А Я говорю вам: любите врагов ваших. (См. толкование на Мф.5:43)
Блаж. Феофилакт Болгарский
А Я говорю вам: любите врагов ваших. (См. толкование на Мф.5:43)
Благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас. Ибо их должно почитать, как благодетелей, потому что каждый, кто преследует и искушает нас, уменьшает нам наказание за грехи. С другой стороны, и Бог воздаст нам за это великой наградой. Ибо слушай:
Свт. Иоанн Златоуст
А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,
Вот высочайший верх добродетелей! Вот для чего учил Спаситель не только терпеливо сносить заушения, но и подставлять правую щеку, не только вместе с верхнею одеждою отдавать и нижнюю, но и две версты идти с тем, кто принуждает пройти одну! Все это предложил Он для того, чтобы ты с полною готовностью мог принять и то, что гораздо выше этих предписаний. Что же выше их, скажешь ты? Не почитать того врагом, кто причиняет тебе обиды, — даже нечто и того высшее, поскольку Господь не сказал: не возненавидь, но — возлюби; не сказал: не обижай, но — и благотвори.
Но если тщательнее рассмотрим слова Спасителя, то увидим, что в них заключается новое предписание, гораздо еще высшее. В самом деле, Он повелевает не только любить врагов, но и молиться за них. Видишь ли, на какие восшел Он степени, и как поставил нас на самый верх добродетели? Смотри и исчисляй их, начавши с первой:
первая степень — не начинать обиды;
вторая — когда она уже причинена, не воздавать равным злом обидевшему;
третья — не только не делать обижающему того, что ты потерпел от него, но и оставаться спокойным;
четвертая — предавать себя самого злостраданию;
пятая — отдавать более, нежели, сколько хочет взять причиняющий обиду;
шестая — не питать к нему ненависти;
седьмая — даже любить его;
восьмая — благодетельствовать ему;
девятая — молиться о нем Богу.
Видишь ли, какая высота любомудрия? Но за то блистательна и награда.
А Я говорю вам: любите врагов ваших. (См. толкование на Мф.5:43)
Благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас. Ибо их должно почитать, как благодетелей, потому что каждый, кто преследует и искушает нас, уменьшает нам наказание за грехи. С другой стороны, и Бог воздаст нам за это великой наградой. Ибо слушай:
Свт. Иоанн Златоуст
А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,
Вот высочайший верх добродетелей! Вот для чего учил Спаситель не только терпеливо сносить заушения, но и подставлять правую щеку, не только вместе с верхнею одеждою отдавать и нижнюю, но и две версты идти с тем, кто принуждает пройти одну! Все это предложил Он для того, чтобы ты с полною готовностью мог принять и то, что гораздо выше этих предписаний. Что же выше их, скажешь ты? Не почитать того врагом, кто причиняет тебе обиды, — даже нечто и того высшее, поскольку Господь не сказал: не возненавидь, но — возлюби; не сказал: не обижай, но — и благотвори.
Но если тщательнее рассмотрим слова Спасителя, то увидим, что в них заключается новое предписание, гораздо еще высшее. В самом деле, Он повелевает не только любить врагов, но и молиться за них. Видишь ли, на какие восшел Он степени, и как поставил нас на самый верх добродетели? Смотри и исчисляй их, начавши с первой:
первая степень — не начинать обиды;
вторая — когда она уже причинена, не воздавать равным злом обидевшему;
третья — не только не делать обижающему того, что ты потерпел от него, но и оставаться спокойным;
четвертая — предавать себя самого злостраданию;
пятая — отдавать более, нежели, сколько хочет взять причиняющий обиду;
шестая — не питать к нему ненависти;
седьмая — даже любить его;
восьмая — благодетельствовать ему;
девятая — молиться о нем Богу.
Видишь ли, какая высота любомудрия? Но за то блистательна и награда.
Комментарии
Психология изобретает велосипед, который уже давно изобретён
↑ Перейти к этому комментарию
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: