Магазин handmade Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook 

Канон-свобода выбора или выбор свободы.

Канон-свобода выбора или выбор свободы. Наверное все обращали внимание на то, что иконки, которые продаются в иконных лавках, разные по стилю. Одни так сказать "классические", к которым мы привыкли, другие-похожие на портрет, живописные. Одним нравятся больше первые, другим-вторые. Бесспорно и те и другие имеют место быть, хотя я люблю канонические и не без основания. Я ни в коем случае не говорю, что живописные иконы надо исключить, нет, были случаи и чудотворений от них, и святые молились перед такими образами. Но я хочу поделиться мнением, почему предпочитаю именно канонические иконы.

Во-первых имея строгий канон, труднее ошибиться. Это как узкая тропа на зыбком месте, можно идти по ней не сворачивая и быть уверен что не ошибёшься, а можно побыть первопроходцем и нечаянно оступиться. Я не хочу оступаться, я хочу идти со спокойным сердцем, свободно, зная что своими опытами не смущу других.

Во-вторых перед живописной иконой легче молиться, потому что портретное сходство отвлекает мой "человеческий" взгляд, я любуюсь лицом и не вижу лика и потом неизвестно как выглядели многие древние святые, Пречистая, да и Самого Христа портрета нет, все описания словесны, а => и условны.

В-третьих далеко не всё можно изобразить живописно. Например преображение, явления Бог пророкам голосом, непорочность Девы и многое другое. Каноническое изображение очень условно и допускает большие вольности во времени и пространстве недопустимые в живописи, это и обратная перспектива, показывающая обращённость иконы к нам, внутрь нас, и пренебрежение времени, на многих иконах показывается сразу несколько событий и Богоматерь например может быть изображена несколько раз на одной иконе. Это богословие в красках, а не живописное и последовательное повествование. В такой иконе больше скрытого богословского смысла.

Как-то я поспорила по-хорошему, без раздражения и обвинений, с первокурсницей, а она с Украины, где западное влияние сильнее и живописных икон там больше, почему в нашем училище отдано предпочтение канону. Я ей говорю, что живопись слишком человечна, плотска, а она мне говорит что есть такие одухотворённые живописные иконы, перед которыми легче молиться чем перед каноническими. Я тогда вспомнила, что видела одном храме на стене живописную фреску погребения Христа и не могла там спокойно стоять, ну мужчину кладут во гроб, ведь Христос не был женщиной, и меня это сильно смущает, не могу так стоять на службе и тем более молиться. А в другом храме стоит большое деревянное распятие, очень живоподобное. Мне просто страшно стало, там не Господь наши за грехи страдает, а ужас и отчаяние человека. В православной традиции кстати на распятии Христос изображается спокойно распростёршим руки и как бы уснувшим. Это в католической традиции делается упор на Его человеческие страдания.

В общем конечно и те и другие иконы имеют право быть, но мне кажется, что канон больше отвечает молитвенному настрою и глубже по смыслу. Это конечно моё мнение, но я знаю что многие иконописцы со мной согласятся.
 
Какие иконы Вам ближе?
Опрос завершен.

Канонические
2 (33%)
Живописные
0 (0%)
И те и другие
3 (50%)
Не залумывалась
1 (17%)
Всего проголосовало: 6
BB-код для вставки:
BB-код используется на форумах
HTML-код для вставки:
HTML код используется в блогах, например LiveJournal

Как это будет выглядеть?
Страна Мам
Опрос: Канон-свобода выбора или выбор свободы.

Какие иконы Вам ближе?



В опросе приняли участие 6 пользователей.
Печать Получить код для блога/форума/сайта
Коды для вставки:

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам Канон-свобода выбора или выбор свободы.
  Наверное все обращали внимание на то, что иконки, которые продаются в иконных лавках, разные по стилю. Одни так сказать "классические", к которым мы привыкли, другие-похожие на портрет, живописные. Одним нравятся больше первые, другим-вторые. Бесспорно и те и другие имеют место быть, хотя я люблю канонические и не без основания. Читать полностью
 

Комментарии

профиль удалён удалённого пользователя
6 января 2012 года
0
Всегда предпочитала канон, но, действительно, много "насмотрелась" на Западе - и некоторыми вещами "прониклась". Поэтому, полагаю, в нашем пестром мире, есть место разным направлениям.
Просто канон - тоже нельзя писать формально - смотрела некоторые сайты иконописных мастерских - иногда складывается впечатление, что написан один и тот же лик, просто одеяния и подписи разные. Считаю это тоже неправильным. Какая-то рукописная штамповка получается. Индивидуальные черты можно придавать и не отступая от канона.
Ксюша2 (автор поста)
6 января 2012 года
0
Нас учат копировать со старинных образцов, сейчас вообще многие стараются вернуться к старинным прорисям и рисункам.
профиль удалён удалённого пользователя
8 января 2012 года
0
старинных образцов русских или византийских?
Ксюша2 (автор поста)
9 января 2012 года
0
И тех и других.
профиль удалён удалённого пользователя
8 января 2012 года
0
В ответ на комментарий Ксюша2
Нас учат копировать со старинных образцов, сейчас вообще многие стараются вернуться к старинным прорисям и рисункам.

↑   Перейти к этому комментарию
я и мой преподаватель стараемся найти изначально греческий извод (конечно, если это ранний святой) . Это он у меня поклонник византии - и мне прививает. Правда, на греческих изводах пропорции фигур бывают очень "приземленные" тогда мы делаеи сами прорись с греческого образца, где корректируем немного пропорции - вытягиваем лики и фигуры.
Ксюша2 (автор поста)
9 января 2012 года
0
Нас учат по византийским и древнерусским образцам, они и мне как-то ближе, но в любом случае канону отдаю предпочтение, не важно какому.
профиль удалён удалённого пользователя
22 января 2012 года
0
А мне кажется не так важно как написана икона,главное чтоб она вызывала благоговение.....Хотя,соглашусь.что слишком яркие отвлекают от молитвы....
И тоже я такого мнения,что в те времена фотографий не было и ни кто не знает,как на самом деле выглядели Святые,а им "придумали" внешность.
Ксюша2 (автор поста)
22 января 2012 года
0
Кстати в древности, не имея портрета, иконография святого просто излагалась письменно, текстом, а написать по словесному портрету можно по разному. Поэтому один и тот же свято и иконы Богородицы часто разные.
профиль удалён удалённого пользователя
22 января 2012 года
0
А почему,например,огромное количество вариантов Николая Угодника? Я вчера только просматривала какие есть иконы этого Святого.Удивленна.что все они разные,по внешности я имею в виду.
Ксюша2 (автор поста)
22 января 2012 года
0
Вот именно потому что по словесному портрету писали разные люди и по разному. Так и получилось много разных "Николаев чудотворцев".
профиль удалён удалённого пользователя
22 января 2012 года
0
спасибо за ответ!
Ксюша2 (автор поста)
22 января 2012 года
0
Надо будет, приходите ещё.

Оставить свой комментарий

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:


Закрыть
B i "

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам