценные рукописи, рассеяны по разным городам страны. Все они получают субсидии из государственного бюджета.
Издательское дело. Ежегодно тысячи книг выходят в свет в многочисленных издательствах страны при содействии Национального совета по развитию книжного дела. В 1957 был основан Национальный книжный трест.
В конце 1990-х годов в Индии издавалось ок. 40 тыс. ежедневных, еженедельных, двухнедельных и месячных газет на многих языках, причем 36 из них выходят на протяжении более 100 лет. Среди ведущих газет – «Ананда базар патрика» и «Джугантар» в Калькутте, «Нав бхарат таймс» в Дели, «Малаяла манорама» (ок. 1 млн.) в Коттаяме, «Таймс оф Индия» (более 1,2 млн. экземпляров) в Мумбаи, «Хиндустан таймс» в Дели, «Хинду» в Ченнаи (Мадрасе), «Локасатта» в Мумбаи, «Стейтсмен» в Калькутте, «Матхрубхуми» в Каликуте, «Самачар» в Мумбаи, «Трибюн» в Чандигархе, «Дейли Джагран» в Канпуре, «Праджавани» в Бангалоре, «Гуджарат самачар» и «Индиан экспресс» в Ахмадабаде и тамилнадская «Динамани». Самый большой тираж имеет журнал «Санди таймс» (1,3 млн. экземпляров).
В стране действуют четыре крупных информационных агентства, поставляющие информацию для газет, журналов, радио и телевидения, – Пресс траст оф Индиа (PII), Юнайтед ньюс оф Индиа (UNI), Самачар Бхарати, Хиндустан Самачар. Официальный информационный орган правительства – Пресс информейшн бьюро.
Радиовещание, телевидение и кинематография. Радио- и телевещание принадлежат государству и управляются соответственно через службы Акашвани («Небесный глас») и Дурдаршан. В конце 1990-х годов Акашвани имела ок. 200 вещательных центров. Тогда же телевидение (регулярные передачи стали выходить в Дели в 1965) обслуживало ок. 87% всего населения страны. В 1975–1976 был осуществлен экспериментальный проект с помощью спутника, благодаря которому образовательные передачи транслируются для жителей отдаленных деревень. В настоящее время телепередачи ведутся также из Мумбаи, Калькутты, Мадраса, Лакхнау, Шрингара, Амритсара. Все телецентры страны (всего 41) соединены между собой через спутники. Всего действуют 19 спутниковых каналов и два канала релейной связи.
Индия принадлежит к числу крупнейших производителей художественных фильмов в мире. Режиссером редкой индивидуальности был Сатьяджит Рей (1921–1991), с которым связана история индийского кино и который обеспечил ему мировое признание. Появление профессионально образованных молодых кинематографистов открывает перспективы для этого вида искусства.
Спорт в Индии развит слабо. Индийские атлеты пока не завоевали ни одной золотой медали на Олимпийских играх. Заметные успехи достигнуты лишь в немногих видах спорта – хоккее на траве, армрестлинге, бадминтоне и теннисе.
Праздники. В Индии широко отмечают индуистские религиозные праздники. Среди них выделяются общенациональные: Рамлила – в честь верховного божества Рамы, приходящийся на начало осени, Дивали (Дипавали) – осенний праздник огней (религиозно-народный), Джанмаштами, посвященный дню рождения бога Кришны, в августе, Холи – весенний праздник красок, когда все его участники вовлекаются в игры, поливают себя и прохожих подкрашенной водой и посыпают разноцветными порошками. Другие конфессии тоже имеют свои праздники и знаменательные даты, такие, как День рождения сикхского гуру Нанака, Махавира-джаянти (в честь вероучителя джайнизма Махавиры), Будха-пурнима (у буддистов) и др. Имеется также множество сезонных и местных праздников. Главные национальные праздники – День независимости – 15 августа и День республики – 26 января (в честь утверждения Республики Индия в 1950).
ИСТОРИЯ
Археология. Археологические находки в Индостане и на прилегающей территории свидетельствуют о том, что первобытный человек обитал там уже в палеолите. Наиболее древние предметы материальной культуры – грубые клинообразные орудия, или чопперы, относят к культуре досоан (ранний, или нижний, палеолит). Они были найдены на севере Индии в гравийных отложениях ледникового времени среднего плейстоцена. Артефакты более позднего времени, т. н. раннего соана, включают грубозаостренную гальку, отщепы и примитивные, обработанные с двух сторон каменные топоры грушевидной формы. Они найдены в отложениях плювиального периода среднего плейстоцена и относятся к раннему соану (ранний или средний палеолит).
Небольшие отщепы и орудия из гальки обнаружены на поверхности в долине р. Соан в районе Равалпинди (Пакистан). Скребла, ножи и вкладыши из агата, кремня и халцедона вскрыты в галечниковом позднеплейстоценовом аллювии выше слоя, содержащего каменные топоры, в верховьях р. Правары (правый приток р. Годавари, Центральная Индия). В Западной Индии, в Кхандивли под Мумбаи (Бомбеем), найдены образцы резцовой техники (между нижележащими слоями с ранне- и среднепалеолитическими орудиями и вышележащими микролитами). Подобные находки в аналогичной стратиграфической ситуации обнаружены в Южной Индии в районе Мадраса. Такие позднепалеолитические культуры на севере носят название позднего соана, а на юге – мадраса. Поздний палеолит Индостана датируется временем ок. XXVIII–VIII тыс. до н. э.
На территории Индии широко распространены микролиты (орудия труда небольших размеров). В принципе техника микролитов могла развиваться на месте, однако она обнаруживает большое сходство с капсийской культурой Восточной Африки, поэтому не исключено, что последняя распространила свое влияние через Аравию. Микролитические орудия обнаружены в Западной, Центральной и Южной Индии. Они представлены небольшими (1–8 см) каменными пластинами геометрической формы, использовавшимися в качестве наконечников стрел и вкладышей в деревянные или костяные рукоятки. Встречаются также небольшие ножи-скребла. Микролитическая техника датируется мезолитом, и в Центральной Индии она сохранялась вплоть до энеолита (халколита), когда начали выплавлять медь. Наиболее известна многослойная стоянка Лангнадж (шт. Гуджарат), включающая мезолитическую и переходные к неолиту культуры. На основе костных остатков животных и рыб в мезолитических слоях судят о том, что на начальном этапе существования этой стоянки человек занимался в основном охотой и рыболовством (не исключено также собирательство). Кроме того, имеются свидетельства, что первобытные люди занимались ручным изготовлением керамических изделий. На последнем этапе мезолита уже наметился переход к земледелию и появился гончарный круг, о чем свидетельствуют находки цветных керамических изделий, украшенных геометрическим орнаментом или стилизованными изображениями животных. Известны также мезолитические стоянки на юге Индии (в окрестностях Тинневелли) и на востоке (Бирбханпур в Западной Бенгалии). Интересно, что в то время, как на юге ок. IV тыс. до н. э. население мезолитических стоянок занималось рыболовством и охотой, на севере, в Синде, развивались оседлые земледельческие культуры. Хронологические рамки мезолита Индии оцениваются в X–IV тыс. до н. э.
Первые производящие культуры. Скотоводство и земледелие в некоторых районах Индостана появились довольно рано, в конце мезолита (ок. VI тыс. до н. э.), и получили широкое развитие в неолите. Например, имеются данные, что в долине Кветты в Белуджистане (Западный Пакистан) в неолите, ок. 5100 до н. э., выращивали пшеницу и ячмень. Возможно, был одомашнен крупный рогатый скот. Вероятно, в отдельных местах жители с помощью каменных дамб собирали или отводили воды сезонных паводков. Развитие неолитических культур на Индостане происходило неравномерно. Так, если в долине Инда уже ок. IV тыс. до н. э. существовали поселения оседлых земледельцев и скотоводов, то в Центральной и Южной Индии земледельческие культуры появились гораздо позднее. Так, в Текналакоте (округ Белари) примитивное земледелие и разведение домашнего скота относятся примерно к 1500–1000 до н. э. В Гуджарате обнаружены остатки построек с каменными полами и подпорками для возведения жилищ, датируемые неолитом, тогда как на севере Индостана (в Кашмире) археологические раскопки свидетельствуют о том, что неолитический человек жил в землянках.
В начале III тыс. до н. э. сельские общины возникали на равнинных территориях в бассейне Инда, где люди стали приспосабливаться к иным условиям обитания, по соседству с заболоченными местностями по берегам рек и среди тропических лесов. Ежегодные паводки в результате таяния снега в верховьях великих рек приносили в долины плодородный ил и тем самым способствовали развитию земледелия, но вместе с тем несли и большие разрушения. Реки, являясь транспортными путями, одновременно облегчали набеги врагов. Наконец, обширные аллювиальные равнины, будучи исключительно плодородными, были лишены минеральных ресурсов, что обусловило развитие торговых связей с удаленными районами. Все эти обстоятельства стимулировали объединение усилий людей и быстрое развитие цивилизации.
Печать Получить код для блога/форума/сайта
Коды для вставки:

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам Индия (часть 2)
Лесное хозяйство. Леса, преимущественно в горных и холмистых районах, занимают площадь ок. 650 тыс. кв. км, или ок. 19% территории страны, причем лишь на 55% этих земель сохранились густые древостои. 3/4 лесных массивов доступны для эксплуатации и служат источником доходов. Половина всех лесов сосредоточена в центральных штатах, еще треть на севере и пятая часть на юге Индии. Читать полностью
 

Комментарии


Пока нет комментариев.

Оставить свой комментарий

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:


Закрыть
B i "

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам