О предрассудках, связанных с соборованием (Елеосвящением)
Ни с каким другим таинством не связано столько суеверий и предрассудков, как с соборованием. Чего только не услышишь от пожилых прихожанок, мнящих себя знатоками церковного устава! Говорят, что после соборования поступить в монашество или, оставаясь в миру, исполнять различные обеты, например: не вступать в брак, нельзя мыться, есть мясо, нужно поститься по понедельникам; а главное - что принимать это таинство можно только умирающим. Все это неправда.
Таинство Елеосвящения, одно из семи таинств Церкви, состоящее в помощи болящим, чающим выздоровления от недугов телесных и душевных, и дарует больному прощение забытых не исповеданных грехов (но не сокрытых сознательно). Это не напутствие на тот свет, но исцеление для этой жизни в покаянии. Оно ведет свое начало от апостолов, которые, получив власть от Иисуса Христа, "многих больных мазали маслом и исцеляли" (Мк. VI, 13).
Со всей определенностью и ясностью о Таинстве Елеосвящения говорит святой апостол Иаков: "Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви (т. е. Собор священников, откуда и другое название таинства - Соборование) и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь, и если он соделал грехи, простятся ему" (Иак. V, 14, 15). Определенно, апостол говорит о Елеосвящении не как о чем-либо новом, чего прежде не знали христиане, а только указывает на это врачебное средство как уже на существовавшее и общеизвестное, которым и заповедует пользоваться в случае болезней.
С XVII века на Руси совершалось общее Елеосвящение над здоровыми во всех кафедральных соборах и монастырях. Но уже к концу XVIII века совершение этого таинства составляло частную особенность священнослужения только в Московском Успенском соборе и в некоторых монастырях. Происходило это один раз в год, в Великий четверг.
Елеосвящение - это Таинство Исцеления. Православный писатель XIX века Евгений Поселянин писал: "Вовсе не сказано, что болезнь должна быть смертельной или чтобы человек находился в беспомощном состоянии. Не надо забывать, что в христианстве страдание душевное признается тоже болезнью... Итак, если я страдаю духом от смерти близких людей, от горя, если мне необходим какой-нибудь благодатный толчок, чтобы собраться с силами и снять с себя путы отчаяния, я могу прибегать к соборованию".
Таинство состоит из семикратного чтения Евангелия, Апостола и молитв, призывающих Божественную благодать. После каждого чтения батюшки помазуют соборующимся лицо, руки и ноги.
Елей в таинстве знаменует милость Божию и сострадание (вспомним притчу о милосердном самарянине), а добавляемое в него в небольшом количестве вино - Искупительную Кровь Спасителя. Кроме вина и масла верующие приносят с собой для совершения Таинства зерна пшеницы или пшена. Зерна символизируют зародыш жизни, а по смерти тела - воскресение.
После седьмого помазания священник раскрывает Евангелие и, держа его письменами вниз, возлагает - как бы исцеляющую руку Самого Спасителя - на голову больного и при этом молит Господа о прощении всех его грехов.
Как связанное с очищением от грехов и достойным причащением, общее Елеосвящение совершается в те дни, которые христианами избираются преимущественно для исповеди и приобщения Святых Христовых Тайн. Такими днями являются дни Великого поста. По традиции, общее Елеосвящение обычно совершают на Крестопоклонной или на Страстной седмице в навечерии Великого четверга или Великой субботы.
Источник:Мария Свешникова, Страна. Ру
Таинство Елеосвящения, одно из семи таинств Церкви, состоящее в помощи болящим, чающим выздоровления от недугов телесных и душевных, и дарует больному прощение забытых не исповеданных грехов (но не сокрытых сознательно). Это не напутствие на тот свет, но исцеление для этой жизни в покаянии. Оно ведет свое начало от апостолов, которые, получив власть от Иисуса Христа, "многих больных мазали маслом и исцеляли" (Мк. VI, 13).
Со всей определенностью и ясностью о Таинстве Елеосвящения говорит святой апостол Иаков: "Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви (т. е. Собор священников, откуда и другое название таинства - Соборование) и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь, и если он соделал грехи, простятся ему" (Иак. V, 14, 15). Определенно, апостол говорит о Елеосвящении не как о чем-либо новом, чего прежде не знали христиане, а только указывает на это врачебное средство как уже на существовавшее и общеизвестное, которым и заповедует пользоваться в случае болезней.
С XVII века на Руси совершалось общее Елеосвящение над здоровыми во всех кафедральных соборах и монастырях. Но уже к концу XVIII века совершение этого таинства составляло частную особенность священнослужения только в Московском Успенском соборе и в некоторых монастырях. Происходило это один раз в год, в Великий четверг.
Елеосвящение - это Таинство Исцеления. Православный писатель XIX века Евгений Поселянин писал: "Вовсе не сказано, что болезнь должна быть смертельной или чтобы человек находился в беспомощном состоянии. Не надо забывать, что в христианстве страдание душевное признается тоже болезнью... Итак, если я страдаю духом от смерти близких людей, от горя, если мне необходим какой-нибудь благодатный толчок, чтобы собраться с силами и снять с себя путы отчаяния, я могу прибегать к соборованию".
Таинство состоит из семикратного чтения Евангелия, Апостола и молитв, призывающих Божественную благодать. После каждого чтения батюшки помазуют соборующимся лицо, руки и ноги.
Елей в таинстве знаменует милость Божию и сострадание (вспомним притчу о милосердном самарянине), а добавляемое в него в небольшом количестве вино - Искупительную Кровь Спасителя. Кроме вина и масла верующие приносят с собой для совершения Таинства зерна пшеницы или пшена. Зерна символизируют зародыш жизни, а по смерти тела - воскресение.
После седьмого помазания священник раскрывает Евангелие и, держа его письменами вниз, возлагает - как бы исцеляющую руку Самого Спасителя - на голову больного и при этом молит Господа о прощении всех его грехов.
Как связанное с очищением от грехов и достойным причащением, общее Елеосвящение совершается в те дни, которые христианами избираются преимущественно для исповеди и приобщения Святых Христовых Тайн. Такими днями являются дни Великого поста. По традиции, общее Елеосвящение обычно совершают на Крестопоклонной или на Страстной седмице в навечерии Великого четверга или Великой субботы.
Источник:Мария Свешникова, Страна. Ру
Комментарии
Мы соборуемся уже очень давно и могу сказать, что после этого таинства всегда становиться намного легче. Проблемы становятся такими мелкими! В этом году, с Божьей помощью, поведу на соборование доченьку. Ей это особенно надо. Она в настоящее время в больнице на обследовании. Решается вопрос о дальнейшем лечении.
Спасибо за статью.
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
Не забывайте, что эта цифра условная.
↑ Перейти к этому комментарию
Если человек искренно проливает пред Богом покаянные слезы, то Господь прощает такого человека вне зависимости сказанного или несказанного.
Многие всопринимают таинство покаяния как фильтр грубой очистки (грехи, совершенные в ведении), а таиснтво Елеосвящения как фильтр тонкой очистки (грехи, совершенные в неведении), и наконец таинство Причащения попаляет все, что осталось греховного. Это позиция юридическо-потребительских отношений с Богом.
Неужели Господь, видя человека, который на исповеди сокрушается о своей прошлой безбожной жизни, скажет ему: "А вот ты 5 марта 1980 года блудную песню пела, а 4 июня 1985 г. мясо в пост ела", и т.д. Такому человеку обязательно посоветуют пройти фильтр тонкой очистки. Мало ли, что там еще записано в свитках грехов у демона.
↑ Перейти к этому комментарию
Мы соборуемся уже очень давно и могу сказать, что после этого таинства всегда становиться намного легче. Проблемы становятся такими мелкими! В этом году, с Божьей помощью, поведу на соборование доченьку. Ей это особенно надо. Она в настоящее время в больнице на обследовании. Решается вопрос о дальнейшем лечении.
Спасибо за статью.
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
Соборование - чисто народное название, которое не отражает в себе сути таинства. Соборование, т.к. таинство Елеосвящения должны совершать собрание (собор) семи священников.
Еще одно распространенное непонимание таинства - раздача масла после совершения Елеосвящения.
↑ Перейти к этому комментарию
Такое ощущение, что таинство не совершилось, мы обязательно почему-то должны взять этого масла в запас и мазаться им дальше. Ведь после совершения крещения никому не приходит в голову раздавать освященное масло и тем более миро.
скажите, как с ним поступить - выбросить или пользовать?
Лучше всего употребить в пищу.
↑ Перейти к этому комментарию
Существуют же водосвятые молебны где после молебна раздается вода.(сравнение приблизительное)
Прошу меня простить если я не права или где то ошибаюсь.
Нечто подобное бывает с "заговоренной" водичкой.
Вот его и нужно использовать при "домашних" помазаниях.
А что раздается всем желающим как крещенская вода?Или это нарушение со стороны духовенства,проводящего таинство официально признанное РПЦ?
Чин водосвятного молебна предполагает получение святой воды и использование ее после совершения чина. С Елеосвящением не так. Масло освящается для помазания конкретно во время совершения таинства. Мазаться им после частным образом, значит признать таинство незаконченным.
Всей Вселенской Церковью. Но всегда вокруг таинств есть место (к сожалению) предрассудкам и бессмыслицам.
Не вижу сходства между и чином Елеосвящения
Заговоренную водичку можно пить только тому, на чье имя она заговорена - Маслом можно мазаться только тому, кто учавствовал в таинстве. Маслом от святых мощей можно мазаться всем, а маслом таинства Елеосвящения только участникам.
Елей освящается для помазания болящего в контексте самого чинопоследования таинства.
Заговоренную водичку можно пить только тому, на чье имя она заговорена - Маслом можно мазаться только тому, кто учавствовал в таинстве. Маслом от святых мощей можно мазаться всем, а маслом таинства Елеосвящения только участникам.
↑ Перейти к этому комментарию
У меня среди многих знакомых бытует такой стереотип, что соборуются исключительно только перед смертью,что на соборование идут "не жильцы",очень болезные.
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
Не факт. В Священном Писании очень много подтверждений этому.
↑ Перейти к этому комментарию
Письма Иоанна Златоуста к Олимпиаде не читали?
↑ Перейти к этому комментарию
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: