Священник Александр Дьяченко. "Новый год" (рассказ).

А сам думаю, а туда ли я иду? Адрес специально на бумажку не записал, понадеялся, что запомню. Номера телефона тоже нет, подтвердить вызов мне никто не сможет. Так что приходится полагаться только на память, ну и на интуицию, разумеется. Пятый этаж, ни на входе в подъезд, ни возле квартиры никаких свидетельств о присутствии покойника.
Хотя, сейчас это обычное дело. Боятся люди разных неожиданностей. Мне знакомый батюшка рассказывал: у них в городке люди не стали заносить домой крышку от гроба, и оставили её на ночь у входа в подъезд А какие-то шутники решили позабавиться и утащили эту крышку. Утром хватились, а крышки нет. Что делать, где искать? Хоть плач. И тут звонок: это не вашу крышку несут наши факелоносцы? У них возле дороги ещё в советские годы поставили несколько таких привычных всем нам фигур. Как обычно, тётка с веслом, кто-то там с ядром, и бегущие факелоносцы. Несколько бегунов, все вместе, несущие один на всех горящий факел. Тётка с веслом и метатель ядра уже рассыпались и исчезли со своих постаментов, а бегуны всё ещё бегут. Вот туда, к факелоносцам эти клоуны и затащили крышку от гроба.
Когда несчастные плакали и снимали крышку, вокруг памятника стояли и смеялись какие-то люди.
Прежде чем позвонить в дверь, прислушался, а вдруг я ошибся?
Представьте себе картинку: вы весело, ничего не подозревая, отмечаете праздник "Новый год", а к вам вваливается батюшка в черной одежде и при этом совершенно трезвый: "Это у вас тут покойник?"
Легко с ума можно сойти, да еще при нашей всеобщей мнительности и суеверии.
Помню, это ещё в годы моей юности к нам в военный городок привезли из Афгана "Груз 200", причём перед самым Новым годом.
У нас тогда молодой офицер погиб, снайпер застрелил. И непонятно: то ли, случайно он высунулся, то ли, из-за того письма, что про жену из дому получил. Причём, не знаю уж по чьей вине, но родителей о том, что сын погиб и его домой везут, заранее не предупредили.
Те готовятся праздник праздновать, стол накрыли, шампанское охлаждаться поставили. Слышат им в дверь звонят, думали, соседи поздравлять пришли. Открывают, а за дверями такая беда... Вот ведь как в жизни бывает...
Прислушался, действительно за дверью поют, громкие радостные голоса. Точно ошибся. А что делать? Другого адреса у меня всё равно нет. Может рискнуть? Спрашивать ничего не буду, а только поздравлю народ, словно я "дед Мороз", и скажу: "Ой, простите люди добрые, ошибся", – а дальше стану действовать по обстановке.
Звоню, открывают. Смотрю: из кухни в коридор тянется длинный стол за столом человек пятнадцать, все выпившие и довольные. Сразу видно, времени зря не теряют. Я выпаливаю заготовленную тираду, а мне в ответ под общий восторг:
– Нет-нет, – не ошибся! Помогают раздеться и, протиснувшись между столом и стенкой, я иду в зал. Вхожу, действительно, в большой комнате в полнейшем одиночестве стоит на столе гроб, и в нём тело пожилого мужчины.
Это дед и отец тем, кто в это время пьёт и веселился за дверью. Приглашаю народ помолиться, думаю: сейчас все встанут и пойдут, – но не тут-то было!
Никто даже не шелохнулся, и уж тем более, не стал вставать. Только, как-то все поскучнели и враз замолчали. Веселье оборвалось, наступило тягостное молчание, и это на Новый-то год!
И я почувствовал себя тем крокодилом, из детского стишка, который у детей солнышко отобрал.
Родственники стали переглядываться между собой и о чём-то шептаться. А потом ко мне подошел молодой мужчина, ростом выше меня на голову с большими, и без сомнения, сильными руками. Он вежливо, но крепко обнял меня за плечи и попросил пройти с ним в другую комнату. Мы сели на диван, и тогда он спросил:
– Батюшка, сколько тебе надо?
Я его сперва не понял, но потом сообразил. Вопрос о пожертвовании за исполняемую требу всегда для меня неприятен, хотя служу уже давно. Как и во сколько можно оценить молитву? Для меня это всегда остается загадкой.
Потому никогда не назначаю плату, а принимаю пожертвование, – и только в том случае, если меня об этом спрашивают. Как правило, все требы оформляются за свечным ящиком и не мною, но эти люди телефонным звонком вызвали священника на дом, и заранее в церковь не приходили, – оно и понятно – Новый год. Я сказал об обычной сумме пожертвования, принятого у нас в храме. Мужчина, видимо сын усопшего, достал внушительную пачку крупных купюр и отсчитал деньги:
– Батюшка, вот здесь в два раза больше. И у меня к тебе просьба: – ты уж сам там чего придумай, только, пожалуйста, иди отсюда, не порти нам праздник...
Я шел по улице и не знал, что мне делать, плакать или смеяться?
Жалко было умершего старика. Еще не закопали, а уже забыли. Если ты не нужен даже самым близким тебе людям, то кому ты вообще нужен? Закопают, как старую ветошь и забудут. Никто за тебя никогда не помолится...
Хотя, кого здесь винить? Скорее всего, сам и виноват: растил, одевал, учил детей и думал, наверное, что это самое главное. А этого мало, человек ведь не поросенок. Ведь это же самое основное: из человека вырастить человека, а не едока. Человек, кем бы он ни был, и чем бы он не занимался, всегда будет человеком, а едок, каких бы он жизненных высот не достиг, так никогда и не поднимется выше уровня едока.
Иерей Александр Дьяченко
с сайта af0n.ru
Комментарии
↑ Перейти к этому комментарию
На мой взгляд, батюшка сделал ещё хуже. Он утвердил их представления о том, что священнику ничего, кроме денег, не нужно.
На мой взгляд, батюшка сделал ещё хуже. Он утвердил их представления о том, что священнику ничего, кроме денег, не нужно.
↑ Перейти к этому комментарию
Обличение, по слову святых отцов, может ожесточать. Дело не в том, что не захотели помолиться - не все это умеют... а в том, что
Какое-то не то что не христианское, а вообще не людское отношение, прямо-таки озверение...
Рассказ мне неприятен, т.к. вижу в нём лишь одну цель - "перемыть кости" "плохим" людям и оправдать себя.
По мне, мораль рассказа более чем прозрачна - это последний абзац, про человека и едока. И даже более - про то, что раньше даже записные атеисты всё же не позволяли себе по отношение к усопшему такое поведение. а в постсоветское время с людьми творится невесть что... ведь недаром в рассказ вставлено повествование про крышку гроба и факелоносцев - это всё о том же, о рас-человечивании современных людей. Как может человек стать христианином, если пока не научился (или уже разучился) быть просто человеком???
По мне, мораль рассказа более чем прозрачна - это последний абзац, про человека и едока. И даже более - про то, что раньше даже записные атеисты всё же не позволяли себе по отношение к усопшему такое поведение. а в постсоветское время с людьми творится невесть что... ведь недаром в рассказ вставлено повествование про крышку гроба и факелоносцев - это всё о том же, о рас-человечивании современных людей. Как может человек стать христианином, если пока не научился (или уже разучился) быть просто человеком???
↑ Перейти к этому комментарию
Рассказ мне неприятен, т.к. вижу в нём лишь одну цель - "перемыть кости" "плохим" людям и оправдать себя.
↑ Перейти к этому комментарию
"Оформляются" - наверное много документов оформляется: печати, подписи, квитанции.
Опять нелогичность вот этих словах:
и
После слов сынули нужно было уйти, оставив его двойную мзду в квартире.
Очень часто приходится во многом людям отказывать, даже если они на это обижаются.
"Оформляются" - наверное много документов оформляется: печати, подписи, квитанции.
Опять нелогичность вот этих словах:
и
После слов сынули нужно было уйти, оставив его двойную мзду в квартире.
↑ Перейти к этому комментарию
"Оформляются" - наверное много документов оформляется: печати, подписи, квитанции.
Опять нелогичность вот этих словах:
и
После слов сынули нужно было уйти, оставив его двойную мзду в квартире.
↑ Перейти к этому комментарию
Наверху каждый за себя будет отвечать сам. И дети ответят за свой поступок, и батя их за подобное воспитание...
А пошел бы без денег: конфликт неизбежен был бы!
Уверяю Вас, конфликта не было бы.
"Оформляются" - наверное много документов оформляется: печати, подписи, квитанции.
Опять нелогичность вот этих словах:
и
После слов сынули нужно было уйти, оставив его двойную мзду в квартире.
↑ Перейти к этому комментарию
Поверьте, есть случаи, когда брать не стоит. И это не только в жизни священнослужителя.
↑ Перейти к этому комментарию
Все нормально. А священника позвали, потому же, почему и крест на груди у большинства висит....
На всякий случай.
Послевоенное время. Мама и бабушка в выходной день испекли печенье.Немного, продуктов нет. Двух мальчиков позвали пить чай. Все сели за стол, мальчики все печенье поделили на 2 кучки между собой. Когда все печенье было съедено, один из мальчиков увидел следующую картину :мама пила пустой чай, а бабушка долго помешивала свой чай, и смотрели, как дети съели печенье.
На всю жизнь в память врезался этот рассказ. И дочери его рассказала.
Хотя понятно, что это уже мелочи. И взял ли он те деньги, тоже неважно.
Деда жалко.
Прямо сюжет для рассказа
Мы решили перенести ДР на след день (только муж пока не знает
Утром на панихиду, вечером за стол?
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: