Православная семья: вопросы и ответы.
Какую семью можно назвать православной? С чего она начинается?
Православная семья – это семья, в которой участвуют трое. Третий – а точнее, первый, – Христос. Он определяет правила и нормы семейной жизни; перед Ним отвечают муж и жена за целостность своего союза и за исполнение своего брачного обета; Он дарит им ни с чем не сравнимое супружеское счастье; Он же и помогает им преодолевать все скорби и трудности.
Начинается семья с бракосочетания. Бракосочетание может быть гражданским, церковным (религиозным), или – как в современной России и в сопредельных странах – двояким: гражданским и церковным. Церковное бракосочетание - это Таинство, особое священнодействие, в котором молодожены приобщаются Божией благодати, дара супружества.
Проблема, однако, состоит в их способности принять этот дар, т. е. в действенности Таинства (как, впрочем, и гражданского акта). Бывает, что молодожены заключают брак лишь по форме, но не по существу, не имея свободного намерения и твердой решимости отдать себя друг другу, полностью и навсегда. В таком печальном случае семья вообще не создается, и вместо развода следовало бы признавать такие браки недействительными ab initio.
"Широкая" свадьба
У нас скоро свадьба. Сразу после венчания мы бы хотели уехать вдвоем на пару недель, но наши родители настаивают на широкой свадьбе с лимузином, шампанским и рестораном - "чтобы не хуже, чем у людей..." Должны ли мы с ними согласиться?
Ни в коем случае - при условии, что между вами двоими есть полное единодушие, как тому и следует быть.
"Широкие" свадьбы с ресторанным застольем, где водка льется рекой, и главная задача - "не ударить лицом в грязь" (за вычетом тех, кто, нагрузившись алкоголем, исполняет это в буквальном смысле), относятся к числу самых пакостных предрассудков, связанных с браком. И православные верующие, конечно, обязаны противостоять этому безумию, особенно когда речь идет об их собственном бракосочетании.
Пусть каждый из вас двоих ссылается на желание другого, а вместе - на пастырский совет священника. Надо держаться спокойно, вежливо, но твердо и даже не без юмора. Например, так:
- Дорогие родственники и друзья! Мы вас очень любим и благодарим за ваше участие к нашему празднику. Если хотите нас навестить, милости просим в любой удобный день после нашего возвращения. Если хотите подарить нам подарки, примем с благодарностью. Если желаете материально поддержать ресторан, просто отдайте туда нужную сумму. Если же хотите, чтобы потратились мы, то скажите, сколько мы вам должны: мы заработаем денег и отдадим...
Для вас широкая свадьба - это пьянка. Так вот, пьянкой она становится только для пьяниц... Самое удивительное, что вы советуете нарушить Заповедь Божью, которая гласит: почитай отца своего и мать свою... Ведь родственники жениха и невесты только на свадьбе зачастую и могут узнать друг друга.
Если Вы прочитаете вопрос, то увидите, что широкая свадьба становится пьянкой не для нас, а для тех, кто его задал, точнее - для их родителей. Исходя из этого сформулирован и ответ.
Ваше возражение относится к христианскому образу жизни и отношений между поколениями, в то время как молодожены, приславшие нам вопрос, не имеют христианского наследия и вынуждены самостоятельно устраивать свою молодую жизнь на христианских началах, в противостоянии анти-христианским обычаям и предрассудкам, отравляющим нашу жизнь - среди которых пьянство занимает одно из ведущих мест... Почитать родителей нужно всегда, но вот следовать их планам и указаниям, к сожалению, не всегда.
Что же касается знакомства родственников, то именно в христианской среде, где молодые, готовясь к браку, опираются на совет и благословение своих родителей, они могут близко познакомиться и подружиться задолго до свадьбы.
"Пусть каждый из вас двоих ссылается на желание другого" - советуете вы молодоженам. Тем самым вы учите их лгать!
Ничего подобного. Напротив, мы учим их истине: желание ближнего несравненно важнее своего собственного желания, - особенно для молодых супругов. И более того: смысл брака в том и состоит, чтобы научиться смирять себя перед другим, отвергаться своих намерений и целей ради другого, ради общего, научиться любить.
Можно ли размещать иконы в комнате, где мы спим с мужем?
У вас в супружеской спальне происходит величайшее таинство, дарованное Богом вашему браку, вашей "малой церкви": создание нового человека, зарождение новой жизни. По какой причине вы бы не стали размещать там иконы?
Найдя эту причину, вы обнаружите в себе опаснейшее заблуждение, неприязнь и брезгливость к супружескому соединению, древнюю гностическую ересь, которая и сегодня продолжает угрожать христианскому браку, особенно при попустительстве - а иногда и активном воздействии - всяческих лжестарцев, "церковных ведьм" и других антихристианских сил.
В защиту супружеской тайны
Прошу Вас ответить на мой несколько нескромный и в прямом и переносном смысле вопрос. Мы с мужем живём в браке почти шесть лет, у нас двое детей. Во время нашей близости ему хочется, чтобы я отбросила свою скованность (по его словам вовсе неуместную), вела бы себя не так зажато, и я выполняю его пожелания. Но меня уже успели до замужества просветить в этом вопросе старшие по возрасту прихожанки, что и как можно делать в супружеской спальне. В итоге получается, что фактически из того, что имеет место в нашей семье - ничего нельзя. Муж мне дорог, но я живу в постоянном ощущении греха, повторяя на исповеди одно и то же от раза к разу...
Объективные и очевидные причины препятствуют широкому, свободному и всеохватному обсуждению, почти как в детской шутке: "А теперь, дети, повторим слова, которые нельзя произносить!" В нормальной жизни, к счастью, слова и не нужны: норма христианского брака, благословенных супружеских отношений, не имеющих ничего общего с лживым легализмом, с бесстыдными попытками непрошенных надзирателей сунуть нос в святилище супружеской любви - эта норма воссоздавалась и поддерживалась самой жизнью. Сегодня же мы во многом утратили эту живую связь - и в результате вынуждены прибегать к рассуждениям и обсуждениям, "повторять слова, которые нельзя произносить".
В силу сказанного выше, мы не найдем прямых суждений на этот счет и у Святейшего Патриарха Алексия, который столь часто служит для нас авторитетным источником церковной истины. И тем не менее он тоже дает нам понять, какие опасности подстерегают супругов (и их духовных пастырей!) в результате ошибок в восприятии интимной жизни. Вот слова Святейшего из Обращения на Епархиальном Собрании 2006 г.: "Правильно поступают те священники, которые избегают формализма в этом вопросе, осознавая недопустимость требования изложения подробностей совершения греха, что не только не служит делу спасения кающегося, но чрезвычайно вредит духовнику".
Обратите внимание на последнюю фразу... Заметьте, здесь речь идет о покаянии, о исправлении грехов, а у нас с вами о норме супружеских отношений - что иные лже-пастыри норовят представить в виде греха!
В интимной супружеской жизни действует всё тот же основной христианский принцип, отдать себя. Не «удовлетворить желание», «насладиться» или «насытить страсть» – такие установки ведут лишь к угасанию полноценной половой жизни, как у мужчин, так и у женщин – а именно отдать себя, подчинить свои интимные желания жене (мужу), направить свою волю не на себя, а на радость и счастье другого. Это хорошо известно медикам, специалистам по гигиене брака – и безоговорочно укладывается в христианское понятие о супружестве.
Теперь несколько практических соображений:
Принесите покаяние в том, что в тайну вашей супружеской жизни вмешались "старшие по возрасту прихожанки, что и как можно делать в спальне" - и научитесь (и научите других) впредь ставить надежную защиту на пути чужого вредоносного любопытства.
Меняйте понемногу, исподволь, отношения с вашим мужем. Не надо при этом пускаться ни в какие дискуссии (особенно в вечернее время...), но просто добивайтесь того, чтобы ему с вами было хорошо: думайте об этом, заботьтесь об этом - причем не только в интимном смысле, но и во всех остальных - тем более, что "интимный смысл" в подлинном супружестве неотторжим от "всего остального". И в процессе такой заботливой перестройки направьте мужа по тому же пути в отношении самой себя.
Всерьез займитесь вашей духовной жизнью, искоренением предрассудков, суеверий, невежества. Вам необходимо найти священника, с которым у вас будет полное взаимопонимание, так что таинство исповеди станет для вас настоящим источником просвещения и направлением к совершенству.
Ваши супружеские отношения, развиваясь, должны быть лестницей в Небо для вас обоих. Помните: семья - это малая Церковь.
О беременности
Простите за столь интимный вопрос: как быть с супружеской жизнью во время беременности?
Нет нужды просить прощения: вопрос очень важный и своевременный. Ответим "по пунктам", как всегда бывает со сложными вопросами: вы можете вернуться к обсуждению любого из них для прояснения и уточнения.
1) Среди церковных авторов существует известное разнообразие взглядов на этот вопрос.
2) Благополучие младенца в материнском чреве требует особой осторожности в первые два и последние два месяца беременности.
3) Утверждение, что супруги должны воздерживаться от близости во всё время беременности, поскольку так делают животные, ошибочно: нормы животного мира для человека неприемлемы.
4) Попытки регламентировать интимную связь супругов (кроме явного членовредительства и насилия) не могут быть признаны православными. Этим характерен иудейский Талмуд и родственные ему схоластические заблуждения римо-папизма, отчасти просочившиеся в Церковь в XVII-XIX столетиях. То, что происходит за дверью спальни, остается личным делом мужа и жены; священник на исповеди должен касаться этого предмета с подчеркнутой рассудительностью и тактом.
5) Конкретную линию поведения супруги (совместно или по отдельности, возможно с участием священника на исповеди) должны выработать исходя из конкретной ситуации - как медицинских требований, так и климата в семье, эмоционального и духовного состояния каждого из них и их брачного союза в целом.
О кормлении грудью
Мне сказали, что по церковным канонам все время, пока мать кормит младенца грудью, она не должна иметь с мужем супружеской связи. Правда ли это?
Ещё один "интимный вопрос", столь же важный, но весьма простой. Нет, это неправда. Это ложь. Причем ложь очень опасная, губительная для семьи. Распространяется она как раз теми, кто вопреки церковным канонам, а именно 51-му Апостольскому правилу, ненавидит и унижает брак.
Грудное вскармливание в нормальных условиях продолжается до 12 - 18 месяцев, причем врачи единогласно подтверждают его благотворное влияние и на мать, и на младенца (при постепенном добавлении другой пищи). Оба супруга, после длительного периода воздержания, связанного с последними месяцами беременности и родами, стремятся друг ко другу. Кто же в здравом уме будет добиваться их разъединения еще на год-полтора??
К сожалению, в пастырской практике встречаются случаи тяжелых конфликтов, скорбей и гибели семьи в результате подобного насилия над супругами со стороны проходимцев и лже-старцев. Они ответят за это перед Господом; но мужьям, женам и детям, потерявшим семью, от этого не легче.
Интересно, что даже в Житиях Святых мы находим пример, опровергающий эту вздорную идею. Сестры-мученицы Вера, Надежда и Любовь были погодками - следовательно, они были зачаты своей святой матерью, мученицей Софией, в период грудного вскармливания.
Иеромонах Макарий (Маркиш)
Православная семья – это семья, в которой участвуют трое. Третий – а точнее, первый, – Христос. Он определяет правила и нормы семейной жизни; перед Ним отвечают муж и жена за целостность своего союза и за исполнение своего брачного обета; Он дарит им ни с чем не сравнимое супружеское счастье; Он же и помогает им преодолевать все скорби и трудности.
Начинается семья с бракосочетания. Бракосочетание может быть гражданским, церковным (религиозным), или – как в современной России и в сопредельных странах – двояким: гражданским и церковным. Церковное бракосочетание - это Таинство, особое священнодействие, в котором молодожены приобщаются Божией благодати, дара супружества.
Проблема, однако, состоит в их способности принять этот дар, т. е. в действенности Таинства (как, впрочем, и гражданского акта). Бывает, что молодожены заключают брак лишь по форме, но не по существу, не имея свободного намерения и твердой решимости отдать себя друг другу, полностью и навсегда. В таком печальном случае семья вообще не создается, и вместо развода следовало бы признавать такие браки недействительными ab initio.
"Широкая" свадьба
У нас скоро свадьба. Сразу после венчания мы бы хотели уехать вдвоем на пару недель, но наши родители настаивают на широкой свадьбе с лимузином, шампанским и рестораном - "чтобы не хуже, чем у людей..." Должны ли мы с ними согласиться?
Ни в коем случае - при условии, что между вами двоими есть полное единодушие, как тому и следует быть.
"Широкие" свадьбы с ресторанным застольем, где водка льется рекой, и главная задача - "не ударить лицом в грязь" (за вычетом тех, кто, нагрузившись алкоголем, исполняет это в буквальном смысле), относятся к числу самых пакостных предрассудков, связанных с браком. И православные верующие, конечно, обязаны противостоять этому безумию, особенно когда речь идет об их собственном бракосочетании.
Пусть каждый из вас двоих ссылается на желание другого, а вместе - на пастырский совет священника. Надо держаться спокойно, вежливо, но твердо и даже не без юмора. Например, так:
- Дорогие родственники и друзья! Мы вас очень любим и благодарим за ваше участие к нашему празднику. Если хотите нас навестить, милости просим в любой удобный день после нашего возвращения. Если хотите подарить нам подарки, примем с благодарностью. Если желаете материально поддержать ресторан, просто отдайте туда нужную сумму. Если же хотите, чтобы потратились мы, то скажите, сколько мы вам должны: мы заработаем денег и отдадим...
Для вас широкая свадьба - это пьянка. Так вот, пьянкой она становится только для пьяниц... Самое удивительное, что вы советуете нарушить Заповедь Божью, которая гласит: почитай отца своего и мать свою... Ведь родственники жениха и невесты только на свадьбе зачастую и могут узнать друг друга.
Если Вы прочитаете вопрос, то увидите, что широкая свадьба становится пьянкой не для нас, а для тех, кто его задал, точнее - для их родителей. Исходя из этого сформулирован и ответ.
Ваше возражение относится к христианскому образу жизни и отношений между поколениями, в то время как молодожены, приславшие нам вопрос, не имеют христианского наследия и вынуждены самостоятельно устраивать свою молодую жизнь на христианских началах, в противостоянии анти-христианским обычаям и предрассудкам, отравляющим нашу жизнь - среди которых пьянство занимает одно из ведущих мест... Почитать родителей нужно всегда, но вот следовать их планам и указаниям, к сожалению, не всегда.
Что же касается знакомства родственников, то именно в христианской среде, где молодые, готовясь к браку, опираются на совет и благословение своих родителей, они могут близко познакомиться и подружиться задолго до свадьбы.
"Пусть каждый из вас двоих ссылается на желание другого" - советуете вы молодоженам. Тем самым вы учите их лгать!
Ничего подобного. Напротив, мы учим их истине: желание ближнего несравненно важнее своего собственного желания, - особенно для молодых супругов. И более того: смысл брака в том и состоит, чтобы научиться смирять себя перед другим, отвергаться своих намерений и целей ради другого, ради общего, научиться любить.
Можно ли размещать иконы в комнате, где мы спим с мужем?
У вас в супружеской спальне происходит величайшее таинство, дарованное Богом вашему браку, вашей "малой церкви": создание нового человека, зарождение новой жизни. По какой причине вы бы не стали размещать там иконы?
Найдя эту причину, вы обнаружите в себе опаснейшее заблуждение, неприязнь и брезгливость к супружескому соединению, древнюю гностическую ересь, которая и сегодня продолжает угрожать христианскому браку, особенно при попустительстве - а иногда и активном воздействии - всяческих лжестарцев, "церковных ведьм" и других антихристианских сил.
В защиту супружеской тайны
Прошу Вас ответить на мой несколько нескромный и в прямом и переносном смысле вопрос. Мы с мужем живём в браке почти шесть лет, у нас двое детей. Во время нашей близости ему хочется, чтобы я отбросила свою скованность (по его словам вовсе неуместную), вела бы себя не так зажато, и я выполняю его пожелания. Но меня уже успели до замужества просветить в этом вопросе старшие по возрасту прихожанки, что и как можно делать в супружеской спальне. В итоге получается, что фактически из того, что имеет место в нашей семье - ничего нельзя. Муж мне дорог, но я живу в постоянном ощущении греха, повторяя на исповеди одно и то же от раза к разу...
Объективные и очевидные причины препятствуют широкому, свободному и всеохватному обсуждению, почти как в детской шутке: "А теперь, дети, повторим слова, которые нельзя произносить!" В нормальной жизни, к счастью, слова и не нужны: норма христианского брака, благословенных супружеских отношений, не имеющих ничего общего с лживым легализмом, с бесстыдными попытками непрошенных надзирателей сунуть нос в святилище супружеской любви - эта норма воссоздавалась и поддерживалась самой жизнью. Сегодня же мы во многом утратили эту живую связь - и в результате вынуждены прибегать к рассуждениям и обсуждениям, "повторять слова, которые нельзя произносить".
В силу сказанного выше, мы не найдем прямых суждений на этот счет и у Святейшего Патриарха Алексия, который столь часто служит для нас авторитетным источником церковной истины. И тем не менее он тоже дает нам понять, какие опасности подстерегают супругов (и их духовных пастырей!) в результате ошибок в восприятии интимной жизни. Вот слова Святейшего из Обращения на Епархиальном Собрании 2006 г.: "Правильно поступают те священники, которые избегают формализма в этом вопросе, осознавая недопустимость требования изложения подробностей совершения греха, что не только не служит делу спасения кающегося, но чрезвычайно вредит духовнику".
Обратите внимание на последнюю фразу... Заметьте, здесь речь идет о покаянии, о исправлении грехов, а у нас с вами о норме супружеских отношений - что иные лже-пастыри норовят представить в виде греха!
В интимной супружеской жизни действует всё тот же основной христианский принцип, отдать себя. Не «удовлетворить желание», «насладиться» или «насытить страсть» – такие установки ведут лишь к угасанию полноценной половой жизни, как у мужчин, так и у женщин – а именно отдать себя, подчинить свои интимные желания жене (мужу), направить свою волю не на себя, а на радость и счастье другого. Это хорошо известно медикам, специалистам по гигиене брака – и безоговорочно укладывается в христианское понятие о супружестве.
Теперь несколько практических соображений:
Принесите покаяние в том, что в тайну вашей супружеской жизни вмешались "старшие по возрасту прихожанки, что и как можно делать в спальне" - и научитесь (и научите других) впредь ставить надежную защиту на пути чужого вредоносного любопытства.
Меняйте понемногу, исподволь, отношения с вашим мужем. Не надо при этом пускаться ни в какие дискуссии (особенно в вечернее время...), но просто добивайтесь того, чтобы ему с вами было хорошо: думайте об этом, заботьтесь об этом - причем не только в интимном смысле, но и во всех остальных - тем более, что "интимный смысл" в подлинном супружестве неотторжим от "всего остального". И в процессе такой заботливой перестройки направьте мужа по тому же пути в отношении самой себя.
Всерьез займитесь вашей духовной жизнью, искоренением предрассудков, суеверий, невежества. Вам необходимо найти священника, с которым у вас будет полное взаимопонимание, так что таинство исповеди станет для вас настоящим источником просвещения и направлением к совершенству.
Ваши супружеские отношения, развиваясь, должны быть лестницей в Небо для вас обоих. Помните: семья - это малая Церковь.
О беременности
Простите за столь интимный вопрос: как быть с супружеской жизнью во время беременности?
Нет нужды просить прощения: вопрос очень важный и своевременный. Ответим "по пунктам", как всегда бывает со сложными вопросами: вы можете вернуться к обсуждению любого из них для прояснения и уточнения.
1) Среди церковных авторов существует известное разнообразие взглядов на этот вопрос.
2) Благополучие младенца в материнском чреве требует особой осторожности в первые два и последние два месяца беременности.
3) Утверждение, что супруги должны воздерживаться от близости во всё время беременности, поскольку так делают животные, ошибочно: нормы животного мира для человека неприемлемы.
4) Попытки регламентировать интимную связь супругов (кроме явного членовредительства и насилия) не могут быть признаны православными. Этим характерен иудейский Талмуд и родственные ему схоластические заблуждения римо-папизма, отчасти просочившиеся в Церковь в XVII-XIX столетиях. То, что происходит за дверью спальни, остается личным делом мужа и жены; священник на исповеди должен касаться этого предмета с подчеркнутой рассудительностью и тактом.
5) Конкретную линию поведения супруги (совместно или по отдельности, возможно с участием священника на исповеди) должны выработать исходя из конкретной ситуации - как медицинских требований, так и климата в семье, эмоционального и духовного состояния каждого из них и их брачного союза в целом.
О кормлении грудью
Мне сказали, что по церковным канонам все время, пока мать кормит младенца грудью, она не должна иметь с мужем супружеской связи. Правда ли это?
Ещё один "интимный вопрос", столь же важный, но весьма простой. Нет, это неправда. Это ложь. Причем ложь очень опасная, губительная для семьи. Распространяется она как раз теми, кто вопреки церковным канонам, а именно 51-му Апостольскому правилу, ненавидит и унижает брак.
Грудное вскармливание в нормальных условиях продолжается до 12 - 18 месяцев, причем врачи единогласно подтверждают его благотворное влияние и на мать, и на младенца (при постепенном добавлении другой пищи). Оба супруга, после длительного периода воздержания, связанного с последними месяцами беременности и родами, стремятся друг ко другу. Кто же в здравом уме будет добиваться их разъединения еще на год-полтора??
К сожалению, в пастырской практике встречаются случаи тяжелых конфликтов, скорбей и гибели семьи в результате подобного насилия над супругами со стороны проходимцев и лже-старцев. Они ответят за это перед Господом; но мужьям, женам и детям, потерявшим семью, от этого не легче.
Интересно, что даже в Житиях Святых мы находим пример, опровергающий эту вздорную идею. Сестры-мученицы Вера, Надежда и Любовь были погодками - следовательно, они были зачаты своей святой матерью, мученицей Софией, в период грудного вскармливания.
Иеромонах Макарий (Маркиш)
Комментарии
Кстати, вспомните, что свв. мученицы Вера, Надежда и Любовь были погодками - это как раз и означает, что они были зачаты во время периода грудного вскармливания. вот именно так - и жили благочестивые люди. "К свободе призваны мы, братья" - говорил апостол. Но кто-то всё ещё хочет, чтобы ему всё указывали по мелочам... что ж, напишите автору и выскажите своё возмущение:
http://convent.mrezha.ru/index.htm
Это совсем ничего не означает. Никто не знает точно их разницу в возрасте и как долго кормила их мать молоком. Я, например, всего 4 месяца.
Вот именно, к свободе СОВЕСТИ! Бог хочет чтобы не Он нам диктовал правила поведения как в Ветхом Завете, а чтобы человек поднялся на ступень выше и научился сам рассуждать, что угодно Богу, а что нет. А вот, Вы, Мария, как раз хотите, чтобы все мелочи прописали.
Никто не говорит, что мы должны разом достичь совершенства, но стремление должно быть и понимание того, что мы далеки от идеала.
Почему нельзя иметь близость, когда кормишь? есть ли внятные рассуждения?
Я вот кормила почти до 3х лет. Если бы у нас с мужем не было в это время близости - кто знает, каким бы соблазнам подвергся наш брак, и совершенно необоснованно. я-то как раз не хочу. Мысль, которую я хочу донести своими постами - нет категорически греховного в том, что некоторые почему-то считают грехом. А там пусть каждый решает сам, что ему полезно. "Люби Бога и делай, что хочешь" (блаж. Августин)
Почему нельзя иметь близость, когда кормишь? есть ли внятные рассуждения?
Я вот кормила почти до 3х лет. Если бы у нас с мужем не было в это время близости - кто знает, каким бы соблазнам подвергся наш брак, и совершенно необоснованно. я-то как раз не хочу. Мысль, которую я хочу донести своими постами - нет категорически греховного в том, что некоторые почему-то считают грехом. А там пусть каждый решает сам, что ему полезно. "Люби Бога и делай, что хочешь" (блаж. Августин)
↑ Перейти к этому комментарию
Да никто и не говорит о грехе как таковом. Суть в том, чтобы осозновать, что это не есть правильно. Например, я иду и вижу человека, просящего милостыню. Я дала ему, но могла бы дать больше. Но я зажала. Является ли это грехом? Вроде бы и нет, но это показатель моей падшести, моего состояния, далёкого от совершенства. Поэтому совесть меня мучает. Так и в любой другой ситуации. Близость между мужчиной и женщиной лишь с целью удовлетворения животных инстинктов - состояние не приближающее, а удаляющее от Бога. Просто мы должны понять, что это наша слабость, вот и всё.
Да никто и не говорит о грехе как таковом. Суть в том, чтобы осозновать, что это не есть правильно. Например, я иду и вижу человека, просящего милостыню. Я дала ему, но могла бы дать больше. Но я зажала. Является ли это грехом? Вроде бы и нет, но это показатель моей падшести, моего состояния, далёкого от совершенства. Поэтому совесть меня мучает. Так и в любой другой ситуации. Близость между мужчиной и женщиной лишь с целью удовлетворения животных инстинктов - состояние не приближающее, а удаляющее от Бога. Просто мы должны понять, что это наша слабость, вот и всё.
↑ Перейти к этому комментарию
А если супруги действительно любят друг друга и хотят порадовать друг друга телесной близостью - можно сказать, что тут только инстинкты работают?
При наличии любви - совершенно не приходится говорить о том, что в процессе близости преследуется цель ЛИШЬ удовлетворить свои животные инстинкты. Любовь (в том числе в физическом ее проявлении) - гораздо выше животного мира.
Да никто и не говорит о грехе как таковом. Суть в том, чтобы осозновать, что это не есть правильно. Например, я иду и вижу человека, просящего милостыню. Я дала ему, но могла бы дать больше. Но я зажала. Является ли это грехом? Вроде бы и нет, но это показатель моей падшести, моего состояния, далёкого от совершенства. Поэтому совесть меня мучает. Так и в любой другой ситуации. Близость между мужчиной и женщиной лишь с целью удовлетворения животных инстинктов - состояние не приближающее, а удаляющее от Бога. Просто мы должны понять, что это наша слабость, вот и всё.
↑ Перейти к этому комментарию
Кстати, вспомните, что свв. мученицы Вера, Надежда и Любовь были погодками - это как раз и означает, что они были зачаты во время периода грудного вскармливания. вот именно так - и жили благочестивые люди. "К свободе призваны мы, братья" - говорил апостол. Но кто-то всё ещё хочет, чтобы ему всё указывали по мелочам... что ж, напишите автору и выскажите своё возмущение:
http://convent.mrezha.ru/index.htm
↑ Перейти к этому комментарию
Напишите в Иваново-Вознесенскую епархию, что иеромонах Макарий сеет смуту и ложь.
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
А суть ясна и правильна.
Мы (я подчеркиваю мы, а не вы) немощны и сластолюбивы. Не зря в Апостольских постановлениях написано, что "Сластолюбец не может быть Христолюбцем". Не должно быть безудержной страсти.
А суть ясна и правильна.
Мы (я подчеркиваю мы, а не вы) немощны и сластолюбивы. Не зря в Апостольских постановлениях написано, что "Сластолюбец не может быть Христолюбцем". Не должно быть безудержной страсти.
↑ Перейти к этому комментарию
А когда под сластолюбием понимают силу желания - то, извините, нет. Можно, конечно, иметь близость без особого желания (для мужчины это вообще-то сложно, но если постараться - то можно исполнить "супружеский долг" без особой радости, а для женщины - вообще нет проблем) и заниматься "этим" с монотонностью железных роботов - вот только почему сие считается добродетелью, хоть убейте, не пойму. При такой постановке вопроса вообще непонятно, где границу нормы проводить: вот так - ещё хорошо или уже плохо? А силу влечения какими приборами измерять?
Занятие сексом во время беременности, я отношу к извращениям. На ранних сроках, когда живот ещё не заметен, это возможно как исключение. Но на поздних....Здесь даже не нужно быть верующим, просто иметь какие-то моральные установки чтобы почувствовать, что это ненормально. Часто читала посты, в которых женщины пишут, что их мужья не хотят, не могут, не понимают как это заниматься сексом во время беременности? Многие женщин тоже против. И мне дико, что священники пытаются возвести это в границы нормы. Причём монахи, которые понятия об этом не имеют.
Тут всё индивидуально и, возможно, по совету с духовником. Не пытаются, а по пунктам раскладывают возможные ответы на вопросы. Оля, прежде чем осуждать человека, нужно хотя бы узнать, кто он такой. Хороший человек и опытный священник, в прошлом был женат, у него уже дети взрослые. Кстати, замечательные книги пишет о любви и семье. Могу посоветовать "Уроки любви" ( там не об интиме).
Если все мысли женщины заняты её ребёнком, то депрессии не будет.
Значит, поскольку кто-то где-то в животном мире во время беременности не делает это - вопреки Писанию, и мы так будем? а как же жизнь по Евангелию?
Другое дело, когда муж согласен.
Кстати - а допустимо ли супружеское общение, если у жены КД?
А по данному вопросу церковные авторы, как написал о. Макарий, расходятся. В канонах сие не нашло отражения. Так что - по ситуации.
Я могу сказать, как бы поступала я, если бы была здорова и беременности ничего не угрожало. Скорее всего, я отношусь именно к ьтем женщинам, которые во время беременности не испытывают влечения к мужу (хотя с уверенностью не могу об этом судить, слишком мал опыт). Поэтому, скорее всего, воздерживалась бы с согласия мужа. Но, если бы заметила, что муж впадает в уныние - переменила бы своё поведение в этом плане.
Занятие сексом во время беременности, я отношу к извращениям. На ранних сроках, когда живот ещё не заметен, это возможно как исключение. Но на поздних....Здесь даже не нужно быть верующим, просто иметь какие-то моральные установки чтобы почувствовать, что это ненормально. Часто читала посты, в которых женщины пишут, что их мужья не хотят, не могут, не понимают как это заниматься сексом во время беременности? Многие женщин тоже против. И мне дико, что священники пытаются возвести это в границы нормы. Причём монахи, которые понятия об этом не имеют.
↑ Перейти к этому комментарию
И геи верят.
А апостолы считали.
А что не личное дело? Сколько мне выпить водки или съесть пирожных или просидеть у телевизора, просматривая порнофильмы, разве не моё личное дело?
Совершенно верно. Одним нужен секс во время беременности, другим - втроём, третьим - однополый и т.д.
И геи верят.
А апостолы считали.
А что не личное дело? Сколько мне выпить водки или съесть пирожных или просидеть у телевизора, просматривая порнофильмы, разве не моё личное дело?
Совершенно верно. Одним нужен секс во время беременности, другим - втроём, третьим - однополый и т.д.
↑ Перейти к этому комментарию
И геи верят.
А апостолы считали.
А что не личное дело? Сколько мне выпить водки или съесть пирожных или просидеть у телевизора, просматривая порнофильмы, разве не моё личное дело?
Совершенно верно. Одним нужен секс во время беременности, другим - втроём, третьим - однополый и т.д.
↑ Перейти к этому комментарию
Моисей давал "разводные письма" и фарисеи оправдывались ими перед Христом, но Господь им напоминает, что это ненормально. "Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? 8 Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так."
Когда мы говорим о различных ситуациях в сексуальной жизни христианских супругов, например о сексе во время беременности, то приходится говорить уже о любодеянии.
Вот что мы находим о любодеянии в "Апостольских постановлениях" (Книга 6, гл. 28): "Любодеяние же есть растление собственной плоти, бывающее не для произведения детей, но для одного удовольствия, которое есть знак невоздержания, а не знамение добродетели. И с беременными женами не должны они иметь сообщения; ибо с ними сообщаются не для произведения детей, но для удовольствия, а боголюбец не должен быть сластолюбцем".
Подобных цитат из Священного Предания Церкви можно набрать великое множество.
Я пишу это не для того, чтобы всех нас обвинить во всех страшных грехах и на всех наложить тяжелый подвиг (хотя было бы не плохо), а для того, чтобы мы не оправдывали любодеяние и скорбели над ним, раз уж оно присуствует в нашей жизни.
"Поскольку нарушителям этого постановления ВАпостольские постановления не предписывают никаких прещений, то это также может быть рассмотрено, как возвещение идеала и напоминание об опасностях превышения меры, а не жёсткое безапелляционное правило. Подобным образом, например, Церковь призывает посещать все воскресные и праздничные службы без исключения, показывая человеку, к чему ему надлежит стремиться. Из контекста вполне можно заключить, что лозунг "не сходиться ради удовольствия", а исключитьльно только ради произхведения детей" - это рекомендация, а не призыв к практическому построению жизни. Если дело в те времена... дошло до необходимости письменной фиксации такого правила, то значит, на практике дело обстояло хуже; видимо, так же, как и в настоящее время. Мы видим, что и последующая практика церковного законодательства не приняла какого-нибудь ригористического подхода, оставив проповедь "секса ради зачатия" для частных возвещений церковным проповедникам тем, кто "может вместить"."""
Всё правильно, мы должны стремиться к идеалу. А мы стремиться не хотим. И вместо того, чтобы сожалеть о своей слабости, греховности, мы решили идеал подстроить под себя, чтобы наша совесть успокоилась и никого не мучила. Ведь такие рассуждения - это открытая дорога к гомосексуализму. Попробуйте гомикам доказать, что это грех. Они скажут, что Бог их такими создал, что это природа, безапелляционных правил на этот счёт не существует и т.д. и т.п. При желании можно всё оправдать. Мы уходим от стержня, Господь сказал всем: "Будьте совершенны, как совершеннен Отец ваш Небесный". Скорее всего это была тоже рекомендация, а не призыв к практическому построению жизни. Получается, что Евангелие - это теория и лишь для тех, кто "может вместить".
Пост - по взаимной договорённости. Остальное - на усмотрение супругов. Кто может вместить - пусть вообще воздерживаются, даже в браке. Но не все это могут, и не всем это нужно; как не все могут быть скопцами ради Царствия Небесного, и не все монахи - исихасты. Будем ли считать совершенными тех супругов, которые общаются раз в год исключительно для зачатия? Тогда придётся считать совершенными тех монахов, которые практикуют исихазм - и только их.
Сложный вопрос. Впрочем, в теме рассматриваются конкретные случаи, и даются некоторые рекомендации. По поводу беременности - весьма осторожные, а по поводу близости во время ГВ - вполне однозначные. А почему нельзя?
И еще. Насчет понятий о том, насколько субъективны наши представления об извращении. Сейчас многие считают, что кормить ребенка грудью до 5 лет - это дикость и даже извращение. Да, есть такие мнения. Но ведь в то же время - другая часть женщин считает это абсолютно нормальным и очень желательным для ребенка. К слову, если уж мы беремся сравнивать сегодняшнюю жизнь и старые времена - то раньше почти ВСЕ (за немногими исключениями) женщины кормили до 4- 5 лет. И это считалось тем, чем надо. И разве справедливо сказать: "вот раньше кормили до 4 лет, это показывало степень заботы матери о ребенке, это - тот идеал и совершенство, к чем сегодня - должны все стремиться". Здесь точно также - не может быть никаких общих установок, а все потому, что организмы у всех - разные, желания - у всех разные (некоторые любят кормить, другие - не любят), физиологические возможности - у всех разные.
Это уже совсем из другой оперы. Это не касается нравственной стороны человека, а имеет чисто временной характер. Сейчас модно одно, через 100 лет другое, на отношениях с Богом это никак не сказывается.
А вообще данная тема мне напоминает тему про КД. Ведь другая масса православных считает, что НЕ норма ходить в Храм в КД, что это НЕдостойно. И точно также говорят о том, что, несмотря, что это нигде не закреплено - нужно, мол, чувствовать, что это НЕправильно и Недопустимо. Они также искренне считают, что те, кто ходит в Храм в КД - это люди, не понимающие , где норма. Они точно также говорят о том, что не все, что нам позволено - нам полезно.
Точно также и по этому вопросу. Я , к примеру, считаю, что ГВ - не является препятствием для отношений. После рождения ребенка (опять же по мудрому замыслу Господа) - в пределах 40 дней (плюс/минус) - но женщина физиологически недоступна. Это известно всем. Многие, правда, и более длительное время - не могут восстановиться после родов, но это уже - индивидуально. А вот 40 дней - как правило, все. Но после этого, после восстановления женщины - почему бы нет? Но если кто просто не желает - это его личное дело. Это дело его и его супруга (супруги). Но вот возводить это как правило - не совсем верно. Опять же: многие кормят по много лет.
Вообще мое отношение к этим вопросам исходит из того, что есть однозначные вещи, которые единогласно и четко считаются грехом: убийство, блуд, воровство, зависть, лицемерие, гомосексуализм и многие другие. Здесь нет никаких разногласий между батюшками, между авторитетными источниками - здесь все ясно: это грех, с этим надо бороться, это не есть правильно и не есть норма. А вот по теме , к примеру, о КД или об интимных отношениях (которые не являются по определению грехом) - НЕТ единого мнения. Его нет и среди батюшек. Его нет и среди самих православных. Поэтому - здесь не место категоричным высказываниям, потому что они строятся на наших личных представлениях о том, что есть норма. Я абсолютно точно уверена, что данные вопросы (в частности, о том, когда, сколько и как часто супружеской паре иметь близкие отношения) - находятся в области разумения конкретной пары, строятся на основе того, что подсказывает им совесть. И никаких ОБЩИХ установок - здесь просто не может быть априори. Есть норма, но эта норма - индивидуальная для каждой отдельной взятой семьи, и эта норма определяется ими самими по общему согласию и по своей совести.
"- Интимные отношения в браке важны для христианина или нет?
- Интимные отношения – одна из сторон супружеской жизни. Мы знаем, что Господь установил брак между мужчиной и женщиной для преодоления разделения между людьми, для того, чтобы супруги научились путем работы над собой достигать единства по образу Святой Троицы, как сказал об этом св. Иоанн Златоуст. И, собственно, всё, что сопутствует семейной жизни: интимные отношения, совместное воспитание детей, хозяйство, просто общение между собой и т.д. - все это средства, помогающие супружеской паре достичь доступной для их состояния меры единства. Следовательно, интимные отношения занимают одно из важных мест в супружеской жизни. Это не центр совместного бытия, но и, в то же время, не такая вещь, которая не нужна.
- В какие дни православным христианам нельзя иметь близость?
- Апостол Павел сказал: «Не удаляйтесь друг от друга, разве только по согласию для упражнения в посте и молитве». У православных христиан принято воздерживаться от супружеской близости в дни постов, а также в христианские праздники, которые являются днями усиленной молитвы. Если кому-то интересно, возьмите православный календарь и найдите дни, где указано, когда не совершается браковенчание. Как правило, в те же самые времена православным христианам рекомендуется воздерживаться от супружеских отношений.
- А что касается воздержания в среду, пятницу, воскресенье?
- Да, накануне среды, пятницы, воскресенья или больших праздников и до вечера этого дня воздерживаться нужно. То есть с воскресенья вечера до понедельника – пожалуйста. Ведь если мы в воскресенье венчаем какие-то пары, то подразумевается, что вечером молодожёны будут близки.
- Православные вступают в супружескую близость лишь с целью рождения ребенка или для удовлетворения?
- Православные вступают в супружескую близость по любви. Для того, чтобы, воспользовавшись этими отношениями, опять же, укреплять единство между мужем и женой. Потому что деторождение – лишь одно из средств в браке, но не конечная его цель. Если в Ветхом Завете основной целью брака было деторождение, то в Новом Завете приоритетной задачей семьи становится уподобление Святой Троице. Не случайно, по словам св. Иоанна Златоуста, семья называется малой церковью. Как Церковь, имея главой Христа, объединяет всех своих членов в одно Тело, так же и христианская семья, тоже имеющая своей главой Христа, должна способствовать единству между мужем и женой. И если каким-либо парам Бог не дает детей, то это не повод, чтобы отказываться от супружеских отношений. Хотя, если супруги достигли определенной меры духовной зрелости, то в качестве упражнения в воздержании они могут отдаляться друг от друга, но только по обоюдному согласию и с благословения духовника, то есть священника, хорошо знающего этих людей. Потому что брать на себя такие подвиги самочинно, не ведая собственного духовного состояния, неразумно.
- Я как-то прочитал в православной книге, что один духовник пришел к своим духовным чадам и говорит: «Воля Божия для вас, чтобы вы имели много детей». Можно ли так духовнику говорить, действительно ли это была воля Божия?
- Если духовник достиг абсолютного бесстрастия и видит души других людей, как Антоний Великий, Макарий Великий, Сергий Радонежский, то, думаю, такому человеку закон не писан. А для обычного духовника есть постановление Св. Синода, запрещающего вмешиваться в частную жизнь. То есть священники могут дать совет, но не имеют права принуждать людей к исполнению своей воли. Это категорически запрещено, во-первых, св. Отцами, во-вторых, специальным постановлением Св. Синода от 28 декабря 1998 года, который лишний раз напомнил духовникам об их положении, правах и обязанностях. Следовательно, священник может порекомендовать, но его совет не будет обязательным для исполнения. Тем более, нельзя заставлять людей брать на себя такое тяжелое иго.
- Значит, церковь не призывает супружеские пары быть обязательно многодетными?
- Церковь призывает супружеские пары быть Богоподобными. А многодетность или малодетность – это уже зависит от Бога. Кто что может вместить – да вмещает. Слава Богу, если семья в состоянии воспитать много детей, но для некоторых людей это может явиться непосильным крестом. Вот почему в основах соцконцепции РПЦ очень деликатно подходят к этому вопросу. Говоря, с одной стороны, об идеале, т.е. чтобы супруги полностью положились на волю Божию: сколько даст Господь детей, столько и даст. С другой стороны существует оговорка: не достигшие такого духовного уровня должны в духе любви и благожелательности советоваться с духовником о вопросах своей жизни.
Как часто супругам можно иметь близость, чтобы это попечение о плоти не превратилось в похоть?
- Думаю, каждая супружеская пара сама для себя определяет разумную меру, потому что здесь нельзя давать какие-то ценные указания, установки. Мы же точно так же не расписываем, сколько православному можно съесть в граммах, выпить в литрах в день пищи и пития, чтобы попечение о плоти не превратилось в чревоугодие.
- Знаю одну верующую пару. У них такие обстоятельства, что когда они встречаются после долгой разлуки, то в день могут несколько раз «этим» заниматься. Является ли это нормальным с духовной точки зрения? Как вы считаете?
- Для них, может быть, нормально. Я же не знаю этих людей. Строгой нормы нет".
О. Андрей Сигутин.
Здесь я вот с этим согласна:
"С православной точки зрения, ни одно из противозачаточных средств не лучше другого – все они одинаково безрадостны для истинно любящих" (прот. Ф. Хопко. Основы Православия. Нью-Йорк, 1989, стр.321), ибо в акт любви (Бог есть любовь, и в любви "зачал" мир) вносится страдание от внутреннего раздвоения. Но дело не только в этом. Конечно, есть семьи, где идут на благородный риск и вопреки всему, надеясь на милость Божию, рожают 5-10 детей. Но в падшем человеческом бытии использование противозачаточных средств, в частности, презервативов, там, где действительно существует брак, где отношениями движут не эгоизм и похоть, может свидетельствовать о вынужденно-ответственном подходе человека к планированию своей семьи, ибо в отличие от животных ему это право в принципе дано. Задача Церкви как общины Христа состоит не в осуждении противозачаточных средств, а в реальной помощи, которую она по мере сил может оказывать молодой семье христиан.
Во-вторых, это причины медицинского характера, разного рода противопоказания, в основном у женщин. Необходимо помнить о том, что беременность и роды сильно изнашивают организм женщины.
Противозачаточный метод упорядочения отношений в соответствии с женским циклом является как бы использованием природного "шанса". Однако, полностью устранить возможность зачатия нельзя и жизнь может возникнуть при любом способе предохранения. В этом случае христианин должен смириться и принять это как волю Божию, превозмогающую человеческое маловерие: если Бог настоял на Своем, то Он поможет и вырастить дитя. "
Вообще мое отношение к этим вопросам исходит из того, что есть однозначные вещи, которые единогласно и четко считаются грехом: убийство, блуд, воровство, зависть, лицемерие, гомосексуализм и многие другие. Здесь нет никаких разногласий между батюшками, между авторитетными источниками - здесь все ясно: это грех, с этим надо бороться, это не есть правильно и не есть норма. А вот по теме , к примеру, о КД или об интимных отношениях (которые не являются по определению грехом) - НЕТ единого мнения. Его нет и среди батюшек. Его нет и среди самих православных. Поэтому - здесь не место категоричным высказываниям, потому что они строятся на наших личных представлениях о том, что есть норма. Я абсолютно точно уверена, что данные вопросы (в частности, о том, когда, сколько и как часто супружеской паре иметь близкие отношения) - находятся в области разумения конкретной пары, строятся на основе того, что подсказывает им совесть. И никаких ОБЩИХ установок - здесь просто не может быть априори. Есть норма, но эта норма - индивидуальная для каждой отдельной взятой семьи, и эта норма определяется ими самими по общему согласию и по своей совести.
"- Интимные отношения в браке важны для христианина или нет?
- Интимные отношения – одна из сторон супружеской жизни. Мы знаем, что Господь установил брак между мужчиной и женщиной для преодоления разделения между людьми, для того, чтобы супруги научились путем работы над собой достигать единства по образу Святой Троицы, как сказал об этом св. Иоанн Златоуст. И, собственно, всё, что сопутствует семейной жизни: интимные отношения, совместное воспитание детей, хозяйство, просто общение между собой и т.д. - все это средства, помогающие супружеской паре достичь доступной для их состояния меры единства. Следовательно, интимные отношения занимают одно из важных мест в супружеской жизни. Это не центр совместного бытия, но и, в то же время, не такая вещь, которая не нужна.
- В какие дни православным христианам нельзя иметь близость?
- Апостол Павел сказал: «Не удаляйтесь друг от друга, разве только по согласию для упражнения в посте и молитве». У православных христиан принято воздерживаться от супружеской близости в дни постов, а также в христианские праздники, которые являются днями усиленной молитвы. Если кому-то интересно, возьмите православный календарь и найдите дни, где указано, когда не совершается браковенчание. Как правило, в те же самые времена православным христианам рекомендуется воздерживаться от супружеских отношений.
- А что касается воздержания в среду, пятницу, воскресенье?
- Да, накануне среды, пятницы, воскресенья или больших праздников и до вечера этого дня воздерживаться нужно. То есть с воскресенья вечера до понедельника – пожалуйста. Ведь если мы в воскресенье венчаем какие-то пары, то подразумевается, что вечером молодожёны будут близки.
- Православные вступают в супружескую близость лишь с целью рождения ребенка или для удовлетворения?
- Православные вступают в супружескую близость по любви. Для того, чтобы, воспользовавшись этими отношениями, опять же, укреплять единство между мужем и женой. Потому что деторождение – лишь одно из средств в браке, но не конечная его цель. Если в Ветхом Завете основной целью брака было деторождение, то в Новом Завете приоритетной задачей семьи становится уподобление Святой Троице. Не случайно, по словам св. Иоанна Златоуста, семья называется малой церковью. Как Церковь, имея главой Христа, объединяет всех своих членов в одно Тело, так же и христианская семья, тоже имеющая своей главой Христа, должна способствовать единству между мужем и женой. И если каким-либо парам Бог не дает детей, то это не повод, чтобы отказываться от супружеских отношений. Хотя, если супруги достигли определенной меры духовной зрелости, то в качестве упражнения в воздержании они могут отдаляться друг от друга, но только по обоюдному согласию и с благословения духовника, то есть священника, хорошо знающего этих людей. Потому что брать на себя такие подвиги самочинно, не ведая собственного духовного состояния, неразумно.
- Я как-то прочитал в православной книге, что один духовник пришел к своим духовным чадам и говорит: «Воля Божия для вас, чтобы вы имели много детей». Можно ли так духовнику говорить, действительно ли это была воля Божия?
- Если духовник достиг абсолютного бесстрастия и видит души других людей, как Антоний Великий, Макарий Великий, Сергий Радонежский, то, думаю, такому человеку закон не писан. А для обычного духовника есть постановление Св. Синода, запрещающего вмешиваться в частную жизнь. То есть священники могут дать совет, но не имеют права принуждать людей к исполнению своей воли. Это категорически запрещено, во-первых, св. Отцами, во-вторых, специальным постановлением Св. Синода от 28 декабря 1998 года, который лишний раз напомнил духовникам об их положении, правах и обязанностях. Следовательно, священник может порекомендовать, но его совет не будет обязательным для исполнения. Тем более, нельзя заставлять людей брать на себя такое тяжелое иго.
- Значит, церковь не призывает супружеские пары быть обязательно многодетными?
- Церковь призывает супружеские пары быть Богоподобными. А многодетность или малодетность – это уже зависит от Бога. Кто что может вместить – да вмещает. Слава Богу, если семья в состоянии воспитать много детей, но для некоторых людей это может явиться непосильным крестом. Вот почему в основах соцконцепции РПЦ очень деликатно подходят к этому вопросу. Говоря, с одной стороны, об идеале, т.е. чтобы супруги полностью положились на волю Божию: сколько даст Господь детей, столько и даст. С другой стороны существует оговорка: не достигшие такого духовного уровня должны в духе любви и благожелательности советоваться с духовником о вопросах своей жизни.
Как часто супругам можно иметь близость, чтобы это попечение о плоти не превратилось в похоть?
- Думаю, каждая супружеская пара сама для себя определяет разумную меру, потому что здесь нельзя давать какие-то ценные указания, установки. Мы же точно так же не расписываем, сколько православному можно съесть в граммах, выпить в литрах в день пищи и пития, чтобы попечение о плоти не превратилось в чревоугодие.
- Знаю одну верующую пару. У них такие обстоятельства, что когда они встречаются после долгой разлуки, то в день могут несколько раз «этим» заниматься. Является ли это нормальным с духовной точки зрения? Как вы считаете?
- Для них, может быть, нормально. Я же не знаю этих людей. Строгой нормы нет".
О. Андрей Сигутин.
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
"Поскольку нарушителям этого постановления ВАпостольские постановления не предписывают никаких прещений, то это также может быть рассмотрено, как возвещение идеала и напоминание об опасностях превышения меры, а не жёсткое безапелляционное правило. Подобным образом, например, Церковь призывает посещать все воскресные и праздничные службы без исключения, показывая человеку, к чему ему надлежит стремиться. Из контекста вполне можно заключить, что лозунг "не сходиться ради удовольствия", а исключитьльно только ради произхведения детей" - это рекомендация, а не призыв к практическому построению жизни. Если дело в те времена... дошло до необходимости письменной фиксации такого правила, то значит, на практике дело обстояло хуже; видимо, так же, как и в настоящее время. Мы видим, что и последующая практика церковного законодательства не приняла какого-нибудь ригористического подхода, оставив проповедь "секса ради зачатия" для частных возвещений церковным проповедникам тем, кто "может вместить"."""
↑ Перейти к этому комментарию
Вам есть что сказать по существу вопроса? в частности, по поводу св. Софии и её дочерей, зачатых ао время ГВ?
↑ Перейти к этому комментарию
Минусы - за неумение обосновать свои эмоции и держать их под контролем.
И переход на личности.
"Поскольку нарушителям этого постановления ВАпостольские постановления не предписывают никаких прещений, то это также может быть рассмотрено, как возвещение идеала и напоминание об опасностях превышения меры, а не жёсткое безапелляционное правило. Подобным образом, например, Церковь призывает посещать все воскресные и праздничные службы без исключения, показывая человеку, к чему ему надлежит стремиться. Из контекста вполне можно заключить, что лозунг "не сходиться ради удовольствия", а исключитьльно только ради произхведения детей" - это рекомендация, а не призыв к практическому построению жизни. Если дело в те времена... дошло до необходимости письменной фиксации такого правила, то значит, на практике дело обстояло хуже; видимо, так же, как и в настоящее время. Мы видим, что и последующая практика церковного законодательства не приняла какого-нибудь ригористического подхода, оставив проповедь "секса ради зачатия" для частных возвещений церковным проповедникам тем, кто "может вместить"."""
↑ Перейти к этому комментарию
О чем я и пытаюсь сказать. Нужно признать нашу падшесть и то, к чему нам нужно стремиться.
А про ГВ вообще молчу...
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
Это не смешно. Воспитание - играет очень большую роль. Очень часто то , что заложили родители (чувство брезгливости к интимным отношениям или наоборот: слишком легкомысленного к ним отношение) - довлеет над человеком всю жизнь.
Это глупость. Если человек ищет, то всегда найдёт. А если не ищет, то всегда себя оправдает. Иногда мы просто сами хотим в это верить.
Да нет таких указаний. Никто не говорит, что в обычные дни нужно воздерживаться. Каждая пара для себя сама всё решает.
Это глупость. Если человек ищет, то всегда найдёт. А если не ищет, то всегда себя оправдает. Иногда мы просто сами хотим в это верить.
↑ Перейти к этому комментарию
Это глупость. Если человек ищет, то всегда найдёт. А если не ищет, то всегда себя оправдает. Иногда мы просто сами хотим в это верить.
↑ Перейти к этому комментарию
Это не смешно. Воспитание - играет очень большую роль. Очень часто то , что заложили родители (чувство брезгливости к интимным отношениям или наоборот: слишком легкомысленного к ним отношение) - довлеет над человеком всю жизнь.
↑ Перейти к этому комментарию
Скажу честно: ни один женатый мужчина не может быть полностью счастлив, если у него проблемы интимного плана. Ни одна семейная пара не будет жить в совете да любви, если эти проблемы касаются обоих. Мржно даже проблпмы эти игнорировать... но они всё равно вылезут в какихто скандалах, раздражительности, направленной на других людей... А как только такие проблемы начинают решаться - и куда ушли скандалы! И как начинают меняться в лучшую сторону оба супруга! не скажу, что интим - единственный источник проблем в браке, но зачастую именно так и бывает. Знаем...
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
А уже был суд? Что постановили?
Абсолютно верно. Только это мои грехи, к счастью, у тебя таких нет.
Да, такие есть. Например, многие святые отказывались от супружеской жизни.
И к чему эти язвы?
А уже был суд? Что постановили?
Абсолютно верно. Только это мои грехи, к счастью, у тебя таких нет.
Да, такие есть. Например, многие святые отказывались от супружеской жизни.
↑ Перейти к этому комментарию
З.Ы. Писав о том, что нужно научиться тому, что требуется от стандартного мирянина - имела ввиду СЕБЯ (а то уже боюсь комментарии писать).
Это не более "утонченные" грехи. Я бы сказала, что это - дважды два, к чему должны стремиться все православные. И это первое, к чему должны стремиться те, кто только приходит к вере. Было бы странно, если бы вновь обращенным - ставили такую задачу: Вы сначала научитесь жить без мяса, а потому уже - работайте над "утонченными" грехами. Нет, сначала нужно научиться элементарному, а потом - подниматься по лестнице. Хотя понятие "элементарное" - ведь тоже субъективно. Быть может, для кого-то гораздо легче отказаться от мяса или от супружества, но вот трудно перебороть другие пороки. Это субъективно.
С концом предложения согласна, но вот начало меня просто убило. Как дважды два? Ты уверена? Святые до последнего боролись со своими помыслами.
Если это такое элементарное, то почему же тогда на каждой исповеди священники слышат одно и тоже?
А вот если человек уходит в монастырь, то от супружества и мяса отказывается в одно мгновение.
Ты не поняла. Я сейчас не конкретно о каком-то Святом писала. Я писала лишь о теории (причем со своей субъективной точки зрения): сначала (лично мне) нужно научиться базису: воздерживаться от греха. Потом - можно осваивать иное. НО! Опять же, перейдя к отказу от мяса - это совсем не означает, что ты навсегда освободился, к примеру, от порока зависти. Он может продолжать всплывать. Но ты его осознаешь и борешься с ним, а не наивно полагаешь, что, поскольку не ешь мясо - можно и позлобствовать. Так что я совсем не говорю о том, что Святые не боролись с помыслами.
Вооот. Именно поэтому я ниже написала: у каждого свое слабое место, кому -то - проще отказаться от мяса, но вот от других пороков - очень трудно. И опять же: я , наверное, неправильно выразилась: это не "элементарное" (потому что сама по себе знаю, насколько трудно, к примеру, избавиться от ежедневного осуждения), но это - первое, что нужно достичь, потому что никакая диета (ни мясная, ни супружеская) - не восполнит дефицита смирения, терпения и неосуждения.
Ну, в монастырь..Здесь нельзя на монахов ориентироваться. Они приняли такое решение, оценили свои духовные силы и пошли служить Богу. Не зря, есть правила для обычных мирян и для священнослужителей: они разные. Мне лично еще бы добраться до середины того, что составляет базис поведения средней мирянки.
Это не более "утонченные" грехи. Я бы сказала, что это - дважды два, к чему должны стремиться все православные. И это первое, к чему должны стремиться те, кто только приходит к вере. Было бы странно, если бы вновь обращенным - ставили такую задачу: Вы сначала научитесь жить без мяса, а потому уже - работайте над "утонченными" грехами. Нет, сначала нужно научиться элементарному, а потом - подниматься по лестнице. Хотя понятие "элементарное" - ведь тоже субъективно. Быть может, для кого-то гораздо легче отказаться от мяса или от супружества, но вот трудно перебороть другие пороки. Это субъективно.
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
Вообще, брать на себя подвиг выше меры - неразумно и неполезно. А научиться не осуждать других вообще любому по силам.
Я ежедневно борюсь, но так и не получается пока что. Не словом, так в мыслях - невольно осуждаю.
А уже был суд? Что постановили?
Абсолютно верно. Только это мои грехи, к счастью, у тебя таких нет.
Да, такие есть. Например, многие святые отказывались от супружеской жизни.
↑ Перейти к этому комментарию
Причина: все уже высказались. Спорить не вижу смысла, тем более, пост на дворе.
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: