Магазин handmade Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook 

Письмо больничном священнику (свящ. Константин Пархоменко о крещении слабых новорожденных).

Не хотела сегодня помещать эту запись, но так сложились обстоятельства, что пришлось это сделать - возникла тема в СМ как раз... Знаю, что этот вопрос может вызвать весьма активные споры и прошу не переусердствовать.

Письмо больничному священнику

Священник Константин Пархоменко

Это не статья, а письмо, написанное священнику служащему в больнице, которое я решил сделать открытым. Зачем? Потому, что поднимаемые здесь вопросы актуальны всегда и для всех. Можно ли молиться за Божественной Литургией за некрещеных людей?.. Кажется, что ответ абсолютно однозначен – нельзя! Но на самом деле, если мы обратимся к христианской древности, причем не к первым векам христианства, когда богословие еще не сформировалось, а к самой что ни на есть зрелой, византийской поре, мы увидим удивительную вещь.

Если человек готовился принять крещение (а этот период продолжался несколько лет) и внезапно умирал, он поминался за Литургией как… христианин. Естественно, его поминали и на заупокойных богослужениях. Так же дело обстояло и с младенцами. Если его не успели крестить, но собирались это сделать, тем более провели над ним положенные для новорожденного чины, он тоже считался маленьким христианином. Даже если само крещение совершить не успели и малыш предал душу Богу.

Но редко кто об этом знает. И получается вопиющая по своей трагичности картина. Скажем, недоношенного ребенка, родившегося в христианской семье, причем мама молилась, причащалась… помещают в кювету, в стеклянный бокс. Родители приглашают священника. Но тому не разрешают касаться младенца. Как крестить ребенка? Родители мечутся – только бы малыша успеть крестить, а то ведь за малютку в храме и не помолишься.

Один священник в такой ситуации прочитал Чин Крещения и оставил святую воду врачу. Чтобы тот помазал ею ребенка. То есть, таким образом, Крещение было бы совершено.

Но есть и другой вариант. Совершить над малышом Чины оглашения. А крещение отложить пока кювету не откроют. В любом случае, этот ребенок будет, по византийской и древне-христианской практике считаться христианином. И за него можно будет молиться как за члена Церкви. Пусть еще не вошедшего в храм, но стоящего, говоря, условно, на пороге.

Уважаемый отец N.

Простите, что я обращаюсь к Вам и беспокою.

Так случилось, что я дважды был в Вашей больнице. То, что для Вас ежедневная реальность – болезнь и смерть детей, слезы родителей, на меня, как человека в некотором отношении постороннего этому (я служу в соборе, в центре города) производят колоссально сильное впечатление, можно сказать духовно встряхивают.

Первый раз я был в больнице и совершал крещение умирающего младенца в 2001 году. Это была девочка и она выжила.

Второй раз я крестил ребенка (тоже девочку) в дни нынешнего Великого Поста. Она умерла.

Когда я в этом году приехал в больницу ребенок был в тяжелейшем состоянии. Это был младенец 5-ти, с небольшим, месяцев от времени зачатия. Ростом с маленькую куклу.

Врач, несмотря на все уговоры открывать кювету с ребенком отказался. Главврач также этого не разрешил. Девочка могла умереть в любой момент некрещеная (потом она прожила 10 дней).

Мы попали в тупиковую ситуацию – что делать? Мы приехали крестить ребенка, но ведь крестить «через стекло» невозможно.

Тогда я прочитал молитвы Первого дня, совершил чин Наречения имени и провел воцерковление.

Как воцерковление, если мы были вне храма? Думаю, что и последнее я мог сделать, потому, что рядом со мною присутствовали родственники девочки и их знакомые, и все они были действительно верующими людьми (бабушка и крестная пели в храме, другие являлись прихожанами разных храмов, одна из женщин - сотрудница нашей Епархии).

Конечно, воцерковление, по самому своему именованию, проводится в храме, но тут по болезни Сама Церковь в нашем лице, в лице верующих, пришла к ребенку.

После окончания чтения молитв я сказал родственникам, что они могут молиться о ребенке за Божественной литургией.


Но, через несколько дней, родственники позвонили мне и плача сообщил, что кто-то из клира больничной церкви сказал им, что раз ребенок некрещен, никакой молитвы за Литургией быть не может и никаких уступок тут не делается.

Собственно, мы и сами собирались, как это станет возможно, крестить ребенка, через день-два кювету открыли и мы совершили Крещение.

Но вопрос в другом, в принципиальной допустимости или недопустимости молитв на литургии за некрещеного.

Я не знаю, кто беседовал с родственниками, может быть, это были Вы, может быть, кто-то из служителей.

Просто напомню, что мои слова сказанные родителям не были противоканоническим жестом сострадания, но имеют под собою действительную основу.

Нужно лишь вспомнить практику древней Церкви. В IV-V вв. и в последующие десять веков обычно крестили детей по достижении ими трехлетнего возраста1.

Что же делали с новорожденными? Их оглашали.

Сразу по рождении ребенка читались молитвы Первого дня, затем нарекалось имя. На сороковой день младенца приносили к храму и воцерковляли. Непосредственно после воцерковления дети считались «некрещенными христианами». Так их называют древние Константинопольские Евхологии и наш Потребник патриарха Филарета (Москва. 1625г.).

За такого младенца молились за Евхаристией. Если такой оглашенный младенец внезапно умирал, за него молились как за полноценного христианина.

В древних Константинопольских Евхологиях вообще не существовало чина Како младенца крестити страха ради смертнаго, ибо этого «страха» не было. Этот чин пришел от католиков и встречается лишь со времен Требника Петра Могилы.

То, что у нас сегодня Воцерковление совершается после Таинства Крещения, является нарушением древней (существовавшей вплоть до 17-го века) практики. Да и сами Требники обличают нас, ведь печатается же там Воцерковление перед Крещением.


Итак, повторю: Если младенец рождался от верующих православных родителей, над ним по рождении были проведены чины 1, 8, 40 дней, и он внезапно погибал, этот маленький человек считался христианином.

Сегодня об этом мало кто знает и поэтому расхожее мнение: некрещен – нельзя поминать в Церкви за Литургией, стало нормой.

Не зная древней практики Церкви, пусть практики экстремальной, но все же подлинной, а не какой-то вымышленной, мы лишаем родителей возможности поминать дорогих их сердцу малюток в самые священные минуты Богослужения.

Зачем я Вам об этом пишу? Мне кажется, что для больницы такого типа, которую вы окормляете, когда бывают закрытые стеклянные боксы и в них умирающий ребенок, нелишне знать и практику приобщения к Церкви через так называемые предкрещальные чины.


С уважением

Свящ. К. Пархоменко.


P.S. По данному вопросу могу порекомендовать литературу в которой эти темы обсуждаются: Арранц М., свящ. Чин оглашения и крещения в Древней Руси. //Символ. 1988-№19; Арранц М. Крещение и Миропомазание. Таинства Византийского Евхология. Ч. 1. Рим. Руссикум. 1998. (Здесь указана библиография); Дмитриевский А. Древнейшие Патриаршии Типиконы: Свято-Гробский Иерусалимский и Великой Константинопольской Церкви. Киев. 1907; Алмазов А. История чинопоследований крещения и миропомазания (с приложениями). Казань. 1884.

Об этом пишу и в своей книге: Таинство вхождения в Церковь. СПб.: «Нева» – «ОЛМА-ПРЕСС». 2002.

1 Вспомним слова св. Григория Богослова: «Что скажем о младенцах, которые не разумеют ни того, что такое благодать, ни того, что такое наказание. Крестить ли их? Непременно, если надлежит опасность. Относительно же прочих я даю совет дожидаться трех лет или немного более, или менее того, чтобы сколько-нибудь могли слышать и повторять нужные слова таинства и если не совершенно, по крайней мере, образно понимать его» Migne. PG. t. 36, 400. Перевод цитируется по: Еп. Рижский. Богослужение Русской Церкви домонгольского времени. М. Изд. Московского Университета. 1847. С. 13.

Новгородский епископ Нифонт (XII век) на вопрос, как долго можно откладывать крещение детей, отвечал: «В этом для мужского пола нет греха и до десяти лет, а про девочек не спрашивай, ибо они могут быстро согрешить у вас и в юности» Вопросы Кирика. § 49. Цит. по: Г. Кречмар, проф. Служение крещенного миру по свидетельству отцов Церкви //Богословские Труды. Сб. 10. М. Изд. Московской Патриархии. 1973. С. 155.

Конечно, если ребенок был подозрительно слаб, его крестили тут же, не медля. В XI веке митрополит Киевский Иоанн (ум. 1080) на вопрос: «Можно ли крестить новорожденное дитя, если оно больно?..» отвечает: «... относительно здороваго [дитяти] Отцы повелели ожидать трех и более лет. Но для внезапных случаев смерти срок необходим короче, если же совсем больно, пусть будет и 8 дней, даже и того меньше, чтобы не умерло некрещенным. Таких младенцев крестить, в какой бы день и час ни настояла опасность смерти» Русская историческая библиотека. VI. Правила митрополита Иоанна. Правило I. СПб., 1880. С. 1-2
Печать Получить код для блога/форума/сайта
Коды для вставки:

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам Письмо больничном священнику (свящ. Константин Пархоменко о крещении слабых новорожденных).
Не хотела сегодня помещать эту запись, но так сложились обстоятельства, что пришлось это сделать - возникла тема в СМ как раз... Знаю, что этот вопрос может вызвать весьма активные споры и прошу не переусердствовать.
Письмо больничному священнику
Священник Константин Пархоменко
Это не статья, а письмо, написанное священнику служащему в больнице, которое я решил сделать открытым. Зачем? Читать полностью
 

Комментарии

Забава Путятишна
22 ноября 2011 года
+4
Мария Травкина пишет:
Не зная древней практики Церкви, пусть практики экстремальной, но все же подлинной, а не какой-то вымышленной, мы лишаем родителей возможности поминать дорогих их сердцу малюток в самые священные минуты Богослужения.
Золотые слова.
tigrik
22 ноября 2011 года
+1
очень познавательно и я бы сказала что то что тут написано по-человечески правильно.теперь еще и оказывается не противоречит всем канонам
Мария Травкина (автор поста)
22 ноября 2011 года
+1
При условии, что малыша готовили ко крещению, конечно.
tigrik
22 ноября 2011 года
0
Мария Травкина пишет:
, конечно
конечно
Vereteno
22 ноября 2011 года
+2
Мария Травкина пишет:
Относительно же прочих я даю совет дожидаться трех лет или немного более
Всегда была уверена, что чем раньше окрестят тем лучше, а правильнее до 40 дней со дня рождения....
Мария Травкина (автор поста)
22 ноября 2011 года
+1
Как видите, это необязательно.
Vereteno
22 ноября 2011 года
+1
Мария Травкина пишет:
это необязательно.
А действительно ли не обязательно? Вот в чем вопрос? У церкви единого мнения на это счет нет
Мария Травкина пишет:
дожидаться трех лет или немного более
Мария Травкина пишет:
нет греха и до десяти лет, а про девочек не спрашивай
А куда уж нам несведущим решать.....
Мария Травкина (автор поста)
23 ноября 2011 года
+1
Vereteno пишет:
А действительно ли не обязательно? Вот в чем вопрос? У церкви единого мнения на это счет нет
Не обязательно - значит, можно раньше, можно позже.
Аташа мама
15 мая 2012 года
0
В ответ на комментарий Vereteno
Мария Травкина пишет:
Относительно же прочих я даю совет дожидаться трех лет или немного более
Всегда была уверена, что чем раньше окрестят тем лучше, а правильнее до 40 дней со дня рождения....

↑   Перейти к этому комментарию
до 40 дня со дня рождения ребенка его маме в церковь нельзя заходить. а не каждая мама согласится на крещение без ее присутствия. мы ждали 40 дней, потом крестили.
Vereteno
15 мая 2012 года
0
Аташа_мама пишет:
до 40 дня со дня рождения ребенка его маме в церковь нельзя заходить
Впервые слышу
Аташа мама
16 мая 2012 года
0
так сказали нам в соборе типа после родов должно пройти 40 дней. потом в церковь можно ходить. вот мы и ждали.
Superprincessa
23 ноября 2011 года
+1
за 3 года столько всего произойти может. моему племяннику 3 года. крещён был в первый месяц рождения. так он говорит ещё не чётко, но уже не одну молитву знает и церковь с родителями посещает. они стараются его регулярно причащать. а еслиб не был крещён, то был бы лишён этого. зачем?
Elena Efimovich
23 ноября 2011 года
+1
Когда я дочку родила, меня уже из больницы забрали, я попросила маму тут же сходить в церковь и спросить, когда можно её крестить. Маме сказали с 8-го дня. Позже я узнала, что если ребёнок слабенький, то и в день рождения можно. А сыночек родился уже мёртвым: над ним при жизни, конечно, никакие молитвы не были прочитаны. Я лежала в реанимации, его хоронили без меня... Мама спросила в церкви, что можно в такой ситуации... Ей сказали, что можно его окропить с именем, которое ему собирались дать родители, и келейно поминать с этим именем. Однажды на могилку приехал наш знакомый батьшка (мы знакомы с детства, всё что со мной произошло ему известно), когда он молился на могилке, то спросил ка мы его назвали. Я ему напомнила, что чина крещения не было, но мы зовём его Сергий - он помолился о Сергии.

А насчёт возроста крещения расскажу всем о общении с архимандритом Ефремом (атопедский настоятель). 15 ноября он был в нашем приходе и отвечал на вопросы прихожан. Перескажу Вам ответы на 2 вопроса. Первый был о том, когда надо крестить ребёнка. Ответ звучал примерно так: чем раньше, тем луше - не лишайте своих детей СВЯТОГО ПРИЧСТИЯ. А втрой касался того, то многие дети в подростковом возросте не хотят ходить в церковь вообще. Архимандрид Ефрем ответи, что если они в младенчестве причащались и вкусили ТЕЛО И КРОВЬ ХРИСТОВЫ, то как бы они не уходили от церкви, всё равно по кругу вернуться в НЕЁ!!! Вот и думаем, когда же лучше крестить своих деток.
М_Таня
26 ноября 2011 года
0
Elena Efimovich пишет:
Первый был о том, когда надо крестить ребёнка. Ответ звучал примерно так: чем раньше, тем луше - не лишайте своих детей СВЯТОГО ПРИЧСТИЯ. А втрой касался того, то многие дети в подростковом возросте не хотят ходить в церковь вообще. Архимандрид Ефрем ответи, что если они в младенчестве причащались и вкусили ТЕЛО И КРОВЬ ХРИСТОВЫ, то как бы они не уходили от церкви, всё равно по кругу вернуться в НЕЁ!!! Вот и думаем, когда же лучше крестить своих деток.
Наумочка
23 ноября 2011 года
+2
Согласна. Чем раньше, тем лучше. Мы своих крестили в первый месяц после рождения. Меня грела мысль, что во-первых дитенка можно причащать, а во-вторых, ежели что,за него могу молиться не только я , но и вся Церковь. А соборная молитва - великое дело.
Кудряшка Лью
3 декабря 2011 года
+1
Благодарность автору поста!!!!!!!!!!!!!

Нужная информация!!!!!
Необычная девушка
5 декабря 2011 года
0
Мария Травкина пишет:
а про девочек не спрашивай, ибо они могут быстро согрешить у вас и в юности
Почему это???
Мария Травкина (автор поста)
5 декабря 2011 года
0
это не ко мне вопрос, а к автору этого текста.
Мария Дракон
15 мая 2012 года
+1
...А мне разрешили крестить в реанимации, хотя малыш был в кювезе, и даже миром его мазали... только крестных не было, потому что кроме меня и священника никого не пустили... (крестик просто рядом с ним в кювез положили)
Анастасия83Е
16 мая 2012 года
0
моих деток крестили на 10 старшую, на 12 день младшего.

Оставить свой комментарий

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:


Закрыть
B i "

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам