Магазин handmade Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook 

Вальдорф: да или нет?

Вальдорф: да или нет? Для того чтобы соблюсти авторские права сразу скажу текст не мой, статью нашла в журнале Лиза Мой ребенок
(автор: Ася Штейн, педагог), размещаю по просьбе трудящихся
.

Когда впервые оказываешься в валдорфском детском саду, кажется,Ю именно таким и должно быть детство,
осененное пением воспитательницы, вымешивающей на глазах у ребятишек тесто для хлеба или мастерящей
кукол для очередного праздника, среди деревянной мебели и уютных рукодельных игрушек. Здесь каждый
малыш чувствует себя желанным, любимым и неповторимым. Наверное, этим и объясняется успех вальдорфских
садов в России, где официальная педагогика порой игнорирует индивидуальность ребенка. Однако, прежде чем
отдать кроху в вальдорфский детский сад, стоит поближе познакомиться с этой педагогикой и понять, насколько
приемлемы для вашей семьи образ жизни и декларируемые в таких садах принципы. Вальдорфский сад -
составляющая философской системы, вызывающей отнюдь не однозначные отклики.

Назад к прроде

В 1919 году при табачной фабрике "Вальдорф Астория" была открыта маленькая школа для детей рабочих.
Инициатором ее создания был Рудольф Штайнет, эксцентричный, чудоковатый философ, создатель и идеолог
нашумевшего в начале двадцатого столетия антропософского учения, ставившего своей задачей существенно
изменить или, во всяком случае, вернуть к первоначальному замыслу человеческую природу, испорченную
технократической цивилизацией и авторитарным воспитанием.

В течение многих столетий в европейской педагогике бытовало мнение, что ребенок - это "недоделанный
взрослый". Методом кнута и пряника надо его усовершенствовать, чтобы он занял надлежащее ему по рождению
и материальному положению в обществе.

Штайнер одним из первых в Европе заговорил о том, что детство - уникальный период в жизни человека, что
малыш обладает безграничным творческими и духовными возможностями, что родители и воспитатели должны не
стремиться скорее сделать ребенка взрослым, а наоборот, помочь ему подольше оставаться маленьким, полнее
раскрыть свой творческий потенциал, насладиться всеми прелестями раннего возраста.

Вальдорфская педагогика, клторую нередко именуют "педагогикой равных возможностей" ориентирована на
личность ребенка независимо от его интеллекта, способностей, материального и социального положения,
национальности.


Штайнер писал: "По-настоящему плодотворной школа сможет быть тогда, когда учителя будут исходить в своей
работе из потребностей в развитии конкретных моментов развития".



Вальдорфский детский сад:

будни...

основной принцып жизни вальдорфовского сада - ритм. Циклы концентрации в течение дня чередуются с
циклами расслабления. Свободная игра, которой придают колоссальное значение, сменяется группповыми
занятиями, за уборкой следует прогулка, за сказкой - эвритмия. Считается, что малыш чувствует себя гораздо
комфортнее, когда знает, что он будет делать в каждый момент дня и недели: по понедельникам делаем салат, по
вторникам рисуем жидкой акварелью, по средам лепим из воска...

- Вальдорфская группа - разновозрастная, и маленькие дети учатся, подражая старшим, и одеваться, и убирать за
собой, и рисовать, и лепить. Все как в семье. А воспитательница выполняет роль мамы, которая занимается
повседневными делами: готовит, убирает, чинит детскую одежду,шьет кукол, а время от времени присоединяется
к ребятам: поиграть с ними, рассакзать сказку, помочь в каком-то сложном деле.

- Огромное внимание уделяют здесь ручному труду: все дети учатся вышивать, резать по дереву, работать на
гончарномкреге и ткацком станке. Соприкосновению с живыми, теплыми материалами, шерстью и шелком,
деревом, воском и глиной здесь придают особое значение: считается, что это способствует правильному
духовному развитию и интеллектуальному созреванию.

- Не меньшую роль играют и занятия изобразительным искусством. Это не уроки рисования в общепринятом
смысле, а игры с красками, во время которых дети учатся находить самостоятельные творческие решения, а не
копировать данный воспитателем шаблон. Причем красок дается всего три: красная, желтая и синяя. Дети должны
сами составлять дополнительные цвета из основных.

- Ежедневно в группе проводится так называемая ритмическая игра: своеобразное сочетание свободных
движений с музыкой, пением, декламацией стихов. Кроме того, рассказывая ребятам сказку, воспитательница
сопровождает ее игрой на каком-то музыкальном инструменте: ксилофоне, флейте, лире. Эти инструменты
свободно лежат в каждой группе, и каждый ребенок может взять его и попробовать поиграть самостоятельно.

...и праздники

Обилие праздников - теплых, ярких, красочных - тоже связано с идеей ритма. На смену зиме приходит весна, на
смену лету - осень, и каждому времени года отмечено особыми праздниками. Ничего общего с опостылевгими
детсадовскими утренниками, где окаменевшие от смущения дети "выстреливают" зазубренные наизусть стихи,
они, конечно, не имеют. Все вместе - малыши, родители, воспитатели - от души веселятся. На Рождество
разыгрывают мистерию р звезде и волхвах, на Масленицу водят хороводы и жгут чучело Зимы, на Пасху катают
разноцветные яйца. На праздник урожая, который отмечают ранней осенью, пекут все вместе в группе пироги с
капустой. А в ноябре, когда дни коротки и неуютны, устраивают Праздник фонариков, когда дети ивзрослые берут
в руки самодельные фонарики с зажженными свечками и с пением отправляются искать волшебное царство
гномов. С размахом празднуют и детские дни рождения: в честь именинника читают стихи, поют песни, дарят ему
подарки, сделанные собственноручно: лоскутные мячики, тряпичные куклы, поделки из природных материалов.

Ложка дегтя

Но если плюся вальдорфовско педагогиги видны с порога, и они буквально очаровывают и детей, и взрослых, то о минусах вы поначалу можете даже не догадаться, но тем не менее они есть, и весьма существенные.
- Во-первых, нельзя забывать, что вальдорфская педагогика базируется на принципах антропософии - учения, которое остается достаточно жесткой идеологической системой, связанной с оккультизмом, мистикой, эзотерическими учениями. И даже если это напрямую не отражается на жизни детского сада, исподволь все равно влияет на формирование личности ребенка.
- Во-вторых, один из базовых принципов вальдорфской педагогики - позднее (в 10-12 лет) начало обучения в общепринятом понимании этого слова. До полноо созревания так называемого "астрального тела" заниматься развитием интеллекта вальдорфские педагоги не рекомендуют. А поскольку большинство детей после вальдорфского сада все же поступает в обычные школы, это создает сложности. Конечно, можно было бы заниатьсяс малышом дома или отдать его дополнительно на курсы подготовки к школе. Но подобное не приветствуется в вальдорфских садах, и, узнав, что ребенок где-то учится, вам, скорее всего, порекомендуют прекратить занятия. Можно не афишировать, что вы учите малыша азбуке или игре на фортепьян, но так вы обречете кроху на двойную жизнь.
- То же самое касается и других вещей. Взять, например, игрушки. В вальдорфовских садах они особенные самодельные куклы из натуральных материалов, некрашенные игрушки из дерева и глины. Обычные куклы, машинки, конструкторы под запретом: ребенок должен играть лишь самодельными, развивающими фантазию и творческие способности игрушками. Возможно, многие родители с этим согласятся, но вряд ли дворовые приятели вашего малыша всерьез отнесутся к идее, что чурочки и тряпичные "голыши" круче радиоуправляемого автомобиля и куклы с приданым. А значит, ребенок или выпадет из детского социума, станет аутсайдером и будет страдать, или будет играть дома в обычные магазинные игрушки, а значит вновь будет обречен вести двойную жизнь.

Кому хорошо в таком саду?

И все же не стоит с ходу категорично отрицать для себя возможность отдать кроху в вальдорфский сад. Эта педагогика выдержала столетнюю проверку временем. И несомненные ее плюсы: семейные отношения между детьми и воспитателями, индивидуальный подход к каждому ребенку, размеренный ритм жизни в группе, обилие творческих занятий - все это при определенных обстоятельствах может перевесить минусы и недостатки.
В вальдорфском саду комфортно робким, ранимым малышам, которые плохо переносят разлуку с мамой. Здесь с пониманием отнесутся к особенностям характера гиперактивного или, наоборот, медлительного ребенка, мягко скорректируют сложности поведения. Хорошо чувствуют себя в вальдорских группах и творчески одаренные дети, склонные к интуитивно-образному, а не рационально-логическому восприятию мира. Словом, все те "неудобные", "неформатные" малыши, которые не вписываются в стандарты официальной педагогики и для которых адаптация к обычному детскому саду сопровождается психологическими травмами.
Печать Получить код для блога/форума/сайта
Коды для вставки:

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам Вальдорф: да или нет?
  Для того чтобы соблюсти авторские права сразу скажу текст не мой, статью нашла в журнале Лиза Мой ребенок
(автор: Ася Штейн, педагог), размещаю по просьбе трудящихся .
Когда впервые оказываешься в валдорфском детском саду, кажется,Ю именно таким и должно быть детство,
осененное пением воспитательницы, вымешивающей на глазах у ребятишек тесто для хлеба или мастерящей Читать полностью
 

Комментарии

Marisa
21 мая 2010 года
0
Мы в принципе к ней и склоняемся. Достоинств намного больше, чем недостатков...
Flora (автор поста)
21 мая 2010 года
+1
А обучение с 10-12 лет не поздно?
Marisa
21 мая 2010 года
+1
Пусть лучше ребенок выучит таблицу умножения в 12, но зато будет добрым и творчески мыслящим
Flora (автор поста)
21 мая 2010 года
+1
Да это важно бесспорно.
Flora (автор поста)
22 мая 2010 года
+1
А вот японский педагог Масару Ибука за раннее развите. Мне как-то ближе его позиция. Например считается, что до 7 лет дети воспринимают любой язык как родной.
Чертенок13
21 августа 2010 года
0
Интересная статья,никогда не слышала о подобных садах,нам уже об этом думать поздно мы во второй класс перешли.Но вот если бы наши сады взяли бы часть их отношения и метолик без лишнего фанатизма было бы очень хорошо!
Flora (автор поста)
21 августа 2010 года
0
Да, мне тоже многие моменты нравятся. Но в наших садах наверное группы великоваты для того чтобы подобным образом с детками заниматься.
Чертенок13
21 августа 2010 года
0
Мне кажется это в головах,а не в кол-ве детей,сынок помню когда ходил в ясли у них числилось человек 17-19,ходило 9-11,так воспитательница садилась в коридорчик между группами и грызла семечки с др.воспитательницой из соседней группы.
Flora (автор поста)
21 августа 2010 года
0
Ну да, о минусах наших детсадов уже много написано.
zzzhhhyyy
24 августа 2010 года
+1
мне кажется, даже если не поддерживать идею вальдорфских школ и садов, можно просто к ним присоединиться в знак протеста нашей стандартной системе обучения))))) в наших детских садах, обычных, мне кажется уже совсем не осталось тех самых Воспитателей - внимательных и педагогичных, любящих детей.

кстати, пардон, но говорить о жесткой идеологии, связанной с оккультизмом, может только тот человек, который вообще не знаком с теорией и идеями Штайнера.... обидно прям
Flora (автор поста)
27 августа 2010 года
0
У меня собственно познания только из этой статьи. Я сама стараюсь с фанатизмом не относиться ни к одной методике, предпочитаю комбинировать.

Оставить свой комментарий

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:


Закрыть
B i "

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам